Платные образовательные услуги

Оказание платных образовательных услуг (Зернова И.)

Бюджетные и автономные образовательные учреждения могут осуществлять платную деятельность в области образования, если это не противоречит федеральным законам, служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям, при условии что такая деятельность предусмотрена в их учредительных документах. В этой статье перечислим виды платных образовательных услуг, которые могут оказывать эти образовательные учреждения, порядок отражения в бухгалтерском учете доходов от их оказания, порядок отнесения затрат к прямым и накладным, распределение накладных и общехозяйственных расходов между различными видами услуг учреждения.

Из ст. 45 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» следует, что государственное (муниципальное) образовательное учреждение вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги. Доходы от такой деятельности используются образовательным учреждением в соответствии с законодательством РФ и уставными целями.

Приведем в таблице виды платных образовательных услуг, а также виды услуг, которые нельзя считать платными образовательными услугами в соответствии с п. 4 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 (далее — Правила N 505).

Виды образовательных услуг,

относящихся к платным

Виды образовательных услуг,

не являющихся платными

Обучение по дополнительным

образовательным программам

Снижение установленной наполняемости

классов

Преподавание специальных курсов

и циклов дисциплин

Деление классов на подгруппы при

реализации основных образовательных

программ

Подготовка и переподготовка

работников квалифицированного труда

(рабочих и служащих) и специалистов

соответствующего уровня образования

Реализация основных образовательных

программ повышенного уровня

и направленности

общеобразовательными школами

(классами) с углубленным изучением

отдельных предметов, а также

гимназиями, лицеями, дошкольными

образовательными учреждениями

в соответствии с их статусом

Занятия по углубленному изучению

предметов

Факультативные, индивидуальные

занятия в группах, курсы за счет

часов, отведенных на основные

общеобразовательные программы

Репетиторство и другие услуги

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными (муниципальными) образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов), федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также (в случаях, предусмотренных законодательством РФ в области образования) в рамках образовательных стандартов и требований), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета (п. 5 Правил N 505).

С потребителем платных образовательных услуг образовательное учреждение при наличии возможности оказать запрашиваемую образовательную услугу обязано заключить договор (п. 13 Правил N 505).

Примерные формы договоров об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования и в сфере профессионального образования утверждены Приказами Минобразования России от 10.07.2003 N 2994 и от 28.07.2003 N 3177 соответственно.

В договоре, составленном в письменной форме в двух экземплярах (один находится у исполнителя (образовательного учреждения), другой — у потребителя), должны содержаться следующие сведения:

а) наименование государственного (муниципального) образовательного учреждения и место его нахождения (юридический адрес);

б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;

в) сроки оказания образовательных услуг;

г) уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;

д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;

е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя.

Формы оказания платных образовательных услуг

Оказание платных образовательных услуг производится в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната. По продолжительности их оказания они могут быть:

— краткосрочными — в пределах одного месяца (репетиторство, курсы повышения квалификации и т.д.);

— длительными — свыше месяца (до нескольких учебных лет).

Начисление дохода от платных образовательных услуг

Дата начисления дохода от оказания платных образовательных услуг устанавливается учетной политикой образовательного учреждения.

В бухгалтерском учете начисление дохода по платным услугам отражается следующей корреспонденцией счетов:

Пункт 93 Инструкции N 174н <1>

Пункт 96 Инструкции N 183н <2>

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

2 205 31 560

2 401 10 130

2 205 30 000

2 401 10 130

<1> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

<2> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Способы оплаты платных образовательных услуг

Как было указано выше, условиями договора предусматриваются размер платы и порядок оплаты оказываемых образовательных услуг.

Размер платы за оказанные образовательные услуги устанавливается бюджетными и автономными образовательными учреждениями самостоятельно. Например, в Приказе Минобрнауки России N 1898 <3> указано, что бюджетные учреждения самостоятельно утверждают размер платы за оказываемые ими платные услуги на основе расчета экономически обоснованных затрат, необходимых для их оказания, с учетом требований к качеству оказания платных услуг и конъюнктуры рынка.

<3> Приказ Минобрнауки России от 20.12.2010 N 1898 «Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания».

Условиями договора устанавливается периодичность платежей: период оплаты (ежемесячно, ежеквартально, по четвертям, полугодиям или иной платежный период) и время оплаты (например, не позднее определенного числа периода, подлежащего оплате, или не позднее определенного числа периода, предшествующего (следующего) за периодом оплаты) и способ оплаты (в виде безналичных перечислений на счет образовательного учреждения в банке или казначействе или внесением наличными денежными средствами в кассу учреждения).

В бухгалтерском учете внесение платы за оказанные образовательные услуги отразится следующей записью:

Пункты 72, 84 Инструкции N 174н

Пункты 72, 77, 87 Инструкции N 183н

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

2 201 11 510

2 201 34 510

2 205 31 660

2 201 11 000

2 201 21 000

2 201 34 000

2 205 30 000

Затраты на оказание платных образовательных услуг

Согласно п. 134 Инструкции N 157н <4> затраты учреждения делятся на прямые и накладные.

<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

К прямым затратам относятся расходы, непосредственно связанные с оказанием услуг:

— затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, непосредственно оказывающего услугу;

— затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания услуги;

— затраты на приобретение основных средств стоимостью до 3000 руб.;

— иные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги.

К накладным затратам относятся:

— затраты на коммунальные услуги;

— затраты на приобретение услуг связи;

— затраты на приобретение транспортных услуг;

— амортизационные отчисления;

— затраты на содержание имущества;

— иные затраты.

Кроме того, Инструкция N 157н выделяет еще и общехозяйственные расходы, к которым относятся:

— затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании государственной услуги);

— затраты на юридические, справочные, консультационные услуги;

— затраты на содержание административного здания;

— прочие затраты на общехозяйственные нужды.

Порядок отнесения накладных и общехозяйственных расходов на себестоимость услуги зависит от того, сколько видов услуг осуществляет образовательное учреждение.

Оказание одного вида услуг. В этом случае все затраты учреждения являются прямыми и относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги (п. 134 Инструкции N 157н).

Все затраты собираются на счете 2 109 60 xxx (здесь и далее вместо символа «xxx» указывается соответствующий код Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)).

Оказание различных видов услуг. Если образовательное учреждение оказывает различные виды услуг (например, платные образовательные и консультационные услуги), в этом случае ему придется по окончании месяца производить распределение накладных расходов между этими видами услуг пропорционально:

— прямым затратам по оплате труда;

— материальным затратам;

— иным прямым затратам;

— объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);

— иному показателю, характеризующему деятельность учреждения.

Как видим, перечень способов распределения накладных расходов не является закрытым, поэтому учреждение может производить распределение накладных расходов иным способом, предусмотрев его учетной политикой.

Общехозяйственные расходы учреждения за отчетный период (месяц) распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов — на увеличение расходов текущего финансового года.

Накладные расходы изначально учитываются на счете 0 109 70 xxx, общехозяйственные расходы — на счете 0 109 80 xxx.

Рассмотрим на примере порядок распределения накладных и общехозяйственных расходов.

Пример. Автономное образовательное учреждение оказывает два вида платных образовательных услуг (обучение по основным образовательным программам на платной основе, оказание консультационных услуг). Прямые расходы, произведенные за месяц, составили:

Виды затрат

Платное обучение

по основным

образовательным

программам (руб.)

Консультационные

услуги (руб.)

1) начисленная заработная плата

работников

250 000

70 000

2) начисления на оплату труда 30%,

в том числе:

75 000

21 000

— на обязательное медицинское

страхование в ФФОМС (5,1%);

12 750

3 570

— на пенсионное страхование —

страховая часть;

48 000

10 000

— на пенсионное страхование —

накопительная часть;

7 000

5 400

— на обязательное социальное

страхование на случай временной

нетрудоспособности и в связи

с материнством (ФСС) (2,9%)

7 250

2 030

3) страховые взносы на травматизм

(0,2%)

4) использованные при оказании услуги

материалы

5 000

3 000

Накладные расходы за месяц составили:

— затраты по коммунальным услугам — 46 000 руб.;

— амортизационные отчисления по используемому оборудованию — 1800 руб.;

— затраты на содержание имущества — 4000 руб.

Общехозяйственные расходы, полностью распределяемые на себестоимость оказанных платных услуг:

— заработная плата административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала — 38 000 руб.;

— на обязательное медицинское страхование в ФФОМС (5,1%) — 1938 руб.;

— на пенсионное страхование — страховая часть — 5000 руб.;

— на пенсионное страхование — накопительная часть — 3360 руб.;

— на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ФСС) (2,9%) — 1102 руб.;

— страховые взносы на травматизм (0,2%) — 76 руб.

Согласно учетной политике учреждения распределение накладных и общехозяйственных расходов производится пропорционально выручке от реализации услуг, которая составила:

— по платному обучению (по основным образовательным программам) — 800 000 руб.;

— по консультационным услугам — 100 000 руб.

Определим коэффициенты распределения:

1) по подготовительным курсам 0,89 (800 000 / (800 000 + 100 000) руб.);

2) по курсам повышения квалификации 0,11 (100 000 / (800 000 + 100 000) руб.).

Распределим накладные и общехозяйственные расходы между двумя видами платных услуг.

(в руб.)

Виды затрат

Всего

затрат

В том числе

Платное обучение

по основным

образовательным

программам

По

консультационным

услугам

Накладные расходы

Затраты по коммунальным услугам

46 000

40 940

(46 000 x 0,89)

5 060

(46 000 x 0,11)

Амортизационные отчисления по

используемому оборудованию

1 800

1 602

(1800 x 0,89)

(1800 x 0,11)

Затраты на содержание имущества

4 000

3 560

(4000 x 0,89)

(4000 x 0,11)

Общехозяйственные расходы

Заработная плата

административно-

управленческого,

административно-хозяйственного,

вспомогательного и иного

персонала

38 000

33 820

(38 000 x 0,89)

4 180

(38 000 x 0,11)

Начисления на оплату труда

(30%), в том числе:

11 400

10 146

(11 400 x 0,89)

1 254

(11 400 x 0,11)

— на обязательное медицинское

страхование в ФФОМС (5,1%);

1 938

1 725

(1938 x 0,89)

(1938 x 0,11)

— на пенсионное страхование

— страховая часть;

5 060

4 503

(5060 x 0,89)

(5060 x 0,11)

— на пенсионное страхование

— накопительная часть;

3 300

2 937

(3 300 x 0,89)

(3300 x 0,11)

— на обязательное социальное

страхование на случай временной

нетрудоспособности и в связи

с материнством (ФСС) (2,9%);

1 102

(1102 x 0,89)

(1102 x 0,11)

— страховые взносы

на травматизм (0,2%)

(76 x 0,89)

(76 x 0,11)

Операции по распределению накладных и общехозяйственных расходов отражаются в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма

(руб.)

Приняты к учету расходы, относящиеся

к накладным:

— на коммунальные услуги;

2 109 70 223

2 302 23 000

46 000

— амортизационные отчисления по

используемому оборудованию;

2 109 70 271

2 104 34 000

1 800

— по содержанию имущества

2 109 70 225

2 302 25 000

4 000

Приняты к учету общехозяйственные

расходы:

— заработная плата

административно-управленческого,

административно-хозяйственного,

вспомогательного и иного персонала;

2 109 80 211

2 302 11 000

38 000

— на обязательное медицинское

страхование в ФФОМС (5,1%);

2 109 80 213

2 303 07 000

1 938

— на пенсионное страхование —

страховая часть;

2 109 80 213

2 303 10 000

5 000

— на пенсионное страхование —

накопительная часть;

2 109 80 213

2 303 11 000

3 360

— на обязательное социальное

страхование на случай временной

нетрудоспособности и в связи

с материнством (ФСС) (2,9%);

2 109 80 213

2 303 02 000

1 102

— страховые взносы на травматизм

(0,2%)

2 109 80 213

2 303 06 000

Отнесены на себестоимость оказанных

услуг по платному обучению в рамках

основных образовательных программ

расходы:

— по заработной плате работников,

непосредственно участвующих

в оказании платных услуг;

2 109 60 211

2 302 11 000

250 000

— на обязательное медицинское

страхование в ФФОМС (5,1%);

2 109 60 213

2 303 07 000

12 750

— на пенсионное страхование —

страховая часть;

2 109 60 213

2 303 10 000

48 000

— на пенсионное страхование —

накопительная часть;

2 109 60 213

2 303 11 000

7 000

— на обязательное социальное

страхование на случай временной

нетрудоспособности и в связи

с материнством (ФСС) (2,9%);

2 109 60 213

2 303 02 000

7 250

— страховые взносы на травматизм

(0,2%);

2 109 60 213

2 303 06 000

— по использованным материалам;

2 109 60 272

2 105 36 000

5 000

— по коммунальным услугам (в части

накладных расходов, распределенных

на данный вид услуги);

2 109 60 223

2 109 70 223

40 940

— амортизационные отчисления по

используемому оборудованию (в части

накладных расходов, распределенных

на данный вид услуги);

2 109 60 271

2 109 70 271

1 602

— по содержанию имущества (в части

накладных расходов, распределенных

на данный вид услуги);

2 109 60 225

2 109 70 225

3 560

— по заработной плате

административно-управленческого,

административно-хозяйственного,

вспомогательного и иного персонала

(в части общехозяйственных расходов,

распределенных на данный вид

услуги);

2 109 60 211

2 109 80 211

33 820

— на обязательное медицинское

страхование в ФФОМС (в части

общехозяйственных расходов,

распределенных на данный вид

услуги);

2 109 60 213

2 109 80 213

1 725

— на пенсионное страхование —

страховая часть (в части

общехозяйственных расходов,

распределенных на данный вид

услуги);

2 109 60 213

2 109 80 213

4 503

— на пенсионное страхование —

накопительная часть (в части

общехозяйственных расходов,

распределенных на данный вид

услуги);

2 109 60 213

2 109 80 213

2 937

— на обязательное социальное

страхование на случай временной

нетрудоспособности и в связи

с материнством (ФСС) (2,9%) (в части

общехозяйственных расходов,

распределенных на данный вид

услуги);

2 109 60 213

2 109 80 213

— по страховым взносам на травматизм

(0,2%) (в части общехозяйственных

расходов, распределенных на данный

вид услуги)

2 109 60 213

2 109 80 213

Отнесены на себестоимость

консультационных услуг расходы:

— по заработной плате работников,

непосредственно участвующих

в оказании платных услуг;

2 109 60 211

2 302 11 000

70 000

— на обязательное медицинское

страхование в ФФОМС (5,1%);

2 109 60 213

2 303 07 000

3 570

— на пенсионное страхование —

страховая часть;

2 109 60 213

2 303 10 000

10 000

— на пенсионное страхование —

накопительная часть;

2 109 60 213

2 303 11 000

5 400

— на обязательное социальное

страхование на случай временной

нетрудоспособности и в связи

с материнством (ФСС) (2,9%);

2 109 60 213

2 303 02 000

2 030

— страховые взносы на травматизм

(0,2%);

2 109 60 213

2 303 06 000

— по использованным материалам;

2 109 60 272

2 105 36 000

3 000

— по коммунальным услугам (в части

накладных расходов, распределенных

на данный вид услуги);

2 109 60 223

2 109 70 223

5 060

— амортизационные отчисления по

используемому оборудованию (в части

накладных расходов, распределенных

на данный вид услуги);

2 109 60 271

2 109 70 271

— по содержанию имущества (в части

накладных расходов, распределенных

на данный вид услуги);

2 109 60 225

2 109 70 225

— по заработной плате

административно-управленческого,

административно-хозяйственного,

вспомогательного и иного персонала

(в части общехозяйственных расходов,

распределенных на данный вид

услуги);

2 109 60 211

2 109 80 211

4 180

— на обязательное медицинское

страхование в ФФОМС (в части

общехозяйственных расходов,

распределенных на данный вид

услуги);

2 109 60 213

2 109 80 213

— на пенсионное страхование —

страховая часть (в части

общехозяйственных расходов,

распределенных на данный вид

услуги);

2 109 60 213

2 109 80 213

— на пенсионное страхование —

накопительная часть (в части

общехозяйственных расходов,

распределенных на данный вид

услуги);

2 109 60 213

2 109 80 213

— на обязательное социальное

страхование на случай временной

нетрудоспособности и в связи

с материнством (ФСС) (2,9%) (в части

общехозяйственных расходов,

распределенных на данный вид

услуги);

2 109 60 213

2 109 80 213

— по страховым взносам на травматизм

(0,2%) (в части общехозяйственных

расходов, распределенных на данный

вид услуги)

2 109 60 213

2 109 80 213

Мы рассмотрели порядок распределения накладных и общехозяйственных расходов между видами оказываемых платных образовательных услуг.

Если образовательное учреждение осуществляет несколько видов деятельности, то изначально следует произвести распределение накладных и общехозяйственных расходов между видами деятельности в порядке, аналогичном рассмотренному выше.

Платные услуги учреждений образования

Государственные и муниципальные образовательные учреждения могут оказывать платные услуги, не предусмотренные программами и государственными образовательными стандартами. Платные услуги являются дополнительным источником финансирования их хозяйственной деятельности. Как отражаются в бюджетном учете операции по платным услугам в образовательных учреждениях, мы рассмотрим на примере оказания таких услуг в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных, музыкальных школах и др.

Согласно Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон N 3266-1) под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Образование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Организационной основой государственной политики РФ в области образования является Федеральная целевая программа развития образования, которая разрабатывается и утверждается Правительством РФ.

Основными законодательными актами в области образования являются: Конституция РФ, Закон N 3266-1, принятые в соответствии с ним другие законы и нормативно-правовые акты РФ.

Субъекты РФ в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования и не ограничивающие права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством РФ.

В образовании устанавливаются государственные образовательные стандарты, которые включают в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

Федеральные органы государственной власти РФ в пределах их компетенции устанавливают федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Согласно ст. 8 Закона N 3266-1 совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности представляет собой одну из составляющих системы образования.

В свою очередь, образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности и нацелены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Кроме реализации основных образовательных программ согласно ст. 45 Закона N 3266-1 учреждениям дано право реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать платные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, которые не могут оказываться вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Следовательно, к платным относятся услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами, и оговоренные в уставе образовательного учреждения. К платным услугам в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и музыкальных школах относятся:

  • содержание детей в дошкольных учреждениях;
  • обучение в музыкальных школах;
  • репетиторство;
  • преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
  • занятия с детьми по углубленному изучению предметов;
  • занятия в кружках;
  • другие услуги.

Размер оплаты услуг

Отношения, возникающие между образовательным учреждением и родителями (иными законными представителями) обучающихся при оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования, регулируются Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505.

Указанные услуги являются возмездными, то есть с родителей, чьим детям оказываются определенные платные услуги, взимается плата (родительская плата). Родительская плата — плата, вносимая родителями (законными представителями), включающая в себя затраты на оплату коммунальных услуг, труда преподавателей, транспортных услуг и услуг связи, на приобретение предметов снабжения и расходных материалов, расходы на питание, организацию отдыха детей, проведение оздоровительных и медицинских коррекционных мероприятий и другие.

Рассчитывая сумму платы за обучение, необходимо обратить внимание на требования к определению цены услуги. Они содержатся в ст. 709 ГК РФ, где указывается, что цена в договоре включает компенсацию издержек и определяется путем составления сметы. Кроме того, общие положения о цене таких услуг приведены в ст. 424 ГК РФ. Так, в ней указывается, что исполнение любого договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Следовательно, какую плату назначить за обучение, решает само образовательное учреждение, но при этом ее размер должен являться обоснованной стоимостью платных дополнительных образовательных услуг исходя из фактических расходов, связанных с их оказанием.

Размер оплаты услуг также может утверждаться государственными или местными исполнительными органами власти. Например, согласно Постановлению Правительства Москвы от 31.01.2006 N 62-ПП размер ежемесячной платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента здравоохранения г. Москвы и дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента социальной защиты населения г. Москвы с 01.01.2006 установлен в размере 50% от минимального размера оплаты труда.

В своих законодательных актах государственные или местные исполнительные органы власти устанавливают не только размер оплаты таких услуг, но и предусматривают определенные льготы. Например, устанавливаются льготы:

  • для семей, имеющих двух или трех несовершеннолетних детей;
  • малообеспеченным;
  • когда один или оба родителя являются инвалидами;
  • одиноким родителям и так далее.

Кроме того, родители могут полностью освобождаться от платы за содержание детей, у которых по заключению медицинских учреждений выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных детских дошкольных учреждениях.

Рассмотрим подробнее отражение в регистрах бюджетного учета операций по платным услугам.

Бухгалтерский учет платных услуг Начисление платы <1>

Начисление платы за месяц производится или в соответствии с табелем учета посещаемости детей, который представляется в последний рабочий день текущего месяца исходя из календарного графика работы учреждения, например, при начислении платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, или на основании списков в общеобразовательных школах, кружках, секциях и так далее. Начисление платы производится на основании договоров в случаях, когда их составление обязательно. То есть доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств. Момент признания доходов необходимо отразить в учетной политике учреждения.

Начисленные доходы, поступающие от родителей и направляемые в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов на содержание детей в учреждениях образования, учитываются в составе средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, с кодом вида деятельности согласно п. 9 Инструкции N 70н <2> — «2».

<2> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н.Обратите внимание: Приказом Минфина России N 25н <3> (далее — Приказ N 25н) в Инструкцию N 70н внесены изменения. Вид деятельности с кодом «2» определяется теперь как деятельность, приносящая доход. В настоящее время данный Приказ находится на регистрации в Минюсте России. <4> <3> Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н «О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2005 N 70н».
<4> В статье в скобках приведены счета и их наименование согласно Приказу N 25н.

Согласно п. 141 Инструкции N 70н аналитический учет расчетов с дебиторами ведется в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам либо в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051).

В бухгалтерском учете начисление платы отражается проводками:

Дебет счета 2 205 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг» («Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»)

Кредит счета 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг» («Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»).

Внесение платы на счета учреждения

Как правило, внесение платы осуществляется родителями через Сбербанк России на лицевые счета учреждения, открытые в органах Федерального казначейства, или на текущие счета в кредитных организациях и отражается проводками:

Дебет счета 2 201 01 510 «Поступления денежных средств учреждения на банковские счета»

Кредит счета 2 205 03 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг» («Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»).

Прием родительской платы может осуществляться непосредственно в кассе учреждения. Как правило, в дошкольных, общеобразовательных, музыкальных и прочих учреждениях образования обязанности кассира возлагаются на бухгалтера, с которым заключается договор о материальной ответственности. Поступление родительской платы в кассу учреждения отражается проводками:

Дебет счета 2 201 04 510 «Поступления в кассу»

Кредит счета 2 205 03 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг» («Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»).

Принятые в кассу наличные денежные средства подлежат обязательной сдаче на счет учреждения. Существует особенность в отражении операций при сдаче наличных денежных средств на счет учреждения.

Если лицевой счет учреждения открыт в органах Федерального казначейства, то взнос наличных денежных средств в банк производится на основании Объявления на взнос наличными (ф. 0402001) и отражается проводкой:

Дебет счета 2 306 00 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета» («Уменьшение кредиторской задолженности по выплате наличных денег»)

Кредит счета 2 201 04 610 «Выбытие из кассы».

На основании Справки (ф. 0504833) ОФК производит зачисление наличных средств на лицевой счет бюджетополучателя, что отразится проводкой:

Дебет счета 2 201 01 510 «Поступления денежных средств учреждения на банковские счета»

Кредит счета 2 306 00 730 «Увеличение кредиторской задолженности по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета» («Увеличение кредиторской задолженности по выплате наличных денег»).

Если счет открыт в кредитной организации, то взнос наличных денежных средств на основании Объявления на взнос наличными отражается проводкой:

Дебет счета 2 201 01 510 «Поступления денежных средств учреждения на банковские счета»

Кредит счета 2 204 01 610 «Выбытия из кассы».

Чаще всего оказание услуги длится в течение нескольких отчетных периодов (месяцев, кварталов), а оплата может производиться как до начала, так и во время всего срока обучения. Поэтому у бухгалтера возникает вопрос: как отразить сумму полученного аванса? В Плане счетов бюджетного учета не предусмотрен счет, который отражал бы суммы полученных авансовых платежей, а также начисленный с них НДС. Поэтому, не нарушая методологии бюджетного учета, а именно п. 142 Инструкции N 70н, поступление платы за услуги учитываем на счете 0 205 03 000 «Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг». Рассмотрим на примере поступление авансовых платежей на оказываемые услуги.

Пример 1. Стоимость платной образовательной услуги в месяц составляет 1534 руб. На лицевой счет учреждения, обслуживаемый в ОФК, в январе 2006 г. поступила плата за весь период (6 мес.) обучения — 9204 руб.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующей проводкой:

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Получен аванс

2 201 01 510

2 205 03 660

/аванс

Начислен доход за январь

2 205 03 560

2 401 01 130

Зачтен аванс

2 205 03 560

/аванс

2 205 03 660

Учитывать полученные авансовые платежи можно используя счет 0 401 04 000 «Доходы будущих периодов», однако его применение противоречит методологии бюджетного учета, так как на этом счете учитываются суммы, начисленные заказчикам за выполненные и сданные отдельные этапы работ (услуг). Рассмотрим на примере учет авансовых платежей с использованием счета 0 401 04 000.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующей проводкой:

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Получен аванс

2 201 01 510

2 205 03 660

Начислен доход за весь

период

2 205 03 560

2 401 04 130

Отражен доход за январь

2 401 04 130

2 401 01 130

Учет расходов по платным услугам

Поступившие в учреждение средства используются на его содержание в соответствии с утвержденной сметой.

Обратите внимание: при осуществлении деятельности по оказанию платных услуг учреждению необходимо организовать раздельный учет расходов по этому виду деятельности. Если некоторые виды расходов невозможно разделить в момент постановки на бюджетный учет, то их определяют расчетным путем. Это касается коммунальных платежей, услуг связи, транспортных услуг административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств.

Так, согласно п. 3 ст. 321.1 НК РФ если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование вышеперечисленных расходов за счет двух источников, то принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы). Методика распределения расходов между двумя источниками финансирования, указанная в п. 3 ст. 321.1 НК РФ, относится к признанию расходов учреждения в целях налогового учета, однако ее можно применить и в целях бухгалтерского учета.

Рассмотрим распределение расходов на примере распределения сумм по коммунальным платежам.

Пример 3. Учреждением получены счета поставщиков за оказанные коммунальные услуги в сумме 56 640 руб., в том числе НДС — 8640 руб. Объем оказанных платных услуг за месяц составил 25 960 руб., в том числе НДС — 3960 руб. Объем финансирования за счет бюджетных средств на месяц составляет 120 000 руб.

Рассчитаем сумму коммунальных платежей, приходящуюся на деятельность по оказанию платных образовательных услуг.

Рассчитываем долю платных услуг в общем объеме финансирования без учета НДС — 15,49% (22 000 / ((120 000 + 25 960 — 3960) х 100).

Сумма коммунальных платежей, приходящаяся на платные услуги, — 7435,2 руб. (48 000 х 15,49 / 100), отсюда сумма коммунальных платежей, относимая на уставную деятельность, — 40 564,8 руб. (48 000 — 7435,2).

Рассчитаем сумму НДС, которая будет относиться на платные услуги, — 1338,34 руб. (8640 х 15,49 / 100), остальная сумма НДС — 7301,66 руб. (8640 — 1338,34) — будет включена в стоимость оказанных коммунальных услуг по уставной деятельности.

Учет фактически произведенных расходов производится по дебету счета 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)». Согласно п. 71 Инструкции N 70н аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) в разрезе видов (кодов) затрат по каждой оказываемой услуге (работе). Записи в нее производятся на основании журналов операций.

Ежемесячно фактически произведенные затраты, собранные по дебету счета 2 106 04 340, подлежат списанию и отражаются следующей проводкой:

Дебет счета 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг» («Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»)

Кредит счета 2 106 04 440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)».

Рассмотрим формирование фактической себестоимости платных образовательных услуг с использованием сумм распределенных коммунальных платежей, рассчитанных в примере 3.

Пример 4. Учреждение оказывает платные консультационные услуги. За месяц услуги оказаны на сумму 18 880 руб., в том числе НДС — 2880 руб. Согласно утвержденной смете доходов и расходов затраты, связанные с оказанием консультационных услуг, составили 15 807,2 руб., в том числе:

  • зарплата сотрудников — 6000 руб.;
  • начислен ЕСН — 1560 руб.;
  • взносы на страхование от несчастных случаев (0,2%) — 12 руб.;
  • коммунальные платежи — 7435,2 руб., кроме того, НДС — 1338,34 руб. (см. пример 3);
  • отчисления на амортизацию зала — 800 руб.

Отразим данные операции в бухгалтерском учете следующими проводками:

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Отражена выручка от

платных услуг

2 205 03 560

2 401 01 130

18 880

Начислена к

перечислению сумма НДС

2 401 01 130

2 303 04 730

2 880

Начислена заработная

плата

2 106 04 340

(ст. 211 ЭКР)

2 302 01 730

6 000

Начислен ЕСН

2 106 04 340

(ст. 213 ЭКР)

2 303 02 730

1 560

Начислены взносы от

несчастных случаев

2 106 04 340

2 303 06 730

Отражены коммунальные

услуги

2 106 04 340

(ст. 223 ЭКР)

2 302 04 730

(2 302 06 730)

7 435,2

Начислена амортизация

2 106 04 340

2 104 04 410

Отражен НДС с

коммунальных платежей

2 210 01 560

2 302 04 730

(2 302 06 730)

1 338,34

Списаны затраты

2 401 01 130

2 106 04 440

15 807,2

Зачтен НДС по

коммунальным платежам

2 303 04 830

2 210 01 660

1 338,34

Начислен налог на

прибыль

(18 880 — 2880 —

15 807,2) х 24%

2 401 01 130

2 303 03 730

46,27

Перечислен НДС в бюджет

(2880 — 1338,34)

2 303 04 830

2 201 01 610

1 541,66

Перечислен налог на

прибыль

2 303 03 560

2 201 01 610

46,27

Арбитражная практика обложения НДС платных образовательных услуг

ФАС СЗО в Постановлении от 11.10.2004 N А56-11012/04 указал на неправомерность обложения НДС операций по реализации услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках и секциях при отсутствии у учреждения лицензии на указанный вид деятельности.

Средней общеобразовательной школой не облагались НДС операции по проведению платных занятий с несовершеннолетними детьми в кружках и секциях при отсутствии у нее лицензии на указанный вид деятельности. В результате проверки налогового органа по этим операциям была доначислена сумма НДС к перечислению в бюджет, и начислены штраф и пени.

По мнению налогового органа, данные услуги могут быть освобождены от налогообложения только при наличии у оказывающего их лица соответствующей лицензии согласно п. 6 ст. 149 НК РФ. Школа не согласилась с доводами налоговой инспекции и обратилась в суд.

ФАС СЗО, учитывая:

  • пп. 4 п. 2 ст. 49 НК РФ, в котором указано, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
  • п. 2 Постановления Правительства РФ от 18.10.2000 N 796 «Положение о лицензировании образовательной деятельности», в котором указано, что не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации,

указал на то, что для применения льготы по обложению НДС операций по оказанию услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках и секциях наличие лицензии не требуется.

Для справки: в приведенных проводках использованы следующие счета бюджетного учета:

2 104 04 410 «Уменьшение стоимости машин и оборудования за счет амортизации»;

2 106 04 340 (440) «Увеличение (уменьшение) стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»;

2 201 01 510 (610) «Поступления (выбытие) денежных средств учреждения на банковские счета»;

2 205 03 560 (660) «Уменьшение (увеличение) дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг» («Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»);

2 210 01 560 (660) «Увеличение (уменьшение) дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»;

2 302 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда» («Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»);

2 302 04730 (2 302 06 730) «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате коммунальных услуг»;

2 303 02 730 «Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ»;

2 303 03 730 (830) «Увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по налогу на прибыль»;

2 303 04 730 (830) «Увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»;

2 303 06 730 «Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг» («Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»);

2 401 04 130 «Доходы будущих периодов».

И.Шиндер

Эксперт журнала

«Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Отражение в бюджетном учете учреждения операций по реализации государственного имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления
Новый порядок исполнения судебных актов по денежным обязательствам получателей бюджетных средств

Стоимость образовательных услуг, сроки и порядок их оплаты

Договор об оказании платных образовательных услуг

По дополнительным образовательным программам

«___»_________ 20___ г. г. Москва № _________________

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), осуществляющее образовательную деятельность на основании лицензии от 10 июля 2015 г.
№ 1554, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, и свидетельства о государственной аккредитации от 19 августа 2015 г. № 1430, выданного Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на срок по «09» июля 2020 г. (далее-Исполнитель), в лице Первого проректора Геворкян Елены Николаевны, действующего на основании доверенности от 25.02.2015 г. № 42/Д с одной стороны,

и _____________

(Ф.И.О. лица, зачисляемого на обучение)

(далее — Заказчик) с другой стороны, совместно именуемые Стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

Предмет Договора

1.1. Исполнитель обязуется предоставить Заказчику образовательную услугу, а Заказчик обязуется оплатить образовательную услугу по предоставлению _____________________________

(наименование дополнительной образовательной программы)

повышение квалификации_____________

(вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности)

по получению образования на/в ___________Институт дополнительного образования__________,

по очно/заочной форме обучения в соответствии с образовательной программой Исполнителя.

1.2. Срок освоения образовательной программы на момент подписания настоящего Договора составляет ____часов (с «____» ______________ 20__г., по «____» ___________20__г.).

1.3. После освоения Заказчиком образовательной программы и успешного прохождения итоговой аттестации ему выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Права Сторон

2.1. Исполнитель вправе:

2.1.1. Самостоятельно осуществлять образовательный процесс, устанавливать системы оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации Заказчика.


2.1.2. Применять к Заказчику меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Исполнителя, настоящим Договором и локальными нормативными актами Исполнителя.

2.2. Заказчику предоставляются академические права в соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Заказчик также вправе:

2.2.1. Получать от Исполнителя информацию по вопросам организации и обеспечения надлежащего предоставления услуг, предусмотренных разделом 1 настоящего Договора.

2.2.2. Пользоваться в порядке, установленном локальными нормативными актами Исполнителя, имуществом Исполнителя, необходимым для освоения образовательной программы.

2.2.3. Принимать в порядке, установленном локальными нормативными актами Исполнителя, участие в социально-культурных, оздоровительных и иных мероприятиях, организованных Исполнителем.

2.2.4. Получать полную и достоверную информацию об оценке своих знаний, умений, навыков и компетенций, а также о критериях этой оценки.

2.2.5. Обращаться к работникам Исполнителя по вопросам, касающимся образовательного процесса в ГАОУ ВО МГПУ.

Обязанности Сторон

3.1. Исполнитель обязан:

3.1.1. Зачислить Заказчика, выполнившего установленные законодательством Российской Федерации, Уставом и иными локальными нормативными актами Исполнителя условия приема, в качестве слушателя.

3.1.2. Довести до Заказчика информацию, содержащую сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, которые предусмотрены Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3.1.3. Организовать и обеспечить надлежащее предоставление образовательных услуг, предусмотренных разделом 1 настоящего Договора. Образовательные услуги оказываются в соответствии с образовательной программой Исполнителя, расписанием занятий и иными локальными нормативными актами Исполнителя.

3.1.4. Обеспечить Заказчику предусмотренные выбранной образовательной программой условия ее освоения.

3.1.5. Сохранить место за Заказчиком в случае пропуска занятий по уважительным причинам (с учетом оплаты услуг, предусмотренных разделом 1 настоящего Договора).

3.1.6. Принимать от Заказчика плату за образовательные услуги, предусмотренные разделом 1 настоящего Договора.

3.1.7. Обеспечить Заказчику уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

3.1.8. Выдать после освоения Заказчиком образовательной программы, указанной в п.1.1 настоящего Договора, в полном объеме и успешной итоговой аттестации документ о квалификации, указанный в п.1.3 настоящего Договора.

3.2. Заказчик обязан:

3.2.1. Своевременно вносить плату за предоставляемые Исполнителем образовательные услуги, указанные в разделе 1 настоящего Договора, в размере и порядке, определенных настоящим Договором, а также предоставлять платежные документы, подтверждающие такую оплату.

3.2.2. Соблюдать требования, установленные в статье 43 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в том числе:

3.2.2.1. Выполнять задания для подготовки к занятиям, предусмотренным учебным планом.

3.2.2.2. Извещать Исполнителя о причинах своего отсутствия на занятиях.

3.2.2.3. Соблюдать требования Устава и иных локальных нормативных актов Исполнителя.

3.2.2.4. Возмещать ущерб, причиненный имуществу Исполнителя, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Стоимость образовательных услуг, сроки и порядок их оплаты

4.1. Полная стоимость платных образовательных услуг, указанных в разделе 1 настоящего Договора, за весь период обучения составляет_________ (__) рублей 00 копеек.

4.2. Исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по настоящему Договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств Исполнителя, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом Исполнителя и доводятся до сведения Заказчика.

4.3. Увеличение стоимости образовательных услуг после заключения настоящего Договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

4.4. Оплата производится единовременно.

Оплата за обучения производится не менее чем за 15 (пятнадцать) рабочих дней до начала этапа обучения, подлежащего оплате. Оплата производится в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на счет Исполнителя, указанный в разделе 9 настоящего Договора, с предоставлением ему копии платежного документа. Обязательства по оплате считаются выполненными Заказчиком с момента зачисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя.

Что говорит закон о правомерности так называемых дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ?
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает возможность для школ оказывать платные образовательные услуги. Это распространяется в том числе и на учеников школ.

Условия оказания образовательных услуг

Для того чтобы школа могла оказывать любые дополнительные образовательные услуги, возникает несколько обстоятельств, которые необходимо иметь в виду:

1. Доход школы от оказания платных образовательных услуг может использоваться в соответствии с уставными задачами, то есть на цели, связанные с образованием.

Эти средства могут использоваться, например, для покупки оборудования, выплат стимулирующих надбавок для педагогических и управляющих работников. Ограничение выглядит вполне естественным в условиях того, что любая школа представляет собой некоммерческую организацию.

При этом в большинстве случаев школа − это государственное или муниципальное учреждение. Она создана и финансируется за счет соответствующего бюджета и не предназначена для коммерческой деятельности, предполагающей получение прибыли.

2. Дополнительное образование вне зависимости от содержания характеризуется как вид образования.

Дополнительное образование, согласно статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Если школа реализует тот или иной вид образования, она обязана иметь на него лицензию.

Вид образования должен быть указан в Уставе школы как возможное направление деятельности.

3. Платные дополнительные образовательные услуги школа может оказывать на основании договора об оказании платных образовательных услуг.

К такого рода договорам предъявляется немало требований. Например, должны быть указаны:

• вид образования,
• срок обучения,
• полная стоимость услуг,
• место проведения занятия и другие требования.

Важно отметить то, что платные образовательные услуги должны оказываться на одинаковых условиях.

То есть при оказании образовательных услуг не должно быть предпочтений, выражаемых в цене или других условиях договора, обусловленных, например, тем, что один ученик пришел в шапке зеленого цвета, а другой − в шапке красного цвета.

Заключение договора о платных образовательных услугах – следствие свободного волеизъявления сторон. Не допускается никакого мягкого или жесткого принуждения родителей со стороны школы к покупке «дополнительных углубленных занятий».

4. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета.

Очевидно, что школа не может взимать плату за то, что было профинансировано из бюджета. Пределы финансирования из бюджета определяются на основании соответствующего ФГОС и образовательной программы, сформированной на его основе. В применении к бюджетному и автономному учреждениям объем такого финансирования отражается в государственном (муниципальном) задании.

Проблема может возникнуть из-за неконкретных формулировок во ФГОС, касающихся определения пределов финансового обеспечения.

В договоре на оказание платных образовательных услуг обязательно необходимо прописать, что оказываемые по этому договору дополнительные образовательные услуги, например, по углубленному изучению предметов, не являются частью реализуемых школой образовательных программ, финансируемых за счет бюджетных средств.

А вот формулировка «подготовка к сдаче ЕГЭ» звучит сомнительно, потому что Единый государственный экзамен – форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

Если ученики успешно выполняют все требования программы, не должно возникать вопроса о потребности в еще более углубленной подготовке к государственной итоговой аттестации со стороны той же школы по тем же самым предметам, которые охватываются соответствующим ФГОС.

Изучение этих предметов уже было профинансировано за счет бюджета. Но грань между углубленным изучением предмета и изучением этой же дисциплины в рамках ФГОС весьма неопределенная.

Если администрация школы настойчиво склоняет родителей к необходимости провести «более углубленную» подготовку, то у проверяющих органов могут возникнуть серьезные вопросы.

Кроме того, Минобрнауки России и Рособрнадзор еще в 2011 году в Письме от 23 августа 2011 года № 10-383 разъяснили неправомерность взимания платы за так называемый репетиционный экзамен для подготовки к сдаче ЕГЭ.

5. Серьезной проблемой на практике, как правило, является конфликт интересов педагогического работника, возможность возникновения которого напрямую связана с платными образовательными услугами.

На стороне школы при оказании определенных образовательных услуг действует конкретный учитель. Однако ситуация конфликта интересов может возникнуть и у педагога, оказывающего платные образовательные услуги в «индивидуальном» порядке, от своего имени.

Статья 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» содержит прямой запрет педагогическому работнику организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, оказывать платные образовательные услуги школьникам в этой организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника и потребителя услуг. Это такая ситуация, при которой возникает:

• личная заинтересованность педагога при осуществлении им профессиональной деятельности в получении материальной выгоды или иного преимущества;

• влияние или возможность влияния на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Классическая ситуация конфликта интересов − когда учитель занимается «углубленным» изучением своего предмета на дополнительных занятиях для отдельных учеников, а во время уроков предоставляет этим отдельным ученикам преференции.

Подчеркнем, что предположение о наличии личной заинтересованности педагогического работника в получении материальной выгоды априори будет возникать всегда, когда он ведет платные занятия с теми же учениками, с которыми он занимается по программе.

Со стороны школы нецелесообразно допускать, чтобы дополнительные занятия с учениками вел тот же учитель, который преподает этот же предмет в рамках реализации школой основной образовательной программы.

Кто может разрешить конфликт

Возникает вопрос, куда в случае конфликта могут обращаться с жалобами родители учеников, которым школа оказывала платные услуги.

• В школу

По поводу деятельности конкретного педагога можно обращаться с жалобой к директору школы.

• В комиссию по урегулированию споров

Законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена возможность обращения в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Такая комиссия состоит из равного числа представителей совершеннолетних школьников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учеников, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, что позволяет учесть позиции всех участников образовательных отношений.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех, имеющих отношение к организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

• В региональный орган по контролю в сфере образования

Должностные лица регионального органа по контролю (надзору) в сфере образования обладают полномочием на составление протоколов об административных правонарушениях по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 19.30 КоАП РФ.

Таким основанием является нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса, выразившееся в нарушении правил оказания платных образовательных услуг.

Возможная санкция в отношении школы − административный штраф от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. В отношении директора и (или) иных виновных лиц − в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.