Ответственность правительства в зарубежных странах

Правительства и их разновидности. Ответственность правительства

Правительство — коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, осуществляющий руководство государственным управлением.

Состав правительства в зарубежных странах неодинаков. В президентских республиках правительство возглавляет президент. В остальных государствах — премьер-министр (эта должность может по-разному называться). Членами правительства являются министры (министр финансов, министр иностранных дел и пр.). Часто в состав правительства включаются так называемые министры без портфеля — лица, обладающие правом решающего голоса на заседании правительств, но не руководящие какими-либо ведомствами.

Способ формирования правительства зависит от формы правления.

1. Парламентский способ применяется в парламентских монархиях и республиках. Правительство формируется заново после каждых парламентских выборов. Возглавляет правительство лидер партии парламентского большинства (избирается или назначается парламентом). В большинстве случаев премьер-министр формирует состав правительства, который утверждается парламентом, однако иногда такого утверждения не требуется.

2. Полупарламентский способ распространен в смешанных (полупрезидентских) республиках. Правительство формируется заново после каждых президентских выборов. Кандидатура премьер-министра представляется президентом, утверждается парламентом. Министров назначает президент (по представлению премьер-министра).

3. Внепарламентский способ характерен для президентских республик, абсолютных и дуалистических монархий. Обычно глава государства по собственному усмотрению формирует правительство, хотя в некоторых государствах необходимо согласие верхней палаты парламента.

По партийному составу различают однопартийные, коалиционные и служебные (чиновничьи) правительства.

Правительство несет политическую ответственность перед главой государства, парламентом и премьер-министром. Парламентская ответственность выражается в вынесении резолюции порицания (вотума недоверия) всему правительству или отдельному министру или в отказе правительству в доверии. Обычно парламентская ответственность — это ответственность перед однопалатным парламентом или нижней палатой двухпалатного парламента. Однако иногда правительство несет ответственность и перед верхней палатой. Возможна солидарная (все правительство отправляется в отставку) и индивидуальная (в отставку уходит конкретный министр, которому выражено недоверие) ответственность.

Политическая ответственность перед главой государства — увольнение министра или роспуск всего правительства главой государства. Премьер-министр также может потребовать отставки министров. Иногда он сам принимает эту отставку, иногда действует через президента, если тот сам назначает членов правительства.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАРЛАМЕНТАРИЯ В РФ

Актуальность исследования. Задача реализации конституционных положений и принципов напрямую связана с разработкой научно обоснованной эффективной модели конституционно-правовой ответственности. Конституционно-правовая ответственность обладает специфическими чертами, которые отличают ее от иных видов юридической ответственности. Одной из таких черт является особая субъектная составляющая конституционно-правовой ответственности. В число субъектов, которые могут подвергаться воздействию конституционно-правовых мер (санкций), входят парламентарии. При этом их ответственность в ряде случаев не является следствием конституционного правонарушения (деликта), а реализуется вследствие иных обстоятельств (зачастую политических, корпоративных и моральных). Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы исполняют конституционные полномочия по выработке государственной политики, осуществляют наиболее значимые государственные функции, а также играют особую роль в реализации конституционного принципа народовластия. Обеспечение конституционности, эффективности и целесообразности деятельности рассматриваемых субъектов – сложный вопрос как для конституционной практики, так и для науки конституционного права, до настоящего времени не получивший однозначного решения в рамках научных исследований. Конституционно-правовая ответственность в определенной мере способна гарантировать соблюдение конституционно-правовых норм в рамках правотворческой и правоприменительной деятельности выборных лиц. Кроме того, конституционно-правовая ответственность может выступать в качестве меры юридического воздействия при осуществлении контроля за деятельностью выборных лиц со стороны органов конституционного контроля, а также способствует укреплению государственной дисциплины. В связи с вышеизложенным обоснованно востребован научный анализ проблем реализации конституционно-правовой ответственности указанных субъектов конституционных правоотношений. Актуальность рассматриваемых в работе вопросов, необходимость обобщения и систематизации накопленных знаний на различных этапах развития нашего государства, разработка предложений по совершенствованию института конституционно-правовой ответственности соответствующих субъектов обусловили выбор темы научной статьи. С этих позиций объясняется и актуальность темы исследования.

Исследования проблем конституционно-правовой (государственно-правовой) ответственности появляются в начале ХХ века, когда такие советские ученые, как А.А. Карп, В.Ф. Коток, П.И. Стучка в своих трудах, затрагивали некоторые аспекты, относящиеся к существу рассматриваемой в работе 5 ответственности. В 60-е годы XX века не только возрастает количество публикаций, но и расширяется спектр рассматриваемых проблем государственно-правовой (конституционно-правовой) ответственности. В.Е. Гулиев, Д.Л. Златопольский, М.Г. Кириченко, В.А. Кучинский, В.С. Основин и другие ученые изучали вопросы, способствующие решению актуальных задач, связанных с государственно-правовой ответственностью. В советской правовой науке разработка концепции государственно- правовой ответственности и проблем, связанных с ней, осуществлялась такими авторами, как С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, И.Л. Бачило, А.А. Безуглов, Н.А. Боброва, Ю.П. Еременко, Т.Д. Зражевская, В.Т. Кабышев, Б.Л. Назаров, Ф.М. Рудинский, И.С. Самощенко, М.Х. Фарукшин и другие. Также изучались труды по фундаментальным аспектам юридической и социальной ответственности таких ученых, как Б.Т. Базылев, Д.И. Бернштейн, С.Н. Братусь, Н.В. Витрук, Б.Н. Габричидзе, А.А. Иванов, С.Н. Кожевников, О.Э. Лейст, Н.С. Малеин, А.В. Малько, К. Маркс, Н.И. Матузов, П.Е. Недбайло, Е.М. Пеньков, В.А. Тархов, Р.О. Халфина, А.Ф. Черданцев, А.Г. Чернявский, А.П. Чирков др.

Целью исследования является комплексный конституционно-правовой анализ, включающий в себя, в том числе, рассмотрение теоретико-правовых аспектов конституционно-правовой ответственности парламентариев, а также выявление противоречий и недостатков правового регулирования оснований и порядка применения мер данной ответственности, предусмотренных российским законодательством, в отношении депутатов ФС РФ , выявление и анализ практических проблем их реализации, а также разработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства в исследуемой сфере. Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач: – проанализировать сущностные характеристики конституционно- правовой ответственности и показать ее место в системе социальной ответственности;

– исследовать концептуальные теоретико-правовые модели юридической ответственности;

– проанализировать современную научную теорию и законодательную базу, регламентирующую основания, порядок и особенности реализации мер конституционно-правовой ответственности парламентариев

– определить систему мер конституционно-правовой ответственности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Российской Федерации, уточнить конституционную практику их реализации;

Правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, устанавливающие основания, меры и порядок реализации конституционно-правовой ответственности выборных и должностных лиц.

Проанализированы регламенты палат Федерального Собрания Российской Федерации, отдельные положения конституций зарубежных государств.

Представительная власть осуществляется на федеральном уровне Федеральным Собранием РФ, которая призвана обеспечить реализацию закрепленного в Конституции РФ положения о том, что РФ — правовое, демократическое государство, в котором единственным источником выступает многонациональный народ РФ.

Проблемным вопросом среди ученых в области конституционного права, является конституционно – правовая ответственность депутатов ФС РФ. Единое мнение по вопросу санкций, конституционно – правовой ответственности, применяемых в отношении парламентариев отсутствует.

Существуют следующие виды конституционно – правовой ответственности парламентариев (А.С.Хачатарян):

1) Конституционно – правовая ответственность парламентариев ФС перед избирателями

2) Статутная конституционно – правовая ответственность.

Избиратели вправе встречать с избранными депутатами, доводить до его сведения насущные проблемы.

На пленарном заседании депутаты ГД РФ, урегулирован механизм ответа на обращения граждан, где было принято решение, что депутаты обязаны отвечать на обращение граждан и подписывать ответы лично. Таким образом, данным механизмом будет четко определена ответственность депутата по тем или иным вопросам, которые поступают по обращением граждан. Также будет способствовать для прозрачного, тщательного рассмотрения вопроса, будет положена ответственность депутата по каждому обращению граждан, что исключает пересылку между депутатами, между комитетами. А также введенное новшество улучшит качество работы депутатов.

Статутная конституционная ответственность:

-правовая ответственность парламентариев многообразна

-лишение полномочий депутата вследствие совершения уголовного преступления после вступления в законную силу обвинительного приговора суда (п. «д» ст.4 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ФС РФ»);

Особые процессуальные правила привлечения парламентария к уголовной ответственности, обеспечивающие ст. 98 Конституции РФ, также изложены в гл.52 УПК РФ. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой ФС (ч. 2 ст. 98).

Особенности привлечения парламентария к ответственности:

1) Необходимо согласие соответствующей палаты

2) Запрещается передача дела в суд без согласия соответствующей палаты ФС РФ; (ч.5 ст.19)

Необходимо пересмотреть норму ч.5 ст.19 ФЗ «О статусе члена СФ и статусе депутата Государственной Думы» и изложить в следующей редакции: «»После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, орган дознания, следователь не позднее трех суток информирует соответствующую палату Федерального Собрания РФ о передаче дела в суд»

-лишение полномочий вследствие систематических неисполнений депутатов обязанностей или занятие предпринимательской деятельностью запрещается законом, как конституционная санкция которая направлена на осуществление непрерывных полномочий депутатов.

Регламент устанавливает для депутатов обязанность присутствовать на заседаниях палаты, исключения составляют уважительные причины: направление в командировку по распоряжению Председателя ГД РФ или Первого заместителя Председателя ГД РФ, участие в выполнении поручений Совета ГД , ГД, исполнения гражданских обязанностей, временная нетрудоспособность, отпуск, рождение ребенка, регистрация брака, иные семейные обстоятельства, а также обстоятельства непреодолимой силы.

Парламентарию ГД достаточно любого способа, чтобы сообщить о намерении отсутствовать на заседании палаты, то члену Совета Федерации предписано сообщить письменно о причинах своего отсутствия.

До недавнего времени, депутатам ГД РФ, разрешалось голосовать по доверенности, т.е. конкретный депутат на время своего отсутствия передавал свое права голоса другому депутату, используя при этом доверенность. На сегодняшний день голосование по доверенности отменено. Данные меры, способны выявить не присутствующих на заседаниях. Кроме того, Постановлением Государственной Думы № 25364-7 «О внесении изменений в статью 44 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлена ответственность депутатов за отсутствие на заседаниях ГД без уважительной причине.За пропущенные пленарные заседания размер ежемесячных выплат, определённых частью третьей статьи 2 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», будет сокращён. За каждое пропущенное пленарное заседание будет удерживаться одна шестая часть предусмотренных Федеральным законом выплат.

-процедурно – процессуальные санкции имеющие целью обеспечение порядка организации работы органа.

Существуют следующие процедурные меры:

-предупреждение

-лишение слова на заседании.

-досрочное лишение полномочий вследствие занятие депутатом предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, запрещенной законом.

Досрочное лишение полномочий парламентария в случае нарушения норм о несовместимости депутатской деятельности с иными видами деятельности, за исключением творческой, научной, преподавательской, осуществляется во внесудебном порядке палатой, в состав которой парламентарий входит.

-прекращение полномочий вследствие выхода депутата из состава фракции.

Партийно-фракционная ответственность депутата Государственной Думы РФ, по существу, лишает депутата возможности самостоятельного принятия решений и голосования в Государственной Думе РФ по ключевым вопросам, что создает проблемы для реализации представительной природы власти Государственной Думы в целом. Для решения сложившейся проблемы обосновано предложение о закреплении права депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов политической партии, на объединение в депутатские группы. В связи с чем предлагается включить в федеральный закон от 08 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутатаГосударственной Думы» статью 7.2 «Депутатские группы в Государственной Думе». Указанную статью предложить в следующей редакции:

Статья 7.2. Депутатские группы в Государственной Думе

1. Депутатская группа является объединением депутатов Государственной Думы, избранных по федеральному избирательному округу и по одномандатным избирательным округам. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 10 депутатов.

2. Деятельность депутатской группы в Государственной Думе организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» и Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

-роспуск Государственной Думы как основание прекращение полномочий депутата;

Государственная Дума Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, может быть распущена Президентом РФ только в трех случаях:

-Если имел место повторный вотум недоверия Правительству РФ и Президент поддерживает правительство.

— Если отказывает в доверии Правительству РФ, а Президент РФ в таком случае данному Правительству РФ доверие оказывает.

— В случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 6 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» запрещается выносить на референдум вопросы о досрочном прекращении срока полномочий Государственной Думы РФ.Необходимо наделить граждан правом оценивать результаты деятельности представительного органа и депутата, в частности. В целях обеспечения качества законодательной деятельности Государственной Думы РФ, формирования ответственности депутатов за осуществление своих полномочий внедрить в политико-правовую практику России голосование (возможно электронное), главным вопросом которого должна стать оценка результатов деятельности Государственной Думы Российской Федерации, думских фракций и отдельных депутатов гражданами России.

Правовой основой, регулирующей вопросы организации и проведения предлагаемого голосования, может стать ФЗ «О Федеральном Собрании РФ», в котором возможно предусмотреть голосование путем направления писем в территориальные избирательные комиссии, а также посредством сети «Интернет», что позволит осуществить его без дополнительных финансовых затрат. Кроме того, следует предусмотреть обязательное опубликование результатов голосования, которые могут стать критерием для избирателей, голосующих на последующих выборах, а для политических партий сигналом о недопустимости включения в качестве кандидата в федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы тех депутатов, которые получили неудовлетворительные оценки депутатской деятельности.

Список литературы:

1.Богданова Н. А. Ответственность в структуре конституционно-правового статуса субъекта конституционного права // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России и опыт зарубежных стран / Под ред. С. А. Авакьяна. М., 2001. С. 77-78.

2. Кондрашев А. А. Теория конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации. М., 2011. С. 183.

3. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

5. Филиппова И. А. Отзыв депутатов как мера конституционной ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2001. С. 345.

6.Крысанов Антон Вячеславович КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЫБОРНЫХ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ,Челябинск-2014

Плотникова Э.Д.СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ………………………………..……3

Умерова В.Э.КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ И ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ…..……15

Сильванович Ю. Н.КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ В США И РФ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ……………………………………………………………..…22

Мамутова Г. Р.СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СОГЛАСНО КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 ГОДА И США 1787 ГОДА………………………………….…28

Лановенко Ю. С.КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КОНСТИТУЦИИ РФ И В ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ ФРГ (сравнительно-правовой анализ)……………………………………………………..32

Меметов М. Р., Дементьева Е. М.АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ВЕРХНЕЙ ПАЛАТЫ ПАРЛАМЕНТА

ВЕЛИКОБРИТАНИИ……………………………………………………………..….41

Евдокимова И.С.ПАРЛАМЕНТАРИЗМ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ……………………………………………………………..……45

Аблаева Д. С.ВЛИЯНИЕ МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ НА ПАРЛАМЕНТАРИЗМ ЯПОНИИ ………………………………………………..….51

Калугин Д.А.БИКАМЕРАЛИЗМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ…………………………………………………..…57

Челкозов И.РОЛЬ И МЕСТО ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ

ЗАКОНОВ В СИСТЕМПЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ РФ………………………………63

Феттаева С.Ф.ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

ВО ФРАНЦИИ………………………………………………………………………..67

Кривицкая Я.С.ОСОБЕННОСТИ ИЗБРАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА В США….……75

Совхоз Ф. Р.КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ……………………………………………..………84

Вирозуб А.А.КОНСТИТУЦИОННО — ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ АВСТРАЛИИ………………………….………90

Медведева А.М.ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО

СТРОЯ КНДР…………………………………………………………………………95

Фалис И.ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК

ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ………………………………………………………………………..100

Егорова А. И.РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ОЧЕРЕДНАЯ УТОПИЯ ИЛИ

ДЕЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА………………………………………………………………105

Тупчук К. Н.Особенности народовластия в китайской

народной республике………………………………………………..……..111

Тубальцев В. В.САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ КАК ОСНОВА

РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА………………………………………………117

Лахтина А. И.КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВЫХ ФОРМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РФ…………………………………………………….………123

Письменная М.ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ИНОСТРАНЦЕВ В РФ……………..…………128

Буркина А.А.ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ИТАЛИИ…………………………………………………..……..134

Павлова Е.А.ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ ПРИ ВЫБОРАХ