Основания применения дисквалификации фармацевтических работников

Субъекты, к которым применяется дисквалификация

В соответствии с п. 3 ст. 3.11 Кодекс административных правонарушений РФ дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим. Иными словами, дисквалификация может быть применена к физическим лицам, наделенным правомочиями должностного лица, действующим в коммерческих и некоммерческих организациях. Установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное, поэтому дисквалификация может быть применена и к ним. Это можно отнести и к тем индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют полномочия арбитражных управляющих, то есть назначены арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вместе с тем возникают вопросы в отношении применения норм Кодекс административных правонарушений РФ о дисквалификации к индивидуальным предпринимателям. Индивидуальный предприниматель отстраняется от выполнения функций, указанных в ст. 3.11 Кодекс административных правонарушений РФ. Хотя он не всегда занимает должность в исполнительном органе юридического лица или управляет им как менеджер. Может быть просто собственником «бизнеса» и при этом нарушать требования законодательства, к примеру, о труде. Данный вопрос Кодекс административных правонарушений РФ недостаточно урегулирован. Голомазова Л.А. Дисквалификация должностного лица. Статья опубликована на web-сайте www.efimov-partners.ru.

Кроме всего этого, оставлен без внимания законодателя случай, когда полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет не физическое, а юридическое лицо. В соответствии со ст.69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации. Такая же возможность предусмотрена согласно ст.33 Федерального закона от 08 февраля 1998 г. № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью». Соответственно, ни к управляющей организации, ни даже к ее должностным лицам не может быть применена дисквалификация.

Основания применения дисквалификации

Дисквалификация, как и любое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В соответствии со ст. 2.4 Кодекса административных правонарушений должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения (то есть, по ст.2.1 Кодекс административных правонарушений, противоправного, виновного действия (бездействия), за которое Кодекс административных правонарушений или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность) в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Санкция в виде дисквалификации за совершение следующих административных правонарушений:

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. ч.2 ст.5.27 Кодекс административных правонарушений.

Судебная практика и ее анализ показывает, что на сегодняшний день дисквалификации подвергались руководители организаций в основном за нарушение законодательства о труде. Согласно данным, поступившим в Судебный департамент при Верховном Суде РФ, в 2003 году большинство рассмотренных дел в судах общей юрисдикции по дисквалификации казалось административных правонарушений в сфере нарушения законодательства о труде и об охране труда. По России за 2008 год судами общей юрисдикции за нарушение законодательства о труде и об охране труда было дисквалифицировано 304 лица. Большое количество дисквалифицированных лиц по данному составу обусловлено частыми нарушениями законодательства о труде. Дело в том, что в диспозиции указанной статьи Кодекс административных правонарушений не содержится указание на срок, в который лицо должно вновь нарушить законодательство о труде. Инспектор из федеральной инспекции труда может привлечь должностное лицо к ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по п.1 ст.5.27 Кодекс административных правонарушений, а через месяц и т.д. повторно выявить нарушения, которое лицо в силу короткого промежутка времени не успело устранить, и применить к нему дисквалификацию по п.2 ст. 5.27 Кодекс административных правонарушений. Шигин Н.С. Дисквалификация: проблемы реализации и применения на практике. // Административная ответственность: вопросы теории и практики. Институт государства и права Российской Академии Наук, М., 2005.

2. Фиктивное банкротство, заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, может повлечь дисквалификацию на срок до трех лет. П.1 ст.14.12 Кодекса административных правонарушений.

3. Преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя, может повлечь дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. П.2 ст.14.12 Кодекса административных правонарушений.

4. Неправомерные действия при банкротстве, то есть:

— сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов;

— неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности;

— невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности — могут повлечь дисквалификацию на срок до трех лет. П.1, 2, 3 ст.14.13 Кодекса административных правонарушений.

Данной статьей определен исчерпывающий перечень неправомерных действий в отношении имущества, информации об имуществе должника, а также действии с бухгалтерскими или иными учетными документами. Следует заметить, что действия, указанные в диспозиции ч. 1 ст. 14.13 Кодекс административных правонарушений РФ могут осуществляться только после подачи уполномоченным лицом заявления о банкротстве в арбитражный суд либо после официального объявления о нем должником при его добровольной ликвидации.

Нарушениями выполняемыми в процессе судопроизводства по делу о банкротстве, могут считаться также: неоднократная неявка арбитражного управляющего, извещенного надлежащим образом о дне заседания, на судебное заседание, непредставление им по требованию суда отчета о завершении конкурсного производства, документов о продаже имущества, реестра требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов и других документов. Данные действия в совокупности могут рассматриваться как невыполнение правил, применяемых в процедурах банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, мировое соглашение, внешнее управление, конкурсное производство. Максимов И., Акмамбетова Г. Применение ч. 4 ст. 4.1. КоАП РФ к лицам, подвергнутым дисквалификации // Законность. 2004. № 10., С. — 27.

Законом не предусмотрен субъект ответственности по этим основаниям, хотя полагать, что субъектами административной ответственности могут быть только руководитель должника, если действия совершены в преддверии банкротства (например, лишь руководитель обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд в установленных законом случаях), а если действия совершены при банкротстве, то субъектом административной ответственности может быть как руководитель должника, так и арбитражный управляющий. В любом случае субъектами ответственности, предусмотренных указанной статьей, будут являться лица, в чьи обязанности входят действия, совершение которых признано неправомерным.

5. Ненадлежащее управление юридическим лицом, то есть использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков, может повлечь дисквалификацию на срок до трех лет. Ст.14.21 Кодекс административных правонарушений.

6. Заключение лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершение им иных действий, выходящих за пределы его полномочий, может повлечь дисквалификацию на срок до трех лет. Ст.14.22 Кодекс административных правонарушений.

7. Предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, может повлечь дисквалификацию на срок до трех лет. П.4 ст.14.26 Кодекс административных правонарушений.

Важно отличать этот состав административного правонарушения от состава, предусмотренного ст. 14.25 Кодекса административных правонарушений — непредоставление или несвоевременное предоставление или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган. Недостоверные сведения наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов, которое характеризуется отсутствием умысла лица в предоставлении недостоверных сведений, что обуславливает меньшее административное наказание по сравнению с санкцией за правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.25 Кодекс административных правонарушений, и дисквалификации как меры наказания не предусматривает. Под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, в соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности и легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности. Выражение «заведомо ложные» означает однозначную осведомленность физического лица о ложности, недостоверности представляемых им в регистрирующий орган сведений. Представление в регистрирующий орган заведомо ложных сведений возможно, при представлении сведений об учредителях юридического лица, уставном капитале общества, адресе места нахождения юридического лица, о паспортных данных физического лица. Письмо ФНС России от 13.09.2005 г. «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации».

Ст. 171 УК Российской Федерации также предусматривается такой состав, как представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения. Указанное преступное деяние следует отграничивать от административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекс административных правонарушений РФ. Уголовная ответственность наступает только тогда, когда получения дохода в крупном размере или причинения крупного ущерба.

Инициирование дисквалификации должностных лиц юридических лиц, нарушивших законодательство о государственной регистрации, начиная с 2005 года, все активнее входит в практику налоговых органов. Например, регистрирующим органом г. Москвы возбуждено административное производство в порядке части 4 статьи 14.25 Кодекс административных правонарушений РФ в отношении гр-на Сафронова.

В течение 2005 года гр-н Сафронов, как должностное лицо различных юридических лиц, неоднократно привлекался регистрирующим органом Москвы к административной ответственности в порядке части 3 статьи 14.25 Кодекс административных правонарушений РФ за предоставление недостоверных сведений об адресе места нахождения юридического лица. В начале августа 2006 мировым судьей г. Воронежа рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 КоАП, и вынесено постановление о дисквалификации г-на Сафинов на два года.

Вопрос о дисквалификации должностного лица за нарушение законодательства о государственной регистрации также был решен положительно мировым судьей Кемеровской области. К административному наказанию в виде дисквалификации был привлечен гр-н Азаматов, руководитель юридического лица, представивший в регистрирующий орган заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

В августе 2007 года мировым судьей был рассмотрен материал об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ, и вынесено постановление о дисквалификации гр-на Лазарева на один год. Проведение указанной работы позволит сформировать механизм эффективного противодействия злоупотреблениям недобросовестных юридических лиц при государственной регистрации. Шигин Н.С. Дисквалификация: проблемы реализации и применения на практике. // Административная ответственность: вопросы теории и практики. Институт государства и права Российской Академии Наук, М., 2005., С. — 131.

Еще одной проблемой при рассмотрении подобных правонарушений является разграничение ответственности за уголовные преступления в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Обращает на себя внимание несогласованность длительности административного наказательного воздействия с длительностью наказательного уголовно-правового воздействия. В ст. 47 УК указанно, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного наказания. Административная дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет, лишение специального права на срок от одного месяца до двух лет. Таким образом, в одном случае совпадают нижние пределы наказательного уголовно-правового и административно-правового воздействия, а в других случаях верхний предел длительности административного наказательного воздействия выше, чем нижний предел уголовно-правового наказательного воздействия. Следовательно, теоретически возможно за совершение административного правонарушения назначение административного наказания по своей длительности более строгого, чем предусмотренное Уголовным кодексом РФ за более общественно опасное деяние — преступление. Четвериков В.С. Административное право. — Ростов на Дону, 2004., С. — 82. Тогда, правонарушения, по которым предусмотрена дисквалификация как мера административной ответственности, посягают на общественный порядок осуществления банкротства, являющийся необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников, должников и кредиторов.

Дисквалификация как административное наказание

Дисквалификация как административное наказание

Дисквалификация, по нашему мнению, — это попытка законодателя повысить эффективность административной ответственности, направленная на уменьшение количества административных правонарушений в первую очередь в такой сложной сфере как экономическая деятельность. Это важный шаг на пути индивидуализации административных наказаний, который позволит значительно лучше учесть индивидуальные особенности правонарушителя и подобрать к нему наиболее действенный вид административного наказания. Дисквалификация должна способствовать более высокому уровню защиты прав и интересов граждан и юридических лиц.

На основании статья 3.11. КоАП РФ:

  • 1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
  • 2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
  • 3. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация как административное наказание включает в себя два элемента:

  • 1) лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица (т.е. прекращение трудового договора (контракта) с дисквалифицированным лицом);
  • 2) лишение права входить в совет директоров (наблюдательный совет) (т.е. прекращение конкретной предпринимательской деятельности).

Данный вид административного наказания применяется к физическим лицам за нарушение законодательства о труде и об охране труда, фиктивное или преднамеренное банкротство, ненадлежащее управление юридическим лицом, неправомерные действия при банкротстве и за некоторые другие нарушения.

Административное наказание в виде дисквалификации применяется в следующих случаях.

Глава 14 КоАП РФ «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» содержит ряд статей, предусматривающих в качестве наказания дисквалификацию. Так, согласно ст. 14.12 КоАП РФ «Фиктивное или преднамеренное банкротство»:

фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет;

преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 14.13 «Неправомерные действия при банкротстве» предусматривает различные составы правонарушения (например, сокрытие имущества или имущественных обязательств, неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд и др.) и ответственность за них, в том числе в виде дисквалификации.

Дисквалификация возможна также в случаях предоставления в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (часть 4 ст.14.25 КоАП РФ).

Особое внимание следует обратить на ст.14.23 КоАП РФ, предусматривающую ответственность в виде административного штрафа за осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом, а также за заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действий.

Глава 32 КоАП РФ определяет порядок исполнения отдельных видов административных наказаний. В соответствии со ст. 32.11 этой главы Постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.

Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом. При заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.

Формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляются органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, является открытой для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из реестра дисквалифицированных лиц в виде выписок о конкретных дисквалифицированных лицах. Порядок формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц, а также размер платы за предоставление информации из реестра определяется Правительством Российской Федерации.

Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо его территориальный орган.

2. При нарушении установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и уклонении от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.19, ст. 15.13) налоговый инспектор накладывает штраф на должностное лицо ссылаясь на вышеуказанные статьи КоАП.

Кому можно назначить административное наказание: юридическому лицу, должностному лицу или одновременно и тому и другому?

При нарушении установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на основании статьи 14.19. КоАП РФ, нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

А также основываясь на п. 15 Постановления Пленума Верховного суда от 24.03.2005 г. №5.

В данном случае не исключено привлечение к административной ответственности юридического и должностного лица одновременно.

При уклонении от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на основании статьи 15.13. КоАП РФ, уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В данном случае к административной ответственности будет привлечено должностное лицо.

Дисквалификация, как вид административного наказания, может применяться исключительно для физических лиц, наделенных соответствующими полномочиями (работники органов местного самоуправления, участники совета директоров, или лицо, занимающие должность генерального директора).

Что такое дисквалификация?

В административной сфере понятие дисквалификация расценивается как мера наказания, предусматривающая лишение должностных прав лица, пребывающего на службе в муниципальных, или исполнительных органах, а также занимающего место в совете директоров.

При этом, следует подчеркнуть, что для учредителей организаций, а также юридических лиц, владеющих любой формой собственности, подобная мера наказания не применяется.

Из всех возможных административных наказаний, дисквалификация считается крайней инстанцией, которая, чаще всего, вступает в силу при злоупотреблении должностными полномочиями, или злостном невыполнении должностных обязанностей. А особый контроль над физическими лицами наблюдается в следующих сферах деятельности:

  • Здравоохранение (под данную категорию попадают те должностные лица, чья деятельность связана с: производством фармакологических средств, их реализацией, а также оказанием медицинских услуг);
  • Спорт (в сфере спорта дисквалификация может применяться только для лиц, отвечающих за тренировку спортсменов, и работников, занимающихся их медицинским обеспечением).

Сфера деятельности должностного лица, совершившего преступление, играет очень большую роль в установке срока длительности наказания. Поэтому, данный критерий часто учитывают во время судебного разбирательства.

Контролирующий орган

Ранее уже было сказано, что дисквалификация, как административное наказание, заключается в лишении должностного лица прав и полномочий, предписанных ему действующим законодательством. Поэтому, подобная мера наказания может устанавливаться для физического лица исключительно в судебном порядке, и только после объективного рассмотрения обстоятельств, при которых было совершено преступление.

При объективном рассмотрении состава преступления, судья может вынести должностному лицу приговор, с учетом отягчающих, или смягчающих обстоятельств. А регулируется вынесение такого приговора действующим законодательством (а именно ст.5 КоАП РФ), которое запрещает судье устанавливать сроки дисквалификации, меньше, или больше предусмотренных. В противном случае должностное лицо, совершившее преступление, может оспорить вынесенный ему приговор в апелляционном суде.
Смягчающие обстоятельства
Как и при рассмотрении любого криминального, или административного нарушения, судья должен учитывать смягчающие обстоятельства обвиняемого, прежде чем принять решение о его дисквалификации. Согласно действующему законодательству, смягчение приговора может наступать лишь в тех случаях, когда:

  • Лицо, совершившее преступление, искренне раскаивается в содеянном (при раскаянии обвиняемого суд может лишь уменьшить срок длительности его дисквалификации, но не отменить ее действие вообще);
  • Виновный полностью, или частично возмещает ущерб, причиненный предприятию (а также его руководителю), или отдельным физическим лицам (при полном возмещении ущерба суд может не только уменьшить срок действия дисквалификации работника, но и вовсе отменить данную меру наказания.

    Однако, отмена административного наказания должна быть четко обоснована, так как пострадавшие лица (будь то участники ООО, или же третьи лица) оставляют за собой право подать заявление на повторное рассмотрение дела в апелляционном суде).

Кроме двух вышеперечисленных ситуаций существует еще целый ряд смягчающих обстоятельств, способных повлиять на окончательный приговор судьи. Но, как правило, все эти обстоятельства несут личный характер, а их рассмотрение и принятие происходит строго в индивидуальном порядке.

Отягчающие обстоятельства

Помимо смягчающих обстоятельств, положительно влияющих на окончательный приговор, судья также может учесть и отягчающие обстоятельства виновного, приводящие к увеличению срока длительности его дисквалификации. Происходит это в следующих случаях:

  • Должностное лицо, совершившее преступление, не впервые привлекается по данной административной статье (на практике, за повторное привлечение по одной, и той же статье, судья чаще выносит виновному наиболее строгий приговор о дисквалификации);
  • Виновный неоднократно игнорировал замечания, касательно злоупотребления полномочиями, или злостного неповиновения (также, как и при повторном привлечении виновного по одной статье, за игнорирование замечаний полагается существенное увеличение длительности дисквалификации);
  • Должностное лицо совершило неправомерное деяние, на фоне возникшей глобальной, или локальной катастрофы.

    (как пример, можно рассмотреть ситуацию, когда сотрудники местных органов самоуправления наживаются на стихийном бедствии за счет растраты выделенного государством бюджета на собственные нужды)

При вышеперечисленных отягчающих обстоятельствах, как правило, суд назначает виновному максимальный срок дисквалификации. Однако в случаях, когда виновное лицо раскаивается в содеянном, или же возмещает причиненный им ущерб, срок длительности наказания может быть несколько снижен.

Сроки дисквалификации и порядок исполнения наказания


В соответствии с законодательством, дисквалификация должна иметь строгие временные рамки, по истечению которых виновное лицо вновь получает разрешение заниматься прежней деятельностью. В зависимости от тяжести преступления эти рамки могут варьироваться от 6 месяцев (минимальный срок дисквалификации) до 3 лет (максимальный срок).

Зависит срок такого административного наказания от сферы деятельности виновного, и от ситуации, повлекшей за собой его дисквалификацию.

Такое административное наказание как дисквалификация применяется только для тех физических лиц, которые не являются владельцами организаций и предприятий. Поэтому первой мерой при вынесении такого наказания является расторжение трудового договора между организацией и обвиняемым должностным лицом.
При этом на период дисквалификации виновному лицу запрещается:

  • Занимать руководящие должности на других предприятиях;
  • Состоять в совете директоров;
  • Трудоустраиваться в органы местного самоуправления.

Однако, если дисквалификация устанавливается на срок более полугода, то уволенному должностному лицу разрешается трудоустраиваться на любую работу, не связанную с его предыдущей должностью (а также предусмотренными ею правами и полномочиями), или вышеперечисленными сферами деятельности.

Может ли применяться дисквалификация по отношению к юридическим лицам

Согласно действующему законодательству РФ, такого понятия как дисквалификация юридического лица в КоАП не существует. Однако для владельцев предприятий и организаций может применяться другая мера наказания, включающая в себя аналогичные ограничения. И называется она приостановление деятельности.

Как и дисквалификация, данное наказание лишает юридическое лицо прав на дальнейшую деятельность в той сфере, в которой было совершено нарушение. Но в отличии от дисквалификации приостановление деятельности назначается на срок до 90 дней, в течении которых юридическое лицо должно будет устранить все выявленные нарушения.
Если же за отведенный период предприниматель не сможет устранить нарушения, то по его делу будет проводиться повторное судебное разбирательство, по решению которого на штрафное предприятие может быть направлен арбитражный управляющий. На практике такие ситуации возникают достаточно редко. В большинстве случаев юридические лица исполняют судебный приговор.

Дополнительные сведения

Мы уже выяснили, что такая мера административного наказания как дисквалификация может применяться только для физических лиц, оформленных по трудовому договору, и только при следующих нарушениях:

• Злоупотребление должностными полномочиями;
• Незаконное получение кредитных отчетов;
• Реализация товаров, качество которых не соответствует единому ГОСТу;
• Несоблюдение ценовой политики;
• Злостное невыполнение должностных обязанностей;
• Растрата государственного бюджета на свои нужды и т. д.

Однако подобная мера наказания за вышеперечисленные деяния может выноситься должностному лицу лишь в том случае, если факт совершенного им правонарушения был зафиксирован не позже одного года назад. В противном случае нарушитель может избежать ответственности.
Что касается тех лиц, которым было вынесено административное наказание в виде дисквалификации, они обязательно вносятся в единый реестр, в котором указываются личные данные виновного, информация об организации, в которой он числился, а также данные судьи, ответственного за вынос приговора. И что интересно, этот реестр находится в свободном доступе, поэтому просмотреть его может любой желающий.