Отсутствие разрешения на строительство

Административная ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию

Частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

При этом следует иметь ввиду, что в соответствии с п. 10 ст.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации объект капитального строительства- здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и т.п.

В силу ч.1 ст.55 кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Эксплуатация объекта без указанного разрешения и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.5 ст.9.5 КоАП РФ.

К административной ответственности по этой статье может быть привлечено любое лицо, непосредственно эксплуатирующее объект капитального строительства, в отсутствие выданного в установленном законом порядке разрешения на ввод этого объекта капитального строительства в эксплуатацию, в том числе арендатор здания или части здания, а также арендодатель, предоставивший по договору аренды здание или его часть.

Во избежание совершения правонарушения, до заключения договора аренды арендатор должен убедиться не только в том, что объект капитального строительства принадлежит арендодателю на праве собственности или ином законном основании, но и в том, что это помещение может быть использовано по назначению в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, то есть потребовать от арендодателя предъявить разрешение на ввод в эксплуатацию.

В соответствии со ст.51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство отнесена к полномочиям органов местного самоуправления (за исключением определенных случаев).

Административная ответственность за данное правонарушение направлена на соблюдение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, предупреждение эксплуатации без разрешительных документов объектов капитального строительства, создающих потенциальную опасность для здоровья и жизни граждан.

Отсутствие разрешения на строительство

К чему может привести отсутствие разрешения на строительство и несет ли какую-то ответственность застройщик (заказчик) за это? В этой публикации будут рассмотрены нормы действующего законодательства, в которых читателю будут раскрыты детали строительства или реконструкции без получения официального разрешения.

Отсутствие разрешения на строительство является основанием для признания постройки самовольной. Факт, который является исходным условием эффективного и конкурентоспособного строительства уже не обсуждается с заказчиком, считающим, что право собственности на землю позволяет возводить на участке любые объекты недвижимости без получения официального разрешения.

При отсутствии разрешения на строительство, но праве собственности на землю необходимо руководствоваться ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, где определены ситуации, когда разрешения на строительство не требуется. Так, например, действующее градостроительное законодательство разграничивает земельные участки, на которые распространяется либо не распространяется градостроительный регламент.

Выделим самое главное из законодательства, чтобы разобраться чем грозит отсутствие разрешения на строительство:

  • Официальное разрешение на строительство на земельном участке, на который распространяется градостроительный регламент, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
  • При этом отсутствие разрешения на строительство влечет серьезные правовые последствия для лица, осуществляющего указанные работы. При административной ответственности застройщику (заказчику) может грозить штраф до одного миллиона рублей (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ).
  • Строительная деятельность без разрешения признается нарушением только в том случае, когда получение этого документа является обязательным. В остальных случаях административное наказание не предусмотрено законом.

В статье 9.5 КоАП РФ, решается вопрос о том, кого признать ответственным за отсутствие разрешения на строительство. Статья 51 ГрК РФ, гласит, что разрешение на строительство выдается застройщику (заказчику), а значит, и ответственность должен нести он. Однако часто за отсутствие разрешения на строительство расплачивается сторона договорных отношений, осуществляющая строительные работы, по причине того, что объективная сторона административного правонарушения заключается в совершении действий по строительству объекта при отсутствии разрешения на строительство.

В силу статьи 52 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство исполнителю работ должен передать застройщик (заказчик), который при отсутствии разрешения на строительство является виновным лицом и субъектом данного правонарушения.

  • Следовательно, за отсутствие разрешения на строительство отвечает не только застройщик или заказчик, но и то лицо, которое непосредственно осуществляет строительство без официального разрешения в качестве подрядчика или генерального подрядчика.

Также в ч. 1 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях говорится, что субъектом правонарушения является не только застройщик (заказчик) или генподрядчик (субподрядчик), но и иные лица, осуществляющие строительство или реконструкцию (субподрядчик), поскольку они, приступая к работе, обязаны удостовериться в том, что разрешение застройщиком было получено.

Чтобы избежать лишних расходов, мы предлагаем своим клиентам осуществлять строительство «под ключ» по форме «заказчик — застройщик», с условием принятия исполнителем строительных работ на себя полной материальной ответственности. Еще одним важным условием легализованного строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений и сооружений, их частей является проектная документация, разработанная специализированной (проектной) организацией, обладающей соответствующими лицензиями (ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Обо всех вопросах сотрудничества можно договориться по телефону 391 209-09-40. Звоните!