Пенализация и депенализация

Криминализация и декриминализация, пенализация и депенализация, дифференциация уголовной ответственности и индивидуализация уголовного наказания как методы уголовной политики

Криминализация и декриминализация деяний. Криминализацию и декриминализацию деяний следует рассматривать как методы уголовно-правовой политики.

Криминализация — это признание посредством уголовного закона деяния общественно опасным и противодействие ему с учетом проводимой государством уголовно-правовой политики.

Декриминализация означает признание нецелесообразности уголовно-правового противодействия деяниям, общественная опасность которых отпала с учетом проводимой государством уголовно-правовой политики.

К принципам криминализации и декриминализации относятся:

— принцип достаточной общественной опасности криминализируемых деяний;

— возможности позитивного воздействия уголовно-правовой нормы на общественно опасное поведение;

— преобладания позитивных последствий в криминализации;

— неизбыточности уголовно-правового запрета;

— своевременности криминализации.

Криминализация происходит вместе с появлением общественной опасности деяния, а при ее отсутствии наблюдается декриминализация.

Методом криминализации деяния является аналогия. Применение уголовного закона по аналогии, в том числе его расширительное толкование, не допускается.

Критерии общественной опасности могут изменяться со временем. Государство, исходя их своих интересов и законных интересов граждан, юридических лиц, чьи права оно защищает, выявляет, насколько то или иное деяние общественно опасно. Следствием такого анализа служит криминализация или декриминализация деяний.

В отличие от криминализации, являющейся исключительной прерогативой законодателя, область применения понятия пенализации несколько шире. Пенализация — это процесс определения характера наказуемости деяний, а также их фактическая наказуемость, т.е. процесс назначения уголовного наказания в судебной практике. Пенализация есть количественная сторона криминализации, ее показатель, мерило.

Депенализация есть неприменение наказания за совершение уже криминализованных деяний, а также установление в законе и применение на практике различных видов освобождения от уголовной ответственности или наказания. Тем самым депенализация существенно отличается от декриминализации.

Депенализация, если прибегнуть к традиционной терминологии, есть не что иное, как освобождение от уголовной ответственности и (или) от наказания.

Видами депенализации являются:

— освобождение от уголовной ответственности (ст. 75-78 УК);

— освобождение от наказания (ст. 80.1,81, УК);

— освобождение от отбывания наказания (ст. 73, 79, 82, 83 УК).

В правоприменительной практике перечисленные виды депенализации занимают все более заметное место, решают важные уголовно-политические задачи, демонстрируя гуманизм российского государства в конструировании системы мер исправления преступников без изоляции их от общества.

6 Пенализация и депенализация как основные категории уголовно-правовой политики.

  • •1 Понятие, предмет и метод уголовного права.
  • •2 Уголовное право и смежные отрасли права.
  • •3 Задачи уголовного права.
  • •4 Уголовная политика: понятие, социальная обусловленность, тенденции развития.
  • •5 Криминализация и декриминализация как основные категории уголовно- правовой политики.
  • •6 Пенализация и депенализация как основные категории уголовно-правовой политики.
  • •8 Система уголовного права. Система
  • •9 Наука уголовного права: содержание, методы и задачи.
  • •Наука уголовного права
  • •10 Наука уголовного права в системе юридических наук.
  • •11 Основные направления (школы) в науке уголовного права: история и современность.
  • •12 Принципы уголовного права: понятие, виды и значение их законодательного закрепления.
  • •16 Принципы, известные теории уголовного права и не нашедшие законодательного закрепления в ук рф 1996 г.
  • •17 Понятие и основание уголовной ответственности.
  • •18 Формы реализации (меры) уголовной ответственности. Формы реализации уголовной ответственности
  • •19 Отличие уголовной ответственности от иных видов юридической ответственности.
  • •20 Положения философии о свободе воли, случайности и необходимости, детерминизме и причинности и их значение для определения основания ответственности лица за его поступки.
  • •21 Некодифицированное уголовное законодательство древнейших времен (XI– XVI вв.): общая характеристика и основные источники.
  • •22 Некодифицированное уголовное законодательство периода абсолютизма (XVII– XVIII вв.): общая характеристика и основные источники.
  • •23 Кодифицированное уголовное законодательство досоветского периода (XVIII– XX вв.).
  • •Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года
  • •Уголовное уложение 1903 года
  • •Уголовное право в советский период Законодательство 1917 — 1919 годов
  • •Руководящие начала по уголовному праву рсфср 1919 года
  • •Руководящие начала по уголовному праву рсфср 1919 года
  • •Уголовный кодекс рсфср 1922 года
  • •25 Первые кодифицированные уголовно-правовые акты рсфср и последующие этапы развития советского уголовного права (1924–1926 гг.): общая характеристика и основные источники.
  • •26 Развитие уголовного законодательства советского государства в период 1924– 1958 гг.
  • •Законодательство 1941 — 1958 годов
  • •27 Уголовное законодательство России периода развитого социализма (1958– 1990 г.). Уголовный кодекс рсфср 1960 года
  • •Уголовное право в период экономических реформ
  • •28 Реформирование уголовного законодательства в период перестройки, история разработки и создания ук рф 1996 г.
  • •29 Основные изменения в Общей части ук рф 1996 г., внесенные Федеральным законом от 8 декабря 2003 г.: общая характеристика и направленность.
  • •Федеральный закон Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 420-фз «о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации
  • •31 Источники современного уголовного права России: понятие, виды, общая характеристика.
  • •Источники права
  • •32 Конституция Российской Федерации 1993 г. Как юридическая база уголовного законодательства.
  • •33 Понятие уголовного закона, его основные черты и значение.
  • •34 Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации как составная часть отечественного уголовного законодательства.
  • •35 Строение и система уголовного закона.
  • •36 Структура статей уголовного закона. Виды диспозиций и санкций статей Особенной части уголовного закона.
  • •37 Виды толкования уголовного закона в зависимости от субъекта толкования.
  • •38 Толкование уголовного закона и его виды в зависимости от объема толкования.
  • •39 Виды толкования уголовного закона в зависимости от приемов толкования.
  • •40 Место актов Конституционного Суда рф в системе источников уголовного права рф и их значение. Решения Конституционного Суда рф
  • •41 Значение разъяснений Пленума Верховного Суда рф (ссср) для правильного применения уголовного закона в судебно-следственной практике. Решения Верховного Суда рф
  • •42 Действие уголовного закона во времени.
  • •43 Обратная сила уголовного закона и ее пределы.
  • •44 Действие уголовного закона в пространстве. Покровительственный принцип
  • •45 Действие уголовного закона по кругу лиц.
  • •49 Понятие и критерии малозначительности деяния. Малозначительное деяние
  • •50 Отличие преступления от иных правонарушений и аморальных проступков.
  • •51 Категории преступлений. Право суда на изменение категории преступления.
  • •Изменение судом категории преступления
  • •52 Понятие, признаки и формы множественности преступлений.
  • •Формы множественности
  • •53 Отграничение множественности преступлений от единичных преступлений.
  • •54 Виды единичных преступлений.
  • •55 Совокупность преступлений и ее виды.
  • •56 Конкуренция уголовно-правовых норм и ее виды.
  • •Виды конкуренции
  • •57 Рецидив преступлений: понятие и признаки.
  • •58 Виды рецидива преступлений и его значение. Виды рецидива
  • •Виды рецидива
  • •59 Иные проявления множественности преступлений.
  • •60 Понятие, элементы, признаки и значение состава преступления.
  • •Виды составов преступлений
  • •62 Виды составов преступлений по способу описания.
  • •63 Виды составов преступлений по законодательной конструкции.
  • •64 Состав преступления и квалификация преступления.
  • •65 Понятие и значение квалификации преступлений.
  • •Значение квалификации преступлений
  • •66 Понятие и значение объекта преступления.
  • •67 Виды объектов преступления.
  • •68 Предмет преступления.
  • •69 Потерпевший и его уголовно-правовое значение.
  • •70 Понятие, признаки и значение объективной стороны преступления.
  • •71 Общественно опасное действие: понятие, признаки и формы. Значение непреодолимой силы, физического или психического принуждения для решения вопроса об уголовной ответственности.
  • •72 Общественно опасное бездействие: понятие, признаки, формы. Условия наступления уголовной ответственности за бездействие.
  • •73 Общественно опасные последствия и их виды.
  • •74 Причинная связь между деянием и общественно опасным последствием.
  • •75 Основные уголовно-правовые теории причинной связи. Теория риска
  • •Теория неравноценности условий
  • •Теория исключительной причинности
  • •Теория условий
  • •Адекватная теория Диалектико-материалистическая теория причинной связи
  • •76 Способ совершения преступления и его уголовно-правовое значение.
  • •Факультативные признаки объективной стороны и их значение
  • •Способ совершения преступления
  • •77 Обстановка, место и время совершения преступления. Место совершения преступления
  • •Время совершения преступления
  • •80 Вменяемость как условие уголовной ответственности.
  • •81 Биологический (медицинский) критерий невменяемости.
  • •82 Психологический (юридический) критерий невменяемости. Критерии невменяемости
  • •83 «Возрастная невменяемость»: понятие и условия применения.
  • •84 Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости.
  • •85 Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения. Виды опьянения. Значение состояния опьянения для квалификации и назначения наказания.
  • •Классификация
  • •86 Понятие и виды специального субъекта преступления.
  • •87 Понятие, признаки и значение субъективной стороны преступления.
  • •88 Понятие и формы вины по уголовному праву.
  • •89 Прямой умысел.
  • •90 Косвенный умысел.
  • •91 Иные виды умысла, известные теории уголовного права.
  • •92 Преступное легкомыслие, его критерии и отличие от косвенного умысла.
  • •93 Преступная небрежность, ее критерии и виды.
  • •94 Иные виды неосторожности, известные теории уголовного права: правовая неосторожность, волевая небрежность, беспечность.
  • •95 Ответственность за преступление, совершенное с двумя формами вины.
  • •96 Невиновное причинение вреда, его виды и отличие от небрежности.
  • •97 Мотив и цель преступления.
  • •98 Значение эмоциональных моментов в субъективной стороне преступления.
  • •99 Фактическая ошибка: понятие, виды и уголовно-правовое значение.

С 16 МАЯ 2017 г. БИБЛИОТЕКА ЗАКРЫТА

Раздел первый. Особенная часть российского уголовного права. Теоретические
основы квалификации преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава I. Особенная часть уголовного права: понятие и система . . . . . . . . . —
Глава II. Теоретические основы квалификации преступлений . . . . . . . . . . .22
§ 1. Понятие квалификации преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
§ 2. Квалификационные ошибки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
§ 3. Причины квалификационных ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
§ 4. Процесс квалификации преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
Раздел второй. Преступления против личности . . . . . . . . . . . . . . . . .128
Глава I. Понятие, система и виды преступлений против личности . . . . . . . . .-
Глава II. Преступления против жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132
§ 1. История уголовного законодательства России об ответственности
за преступления против жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
§ 2. Понятие, система и виды преступлений против жизни . . . . . . . . . . . 139
§ 3. Понятие убийства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .145
§ 4. Простое убийство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
§ 5. Квалифицированные виды убийства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
§ 6. Привилегированные виды убийства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
§ 7. Причинение смерти по неосторожности . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
§ 8. Доведение до самоубийства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
Глава III. Преступления против здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . .281
§ 1. История уголовного законодательства России об ответственности
за преступления против здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .-
§ 2. Понятие, система и виды преступлений против здоровья . . . . . . . . . .284
§ 3. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью . . . . . . . . . . . . . .290
§ 4. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью . . . . . . . . . .312
§ 5. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии
аффекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .317
§ 6. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении
пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых
для задержания лица, совершившего преступление . . . . . . . . . . . . . . . 325
§ 7. Умышленное причинение легкого вреда здоровью . . . . . . . . . . . . . .331
§ 8. Побои . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336
§ 9. Истязание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
§ 10. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности . . . . . . . . . .347
§ 11. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью . . . . . . . .353
§ 12. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации . 360
§ 13. Заражение венерической болезнью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .365

§ 14. Заражение ВИЧ-инфекцией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .373
§ 15. Незаконное производство аборта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 381
§ 16. Неоказание помощи больному . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 388
§ 17. Оставление в опасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 397
Глава IV. Преступления против свободы личности . . . . . . . . . . . . . . . 406
§ 1. История уголовного законодательства России об ответственности
за преступления против свободы личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .-
§ 2. Понятие и общие признаки преступлений против свободы личности . . . . . 411
§ 3. Похищение человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .412
§ 4. Незаконное лишение свободы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .425
§ 5. Торговля людьми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 429
§ 6. Использование рабского труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .435
§ 7. Незаконное помещение в психиатрический стационар . . . . . . . . . . . .437
Глава V. Преступления против чести и достоинства личности . . . . . . . . . .444
§ 1. История уголовного законодательства России об ответственности
за преступления против чести и достоинства личности . . . . . . . . . . . . . .-
§ 2. Понятие и общие признаки преступлений против чести и достоинства
личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 446
§ 3. Клевета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 448
§ 4. Оскорбление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 458
Глава VI. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы
личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 466
§ 1. История уголовного законодательства России об ответственности
за половые преступления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .-
§ 2. Понятие, система и виды половых преступлений . . . . . . . . . . . . . .477
§ 3. Изнасилование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 493
§ 4. Насильственные действия сексуального характера . . . . . . . . . . . . .545
§ 5. Понуждение к действиям сексуального характера . . . . . . . . . . . . . 553
§ 6. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом,
не достигшим 16-летнего возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 562
§ 7. Развратные действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 565
Глава VII. Преступления против конституционных прав и свобод человека
и гражданина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 570
§ 1. История уголовного законодательства России об ответственности
за преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина . . —
§ 2. Понятие, система и виды преступлений против конституционных прав
и свобод человека и гражданина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 576
§ 3. Преступления, посягающие на личные права и свободы человека
и гражданина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 581
§ 4. Преступления, посягающие на социальные права и свободы человека

и гражданина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 595
§ 5. Преступления, посягающие на политические права и свободы человека
и гражданина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 621
Глава VIII. Преступления против семьи и несовершеннолетних . . . . . . . . . 647
§ 1. История уголовного законодательства России об ответственности
за преступления против семьи и несовершеннолетних . . . . . . . . . . . . . . .-
§ 2. Понятие, система и виды преступлений против семьи и несовершеннолетних .650
§ 3. Преступления против интересов семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . 655
§ 4. Преступления против несовершеннолетних . . . . . . . . . . . . . . . . .665
Об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 675
> Понятие, содержание и социальная обусловленность уголовно-правовой политики как составной части политики государства

Понятие и содержание уголовно-правовой политики

Термин «уголовно-правовая политика» исторически связан с развитием уголовно-правовой науки. Основоположник российской уголовной политики Михаил Павлович Чубинский считал, что наука уголовного права в широком смысле включает уголовную догматику, уголовную политику и уголовную этиологию. В начале XX в. российский юрист Сергей Константинович Гогель писал, что «уголовная политика, являясь или неразрывным целым с уголовной социологией, или прикладной наукой к основной позитивной науке — уголовной социологии, представляет собой учение о существующих уже ныне мерах борьбы с преступностью». Пройдя длительный эволюционный путь, уголовная политика из научной категории трансформировалась в одно из направлений деятельности государства, в котором она и воспринимается на сегодняшний день.

Уголовно-правовая политика — это выработанная государством генеральная линия, определяющая основные направления, принципы, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного законодательства, практики его применения, а также воздействия на правовую культуру и правовое сознание населения. Иначе говоря, уголовная политика, имея в качестве конечной цели максимальное сокращение преступности, определяет стратегию и тактику борьбы с преступностью мерами уголовного права. Уголовно-правовая политика является составной частью более широкого понятия «политика борьбы с преступностью», которая, в свою очередь, входит в социальную политику государства. Помимо уголовной политики структурными элементами политики борьбы с преступностью являются уголовно-исполнительная, уголовно-процессуальная и криминологическая политика.

Содержание уголовно-правовой политики, как представляется, находит свое выражение прежде всего в деятельности государственных и общественных органов и организаций по борьбе с преступностью путем применения мер, предусмотренных уголовным правом. Иначе говоря, содержание уголовной политики есть управление процессом борьбы с преступностью специфическими уголовно-правовыми средствами.

Проблема уголовно-правовой политики является фундаментальной в теории отраслевых наук антикриминального цикла, в первую очередь уголовного права и криминологии. Анализ позиций ученых, высказанных ими в разное время, дает ни с чем не сравнимую возможность «погружения» в процесс формирования изучаемого понятия с учетом развития государственно-правовых явлений на протяжении достаточно длительного исторического периода. Это также свидетельствует об определенной научной состоятельности и самостоятельности ученых в условиях существовавшего на тот период политического режима.

Относительно объема и содержания уголовно-правовой политики сегодня, как и раньше, существуют две основные позиции, связанные с пониманием уголовной политики.

Первая была сформулирована А.А. Герцензоном, считавшим, что изучаемым понятием охватывается все, что прямо или косвенно направлено на борьбу с преступностью. Таким образом, трактуя данное понятие уголовной политики, он включал в ее сферу не только специальные меры (уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, криминологические, исправительно-трудовые, криминалистические), но и меры чисто социального характера (экономические, идеологические, медицинские и т.д.).

Кроме этого, была высказана и другая точка зрения, сторонники которой (С.В. Бородин, А.Э. Жалинский, Н.И. Загородников, И.А. Исмаилов, Н.И. Стручков) считают, что только специальные меры социального предупреждения преступности, которые основываются на уголовном, уголовно-процессуальном и исправительно-трудовом законодательстве с привлечением данных науки, включая криминологию и криминалистику, составляют это понятие. Представляется важным в этом контексте определение уголовной политики, предложенное Н.И. Загородниковым и Н.А. Стручковым: «Уголовная политика представляет собой такое направление советской политики, в рамках которого формируются исходные требования борьбы с преступностью посредством разработки и осуществления широкого круга предупредительных мер, создания и применения правовых норм материального, процессуального и исполнительного уголовного права, устанавливающих криминализацию и пенализацию, а когда нужно, декриминализацию деяний, а также посредством определения круга допустимых в борьбе с преступностью мер государственного принуждения». Следует отметить, что основной акцент в этом определении сделан на исходных требованиях, т.е. принципах борьбы с преступностью, что представляется весьма важным.

Сходно, но с определенной спецификой определяет уголовную политику Н.А. Беляев. По его мнению, уголовная политика осуществляется путем применения наказания или заменяющих наказание мер административного или общественного воздействия к лицам, совершившим преступные посягательства, а также путем предупреждения преступлений при помощи угрозы применения наказания.

Помимо приведенных выше формулировок в юридической литературе имеется множество различных определений уголовной политики. Так, например, по мнению И.А. Исмаилова, уголовную политику можно охарактеризовать как «направление деятельности государства, осуществляемой на уровне политического руководства, управления, принятия и реализации конкретных решений и имеющей основным назначением определение и проведение в жизнь задач, форм и содержания, целенаправленных мер борьбы с преступностью (воздействия на нее), организацию и обеспечение оптимального функционирования и развития этой системы на надлежащей идеологической, правовой, информационной, ресурсной базе и во взаимодействии с другими социальными системами» представляют несомненный интерес определения, иллюстрирующие современный взгляд на проблему. С.С. Босхолов считает: «Под уголовной политикой следует понимать: 1) государственную политику (доктрину) борьбы с преступностью, выраженную в соответствующих директивных актах (законах, указах Президента, постановлениях правительства); 2) научную теорию и синтез соответствующих политических, социологических и правовых знаний; 3) особый вид социальной деятельности, направленной на активное, наступательное противодействие преступности и другим правонарушениям». В.П. Ревин подчеркивает: «Уголовная политика — это целенаправленная активная деятельность государства по защите общества от преступности, разработка и реализация оптимальной стратегии, призванной обеспечить достижение цели стабилизации и ограничения уровня преступности, создания предпосылок позитивных тенденций преступности».

Обобщенно, в структурном плане уголовную политику определяет Я.Г. Стахов. По его мнению, это государственная программа борьбы с преступностью и ее реализация в деятельности государственных и общественных организаций, а также сложное, многогранное социально-политическое образование, объектом воздействия которого является преступность

Дефиниция, отражающая реалии современного правового государства, сформулирована И.Э. Звечаровским: «Уголовная политика — это выработанное государством и основанное на объективных законах развития общества направление деятельности специально уполномоченных на то государственных органов и организаций по охране прав и свобод человека и гражданина, общества и государства в целом от преступных посягательств путем применения наказания и других мер уголовно-правового характера к лицам, их совершившим, а также посредством предупреждения преступлений при помощи правового воспитания, угрозы применения уголовного наказания и мер профилактики индивидуального и специально-криминологического характера».

Это определение еще раз подтверждает, что содержание уголовной политики не исчерпывается только уголовным законодательством. Хотя именно уголовное законодательство выступает материально-правовым основанием, содержанием, диктующим соответствующую форму для уголовно-процессуальной политики. Касаясь структуры уголовной политики, С.В. Бородин говорил о правомерности употребления таких понятий, как уголовно-правовая политика, уголовно-процессуальная политика, судебная политика, исправительно-трудовая политика. Вместе с тем он подчеркивал, что это «лишь составные части уголовной политики, поскольку предмет каждой из них входит как неразрывная часть в предмет уголовной политики». Исходным пунктом здесь служит представление о том, что главное в борьбе с преступностью — ее предупреждение. Такой подход к определению границ уголовной политики представляется наиболее перспективным, ибо борьбе с преступностью придается комплексный характер, а сама она (политика) приобретает необходимую глубину и объемность.

Анализируя понятие уголовной политики, необходимо отметить главное — ее ведущую роль по отношению к материальным и процессуальным отраслям права антикриминального цикла, управление применением норм которых является одной из форм реализации уголовной политики.

В отраслевом контексте данные понятия направлены на то, чтобы выделить из правовой сущности уголовной политики как системы направления, обслуживаемые.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что все авторы рассматривают уголовную политику как направление государственной деятельности, определяющее стратегию и тактику борьбы с преступностью на базе уголовного материального, процессуального и исполнительного права. Однако наряду с традиционными определяющими уголовной политики — деятельностью государства, профилактикой правонарушений, борьбой с преступностью, юридическими составляющими и ресоциализацией преступников — в настоящее время появились факторы, которые нельзя не учитывать при определении понятия, раскрытия содержания и сущности уголовной политики Российской Федерации.

Общепризнанными понятиями современной общественно-политической жизни являются: политика, внутренняя политика, внешняя политика и международная политика. В свою очередь, внутренняя (внутригосударственная, национальная) политика подразделяется на социальную, экономическую, экологическую и некоторые иные. Внутренняя политика — это направления деятельности государства и общества (как через государство, так и через иные политические и неполитические образования), связанные с решением задач, касающихся населения в целом, отдельных групп населения, государства в целом или его частей (субъектов федеративного государства). Иными словами, тот или иной вопрос является (становится) политическим, когда он затрагивает большие массы людей, страну, государство, части государства. Вопрос может быть политическим какое-то время, затем перестать быть таковым.

Правопорядок, борьба с преступностью, безопасность личности в зависимости от их состояния могут быть вопросами социальными (социальной политики) и могут быть вопросами внутригосударственной политики в целом, но во всех случаях они касаются всего общества и государства и требуют принятия специальных мер государственного и общественного характера, которые традиционно можно назвать уголовной политикой. Причем на нынешнем этапе состояния и развития российского общества и государства это элемент внутригосударственной политики в целом, что объясняется следующими общенациональными и общегосударственными обстоятельствами, а также активным включением России в антитеррористические усилия ООН и других организованных форм сообщества, в сферу международного сотрудничества по борьбе с транснациональными преступлениями.

В связи с появлением различных форм собственности в Российской Федерации (ст. 8 Конституции РФ, ст. 212 Гражданского кодекса РФ) и соответственно сокращением участия государства в производительных сферах (не всегда оправданное) возросла ответственность предпринимателей и иных собственников (особенно собственников (фактических и формальных) средств производства) за безопасность, сохранность и эффективность использования этой собственности. Переложить полностью на государство ответственность за собственность, за правопорядок (условие нормального всестороннего развития общества), за преступность, за безопасность личности невозможно и нецелесообразно. Следовательно, собственники должны принимать участие в выработке и проведении в жизнь уголовной политики. Естественно, не только предприниматели, объединенные в союзы, но и иные звенья политической системы российского общества, а также все субъекты развивающегося гражданского общества должны участвовать в ее разработке и проведении в жизнь. Государство определяет политико-правовую составляющую уголовной политики и обеспечивает через правоохранительные органы ее осуществление при поддержке участников всех организованных форм российского общества.

Российская Федерация находится в процессе становления как подлинно сложное — федеративное — государство. И федеральный центр, разрабатывая основы уголовной политики РФ, должен тщательно учитывать особенности положения дел в субъектах РФ — республиках, краях, областях, автономных округах и автономной области в сфере обеспечения правопорядка, борьбы с преступностью и безопасности личности.

Конец XX и начало XXI в. характеризуется увеличением числа и повышением степени общественной опасности ряда «новых» и «старых» преступлений — терроризма и международного терроризма, наркомафии и незаконного оборота наркотиков, различных форм организованной преступности и т.п. Причем в условиях существования оружия массового поражения эти общеуголовные деяния угрожают и покушаются не только на правопорядок и безопасность личности, но и на национальную безопасность конкретных государств и международную безопасность.

Ситуация в Чеченской Республике ярко показала, что бороться с террористической угрозой и актами международного терроризма, контрабандой оружия, бандитизмом в рамках «старой» уголовной политики весьма затруднительно. Российское Правительство, выполняя внутригосударственные и международные обязательства по обеспечению национального и международного правопорядка, пресечения преступности и охраны прав и свобод человека, уже не может действовать, опираясь лишь на органы уголовной юстиции.

При разработке и проведении в жизнь российской уголовной политики необходимо ориентироваться на взаимодействие и взаимное дополнение систем уголовной юстиции, правоохранительных органов системами национальной и международной безопасности. С одной стороны, важно, чтобы каждая система действовала в пределах, определенных законом, с другой — занимаясь специфическими вопросами, например, борьбы с терроризмом, они должны взаимодействовать. Хороший пример в российской практике — создание Федеральной антитеррористической комиссии, где представлены не только органы, обеспечивающие национальную безопасность, но и МВД России и другие структуры, занимающиеся борьбой с общеуголовной преступностью и обеспечением безопасности личности.

Центральной составляющей уголовной политики являются уголовно-правовая, уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная отрасли. Однако их создание и успешное функционирование (применение), выработка и осуществление государственных директив в сфере обеспечения правопорядка, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности личности, разработка и организация предупреждения преступности и ресоциализация преступника должны строиться на полинормативной основе. Уголовная политика как часть внутригосударственной политики должна строиться и осуществляться на основе политических директив, норм права, морали (нравственности), религиозных норм, обычаев, а также корпоративных норм. Нельзя забывать и о положениях ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.