Плата за пользование водными объектами

Статья 20 Водного кодекса. Плата за пользование водным объектом

1. Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.

2. Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:

1) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;

2) дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;

3) равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.

3. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Платность водопользования — один из основных принципов водного законодательства. В Водном кодексе РФ 2006 г. предусмотрены две совершенно разные формы платности: водный налог и плата в рамках договора водопользования.

В комментируемой статье речь идет о плате как существенном условии договора водопользования. В договорах водопользования в обязательном порядке указываются размер платы за пользование водным объектом либо его частью, сроки и условия ее внесения. Несвоевременное внесение платежа по договору влечет за собой уплату пеней, а превышение «договорных» объемов забора или изъятия воды — штраф.

Однако функционирует и водный налог. В специальной главе 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса РФ приведены все элементы налогообложения: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Водный налог взимается с предприятий и организаций, забирающих воду из водных объектов для производственных нужд, а также использующих водные объекты без забора воды (гидроэнергетика, лесосплав и т.д.). Водный налог может иметь большое значение для охраны природы, если он будет выполнять ресурсосберегающую функцию. Поскольку плата за воду увеличится в полтора-два раза, у потребителя возникнет стимул экономить воду.

Толкуя Водный кодекс РФ, можно поставить вопрос о соотношении водного налога или предусмотренного договором водопользования платежа за водопользование. На этот случай согласно Закону «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» внесены изменения в главу 25.2 НК РФ. В частности, не признаются плательщиками водного налога юридические и физические лица, осуществляющие водопользование на основе договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно, заключенных и принятых после введения в действие нового Кодекса. Названные хозяйствующие субъекты платят за свое водопользование. Таким образом, законодатель стремится избежать «двойного обложения» водопользования: налогом и платежом.

В ходе подготовки проекта нового Водного кодекса РФ проблема платежей в сфере водного хозяйства тщательно рассматривалась, предлагались следующие решения:

— неналоговый водный платеж целевого характера;

— водный налог при своеобразной «специальной строке» бюджета.

Основанием для последнего из предложений служит уже упомянутая функциональная классификация расходов бюджета, указанная в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. от 29 июня 2004 г.) .

СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4030.

Звучали и другие предложения. Например, сотрудники Всероссийского института экономики минерального сырья (ВИЭМС) предлагали конкретизировать финансовые аспекты проекта ВК РФ. В частности, предлагалось в большей степени выразить целевой характер водных неналоговых платежей. По их мнению, расходы по финансированию мероприятий на восстановление и охрану водных объектов должны предусматриваться в бюджете в объемах не менее суммы доходов федерального бюджета, полученных от платы за водопользование. Кроме того, предлагалось предусмотреть положения о том, на что именно будут тратиться «водные деньги» (установление водоохранных зон, ведение реестра водных объектов, обеспечение безопасности ГТС и т.д.). При этом отмечалось, что средства, полученные за водопользование, могут тратиться и на защиту от вредного воздействия вод.

Эти предложения не были поддержаны, однако Водный кодекс РФ 2006 г. создал условия для восстановления платежей за водопользование, правовая природа которых позволяет государству вкладывать данные средства в водоохранные мероприятия. Подобная практика уже имела место во время существования целевых бюджетных фондов восстановления и охраны водных объектов, что дало благоприятные последствия для охраны окружающей среды.

Законодателем предусматривается стимулирование экономного водопользования и охраны вод. В частности, при определении платы за пользование тем или иным водным объектом учитываются расходы данного физического или юридического лица на меры по охране водных объектов. Таким способом стремятся повысить заинтересованность природопользователя в экологическом направлении его хозяйственной деятельности.

В комментируемой статье предусматривается также дифференциация ставок платы за водопользование в зависимости от речного бассейна, т.е. исходя из объемов и уровней воды, наличия или отсутствия водного дефицита, возможностей водоемов или водотоков к самоочищению. Очевидно, нужно будет учесть общий уровень антропогенной нагрузки на бассейн или под бассейн. Названные положения являются формой выражения некоторых основных принципов водного законодательства: бассейновый подход, регулирование в зависимости от особенностей режима водных объектов (ст. 3 ВК РФ).

В комментируемой статье указывается, что ставки, порядок расчета и взимания платы определяются исходя из права собственности на водный объект, находящийся в пользовании. Относительно федеральных водных объектов это доверено только Правительству РФ, относительно водоемов, находящихся в собственности субъекта Федерации, — региональным органам государственной власти, относительно водоемов муниципальной собственности — органам местного самоуправления. В соответствии со статьей 26 ВК РФ 2006 г. названные полномочия Правительства РФ делегированию на региональный уровень не подлежат. В настоящее время МПР России предлагает увеличить ставки платы за пользование водными объектами в среднем на 15 — 20%. За забор воды для водоснабжения населения нужно будет платить не 70, а 90 руб. Соответственно, увеличится и оплата этой жилищно-коммунальной услуги .

Шкель Т. Контролер для каждой речки // Российская газета. 2006. N 246. С. 3.

По мнению руководства Росводресурсов, средства, полученные от водопользования, должны вкладываться в водное хозяйство. В 2006 г. на каждый вложенный в водное хозяйство рубль была получена отдача в виде предотвращения ущерба на 4 руб. Но вкладывать нужно гораздо больше, благо область для инвестиций обширнейшая. Например, на российских реках около 120 крупных шлюзов требуют ремонта. Наводить порядок нужно даже с плотинками противопожарных прудов, которые «не держат» воду. Таким образом, для стабилизации положения в отрасли требуется не менее 50 млрд. руб. ежегодно .

Глазов С. Водные процедуры // Российская газета. 2006. N 251. С. 4.

Между тем в водном законодательстве платность водопользования может обрести иное выражение, принципиально отличающееся от водного налога или водного «договорного» платежа. Например, в сельском и лесном хозяйстве действует юридически обеспеченный механизм возмещения потерь сельского и лесного хозяйства.

Согласно статье 58 ЗК РФ 2001 г. при изменении целевого назначения сельскохозяйственных угодий, а также изъятии сельскохозяйственных угодий для использования в целях, не связанных с сельским хозяйством, заинтересованные собственники и пользователи возмещают потери аграрной отрасли экономики. Выплаченные средства согласно статье 58 ЗК РФ вкладываются в охрану земли (включая повышение плодородия почв) и освоение новых земель. Аналогичные механизмы предусматриваются в российском законодательстве относительно возмещения потерь лесного хозяйства. В случае перевода лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и использованием лесного фонда, при изъятии земель лесного фонда заинтересованные природопользователи возмещают потери (ст. 58 ЗК РФ). Полученные средства расходуются на охрану и восстановление российских лесов.

Названный инструмент возмещения потерь может быть заимствован и водным хозяйством и отображен в водном законодательстве. Акватории и подстилающие их земли могут использоваться для целей, не связанных с водным хозяйством. Кроме того, земли водного фонда, обслуживающие водное хозяйство, могут быть переведены в другие категории земель (например, в земли населенных пунктов, сельхозназначения и т.д.). Во всех этих случаях в целях обеспечения более экономного отношения к водным объектам и подстилающим их землям целесообразно законодательно установить возмещение потерь водного хозяйства.

Названное возмещение следует платить лицам, в интересах которых происходит чуждое водному хозяйству и потенциально вредное для водного фонда использование (например, юридически допустимая, но нежелательная застройка берегов). При этом ведомство, отвечающее за водное хозяйство (очевидно, МПР России или входящее в его систему Федеральное агентство водных ресурсов), в случае согласования рассматриваемых мероприятий получает возмещение потерь и вкладывает данные средства на охрану и восстановление водных объектов. Как представляется, предложенный механизм возмещения потерь водного хозяйства заслуживает самого пристального внимания при правовом регулировании водных отношений. Этот вопрос может быть решен в федеральных и региональных нормативно-правовых актах, принимаемых в реализацию Водного кодекса РФ 2006 г.

Предложения по компенсационности платежей за водопользование, а также возмещению потерь водного хозяйства во многом созвучны с соображениями экономистов. Современное теоретическое осмысление мировой экономики требует исходить из тезиса, что реальный экономический рост возможен лишь при отказе от «проедания» природного потенциала. В составе общественного продукта помимо фондов потребления и накопления необходимо иметь и фонд восполнения природных ресурсов.

Некоторые эксперты в области водного хозяйства выступают за введение водной ренты, представляющей собой альтернативу водного налога или неналогового водного платежа. Как известно из экономической теории, рента представляет собой любой регулярный доход (в частности, от недвижимости), не требующий от его получателя (собственника) предпринимательской деятельности. Рента за использование природных ресурсов (земля, леса, недра) получается собственником этих ресурсов. Применительно к водному хозяйству плательщиком ренты являются хозяйствующие субъекты — физические или юридические лица (в том числе предприниматели), а получателем рентного дохода — государство — собственник водного фонда .

Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. М.: БЕК, 1996. С. 312; Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник. М.: ТК Велби, 2006. С. 97, 98; Шевчук А.В., Петрунина В.В., Селиверстова М.В. Постатейный комментарий к Водному кодексу Российской Федерации // Библиотечка Российской газеты. 2006.

В свою очередь, по мнению этих экспертов, нынешняя шкала ставок платы не учитывает затраты на очистку загрязненной воды.

14.4. Плата за пользование водными объектами

Плата за пользование водными объектами взимается на основании Закона РФ от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами». Этот Закон не входит в качестве отдельной главы в Налоговый кодекс РФ, поэтому не является законодательным актом прямого действия. Порядок исчисления и внесения платы за пользование водными объектами регламентируется Инструкцией Госналогслужбы России от 12 августа 1998 г. N 46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами».

Плательщиками платы за пользование водными объектами являются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие подлежащее лицензированию пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств.

Не относятся к плательщикам пользователи обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами), не включенными в реестр водных объектов, пользование которыми не подлежит лицензированию.

Объектом платы за пользование водными объектами является пользование поверхностными водными объектами, внутренними морскими водами, территориальным морем РФ с применением сооружений, технических средств или устройств, в целях:

— осуществления забора воды из водных объектов для ее использования в производственном, технологическом процессе, собственных, хозяйственно — питьевых и бытовых нужд;

— удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;

— использования акватории водных объектов для лесосплава, для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, изыскательских, строительных, ремонтных и иных работ;

— осуществления сброса сточных вод, попадающих в водные объекты, от результата производственной и иной деятельности.

Облагаемой базой являются:

— объем воды, забранной из водного объекта;

— объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды (например, по гидроэлектростанциям — объем выработанной электроэнергии; для лесосплавных предприятий — объем сплавляемой без применения судовой тяги древесины);

— площадь акватории используемых водных объектов;

— объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Минимальные и максимальные ставки платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам установлены Правительством РФ. Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными органами субъектов РФ.

До 1 января 2003 г. ставки платы за пользование водными объектами при водоснабжении населения не могут превышать 60 руб. за 1 тыс. куб. м воды. До 1 января 2003 г. размер ставок при заборе воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах отведенных лимитов (для теплоэнергетики и атомной энергетики) составляет 30% основных ставок. При заборе воды сверх установленных лимитов и при пользовании водными объектами без лицензии ставки возрастают в 5 раз.

Не облагается платой, в частности:

— забор воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

— забор воды сельскохозяйственными организациями и крестьянскими хозяйствам (до 1 января 2003 г.) для орошения мелиорированных земель и для централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики;

— забор воды для рыболовства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

— размещение плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод;

— проведение государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственные научные исследования, геодезические, топографические, гидрографические и поисково — съемочные работы;

— осуществление рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства;

— осуществление организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и детей, финансируемыми за счет бюджетных средств;

— забора воды для санитарных, экологических и судоходных пропусков;

— проведение дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

— использование водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

— сброс дренажных шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике;

— строительство (реконструкция) осушительных систем на участках низовых болот;

— осуществление судоходства.

Сумма платы за пользование водными объектами по итогам каждого отчетного периода определяется плательщиком самостоятельно исходя из соответствующих ставок, принятых в регионе водопользования, и облагаемой базы.

Плата за пользование водными объектами уплачивается по итогам каждого отчетного или налогового периода не позднее чем через 20 календарных дней после его истечения. В те же сроки представляются плательщиками в налоговые органы по месту пользования водными объектами налоговые декларации. Отчетный период по плате за воду:

— для индивидуальных предпринимателей, малых предприятий и для налогоплательщиков, использующих акваторию водного объекта, — календарный квартал;

— для остальных плательщиков — календарный месяц.

Суммы платы зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в следующем соотношении:

— 40% — в федеральный бюджет;

— 60% — в бюджет субъекта РФ, на территории которого находятся водные объекты.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды ресурсных платежей установлены действующим законодательством?

2. Как определяется налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых?

3. Кто является плательщиком водного налога?

4. Какой порядок уплаты в бюджет лесных податей?

5. Как установлены налоговые ставки при добычи нефти?