Особенная часть административного права

Общая и особенная часть административного права

Способы реализации норм административного права

Реализация таких норм осуществляется в четырех формах: использование, выполнение, соблюдение, применение.

Использование — это такая форма реализации, которая состоит в активном поведении участников сферы государственного управления по реализации своих субъективных прав, предусмотренных правовой нормой, что осуществляется ими по их собственному желанию.

Выполнение — состоит в активных действиях, отношениях субъектов по выполнению предписаний, которые предусмотрены административно-правовой нормой, осуществляемой независимо (а иногда и вопреки) их собственному желанию. Реализация в форме соблюдения состоит в пассивном поведении субъектов (также независимо от желания этих субъектов).

Применение — это организационно-правовая деятельность компетентных государственных органов, уполномоченных на это общественных объединений или их должностных лиц. Она состоит в установлении поднормативних формально-обязательных индивидуальных правил поведения персонифицированных субъектов с целью создания условий, необходимых для реализации ими определенных норм. Применение, в отличие от использования, выполнения, соблюдения является государственно-властной деятельностью, которая не может быть связана с желанием (или с его отсутствием) уполномоченного субъекта, на ее осуществление, а должна быть реализована им в обязательном порядке с появлением определенных условий, обстоятельств.

Главная задача применения административно-правовой нормы состоит как раз в воплощении ее предписаний относительно субъектов управленческих отношений в зависимости от характера жизненной ситуации, в которую попадают участники этих отношений.

Однако лишь факт существования процессуальных норм автоматически не влечет за собой обеспечения оптимального правоприменения. Существуют определенные требования правильного применения правовых норм. Это, прежде всего, требования законности, что означает принятие правоприменительного решения только:

а) в границах полномочий правоприменяющего органа;

б) на основаниях, предусмотренных в гипотезе норм, которые применяются ;

в) по процедуре, установленной законом;

г) в полнейшем соответствии с содержанием закона;

д) в форме, предусмотренной законом.

Административное право имеет свою систему, которая характеризует внутреннее строение данной отрасли.

По общепринятой в теории права тенденции, административное право состоит из двух частей: Общей и Особенной. Некоторые авторы, наряду с указанными частями выделяют и Специальную часть административного права.

И Общая, и Особенная части административного права состоят из отдельных административно-правовых институтов. Административно-правовой институт — это система норм права, которые регулируют относительно однородные общественные отношения в сфере государственного управления. Общая часть включает в себя такие правовые институты, как:

— административно-правовой статус индивидуальных субъектов;

— административно-правовой статус государственных органов;

— административно-правовой статус иных коллективных субъектов;

— формы и методы государственного управления;

— способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

— административное принуждение;

— административная ответственность;

— административно-процессуальное право (в отдельных учебниках по административному праву данный институт часто называют «административный процесс»).

Особенная часть состоит из таких основных правовых институтов:

— управление в экономической сфере;

— управление в социально-культурной сфере;

— управление в административно-политической сфере.

Как известно из теории права, отрасль права иногда включает в себя подотрасли, которые состоят из совокупности отдельных правовых институтов. В системе административного права можно выделить такую подотрасль, как административно-процессуальное право. При этом следует отметить, что в теории административного права единого мнения на этот счет нет. Большинство ученых-административистов считают, что административно-процессуальное право — это правовой институт административного права. В противовес этой точке зрения ряд ученых считает, что развитие административного процессуального права как правового института достигло такого уровня, когда есть основания утверждать о возникновении и дальнейшем становлении административно-процессуального права как подотрасли административного права. Поэтому, говоря о системе административного права, следует отметить, что она наряду с правовыми институтами включает в себя и подотрасль. Одновременно необходимо отметить, что в последнее время все более распространенной становится точка зрения о развитии административного процессуального права как самостоятельной отрасли права, то есть речь идет о выделении административного процессуального права из системы административного права.

Система отрасли административного права. Общая и особенная части административного права

Система административного праваделится на общую и особенную части. Общая часть включает общие для государственной администрации регулятивные и охранительные нормы и нормы, регулирующие административное судопроизводство. Особенная часть состоит из специальных регулятивных и охранительных норм права, которые действуют в отдельных сферах функционирования исполнительной власти.

Каждая из частей административного права состоит из ряда административно-правовых институтов, представляющих собой совокупность норм, регулирующих определенные административно-правовые отношения.

В общую часть административного права входят нормы:

закрепляющие принципы государственного управления;

определяющие административно-правовой статус граждан (физических лиц);

определяющие административно-правовой статус органов исполнительной власти и иных субъектов управления;

определяющие административно-правовой статус государственных и муниципальных служащих;

определяющие административно-правовой статус негосударственных объединений (в том числе общественных объединений) и их служащих;

определяющие формы и методы государственного управления (в том числе управленческих действий исполнительных органов местного самоуправления);

регулирующие административное принуждение и административную ответственность;

регулирующие административные процессы;

обеспечивающие законность управления (законность в деятельности органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления, должностных лиц).

В особенную часть административного права входят нормы:

регулирующие управление в межотраслевых сферах управления;

регулирующие управление экономикой и хозяйственной сферой;

регулирующие управление в социально-культурной сфере;

регулирующие управление а административно-политической сфере.

Административное право – одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено ее предметом, большим числом и разнообразием общественных отношений с участием системы исполнительных органов.