Отсутствие учетной политики последствия

Формирование учетной политики бюджетного учреждения

Учетная политика является первостепенным документом бухгалтера учреждения. Значение данного документа трудно переоценить в период реформы бюджетных учреждений. Каким образом должна формироваться учетная политика бюджетного учреждения, расскажут эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ М. Ю. Миллиард, В. В. Пименов.

Формирование единых принципов организации как бухгалтерского, так и налогового учета является необходимым условием деятельности любого учреждения.

Необходимость учетной политики обусловлена прежде всего спецификой деятельности конкретных бюджетных учреждений. Учетная политика предназначена, в том числе, для реализации тех решений руководителя учреждения, которые, по его мнению, позволят оптимально организовать учетную работу. Кроме того, нередко отдельные вопросы, связанные с организацией (ведением) бюджетного (налогового) учета, действующие нормативно-правовые акты, по сути, относят к компетенции бюджетных учреждений.

Таким образом, учетная политика бюджетного учреждения не является формальным документом, создаваемым только потому, что его наличие предусмотрено действующим законодательством. Напротив, во многих случаях именно на основании утвержденной в установленном порядке учетной политики должностными лицами осуществляются те или иные действия, принимаются конкретные решения.

Учетная политика для целей бюджетного учета

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ) данный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение их бюджетов, установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н (далее — Инструкция № 148н) поскольку Инструкция 148н не содержит требования о наличии дополнительно в учреждении утвержденной учетной политики, принятие дополнительного нормативного акта об утверждении учетной политики является необязательным. При этом, обратите внимание, что Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, и устанавливающее правила формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, на бюджетные учреждения не распространяется.

Однако, если учреждение осуществляет операции, требующие при их оформлении в бюджетном учете особенные учетные процедуры, оно может отдельным правовым актом (актами) устанавливать необходимые положения, регламентирующие его учетную политику.

В то же время бюджетный учет осуществляется, в том числе, и в соответствии с законом о бухгалтерском учете (п. 1 Инструкции № 148н).

Пунктом 3 статьи 6 Закона № 129-ФЗ определены положения, которые должны быть утверждены приказом руководителя в составе учетной политики учреждения:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 4 ст. 6 Закона № 129-ФЗ). В соответствии с вышеуказанной нормой изменение учетной политики может производиться (изменения вводятся с начала финансового года):

  • в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • существенного изменения условий деятельности организации.

Таким образом, несмотря на то, что Инструкция № 148н устанавливает единую учетную политику, остается ряд вопросов, которые должны быть урегулированы именно учетной политикой, принятой бюджетным учреждением (органом местного самоуправления). Например, конкретный перечень счетов аналитического учета, порядок учета на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» и т. п. Кроме того, только в учреждении может быть разработан график документооборота, который является важной составной частью учетной политики — позволяет оперативно формировать в бюджетном учете полную и достоверную информацию о деятельности бюджетного учреждения.

При формировании учетной политики для целей бюджетного учета необходимо руководствоваться:

  • Бюджетным кодексом;
  • Законом № 129-ФЗ;
  • Инструкцией № 148н;

иными документами, регулирующими вопросы бюджетного учета и отчетности.

Учетная политика для целей налогового учета

Под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Разработка учетной политики для целей налогообложения в соответствии с требованиями глав 21, 25, 26, 26.4, 30 Налогового кодекса обязательна.

Из положений налогового законодательства следует, что в учетной политике для целей налогообложения отражаются вопросы, порядок решения которых прямо не предусмотрен Налоговым кодексом. Так, при раскрытии содержания отдельных элементов необходимо выбирать один из предлагаемых Налоговым кодексом методов. Иногда учреждение может столкнуться с необходимостью самостоятельно разработать элемент учетной политики в силу того, что законодательно вопрос не регламентирован. В этом случае целесообразно придерживаться правил бюджетного учета, поскольку на основе учетных регистров и первичной документации происходит формирование базы большинства налогов и сборов.

При формировании учетной политики для целей налогообложения бюджетные учреждения руководствуются:

  • Налоговым кодексом;
  • Гражданским кодексом;
  • постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»;

иными нормативными документами по вопросам налогообложения.

В соответствии с пунктом 12 статьи 167 Налогового кодекса принятая бюджетным учреждением учетная политика для целей налогообложения утверждается приказом или распоряжениями руководителя учреждения. Данную учетную политику можно утвердить отдельным приказом или объединить с учетной политикой для целей бюджетного учета.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом или распоряжением руководителя учреждения, приказ должен быть датирован годом, предшествующим году, на который распространяется ее действие.

В отличие от Закона № 129-ФЗ, Налоговый кодекс не содержит требований о последовательном, из года в год, применении утвержденной один раз учетной политики, следовательно, учреждение может ежегодно утверждать новую учетную политику для целей налогообложения.

Обратите внимание! Учетная политика может быть представлена как одним приказом руководителя организации (с соответствующими приложениями), так и представлять из себя систему приказов (распоряжений, инструкций). Главное, чтобы все существенные вопросы, связанные с ведением как бухгалтерского, так и налогового учета в бюджетном учреждении были урегулированы.

Статья опубликована в журнале
«Бюджетный учет» № 12 декабрь 2010 год
Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
М. Ю. Миллиард, В. В. Пименов

А.И. Иларионова, обозреватель «Федеральной бухгалтерской газеты» Не стоит недооценивать важность учетной политики. Поскольку многие ее положения могут стать весомым аргументом в спорах с налоговиками.

Разделяем НДС

Известно, что фирмы, ведущие как облагаемую, так и не облагаемую НДС деятельность, должны вести раздельный учет (п. 4 ст. 170 НК РФ). Однако конкретный порядок его ведения законодательно не определен. Поэтому бухгалтер должен сам решить, как организовать такой учет в компании. И утвердить установленный порядок распоряжением руководителя.

Но проблема в том, что контролеров это устраивает не всегда. Как следствие, они пытаются установить свои правила. Однако обычно поддержки в суде инспекторы в подобных случаях не находят. Арбитры не раз подчеркивали, что способ ведения раздельного учета может быть любым. Единственное условие – он должен позволять определить сумму НДС к вычету. Ну и, естественно, такой порядок должен быть прописан в учетной политике (постановления ФАС Уральского округа от 23 июля 2004 г. № Ф09-2906/04-АК и Поволжского округа от 2 марта 2004 г. № А 57-7519/03-26).

Кроме того, недавно по этому вопросу высказалось и финансовое ведомство. Работники Минфина отметили, что правила ведения раздельного учета НДС в Налоговом кодексе не прописаны. Поэтому фирма может установить их самостоятельно, закрепив в учетной политике (письмо от 19 августа 2004 г. № 03-04-08/51).

С другой стороны, законодательство не запрещает прописать некоторые положения бухучета на предприятии не в самой учетной политике, а в других внутренних документах фирмы. Например, в отдельном приказе или распоряжении руководителя. Поэтому, если порядок ведения раздельного учета учетной политикой не предусмотрен, его можно утвердить приказом директора. Судьи это вполне допускают (постановление ФАС Московского округа от 17 июня 2003 г. по делу № КА-А40/3786-03).

Принтер отдельно, монитор отдельно

Часто налоговики не разрешают отдельно списывать на расходы несколько совместно используемых объектов основных средств. Например, принтер, системный блок и монитор. Они утверждают, что фирма должна учесть их как единый инвентарный объект – компьютер. Аргументируют свою позицию контролеры тем, что принтер или монитор сами по себе работать не могут. То есть поодиночке доход фирме не приносят. А значит, их стоимость списать на расходы нельзя (даже если она меньше 10 000 руб.). Понятно, что такие претензии чреваты доначислением налогов на прибыль и имущество.

Однако ревизорам можно возразить, используя следующий довод. Монитор не подключен навечно к одному и тому же системному блоку. А значит, единым целым эти объекты не являются. Усилить свою позицию можно и пунктом учетной политики о том, что спорные объекты компания списывает как отдельные основные средства. Эксперты журнала «Практическая бухгалтерия» предложили сформулировать его следующим образом: «Активы, используемые только в комплексе с другими, но не составляющие с ними единое целое, учитываются как отдельные основные средства». Приведенных аргументов для арбитров вполне достаточно (постановление ФАС Уральского округа от 25 августа 2003 г. по делу № Ф09-2578/03-АК).

Но чтобы претензий у контролеров не возникало вовсе, можно установить для таких составляющих разный срок службы. Этот вариант прямо предусмотрен пунктом 6 ПБУ 6/01: «В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект».

Амортизируем ускоренно

Для начисления амортизации по некоторым основным средствам Налоговый кодекс установил ряд так называемых коэффициентов ускорения (ст. 259 НК РФ). Например, они предусмотрены для основных средств, используемых в условиях повышенной сменности, и для имущества, которое является предметом договора лизинга.

Указания прописать эти коэффициенты в учетной политике законодательство не содержит. Однако налоговые работники требуют, чтобы их значения были в ней приведены. На это не раз уже указывали финансисты (письмо Минфина от 23 января 2002 г. № 04-02-06/2/4). Кроме того, соответствующий пункт в учетной политике не будет лишним и в случае судебного спора (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 декабря 2000 г. по делу № А56-17003/00).

Если же фирма использует нормы амортизации ниже установленных законодательством, то утвердить их в налоговой учетной политике необходимо. Таково прямое требование пункта 10 статьи 259 Налогового кодекса.

Обращаем внимание предприятия на необходимость утвердить в учетной политике

— Формы первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов (акт на списание материалов, дефектная ведомость, отчет страхового агента и т. д.),
— Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
— Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
— Методы оценки активов и обязательств;
— Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета;
— Должно быть разработано положение о бухгалтерской службе. Определено распределение обязанностей между работниками бухгалтерии. Должностные инструкции на работников бухгалтерии должны быть оформлены приложением к учетной политике.
— Порядок документооборота между филиалами (представительствами) и головной организацией.
— График документооборота и технология обработки учетной информации;
— Порядок учета операций с ценными бумагами и иных финансовых вложений.
— Порядок контроля за хозяйственными операциями и др.
Кроме того, в учетной политике рекомендуется указать: как организована взаимосвязь бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

Характер нарушения:
Организация в учетной политике не определила сроки проведения инвентаризации имущества и денежных средств.
В учетной политике организации не определены сроки проведения инвентаризации имущества и денежных средств. Кроме того, должен быть утвержден График проведения инвентаризаций.
Что нарушено: ст.12 Закона РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96г. (в редакции изменений и дополнений).

Характер нарушения: Методологические вопросы приказа об учетной политике для целей налогообложения не раскрыты в полном объеме:
— Не определен порядок организации налогового учета.
— Не отражен порядок отражения курсовых разниц по валютному счету;
— Не отражен порядок учета финансовых вложений (ПБУ 19/02);
— Не отражен порядок списания материалов: автомобильных шин и специальных жидкостей (тосол, тормозная жидкость и другие рабочие жидкости) и масел — по нормам завода-изготовителя или по нормам Минтранса.
— Не определено: как организована взаимосвязь бухгалтерского, налогового и управленческого учета.
— Не описан раздел, определяющий порядок работы с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденного Приказом Минфина от 19.11.2002 г. № 114н.
Что нарушено:
— п. 10, п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», утвержденного приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н (ПБУ 1/98).
— «Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ», утвержденное приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.98г. (в редакции изменений и дополнений);
— Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43н ( ПБУ 4/99).

Характер нарушения:
В Учетной политике не предусмотрен срок отчета по денежным средствам, выданным под отчет на хозяйственные расходы.
Что нарушено: п.11 «Порядка ведения кассовых операций в РФ», утвержденного письмом ЦБ от 22.09.93 № 40.
Рекомендуем: Установить срок отчета по денежным средствам, выданным под отчет на хозяйственные расходы в течение 10 дней после получения денежных средств.

Характер нарушения:
По долговым ценным бумагам, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, не определен порядок проверки наличия условий устойчивого снижения стоимости (обесценивания) финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость.
Возможные варианты:
— один раз в год по состоянию на 31 декабря отчетного года,
— один раз в квартал по состоянию на дату составления промежуточной бухгалтерской отчетности,
— ежемесячно.

Характер нарушения:
Не предусмотрен способ оценки финансовых вложений при их выбытии.
Что нарушено: — Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», утвержденное приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н (ПБУ 1/98);
— ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений».
При выбытии актива, принятого к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, по которому не определяется текущая рыночная стоимость, его стоимость определяется исходя из оценки, определяемой одним из следующих способов:
— по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;
— по средней первоначальной стоимости;
— по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).
Применение одного из указанных способов по группе (виду) финансовых вложений производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.
Кроме того, по долговым ценным бумагам по которым не определяется текущая рыночная стоимость, необходимо установить, производится или не производится списание разницы между их первоначальной и номинальной стоимостью.

Характер нарушения:
Не соблюдение требований приказа об учетной политике.
Такая ситуация может складываться при формальном подходе к подготовке учетной политики со стороны руководителей предприятия: если руководство интересует только сам факт наличия приказа об учетной политике, нежели его содержание и фактическое применение.
Бывают случаи когда приказ об учетной политике подготовлен тщательно и даже может служить образцом как по содержанию, так и по оформлению, — но фактически не является основой для создания методологической базы бухгалтерского и налогового учета в организации.

Характер нарушения:
В учетной политике проверяемого предприятия отсутствует методика отражения операций по возврату товара.
При возврате покупателем ранее оприходованного и оплаченного им в установленном порядке товара в связи с несоответствием количества и качества поставленной продукции условиям заключенного договора с отражением этой операции через счет учета реализация продукции (работ, услуг)», — счета — фактуры должны выписываться поставщиком (бывшим покупателем) как продавцом этого товара в общеустановленном порядке с последующим отражением всех реквизитов в книге продаж. В этом случае бывший поставщик некачественного товара является его покупателем.
Следовательно, принятие к зачету (возмещению) сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным (возвращенным) товарам осуществляется в соответствии с действующим порядком, а именно: по мере их оплаты (возврат ранее полученной платы) и оприходования при обязательном наличии счета — фактуры, подтверждающего стоимость приобретенных (возвращенных) товаров с соответствующей регистрацией в книге покупок.
Перерасчеты по налогу на добавленную стоимость отражаются в налоговой декларации в том отчетном периоде, в котором получен счет — фактура, произведено оприходование возвращенного товара и возвращен полученный аванс.
Что касается случаев предъявления покупателем претензий в связи с недоливом или недогрузом товаров, то в соответствии с общими положениями договора поставки, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, поставщик обязан восполнить недопоставленное количество товаров, покупатель вправе отказаться от переданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Если поставщик допоставляет покупателю недостающее количество товара, то записей ни в счете — фактуре, ни в книге продаж он не производит, а стоимость этого товара покрывается за счет собственных средств без изменения облагаемых оборотов.
Если поставщик возвращает покупателю денежные средства за недопоставленный товар, то выписывается новый счет — фактура на фактически полученный покупателем объем товаров с указанием «По пересчету» и ссылкой на номер ранее оформленного счета — фактуры, а в книге продаж делается сторнировочная запись с уменьшением кредитовых оборотов и соответствующим изменением итоговой суммы налога за отчетный налоговый период. В этом случае отражение налога на добавленную стоимость в налоговых декларациях производится в те сроки, когда согласно нормативным документам по ведению бухгалтерского учета должны были быть произведены в учете операции по указанным претензиям.

Урегулирование налоговых споров
Аудит
Постановка бухучета
Аудит в строительстве