Пленум по угонам

26.Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) ст.166.

Уголовная ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения установлена ст. 166 УК. Законодатель также называет это завладение угоном.

Общественная опасность анализируемого посягательства заключается в нарушении права собственника или законного владельца использовать транспортное средство по своему усмотрению или в соответствии с поручением. Угон бывает сопряжен с нарушением правил безопасности движения, но это сфера другой уголовно-правовой нормы (ст. 264 УК).

Основным непосредственным объектом угона транспортных средств выступает конкретная форма собственности. В квалифицированных составах выделяется также дополнительный объект – свобода, телесная неприкосновенность или здоровье личности.

Согласно действующему законодательству предмет преступления – автомобиль или иное транспортное средство. Автомобиль – самоходное транспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования. Автомобиль – разновидность механического транспортного средства. К механическим транспортным средствам также относятся трамваи, троллейбусы, трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. В качестве последних, в частности, выступают машины, выполняющие не только транспортные, но и иные функции, например сельскохозяйственные (комбайн), дорожные (автогрейдер, асфальтоукладчик) и др. Механические транспортные средства должны быть самоходными, то есть иметь автономный двигатель, рабочий объем которого более 50 куб. см.

Предмет преступления, предусмотренного ст. 166 УК, не ограничен механическим транспортным средством, законодатель называет иное транспортное средство, которое по своему содержанию – более широкое понятие. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15 ноября 1995 г. «О безопасности дорожного движения» транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем Им является как механическое, так и немеханическое транспортное средство, в частности, мопеды, другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см. и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч, велосипеды, гужевые повозки. Более широкое понимание иного транспортного средства, нежели механическое транспортное средство, согласуется также с объектом преступления.

Уголовный закон охраняет право собственника или законного владельца использовать транспортное средство по своему усмотрению. Поэтому его качественные характеристики не важны. Основную роль играет их функциональное назначение.

В литературе вопрос о предмете рассматриваемого преступления не решен однозначно, что не способствует единообразному применению нормы.

Судно воздушного или водного транспорта, железнодорожный подвижной состав не являются предметом преступления, предусмотренного ст. 166 УК, за их угон уголовная ответственность наступает по ст. 211 УК.

Объективная сторона выражается в неправомерном завладении автомобилем или иным транспортным среда ством. Завладение предполагает изъятие транспортного средства у собственника или законного владельца и переход во владение и временное пользование виновного помимо воли и согласия потерпевшего. Способ завладения может быть тайным и открытым, насильственным и ненасильственным, а также выражен в обмане. Завладение предполагает перемещение транспортного средства с места стоянки с целью поездки на нем. Перемещение возможно как путем приведения двигателя в рабочее состояние, так и путем буксировки, толкания вручную, перевозки на другом транспортном средстве и т.п. Угон транспортного средства может иметь место и во время его движения, например, проезда в нем в качестве пассажира, когда последний принуждает водителя изменить направление движения.

Транспортное средство может быть угнано с охраняемой и неохраняемой территории предприятия, с места стоянки, в том числе временной, из гаража и т.д. Место нахождения транспортного средства не влияет на уголовную ответственность.

По конструкции угон транспортного средства – состав формальный. Поэтому преступление признается оконченным с момента совершения общественно опасного деяния – перемещения транспортного средства с места нахождения (стоянки). Для признания преступления оконченным не имеет значения, на какое расстояние перемещено транспортное средство и как долго им пользовался виновный. Если же оно находилось на охраняемой территории, то преступление следует считать оконченным с момента выезда (вывоза) за ее пределы. Когда завладевают транспортным средством в процессе его движения, момент окончания совпадает с моментом принудительного изменения маршрута движения. Поскольку угон – преступление длящееся, виновный продолжает находиться в преступном состоянии на стадии оконченного преступления, пока его действия не будут пресечены или он сам не явится с повинной либо прекратит пользоваться транспортным средством по другим обстоятельствам.

Действия квалифицируются как покушение на завладение транспортным средством, если преступник не смог завести двигатель или же завести ему удалось, но машина не тронулась с места.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: лицо сознает, что незаконно завладевает транспортным средством и желает этого. Данное преступление совершается без цели хищения. У виновного нет стремления обратить чужое транспортное средство в свою или других лиц незаконную собственность. Оно завладевает им для временного использования. Если наряду с угоном транспортного средства совершается хищение предметов, находящихся в машине (магнитофон, аудиоколонки, кассеты, запасные детали для автомашины и т.д.), действия квалифицируются по совокупности преступлений как завладение транспортным средством и хищение. Угон с целью разборки автомобиля и продажи деталей по частям образует хищение. Мотив может быть корыстным – стремление обратить себе на пользу свойства чужого транспортного средства. Побудительным фактором выступает также стремление развлечься, желание покататься и т.д. Завладение транспортным средством в состоянии крайней необходимости, при задержании лица, совершившего преступление, не влечет уголовной ответственности.

Субъект преступления – вменяемое физическое лицо, достигшее 14 лет. Им может быть только лицо, не имеющее законных прав на владение и использование транспортного средства. Поэтому рассматриваемое преступление отсутствует, если транспорт самовольно используют члены семьи собственника, знакомые, которым ранее разрешалось пользоваться им без получения предварительного согласия. Не образует данного состава самовольное использование водителем закрепленной за ним машины.

В ч. 2 ст. 166 УК предусмотрены квалифицирующие признаки: а) группа лиц по предварительному сговору; в) применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения такого насилия.

Исполнителем группового преступления признается лицо, которое совершало действия по непосредственному завладению транспортным средством: управляло им, заводило двигатель, вскрывало дверцы машины, отключало сигнализацию, осуществляло буксировку и т.п. Дача советов, указаний, предоставление информации, технических средств признается соучастием в преступлении и требует, помимо применения ст. 166, ссылки на ст. 33 УК.

Предварительный сговор группы означает, что 2 лица (или более) предварительно, т.е. до начала преступления, договорились о совместном неправомерном завладении чужим автомобилем или иным транспортным средством, не преследуя при этом цели его хищения. Преступление считается групповым, если его участники непосредственно выполняли объективную сторону; в иных случаях действия каждого из соучастников квалифицируются по общим правилам о соучастии с учетом роли каждого.

Признак применения насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозы применения такого насилия имеет то же содержание, что и при насильственном грабеже. При совершении данного преступления насилие или угроза его применения выступают в качестве средства завладения транспортным средством.

В ч. 3 ст. 166 УК предусмотрена ответственность за неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой либо причинившее особо крупный ущерб.

В ч. 4 ст. 166 УК закреплен квалифицирующий признак «применение насилия, опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения такого насилия». Его содержание полностью совпадает с насилием при разбое. Потерпевшим от насильственных действий может быть как собственник или законный владелец транспортного средства, так и охранник и даже посторонние лица, которые, по мнению виновного, способны воспрепятствовать угону. В случае причинения смерти действия должны быть дополнительно квалифицированы по ч. 4 ст. 111 или ст. 105 УК.

Умышленные уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 УК). Предметом преступления является любое имущество: движимое или недвижимое. Для виновного оно должно быть чужим. Уничтожение или повреждение собственного имущества по ст. 167 УК ненаказуемы. Однако если в результате уничтожения или повреждения такого имущества, например, путем поджога также причинен значительный ущерб чужому имуществу, то ответственность по ст. 167 УК не должна исключаться <*>.

<*> БВС РФ. 2002. N 8. С. 4, 5.

С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 167 УК, характеризуется:

а) уничтожением чужого имущества;

б) повреждением чужого имущества.

Под уничтожением следует понимать истребление, прекращение существования имущества, а под повреждением — порчу, поломку имущества <*>. Уголовная ответственность наступает только за противоправные уничтожение или повреждение чужого имущества.

<*> Ожегов С.И. Словарь русского языка. С. 467, 742.

Состав рассматриваемого преступления по конструкции является материальным. По ч. 1 ст. 167 УК наказуемы такие уничтожение или повреждение чужого имущества, которые повлекли реальное причинение значительного ущерба. Как следует из текста ст. 167 УК, уничтожение или повреждение являются деянием, значительный ущерб — последствием (ч. 1), а поджог и взрыв выступают в качестве способов преступления (ч. 2).

Если в частях 2 ст. ст. 158 — 160 УК потерпевшим указан конкретно гражданин, то в ч. 1 ст. 167 УК он не назван. Соответственно, значительный ущерб здесь может быть причинен любому лицу — как физическому, так и юридическому. При оценке причиненного физическому лицу ущерба следует руководствоваться примечанием 2 к ст. 158 УК. Если же ущерб причинен юридическому лицу, то необходимо учитывать, кроме стоимости уничтоженного имущества или стоимости восстановления поврежденного имущества, также род деятельности, финансово-экономическое состояние лица и т.д. <*>.

<*> БВС. РФ. 2001. N 1. С. 11.

Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ст. 167 УК, является причинная связь между указанными в ней деяниями и наступившими последствиями.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Умысел может быть любым.

Мотивы и цели для квалификации рассматриваемых преступлений, согласно закону, роли не играют. Однако их установление важно с точки зрения отграничения от смежных преступлений (предусмотренных, в частности, ст. ст. 205, 212 — 214, 281 УК).

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 167 УК, является лицо, достигшее возраста 16 лет.

В ч. 2 ст. 167 УК названы следующие квалифицирующие признаки умышленных уничтожения или повреждения чужого имущества: а) совершение из хулиганских побуждений; б) совершение общеопасным способом; в) наступление по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий.

Уничтожение или повреждение чужого имущества из хулиганских побуждений — это преступление, совершенное на почве явного неуважения к обществу и общепринятым моральным нормам. Оно может быть совершено без повода или с использованием незначительного повода как предлога для уничтожения или повреждения чужого имущества.

Ответственность за умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенные общеопасным способом, наступает только в случае реального причинения потерпевшему значительного ущерба. Данное обстоятельство (общеопасный характер выбранного способа) должно охватываться умыслом виновного.

В законе нет исчерпывающего перечня общеопасных способов уничтожения или повреждения имущества. В нем сказано лишь о поджоге, взрыве и «ином» общеопасном способе. В практике под общеопасным способом совершения преступления понимается «учинение таких действий, в результате которых создается опасность для многих людей или других объектов, помимо тех, на которые было направлено преступление» <*>.

<*> Постановления и определения по уголовным делам Верховного Суда РСФСР. М., 1989. С. 139.

При поджоге имеет место преднамеренный вызов пожара, т.е. неконтролируемого процесса горения, сопровождающегося уничтожением материальных ценностей и создающего опасность для жизни людей <*>. При взрыве же происходит освобождение большого количества энергии (химической, внутриядерной, электромагнитной, механической) в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. В твердой среде взрыв сопровождается разрушением и дроблением окружающих тел <**>. К общеопасному способу могут быть отнесены также затопление, обвал и т.д.

Частью 2 ст. 167 УК охватывается только неосторожное (по легкомыслию или небрежности) причинение смерти. Если в результате умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества с умыслом (прямым или косвенным) были причинены смерть человека или вред здоровью потерпевшего, то содеянное виновным следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 105 (п. «е» ч. 2) или ст. 111 (п. «в» ч. 2) либо ст. ст. 112, 115 и ч. 2 ст. 167 УК.

Причинение по неосторожности тяжкого вреда хотя бы одному человеку или средней тяжести вреда здоровью двум и более лицам, оставление потерпевшего без жилья или средств к существованию, отключение потребителей от источников жизнеобеспечения, длительная приостановка работы предприятия и т.п. последствия охватываются понятием «иные тяжкие последствия».

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 167 УК, может быть лицо, достигшее возраста 14 лет.

Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ст. 168 УК). По своим объективным признакам преступление, предусмотренное ст. 168 УК, в основном совпадает с преступлением, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 167 УК. Разница только в том, что в ст. 168 УК прямо не указаны последствия.

Обязательным объективным признаком является также размер уничтоженного или поврежденного имущества. Он должен быть крупным. Согласно примечанию 4 к ст. 158 УК, крупным размером признается стоимость имущества, превышающая 250 тыс. руб.

Способом рассматриваемого преступления является неосторожное обращение с огнем или иными источниками повышенной опасности. Оно может, в частности, заключаться в ненадлежащем обращении с источниками воспламенения вблизи горючих материалов, в эксплуатации технических устройств с неустраненными дефектами (например, использование в лесу трактора без искрогасителя, оставление без присмотра непогашенных печей, костров либо невыключенных эклектроприборов, газовых горелок и т.п.).

Одним из источников повышенной опасности в законе прямо назван огонь (горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя). В целом же под источниками повышенной опасности следует понимать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного и иного назначения, обладающих такими же свойствами. К указанным видам деятельности ГК РФ (ст. 1079) относит, например, использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ и т.д.

Основное отличие между преступлениями, предусмотренными ст. ст. 167 и 168 УК, следует проводить по субъективной стороне. Во второй из названных статей ответственность установлена за неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 168 УК, предвидело возможность уничтожения или повреждения чужого имущества, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение (легкомыслие) либо не предвидело возможность уничтожения или повреждения чужого имущества, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность).

Субъектом уничтожения или повреждения имущества по неосторожности является лицо, достигшее возраста 16 лет.

Угон и кража автотранспорта: проблемы квалификации и последующей компенсации причинённого ущерба

в августе 2012 года был похищен мой автомобиль ВАЗ-21063, припаркованный рядом с многоквартирным домом, в котором я проживал. Были установлены двое несовершеннолетних подозреваемых, действия которых органами предварительного следствия (Следственным комитетом РФ) были квалифицированы по п. «а» ч.

2 ст. 166 УК РФ — угон, то есть неправомерное завладение автомобилем без цели хищения, совершённое группой лиц. В своих показаниях, подозреваемые утверждали, что взяли мой автомобиль «покататься», бросили его ночью на берегу реки Волга, после чего легли рядом спать.

Позже, в отделении милиции, районный опер устало спросил у моего товарища: «Он просил у тебя ее поносить?» И когда тот честно ответил, что нет, опер обернулся к интернатовцу и сказал: «Вот видишь, он не давал тебе вещь. Ты забрал ее без спроса. А это значит, что ты ее просто украл».

Эти слова навсегда запомнились мне и всплыли в памяти в связи с очередным обсуждением вопроса о том, в чем отличие угона автомобиля от его кражи.

>Все о попытке угона автомобиля: что делать, как избежать и что гласит закон?

Покушение на угон автомобиля: что говорит УК РФ?

Для начала нужно понять, что такое угон? Согласно статье 166 УК РФ, угон – неправомерное завладение транспортным средством.

Под транспортом подразумевается не механическая техника, мощность двигателя которой не ниже 50 куб.см.

Угнать автомобиль можно многими способами. Совершенно не важно, был ли заведен двигатель или авто увезли на буксире. Любое завладение чужим имуществом на колесах называется угоном.

Под попыткой угона попадают неправомерные действия с целью завладения транспортным, которые не были завершены до конца по субъективным причинам.

Например, преступники проникли в салон авто и обнаружили собаку, которая их напугала. Или выезд преступникам неожиданно перегородила грузовая фура, поэтому автомобиль не удалось угнать.

ВАЖНО: угоном не является использование автомобиля близким родственником без разрешения, а также езда водителем на служебном авто в нерабочее время. Именно поэтому полиция, принимая заявление об угоне, сначала проверяет близких родственников.

Попыткой угона также считается взлом замка, отключение сигнализации и попытка начать движение на чужом транспорте.

Пытались угнать машину с целью хищения или без нее: в чем отличие?

Одним из самых сложных вопросов следствия и судебного разбирательства является выяснение обстоятельства попытки угона. Было ли совершено оно с целью хищения или без него?

Дело в том, что преступник, угнавший авто, может быть наказан по статьям 158 УК РФ или 166 УК РФ.

Если следствие подтвердило, что транспортное средство было угнано с целью хищения, то преступление квалифицируется как кража (ст. 158 УК РФ).

Угон без цели хищения – временное завладение чужим транспортом.

Зачастую оно по сути является баловством, спором или попыткой пошутить.

Например, двое молодых людей поспорили, смогут ли они вскрыть автомобиль и запустить двигатель. Или компания нетрезвых ребят решила доехать на чужой машине до пляжа.

Угон с целью хищения – это угон чужого транспорта, совершенный ради личной выгоды преступника.

Например, если автомобиль угнан и продан другому владельцу, или разобран на запчасти для реализации на рынке – это кража, то есть угон с целью хищения

Внимание: Зачастую трудно доказать, что попытка угона совершена для дальнейшей перепродажи авто. Преступники всячески стараются не раскрывать своих истинных корыстных мотивов, чтобы избежать наказания. Выиграть дело помогут грамотные юристы.

Согласно статье 158 УК РФ, кража – тайное хищение чужого имущества. Как правило, стоимость украденного авто превышает 250 тысяч рублей. По закону это кража в крупном размере. Угон иномарки более 1 миллиона – кража в особо крупном размере.

Правильно квалифицировать действия преступника важно также владельцу автомобиля. Ведь, если уголовное дело завели по статье 158 УК РФ, то за кражу пострадавший получит компенсацию от страховой компании. Дело по ст. 166 не принесет владельцу денег от страховой.

Зачастую полиция переквалифицирует дело по ст. 166 УК РФ в ст. 158 УК РФ, если через 10 дней машина не найдена и не возвращена.

Наказание за совершенное преступление:

Согласно уголовному законодательству, при определении наказания попытка угона приравнивается к совершенному угону. То есть ответственность за эти деяния одинакова.

Гражданам России

Преступные действия граждан России, совершивших попытку угона без цели хищения, попадают под юрисдикцию статьи 166 УК РФ.

В этом случае преступнику может грозить:

  • арест до полугода;
  • тюремный срок;
  • принудительные работы до 5 лет;
  • денежный штраф.

Однако при попытке угона стороны могут договориться «мирно». Учитывая характеристики преступника, бескорыстный мотив и другие обстоятельства, преступник может отделаться минимальным наказанием. К тому же он может быть заинтересован в отсутствии у него судимости.

Компенсация материального и морального вреда и открытый диалог между пострадавшей и потерпевшей сторонами широко распространены на практике.

Граждане России, совершившие угон с целью хищения, могут быть наказаны следующим образом:

  • штраф до 200 000;
  • принудительные работы до 2 лет;
  • лишение свободы до 5 лет.

Для иностранных граждан

Достаточно часто попытки угона или угон транспортных средств на территории России совершают иностранные граждане. Согласно статье 11 УК РФ, преступник отвечает за свои поступки по российским законам. В редких случаях преступника депортируют в родную страну и передают силовикам для расследования дела и наказания.

Несовершеннолетним

Справка! Уголовная ответственность по статье 166 УК РФ наступает с 14 лет. Подросток, совершивший угон, ответит за свое преступление в суде.

Однако представители власти к данной категории граждан обычно снисходительны. Ведь несовершеннолетние угоняют автомобиль чаще всего на спор или из-за желания продемонстрировать свою «смелость».

Чаще всего молодежь совершает угон без цели хищения, в их деяниях нет корыстного умысла. Учитывая характеристику семьи преступников, отзывы учителей в школе, суд обычно принимает решение о мягком наказании.

Как себя вести, если попытка совершается у вас на глазах?

Итак, вы видите, что преступники пытаются взломать вашу машину. Что делать?

  1. Оцените обстановку. Если преступников несколько, а вы один, не совершайте попытки остановить их самостоятельно. Это может быть опасно для вашей жизни и здоровья. Возможно, это спугнет похитителей, но не всегда нужно рисковать.
  2. Срочно позвоните в полицию! Объясните ситуацию и ждите приезда правоохранителей.
  3. Записывайте видео угона или активно фотографируйте. Если есть еще свидетели происшествия, попросите их также сделать это. Запишите их телефоны.
  4. Если у вас есть возможность, попробуйте помешать похитителям. Заблокируйте двери, выключите свет (в гараже, например). Подобные форс-мажоры собьют преступников с толку.
  5. Ни в коем случае не стреляйте, даже из собственного оружия. Ранение или убийство похитителей расценивается как превышение необходимой самообороны. Вы можете получить за это реальный тюремный срок, а также случайно лишить жизни другого человека.
  6. Постарайтесь запомнить похитителей. Обратите внимание на детали: одежда, татуировки, шрамы, акцент или интонация голоса. Это может помочь следствию.

Если ваш автомобиль все-таки угнали, срочно отправляйтесь в полицию. Напишите заявление, пообщайтесь с сотрудниками. Расследовать угон по горячим следам гораздо эффективнее. Что еще можно сделать?

  • Распечатайте объявления об угоне машины и расклейте их по району.
  • Активизируйте систему поиска авто, если таковая имеется.
  • В течение трех рабочих дней после угона обратитесь в страховую компанию. Подготовьте все документы на машину, а также копии принятого заявления в полицию.

Как защитить себя от этой неприятности?

  1. Установите качественную сигнализацию в проверенных автосервисах. Не оставляйте специалистам сервиса документы на машину, не сообщайте адрес проживания и не отдавайте в руки электронный ключ от вашего автомобиля
  2. На ночь оставляйте машину на охраняемой стоянке или в гараже. Это лучшая защита от угона.
  3. Установите на ваш автомобиль механической защитой от угона: блокиратором рулевого колеса или скрытой кнопкой блокировки двигателя. Эта уловка не позволит преступникам быстро угнать автомобиль, украдет у них время и выбьет из колеи.
  4. Не оставляйте в салоне ценности – планшеты, телефоны, деньги. Это привлекает преступников.
  5. Следите за чистотой автомобиля и его состоянием. По статистике, угонщики не пытаются похитить машины в чистом, ухоженном состоянии. Ведь это говорит об ответственности владельца.
  6. Не выходите из машины в одиночестве в нелюдном месте или по просьбе большой компании. Не исключены случаи нападения на водителя с целью завладеть его транспортом.

Максимально защитите себя и свое имущество, будьте ответственны и внимательны. Так вы снизите риск угона своего автомобиля.

Справка

В связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьями 264, 266 и 166 УК РФ, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет:

1. Обратить внимание судов, что уголовная ответственность за преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

2. Субъектом преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее Правила). Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

В силу пункта 1.2 Правил к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ.

3. При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 264 УК РФ, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Если в обвинительное заключение (обвинительный акт) включены отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, суд, исходя из положений статьи 237 УПК РФ, по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные в статье 264 УК РФ последствия, если это не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия и при этом не ухудшается положение подсудимого.

4. Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

5. Обратить внимание судов на то, что при исследовании причин создавшейся аварийной обстановки необходимо установить, какие пункты правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств нарушены и какие нарушения находятся в причинной связи с наступившими последствиями, предусмотренными статьей 264 УК РФ.

В тех случаях, когда нарушения правил дорожного движения были допущены двумя или более участниками дорожного движения, содеянное ими влечет уголовную ответственность по статье 264 УК РФ, если их действия по управлению транспортным средством находились в причинной связи с наступившими последствиями, указанными в названной статье Уголовного кодекса Российской Федерации.

6. Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований пункта 10.1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

7. При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости следует исходить из того, что водитель в соответствии с пунктом 10.1 Правил должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

8. Судам следует иметь в виду, что в компетенцию судебной автотехнической экспертизы входит решение только специальных технических вопросов, связанных с дорожно-транспортным происшествием. Поэтому при назначении экспертизы суды не вправе ставить перед экспертами правовые вопросы, решение которых относится исключительно к компетенции суда (например, о степени виновности участника дорожного движения). При анализе и оценке заключений автотехнических экспертиз судам следует также исходить из того, что объектом экспертного исследования могут быть обстоятельства, связанные с фактическими действиями водителя транспортного средства и других участников дорожного движения.

9. В тех случаях, когда в результате дорожно-транспортного происшествия пострадало два и более человек, действия лица, нарушившего правила дорожного движения при управлении транспортным средством, подлежат квалификации по той части статьи 264 УК РФ, которая предусматривает более строгую ответственность за наступившие по неосторожности тяжкие последствия, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 17 УК РФ совокупностью преступлений признаются только те действия (бездействие), применительно к которым признаки преступлений предусмотрены двумя или более статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.

Если из-за нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства по неосторожности был одновременно причинен тяжкий вред здоровью нескольким лицам, виновное лицо несет уголовную ответственность по части 1 статьи 264 УК РФ.

10. Если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в статье 264 УК РФ последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при поездке ремней безопасности, поездка на мотоцикле без мотошлема и т.п.), эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание, за исключением случаев, когда водитель не выполнил свои обязанности по обеспечению безопасности пассажиров (пункт 2.1.2 Правил).

11. Обратить внимание судов, что при назначении наказания лицу, совершившему предусмотренное статьей 264 УК РФ преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в силу части 3 статьи 60 УК РФ следует учитывать указанное обстоятельство как отрицательно характеризующее личность этого лица, умышленно допустившего нарушение пункта 2.7 Правил, повышающее степень общественной опасности им содеянного.

12. В связи с тем, что статья 264 УК РФ, наряду с основным наказанием предусматривает возможность применения к виновному дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством, суду следует иметь в виду, что исходя из статьи 47 УК РФ указанное дополнительное наказание может быть назначено как лицу, которому в установленном законом порядке было выдано соответствующее удостоверение, так и лицу, управлявшему автомобилем или другим транспортным средством без соответствующего разрешения.

При назначении виновному дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством суду надлежит информировать об этом соответствующее управление ГИБДД в субъекте Российской Федерации. Имеющееся в деле удостоверение на право управления транспортными средствами следует направить в это подразделение для исполнения приговора суда.

13. При рассмотрении дел о применении принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших деяние, предусмотренное статьей 264 УК РФ, и в силу статей 21 или 81 УК РФ освобожденных от уголовной ответственности или наказания с применением принудительных мер медицинского характера, судам надлежит информировать органы, правомочные решать вопросы о лишении специального права, для принятия мер по прекращению действия права этих лиц на управление транспортными средствами, а также изъятия соответствующих удостоверений.

14. Рекомендовать судам при установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьей 264 УК РФ (несоответствие состояния дорог, мостов, железнодорожных переездов и т.п. строительным правилам, нормам, стандартам и другим нормативным документам; использование неисправных транспортных средств, прошедших государственный технический осмотр, и т.д.), путем вынесения частных определений (постановлений) обращать внимание соответствующих организаций и должностных лиц на обстоятельства и факты нарушения закона, требующие принятия необходимых мер для их устранения. В указанных случаях суду следует также решать вопрос о возможности учета таких обстоятельств в качестве смягчающих наказание (статья 61 УК РФ).

15. В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях против личности.

16. Разъяснить судам, что прекращение уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 264 УК РФ, за примирением сторон (статья 25 УПК РФ) является правом, а не обязанностью суда. При принятии решения о прекращении уголовного дела в связи с примирением лица, совершившего преступление, с потерпевшим, суду надлежит всесторонне исследовать характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, иные обстоятельства дела (надлежащее ли лицо признано потерпевшим, его материальное положение, оказывалось ли давление на потерпевшего с целью примирения, какие действия были предприняты виновным для того, чтобы загладить причиненный преступлением вред, и т.д.). Принимая решение, следует оценить, соответствует ли оно целям и задачам защиты прав и законных интересов личности, общества и государства.

В связи с этим необходимо также устанавливать, соблюдены ли предусмотренные статьей 76 УК РФ основания, согласно которым от уголовной ответственности может быть освобождено лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

17. Обратить внимание судов, что при рассмотрении дел о недоброкачественном ремонте транспортных средств и выпуске их в эксплуатацию с техническими неисправностями надлежит устанавливать причинную связь между недоброкачественным ремонтом отдельных систем, узлов транспортного средства, а также нарушением технологического процесса при их установке или замене и выпуском его в эксплуатацию и наступившими последствиями, указанными в статье 266 УК РФ.

Под недоброкачественным ремонтом транспортного средства следует понимать неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установку недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства).

В связи с этим необходимо выяснять, нарушение каких конкретно правил и нормативов повлекло наступление последствий, указанных в статье 266 УК РФ. Для установления таких нарушений и фактов использования при ремонте недоброкачественных деталей и узлов надлежит при наличии к тому оснований назначать автотехническую экспертизу.

Под выпуском в эксплуатацию (действиями или бездействием) технически неисправных транспортных средств следует понимать невыполнение должностных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства, выпущенного в эксплуатацию с техническими неисправностями. К таким лицам могут быть отнесены работники государственных, общественных или коммерческих организаций, на которых инструкциями, правилами или соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного или должностного положения возложена ответственность за техническое состояние транспортных средств.

Преступление, предусмотренное статьей 266 УК РФ, является оконченным с момента наступления последствий в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека или его смерти.

18. Субъектами преступления, предусмотренного статьей 266 УК РФ, могут быть как работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть.

19. Разъяснить, что действия водителя транспортного средства, поставившего потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия в опасное для жизни или здоровья состояние и в нарушение требований Правил (пункт 2.5) не оказавшего ему необходимую помощь, если он имел возможность это сделать, подлежат квалификации по статье 125 УК РФ.

Под заведомостью оставления без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, следует понимать случаи, когда водитель транспортного средства осознавал опасность для жизни или здоровья потерпевшего, который был лишен возможности самостоятельно обратиться за медицинской помощью вследствие малолетства, старости, болезни или беспомощного состояния (например, в случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, не вызвал скорую медицинскую помощь, не доставил пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и т.п.).

20. Решая вопрос о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного статьей 166 УК РФ, судам следует иметь в виду, что под неправомерным завладением транспортным средством без цели хищения (статья 166 УК РФ) понимается завладение чужим автомобилем или другим транспортным средством (угон) и поездку на нем без намерения присвоить его целиком или по частям.

Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения является оконченным преступлением с момента отъезда либо перемещения транспортного средства с места, на котором оно находилось.

Как покушение на угон транспортного средства без цели хищения следует рассматривать действия лица, пытавшегося взломать замки и системы охранной сигнализации, завести двигатель либо с целью угона начать движение, если действия этого лица были пресечены или по иным независящим от него обстоятельствам ему не удалось реализовать преступный умысел на использование транспортного средства в личных интересах без цели хищения.

21. Под иными транспортными средствами, за угон которых без цели хищения предусмотрена уголовная ответственность по статье 166 УК РФ, следует понимать механические транспортные средства (троллейбусы, трактора, мотоциклы, другие самоходные машины с двигателем внутреннего сгорания или электрическим двигателем, катера, моторные лодки). Не являются предметом данного преступления мопеды, велосипеды, гребные лодки, гужевой транспорт и т.п.

22. Если лицо, совершившее угон транспортного средства без цели хищения, наряду с этим похищает находящееся в нем имущество, содеянное подлежит квалификации по статье 166 и соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за хищения.

Завладение транспортным средством в целях последующего разукомплектования и присвоения его частей либо обращения транспортного средства в свою пользу или в пользу других лиц подлежит квалификации как хищение.

23. Разъяснить, что под насилием, не опасным для жизни или здоровья, при угоне (пункт «в» части 2 статьи 166 УК РФ) следует понимать умышленное нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связыванием рук, применением наручников и т.п.). Под насилием, опасным для жизни или здоровья, либо угрозой применения такого насилия при угоне (часть 4 статьи 166 УК РФ) следует понимать умышленные действия, повлекшие причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности и угрозу совершения перечисленных действий.

При угоне, совершенном с указанными квалифицирующими признаками, дополнительной квалификации действий лица по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях против жизни и здоровья не требуется, за исключением случаев, когда в результате насилия, примененного в ходе угона, наступила смерть потерпевшего.

Если в результате умышленного применения в ходе неправомерного завладения транспортным средством насилия, опасного для жизни или здоровья, наступила по неосторожности смерть потерпевшего, содеянное следует квалифицировать в зависимости от конкретных обстоятельств дела по части 4 статьи 166 УК РФ и по части 4 статьи 111 УК РФ.

Под неправомерным завладением транспортным средством без цели хищения понимается также совершение поездки под управлением владельца или собственника транспортного средства в результате применения к нему насилия или угрозы применения насилия (в соответствии с пунктом «в» части 2 либо частью 3 или 4 статьи 166 УК РФ), поскольку в таком случае указанное лицо лишается возможности распоряжаться транспортным средством по своему усмотрению.

24. При неправомерном завладении транспортным средством без цели хищения несколькими лицами по предварительному сговору действия каждого следует рассматривать как соучастие в преступлении, то есть как соисполнительство (часть 2 статьи 34 УК РФ), квалифицируя содеянное ими по пункту «а» части 2 статьи 166 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ независимо от того, кто из участников преступной группы фактически управлял транспортным средством.

25. При квалификации действий лица, совершившего неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения, по части 3 статьи 166 УК РФ в случае причинения особо крупного ущерба судам следует исходить из фактически понесенных владельцем расходов, связанных с ремонтом найденного автомобиля в случае, если он поврежден во время угона.

Если угнанное транспортное средство получило технические повреждения, исключающие возможность его восстановления и дальнейшей эксплуатации, размер причиненного ущерба следует исчислять исходя из его фактической стоимости на день совершения указанного преступления.

В указанных случаях дополнительной квалификации действий лица по статье 168 УК РФ не требуется.

26. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и последующее его умышленное уничтожение или повреждение подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью статьи 166 УК РФ и при наличии к тому оснований статьей 167 УК РФ, если эти деяния причинили владельцу транспортного средства значительный ущерб, а действия виновного лица не квалифицированы как угон транспортного средства без цели хищения по признаку причинения потерпевшему особо крупного ущерба.

27. В тех случаях, когда лицо неправомерно завладело автомобилем или другим транспортным средством, намереваясь впоследствии возвратить его владельцу за вознаграждение, действия его надлежит квалифицировать по соответствующей статье Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за хищение.

28. Судам при рассмотрении дел о хищении транспортного средства надлежит выяснять, какие исследованные в судебном заседании обстоятельства подтверждают умысел лица, совершившего завладение указанным транспортным средством, на обращение его в свою пользу или пользу других лиц. Если суд установит, что указанные неправомерные действия лица совершены лишь для поездки на угнанном автомобиле (транспортном средстве) или в иных целях без корыстных побуждений, содеянное при наличии к тому оснований подлежит правовой оценке как неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения по соответствующей части статьи 166 УК РФ, при условии, если такая квалификация содеянного не ухудшает его положение.

29. Неправомерное завладение транспортным средством с целью облегчить совершение другого преступления, если у лица отсутствовала цель обратить транспортное средство в свою пользу или в пользу другого лица, надлежит квалифицировать по статье 166 УК РФ и по совокупности по соответствующим статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за совершение иных преступлений.

30. Принадлежащее обвиняемому транспортное средство в соответствии со статьей 81 УПК РФ подлежит конфискации только в случаях, когда оно использовалось в качестве орудия умышленного преступления.

При совершении преступления лицом, признанным виновным в содеянном по статье 264 УК РФ, транспортное средство не может быть признано орудием преступления.

31. Судам надлежит разрешать гражданские иски, вытекающие из уголовных дел о транспортных преступлениях, за исключением случаев, когда заявления о возмещении ущерба неподведомственны судам общей юрисдикции.

По делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, должны привлекаться владельцы транспортных средств, на которых в соответствии с пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ возлагается обязанность по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности. Под владельцами источника повышенной опасности следует понимать организацию или гражданина, осуществляющих его эксплуатацию в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо по другим законным основаниям (например, по договору аренды, проката, безвозмездного пользования, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).

32. С принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 1969 г. N 50 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения (ст.ст. 211, 2112, 1481 УК РСФСР)» с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 23 декабря 1970 г. N 56, от 24 декабря 1985 г. N 10 и от 27 августа 1986 г. N 2, в редакции постановлений Пленума от 21 декабря 1993 г. N 11 и от 25 октября 1996 г. N 10.

Признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 г. N 11 «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 3 сентября 1976 г. N 2, от 25 февраля 1977 г. N 3 и от 16 января 1986 г. N 5.

Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В.М. Лебедев
Секретарь Пленума, судья
Верховного Суда
Российской Федерации
В.В. Дорошков

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 “О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения”

Текст постановления размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)