Пандектное право

Пандектная система

Пандектная система — принцип построения нормативно-правовых актов (кодексов, законов, ГОСТов), при котором общая и особенная части выделяются в отдельные разделы. Ей противостоит институционная система, воплощённая в Кодексе Наполеона.

Пандектная система была разработана в XVIII—XIX веках видными германскими правоведами Георгом Фридрихом Пухтой, Карлом Адольфом Вангеровым, Георгом Арнольдом Хайзе, Бернхардом Виндшейдом, Генрихом Дернбургом, Оскаром фон Бюловым. Эти учёные юристы (пандектисты) произвели всеохватывающую (пандектную) систематизацию источников римского частного права, прежде всего, Юстиниановых Дигест (пандектов). «Благодаря работам пандектистов появились общие понятия: договор, сделка, обязательство, право собственности, вещное право, деликт, которых не было в римском праве. Основным достижением пандектистов стало выделение общей части (общих положений) гражданского права и дифференциация вещных и обязательственных прав, а также чёткое разделение материальных и процессуальных норм». По пандектной системе построено Германское гражданское уложение 1896 года (BGB), в основу которого были положены идеи знаменитого теоретика и историка права Фридриха Карла Савиньи. Пандектная система принята в Российской Федерации, Литве, Латвии, Эстонии, странах Содружества Независимых Государств, а также в Греции, Японии, Южной Корее, португалоязычных , некоторых европейских странах и других, которые придерживаются в основном германской модели.

Несколько обособленное положение занимает австрийское Всеобщее гражданское уложение 1811 года (ABGB), представляя собой уникальное явление. Будучи одной из первых европейских кодификаций, имевших в основе концепцию «естественных прав» и составленного по образцу Кодекса Наполеона, в силу определенных исторических причин оно фактически толкуется и применяется по догматическим правилам пандектистики и считается принадлежащим к германской правовой группе, чему никак не мешает отсутствие в нём Общей части (положения, применяемые ко всем институтам). В 1914—1916 годах в ABGB были внесены три крупные новеллы, позволившие относить его к кодификациям германского типа. С этого времени все австрийские учебники гражданского права стали строиться по пандектной системе и включать общую часть, несмотря на её отсутствие в самом Уложении.

В гражданских кодексах Венгрии (1959, 2013) и Чехословакии (1950, 1964) нормы общей части, как и в ABGB, оказались распределенными по нескольким разделам аналогично тому, как это имеет место и в швейцарском кодексе (1907). Принципиальной особенностью указанных кодексов является отсутствие в них общей части в смысле классической пандектной систематизации, обусловленные правда лишь исторической традицией. Тем не менее, находясь под сильным влиянием ABGB либо германского кодекса в них также были восприняты пандектные подходы, что указывает на их принадлежность к системам германской группы.

Австрийскую модель используют и ряд балканских стран (бывших когда-то частью обширной империи Габсбургов), где традиционно отсутствует единообразная кодификация частноправовых норм (кроме Албании, Греции, Сербии), следуя в основном по пути принятия отдельных Законов (о наследовании, об обязательствах, о собственности), и формулируя уже в них общие положения, которые носят характер частичной кодификации гражданского права. Вследствие абстрактности многих норм ABGB смогло без особых сложностей воспринять основные положения и принципы немецкой пандектной науки и основанного на ней Германского гражданского уложения (BGB), чему не помешала институционная систематика ABGB.

> См. также

  • Институционная система

Михайлов, пандектистика, общий обзор.

Пандектистику как явление правовой культуры традиционно относят к германскому «правовому кругу» (семейству). Пандектистика – явление, неразрывно связанное с процессом рецепции римского права в Германии в конце XV – XIX вв. Соответственно, пандектистами называют немецких юристов гражданско-правовой специализации, а также юристов других стран, входящих в германский правовой круг, на правовую доктрину и юридическую технику которых оказало влияние Гражданское Уложение Германии (далее

– ГГУ) и которые предметом своих исследований имели пандектное право.

Пандектистами называют немецких юристов-романистов, последователей систематического метода исследования Пандект, которые благодаря его использованию сумели сформировать комплекс общих понятий и институтов гражданского права, который впоследствии, благодаря «Учебнику пандектного права» Б. Виндшайда и его авторитету среди академических юристов и немецких судей в 60-90-х гг. XIX в., был положен в основу Общей части ГГУ.

Систематический метод исследования Пандект, уходящий корнями в Summae и брокарды глоссаторов XII – XIII вв., философское учения Раймунда Луллия (1235 – 1315), исходил из идеи, что источники римского права в своем правовом содержании составляют единое целое, систему. Поэтому многие поколения юристов догматической континентальной традиции пытались разработать систему абстрактных доктринальных конструкций, через которую бы примирялись противоречия в сентенциях римских юристов, восполнялись пробелы, формировалась основа для полного постижения ratio legis источников римского права. Отсюда – стремление диалектически вывести из текстов византийско-римских источников правовые максимы (принципы, юридические универсалии), общие конструкции, которые бы интегрировали хаотичное содержание источников.

Предшественник школы пандектистов – историческая школа юристов 10-40-х гг. XIX века во главе с Ф.К. фон Савиньи свято верила в романтическую идею о том, что право является выражением национального духа, а в силу исторических особенностей рецепции римского права в Германии именно немецкая нация реципировала «дух римского права», является преемницей римского юридического наследия. Право как явление духа нации всегда обладает органическим единством (здесь влиение философского учения Ф. Шеллинга), и именно правовая доктрина призвана выразить это единое правосознание нации на математически точном языке конструкций, принципов, понятий. На Ф.К. Савиньи серьезно повлияли идеи немецких рационалистов XVIII столетия, для которых идеалом науки являлась математика, и именно от них Ф.К. Савиньи унаследовал идею о том, что юрист должен в идеале осуществлять счет понятий.

Идеалистическое, романтическое представление о незримой эволюции «духа римского права», представление о праве как явлении единой национальной культуры, соединенное с рационалистическим представлением о том, что правовая доктрина должна стремиться к максимальной точности правовых положений, о неразрывной связи частных положений с правовыми принципами (эту связь Савиньи считал ведущим достоинством техники римских юристов) заложили методологические установки немецкой пандектистики 40 – 80-х гг. XIX столетия.

Ведущим представителем немецкой пандектистики в середине XIX в. становится ученик Савиньи Г.Ф. Пухта, который, в отличие от Савиньи, выдвигает идею продуктивной системы права. Если Ф.К. Савиньи на первом этапе своей академической деятельности ставил основную задачу – очистить при помощи исторического метода современное ему пандектное право (современное использование Пандект – usus modernus pandectarum) от примеси идей канонического и национального права и возвратить его к пониманию источников чистого римского права в их подлинном виде, то его ученик не считает историко-критическую задачу первостепенной и начинает верить в то, что историко-

органическое понимание права может быть совмещено с пониманием положительного права как «пирамиды понятий».

Г. Пухта связал полноценное научное познание права с группировкой права как целого на несколько классов, которые, по его представлению, и определяют природу и свойства отдельных, относящихся к ним прав. По мнению ученого, посредством логического единства, системы права, к которой ученой юриспруденцией сведено громадное разнообразие прав, достигается уровень «высших юридических понятий», на основании которых охватывается, познается и управляется единое юридическое целое – право. В основании пирамиды правовых понятий у Г.Ф. Пухты находится объективно существующая идея права и универсальные понятия; из них дедуцируются менее общие понятия, из них, в свою очередь, – еще менее общие понятия, а само развитие права осуществляется с помощью обратной дедукции норм из понятий.

Систематическое познание, по мысли Пухты, призвано вскрыть внутреннюю связь, соединяющую части положительного права. В согласии с идеями философского идеализма, систематическое исследование права «рассматривает отдельное в смысле члена целого, а целое – как тело, распадающееся на отдельные органы». Только систематическое познание с внешней стороны способно охватить все части права, а с внутренней – способно осмыслить право как единую систему. Для этой цели, согласно Г. Пухте, требуется исследовать и усвоить всю связь юридических положений, определить их родство между собой, «проследить происхождение каждого понятия, проходя все промежуточные члены, принимающие участие в его образовании». Систематический метод позволяет не только понять природу и значение отдельных элементов – единичных прав, но и понять их объединение «в одно юридическое отношение, определить то влияние, которое различные права производят друг на друга и о модификации, происходящей от такого взаимодействия».

В отличие от предшественника исторической школы Г. Гуго и главы школы Ф.К. Савиньи, немецкие пандектисты, движимые идеями Г.Ф. Пухты, начинают верить в производительную силу общих юридических понятий, в способность обратного дедуктивного вывода новых правовых положений из уже сформулированных понятий (производительная сила понятий; схожие идеи высказывал Р. Луллий за шесть веков до пандектистов), и именно с этой техникой связывают научность правоведения. Основные средства работы академических юристов – это материал пандектного права и инструменты формальной логики. Именно со школой немецких пандектистов связывают окончательное формирование формально-юридического (специально-юридического, догматического) метода исследования, который отличает правоведение как науку от всех других наук.

Отсюда становится понятной ориентация немецких пандектистов на индуктивное выведение общих понятий из материала пандектного права, уже «очищенного» Ф.К. Савиньи и другими представителями исторической школы права. Помимо этого, становится ясна и новая, пандектная, система изложения правового материала в кодексе, где начинает выделяться Общая часть (общие юридические понятия и институты) и конкретные правовые институты, составляющие Особенную часть.

Считается, что двумя основными трудами, с которых начинается немецкая пандектистика, являются «Учебник Пандектов» (1838) Г.Ф. Пухты и «Система современного римского права» (1840) Ф.К. Савиньи.

Утверждается, что именно немецкая пандектистика:

сформировала систему предельно точных, логически выверенных и доктринально обоснованных понятий и институтов, которые составили Общую часть ГГУ;

выведя «за скобки» общие понятия гражданского права, сформировала общую теорию гражданского права и условия для догматического понимания теории права как системы общих юридических понятий, общей части, основания всех общих частей отраслей права;

сформировала основу для разработки метода юридического конструирования Р. Йеринга.

Основные идеи немецкой пандектистики (согласно господствующему взгляду): германское право – целостное явление исторически развивающейся культуры; германское право является духовным преемником римского права; основной материал исследования юристов – очищенные историческим методом Пандекты; основная цель правоведения – при помощи систематического метода сформировать полную, логически последовательную и иерархически организованную систему общих понятий, конструкций, институтов; система общих понятий – показатель научности правоведения; критерии качества закона: точность понятий, полнота, логическая непротиворечивость системы; доктринальное обоснование логических связей между понятиями; метод научного правоведения — продуктивное развитие понятий и логическое согласование понятий в системе; правовая наука ответственна за историко-правовое развитие духа народа в сфере права; право является автономной дисциплиной с собственным методом.

Пономарев Д.Е.:Деятельность юристов пандектистов свелась кформированиюпонятийной оболочки, сквозь которую римское право должно было пониматься и применяться.Понятия,разрабатываемые пандектистами,изначально строилисьисключительно целевым образом, в расчете на использование их при применении осмысливаемого права на практике. «Под влиянием общего подъема научной мысли язык догмы выиграл в точности и определенности, изложение – в ясности и краткости; обобщения стали шире, группировка материала – стройнее и совершеннее». Новая догматическая система была намного более абстрактна и четче организованна. Будучи, как видим, намного более последовательными, чем все прежние, догматиками, пандектисты и юристы исторической школы нормой своей деятельности сделали именно превращение норм римского права в систему абстракций, из которых закономерно и логично выводились соответствующие юридические предписания.

Особое значение этапа пандектистики состоит еще и в том, что помимо собственно переработки норм римского права в понятия,то есть юридического.конструирования,

в рамках этой школы были созданы предпосылки для рефлексивного рассмотрения тех методов и практических приемов, которыми правоведение фактически пользовалось на протяжении всей своей истории.Пандектисты вплотную подошли,по сути,кметодологическому вопросу, в рамках которого объектом осмысления становится не только позитивное право, но и сама мыслительная деятельность по его осмыслению,

ПАНДЕКТНАЯ СИСТЕМА

Смотреть что такое «ПАНДЕКТНАЯ СИСТЕМА» в других словарях:

  • Пандектная система — Пандектная система принцип построения гражданского кодекса, при котором выделяется общая часть, вещное право, обязательственное право, семейное право, наследственное право. Пандектная система была создана в XVIII XIX веках германскими… … Википедия

  • Пандектная система — расположение норм права в нормативном правовом акте, основанное на принципах изложения правового материала, применявшихся в Дигестах (или Пандектах) 2 й части Свода законов Юстиниана. При П.с. нормы располагаются по принципу «от общего к… … Энциклопедия права

  • Пандектная система — система расположения норм гражданского права по образцу Пандект (Дигест) Юстиниана («от общего к частному»), предполагающая деление на общую и несколько специальных (особенных) частей, в которых более детально регламентируется каждый из правовых… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

  • ПАНДЕКТНАЯ СИСТЕМА — Система расположения правовых норм, заимствованная из Дигест (или Пандектов) Юстиниана 533 г. При этом правовой материал располагается по схеме от общего к частному . В начале излагаются общие принципы и дается общая характеристика основных… … Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

  • пандектная система — один из способов систематизации частноправовых норм, сложившихся в мировой практике (наряду с институциональным). Заключается в том, что нормы гражданского кодекса подразделяются на общую и особенную, или специальную, части. В общий раздел… … Большой юридический словарь

  • институционная система — система построения гражданского кодекса, принятая во Франции (Наполеона Кодекс 1804 г.) и многих других странах. При И.о. кодекс делится натри части (книги). Первая посвящена лицам, вторая содержит правила об имуществах и о различных… … Большой юридический словарь

  • Институциональная система — Институционная система принципы построения гражданского кодекса. Институционная система предполагает разделение глав кодекса на три части (книги). 1 книга посвящена частным лицам, 2 книга описывает виды имущества, 3 книга оговаривает способы… … Википедия

  • ИНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА — ИНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА, принципы построения гражданского кодекса, разработанные во Франции при составлении Кодекса Наполеона (см. КОДЕКС НАПОЛЕОНА) (1804). Институционная система предполагает разделение глав кодекса на три части (книги). Первая… … Энциклопедический словарь

  • ИНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА — система построения гражданского кодекса, принятая во Франции (Наполеона Кодекс 1804 г.) и многих других странах. При И.о. кодекс делится натри части (книги). Первая посвящена лицам, вторая содержит правила об имуществах и о различных… … Юридический словарь

  • Институционная система — принципы построения гражданского кодекса, разработанные французскими юристами при составлении Кодекса Наполеона (1804). Институционная система предполагает разделение кодекса на три части (книги) первая посвящена лицам, вторая описывает виды… … Википедия