Открытая лицензия

1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТЕРМИНЫ

В целях настоящего документа нижеприведенные термины используются в следующем значении:

Открытая лицензия (далее также «Лицензия») — лицензионный договор, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу , предоставляющий лицензиату простую (неисключительную) лицензию использование произведения науки — Сервиса Conomy. Любое лицо имеет возможность ознакомиться с сервисом Conomy перед началом его использования. Открытая лицензия является договором присоединения по смыслу статьи 428 Гражданского кодекса РФ, условия которого определены в тексте настоящего документа и принимаются другой стороной (лицензиатом) не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом, без каких-либо оговорок и исключений.

Сервис Conomy (далее также «Сервис») — профессиональный интернет-сайт, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу , включающий соответствующие Программу для ЭВМ и Базу данных, и предназначенный для комплексного анализа инвестиционной привлекательности разнообразных финансовых инструментов: акций российских компаний, ОМС, ПИФов, банковских депозитов, и прочей информации. Сервис Conomy, включая соответствующие экземпляры Программы для ЭВМ и Базы данных, размещены и администрируются на серверах Правообладателя (лицензиара).

Программа для ЭВМ Conomy (далее также «Программа для ЭВМ») — совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая порождаемые аудиовизуальные отображения. Программа для ЭВМ «Conomy» зарегистрирована в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (см. Приложение №1. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2015660286).

База данных Conomy (далее также «База данных») — совокупность более 10 000 самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, обзоров и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, что эти материалы могут быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ и других компьютерных устройств. База данных «Conomy» зарегистрирована в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (см. Приложение №2. Свидетельство о государственной регистрации Базы данных №2015621406).

Лицензиар (далее также «Правообладатель», «Изготовитель базы данных») — лицо, владеющее полным комплексом исключительных прав на Сервис Conomy, включая исключительные права на Программу для ЭВМ и Базу данных; и предоставляющее Лицензиату право пользования указанным Сервисом. Лицензиар осуществляет администрирование сайта, на котором размещен Сервис Conomy.

Лицензиат (далее также «Пользователь») — лицо, авторизованное в Сервисе Conomy и использующее в предпринимательских (не связанных с удовлетворением личных, семейных, домашних или иных нужд) целях Сервис Conomy в соответствии с условиями настоящей Лицензии.

2. ПРЕДМЕТ ОТКРЫТОЙ ЛИЦЕНЗИИ

2.1. Предметом настоящей Лицензии является право использования Сервиса Conomy в целях получения информации, анализа, аналитики финансовых и прочих показателей, для чего Правообладатель предоставляет Пользователю доступ к функциональным возможностям Сервиса в любое время по собственному выбору, а именно:

  • использовать Программу для ЭВМ, установленную на интернет-сайте , в соответствии с ее функциональным назначением и предоставленным Лицензиаром уровнем доступа к ее функциональным возможностям;
  • использовать Базу данных, размещенную на интернет-сайте , путем получения доступа к структурированной информации, составляющей содержание Базы данных;
  • извлекать и повторно использовать материалы (статьи, расчеты, нормативные акты, обзоры и иные материалы), составляющие содержание базы данных в целях внутреннего (личного) пользования в объеме, оправданном указанными целями, и в той мере, в которой такие действия не нарушают интеллектуальные права Лицензиара и других лиц;
  • формировать предложения по структуре и содержанию портфеля ценных бумаг изходя из риск-профиля клиента;
  • вносить изменения в Базу данных путем пополнения ее информационного содержания, осуществляемые исключительно в целях проведения собственного (индивидуального) анализа, расчетов и иной работы с Сервисом в целом.

2.2. Настоящая Лицензия является простой (неисключительной); Правообладатель оставляет за собой право выдачи аналогичных лицензий третьим лицам.

2.3. Настоящей Лицензией допускается использование Сервиса на неограниченной территории.

2.4. Срок действия Лицензии по общему правилу составляет 1 год с момента начала пользования Сервисом. В случае, если по окончании указанного срока ни одна из Сторон не заявила о своем намерении прекратить действие Лицензии, срок ее действия продлевается на последующий год и на тех же условиях.

2.5. Действие настоящей Лицензии распространяется на все последующие обновления и новые версии Сервиса, включая любую из Программ для ЭВМ и/или Баз данных, размещенных в Сервисе. Начало использования обновления или новой версии означает принятие Пользователем условий настоящей Лицензии для соответствующих обновлений и новых версий Программ для ЭВМ и/или Баз данных, за исключением случаев, если использование новых версий Программ для ЭВМ и/или Базы данных не сопровождается иным лицензионным соглашением.

2.6. Лицензиат (Пользователь) обязан:

  • использовать Сервис (включая программу для ЭВМ и Базу данных) исключительно на условиях, предусмотренных настоящей Лицензией;
  • осуществлять оплату лицензионного вознаграждения Лицензиару на условиях раздела 3 настоящей Открытой лицензии;
  • при полном или частичном использовании материалов Сервиса указывать активную гиперссылку на сайт .

2.7. Лицензиат (Пользователь) не имеет права:

  • передавать третьим лицам Программу для ЭВМ и/или Базу данных, какие-либо лицензии на них или какие-либо права на получение доступа к Сервису или их использование, заключать сублицензионные и иные аналогичные договоры на пользование Сервисом;
  • предоставлять доступ к Базе данных и составляющих ее содержание материалам (документам, расчетам и проч.) третьим лицам, не являющимся работниками (сотрудниками, служащими) Лицензиата;
  • предоставлять кому-либо свои логин и пароль для входа в Сервис и пользования им;
    предоставлять доступ к Сервису неавторизованным сторонним приложениям;
    создавать производные результаты интеллектуальной деятельности;
  • извлекать из Базы данных материалы и осуществлять их последующее использование, кроме случаев и согласно целям, которые предусмотрены настоящей Лицензией. При этом настоящая Лицензия не предоставляет право на перенос всего содержания Базы данных или существенной части составляющих ее материалов на другой информационный носитель с использованием любых технических средств и в любой форме;
  • обходить какие-либо технические средства защиты, находящиеся в Сервисе или связанные с ним (включая любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к Сервису, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены настоящей Лицензией);
  • деассемблировать, декомпилировать, расшифровывать, взламывать, эмулировать, разрабатывать или изучать технологию Программ для ЭВМ и Баз данных, которые включены в Сервис, за исключением случаев, когда это прямо разрешено законодательством РФ;
  • публиковать, копировать, предоставлять в прокат, аренду, продавать, экспортировать, импортировать, распространять или предоставлять во временное пользование Программу для ЭВМ, Базу данных или Сервис в целом, если Правообладатель не предоставил прямое письменное разрешение на такие действия. Использование материалов, извлеченных из Базы данных, способом, предполагающим получение к ним доступа неограниченного круга лиц, допускается только с письменного согласия Лицензиата и должно сопровождаться указанием на наименование Базы данных, из которой эти материалы извлечены;
  • использовать Сервис каким-либо несанкционированным образом, который может затруднить его использование каким-либо другим лицом или затруднить получение доступа к какой-либо службе, данным, учетной записи или сети;
  • использовать программные средства для автоматизированного сбора информации, содержащейся в Базе данных, кроме случаев, когда это предусмотрено лицензионным соглашением;
  • размещать на сайте информацию, оскорбляющую других пользователей, призывающую к насилию и терроризму;
  • размещать на сайте информацию рекламу и объявления без согласования с администрацией сайта.

2.8. Лицензиар (Правообладатель) обязан:

  • обеспечить доступ Пользователя к Сервису на условиях настоящей Открытой лицензии;
  • обеспечить конфиденциальность сведений о пользователе и о результатах работы Пользователя.

2.9. Лицензиар (Правообладатель) имеет право:

  • удалять или редактировать информацию, размещенную на сайте Пользователем, в тех случаях, когда такая информация противоречит условиям настоящей Открытой лицензии и Правилам пользования Сервисом;
  • изменять данные, размещенные на сайте Пользователем без изменения их смысла с целью исправления ошибок, размещения гиперссылок, или в случае иной необходимости;
  • переводить размещенные пользователем данные и публиковать с сохранением авторства их на языке, отличном от оригинального языка публикации;
  • самостоятельно определять объем и содержание информации, размещаемой на сайте правообладателя;

  • определять объем предоставляемых на сайте прогнозов и оценки стоимости акций, исходя из количества информации о компании, размещаемой эмитентами этих акций. При недостаточности для целей качественного прогноза информации, размещаемой в открытом доступе эмитентами акций, правообладатель вправе отказаться от составления прогноза и оценки, уведомив об этом всех пользователей путем размещения соответствующей информации на сайте правообладателя.

2.10. Правообладатель не отвечает за содержание размещенных Пользователем данных. Пользователь самостоятельно отвечает за соответствие его данных требованиям законодательства и гарантирует, что размещенные им данные не нарушают права и интересы третьих лиц, являются корректными и достоверными.

3. ЛИЦЕНЗИОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ. ПОРЯДОК ОПЛАТЫ

3.1. Открытая лицензия является возмездной, если иное не предусмотрено пунктом 3.2. настоящей Лицензии. Размер лицензионного вознаграждения указан в пункте 3.3. и включает в себя право пользования Программой для ЭВМ и Базой данных в установленных пределах.

3.2. После регистрации (авторизации) на интернет-сайте, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу , Пользователю может быть предоставлен бесплатный тестовый (временный) доступ к ограниченному объему информации и функциональным возможностям всего Сервиса. Правообладатель самостоятельно определяет период, объемы предоставления такой информации и функциональных возможностей работы Сервиса в тестовом режиме.

3.3. В случае оплаты лицензионного вознаграждения, Пользователю предоставляется полный доступ к информации и функциональным возможностям Сервиса в соответствии с выбранным тарифным планом.

3.4. Выставление счетов. Оплата Лицензионного вознаграждения производится на основании счетов, выставляемых Пользователю. Предоставляя сведения о способе оплаты, Пользователь (а) заявляет, что имеет право использовать указанный способ оплаты, а также гарантирует достоверность и точность предоставленных им сведений для оплаты; (б) уполномочивает Правообладателя взимать оплату за пользование Сервисом в соответствии с указанным способом оплаты; (в) уполномочивает Правообладателя взимать оплату за платные функции Сервиса, использование которых Пользователь запросил или которые он использует в течение срока пользования Сервисом; (г) разрешает Правообладателю использовать любые обновленные сведения касательно выбранного способа оплаты, предоставленные эмиссионным банком или соответствующей платежной системой.

Правообладатель может выставить счет: (a) заранее, (б) в момент начала пользования Сервисом, (в) непосредственно после начала пользования Сервисом или (г) на регулярной основе (периодические платежи). В отношении сумм, не оплаченных ранее, Правообладатель можетвправе выставить один счет за несколько предыдущих и/или последующих расчетных периодов.

3.5. Периодические платежи. Когда Пользователь приобретает право пользования Сервисом на регулярной основе (например, за каждый месяц, за каждые три месяца или ежегодно), Пользователь признает, соглашается и уполномочивает Правообладателя на совершение регулярных (периодических) платежей. Платежи за пользование Сервисом могут совершаться при помощи выбранного метода в согласованной с Пользователем периодичностью до момента прекращения пользования Сервисом. Разрешая совершать регулярные (периодические) платежи, Пользователь уполномочивает Правообладателя обрабатывать такие платежи в форме электронного дебетования или перевода средств, или в форме электронного списания средств с назначенного Пользователем счета (в случае Автоматизированной клиринговой палаты или подобных платежей), или в форме выставления счетов на назначенный Пользователем счет (в случае кредитной карты или подобных платежей). Как правило, счета выставляются, или плата взимается до начала соответствующего периода пользования Сервисом. Если какой-либо платеж возвращается, как несовершенный, или если какая-либо кредитная карта или подобная транзакция отклоняется, или если получен отказ в осуществлении транзакции, Правообладатель или его поставщики услуг сохраняют за собой право взыскать какой-либо соответствующий возврат, сумму транзакции, на которую получен отказ, или пени за недостаток средств на счете и обработать такой платеж.

3.6. В случае несвоевременного получения оплаты в полном объеме Правообладатель вправе приостановить или прекратить доступ Пользователя к Сервису, что может привести к потере информации (содержимого) учетной записи Пользователя, включая информацию и сведения, введенные Пользователем в Базу данных.

3.7. Правообладатель может в любое время изменить стоимость Лицензии путем направления Правообладателю соответствующего уведомления в письменной форме. Если Пользователь не согласен с такими изменениями, то он должен прекратить доступ к Сервису и его использование до того, как изменения вступят в силу.

4. ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ

4.1. Условия настоящей Лицензии принимаются Пользователем в неизменном виде путем полного и безоговорочного присоединения, без каких-либо исключений.

4.2. Настоящая Лицензия может изменяться Правообладателем в одностороннем порядке. Уведомление Пользователя о внесенных изменениях в условия настоящей Лицензии доводятся до всеобщего сведения (публикуется) на странице , размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанные изменения в условиях Лицензии вступают в силу с даты их публикации, если иное не оговорено в соответствующей публикации.

4.3. В процессе пользования Сервисом, Лицензиат может изменить Тарифный план путем направления соответствующего уведомления Правообладателю. Стоимость Лицензии, оплаченная Пользователем к моменту изменения Тарифного плана, зачету и/или возврату не подлежит.

4.4. Лицензиат имеет право в любой момент отказаться от пользования Сервисом путем направления Правообладателю соответствующего уведомления в письменной форме. Стоимость Лицензии, оплаченная Пользователем к моменту расторжения Лицензии, возврату не подлежит.

4.5. В случае нарушения любых условий Лицензии, Правообладатель оставляет за собой право в одностороннем внесудебном порядке полностью или частично отказаться от договора в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса РФ и/или ограничить (прекратить) такому лицу доступ к Сервису.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ

5.1. В случае нарушения положений настоящей Лицензии, виновная Сторона обязана возместить другой Стороне причиненные этим нарушением убытки в полном объеме, если иное не предусмотрено настоящей Лицензией.

5.2. Сервис Conomy, включая соответствующие Программу для ЭВМ и Базу данных, предоставляются на условиях «как есть» (as is). Правообладатель не предоставляет никаких гарантий в отношении безошибочной и бесперебойной работы Сервиса, соответствия его конкретным целям и ожиданиям Пользователя, а также не предоставляет никаких иных гарантий, прямо не указанных в настоящей Лицензии.

5.3. Правообладатель не несет ответственности за какие-либо прямые или косвенные последствия какого-либо использования или невозможности пользования Сервисом и/или ущерб, причиненный Пользователю и/или третьим лицам в результате какого-либо пользования или неиспользования Сервиса, в том числе из-за возможных ошибок или сбоев в работе Сервиса.

5.4. В случае совершения неправомерных действий по предоставлению и/или использованию настоящей Лицензии, Правообладатель вправе требовать применения к нарушителю мер защиты в соответствии со статьей 1252 Гражданского кодекса РФ.

Повышение оригинальности

Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»
Юридический факультет
Реферат на тему:
«Лицензирование отдельных видов деятельности»
Выполнила:
студентка 2 курса группы 5
Силко Н.О.
Проверил:
Загоруйко И.Ю.
Пермь, 2009
Введение
В Российской Федерации провозглашена свобода предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, осуществление предпринимательской деятельности может требовать от предпринимателя соответствия определенным параметрам. Это особенно актуально, когда осуществляемая деятельность связана с риском для жизни и здоровья людей (например, производство лекарственных препаратов).
Поэтому предприятия, осуществляющие отдельные виды деятельности, подлежат дополнительной проверке со стороны органов государственной власти.
При этом для эффективного развития современной экономики необходимо четкое установление пределов действия института лицензирования без чрезмерного расширения или необоснованного сокращения лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает так называемые административные барьеры, которые мешают развитию государства с рыночной экономикой. В настоящее время пришло осознание того, что государственное влияние эффективнее тогда, когда устанавливаются общие правовые рамки деятельности, в которых предоставляется полная свобода предпринимательской инициативе. При этом очень важны детальная правовая регламентация указанного явления на федеральном уровне и единый законодательный подход к формированию перечня лицензируемых видов деятельности.
Правовое регулирование лицензирования осуществляется Федеральным законом от 30.12.08 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», иными законами и подзаконными актами.
В настоящее время наблюдается тенденция к сужению круга лицензируемых видов деятельности. На наш взгляд, это не всегда оправдано, и требует тщательного подхода к разработке нормативно-правовой базы. В противном случае, это может повлечь неблагоприятные последствия.
Так, например, при отказе от лицензирования какого-либо потенциально опасного вида деятельности необходимо введение иного института, способного свести к минимуму негативные последствия, например, страхования данного вида деятельности.

Учитывая, что в последнее время наблюдается тенденция к сужению круга лицензируемых видов деятельности, вопрос о необходимости отдельных видов деятельности является актуальным на современном этапе.
Глава 1. Объект лицензирования
1.1 Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности
Положения п. 1 ст.1 Федерального закона от 30.12.08 № 128-ФЗ определяют область общественных отношений, а также объект и субъектный состав правоотношений, подпадающих под действие данного закона.
Исходя из положений настоящего пункта объектом данных правоотношений является механизм лицензирования, который предполагает не только процесс выдачи и получения лицензии, но и правотворческую (принятие нормативно-правовых актов в области лицензирования отдельных видов деятельности), правоприменительную (переоформление, аннулирование лицензий, ведение реестров лицензий и т.п.) и правоохранительную (контроль и привлечение к ответственности за нарушение законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности) функции лицензирующих органов. При этом данный объект правоотношений строго ограничен перечнем видов деятельности, предусмотренных п. 1 ст. 17 Закона № 128-ФЗ, а именно 87 видами деятельности. Следовательно, все другие виды деятельности не подпадают под действие комментируемого Закона в силу того, что для их осуществления либо вообще не требуется лицензия, либо установлен особый порядок лицензирования.
Анализ истории лицензирования в России показывает непродуктивность регулирования отношений, складывающихся в сфере лицензирования, большим количеством разноуровневых нормативных актов. Так, Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предоставил свободу субъектам предпринимательства, в том числе и в выборе сфер деятельности. Государство оставило за собой монопольное право на осуществление лишь небольшого перечня видов деятельности, связанных с оружием, наркотиками, радиоактивными и драгоценными металлами, особо опасными заболеваниями, орденами и медалями, а также производством ликероводочных и табачных изделий (п. 3 ст. 21 Закона). Перечень лицензионных видов деятельности и порядок получения лицензии определялись Советом Министров РСФСР и Советами Министров входящих в ее состав республик или уполномоченными ими органами. Последующие корректировки законодательства, уравнявшие в правах субъекты РФ, распространили названные права на исполнительные органы власти краев, областей и городов федерального значения. В тот период в лицензионном нормотворчестве принимали участие и Верховный Совет СССР, и Президент, и Правительство Российской Федерации. Большую активность во внедрении системы лицензирования проявили отраслевые министерства. Таким образом, к началу 1993 г. были изданы более ста документов по вопросу лицензирования. В результате сложилась ситуация, при которой лицензированию подлежали почти все виды деятельности. Бессистемное вмешательство государственных органов в деятельность предприятий привело к тому, что арбитражные суды начали рассматривать иски об отмене актов, вводящих лицензирование, участились случаи обращения в суд предприятий, которым было отказано в выдаче лицензий.
Вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что в первые годы лицензирование использовалось скорее для управления, нежели для регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. В последние годы использование лицензирования как инструмента для вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий стало встречаться намного реже: растет осознание того, что государственное влияние эффективнее тогда, когда устанавливаются общие правовые рамки деятельности, в которых предоставляется полная свобода предпринимательской инициативе.
В п.1 ст.1 Закона № 128-ФЗ строго очерчен круг субъектов, принимающих участие в процессе лицензирования. Это, прежде всего, органы исполнительной власти, как Российской Федерации, так и ее субъектов, которые, выполняя поставленные перед ними задачи в области лицензирования, наделены властными полномочиями по отношению к таким субъектам лицензирования, как юридические лица и индивидуальные предприниматели.
К федеральным органам исполнительной власти в первую очередь следует отнести Правительство РФ, поскольку на него возложены такие важные в области лицензирования задачи, как утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности, определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, установление видов деятельности, лицензируемых органами исполнительной власти субъектов РФ. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2007 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» установлен Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование.
Органы исполнительной власти республик, краев, областей, автономной области, автономных округов и городов федерального значения принимают участие в механизме лицензирования по видам деятельности, утвержденным вышеназванным Постановлением Правительства РФ.
В РФ отдельные виды деятельности осуществляются предприятиями, организациями и учреждениями независимо от организационно правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии — специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Основы лицензирования установлены Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.06.2008 г.
Лицензирование отдельных видов деятельности, являясь формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия и требования его осуществления. Поэтому допущенные в организации работы по лицензированию просчеты могут привести к большим экономическим и социальным издержкам, создавая препятствия на пути становления частного бизнеса и вхождения в рынок новых предпринимательских структур.
С позиции государственных интересов, такой инструмент как лицензирование должен, с одной стороны, обеспечить защиту прав граждан от недобросовестного предпринимателя, в тех случаях, когда данный вид деятельности требует соблюдения условий его ведения, а с другой — не служить препятствием для развития предпринимательства, искусственно ограничивая рынки, процедурно и финансово усложняя получение лицензии.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:
— полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;
— фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;
— идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
— лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.
1.2 Понятие и субъектный состав лицензирования
В научной литературе встречаются точки зрения, более широко трактующие субъектный состав правоотношений в области лицензирования, урегулированный Законом № 128-ФЗ. Так, высказано мнение, что в лицензионных отношениях участвуют все органы государственной власти, в частности: федеральные органы законодательной власти в лице Государственной Думы и Совета Федерации, органы законодательной (представительной) власти субъектов, Президент РФ, а также суды Российской Федерации. Представляется, что все вышеназванные органы являются субъектами лицензионных отношений опосредованно: ими принимаются общеправовые нормативные акты в сфере лицензирования, рассматриваются судебные споры по вопросам лицензирования. Однако непосредственного участия в лицензионных отношениях, на которые распространяется действие комментируемого Закона, они не принимают, поскольку названный нормативный акт четко определяет субъектов правоотношений, возникающих в связи с лицензированием отдельных видов деятельности.
Субъектами названных правоотношений наряду с исполнительными органами власти являются и юридические лица, создаваемые в форме коммерческих или некоммерческих организаций, и индивидуальные предприниматели, поскольку именно они заинтересованы в получении лицензии для успешного осуществления соответствующих видов деятельности и являются инициаторами таких правоотношений. Так, для фирмы, обладающей значительными конкурентными преимуществами, лицензия — это справедливое вознаграждение за ее предыдущие заслуги, позволившие добиться такого преимущества, в виде ограничения конкуренции, а значит, увеличения доходов и спокойной жизни; для других фирм и индивидуальных предпринимателей — это планка качественного роста организации работы.

От имени всех вышеназванных органов власти и юридических лиц действуют их должностные лица. Однако их не следует относить к субъектам лицензионных отношений, поскольку должностные лица всегда представляют тот или иной орган власти (юридического лица), реализуют его компетенцию, а права и обязанности, закрепляемые за должностным лицом, есть не что иное, как полномочия этого органа. В рассматриваемых же отношениях принимают участие именно органы власти или юридические лица, а не их должностные лица.
По своей природе лицензирование — это форма государственного регулирования предпринимательства, выражающаяся в юридическом запрете заниматься той или иной деятельностью без получения специального разрешения, то возникающие в этой сфере правоотношения между лицензирующими органами и предпринимателями являются «вертикальными», поскольку складываются при осуществлении особого вида публичной деятельности — лицензионной. «Вертикальные» правоотношения — это отношения власти-подчинения, где лицензирующий орган дает властные предписания субъектам предпринимательской деятельности, а те, в свою очередь, обязаны исполнять указанные предписания, а неисполнение влечет за собой привлечение к ответственности. При этом сам предприниматель берет на себя обязательства осуществлять лицензируемый вид деятельности, соблюдая специальные правила, а государство предоставляет ему право вести эту деятельность.
Само понятие «лицензирования», которое подразумевает наличие разрешительной политики государства относительно тех или иных видов деятельности предпринимателей, было введено в обиход отечественной науки предпринимательского права и административно-правовой науки в целом не столь давно. В царской России не было понятия о лицензировании. Государственный контроль над предпринимателями не использовал таких методов. Единственный раз, когда подобная практика применялась в деятельности исполнительно-распорядительных органов в России периода правления Романовых, пришелся на период так называемой «континентальной блокады» (1811-12 гг.), когда из-за конфликта Франции и Англии европейские страны ограничили торговлю с последней, фактически объявив ей бойкот. В России тогда предпринимателям выдавались особые «льготные письма», которые, по сути, представляли собой лицензии для торговли с Англией. В Советском Союзе проблема лицензирования не стояла по простой причине — отсутствия частного предпринимательства как такового. Государственные предприятия же в лицензировании не нуждались — зачем государству лицензировать самое себя?
Если же рассматривать постперестроечный период истории Российского государства, то в тот момент понятие «лицензирование отдельных видов деятельности» вновь появилось в новом российском праве. Оно возникло в законодательной практике 2 декабря 1990 г. в отношении банковской сферы, когда вступили в действие вновь принятые Законы РСФСР «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». 25 декабря 1990 г. появилось более общее понятие о лицензировании предпринимательской деятельности, когда, согласно 4 пункту ст. 21 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» начала действовать норма, предусматривающая такое лицензирование. Эта норма устанавливала, что отдельные виды деятельности предпринимателей в Российской Федерации могут осуществляться лишь на основании лицензии (специального разрешения компетентных органов). Предполагалось, что перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию, будет определяться Правительством Российской Федерации.
Новой ступенью правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности является принятый 15 сентября 1998 г. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями от 26 ноября 1998 г.)
Этот Закон внес ясность в концепцию правового регулирования предпринимательской деятельности посредством лицензирования, поставил лицензирование предприятий и предпринимателей на прозрачную, четкую основу, определил процедуру и порядок лицензирования.
Согласно статье 2 Закона о лицензировании лицензией признается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Как видно из данного определения соискателем лицензии могут быть только действующие юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Под понятием лицензируемой деятельности следует понимать вид деятельности, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии. То есть само наличие лицензии является для организации необходимым условием на право заниматься подобной деятельностью. Подобный вывод закреплен также в пункте 3 статьи 49 ГК РФ, которая прямо предусматривает, что возможность юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Основным условием предоставления лицензии является соблюдение соискателем лицензионных требований и условий, то есть установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Глава 2. Особенности лицензирования отдельных видов деятельности
2.1 Правовое регулирование видов деятельности, не регулируемых Законом «О лицензировании…»
П. 2 ст. 1 закона № 128-ФЗ дает исчерпывающий перечень видов деятельности, на которые не распространяется действие Закона. Данное положение обусловлено рядом особенностей перечисленных видов деятельности, их специфическим характером, сроками действия, особым характером ответственности за нарушение условий лицензии, специальными нормативными актами, регулирующими особый порядок лицензирования.
В рамках данной работы целесообразно остановиться на особенностях лицензирования этих видов деятельности, позволяющих вывести их из-под сферы действия Закона № 128-ФЗ.
Так, согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» от 30.12.08 № 395-1, лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается Центральным банком Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) после ее государственной регистрации. Такие лицензии выдаются без ограничения сроков ее действия. Закон «О банках и банковской деятельности» предусматривает особый вид ответственности для кредитных организаций, осуществляющих банковские операции без соответствующей лицензии: ЦБ РФ вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции, если получение такой лицензии является обязательным. Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность (ст. ст. 12 — 13 Закона).

Учитывая специфику такого предмета лицензирования, как деятельность, связанная с защитой государственной тайны, Закон РФ от 11.12.07 № 5485-1 «О государственной тайне» устанавливает, что для получения допуска предприятиями, учреждениями и организациями к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, необходимо наличие лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Лицензия на проведение указанных и т.д……………..

ЛИЦЕНЗИЯ ОТКРЫТАЯ

Смотреть что такое «ЛИЦЕНЗИЯ ОТКРЫТАЯ» в других словарях:

  • Лицензия открытая — Правила подачи и рассмотрения заявления патентообладателя о предоставлении права на открытую лицензию и публикации сведений о таком заявлении утверждены Роспатентом 30 ноября 1999 г … Юридический словарь по патентно-лицензионным операциям

  • ЛИЦЕНЗИЯ ОТКРЫТАЯ ГЕНЕРАЛЬНАЯ — (см. ОТКРЫТАЯ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права

  • Лицензия BSD с тремя пунктами — Лицензия BSD, Программная лицензия университета Беркли (англ. BSD license) это лицензионное соглашение, впервые применённое для распространения операционных систем свободного программного обеспечения и используются для многих программ (помимо… … Википедия

  • Лицензия BSD с четырьмя пунктами — Лицензия BSD, Программная лицензия университета Беркли (англ. BSD license) это лицензионное соглашение, впервые применённое для распространения операционных систем свободного программного обеспечения и используются для многих программ (помимо… … Википедия

  • ОТКРЫТАЯ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ — (open general licence) Лицензия на импорт товаров, не предусматривающая никаких ограничений импорта. Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М … Словарь бизнес-терминов

  • ОТКРЫТАЯ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ — лицензия, которая предоставляет лицензиату исключительное право на ее использование в течение всего срока действия лицензионного соглашения … Юридическая энциклопедия

  • открытая лицензия фонда бесплатного ПО — Одна из форм лицензионного соглашения, регулирующего распространение бесплатного ПО. Тематики информационные технологии в целом EN General Public LicenseGPL … Справочник технического переводчика

  • ОТКРЫТАЯ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ — лицензия, которая предоставляет лицензиату исключительное право на ее использование в течение всего срока действия лицензионного соглашения … Энциклопедический словарь экономики и права

  • ЛИЦЕНЗИЯ — (от лат. licentia право, разрешение, полномочие) разрешение лица (лицензиара) на использование принадлежащих ему прав промышленной собственности (изобретение, промышленный образец, товарный знак), выдаваемое др. лицу (лицензиату) на определенных… … Российская энциклопедия по охране труда

  • Открытая православная энциклопедия Древо — Открытая православная энциклопедия «Древо» церковно историческая интернет энциклопедия, создаваемая по вики технологии. В «Древе» систематизируется информация о православном вероучении и истории Православной Церкви, о… … Википедия