Платежные агенты

Как работать со спецсчетом 40821

Михаил, добрый день.

1. В доходе, который идет в книгу учета расходов-доходов мы учитываем эти средства в момент поступления их на 40821?
Михаил

Совершенно верно, в подтверждение:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 24 мая 2011 года N 03-11-06/2/80

Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
Согласно
п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому
договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по
поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от
своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. В
ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять
принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором
(ст. 1008 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок
признания доходов при применении налогоплательщиками упрощенной системы
налогообложения установлен п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса Российской
Федерации. Так, датой получения доходов признается день поступления
денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного
имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения
задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Отдельных положений, регулирующих порядок определения доходов
налогоплательщиками-принципалами, применяющими упрощенную систему
налогообложения, гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не
содержит.
Таким образом, датой получения доходов для
налогоплательщика-принципала является день поступления денежных средств
на его счета в банках и (или) в кассу.
Заместитель директора Департамента
налоговой и
таможенно-тарифной
политики
С.В. РАЗГУЛИН
2. Чтобы перевести их на свой обычный счет 40802 — какое назначение платежа ставить? Чтобы потом у налоговой вопросов не было.
Михаил

Тут есть варианты, но все сводится к одному, что это перевод между Вашими счетами, перевод средств для пополнения собственного счета для проведения дальнейших расчетов, перевод по счетам в пределах одного юридического лица (это если Вы юр. лицо).

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изменениями и дополнениями)

В настоящее время широко распространена услуга по приему от населения различных социально значимых платежей через терминалы. Необходимость в принятии Федерального закона обусловлена отсутствием специального нормативно-правового регулирования данной сферы деятельности.

Согласно закону прием платежей от населения осуществляется на основании договоров между платежными операторами и поставщиками товаров (работ, услуг). По условиям такого договора оператор вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика принимать денежные средства от физлица в целях исполнения денежных обязательств последнего перед поставщиком.

В число обязанностей оператора входит проведение последующих расчетов с поставщиком. При этом должно соблюдаться требование о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юрлица или ИП. Кроме того, оператор в предусмотренных законом случаях обязан проводить идентификацию плательщика в целях противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Договор также должен предусматривать условие об обеспечении обязательств оператора перед поставщиком. Способы могут быть разными: неустойка, залог, банковская гарантия и др.

Платежи могут приниматься только через платежные терминалы. Применение иных устройств запрещено.

Установлены специальные требования к платежным терминалам. В частности, они должны быть оснащены контрольно-кассовой техникой.

Особое внимание уделяется защите прав плательщика. Так, платежный агент должен обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам определенной информации (наименование поставщика, размер комиссии, телефоны оператора, поставщика и контролирующих органов и др.).

Перечень товаров (работ, услуг), оплата которых через терминалы запрещена, будет определять Правительство РФ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г.

Анатолий Дубан разворошил направление — ПЛАТЕЖНАЯ АГЕНТУРА и связанные с ней АВАНТЮРЫ

1. Положения закона об использовании специальных банковских счетов

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) регулируются Федеральным законом от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей от физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — 103-ФЗ).

Согласно ст. 2 указанного закона ПОСТАВЩИКОМ являются организации и предприниматели, которые вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а ПЛАТЕЖНЫЙ АГЕНТ – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Отметим, что кредитные организации к платежным агентам не относятся.

Законом установлены определенные требования к платежным агентам и поставщикам.

В частности, в силу п.п. 14, 15 ст. 4 Закона платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Данная обязанность платежного агента корреспондирует с обязанностью поставщика, предусмотренной п.18 ст.4 Закона, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. банковского счета при приеме платежей от физических лиц является обязательным.

Согласно статье 3 закона 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖУ РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов (часть 14 статьи 4 закона 103-ФЗ).

Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (часть 15 статьи 4).

Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами (часть 18 статьи 4).

А кто у нас муж? Сиречь Поставщик? — Как раз Управляющая организация или ТСЖ. Еще раз пронзим лучом прожектора этот вопрос

Согласно ч. 15 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация вправе самостоятельно осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений либо взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов. При этом потребители вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги путем наличных и безналичных расчетов в любом выбранном ими банке или почтовыми переводами.

Как только на горизонте появляется МУП Расчетный центр, Областной ЕИРЦ, ГУП ВЦ КП, ТРИЦ, то и управляющая организация, и соответственно РЦ, ВЦ, ЕИРЦ должны вести расчеты через СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ СЧЕТА

2.Номер счета 40821

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2012 N 385-П
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРАВИЛАХ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КРЕДИТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Зарегистрировано в Минюсте России 3 сентября 2012 г. N 25350
Счет N 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика»
4.45. Назначение счета — специальный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам (субагентам), поставщикам для зачисления и списания денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Счет пассивный. Аналитический учет ведется на лицевых счетах, открываемых по каждому договору, заключенному с платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), поставщиком.

3.Последствия нарушения платежными агентами требований об использовании спецсчета

Часть 2 ст. 15.1 КоАП РФ

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов

Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ требований закона в виде неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов

— влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

Рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных данной статьей, должностные лица налоговых органов (ст. 23.5). В соответствии с Положением о правилах наличного денежного обращения на территории РФ от 5 января 1998 г. N 14-П на учреждения банков возложена обязанность проверять соблюдение организациями установленных правил работы с денежной наличностью.

Материалы проверок оформляются справкой по установленной форме. При необходимости копии справок направляются в соответствующие органы административной юрисдикции. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов (ч. 1 ст. 28.3).

4. Выписка из Определения суда (ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ)

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Юг» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по г.Тюмени №3 (далее – ответчик, инспекция) о признании незаконным предписания от 16.10.2014г.,

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика требования не признал на основании изложенных в отзыве доводов.

Как следует из материалов дела, на основании поручения от 06.10.2014г. № 14-2/1 инспекцией в отношении общества проведена проверка полноты зачисления денежных средств, полученных от плательщиков при приеме платежей на специальный банковский счет.

В ходе проверки было выявлено, что обществом, оказывающим услуги по управлению многоквартирными домами и получающим плату за жилые и коммунальные услуги, при получении денежных средств, принятых платежным агентом за жилищные и коммунальные услуги, не исполнена обязанность по использованию специального банковского счета за период с 01.04.2014г. по 06.10.2014г.

Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки от 10.10.2014г. № 14-2/1.

Уполномоченным лицом инспекции составлен протокол от 10.10.2014г. №14-2/3 об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении инспекцией вынесено постановление № 14-2/3 от 15.10.2014г. о привлечении общества к административной ответственности и назначении административного наказания по ч.2 ст.15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

16.10.2014г. Инспекцией на основании ст. 29.13 КоАП РФ в отношении ООО «УК»Юг» вынесено предписание об устранении установленных нарушений ч.18 ст.4 Федерального закона от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», со сроком исполнения до 10.11.2014г.

Полагая, что предписание от 16.10.2014г. вынесено незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Платежный агент – это вспомогательное средство проведения платежей

С развитием деятельности банковской сферы стало совсем необязательным посещать отделение определенного финансового учреждения для осуществления платежей, отпала необходимость посещать салоны мобильной связи или интернет-провайдеров с целью оплаты услуг. Все это стало возможным благодаря появлению платежных агентов. Но что это такое? Платежный агент – это, с правовой точки зрения, юридическое лицо / частный предприниматель, осуществляющий проведение операций по приему денежных средств от физических лиц в качестве оплаты за потребляемые товары и услуги. Взаимоотношения закреплены законодательно, при этом существует ряд нюансов, о которых поговорим ниже.

  • Платежный агент: суть
  • Основные обязанности сторон
  • Платежный агент – это обязательный банковский счет
  • Возможная роль кредитной организации
  • Выводы

Платежный агент: суть

Субъект, осуществляющий действия по оплате услуг, заинтересован в зачислении средств на расчетный счет конечного получателя. При этом поставщик заинтересован иметь гарантии того, что используя третье лицо как приемщика платежей, получит свои средства. Закон о платежных агентах диктует условия регулирования взаимоотношений между тремя сторонами.

Чтобы внести ясность во взаимодействие сторон, определимся с основными финансово-правовыми терминами.

  1. Платежный агент – это юридическое лицо / частный предприниматель, то есть оператор, принимающий оплату от населения (физлиц) за полученные услуги в пользу поставщика.
  2. Поставщик – сторона (юридическое лицо / ИП), принимающая материальные средства за предоставляемые товары и услуги либо плату за жилье / коммунальные услуги согласно правовым кодексам РФ.
  3. Плательщик – представитель населения, физическое лицо, производящее оплату потребляемых товаров и услуг в пользу поставщика. Читайте также: Аннуитетный платеж по кредиту – это…
  4. Оператор, принимающий платежи, – юридическое лицо, представитель платежного агента, производящий приемку денежных средств от населения, соблюдая условия действующего соглашения с конечным получателем.
  5. Платежный субагент – ИП/юрлицо, производящее организацию системы приема платежей от физических лиц соответственно условиям договора, заключенного с оператором.
  6. Деятельность, основанная на приеме денежных средств от физлиц, подразумевает под собой осуществление посредником приема оплаты от плательщика за потребляемые товары и услуги с последующей передачей средств поставщику согласно условиям оформленного договора.

Отметим, что платежный агент является исключительно посредником во взаимоотношениях между отправителем и получателем. При этом организации, предоставляющие услуги по кредитованию юридических / физических лиц, не обладают правом выступать в роли платежного агента, оператора, субагента.

Основные обязанности сторон

Для подтверждения гарантий безопасности денежных переводов физическими лицами на законодательном уровне на принимающую средства сторону возлагаются определенные обязанности. Вот основные из них:

  • Перед началом предоставления услуг платежный агент обязан заключить соответствующий договор с поставщиком согласно действующей законодательной базе. В случае отсутствия задокументированного соглашения между сторонами принятие платежей категорически запрещено.
  • Оператор перед началом работы по осуществлению приема средств должен пройти регистрацию в Росфинмониторинге, действующем при Министерстве экономики РФ.
  • Перед началом проведения денежных операций участники процесса, принимающие деньги, обязаны открыть специальный счет в банке с целью возможности приема платежей от населения.
  • Обязательная идентификация плательщика по предъявляемым документам.
  • Соответствие платежного чека нормам законодательства.
  • С началом деятельности агент обязуется завести кассовую книгу по проводимым операциям, на основе которой впоследствии будут сформированы ордера прихода.
  • Организации, предоставляющие кредитные услуги, не имеют права на оформление с поставщиком договора о приобретении статуса оператора/субагента по приему платежей от физических лиц.

Читайте также: Тайны кредитования: если банк обанкротился, нужно ли платить кредит

Для платежных агентов, использующих в своей деятельности банкоматы/терминалы, закон предусмотрел дополнительные требования:

  1. Наличие контрольно-кассового оборудования в комплектации банкомата/терминала.
  2. Наличие документации, подтверждающей прохождение регистрации контрольно-кассового оборудования в налоговой инспекции.
  3. Проведение регулярного технического осмотра контрольно-кассового оборудования.
  4. Установка фискального режима (ее подразумевает использование контрольно-кассового оборудования).
  5. Обязательное подтверждение операции зачисления средств выдачей чека.
  6. Предоставление документации на контрольно-кассовое оборудование в случае проверки, при необходимости обеспечение свободного доступа.

Статья 14.5 Кодекса административных правонарушений Российской Федерации за несоблюдение вышеуказанных требований подразумевает привлечение платежного агента к административной ответственности и взыскание штрафа в размере 3–4 тысяч рублей для должностных лиц. Для юридических лиц размер штрафа увеличивается в десять раз.

Платежный агент – это обязательный банковский счет

Закон, регулирующий деятельность платежных агентов, предусматривает использование специального финансового расчетного счета. В чем его особенность? Данный счет организован таким образом, что количество производимых операций ограничено. Условия работы счета прописаны в законодательстве РФ. Владелец не может самостоятельно направлять средства в места, не предусмотренные законом, со счета не могут взиматься дополнительные комиссии. Специальный финансовый счет применяется исключительно для приема денежных средств от физических лиц, впоследствии перечисляемых в банк, при этом происходит списание определенной суммы, прописанной в договоре, на счет оператора. Таким образом, получается, что предназначение специального счета в следующем:

  • зачисление средств плательщиков со счета субагента оператору;
  • списание суммы, указанной в договоре, на спецсчет поставщика.

Согласно статье 15.1 части 2 Кодекса административных правонарушений РФ, агент по платежам, частично переведший средства на расчетный счет поставщика, привлекается к административной ответственности, при этом размер штрафных санкций для юридических лиц колеблется в пределах 40–50 тысяч рублей.

Такая же тарифная сетка применяется к поставщикам/операторам, проигнорировавшим процедуру заключения договора, предусмотренную законом РФ.

Возможная роль кредитной организации

Как говорилось ранее, финансовое учреждение, занимающееся предоставлением кредитных услуг, не может выступать в качестве платежного агента или субагента. Но детально изучив разъяснения Центрального банка РФ, изложенные в письме № 166-Т, приходим к выводу, что банк может осуществить денежный перевод на счет оператора в том случае, если отправитель в соответствующих документах указал в качестве конечного получателя оператора по приему платежей. При этом уточняется, что между участниками процесса договор заключается по соглашению сторон. В случае отказа одной из сторон в официальном оформлении финансовых отношений допускается вариант осуществления сделки без договора. При этом все манипуляции считаются правомерными и ни одна из сторон не может быть привлечена к административной ответственности.

Читайте также: Что будет если не платить микрозаймы

Выводы

С момента вступления в действие закона о платежных агентах в пределах Российской Федерации значительно упростились взаимоотношения между поставщиками товаров, услуг и плательщиками. В данной ситуации платежный агент – это посредник, утвержденный на законодательном уровне. Благодаря этому клиент, осуществляющий платежи за пользование определенными благами, посредством использования услуг агента/субагента по приему денежных средств защищен со стороны государства от мошенничества в процессе осуществления финансовых операций. При этом поставщик и платежный агент наделены рядом обязательств, невыполнение которых подразумевает привлечение участников процесса к административной ответственности с последующим применением штрафных санкций. И помните, что, проводя определенные денежные операции, следует четко понимать свою роль плательщика / платежного агента / поставщика. Только таким образом можно полностью соблюдать букву закона.