Ответственность правительства РФ

Содержание

Похожие главы из других работ:

Взаимоотношения президента с парламентом в США и Франции: сравнительный анализ

§6. Право формирования правительства и ответственность последнего перед парламентом

В США наибольшим объемом полномочий Президент обладает как глава исполнительной власти. В этом качестве Президент руководит огромным исполнительным аппаратом. Совокупность глав департамента неофициально именуется в США Кабинетом. Кабинет…

Конституционный статус правительства РФ

Глава II. Формирование и структура Правительства Российской Федерации. Распределение обязанностей и особенности правового статуса членов Правительства

Конституционный статус правительства РФ

§1. Формирование, структура Правительства РФ и распределение обязанностей в составе Правительства

Конституция РФ предопределяет коллегиальный состав Правительства РФ и, следовательно, коллегиальную форму принятия им наиболее важных решений. Статья ПО Конституции Российской Федерации закрепляет положение о том…

Отвественность правительств в зарубежных странах

3. Ответственность правительства в Великобритании

В Великобритании существует институт парламентской ответственности правительства, причем эта ответственность является коллективной. Вотум недоверия, вынесенный одному министру…

Отвественность правительств в зарубежных странах

4. Ответственность правительства в США

В отличие от практики, которая сложилась в странах с парламентской формой правления, в США глава департаментов как в индивидуальном качестве, так и коллективно (кабинет) не несут ответственности перед законодательным органом…

Отвественность правительств в зарубежных странах

5. Ответственность правительства во Франции

Министры во Франции несут гражданскую, уголовную и политическую ответственность. Гражданскую ответственность министры несут перед частными лицами и государством…

Парламентский контроль в Российской Федерации

2.8 Ответственность Правительства Российской Федерации перед Государственной Думой

Ст. 117 Конституции РФ предусматривает ответственность Правительства перед Государственной Думой, но стоит отметить, что выражение недоверия высшему органу исполнительной власти весьма затруднено…

Правительство в зарубежных странах и Российской Федерации

2.1. Виды правительства

С точки зрения своего политического состава правительство бывает однопартийным, коалиционным и беспартийным. Однопартийное правительство в демократическом государстве бывает при парламентарной или смешанной форме правления в том случае…

Правительство в зарубежных странах и Российской Федерации

2.3. Задачи правительства

Правительство — высший орган государственного управления, который руководит внутренней и внешней политикой страны, осуществляя ее на основе Конституции и законов. Правительство, вместе с тем…

Правительство в системе исполнительной власти

2.3 Порядок прекращения Полномочий Правительства и освобождение от должности председателя и членов Правительства РФ

Весьма существенными элементами конституционно-правового статуса Правительства являются вопросы о сложении Правительством своих полномочий; об отставке Правительства; о выражении Государственной Думой недоверия Правительству…

Правительство в системе органов государственной власти в зарубежных странах

2.6 Ответственность правительства и его членов

Существует политическая ответственность правительства и его членов перед парламентом или главой государства (ответственность за политику) и юридическая их ответственность за правонарушения…

Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти

Глава 2. Состав, полномочия, функции и ответственность Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации: порядок формирования и состав

2.1 Состав Правительства Российской Федерации. Порядок формирования состава Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации — Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров…

Правительство РФ как субъект административного права

3. Деятельность Правительства Российской Федерации по организации исполнения законов и иных правовых актов. Полномочия Правительства РФ

Полномочия Правительства РФ, «в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией РФ и федеральными законами. Полномочия Правительства РФ охватывают, по существу, все сферы жизни и деятельности общества…

Система органов исполнительной власти

3.5 Ответственность правительства

Конституционно-правовая ответственность Правительства.

ЧИРКИН: За свою деятельность Правительство РФ несет ответственность, которая имеет прежде всего политический характер и выражается в увольнении Правительства в отставку. Оно может нести также гражданско-правовую ответственность, если его незаконными актами причинен материальный ущерб юридическим или должностным физ.

лицам. Возможна уголовная ответственность министров за совершение ими преступлений при исполнении служебных обязанностей (министры отвечают как обычные граждане). Политическую ответственность Правительство несет перед Президентом РФ и перед парламентом (перед Государственной Думой). Ответственность перед Президентом РФ имеет абсолютный характер. Он вправе уволить Правительство в отставку в любой момент по своему усмотрению вне связи с какими-то обстоятельствами, указанными в Конституции РФ. Практически это происходит в связи с увольнением в отставку Председателя Правительства (премьер-министра). Президент РФ Б. Н. Ельцин неоднократно увольнял по своему усмотрению Председателя Правительства в отставку, часто даже без объяснения причины (такого объяснения не требует закон). Президент РФ может также уволить Правительство при наличии определенных юридических фактов, предусмотренных Конституцией РФ: при отказе Правительству в доверии или при выражении ему недоверия. Министры также несут ответственность перед Президентом РФ. «Силовые» министры, министр иностранных дел, некоторые другие руководители служб и ведомств подчинены ему непосредственно и несут ответственность только перед ним. Остальные министры также ответственны перед Президентом РФ, хотя их деятельностью непосредственно руководит премьер-министр и Правительство. Президент неоднократно увольнял отдельных министров из состава Правительства, объявлял выговоры заместителям. Контроль парламента в отношении Правительства РФ в определенных формах применяется, но ответственность Правительства перед парламентом имеет ограниченный характер. Во-первых, перед Советом Федерации Правительство ответственности не несет. Совет Федерации не вправе отказывать Правительству в доверии и даже ставить этот вопрос. Во-вторых, ответственность Правительства перед Государственной Думой из-за альтернативного полномочия Президента РФ (права уволить или не увольнять при вотуме недоверия) не безусловна. Государственная Дума не может уволить Правительство в отставку даже при двух вотумах недоверия. Это прерогатива Президента. Кроме того, как говорилось выше, вотум недоверия только тогда имеет юридическое значение, когда он внесен дважды в течение трех месяцев. Акты и действия Правительства могут быть обжалованы в суд. Прекращение полномочий Правительства РФ. Существуют различные основания прекращения полномочий Правительства РФ, в том числе: 1) оно слагает полномочия перед вновь избранным Президентом РФ в день поступления его в должность. Президент может сохранить прежний состав Правительства, но юридически создается новое Правительство с применением указанных выше процедур; 2) Правительство подает в отставку, о чем объявляет его Председатель. 3) решение об отставке Правительства может принять Президент РФ по своей инициативе, что означает увольнение Правительства в отставку. Президент РФ отправляет в отставку премьер-министра, но это означает увольнение всего Правительства; 4) Правительство может быть уволено Президентом РФ в результате двойного вотума недоверия или однократного отказа в доверии, что происходит путем голосования в Государственной Думе (необходимо большинство голосов от общего состава). Президент РФ обязан объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу с назначением новых выборов. Если Дума отказывает в доверии Правительству по его инициативе, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства либо распускает Думу с назначением новых выборов. Распускать Государственную Думу без назначения даты выборов нельзя; 5) Правительство может прекратить свои полномочия по инициативе его Председателя. Он может подать Президенту РФ заявление о невозможности исполнения своих полномочий (болезнь, ситуация, сложившаяся в Правительстве, и др.). Прекращение полномочий Председателем Правительства означает отставку Правительства. Во всех случаях прекращения полномочий Правительства оно продолжает действовать до формирования нового состава. Заместитель Председателя Правительства РФ и министры также могут подать в отставку. Она принимается Президентом РФ, уведомлять Государственную Думу не требуется. Президент РФ назначает на место ушедших в отставку новых членов Правительства. 1.

Ответственность Правительства РФ. Отставка Правительства РФ

Одним из принципов реализации конституционных полномочий Правительством РФ является непрерывность его деятельности. Согласно Конституции РФ (ч. 5 ст. 117) Правительство после своей отставки по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства.

Непрерывный срок деятельности Правительства в одном составе не может превышать четыре года, поскольку с избранием нового Президента прежнее Правительство слагает свои полномочия. Этот срок может быть и меньше, в случаях досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий или отставки Правительства.

Ответственность Правительства является конституционно-правовой.

Она наступает, как правило, без наличия в действиях Правительства состава правонарушения, а вследствие неэффективности его деятельности, расхождения взглядов на проведение политического курса и др.

Правительство несет конституционно-правовую ответственность, как перед Президентом, так и перед Государственной Думой. В России оно несет коллективную (солидарную) ответственность. Правительство рассматривается как команда единомышленников, проводящая общий политический курс. Отрицательная оценка деятельности одного из членов

Правительства означает распространение этой оценки на все Правительство. Освобождение от должности Председателя Правительства влечет за собою отставку всех его членов.

Правительство несет ответственность, как перед Президентом, так и перед Парламентом. Вместе с тем формы и объем этой ответственности различные. Вопросы ответственности Правительства тесно связаны с вопросами его отставки.

Президент РФ может отправить Правительство РФ в отставку в любое время и по любым основаниям и даже без таковых. Это конституционное право главы государства не конкретизировано ни в Конституции

РФ, ни в конституционном законодательстве.

Конституция РФ предусматривает два варианта постановки и решения вопроса о доверии Правительству: по инициативе Государственной Думы (ч. 3 ст. 117) либо по инициативе Правительства (ч. 4 ст. 117).

Конституция РФ устанавливает случаи, когда отставка Правительства не является результатом наступления политической ответственности: сложение полномочий перед вновь избранным Президентом; добровольная отставка. Правительство может по собственной инициативе подать в отставку. Возможны и иные основания отставки всего Правительства, например, вследствие прекращения исполнения полномочий Председателем Правительства (ст. 7 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

В соответствии с Конституцией РФ порядок отставки и освобождения от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, являющихся членами Правительства, совпадает с порядком их назначения, т. е. Президент освобождает от должности указанных лиц по предложению Председателя Правительства (п. «г» ст. 83). В данном случае причины прекращения полномочий членами Правительства могут быть определены личными мотивами (например, состояние здоровья), а также связаны с наступлением ответственности указанных лиц. Это могут быть политическая, дисциплинарная и иные виды ответственности за служебные правонарушения или проступки, а также за совершение преступления. В результате член Правительства теряет доверие главы Правительства или Президента и не может далее исполнять возложенные на него полномочия. В соответствии с ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 9) заместители Председателя Правительства и федеральные министры вправе подавать заявление об отставке.