Полифункциональное оборудование в ДОУ

Предметы-заместители, их роль в игровой деятельности детей раннего возраста

Ирина Семенова
Предметы-заместители, их роль в игровой деятельности детей раннего возраста

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело ученых к выводу, что на каждом возрастном этапе складывается как бы определенный «этаж», занимающий свое место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему этапу, но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение.

На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира – восприятия, образного мышления, воображения. Известно, как ярки и неповторимы бывают впечатления, полученные в детстве. Но, к сожалению, далеко не у всех детей они таковы. И не каждый переносит во взрослую жизнь умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах. А это очень нужно людям, потому что такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Значит, нельзя упускать возможности расширить, углубить способность к образному познанию, для развития которой дошкольный возраст создает особо благоприятные условия. Недостроенный «нижний этаж» — плохая опора для следующего.

Крупнейший ученый А. В. Запорожец говорил, что целью дошкольного обучения должна быть амплификация детского развития, т. е. его обогащение, максимальное развертывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив. Для умственного развития ребенка 2-3 лет это, прежде всего формирование его восприятия, образного мышления, воображения.

Развитие детского восприятия включает ознакомление детей с цветом, величиной, формой и пространственным расположением предметов. С точки зрения современной детской психологии главное, чтобы ребенок овладел способностью распознавать свойства окружающих предметов и учитывать их при выполнении разнообразных действий.

Главное направление развития образного мышления и воображения состоит в овладении способностями к замещению и пространственному моделированию. Это умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между вещами.

Употребление заместителей возникает в сюжетно-ролевой игре, когда ребенок палочкой замещает термометр, видит в кукле больного ребенка, а сам изображает доктора.

Таким образом, введение предметов-заместителей в игры детей третьего года является очень важным моментом, как для развития самой игры, так и для развития восприятия, образного мышления, воображения.

Эта работа начинается с придания предметам несвойственных им функциональных значений. Поднося ко рту кирпичик, говорим: «Ням-ням, пирожок»; постучав шариком по столу, начинаем «чистить и есть яичко»; надев большое кольцо на локоть, покачиваем им – «сумочка». Каждое игровое значение должно быть выражено действием и словом. Показав действие, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете: «Попробуй мой пирожок!» или: «Это у тебя пирожок? Дай я попробую.»

Затем организуются игры с использование предметов-заместителей, обозначающих хорошо известные детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка, а затем как основные. Например, свернутый пушистый платок – это котенок, которого укладывают спать.

По мере развития активной речи использование предметов-заместителей становится более осознанным. Например, ребенок надевает кольцо на голову – это «шляпа», придерживает его на боку – «карманчик», повесит на руку – «сумочка», тянет колечко по столу – «машина» и др.

Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно- игровой среде:

из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов: ложки, утюжки и др. ;

создаются комплексы: «игрушка + предмет-заместитель» (ванночка – кубик);

заводится коробочка с «бросовым материалом» — палочками, кубиками, колечками и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители.

Побуждать детей к поиску предметов-заместителей можно при помощи проблемно-игровых ситуаций («В кукольном уголке нет кроваток. Как уложить кукол спать? Надо построить кроватки из кирпичиков»). Важно показать детям возможность использования одно и т ого же предмета для выполнения разных игровых действий (палочка – ложка, градусник, расческа) и использования разных предметов для выполнения одного и того же действия.

Введение предметов-заместителей готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами: расчесывание расческой, которой нет, облизывание воображаемого мороженого, угощение воображаемой конфетой и пр.

В соответствии с п. 45 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета…», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), группировка основных средств по соответствующим счетам Единого плана счетов бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с разделами классификации, установленной Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359 (далее — ОКОФ).

Кроме того, срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется, в частности, исходя из содержания Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (далее — Классификация), утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (по объектам основных средств, включенным в амортизационные группы с первой по девятую) (п. 44 Инструкции N 157н).

Следует отметить, что ни в Классификации, ни в ОКОФ не содержится отдельного самостоятельного кода для такого объекта, как сооружения на детской площадке (горки, качели).

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (ОКПД) (КПЕС 2002) оборудование детских площадок (например качели, горки детские, доски для качания и шаги гигантские) отнесено к инвентарю для спортивных игр, не включенному в другие группировки.

В соответствии с ОКОФ к подразделу «Инвентарь производственный и хозяйственный» относятся, в частности, производственный инвентарь, т.е. предметы технического назначения, которые участвуют в производственном процессе, но не могут быть отнесены ни к оборудованию, ни к сооружениям. В том числе к данному подразделу относится и спортивный инвентарь. При этом в ОКОФ уточнено, что объектами классификации подраздела «Инвентарь производственный и хозяйственный» могут быть только предметы, имеющие самостоятельное назначение и не являющиеся частью какого-либо другого объекта.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации одним из возможных вариантов решения вопроса об отнесении сооружений на детских площадках (горки, качели) к определенному коду ОКОФ может быть отнесение их к производственно-хозяйственному инвентарю (код 16 3693000 «Инвентарь спортивный»).

В соответствии с Классификацией основные средства, которым присвоен код 16 3693000, относятся ко второй амортизационной группе, срок их полезного использования может составлять от 2 до 3 лет включительно.

Следует отметить, что в рассматриваемой ситуации окончательное решение об отнесении к определенному коду ОКОФ сооружений на детских площадках (горки, качели) должно быть принято должностными лицами учреждения с учетом конкретных характеристик объекта основных средств.

При этом определить срок полезного использования сооружений на детских площадках можно на основании документов производителя, а в случае отсутствия подобной информации в данных документах — на основании решения профильной комиссии. Решение комиссии должно быть основано на факторах, перечисленных в абзацах 5-8 п. 44 Инструкции N 157н.
В заключение отметим, что специалисты финансового ведомства обращают внимание на то, что для включения конкретного вида амортизируемого имущества в Классификацию организация может обратиться в Минэкономразвития России (смотрите, например, письмо Минфина России от 16.11.2009 N 03-03-06/1/756).