Остаточный риск

В S&P увидели угрозу российским банкам и компаниям из-за новых санкций На фоне санкций крупные банки и компании России все более взаимозависимы. Для компаний это сопряжено с риском нехватки финансирования, для банков — с риском потерь из-за трудностей даже одного крупного заемщика, предупредили в S&P Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Беспокойство экспертов международного рейтингового агентства Standard & Poor’s Global Ratings (S&P) вызывал рост концентрации кредитных рисков российских банков на крупных заемщиков. Об этом S&P сообщило в своем отчете «Санкции приводят к повышению рисков концентрации для российских компаний и банков» (есть в распоряжении РБК).

Речь о том, что из-за санкций все больше крупных корпоративных заемщиков, ранее кредитовавшихся за границей, теперь кредитуются в российских банках, справляться с этой нагрузкой банкам все сложнее, а, учитывая большие суммы кредитов, трудности одного заемщика могут существенно ухудшить финансовое положение банка, следует из отчета агентства.

Замкнутый круг

«В последние годы повысилась концентрация кредитных портфелей российских банков на крупнейших российских корпоративных заемщиках. Отношение «кредиты 20 крупнейшим заемщикам/собственный капитал банка согласно отчетности» у российских банков является одним из самых высоких в мире и составляет 226% (до введения санкций этот показатель составлял 170%, уточнили РБК в S&P). По нашим оценкам, совокупный долг (согласно отчетности) некоторых российских заемщиков уже достаточно высок в сравнении со способностью российской банковской системы к кредитованию. Это свидетельствует о том, что дальнейший рост кредитования банками таких заемщиков сопряжен с трудностями», — говорится в документе. На практике это может негативно повлиять на инвестиции и, как следствие, экономический рост, следует из отчета.

При этом не только крупные компании зависят от российских банков как от кредиторов, но и наоборот. «По нашему мнению, экономические санкции против России привели к усилению взаимозависимости российских компаний и банков в отношении финансирования за счет долга и размещения остатков денежных средств», — указывают аналитики S&P. Для банков это означает уязвимость для возможного изъятия средств крупными клиентами, пояснил кредитный аналитик S&P Global Ratings Сергей Вороненко.

В свою очередь, такая уязвимость к оттоку корпоративной ликвидности одного или нескольких корпоративных клиентов может негативно повлиять на значительное число других корпоративных клиентов в связи как с потенциальными потерями денежных средств, так и с дальнейшим сокращением базы инвесторов, которые из-за рисков дальнейших потерь могут начать изымать деньги из банка, указано в отчете.

Риск предположительный

Впрочем, сами же аналитики S&P признают: пока описанные ими в отчете риски не реализовались в значительной мере.

«Сокращение сроков погашения долговых обязательств и ограничение объема инвестиций в некоторые сектора до настоящего времени оказывали лишь небольшое влияние на показатели ликвидности крупных российских компаний», — говорится в отчете.

Фото: Brendan McDermid / Reuters

Однако ситуацию могут ухудшить дальнейшие санкции. «Мы отмечаем неопределенность относительно того, каким образом США будут реализовывать «вторичные» санкции, введенные ранее в этом году. Кроме того, мы полагаем, что неустойчивый доступ компаний к источникам внешнего финансирования может оказывать все более сильное негативное влияние на выполнение инвестиционных проектов, ориентированных на обеспечение роста, и создавать давление на крупные подтвержденные проекты, обусловленное проблемами с ликвидностью», — заявили в S&P.

Впрочем, в базовом сценарии ​существенных изменений в режиме санкций рейтинговое агентство не ждет.

Первый пакет антироссийских санкций был принят США в 2014 году и предусматривал, в частности, ограничение доступа российским финансовым и нефинансовым компаниям к международным финансовым рынкам. В августе 2017 года президент США Дональд Трамп подписал второй закон о введении дополнительных санкций в отношении России. Он предусматривает также сокращение максимальных сроков кредитования российских эмитентов, возможность введения запрета на покупку нерезидентами российских госбумаг, ограничения для любых лиц, которые проводят сделки с находящимися под санкциями российскими компаниями.

Секретное оружие

Оценить масштаб проблемы по отчетности банков точно невозможно, признает S&P, и такая неопределенность усугубляет ситуацию.

«Дополнительным фактором, усугубляющим эти риски, является то обстоятельство, что взаимозависимость российских компаний и банков не в полном объеме отражена в регуляторной отчетности банков, в том числе в связи со сложными механизмами взвешивания риска», — указывают в S&P.

Также банки активно используют опосредованное кредитование компаний через покупку выпусков и облигаций, и такое кредитование не учитывается при расчете концентрации рисков, хотя по факту способствует этой концентрации, следует из отчета. Аналитики отмечают, что подход, при котором банки покупают облигации компании и сразу же закладывают их в Банк России или на межбанковском рынке, чтобы получить под них финансирование, стал популярным способом рефинансировать валютные долговые обязательства для находящихся под санкциями компаний. Причем эта зависимость растет: объем вложений банков в корпоративные ценные бумаги уже достиг $65 млрд. При этом если на 1 августа 2014 года объем вложений банков в корпоративные ценные бумаги составлял около 11% совокупного портфеля ценных бумаг, то к 1 ноября 2017 года этот показатель достиг 18%.

Рыночный оптимизм

Опрошенный РБК ряд крупнейших российских компаний не согласен со столь критичной оценкой потенциальных рисков.

По словам пресс-секретаря «Роснефти» Михаила Леонтьева, у компании есть другие инструменты привлечения средств помимо займов в тех банках, для которых чувствительны санкции США. Один из них — предоплата за поставки нефти. «Мы справимся без займов в тех банках, для которых окажется значимо ужесточение санкций США», — отметил он. Речь может идти о кредитовании в зарубежных банках из стран, не вводивших санкции против России, указывают эксперты.

Представитель РЖД сказал РБК, что объем кредитного финансирования инвестпрограммы составляет менее 5% от общего портфеля. Все эти средства привлечены в российских банках, уточнили в РЖД. Насколько широки возможности кредитоваться дальше, там не прокомментировали.

Банкиры тоже не склонны драматизировать ситуацию. «Высокий уровень концентрации на крупнейших заемщиках и банках — особенность российской экономики, которая характеризуется еще недостаточным развитием публичного рынка, а также отсутствием длинных денег», — отмечает председатель правления Московского кредитного банка Владимир Чубарь.

Председатель правления Совкомбанка Дмитрий Гусев признает, что теоретически высокая концентрация кредитных портфелей банков делает их высокочувствительными к кредитоспособности крупнейших заемщиков. «Да, это, безусловно, так. Есть большое количество эмитентов и заемщиков, которые являются по сути квазисуверенами или же обладают системной значимостью с точки зрения своей роли в экономике. У банков значительные риски на такие имена. Тем не менее реальной угрозой для банков это не является», — сказал он.

По мнению главного экономиста Евразийского банка развития Ярослава Лисоволика, восстановление экономического роста смягчает возможные риски. «Кроме того, банковская система сейчас имеет профицит ликвидности, что уменьшает риски в случае возможного изъятия средств крупными заемщиками, однако такой риск не кажется действительно принципиальным, с учетом того что крупными заемщиками являются устойчивые госкомпании», — поясняет гендиректор УК «Спутник» Александр Лосев.

Глава 2. Общие требования по оценке кредитных рисков

2.1. Оценка кредитного риска по ссуде и портфелям однородных ссуд осуществляется на постоянной основе. Классификация и оценка ссуды (портфелей однородных ссуд), определение (уточнение размера) резерва по ссуде и портфелям однородных ссуд производятся с периодичностью, установленной главами 3 и 5 настоящего Положения.

(п. 2.1 в ред. Указания Банка России от 19.12.2008 N 2155-У)

2.2. Оценка ссуды и определение размера расчетного резерва и резерва осуществляется кредитными организациями самостоятельно на основе профессионального суждения, за исключением случаев, когда оценка ссуды и (или) определение размера резерва производится на основании оценки Банка России в соответствии со статьей 72 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и с главой 7 настоящего Положения.

2.3. Внутренние документы должны соответствовать требованиям настоящего Положения и иных нормативных актов по вопросам кредитной политики кредитных организаций и (или) методов ее реализации, а также содержать полный перечень существенных факторов, используемых кредитной организацией при классификации ссуд в соответствии с настоящим Положением. Состав внутренних документов определяется кредитной организацией самостоятельно с учетом требований настоящего Положения.

Кредитная организация отражает во внутренних документах:

систему оценки кредитного риска по ссудам, позволяющую классифицировать ссуды (портфели однородных ссуд) по категориям качества, предусмотренным настоящим Положением, в том числе содержащую более детализированные процедуры оценки качества ссуд и формирования резерва, чем это предусмотрено настоящим Положением;

порядок оценки ссуд, в том числе критерии оценки ссуд, порядок документального оформления и подтверждения оценки ссуд;

порядок принятия и исполнения решений по формированию резерва;

порядок принятия решений о признании задолженности по ссудам безнадежной. Задолженность по ссудам признается безнадежной и подлежит списанию кредитными организациями в порядке, установленном главой 8 настоящего Положения;

описание правил (методов, процедур), используемых для определения реальности деятельности заемщика — юридического лица в сфере производства продукции, выполнения работ и оказания услуг (далее — реальность деятельности), включая перечень обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщика — юридического лица реальной деятельности или осуществлении ее в незначительных объемах в денежном выражении, не сопоставимых с размером ссуды (совокупности ссуд, предоставленных данному заемщику), перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, характеризующих сведения, необходимые для выявления таких заемщиков, полномочия работников кредитной организации, участвующих в проведении указанной работы, порядок принятия решений о реальности деятельности заемщика (о признании деятельности заемщика реальной). При оценке деятельности заемщика — юридического лица как реальной кредитные организации должны исходить из того, что результаты данной деятельности могут быть реализованы (проданы) на рынке, при том что оплата со стороны потребителей (покупателей) осуществляется ими не за счет систематического и существенного использования денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных им кредитной организацией — кредитором прямо либо косвенно (через третьих лиц) с принятием на кредитную организацию — кредитора кредитных рисков. Минимальный перечень обстоятельств, каждое из которых свидетельствует о возможном отсутствии у заемщика — юридического лица реальной деятельности или осуществлении ее в незначительных объемах в денежном выражении, не сопоставимых с размером ссуды (совокупности ссуд, предоставленных данному заемщику), который включается во внутренние документы кредитной организации, содержится в приложении 5 к настоящему Положению. Кредитная организация вправе предусмотреть во внутренних документах иные дополнительные обстоятельства, свидетельствующие о возможном отсутствии у заемщика — юридического лица реальной деятельности или осуществлении ее в незначительных объемах в денежном выражении, не сопоставимых с размером ссуды (совокупности ссуд, предоставленных данному заемщику);

описание правил (методов, процедур), используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика, полномочия работников кредитной организации, участвующих в проведении указанной оценки, а также порядок принятия решения об оценке финансового положения заемщика;

критерии существенности оборотов денежных средств по банковским счетам заемщика, открытым в кредитной организации;

критерии существенности сумм и сроков текущей картотеки неоплаченных расчетных документов к банковским счетам заемщика, задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и внебюджетными фондами, просроченных денежных обязательств перед Банком России по привлеченным денежным средствам, порядок осуществления анализа причин возникновения текущей картотеки неоплаченных расчетных документов к банковским счетам заемщика, задолженности перед указанными бюджетами, внебюджетными фондами и Банком России в целях оценки финансового положения заемщика — юридического лица в соответствии с подпунктом 3.4.1 пункта 3.4 настоящего Положения;

критерии оценки представляемой заемщиком информации (в том числе ее полноты, актуальности, достоверности), а также меры по получению информации о заемщике, в том числе о его финансовом положении, состоянии его производственной и финансово-хозяйственной деятельности, цели, на которую ссуда предоставлена заемщику и использована им, о планируемых источниках исполнения заемщиком обязательств по ссуде и об обеспечении по ссуде;

порядок осуществления контроля за правильностью оценки и определения размера резервов по ссудам, указанным в пункте 3.6 настоящего Положения;

критерии существенности для заемщика его просроченной дебиторской задолженности в целях применения абзаца восьмого пункта 3.6 настоящего Положения;

порядок составления и дальнейшего ведения досье заемщика;

порядок документального оформления и составления профессионального суждения;

порядок и периодичность определения справедливой стоимости залога, то есть такой его цены, по которой залогодатель, в случае если бы он являлся продавцом имущества, предоставленного в залог, имея полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы его продать, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости указанного имущества и не обязанный его приобрести, согласен был бы его приобрести в разумно короткий срок, не превышающий 180 календарных дней (далее — справедливая стоимость залога);

порядок и периодичность оценки ликвидности залога, а также порядок определения (уточнения) размера резерва с учетом обеспечения по ссуде;

порядок оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд;

порядок и периодичность формирования (уточнения размера) резерва;

порядок использования кредитной организацией иных существенных факторов при определении категории качества ссуд и (или) порядок принятия решения об их использовании;

иные не противоречащие настоящему Положению существенные факторы, которые могут повлиять на классификацию ссуд в соответствии с пунктом 3.9 настоящего Положения;

иные положения.

(п. 2.3 в ред. Указания Банка России от 15.04.2013 N 2993-У)

2.4. Кредитная организация раскрывает информацию о кредитной политике (правилах, процедурах, методиках), которая применяется при классификации ссуд и формировании резерва по соответствующим типам и видам ссуд, включая отраслевые, территориальные и иные аспекты, а также по портфелям однородных ссуд, в составе отчетности, представляемой в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.

Стандартизированный подход к оценке рыночного риска: международные рекомендации и российское регулирование

В современных условиях значительное влияние на стабильность банковской деятельности оказывают усиление конкуренции, постоянная миграция капиталов из различных стран, появление на рынке новых технологических решений, видов финансовых инструментов и технологий. Эти новации требуют изменений качественных составляющих банковской деятельности, которые являются результатом сотрудничества регуляторов стран и мирового сообщества в области оценки рыночного, процентного и других видов риска. Указанные изменения предлагаются международными рекомендациями, в частности Базельским Комитетом по банковскому надзору, который представляет новые подходы к оценке капитала банка путем включения в его расчет рыночных рисков. Это позволяет российскому банковскому сектору лучше адаптироваться к глобальным изменениям мирового экономического пространства, своевременно вносить в регулирование банковского бизнеса регулятивные требования по оценке внутренних моделей развития банка, включения в систему расчета капитала банка рыночных рисков, пересмотра рисков торгового и инвестиционного портфеля банков.

Рассмотрим стандартизированный подход к оценке торгового портфеля банков на основе требований российского регулятора, опирающихся на оценки международных рекомендаций в этой области. В основе стандартизированного подхода было положено регулирование торгового портфеля (trading book), связанного с вложениями в финансовые инструменты с целью их перепродажи в краткосрочном периоде, и/или с намерением получить прибыль от действительной или ожидаемой разницы между ценами покупки и продажи либо других колебаний цен или процентных ставок.

Основным принципом регулирования рыночного риска стал подход, основанный на использовании «строительных блоков» (building- block approach), тогда как ранее применялись раздельные требования к капиталу на покрытие специфического и общего рыночного рисков.

Специфический рыночный риск — риск потерь, обусловленный колебаниями цены конкретного финансового инструмента, отличных от динамики рынка в целом и связанных с эмитентом данного инструмента.

Общий рыночный риск — риск потерь, обусловленный колебаниями финансового рынка в целом.

В рамках оценки кредитного риска должна осуществляться самостоятельная оценка кредитного риска контрагента по внебиржевым производным инструментам.

Данный подход претерпел существенную эволюцию. Первоначальная версия коэффициентов риска для расчета специального риска включала:

  • — специальный процентный риск — весовые коэффициенты риска от 0 до 8%.
  • — специальный фондовый риск — 8% суммы всех длинных и всех коротких позиций, за исключением случаев, когда портфель сформирован из высоколиквидных ценных бумаг и хорошо диверсифицирован, когда применялся коэффициент 4%. Для производных финансовых инструментов, в качестве базового актива которых выступал фондовый индекс, помимо общего риска банку необходимо было иметь формировать капитал в размере 2% от чистой длинной или короткой позиции по такому контракту.

Впоследствии данные требования к рыночному риску трансформировались на основе изменений в расчете рыночных рисков в рамках пакета Базеля II (2006г.). Так, было признано необходимым применять внешние рейтинги долговых бумаг при расчете специального процентного риска путем установления коэффициента 12,00% по государственным бумагам с рейтингом ниже В-, по прочим долговым инструментам — 12,00% с рейтингом ниже ВВ-.

Было признано важным использование требования к капиталу на покрытие кредитного риска контрагента по инструментам торгового портфеля (по внебиржевым производным финансовым инструментам), которое должно рассчитываться таким же образом, как и аналогичные требования, не включенные в торговый портфель, — либо согласно IRB- подходу по кредитного риску, либо стандартизированным методом.

В Базеле Ш (2012г.) были предложены новые рекомендации по оценке рыночного риска путем отмены пониженного коэффициента риска (4% вместо 8%) для расчета специального фондового риска по ликвидному и хорошо диверсифицированному портфелю инструментов. Была включена в рыночные риски оценка специального процентного риска по секьюритизированным позициям в торговом портфеле. Применяемые при расчете коэффициенты были основаны на внешних долгосрочных кредитных рейтингах. Требование к капиталу стало рассчитываться как сумма требований к капиталу по чистым длинным и чистым коротким позициям .

Из портфеля секьюритизированных позиций был выделен так называемый «correlation trading portfolio», по которому предусмотрен иной порядок расчета специального риска. В требования к капиталу теперь включается наибольшая из двух величин: требование к капиталу на покрытие риска по чистым длинным позициям или требование к капиталу на покрытие риска по чистым коротким позициям. Применяемые при расчете коэффициенты основаны на внешних долгосрочных кредитных рейтингах.

Переоценка по низколиквидным инструментам. При оценке справедливой стоимости инструментов торгового портфеля, по которым оценивается рыночный риск, банк обязан использовать рыночную цену финансового инструмента (mark-to-market), при этом, если рынки неактивны, такая цена должна приниматься во внимание, но не должна быть решающей. Если оценка по рыночной цене невозможна, то банки должны использовать свои внутренние модели (mark-to-model) на основе рыночных данных. При этом необходима корректировка стоимости позиций для того, чтобы учесть недостаточную ликвидность рынка.

Таким образом, новыми предложениями БКБН по регулированию рыночных рисков при определении торгового портфеля стали: а) подход на основе намерения банка на основе: модифицированного определения торгового портфеля из Базеля II; подтверждение банком намерения и возможности торговать; б) подход на основе метода оценки стоимости на основе: бухгалтерской классификации финансовых инструментов; учета только инструментов, оцениваемых по справедливой стоимости.

При определении рыночных рисков банковское сообщество в целом стало поддерживать замену VaR на ES. ES рассчитывается по формуле:

где ES — является когерентной мерой риска.

Основное отличие ES от VaR можно рассмотреть с помощью рис. 19.

Рис. 19. Отличие ES от VaR

Из рис. 19 видно, что в отличие от VaR, которая позволяет выявить величину потерь банка, не превышающую заранее установленного минимального уровня, ES дает возможность более точно отразить возможные потери для вероятностных распределений с «тяжелыми хвостами». С помощью ES банковский аналитик может рассчитать величину среднего ожидаемого (математического ожидания) размера убытков (при наличии данного уровня риска, на определенном временном горизонте), в случае , если он окажется выше соответствующего значения VaR. Таким образом, применение ES позволяет дать более полную стоимостную оценку риска.

Основные изменения по отношению к капиталу банка были внесены в Положении Банка России № 387-П (см. табл. 12)

Таблица 12. Изменения по отношению к капиталу банка

Основные

изменения

Новые требования к капиталу

Отмена требований к капиталу

А. Совокупный риск (РР)

Круг операций Критерии расчета Включение РР в Н1

Расчет рыночного риска по обязательствам по обратной поставке ценных бумаг, полученных по репо, при их продаже или невозврате контрагентом Отмена критериев существенности для расчета процентного и фондового риска Умножение рыночного риска на 12,5 вместо 10

Исключение из расчета рыночного риска ценных бумаг, имеющихся

в наличии для продажи, по которым у банка нет намерения торговать

В. Процентный риск (ПР)

Специальный риск (СПР)

Общий риск (ОПР)

Уточнение классификации ценных бумаг по уровням риска

Коэффициент 12% для ценных бумаг с высоким риском Запрет на взаимозачет чистых позиций по инструментам с высоким риском Включение валютных и фондовых ПФИ и срочных сделок в расчет общего процентного риска

Раздельный расчет ОПР по валютам

Отмена повышающего коэффициента 1,5 для ценных бумаг с высоким риском Кредитный рейтинг «ВВВ-» как нижняя граница низкого СПР Учет досрочного погашения облигаций при расчете ОПР

С. Фондовый риск (ФР)

Специальный риск (СФР)

Общий риск (ОФР)

Единый коэффициент риска в 8% вместо 2% или 4% при расчете СФР Раздельный расчет ОФР по валютам

Отмена повышающего коэффициента 1,5 для вложений в долевые ценные бумаги

Новые требования по капиталу распространяются:

  • — на ценные бумаги (долговые, долевые), имеющие текущую (справедливую) стоимость и классифицированные в соответствии с приложением 10 к Положению Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П как оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток и приобретенные с целью продажи в краткосрочной перспективе, определяемой в соответствии с внутренними документами кредитной организации, или как имеющиеся в наличии для продажи при наличии намерения о реализации в краткосрочной перспективе, отраженного во внутренних документах кредитной организации;
  • — на обязательства по обратной поставке ценных бумаг, полученных по операциям, совершаемым на возвратной основе, в случае если указанные ценные бумаги были реализованы по договору купли- продажи ценных бумаг, а также, если указанные ценные бумаги были переданы по операциям, совершаемым на возвратной основе, по которым имело место неисполнение контрагентом своих обязательств по обратной поставке;
  • — на открытые позиции, номинированные в иностранной валюте и (или) драгоценном металле, и открытые позиции в рублях, величина которых зависит от изменения установленных Банком России курсов иностранных валют по отношению к рублю и (или) учетных цен на драгоценные металлы; — производные финансовые инструменты и срочные сделки.

Таким образом, указанные изменения позволили более четко отразить влияние процентного риска на расчет капитала банка.

Были также внесены изменения при расчете рыночного риска. Так, при расчете специального фондового риска вместо коэффициентов риска 2% и 4% устанавливается единый коэффициент риска 8%. При расчете специального процентного риска все чистые длинные и короткие позиции относятся к одной из следующих групп с соответствующими коэффициентами риска: по ценным бумагам без риска — 0 %; по ценным бумагам с низким риском: имеющим срок, оставшийся до погашения, менее 6 месяцев — 0,25 %; имеющим срок, оставшийся до погашения, от 6 до 24 месяцев — 1 %; имеющим срок, оставшийся до погашения, свыше 24 месяцев — 1,6 %; по ценным бумагам со средним риском — 8 %; по ценным бумагам с высоким риском — 12 %.

Новые требования к расчету процентного риска коснулись также расчета по производным финансовым инструментам и срочным сделкам, Так, в расчет процентного риска стали включаться производные финансовые инструменты, базисным (базовым) активом которых являются иностранная валюта или драгоценные металлы; договоры, по условиям которых соответствующие требования и (или) обязательства рассчитываются на основе курсов иностранных валют, и срочных сделок купли-продажи иностранной валюты или драгоценных металлов. В целях расчета чистых позиций производные финансовые инструменты (как предусматривающие, так и не предусматривающие поставку базисного (базового) актива, включая опционы) и срочные сделки рассматриваются как инструменты, по которым имеются длинная и короткая позиции, выраженные в соответствующих базисных (базовых) активах и в соответствующих требованиях или обязательствах по поставке денежных средств. По производным финансовым инструментам, не предусматривающим поставку базисного (базового) актива, указанные позиции включаются в расчетной величине, аналогично поставочным производным финансовым инструментам. По каждому производному финансовому инструменту и срочной сделке рассчитываются чистые позиции по базисному (базовому) активу и чистые позиции по поставке денежных средств. Позиции, выраженные в соответствующих базисных (базовых) активах, включаются в расчет чистых позиций исходя из текущей (справедливой) стоимости базисных (базовых) активов, срочные сделки — из текущей (справедливой) стоимости приобретаемых (продаваемых) ценных бумаг.

Таким образом, указанные изменения позволили российскому регулятору учесть требования международного сообщества по расчету рыночного риска для достижения большей сбалансированности и устойчивости банковского бизнеса.

  • Основные методы управления фондовыми рисками. Соколинская Н.Э. Банковское дело. 2013. № 4. С. 65-72.

СИСТЕМА ЛИМИТОВ

  • 8.1. Одним из инструментов системы управления рисками является эффективно функционирующая система лимитов. Система лимитов призвана устанавливать определенные ограничения на принятие Банком чрезмерных рисков. Превышение соответствующих лимитов не допускается, кроме как по решению Правления Банка.
  • 8.2. Целями системы лимитов признаются «физическое» ограничение принятия Банком значимых рисков и недопущение «перетекания» негативных проблем одного из видов бизнеса (направлений деятельности) на весь Банк.
  • 8.3. Задачами системы лимитов являются обеспечение формирования структуры активов и пассивов Банка, адекватной характеру и масштабам бизнеса Банка.
  • 8.4. Система лимитов подразделяется на четыре дополняющих друг друга уровня:
    • • лимиты на бизнес;
    • • лимиты по срокам;
    • • лимиты по видам риска;
    • • лимиты по концентрации риска.
  • 8.5. Лимиты на бизнес. К числу основных лимитов относятся:
    • • лимит на структуру работающих активов в разрезе регионов;
    • • лимит на структуру кредитного портфеля в разрезе отраслей;
    • • лимит на структуру кредитного портфеля в разрезе типов заемщиков (микро, малый, средний и крупный бизнес);
    • • лимиты на открытые позиции финансового рынка, несущие рыночный риск (торговый портфель ценных бумаг, вложения в акции (доли) юридических лиц, учтенные векселя других эмитентов);
    • • лимиты, ограничивающие риски по доле работающих активов;
    • • лимиты, ограничивающие риски по доле кредитных вложений;
    • • лимиты на объем вложений в бессрочные активы и активы с неопределенным сроком размещения (основные средства и НМА);
    • • лимиты, ограничивающие риски по пассивным операциям (доля МБК; доля ресурсов, привлеченных от населения; доля ресурсов, привлеченных на депозиты юридических лиц, выпущенных векселей, выпущенных облигаций);
    • • лимиты, ограничивающие риски по видам кредитных продуктов и определенному виду бизнеса.
  • 8.6. Перечень лимитов, указанных в п. 8.4 настоящего Документа, является открытым и может быть дополнен. Возможно установление лимитов на конкретные инструменты привлечения и размещения ресурсов.
  • 8.7. Лимиты по срокам. К числу лимитов по срокам относятся:
    • • лимиты на структуру активов/пассивов по срокам размеще- ния/привлечения (определяют максимальную сумму денежных средств, размещаемых на конкретный срок);
    • • лимиты по сроку на конкретный продукт (бизнес), возможно установление лимитов на инструменты этого бизнеса.
  • 8.8. Лимиты по видам риска. Банк определяет следующие лимиты по видам риска:
    • • совокупный годовой лимит потерь по видам риска (кредитный, рыночный, операционный);
    • • лимиты, ограничивающие процентный риск (лимиты показателей процентного ГЭП — коэффициент разрыва совокупного ГЭП, размер чистой процентной маржи, размер процентного спрэда, лимиты на разрывы процентного ГЭП);
    • • лимиты, ограничивающие кредитные риски (максимальный дефолт по кредитным продуктам, доля просроченной задолженности, доля потерь от дефолта);
    • • лимиты, ограничивающие рыночные риски (лимит открытой торговой позиции, лимит внутридневных позиций, лимит позиций по видам, лимиты ответственности);
    • • лимиты, ограничивающие валютные риски (лимит на открытую валютную позицию, сублимиты);
    • • лимиты, ограничивающие риски потери ликвидности (показатели мгновенной, текущей и долгосрочной ликвидности, лимиты на разрывы ликвидности по срокам привлечения и размещения, лимит по резервам ликвидности);
    • • лимиты, ограничивающие операционные и репутационные

риски.

  • 8.9. Лимиты по концентрации риска:
    • • максимальный размер риска на 1-го заемщика и группу связанных заемщиков (Н6);
    • • максимальный размер риска на 1-го заемщика — связанного с Банком лица (Н25);
    • • максимальный размер риска на одного банка — контрагента;
    • • максимальный размер риска на одного инсайдера;
    • • совокупный размер риска на инсайдеров;
    • • совокупный размер риска на связанных с Банком лиц;
    • • максимальный объем средств, привлеченных от одного или группы взаимосвязанных клиентов.
  • 8.10. Лимиты пересматривается Правлением Банка, КУАП не реже одного раза в год, в том числе в части элементов, ее образующих.
  • 8.11. Инициатором изменения конкретных лимитов выступают руководители соответствующего структурного подразделения Банка и/или начальник ДУБР. Предложения об изменении определенных лимитов могут вноситься и по инициативе членов КУАП и Правления банка.
  • 8.12. ДУБР осуществляет контроль соблюдения структурными подразделениями выделенных им лимитов. В рамках контроля установленных лимитов ДУБР определяет сигнальные уровни, свидетельствующие о высокой степени использования структурными подразделениями выделенного лимита.
  • 8.13. Для каждого сигнального уровня устанавливается соответствующий перечень корректирующих мероприятий, зависящих от степени приближения использования лимита к сигнальному уровню:
    • • снижение уровня принятого риска;
    • • перераспределение капитала, выделенного на покрытие рисков, между структурными подразделениями;
    • • увеличение размера капитала.
  • 8.14. Результаты контроля лимитов включаются в отчетность Банка, формируемую в рамках ВПОДК, и направляются Наблюдательному совету, Председателю правления и подразделениям, ответственным за принятие риска, а также за управление риском.