Перечислен НДС в бюджет проводка

НДС — ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ НА СЧЕТАХ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА, РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ

Обладая статусом юридического лица, бюджетное учреждение по общему правилу признается налогоплательщиком НДС. Причем учреждения, финансируемые из бюджетов разных уровней, по своей природе являются некоммерческими организациями, ведущими деятельность в социально-значимых сферах, где государством традиционно представляется большое количество льгот, в том числе по НДС. В условиях одновременного осуществления налогооблагаемых операций и операций, освобождаемых от налогообложения, бюджетное учреждение обязано вести раздельный учет таких операций.
Об особенностях отражения налога на добавленную стоимость на счетах бюджетного учета и раздельном учете по НДС и пойдет речь в настоящем материале.
Как Вы знаете, государственные (муниципальные) учреждения, финансируемые из бюджетов разных уровней, сегодня представлены тремя типами учреждений — казенными, бюджетными и автономными, что следует из пункта 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации. Деятельность бюджетных учреждений, о которых мы будет говорить в статье, регулируется гражданским правом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
В силу статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В рамках основного вида деятельности, предусмотренного уставом бюджетного учреждения, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, формирует и утверждает государственное (муниципальное) задание, от выполнения которого учреждение отказаться не вправе. Для федеральных бюджетных учреждений такое задание формируется Правительством Российской Федерации, а для региональных и муниципальных учреждений — региональной властью или местной администрацией соответственно.
То есть основную деятельность, предметы и цели которой определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом учреждения, бюджетное учреждение ведет в рамках выполнения соответствующего государственного (муниципального) задания.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Обычно за свои услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в рамках государственного (муниципального) задания, бюджетное учреждение платы не берет. В то же время бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а иногда и в его пределах, выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, на платной основе. При этом оказание платных услуг в рамках государственного (муниципального) задания и сверх него предоставляется бюджетным учреждением на одинаковых условиях всем лицам без исключения. Порядок определения указанной платы в общем случае устанавливается учредителем бюджетного учреждения (пункт 4 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Наряду с ведением основного вида деятельности бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, но только если это служит достижению целей, ради которых оно создано, а также предусмотрено уставом учреждения. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Таким образом, можно отметить, что бюджетное учреждение может оказывать услуги (выполнять работы) не только в рамках своего основного вида деятельности, но и в рамках иных видов деятельности, не являющихся основными.

Налоговики и следователи договорились, кого можно считать «налоговыми злоумышленниками»

Следственный комитет и Налоговая служба разработали методические рекомендации по установлению фактов умышленной неуплаты налогов и формированию доказательной базы.

Отделения ПФР не вправе требовать у компаний нулевые СЗВ-М

Недавно Алтайское отделение ПФР выпустило неоднозначное информационное сообщение, касающееся правил представления СЗВ-М. В информации говорилось, что «даже в случае отсутствия работников, трудящихся по найму, работодатель все равно подает сведения, но только без указания списка застрахованных лиц».

В ПБУ «Учетная политика» внесены изменения

С 06.08.2017 года вступают в силу поправки в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций». Так, в частности, установлено, что в случае, когда федеральными стандартами не предусмотрен способ ведения бухучета по конкретному вопросу, компания может разработать свой способ.

Недобросовестным налогоплательщикам могут отказать в приеме отчетности

Хабаровские налоговики сообщили, что территориальные инспекции вправе не принимать декларации у организаций, обладающих признаками недобросовестных плательщиков.

Как давать пояснения к расчету по взносам

Если в расчете по взносам отражены необлагаемые суммы либо пониженные тарифы, то при камеральной проверке расчета ИФНС направит вам требование. В нем она запросит документы, подтверждающие обоснованность отражения таких сумм и тарифов. Ваша задача — правильно ответить на это требование.

Утвержден новый порядок работы налоговиков с невыясненными платежами

С 01.12.2017 года изменятся правила, по которым налоговики будут разбираться с невыясненными платежами в бюджет. Особое место в новых правилах отведено уточнению платежек на уплату страховых взносов.

Суточные разъездным работникам: начислять ли НДФЛ и взносы

Если работа сотрудника связана с постоянными разъездами, то суммы выдаваемых ему суточных не облагаются ни взносами, ни НДФЛ в полном объеме, а не только в пределах общего лимита.

УЧЕТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Вопросы учета налога на добавленную стоимость (НДС) являются одними из наиболее сложных в практике бюджетных учреждений. Это связано с тем, что некоторые виды доходов бюджетной сферы освобождены от налогообложения НДС, в частности на выполнение государственного задания, в результате чего расходы необходимо делить на расходы, используемые в льготном виде деятельности, и расходы, направленные на осуществление коммерческой деятельности.

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета НДС при реализации товаров (работ, услуг), порядок учета НДС при выполнении бюджетным учреждением обязанностей налогового агента, получении и оплате аванса, а также порядок отражения ‘входного’ НДС и постановки НДС на вычет.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (НК РФ) реализация товаров (работ, услуг) на территории России признается объектом обложения НДС. Товары (работы, услуги) считаются реализованными, если право собственности на них переходит от продавца к покупателю (право собственности на результаты выполненных работ (оказанных услуг) переходит от исполнителя к заказчику) (п. 1 ст. 39 НК РФ). Безвозмездная передача права собственности на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) также признается реализацией и облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Реализацией признается и передача имущественных прав, следовательно, такие операции также облагаются НДС.

При этом отдельные операции реализацией не признаются и, следовательно, не являются объектом обложения НДС. Перечень таких операций приведен в п. 2 ст. 146 НК РФ. Так, не является объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является из соответствующего бюджета (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Вместе с тем при реализации основных средств (товаров) такие учреждения обязаны рассчитать и уплатить данный налог в общем порядке.

Начислять НДС к уплате в бюджет необходимо применительно ко всем операциям, признаваемым объектами налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду (п. 4 ст. 166 НК РФ).

При реализации товаров (работ, услуг) налоговой базой по НДС признается выручка. Размер выручки определяется исходя из всех доходов учреждения, связанных с расчетами по оплате этих товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 153 НК РФ). В общем случае выручку от реализации товаров (работ, услуг) рассчитывают исходя из тех цен, которые установлены в договоре с покупателем (заказчиком).

Считается, что эти цены соответствуют рыночным (п. 1 и 3 cт. 105.3 НК РФ).

В некоторых случаях налоговая база по НДС определяется в особом порядке, в том числе при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, реализации имущественных прав, а также реализации других товаров (работ, услуг), перечисленных в ст. 154 НК РФ.

Моментом определения налоговой базы в целях расчета НДС является наиболее ранняя из следующих дат:

— день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);

— день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, начислить НДС к уплате в бюджет нужно либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты — в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше. Например, если бюджетное учреждение отгрузило покупателю товары, то по этой операции оно должно начислить НДС, даже если оплата от покупателя не поступила (п. 1 ст. 167 НК РФ).

В учете бюджетных учреждений расчеты по НДС отражаются на сч. 30304 ‘Расчеты по налогу на добавленную стоимость’ (п. 259 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н ‘Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления. органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению’, (далее — Инструкция к Единому плану счетов N 157н).

Порядок начисления НДС в бухгалтерском учете зависит от того, по каким именно операциям начисляется налог:

— по реализации (безвозмездной передаче);

— по авансам, полученным в счет предстоящих поставок;

— по товарам (работам, услугам), переданным для собственных нужд;

— по строительно-монтажным работам, выполненным для собственного потребления;

— по операциям, НДС по которым учреждение начисляет как налоговый агент.

Кроме того, расчеты по НДС включают в себя:

— отражение ‘входного’ НДС;

— принятие НДС к вычету;

Начисление НДС по операциям, признаваемым объектами обложения НДС, отражается следующей бухгалтерской проводкой: Д-т сч. 240110130 (240110172, 240110120) К-т сч. 230304730 — начислен НДС по операциям, признаваемым объектами обложения НДС, например при выполнении работ (оказании услуг), реализации нефинансовых активов, сдаче имущества в аренду.

При этом НДС независимо от объекта обложения перечисляется в бюджет по статье Классификации операций сектора государственного (КОСГУ) 130. Данное требование относится к платежам, а не к начислениям, поэтому бюджетное учреждение может начислять НДС по разным кодам КОСГУ (в зависимости от операции), а оплачивать должно по единому коду КОСГУ. Однако для упрощения учета лучше начислять и уплачивать НДС по единому коду КОСГУ. В связи с отсутствием официальных разъяснений по данному вопросу порядок отражения НДС целесообразно согласовать с учредителем и закрепить в учетной политике учреждения.

Если бюджетное учреждение выполняет обязанности налогового агента по НДС (например, при аренде государственного имущества), то формируется следующая бухгалтерская запись: Д-т сч. 30224830 (30226830, 30225830) К-т сч. 30304730 — начислен НДС по операциям налогового агента, подлежащий перечислению в бюджет.

В свою очередь начисление НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления отражается проводкой: Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30304730 — начислен НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Если же в счет предстоящих поставок продавец (исполнитель) получает предоплату, то в течение пяти календарных дней он обязан выставить покупателю (заказчику) счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). Начисление НДС с полученной суммы предоплаты в учете отражается проводкой: Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30304730 — начислен НДС с аванса, полученного бюджетным учреждением в счет предстоящих поставок.

При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученного аванса, а также при расторжении договора и возврате аванса покупателю (заказчику) продавец (исполнитель) принимает к вычету НДС, ранее начисленный с аванса (пп. 8 и 5 ст. 171 НК РФ): Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660 — принят к вычету НДС, ранее начисленный с полученного аванса.

‘Входной’ НДС следует отражать на сч. 21001 ‘Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам’, если приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) будут использоваться в рамках деятельности, облагаемой НДС (п. 224 Инструкции к Единому плану счетов N 157н). В противном случае налог необходимо включать в стоимость приобретенного имущества (работ, услуг). В бухгалтерском учете ‘входной’ НДС отражается следующей проводкой: Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30221730 (30224730, 30226730, 30225730 и т.д.) — отражена сумма налога, предъявленная бюджетному учреждению поставщиком (подрядчиком) по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам) (п. 112 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н ‘Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению’ (далее — Инструкция N 174н)).

Принятие к вычету сумм ‘входного’ НДС отражается следующей бухгалтерской записью: Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660 — принят к вычету НДС бюджетным учреждением.

Списание сумм ‘входного’ НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов, работ, услуг (в части стоимости готовой продукции, работ, услуг) отражается следующей проводкой: Д-т сч. 10960221 (10960225, 10960226) К-т сч. 21001660 — списан ‘входной’ НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов (работ, услуг).

Если какие-либо расходы для целей налога на прибыль принимаются по нормативам (например, представительские расходы), то и вычет по НДС можно применить только в пределах этих нормативов (п. 7 ст. 171 НК РФ). Оставшуюся сумму ‘входного’ НДС необходимо списать в расходы: Д-т сч. 40120222 (40120226) К-т сч. 21001660 — списан ‘входной’ НДС по сверхнормативным расходам (п. 113 и 153 Инструкции N 174н).

Восстановление НДС отражается следующими проводками:

Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30304730 — восстановлен ‘входной’ НДС, ранее принятый к вычету;

Д-т сч. 40120222 (40120226) К-т сч. 21001660 — списана восстановленная сумма НДС.

Перечисление НДС в бюджет отражается следующим образом:

— НДС, начисленный при выполнении собственных операций, — уменьшение доходов по статье КОСГУ 130 ‘Доходы от оказания платных услуг’;

— НДС, начисленный при выполнении обязанностей налогового агента, — по статье КОСГУ, по которой у учреждения возникли расходные обязательства. Например, при выполнении обязанностей налогового агента при аренде имущества по статье КОСГУ 224 ‘Арендная плата за пользование имуществом’.

В бухгалтерском учете при перечислении НДС в бюджет формируется следующая проводка:

Д-т сч. 30304830 К-т сч. 20111610 — уплачен НДС;

К-т сч. 17 (код КОСГУ) — отражено выбытие средств со счета учреждения (при перечислении НДС в уменьшение доходных статей КОСГУ);

К-т сч. 18 (код КОСГУ) — отражено выбытие средств со счета учреждения (при перечислении НДС по операциям налогового агента) (п. 133 Инструкции N 174н, Инструкция к Единому плану счетов N 157н (сч. 20101, 30300, забалансовые счета 17 и 18)).

В случае возмещения НДС из бюджета формируются бухгалтерские проводки:

Д-т сч. 20111510 К-т сч. 30304730 — возвращены на счет бюджетного учреждения суммы НДС к возмещению;

Д-т сч. 17 (код КОСГУ) — отражено поступление средств на счет бюджетного учреждения;

Д-т сч. 30303830 (30305830) К-т сч. 30304730 — зачтены суммы НДС к возмещению в счет платежей учреждения по другим налогам (пп. 131-133 Инструкции N 174н, Инструкция к Единому плану счетов N 157н (сч. 20101, 30300, забалансовый счет 17)).

Отражение в бухгалтерском учете сумм ‘входного’ НДС, предъявленного поставщиком (исполнителем) при перечислении аванса (частичной оплаты) бюджетным учреждением, отражается проводкой (при наличии счета-фактуры на аванс продавца (исполнителя)): Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660, субсчет ‘Расчеты по НДС с авансов выданных’ — принят к вычету НДС, уплаченный поставщику в составе аванса.

Восстановление НДС, принятого к вычету бюджетным учреждением с выданного аванса, отражается бухгалтерскими записями:

Д-т сч.21001560 К-т сч. 30234730 (30231730, 30226730) — учтен ‘входной’ НДС по оприходованным товарам (работам, услугам);

Д-т сч. 21001560 субсчет ‘Расчеты по НДС с авансов выданных’ К-т сч. 30304730 — восстановлен НДС, ранее принятый к вычету с выданного аванса;

Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660 — принят к вычету ‘входной’ НДС по оприходованным товарам (работам, услугам) (пп. 112, 113, 131, 133 Инструкции N 174н).

Рассмотрим пример учета в бюджетных учреждениях операций, облагаемых НДС.

Пример. Бюджетное учреждение ‘Университет’ (покупатель) и общество с ограниченной ответственностью (ООО) ‘Мокша’ (продавец) заключили договор поставки материалов. Университет приобретает материальные запасы для использования в приносящей доход деятельности, облагаемой НДС.

Согласно договору поставки ООО ‘Мокша’ отгружает материалы бюджетному учреждению ‘Университет’ на условиях 20% предоплаты. В мае 2014г. в счет предстоящей поставки ‘Университет’ перечислил продавцу аванс в сумме 11 800руб. (в том числе НДС — 7 800руб.). В июне 2014г. ‘Университет’ оприходовал материальные запасы, поставленные ООО ‘Мокша’. Стоимость материалов по договору составила 59 000 руб. (в том числе НДС — 9 000руб.).

В учете бюджетного учреждения бухгалтерские проводки будут отражаться следующим образом.

В мае 2014 г. — на момент перечисления предоплаты:

Д-т сч. 220634560К-т сч. 220111610-11 800 руб. — перечислен аванс в счет предстоящей поставки материалов;

К-т сч. 18 (код КОСГУ340) — 11 800руб. — отражено выбытие средств со счета учреждения.

После получения от поставщика счета-фактуры на сумму аванса в учете учреждения отражаются записи:

Д-т сч. 230304830 К-т сч. 221001660, субсчет ‘Расчеты по НДС с авансов выданных’ — 1 800 руб. — принят к вычету НДС, перечисленный поставщику в составе аванса.

В июне 2014 г. в учете бюджетного учреждения формируются проводки:

Д-т сч. 210536340 К-т сч. 230234730 — 50 000 руб. — оприходованы материальные запасы;

Д-т сч. 221001560 К-т сч. 230234730 — 9 000 руб. — учтен ‘входной’ НДС по оприходованным материалам;

Д-т сч. 221001560, субсчет ‘Расчеты по НДС с авансов выданных’ К-т сч. 230304730 — 7 800 руб. — восстановлен НДС с аванса, ранее принятый к вычету;

Д-т сч. 230304830 К-т сч. 221001660 — 9 000 руб. — принят к вычету входящий НДС по оприходованным материальным запасам;

Д-т сч. 230234830 К-т сч. 220634660-11 800 руб. — зачтен аванс, перечисленный поставщику;

Д-т сч. 230234830 К-т сч. 220111610 — 47200 руб. (59 000руб. — 77 800руб.) — погашена задолженность перед поставщиком;

К-т сч. 18 (код КОСГУ 340) — 47200руб. — отражено выбытие средств со счета учреждения.

Важно отметить, что при расчете налога на прибыль суммы НДС, предъявленные покупателям при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), не учитываются в налогооблагаемых доходах (п. 19 ст. 270 НК РФ). ‘Входной’ НДС на расчет налога на прибыль также не влияет. Это связано с тем, что суммы ‘входного’ налога, предъявленные российскими организациями, принимаются к вычету (п. 1 ст. 171 НК РФ). Однако существуют и исключения. Так, в некоторых случаях суммы ‘входного’ НДС необходимо включить в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг). В результате сумма НДС войдет в состав расходов при отражении в налоговом учете.

1. Беспалов М.В. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения: основные цели, задачи и принципы осуществления // Бухгалтерский учет в бюджетных и. 2013. N23. С. 26-32.

2. Беспалов М. В. Общие правила и особенности заполнения и оформления счетов-фактур с учетом последних изменений // Налоги и финансы. 2010. N 4. С. 6-14.

3. Беспалов М.В. Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и. 2013. N 14. С. 2-9.

4. Беспалов М.В. Особенности механизма возмещения НДС с учетом изменений налогового законодательства в 2010 г. // Бухгалтер и закон. 2010. N 5. С. 2-6.

5. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

6. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

7. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N402-ФЗ.

8. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления. органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

9. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях