Основания для ликвидации юридического лица

Содержание

2.1. Основания ликвидации юридического лица

Основания добровольной ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно по решению его участников. При этом важно принимать во внимание, что:

— акционерное общество может быть ликвидировано по решению общего собрания акционеров квалифицированным (не менее 3/4) большинством голосов ( эта или другая норма установлена в уставе АО). Пункт 2 статьи 21 Федерального Закона РФ от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах»6гласит: » В случае добровольной ликвидации общества совет директоров(наблюдательный совет) ли общества выносит на решение общего собрания акционеров собрания вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.»;

— общество с ограниченной ответственностью — только по единогласному решению его участников;

Также в качестве оснований для ликвидации могут служить:

— истечение срока, на которое создано предприятие;

— достижение цели, ради которой оно создавалось;

— признание судом недействительности регистрации предприятия в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Добровольная ликвидация предприятий — должников осуществляется во несудебном порядке по взаимному согласию между предприятием и кредиторами в целях удовлетворения требований кредиторов и предотвращения негативных социальных последствий в связи с несостоятельностью (банкротством) предприятий.

Добровольная ликвидация (самоликвидация) проводится без вмешательства суда или государственной службы. Весь процесс осуществляется ликвидатором и контролируется кредиторами. Данный способ является наиболее эффективным, поскольку не связан с судебными издержками, экономится и время проведения процедуры.

Основанием для подготовки к применению процедур добровольной ликвидации в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25 процентов, является решение Федерального управления о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной и об отсутствии реальной возможности восстановить его платежеспособность, принимаемое по результатам анализа экономического состояния предприятия на основании системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий.

Добровольная ликвидация предприятия может быть инициирована самим Федеральным Управлением. В этом случае руководитель предприятия в течение трех дней с момента получения указанного распоряжения Федерального управления обязан организовать проведение собрания кредиторов. Совместное решение руководителя предприятия и кредиторов о добровольной ликвидации предприятия в связи с отсутствием возможности восстановления его платежеспособности простым большинством от общего числа голосов. В случае, если уполномоченный орган не утверждает решение о добровольной ликвидации предприятия, он вправе принять решение о подаче предприятием заявления о признании его несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд и обязать руководителя предприятия подать указанное заявление.

Если руководитель федерального государственного предприятия в течение установленного срока не выполнил распоряжение Федерального управления о добровольной ликвидации предприятия либо если оно отклонено собранием кредиторов (если в течении 20 дней с момента опубликования объявления о добровольной ликвидации предприятия конкурсным управляющим получено хотя бы заявление от одного кредитора о несогласии с решением о добровольной ликвидации) , Федеральное управление издает распоряжение, содержащее обязательное для руководителя предприятия предписание о внесении в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о не предприятия. Реализация (продажа) имущества ликвидируемого предприятия осуществляется в порядке, установленном планом ликвидации.

Средства, вырученные от реализации имущества ликвидируемого предприятия, поступают на счет ликвидационной комиссии и направляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке, определенном действующим законодательством.

Основания принудительной ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно, по решению суда, по таким основаниям как:

— осуществление деятельности без надлежащего разрешения(лицензии) либо деятельности, запрещенной законом. Это такие виды деятельности, как производство взрывчатых веществ, наркотиков, торговля отдельными видами товаров и прочее;

— неоднократное или грубое нарушение закона или иных правовых актов. К подобным основаниям относятся нарушения налогового законодательства, правил землепользования или санитарно-эпидемиологических норм, взаимоотношений с внебюджетными фондами, регистрация проспектов эмиссии и т.п.

Требование о ликвидации юридического лица по перечисленным выше основаниям могут быть предъявлены в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому такое право предоставлено законом. Это могут быть: прокуратура, налоговая инспекция, регистрационная палата и другие органы.

В нынешней практике возникает множество проблем связанных с принудительной ликвидацией юридических лиц. В частности остро стоит вопрос ликвидации коммерческих банков. Особенно полно этот вопрос раскрыл в своей статье консультант судьи Конституционного Суда РФ В. Кузнецов. Кузнецов замечает, что Центральный банк РФ может отозвать лицензию у коммерческого банка вследствие грубых и неоднократных нарушений законодательства. Отзыв лицензии совершения банком каких-либо операций и влечет за собой, как правило, его ликвидацию. Ликвидация юридического лица, в том числе и коммерческого банка, осуществляется в порядке, установленном Федерации. В соответствии с ней ликвидация юридического лица вследствие грубых и неоднократных нарушений закона или иных правовых актов может быть произведена только по решению суда.

Ликвидация юридического лица может быть произведена также по решению учредителей либо органа юридического лица в связи с истечением срока либо достижением цели, ради которой оно создано.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией или действующее в форме потребительского кооператива благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК вследствие признания его несостоятельным.

Однако сам по себе факт отзыва лицензии у коммерческого банка не является ни официальным решением о признании его несостоятельным, ни официальным решением о ликвидации банка вследствие грубых и неоднократных нарушений им законодательства, поскольку для ликвидации юридического лица (в том числе коммерческого банка) вследствие грубых и неоднократных нарушений закона и иных нормативных актов требуется решение суда, а объявление должника несостоятельным, и последующая его ликвидация возможны только двумя способами. Первый — решение суда с последующей ликвидацией (п. 1 ст. 65 ГК РФ). Второй — совместное решение должника и кредиторов объявлен добровольной ликвидацией (п. 2 ст. 65 ГК РФ).

Иных официальных способов признания юридического лица несостоятельным действующее законодательство не предусматривает. Более того, ч. 2 п. 4 ст. 61 ГК РФ говорит о том, что, если стоимость имущества такого юридического лица (коммерческой организации) недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только порядке, предусмотренном ст. 65 ГК. Статья 65 ГК РФ, в свою очередь, в п. 3 устанавливает, что «основания признания юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве)». Однако существующая ныне практика показывает, что вслед за отзывом у коммерческого банка лицензии без какого-либо судебного решения и независимо от причин отзыва назначается ликвидационная комиссия, которая производит подсчет активов банка, рассчитывается с кредиторами и осуществляет его ликвидацию.

Таким образом, действующее законодательство не только не предусматривает особого порядка ликвидации несостоятельных банков, но и прямо закрепляет то, что ликвидация всех без исключения коммерческих организаций, чьи пассивы превышают активы, осуществляется в соответствии с законом о несостоятельности (банкротстве). Следовательно, существующий порядок ликвидации коммерческих банков, когда вслед за отзывом лицензии без принятия в установленном порядке решения об объявлении коммерческого банка несостоятельным либо решения суда о прекращении деятельности коммерческого банка вследствие грубых и неоднократных нарушений им законов и комиссия, прямо нарушает ряд норм (ст. 61, 65) вступившего в действие Гражданского кодекса РФ.

Банкротство также является одной из предпосылок ликвидации юридического лица. Пункт 1 статьи 65 ГК РФ гласит: «Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или и суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию».

Несостоятельность (банкротство) предприятий — это неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или неудовлетворительной структурой баланса должника.

Несостоятельным предприятие считается тогда, когда факт несостоятельности признан арбитражным судом либо когда предприятие -должник официально объявляет о своей несостоятельности при его добровольной ликвидации. Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает выполнение требований кредиторов в течение 3-х месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Однако не всякое неплатежеспособное предприятие, даже при наличии у него внешних признаков несостоятельности признается несостоятельным (банкротом).

Современные проблемы ликвидации юридического лица Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

УДК 347.19 ББК 67.404.013 Б 91

Буркова Л.Н. Современные проблемы ликвидации юридического лица

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассматриваются некоторые современные проблемы ликвидации юридического лица, возникающие вследствие того, что собственники фирм-однодневок, которые создаются для не вполне законных сделок, закрывают, не образуя ликвидационную комиссию.

Ключевые слова:

Юридическое лицо, ликвидация, государственная регистрация, восстановление, сделки, предприятие, компания, пассивная ликвидация, фирма.

Burkova L.N. Contemporary problems of liquidation of the legal person

Key words:

Ликвидация юридического лица, будучи довольно громоздкой процедурой, таит в себе немало вопросов и проблем. 16 ноября 2005 года ФНС издала приказ № САЭ-3-09/591 «Об организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц». Руководствуясь этим документом, контролеры начали массовые проверки компаний. В результате инспекторы обнаружили огромное количество «спящих» фирм. Такие организации были формально зарегистрированы, но реально не работали, не имели активов и не сдавали отчетность.

Лексикон инспекторов пополнился новым термином — «пассивная ликвидация». Однако не только контролеры спешат избавиться от «:мертвых» компаний. Учредившие их предприниматели, как правило, непротив расстаться с ними.

Фирмы-однодневки, которые создают для разовых и не вполне законных сделок, обычно закрывают так. Все имущество компании передают по договорам займа или купли-продажи с отсрочкой платежа другим фирмам, а сотрудников увольняют. Затем компанию «бросают» с непогашенными долгами на балансе.

Таким образом, собственникам «спящих» фирм с крупными долгами крайне выгодна «массовая» ликвидация предприятий. Ведь компанию «вычеркнут» из ЕГРЮЛ, не образуя ликвидационную комиссию без налоговой проверки, наконец, без расчетов с кредиторами. Немаловажен и тот факт, что всю процедуру государство проведет за свой счет.

Однако этот способ ликвидации юридического лица, при всей его простоте и эффективности, имеет серьезные недостатки. Дело в том, что статья 61 Гражданского кодекса РФ не предусматривает возможности ликвидировать компанию, лишь исключив ее из государственного реестра по решению инспекции. Более того, без решения учредителей фирму можно закрыть только в судебном порядке. Следовательно, «спящая» организация не сможет уйти от своих обязательств даже после исключения ее из ЕГРЮЛ.

В статье 22 Федерального закона от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сказано, что компании, чьих должников «вычеркнули» из реестра, могут обжаловать это решение в течение года с момента, когда им стало известно о нем. То есть исключение из реестра -обратимая операция. А значит, «брошенная» компания остается потенциальным объектом для судебных исков кредиторов, в том числе для требований о принудительном банкротстве.

Итак, пассивная ликвидация компаний — дешевый, быстрый, но неэффективный способ решения проблем фирмы с долгами. Такой способ ликвидации скорее порождает массу дополнительных проблем, чем решает основные.

Хотя восстановление ликвидированного юридического лица также имеет некоторые сложности. Например, как справедливо отмечалось А. И. Латыевым, решение суда о восстановлении затрагивает права и обязанности юридического лица. Соответственно оно должно быть привлечено к участию в деле, как того требует ст. 42 АПК РФ, а отсутствие привлечения является безусловным основанием для отмены судебного акта в апелляционном (п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ), кассационном (п. 4 ч. 4 ст. 288 АПК РФ) или надзорном (п. 4.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 17.11.2005 №11-П) порядке. В результате, как указывает Латыев А.И., «мы попадаем в ситуацию гегелевской «дурной бесконечности»: суд выносит решение о признании решения о госрегистрации юридического лица в связи с его ликвидацией недействительным. Вносится в реестр запись, юридическое лицо вновь приобретает правоспособность и сразу обжалует решение о своем возрождении по тому основанию, что судом разрешен вопрос о его правах и обязанностях без привлечения к участию в деле. Поскольку это обстоятельство является безусловным основанием для отмены решения, решение отменяется. Отменяется запись о восстановлении юридического лица. Оно вновь считается ликвидированным и снова не может быть привлечено к участию в деле» .

Следует отметить, что действующее законодательство не предусматривает не только механизма восстановления юридического лица, но и последствий данных действий. Следовательно, позиция, согласно которой юридическое лицо, ликвидация которого завершилась в порядке, предусмотренном законодательством, не может быть восстановлено, является на настоящий момент верной .

Часто менеджеры, которые ограничены во времени, но не желают рисковать, просто «бросив» фирму обращаются в юридические компании, которые проводят так называемую «поточную» ликвидацию, при которой ликвидируют несколько фирм-клиентов, что зачастую негативно влияет на «качество» работы. Такие юридические компании, как правило, предлагают ликвидировать предприятие быстро и дешево, «в том числе с долгами». Юридические фирмы закрывают компании так:

— меняют генерального директора, главного бухгалтера и учредителей фирмы на «подставных» (номинальных) граждан;

— изменяют местонахождение компании с последующей перерегистрацией в другом регионе;

— присоединяют ненужную организацию к фирме-однодневке.

Каждый из названных сценариев посредник реализует с помощью серии гражданско-правовых сделок. Так, фирму-клиента лишают имущества, меняют в ней руководство, продают ее акции. Посредники также обязуются зарегистрировать изменения и оформить необходимые документы. Вся процедура занимает, как правило, не больше нескольких дней. Также быстро происходит регистрация документов в ФНС и ФСФР. По ее завершении услугу ликвидации предприятия считают оказанной.

Зачастую предприниматели, снимая с себя полномочия генерального директора, совершенно уверены в том, что они защищены от возможных претензий государственных структур и кредиторов. К сожалению, на деле это далеко не так.

Суть услуг юридических фирм-посредников — вовсе не официальная ликвидация компании. Они только оформляют документы, которые переносят ответственность за действия реального руководства фирмы на сторонних граждан. Новыми «хозяевами» компании становятся, как правило, люди без определенного местожительства (бомжи) или фирмы-однодневки. Организации также могут перерегистрировать по утерянным паспортам или документам умерших людей.

Сделки, заключенные таким образом, не имеют экономического содержания и направлены исключительно на уход от исполнения обязательств. Значит, они могут причинить вред бывшим контрагентам. Статья 10 Гражданского кодекса защищает права кредиторов, которые нарушены действиями должника. Она позволяет им оспорить переход обязательств от реального руководства к подставным владельцам в судебном порядке.

Следует отметить, что в последнее время государство активно борется с фиктивной заменой участников и руководителей фирм. Так, инспекторы регистрируют изменения в уставных документах организаций только после тщательной проверки. Контролеры хотят убедиться в том, что:

а) предполагаемое расположение компании не внесено в списки адресов массовой регистрации фирм;

б) информация о заявителях и новых участниках реальна.

Если проверяющие предположат, что поданные сведения недостоверны, они вправе не регистрировать изменения. Кроме того, инспекторы обязаны направить полученные данные в правоохранительные структуры. Продолжить процедуру перерегистрации компания сможет, только если обжалует действия контролеров в суде.

Кроме того, чтобы сэкономить, фирмы-исполнители могут «забыть» зарегистрировать в налоговой службе некоторые важные изменения. А значит, дешевизна «поточной» ликвидации не сможет окупить ее риски.

В некоторых случаях владельцы организации могут передумать и отменить решение о ликвидации предприятия. Это возможно, так как законодательство не содержит норм, которые бы запрещали организации возобновить работу. К сожалению, там также нет указаний, как остановить процедуру ликвидации предприятия.

Столичные инспекторы в письме УМНС по г. Москве от 4 сентября 2003 г. № 1114/48234 советуют учредителям поступить так. Им необходимо составить решение об отмене ликвидации предприятия. Кроме того, собственникам придется заполнить заявление по форме № Р14001 «О внесении изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица» и сдать его в инспекцию. Она должна выдать предпринимателям соответствующее свидетельство.

Нельзя забывать и о налогах. Немаловажная задача для ликвидации компании -определить последний налоговый период. Разъяснить этот вопрос поможет статья 55 Налогового кодекса. В общем случае таким отчетным промежутком можно считать период от начала текущего года до дня завершения ликвидации. Если организацию решили ликвидировать в том же году, в котором она начала свою работу, то налоговым периодом для нее будет время с момента создания до дня ликвидации компании. Для платежей с расчетным сроком меньше года (например, месяц или квартал) заключительный период необходимо согласовать с налоговой службой.

Иногда контролеры могут не согласиться с налоговым периодом, который фирма приняла для заключительного расчета с бюджетом. Если компания будет настаивать на своей правоте, дело может дойти до суда. Особенно вероятны конфликты на почве расчета налогов на прибыль и имущество, так как их база складывается нарастающим итогом. Арбитражная практика свидетельствует, что при определении последнего налогового периода ошибки допускают как проверяющие, так и предприниматели. Например, в постановлении ФАС Уральского округа от 31 марта 2005г. № Ф09-1130/05-АК арбитры отклонили требование ИФНС взыскать штраф с организации. Судьи посчитали, что

претензии контролеров были необоснованными. По их мнению, фирма рассчитала налог на прибыль правильно. А вот ФАС Дальневосточного округа в решении от 28 июля 2004г. по делу № Ф03-А59/04-2/1580 встал на сторону проверяющих. Судьи посчитали, что компания неверно определила среднегодовую стоимость имущества.

Примечания:

1. Воронин М.В. Проблемы восстановления ликвидированного юридического лица // Закон. 2008. № 4. С. 48.

2. Латыев А.В. Судебное возрождение ликвидированных организаций // ЭЖ-Юрист. 2006. № 48. С. 68.

Виды ликвидации юридического лица

Условно все основания ликвидации юридического лица можно разделить на две большие группы: добровольные и принудительные. В первом случае ликвидация происходит по решению учредителей компании, во втором — по решению суда. Судебное производство в таком случае возбуждается по заявлению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления. В зависимости от конкретного основания ликвидации, будет различаться и перечень субъектов, обладающих правом на подачу соответствующего иска.

Принудительная ликвидация юридического лица

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит лишь примерный перечень оснований для ликвидации юридического лица. К таковым можно, в частности, отнести:

  1. Нарушение закона при создании юридического лица в случае, если такие нарушения носят неустранимый характер.
  2. Осуществление деятельности без соответствующей лицензии.
  3. Грубые или неоднократные нарушения действующего российского законодательства.
  4. Нарушение некоммерческой организацией цели её создания.

Данный перечень не является исчерпывающим. Отдельные законодательные акты содержат иные основания для принудительной ликвидации юридического лица. В частности, к таковым можно отнести нарушение юридическим лицом законодательства об обороте наркотиков и психотропных веществ, о стоимости чистых активов и др.

Добровольная ликвидация юридического лица

Ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Принятие решения о ликвидации юридического лица

Добровольная ликвидация юридического лица начинается с принятия соответствующего решения. Оно принимается либо учредителями компании, либо прочими органами, уполномоченными на то уставом. Главное, чтобы такое решение было принято и оформлено в соответствии с действующим законодательством РФ.

Например, ликвидация акционерного общества может быть осуществлена лишь при условии её одобрения не менее ¾ голосов общего собрания акционеров.

После принятия и оформления надлежащим образом решения о ликвидации, в течение трёх дней нужно уведомить об этом регистрирующий (налоговый) орган. Нарушители этого правила могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.

К указанному уведомлению прилагается также решение о ликвидации. Получив данные документы регистрирующий (налоговый) орган, вносит соответствующие сведения в ЕГРЮЛ и выдает соответствующее Свидетельство.

С этого момента запрещено вносить любые изменения в учредительные документы. Кроме того, теперь ликвидируемая компания не может выступать в качестве учредителя прочих юридических лиц.

Ликвидационная комиссия

Учредители или орган, который принял решение о ликвидации юридического лица, должны получить одобрение со стороны регистрирующего (налогового) органа. Для этого ему направляется Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора. Регистрирующий (налоговый) орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о создании ликвидационной комиссии и выдает представителю юридического лица соответствующее свидетельство, а также выписку из ЕГРЮЛ.

Следующим шагом станет уведомление банка о составе ликвидационной комиссии. Кредитная организация должна будет переоформить подпись в учётной карточке на председателя комиссии, а также на того, кто ответственен за оформление бухгалтерской документации на время ликвидации.

В состав ликвидационной комиссии, как правило, входит руководитель компании, некоторые её работники (юрист, экономист, бухгалтер и так далее), её учредители. Относительно состава ликвидационной комиссии в литературе высказано мнение, что наличие в её составе заинтересованных лиц (учредителей или руководителя юридического лица и других работников и/или иных заинтересованных в исходе ликвидации лиц) является обстоятельством, способствующим ущемлению прав кредиторов юридического лица, поскольку ликвидационная комиссия зачастую действует только в интересах учредителей юридического лица. Решение проблемы видится в развитии правового регулирования института ликвидационной комиссии на основе принципа независимости.

Официальное объявление о ликвидации юридического лица

Закон возлагает на юридическое лицо обязанность официально объявить о предстоящей ликвидации. Делается это для того, чтобы все кредиторы имели возможность предъявить свои требования к ликвидируемой компании. Для этого нужно дать объявление в журнал «Вестник государственной регистрации», уполномоченную публиковать подобного рода сведения.

Если речь идет об очень большом предприятии, то объявление о его ликвидации публикуется в журнал «Вестник государственной регистрации». В совсем исключительных случаях объявления о ликвидации организации печатаются в «Вестнике Высшего Арбитражного суда РФ».

Текст информационного сообщения о принятии решения о ликвидации юридического лица в Журнале включает следующие обязательные сведения:

  1. Полное наименование юридического лица, принявшего решение о ликвидации;
  2. Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) указанного юридического лица;
  3. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учёт (КПП) указанного юридического лица
  4. Адрес (место нахождения) указанного юридического лица;
  5. Сведения о принятом решении о ликвидации: орган, принявший решение о ликвидации;
  6. Дата и номер принятого решения;
  7. Порядок, сроки, адрес, телефон для заявления требований кредиторов

Комплект необходимых документов для опубликования сообщения о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации»

  1. Бланк-заявка, заверенная печатью организации и подписью председателя ликвидационной комиссии — 2 экз.
  2. Копия решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, заверенная печатью организации и подписью председателя ликвидационной комиссии — 1 экз.
  3. Платежный документ: платежное поручение с отметкой банка об исполнении (можно ксерокопию) квитанция Сбербанка, другого коммерческого банка, приходный ордер, чек (обязательно оригинал!)
  4. Сопроводительное письмо, заверенное печатью организации и подписью председателя ликвидационной комиссии. Сопроводительное письмо является документом, который содержит: перечень предоставляемых документов на публикацию, адрес доставки журнала (при оплате экземпляра журнала), а также документом, на основании которого оформляются и отправляются бухгалтерские документы — 2 экз.
  5. Доверенность — в случае подачи сообщения доверенным лицом — 1 экз. Доверенность при подаче сообщения о ликвидации выдается за подписью председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Если заявка на публикацию представлена лицом, действующим по Вашей доверенности, представительство примет нотариально заверенную копию подобной доверенности, либо копию, предварительно сличив её с оригиналом. Доверенность составляется в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
  • В случае отсутствия печати организации Юридическое лицо обязано предоставить выписку из ЕГРЮЛ (дата выдачи не более двух недель) (п.22, Постановления Правительства РФ №438 от 19.06.2002г.)

Уведомление работников ликвидируемой компании и службы занятости

О предстоящей ликвидации работников компании письменно уведомляют не менее чем за два месяца до предстоящего увольнения. При наличии на предприятии профсоюзного органа, он также должен быть уведомлен о предстоящем массовом высвобождении работников. Сделать это нужно не позднее чем за три месяца.

Уведомление о массовом увольнении отправляется также и в службу занятости того населённого пункта, где расположена ликвидируемая компания. Не позднее чем за два месяца до предстоящего увольнения туда направляются персональные сведения о каждом из сотрудников: об их профессии, специальности, квалификацию, а также о размере их оплаты труда. Если среди увольняемых служащих имеются кредиторы первой очереди, то об этом тоже необходимо сообщить на биржу труда.

В соответствии с действующим трудовым законодательством ликвидируемая компания обязана оплатить заработную плату каждому из сотрудников до момента увольнения, а также выплатить им выходное пособие. Кроме того, за работниками сохраняется заработная плата и на время их дальнейшего трудоустройства. На срок от двух до трёх месяцев. Кроме того, на этот период за ними также сохраняются и другие льготы и пособия.

Уведомление каждого кредитора лично

Подача объявления в газету о предстоящей ликвидации, не освобождает ликвидационную комиссию от обязанности уведомлять каждого кредитора персонально. Для этих целей им направляется письменное сообщение о предстоящей ликвидации с указанием срока для заявления своих требований. Этот срок не может быть менее двух месяцев. Его пропуск без уважительных причин означает, что требования такого кредитора будут удовлетворены после требований кредиторов, подавших заявление вовремя.

Налоговая проверка, проверки со стороны прочих государственных органов

Согласно действующему законодательству, ликвидируемая организация может быть подвергнута выездной налоговой проверке. Как правило, налоговики проверяют ликвидируемую компанию в течение двух-трех месяцев.

В случае выявления фискальным органом недоимок по налогам, он вынесет решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Ликвидируемая компания должна будет оплатить не только все долги в бюджет, но также и пени, и штрафы. Однако она имеет право обжаловать решение налогового органа в судебном порядке.

Кроме того, ликвидируемое юридическое лицо должно также урегулировать все вопросы с внебюджетными фондами — Фондом занятости, ФСС (Фондом социального страхования), Пенсионным фондом. Каждая из указанных организаций имеет право назначить свою проверку деятельности юридического лица, находящегося в стадии ликвидации.

Выявление дебиторской задолженности

Для того чтобы у компании были деньги на удовлетворение требований кредиторов, ей необходимо взыскать задолженность со своих должников. С этой целью ликвидационная комиссия проводит претензионную и судебную работу с ними. Вместе с тем, она не имеет право требовать выплаты по обязательствам, срок исполнения по которым ещё не наступил. Также ликвидируемая компания должна провести сверку расчетов с каждым из должников.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

По истечении двух месяцев с момента опубликования объявления о начале ликвидации, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланc. Законодательство не устанавливает форму промежуточного ликвидационного баланса, поэтому как правило он составляется по форме обычного бухгалтерского баланса. К этому времени уже известны все кредиторы юридического лица. В промежуточном ликвидационном балансе отражаются данные обо всем имуществе организации, а также о заявленных требованиях кредиторов и результатах их рассмотрения. Правом утверждения промежуточного ликвидационного баланса обладают учредители (участники) юридического лица или иной орган, принявший решение о его ликвидации.

Как и в остальных случаях, об этом шаге необходимо сообщить в регистрирующий (налоговый) орган. С этой целью подается Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме, утверждённой Правительством РФ. Одновременно подается и сам промежуточный ликвидационный баланс. Налоговый орган, в свою очередь, вносит запись о его утверждении в ЕГРЮЛ и выдает ликвидируемой организации соответствующее свидетельство и выписку из ЕГРЮЛ.

Инвентаризация

В процессе ликвидации юридического лица также проводится инвентаризация его имущества и (или) обязательств. Данное мероприятие осуществляется на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Погашение требований кредиторов. Очередность

После выездной налоговой проверки ликвидационная комиссия должна приступить к выплатам кредиторам. Гражданский кодекс РФ устанавливает очередность, в которой это следует делать.

К кредиторам первой очереди относятся те, перед которыми у ликвидируемой компании есть обязательства, возникшие из причинения вреда жизни и здоровью, а также морального вреда.

Ко второй очереди относятся кредиторы, которым ликвидируемая компания должна выплатить выходные пособия и задолженности по зарплате, а также вознаграждения по авторскому праву.

К кредиторам третьей очереди относятся бюджеты всех уровней, а также внебюджетные фонды.

К кредиторам четвёртой очереди относятся все остальные лица, перед которыми у ликвидируемой организации имеются денежные или имущественные обязательства.

Очередность погашения требований соблюдается вне зависимости от того, хватит ли денег на всех кредиторов или нет.

Если денежных средств на счетах ликвидируемой компании не хватает для удовлетворения всех требований кредиторов, ликвидационная комиссия принимает меры по их получению. В том числе и посредством продажи имущества ликвидируемой компании. Его реализация осуществляется в порядке, предусмотренном учредительными документами ликвидируемого юридического лица. Исключение составляют лишь случаи принудительной ликвидации. Там имущество продается с публичных торгов в порядке, установленном законодательством РФ. Реализации подлежит любое принадлежащее ликвидируемой компании имущество, за исключением имущества, находящегося в залоге, арендованного имущества и личного имущества работников организации.

В случае если меры по продаже имущества не помогли, и денежных средств для удовлетворения всех требований кредиторов все равно не хватает, ликвидационная комиссия должна будет обратиться в суд с заявлением о признании юридического лица несостоятельным (банкротом). В случае удовлетворения такого заявления, дальнейшая ликвидация компании будет проходить по правилам, установленным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Если же суд отказал в открытии процедуры банкротства, за отсутствием денежных средств для сопровождения процедуры, то дальнейших действий ликвидации предприятия законодатель не предусмотрел.

Составление ликвидационного баланса

Удовлетворив все требования кредиторов, ликвидационная комиссия приступает к составлению ликвидационного баланса по унифицированной форме № 1 по ОКУД. Данный документ мало чем отличается от обычного квартального баланса. Утверждается он учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица и в необходимых случаях согласовывается с регистрирующим (налоговым) органом.

Государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица

Пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что моментом завершения ликвидации юридического лица считается момент внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Именно с этой даты юридическое лицо прекращает своё существование.

Государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется на основании следующих документов:

  1. Заявление о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица по форме № Р16001, утверждённой Правительством РФ. Данный документ подается в регистрирующий орган ликвидационной комиссией или ликвидатором. О порядке заполнения указанного заявления подробно написано в Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утв. Приказом МНС РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@.
  2. Ликвидационный баланс.
  3. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
  4. Документы, установленные подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Данный перечень является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов: справки об отсутствии задолженности из налогового органа, о перечислении в Фонд социального страхования сумм капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и так далее, является незаконным. В то же время, подписывая заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, заявитель тем самым подтверждает, что все расчеты с кредиторами завершены и порядок ликвидации был соблюден.

В случае если нет оснований для отказа в государственной регистрации, налоговый орган в течение пяти рабочих дней должен внести в Единый государственный реестр юридического лица запись о ликвидации данной организации и выдать представителям ликвидированной компании свидетельство по установленной форме, а также выписку из ЕГРЮЛ.

Основания для отказа в регистрации в связи с ликвидацией юридического лица

Существует несколько оснований для отказа в регистрации в связи с ликвидацией юридического лица:

  • Несоблюдение срока, установленного в законе, для подачи требований кредиторов. Иными словами регистрирующий (налоговый) орган откажет в регистрации в случае, если заявление об этом будет подано до истечения двухмесячного срока со дня опубликования объявления о ликвидации.
  • Если не погашены все долги ликвидируемой организации.