Полномочия уполномоченного по правам ребенка

Полномочия Уполномоченного по правам ребенка а Российской Федерации

Должность Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка была учреждена Указом Главы государства от 9 сентября 2009 года в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в стране.

Согласно вышеназванному Указу Президента России, Уполномоченный по правам ребенка назначается на должность и освобождается от нее Президентом Российской Федерации. Для выполнения своих правозащитных обязанностей омбудсмен наделен широкими полномочиями. В частности, он имеет право:

· запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

· беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

· проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

· направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

· привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основеОб Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. №986.

Все эти нормы, по сути дела, взяты из Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Федеральный Уполномоченный по правам человека наделен законом также правом «поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы». Кроме того, ему разрешено «знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решениями (приговорами) которые вступили в законную силу, а также прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел».

Таких прав нет у Уполномоченного при Президенте по правам ребенка. Но, Указ, который регламентировал деятельность детскогоомбудсмана, в самом конце содержал еще один пункт: «Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации учредить должность уполномоченного по правам ребенка».

Уполномоченный информирует государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере соблюдения прав и свобод ребенка в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам ребенка в субъектах РФ, неправительственными правозащитными организациями, средствами массовой информации.

Подготовка ежегодных докладов о деятельности, а также специальных докладов, доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности дает возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав ребенка как в целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества, является мощным рычагом воздействия на общественное мнение Османов Т.С. Имеет ли право обратиться в суд надзорной инстанции Уполномоченный по правам человека // Юрист. 2009. №6.- С.21..

Основная масса дел, связанных с восстановлением нарушенных прав ребенка, рассматривается на основе поступающих по почте письменных заявлений обращений и жалоб граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.

Уполномоченный оказывает консультационную помощь гражданам, желающим реализовать свое конституционное право обратиться в международные органы по правам человека (Европейский Суд, Комитет ООН по правам человека и другие).

Одним из главных способов реализации Уполномоченным своих контрольных функций является процесс рассмотрения жалоб граждан РФ, а также обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

Подобное правило существует в Новой Зеландии, Польше, Швеции и других странах.

Законодатель устанавливает некоторые изъятия из сферы компетенции Уполномоченного, в соответствии с которыми Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также законодательных (представительных) органов субъектов РФ.

Ребенок может обращаться со своей жалобой, как к уполномоченному субъекта, так и к Уполномоченному на федеральном уровне. Если ребенок в начале обратился со своей жалобой к Уполномоченному по правам ребенка в субъекте РФ — это не является причиной для отказа в принятии жалобы по аналогичной проблеме Уполномоченным по правам ребенка в РФ.

Компетенция Уполномоченного распространяется на жалобы граждан, находящихся в местах принудительного содержания, например, в тюрьмах, камерах предварительного заключения, колониях и т.п. Администрация мест принудительного содержания обязана отправлять Уполномоченному обращения к нему лиц, содержащихся в этих местах в четко определенный период времени, который равен 24 часам с момента поступления в администрацию обращения. Администрация не имеет право вскрывать эти письма, либо иным образом подвергать их просмотру.

Уполномоченный наделен свободным усмотрением при решении вопроса, начинать производство по жалобе или нет. Российское законодательство предоставляет Уполномоченному четыре возможности.

Во-первых, он может принять жалобу к своему рассмотрению, если ранее заявитель обжаловал решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих в судебном либо административном порядке, но остался недоволен решением, принятым по его жалобе. Кроме того, Уполномоченный принимает жалобу, если она подана ему не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Во-вторых, Уполномоченный имеет право не принимать жалобу, сославшись на ст. 16 Закона, а разъяснить заявителю, куда ему следует обратиться в первую очередь для защиты своих прав и свобод.

В-третьих, Уполномоченный в случае необходимости имеет право сам передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу.

В-четвертых, Уполномоченный имеет право отказать в принятии к своему рассмотрению жалобы.

Уполномоченный обязан в течение десяти дней уведомить заявителя о своем решении. Если Уполномоченный принимает жалобу к своему рассмотрению, то он обязан также проинформировать об этом соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются.

Уполномоченный наделен широкими полномочиями при проведении проверочных действий. В соответствии с Законом он имеет право посещать любые органы государственной власти, органы системы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения. Никто не должен препятствовать Уполномоченному в осуществлении его праваХаманева Н.Ю. Постатейный комментаpий к Федеральному конституционному закону Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. — Система ГАРАНТ, 2009..

Уполномоченный может проводить проверочные действия как самостоятельно, так и совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами, государственными служащими. Он наделен правом поручать компетентным государственным учреждениям в случае необходимости проведение экспертизы и на основе ее результатов подготовку заключений по тем вопросам, которые необходимо выяснить в ходе работы с жалобой.

С учетом широкой компетенции Уполномоченного к его правам относится также ознакомление с уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушения, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу. Кроме того, он может знакомиться с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

При осуществлении своих полномочий, Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема всеми руководителями и другими должностными лицами всех структур, которые расположены на территории РФ.

Уполномоченные по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации

социальный уполномоченный ребенок право

Непременная часть правового регулирования любых общественных отношений, в том числе и семейных, — защита прав, предоставленных субъекту государством. Осуществление этих прав напрямую связано с их защитой. Субъективное право, предоставленное лицу, но не обеспеченное необходимыми средствами защиты, является лишь «декларативным правом». Вот почему защита как правовая категория входит в число заслуживающих особого внимания предметов научного исследования, причем как со стороны специалистов в области теории права, так и тех, кто занимается конкретными отраслями права, особенно гражданского. Что же касается семейного права, то защита, как таковая, освещалась достаточно скупо, несмотря на то, что она не раз упоминалась в Семейном кодексе: во-первых, в ст. 1, определяющей основные начала семейного законодательства, во-вторых, в гл. 2, посвященной осуществлению и защите семейных прав. В первом случае воспроизводится текст ст. 7, 38 Конституции РФ, где говорится, что «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства». Во втором предусматривается право на защиту гражданином своих прав, вытекающих из семейных отношений. В ст. 8 Семейного кодекса РФ формулируется общее правило: «Защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными соответствующими статьями» Семейного кодекса. И надо сразу сказать, что в большинстве случаев прямого указания на то, что в Семейном кодексе речь идет о защите прав ребенка, нет. Исключение составляют ст. 56, предусматривающая право ребенка на защиту, ст. 64, регламентирующая права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей, ст. 68, посвященная защите родительских прав. Тем не менее, предметом более пристального внимания, особенно в последние годы, стала такая тема, как защита прав, интересов ребенка Кравчук В.Н. Обеспечение права ребёнка на жизнь и воспитание в семье в свете рекомендаций Комитета ООН по правам ребёнка //Гражданин и право, 2009, № 10, с.18.

Внимание к такой острой теме, как защита прав, интересов ребенка, с одной стороны, есть свидетельство небезразличного отношения к судьбе детей в современной России, с другой — порождает немало вопросов теоретического характера, от правильного разрешения которых в немалой степени зависит качество правоприменения. В их числе вопрос о соотношении понятий «охрана детства» и «защита прав ребенка». Чаще всего они смешиваются. Между тем детство есть определенный возрастной период жизни человека, и его качество зависит от множества факторов социального, экономического порядка, не имеющих отношения к семейному праву, которое охраной детства напрямую не занимается. Однако каждый ребенок как гражданин имеет право на охрану его детства, особенно в период первых лет своей жизни. Что же касается прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством, то они определяют его семейно-правовой статус и заключаются в предоставляемой ему возможности быть субъектом семейных правоотношений. Причем охрана и защита различаются по способам обеспечения. К тому же охрана ребенка регулируется разными отраслями законодательства (трудовым, административным, гражданским и проч.), тогда как защита несовершеннолетнего в семейно-правовой сфере осуществляется семейным законодательством. Но это обстоятельство не исключает, а наоборот, предполагает тесную связь охраны и защиты прав ребенка, так как их охрана означает создание условий для благоприятного развития несовершеннолетнего, а защита как действие (от глагола защищать) имеет место в случае нарушения его прав. Вместе с тем существование правовых норм, прямо или косвенно посвященных защите, в определенной мере выполняет функцию охраны. Их сближают и одинаковые объекты государственного внимания: права и интересы ребенка.

Говоря об объектах семейно-правовой защиты ребенка, надо сказать, что, как правило, в Семейном кодексе упоминаются одновременно два понятия: права и интересы. Однако они не совпадают. Во-первых, потому что существует бесспорное определение права как предоставленной государством возможности действовать, одобряемым государством образом. Нельзя не добавить, что право есть объективная категория, чего нельзя сказать об интересах ребенка вообще. К тому же права ребенка четко сформулированы в Семейном кодексе РФ. Во-вторых, потому, что интересы несовершеннолетнего в семейно-правовой сфере носят сложный, как бы «многослойный» характер, поскольку учитывают интересы государства, родителей, самого ребенка. Они меняются по мере его взросления, нередко зависят от социальных, экономических условий, которые его окружают. Иначе говоря, интересы детей не являются единожды и навсегда данной категорией, она меняется. Однако права и интересы не просто «соседствуют» в одном законодательном акте — Семейном кодексе РФ, но и взаимодействуют, поскольку их объединяет единство цели.

Система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, а также контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка (как ведомственных — органы образования, здравоохранения и др., так и надведомственных и межведомственных — органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства) в Российской Федерации, в основном, давно сложилась. Однако реальное положение дел свидетельствует о недостаточности такого содействия и контроля, поскольку на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивается. Существующий контроль в подавляющем большинстве случаев означает контроль, осуществляемый органами исполнительной власти за собственными действиями (действиями учреждений, подчиненных органам исполнительной власти). К тому же контроль этот — узковедомственный: лишь в рамках компетенции ведомства. Введение в России должности Уполномоченного по правам человека также показало, что функции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и процедуры их реализации не позволяют эффективно обеспечить защиту и восстановить нарушенные права ребенка Нечаева АМ. Защита интересов ребёнка: семейно-правовые предпосылки //Государство и право, 2010, № 6, с.79.

С 1998 года Минтруд России совместно с рядом регионов и при поддержке ЮНИСЕФ начал реализовывать проект по введению должности Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Порядок назначения и организационно-правовой статус региональных Уполномоченных различен. Пока в большинстве случаев Уполномоченные включены в систему исполнительной власти и назначаются главами администраций. Но в последнее время они всё чаще назначаются законодательным органом или с его согласия. Тем самым Уполномоченные приобретают парламентский статус и имеют большую независимость от исполнительной власти, что повышает эффективность их работы.

В Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском и Красноярском краях, Республике Северной Осетии-Алании, Самарской области для обеспечения деятельности регионального Уполномоченного учрежден аппарат Уполномоченного или аналогичные ему структуры.

Модель института контроля за обеспечением прав и законных интересов детей на региональном уровне — Уполномоченного по правам ребенка — характеризуется следующим.

Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации своей деятельностью дополняет уже существующие формы и средства защиты прав ребенка, не подменяя традиционные для России структуры, в компетенции которых находятся те или иные компоненты обеспечения прав и законных интересов ребенка (органы образования, здравоохранения, социальной защиты, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, прокуратура).

В своей деятельности региональные Уполномоченные по правам ребенка тесно сотрудничают со всеми структурами и органами государственной власти, в чью компетенцию входит обеспечение прав детей, а также с общественными, в том числе правозащитными, организациями. Как правило, при Уполномоченных по правам ребенка действуют общественные приемные, где работают квалифицированные юристы.

Круг вопросов защиты прав несовершеннолетних, отнесенный к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних, не охватывает всего спектра прав детей, а ограничивается профилактикой безнадзорности и беспризорности и другими производными от этого вопросами, то есть по сути комиссии занимаются неблагополучными детьми. Комиссии по делам несовершеннолетних формируются из представителей органов исполнительной власти, работающих в комиссиях на общественных началах. Спектр проблем положения детей, которыми занимается Уполномоченный, шире, чем у комиссии, и, кроме того, он занимается ими лично и на постоянной основе, в том числе и с помощью своего аппарата. По следующим причинам Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не может столь же эффективно, как это делает Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, осуществлять функции защиты прав ребенка. Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в основном определена как рассмотрение жалоб, а процедура их подачи исключает возможность подачи жалобы ребенком (необходимо обращаться письменно, жалоба должна содержать изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, и сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке) Лактюнкина Е.А. Права ребенка в контексте концепции устойчивого развития: дис. … канд. юрид. наук. — Уфа, 2005 — С.96.

Имеет смысл обратить внимание на особенности каждой разновидности спора, когда всякий раз имеет место разное сочетание интересов ребенка, родителей, государства. Естественно, имеется в виду ситуация, когда стороны не достигли соглашения и спор предстоит разрешать суду. Пункт 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ дает подробный перечень обстоятельств, подлежащих учету при рассмотрении дела, о чем уже говорилось. К сказанному имеет смысл добавить, что суду предстоит исходить из интересов детей и с учетом мнения детей. Что касается первого призыва, то он носит общий, как бы напоминающий характер. А в чем заключаются эти интересы, еще предстоит определить. Учет мнения детей при разрешении спора о месте их проживания с одним из родителей не является строго обязательным. Причем п. 3 ст. 65 СК РФ не упоминает о возрасте ребенка, чье мнение желательно принять во внимание.

С десятилетним возрастом связаны совершенно другие споры. Заблуждения на этот счет чреваты вынесением нежелательного судебного решения. И что еще примечательно — ни одно из перечисленных обстоятельств, подлежащих выяснению в судебном заседании, не относится к числу приоритетных. Все они оцениваются по отдельности и в своей совокупности, что позволяет определить, интересам кого послужит вынесенное судом решение, в чем будет заключаться миссия судебной защиты прав ребенка: надо полагать, прежде всего в устранении препятствий в реализации права ребенка на жизнь и воспитание в семье, пусть даже усеченной из-за раздельного проживания родителей; одного из родителей, проживающего почему-либо отдельно от своего ребенка; государства, заинтересованного в том, чтобы на развитии ребенка не сказалось полное отсутствие одного из родителей.

Определение интересов при лишении родительских прав родителей (одного из них), по сути, не сложно. Очевидно, что с утратой родительских прав и последующей изоляцией несовершеннолетних детей от опасности, исходящей от родителя, это благо для ребенка, даже если он не осознает своего положения. Об интересе лица, утратившего свои родительские права, говорить не приходится. И наконец, судебное решение о лишении родительских прав свидетельствует о проявлении государственном интереса, принимающим меры для нормального развития ребенка в семье. Иначе ограничиваются родительские права в порядке ст. 73 СК РФ. В данном случае приходится говорить о намерении государства сохранить для ребенка семью, когда есть надежда изменить в лучшую сторону существующие в семье отношения. Профилактическая направленность этой статьи служит тому прямым доказательством. Сохранение правовой связи отобранного у родителя ребенка с матерью или отцом явно в интересах несовершеннолетнего и, конечно, того, кому государство предоставляет возможность изменить свое отношение к родительскому долгу.

Полная утрата родительских прав (ст. 69 СК) не порождает тупиковой, не имеющей выхода ситуации. В интересах государства, родителя, утратившего свои права по решению суда, ребенка ст. 72 СК РФ допускает при определенных условиях восстановление родительских прав. Чтобы оно состоялось, лицу, чьи права ограничены судом, необходимо изменить свое поведение, образ жизни, отношение к воспитанию своего ребенка. Только тогда будут удовлетворены интересы всех участников спора.

Отмена усыновления относится к редким событиям, имеющим серьезные последствия, чаще всего негативные для несовершеннолетнего. Не случайно поэтому она производится только в судебном порядке с участием прокурора и представителя органов опеки и попечительства (п. 1, 2 ст. 140 СК). В результате отмены усыновления по причине невыполнения усыновителями обоих прав и обязанностей, тождественных родительским (невыполнение обязанностей по воспитанию усыновленного, злоупотребление правом на его воспитание, хронический алкоголизм, наркомания усыновителя), устраняются препятствия для реализации права каждого несовершеннолетнего на жизнь и воспитание в семье, естественно благополучной. Это, безусловно, в интересах ребенка и в какой-то мере усыновителей, руководствующихся своими сугубо эгоистическими интересами. А в интересах государства — прекратить существование такой семьи, которая не отвечает своему назначению. Но согласно п. 2 ст. 141 СК РФ отмена усыновления допустима и по другим основаниям, например его сохранение не в интересах усыновленного (не сложились близкие отношения в приемной семье, появились желание и возможность вернуться к кровным родителям и т.д.) или приходится не учитывать интересы усыновителей, если они против отмены. Но не исключается совпадение интересов усыновителей и усыновленного, когда их намерения совпадают. Что касается интересов государства, то оно не заинтересовано в существовании видимости семьи, возникшей в результате усыновления Кулапов В.В. Защита субъективных прав и законных интересов детей в Российской Федерации (вопросы теории): дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2004 -С.88.

Такова приблизительная схема распределения, сочетания интересов ребенка, родителей, государства при разрешении споров, связанных с семейным воспитанием детей, с правовой точки зрения. Эта схема в каждом конкретном случае наполняется своим подчас трагическим содержанием, умалить вред которого можно лишь путем соглашения сторон, единственным побуждением которых являются интересы ребенка.

Учитывая, что ребенок в силу возраста не способен самостоятельно использовать правовые средства защиты, а также масштабы территории России и то, что нарушение прав детей происходит непосредственно по месту их жительства (пребывания), возможности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации для оперативного реагирования на нарушения прав детей крайне малы.

Эффективность работы Уполномоченного по правам ребенка обусловлена тем, что, в соответствии со смыслом института Уполномоченного, он лично участвует в содействии восстановлению прав как отдельных детей, так и групп детей, чьи права нарушаются, непосредственно по месту жительства (пребывания) ребенка.