Опрос граждан

26. Опрос граждан: понятие, порядок назначения, правовые последствия.

Опрос граждан проводится на всей территории муниципально­го образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного са­моуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

В опросе граждан имеют право участвовать жители муници­пального образования, обладающие избирательным правом, т.е. достигшие 18-летне­го возраста, преимущественно проживающие на данной терри­тории. Не имеют права участвовать в опросе лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Опрос граждан проводится по инициативе:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — по вопросам местного значе­ния;

2) органов государственной власти субъектов Российской Феде­рации — для учета мнения граждан при принятии решений об измене­нии целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяет­ся уставом муниципального образования и (или) нормативными пра­вовыми актами представительного органа муниципального образова­ния.

Решение о назначении опроса граждан принимается предста­вительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образова­ния о назначении опроса граждан устанавливаются:

1) дата и сроки проведения опроса;

2) формулировка вопроса, предлагаемого при проведении опроса;

3) методика проведения опроса;

4) форма опросного листа;

5) минимальная численность жителей муниципального образова­ния, участвующих в опросе.

Жители муниципального образования должны быть проинфор­мированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

В период проведения опроса агитация запрещается.

Отличительная черта такого института, как опрос, в том, что его результаты носят рекомендательный характер.

27. Муниципальные выборы: понятие, процедура проведения.

Муниципальные выборы – это форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования, осуществляемая в соответствии с Конституцией РФ, законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований в целях:

1) избрания депутатов представительного органа муници­пального образования;

2) избрания членов выборного органа местного самоуправ­ления (например, контрольного органа муниципального обра­зования);

3) избрания выборных должностных лиц местного самоуп­равления (главы муниципального образования, главы местной администрации).

Действующее законодательство определяет следующие ста­дии процесса организации муниципальных выборов:

I. Назначение выборов.

Перечень субъектов, на которых возлагается полномочие по назначению муниципальных выборов, т.е. установление даты голосования путем издания специального акта:

1) представительный орган муниципального образования на­значает муниципальные выборы в сроки, предусмотренные ус­тавом муниципального образования или законами субъектов Российской Федерации.

2) территориальная избирательная комиссия муниципального образования назначает муниципальные выборы в случаях, если представительный орган муниципального образования не на­значил выборы в установленные сроки либо при досрочном прекращении представительным органом.

3) суд общей юрисдикции назначает муниципальные выборы в случаях, если представительный орган муниципального обра­зования или территориальная избирательная комиссия не на­значили в установленный срок муниципальные выборы, а так­же если территориальная избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована.

II. Образование избирательных округов и участков, форми­рование избирательных комиссий, составление списка избира­телей.

III. Выдвижение и регистрация кандидатов.

Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами.

В поддержку кандидата, за исключением случая внесения избирательного залога, должно быть собрано 2% подписей из­бирателей от числа избирателей, зарегистрированных на тер­ритории данного избирательного округа.

IV. Проведение предвыборной агитации.

Граждане Российской Федерации, общественные объедине­ния вправе в допускаемых законом формах и законными мето­дами проводить предвыборную агитацию.

V. Голосование — главная стадия избирательного процесса, так как именно на этой стадии выражается воля избирателей, ре­шается вопрос об избрании или неизбрании кандидатов.

VI. Определение результатов выборов.

Подсчет голосов избирателей осуществляет­ся открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформ­лением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом реша­ющего голоса.

Опрос граждан

Федеральный закон № 131-ФЗ в ст. 31 закрепил в качестве формы осуществления местного самоуправления в муниципальных образованиях опрос граждан. Опрос рассматривается как возможность выявления мнения населения муниципального образования по вопросам местного значения для его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также в отдельных случаях и органами государственной власти. Таким образом, цель опроса – консультативная, его результаты носят рекомендательный характер. Опрос может проводиться как на всей территории муниципального образования, так и на его части.

Многие субъекты РФ и муниципальные образования урегулировали вопросы, связанные с проведением опросов в своих нормативных правовых актах.

В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Жители участвуют в опросе на равных основаниях.

Каждый участник обладает, как правило, одним голосом и участвует в опросе непосредственно. Участие является свободным и добровольным: в ходе опроса никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Опрос проводится по инициативе:

  • – представительного органа муниципального образования;
  • – главы муниципального образования;
  • – органов государственной власти субъекта РФ.

Граждане и их объединения вправе обратиться в представительный орган муниципального образования или к главе муниципального образования с предложением о проведении опроса, которое рассматривается в порядке, предусмотренном для рассмотрения обращений граждан. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Решение о назначении опроса граждан принимается только представительным органом. Закон закрепляет ряд обязательных требований к содержанию правового акта о проведении опроса. Жители должны быть проинформированы об опросе не менее чем за 10 дней до его проведения. В данном акте должны устанавливаться:

  • – дата и сроки проведения опроса;
  • – формулировка вопросов, предлагаемых при проведении опроса;
  • – методика проведения опроса;
  • – форма опросного листа;
  • – минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

В решении о назначении опроса должна быть указана территория его проведения. Решение о назначении опроса граждан подлежит официальному опубликованию (обнародованию).

Вопросы, формулируемые для проведения опроса, должны относиться к вопросам, решение которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления. При проведении опроса по инициативе органов государственной власти предметом опроса, как установлено Федеральным законом № 131-ФЗ, могут быть только вопросы, связанные с изменением целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Как правило, органы местного самоуправления или органы государственной власти для организации подготовки и проведения опроса создают специальный орган (чаще всего комиссию по проведению опроса), в состав которой включаются должностные лица органов местного самоуправления, органов государственной власти, депутаты, граждане, представители общественных объединений и т.д. Этот орган принимает меры по обеспечению прав и законных интересов граждан, участвующих в опросе, информирует граждан об условиях проведения опроса, обеспечивает изготовление опросных листов, составляет списки участников опроса, устанавливает и обнародует итоги опроса. Деятельность данного органа прекращается после официального опубликования (обнародования) результатов опроса.

Собственно опрос проводится путем заполнения опросного листа в период и время, определенные решением о назначении опроса. Лицо, осуществляющее опрос, обязано ознакомить опрашиваемого с вопросами, предлагаемыми при его проведении. Цель заполнения опросного листа – получение от граждан ответов на вопросы с одновременным внесением данных об опрошенных гражданах.

Работа по проведению опроса может быть поручена физическим или юридическим лицам (в том числе специализированным социологическим службам) на условиях заключенного с ними договора о проведении опроса. Опрос считается состоявшимся, если в течение установленного срока его проведения опрошено установленное решением представительного органа число жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом и проживающих на территории, на которой проводился опрос. Проверку достоверности сведений, содержащихся в опросном листе, как правило, организует упоминавшийся специальный орган по проведению опроса с участием специалистов и экспертов, привлекаемых для этого на условиях заключенных с ними договоров.

После окончания опроса члены специального органа (иные уполномоченные должностные лица) определяют его результаты путем обработки данных, содержащихся в опросных листах. На основании полученных результатов составляется протокол. Если число граждан, принявших участие в опросе, меньше минимального числа, установленного решением о его назначении, опрос признается несостоявшимся. Мнение населения, выявленное в ходе опроса, как уже отмечалось, носит рекомендательный характер, но оно подлежит обязательному рассмотрению инициатором проведения опроса и обычно публично оглашается на заседании представительного органа муниципального образования.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан по инициативе органов местного самоуправления, осуществляется за счет средств местного бюджета, по инициативе органов государственной власти субъекта РФ – за счет средств бюджета субъекта РФ.

Материально-техническое обеспечение мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, как правило, осуществляется местной администрацией, а при проведении опроса по инициативе органов государственной власти – соответствующими государственными органами.

В случае нарушений установленного порядка назначения и проведения опроса граждан, а также при наличии обоснованных сомнений в достоверности его результатов представительный орган муниципального образования вправе принять решение об аннулировании результатов опроса и проведении повторного опроса.

Методика проведение социальных опросов: основные правила

Социальный опрос – один из методов сбора информации о состоянии общественного индивидуального и коллективного мнения, а также о фактах, явлениях, и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов

Методика проведения социальных опросов заключается в письменном или устном получении данных, их обработки и итоговом заключении. Порядок и последовательность действий при опросе не меняются, вне зависимости от социальной принадлежности респондентов.

  • Опрос общественного мнения. Проведение общественных опросов направлено на изучение явных или скрытных настроений определенных социальных групп населения и в целом общества, к фактам экономической и социальной действительности. Исследование общественного мнения может проводиться с помощью различных инструментов: наблюдений, бесед, письменных опросов и других методов. В ходе исследования можно не только выявить отношение респондентов к какой-либо проблеме, но и установить способы ее решения.
  • Опрос населения. Проведение опроса населения может быть посвящено вопросам трудовых и семейных отношений, проблемам образования, воспитания, культуры и другим социальным аспектам. Здесь обычно используют два метода интервью и анкетный опрос. Ценность получения информации при данной форме опроса, заключается в том, что источником первичных социологических сведений является сам изучаемый объект.
  • Опрос граждан. Проведение опросов граждан применяется как одна из форм самоуправления для получения мнения общества по, интересующим исследователя, социальным вопросам. Порядок проведения гражданского опроса закреплен нормативными актами и уставом муниципального образования. Проведение социологических опросов граждан может быть инициировано главой муниципалитета, органами власти и прочими государственными и частными организациями. Результаты исследований носят рекомендательный характер и могут быть учтены при принятии решений, муниципальными, государственными учреждениями и другими властными структурами.

Основные правила проведения соцопросов

Социологический опрос должен осуществляться с соблюдением некоторых несложных правил. Прежде всего, проведение социального опроса не может выполняться без установления задач и разработки программы исследования. Также от исследователя требуется определить категории анализа и объекта изучения. Следует обозначить качественную и количественную выборку, а также подобрать наиболее действенный инструментарий. Респондент должен быть уведомлен о задачах, которые преследует данное исследование, а также ознакомлен с содержанием вопросов, разработанных в соответствии с культурным уровнем социальной группы, участвующей в опросе.

Описание

Старейшая на постсоветском пространстве социологическая компания (образована в 1987 году постановлением президиума ВЦСПС и Госкомтруда СССР как Всесоюзный Центр Изучения Общественного Мнения, с 1992 — Всероссийский). ВЦИОМ проводит маркетинговые, социальные и политические исследования полного цикла — от разработки концепции и инструментария до подготовки аналитических отчетов и презентации результатов.

Исследования проводятся как на региональном, так и на общефедеральном уровне, а также за рубежом. Существуют партнерские связи и ведутся исследования как на пост-советском пространстве, так и в странах ЕС, в Японии, Китае и т. д. Среди партнеров и заказчиков исследований Центра — ведущие российские и зарубежные компании, ВУЗы, государственные институты: Международный комитет Красного Креста, Программа развития ООН, Администрация Президента РФ, Министерство иностранных дел РФ, Федеральная антимонопольная служба РФ, Издательский дом «КоммерсантЪ», Reuters, NATO (Бюро НАТО в Москве), Госдепартамент США, НИУ-ВШЭ, РГСУ, Роснефть, РУСАЛ, Samsung, Intel и т. д.

ВЦИОМ является членом ряда международных профессиональных сетей (Intersearch, Евразийский монитор и т. п.) и в своих исследованиях руководствуется стандартами и нормами ESOMAR.

ВЦИОМ имеет статус научного учреждения, издаёт свой научный журнал («Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены»), руководит работой собственной кафедры в НИУ-ВШЭ и исследовательским центром при РГСУ, а также регулярно проводит заседания собственного Научно-экспертного совета, в который входят ведущие социологи страны.

По данным «Медиалогии», ВЦИОМ — лидер среди российских социологических служб по цитируемости в СМИ. Материалы на основе исследований ВЦИОМ выходят в ведущих российских и зарубежных средствах массовой информации (Reuters, Financial Times, Bloomberg, BBC, КоммерсантЪ, Ведомости и др.).

ВЦИОМ был федеральным государственным унитарным предприятием, в 2003 году оно было акционировано. Однако 100 % акций предприятия принадлежат государству.

Исследования ВЦИОМ

На региональном и общефедеральном уровнях, на постсоветском пространстве и в странах «дальнего зарубежья» ВЦИОМ проводит исследования по 3 основным направлениям:

  • политика (электоральные исследования, мониторинг удовлетворенности властью),
  • социальная сфера (образование, медицина, семья, жилищно-коммунальные услуги, борьба с коррупцией),
  • бизнес (финансы и страхование, рынок недвижимости, развитие товарных и корпоративных брендов, развитие корпоративной репутации, экспертиза товарных знаков, рынок информационных технологий, медиаизмерения, индустрия спорта, автомобильный рынок) и т. п.

ВЦИОМ регулярно выступает в роли координатора и исполнителя международных исследовательских проектов для зарубежных и российских заказчиков — как в России, так и за рубежом, среди которых, UNDP, US State Department, NATO и др. С 2004 года Центр активно участвует в построении системы регулярных социологических исследований на постсоветском пространстве (в рамках деятельности агентства «Евразийских монитор», одним из учредителей которого является ВЦИОМ — наряду с социологическими службами других бывших республик Советского Союза).у

В работе используется широкий спектр исследовательских техник (личные интервью, фокус-группы, mystery shopping, холл-тесты, экзитполы, экспертные опросы, телефонные интервью и т. п.). Среди методов обработки информации — как дескриптивный, так и инферентный статистический анализ, специальные программы построения выборок и т. п. Еженедельно проводятся опросы населения по общероссийской репрезентативной выборке (1600 человек в 140 населенных пунктах 42 регионов России).

Некоторые проекты ВЦИОМ с 2003 по 2008 гг.

  • Изучение представлений россиян о российской элите. (заказчик — «Коммерсантъ. Издательский Дом») 2008 г.
  • Определение уровня общеизвестности товарного знака «В Контакте». (заказчик — ООО «В Контакте») 2008 г.
  • Определение уровня общеизвестности товарного знака «Одноклассники». (заказчик — ООО «Одноклассники») 2008 г.
  • Изучение отношения населения к реформе электроэнергетики в контексте социально-политической ситуации, складывающейся в РФ. (заказчик — РАО «ЕЭС России») 2008 г.
  • Отношение населения г. Новомосковска к электронному опросу избирателей через Интернет. (заказчик — РЦОИТ при ЦИК РФ) 2008 г.
  • Причины распространения этнического экстремизма и ксенофобии в молодёжной, в том числе студенческой среде. (заказчик — Министерство регионального развития РФ) 2008 г.
  • Восприятие населением перспектив гражданского общества в России и факторов их определяющих. (заказчик — Государственный Университет — Высшая Школа Экономики) 2008 г.
  • Выявления количества потенциальных переселенцев и эффективности их информирования о ходе реализации Государственной программы, прогнозирования динамики миграционных процессов в европейском регионе. (заказчик — МИД РФ) 2008 г.
  • Экзит-поллы (опросы на выходе) на парламентских и на президентских выборах РФ. (заказчик — ОАО «Первый канал») 2007—2008 г.
  • Социальная адаптация людей с ВИЧ+ статусом: оценка ситуации в сфере здравоохранения, образования и сфере занятости. (Программа развития ООН) 2007 г.
  • Изучение межнациональных взаимоотношений по результатам общероссийских опросов. (Институт диаспоры и интеграции) 2007 г.
  • Изучение условий предпринимательской среды, оценка взаимодействия бизнеса и власти (по оценкам предпринимателей). (РСПП) 2007—2008 гг.
  • Исследование уровня доверия к СМИ среди россиян. (Аппарат Общественной палаты РФ) 2007 г.
  • Отношение населения России к судебным органам. (Аппарат Общественной палаты РФ) 2007 г.
  • Социологические исследования по вопросам недобросовестной конкуренции. (Федеральная Антимонопольная Служба) 2007 г.
  • Факторы и перспективы развития футбола в России (Фонд «Национальная академия футбола») 2006 г.
  • Исследование восприятия НАТО россиянами. (НАТО) 2006 г.
  • Анализ и оценка ситуации восприятия населением явления коррупции в государственном секторе РФ. (Программа развития ООН и Счетная палата РФ) 2006 г.
  • Инвестиционное поведение населения и информированность о системе страхования вкладов. (Агентство по страхованию вкладов) 2005—2006 гг.
  • Условия функционирования малого предпринимательства в регионах России. (ОПОРА России) 2004—2006 г.
  • Синдицированное исследование корпоративной репутации 10 крупнейших компаний России. Дважды в год, начиная с 2004 г.
  • Мониторинг основных показателей социальных настроений жителей стран постсоветского пространства. Участники: ведущие социологические службы 14 стран постсоветского пространства. Дважды в год, начиная с 2003 г. — в рамках проекта «Евразийский монитор»

Научная и преподавательская деятельность

ВЦИОМ имеет статус научного учреждения. Кроме того, в Центре действует научно-экспертный совет, в который входят известные российские социологи, политологи, философы и историки. С 1993 года ВЦИОМ издает собственный научный журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». Журнал выходит 6 раз в год и с 2009 года находится в открытом доступе (как архив, так и свежие номера). В редколлегии «Мониторинга» (полностью обновившейся в 2003 году) — ведущие отечественные социологи (сотрудники Российской Академии Наук, МГУ, РГСУ, ГУ—ВШЭ, ГфК-Русь и др.

На социологическом факультете Высшей школы экономики действует (с 2008 года) кафедра ВЦИОМ, а в РГСУ — научно-исследовательский центр ВЦИОМ (с 2008 года). ВЦИОМ проводит конкурсы научных работ среди молодых учёных — социологов. Выплачивает стипендии наиболее талантливым студентам-социологам.

Центр регулярно издает авторские и коллективные монографии, посвященные состоянию общественного мнения в России. Среди последних: «От Ельцина до Путина: три эпохи в историческом сознании россиян» (2007), «Политическая Россия: предвыборный путеводитель-2007», «Политический словарь нашего времени» (2006), «Россия на перепутье второго срока» (2005). Сотрудники ВЦИОМ регулярно выступают с докладами на российских и зарубежных научных конференциях и круглых столах.

Коллективом ВЦИОМ ведется архив, в котором представлены исследования общественного мнения начиная с 1992 года. Так, в базе данных ВЦИОМ «Архивариус» — результаты опросов общественного мнения «Экспресс» с 1992 года по настоящее время, а в расширенном тематическом архиве — есть функции углубленного поиска в архиве Центра.

История

Рождение. Первый в СССР институт изучения общественного мнения. 1987 г.

Постановление о создании ВЦИОМ (тогда ещё «всесоюзного») было принято на июльском совещании ЦК КПСС 1987 года. Учредителями были ВЦСПС и Госкомтруда СССР. Первым руководителем центра стала Татьяна Заславская, академик. Её заместителем — Борис Грушин. По словам Заславской, образцом при создании центра для неё был Институт демоскопии в ФРГ, возглавляемый Э. Ноэль-Нойман. В 1987—1988 годы благодаря организаторским усилиям Грушина была развёрнута сеть социологических центров в республиках СССР и регионах РСФСР. Это позволило в ноябре 1988 года провести первые массовые опросы по репрезентативным выборкам взрослого населения страны, через год исследования велись уже на систематической основе. В августе 1989 года Борис Грушин покинул ВЦИОМ и организовал собственную организацию по изучению общественного мнения «Глас Народа»,.

В 1988 году во ВЦИОМ пришёл работать Юрий Левада, вместе со своими учениками Львом Гудковым, Борисом Дубиным, Алексеем Левинсоном и др., где сначала был руководителем отдела теоретических исследований, а в 1992 году возглавил организацию. В 1989 году под его руководством была проведена первая волна исследования «Человек Советский».

«Первый среди новых». 1992—2003 гг.

В 1993 году под руководством академика Татьяны Заславской была разработана и запущена стержневая исследовательская программа ВЦИОМ «Мониторинг социально-экономических перемен», суть которой заключалась в проведении регулярных общероссийский опросов общественного мнения. В том же году был издан первый номер журнала «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены», в котором первоначально публиковались результаты исследования «Мониторинга», но потом формат журнала был расширен до сборника аналитических статей.

В 1994, 1999 и 2003 годах прошли 2-я, 3-я и 4-я волна исследования «Советский человек» (Homo Soveticus) под руководством Ю. Левады. 5-я волна исследования была проведена в 2008 году сотрудниками Левада-Центра.

В то же время появившийся на заре перестройки ВЦИОМ, по точному определению Алексея Левинсона, «сыграл роль материнского роя, от которого отделялись возникавшие семьи, новые агентства по изучению общественного мнения и рынка.» Так, в августе 1989 года Борис Грушин покинул ВЦИОМ и организовал собственную организацию по изучению общественного мнения «Глас Народа» В 1991 году на базе коллектива ВЦИОМ была основана одна из ведущих маркетинговых служб современной России — компания КОМКОН. В 1992 году от ВЦИОМа отделился ФОМ, изначально созданный как подразделение центра для привлечения средств благотворительных организаций, а в 2003 году был создан ВЦИОМ-А, впоследствии переименованный в Левада-Центр.

2003 год. Конфликт

С самого основания ВЦИОМ был государственной социологической компанией. Так, в 1987 учредителями Центра были ВЦСПС и Госкомтруд СССР, затем (в 1998 г.) Центр был перерегистрирован как федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП), а в августе 2003 решением Министерства имущественных отношений ФГУП ВЦИОМ было преобразовано в ОАО «Всероссийский центр изучения общественного мнения». Как и прежде 100 % собственником организации оставалось государство. Совет директоров компании, состоящий из представителей акционера — государства, принял решение сменить руководителя Центра (Юрия Леваду), который возглавлял компанию в 1992—2003 гг. На его место был назначен молодой политолог Валерий Фёдоров. Претензиями к Леваде, по словам нового руководителя, были: «застой в научной сфере» и то, что при нём были «незаслуженно забыты» исследования «социальной ситуации в стране, проблемы бедности, безработицы, занятости, рынка труда, эмиграции». Одной из главных задач Валерия Фёдорова на посту директора, по его собственным словам, было сохранение исследовательского коллектива ВЦИОМ:

«Он хочет представить собственное отстранение как разрушение ведущего социологического центра России. Заверю, что такого разрушения не произойдет. К сожалению, Юрий Александрович пытается представить своё увольнение как массовый исход из ВЦИОМа. Мы, разумеется, этого не допустим».

Однако, сотрудники (Лев Гудков, Борис Дубин, Людмила Хахулина, Алексей Левинсон, Марина Красильникова, научные и технические работники) покинули ВЦИОМ вслед за Юрием Левадой и создали службу «ВЦИОМ-А». В начале 2004 года Федеральная антимонопольная служба РФ, запретила прежнему коллективу использовать название «ВЦИОМ-А» и название журнала «Мониторинг общественного мнения», оставив это право за ОАО «ВЦИОМ». В результате этого решения организация «ВЦИОМ-А» была переименована в Левада-Центр. Также стали одновременно издаваться два журнала: «Мониторинг общественного мнения» — во ВЦИОМ, прежний коллектив «Мониторинга» стал издавать «Вестник общественного мнения». В одном из интервью первый директор ВЦИОМа академик Татьяна Заславская, возглавившая правление Левада-Центра, так отозвалась о произошедших переменах:

«Левада-центр — это все те люди, которые работали во ВЦИОМе, это журнал, это архив, все проведенные исследования. Все то, что называется сегодня ВЦИОМом, это, по существу, самозванство. Это просто украденный бренд».

Дальнейшая история (2003—н. в.)

ВЦИОМ продолжил вести исследовательские программы, начатые прежним коллективом, и издавать журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» (прежний редакторский коллектив с 2003 года продолжил работу во вновь созданном журнале «Вестник общественного мнения»).

Приоритетной сферой исследования ВЦИОМа сегодня являются политические настроения населения, отношение к органам власти всех уровней, их решениям, инициативам и программам. Кроме органов власти, ВЦИОМ по-прежнему проводит исследования по заказам крупнейших российских коммерческих компаний и общественных объединений. Появились и новые направления исследований, в частности компания стала уделять больше внимания социальной ситуации в стране, а также маркетинговым и международным исследованиям.

Так с 2003 года ВЦИОМ проводит еженедельные построения индексов социального самочувствия. Эмпирической базой для расчёта индексов, лежащих в основе динамических рядов, служат данные еженедельных Экспресс-опросов, проводимых ВЦИОМ по репрезентативной общероссийской выборке (с учётом квот по полу, возрасту, образованию и территориальному районированию Госкомстата) в 42 областях, краях и республиках России в 140 населенных пунктах (количество респондентов 1600 человек).

С 2003 года большее значение приобрели исследования и на постсоветском пространстве. В 2003 году компания стала одним из учредителей исследовательского агентства «Евразийский монитор» и к 2009 году проводит регулярные опросы населения в 14 государствах бывшего СССР.

В июле 2016 года ВЦИОМ договорился с британским холдингом WPP о покупке компании TNS Russia, которая занимается измерениями телеаудитории в России для расчёта стоимости рекламы. Старт разговорам о продаже был дан конце июня 2016 года, после принятия Госдумой запрета иностранным компаниями заниматься телеизмерениями в России, если доля иностранного участия больше 20 %.

Критика

В адрес компании порой звучат обвинения со стороны тех, кто является объектом её исследований. Так, лидер КПРФ, Геннадий Зюганов критически отзывается об объективности и корректности исследований Центра: «Я считаю, что это недобросовестное исследование», — заявил Председатель ЦК КПРФ Г. А. Зюганов, оценивая по просьбе СМИ опубликованные результаты исследования ВЦИОМ по проблеме Мавзолея В. И. Ленина (по данным этого исследования россияне высказываются за перезахоронение тела Ленина на кладбище).

ВЦИОМ часто осуществляет звонки на домашние телефоны граждан без их предварительного согласия, причем звонить могут и в позднее время суток, и в выходные и праздничные дни.

Страницы сайта содержат вставки кода с других ресурсов, в т.ч. находящихся под контролем не российских компаний, что ставит под угрозу безопасность данных посетителей.

<script src=»//apis.google.com/js/platform.js» async defer> {lang: ‘ru’}</script><script type=»text/javascript» src=»//vk.com/js/api/share.js?90″ charset=»windows-1251″></script> <script type=»text/javascript»>(function(d, s, id) { var js, fjs = d.getElementsByTagName(s); if (d.getElementById(id)) return; js = d.createElement(s); js.id = id; js.src = «//connect.facebook.net/ru_RU/sdk.js#xfbml=1&version=v2.0»; fjs.parentNode.insertBefore(js, fjs); }(document, ‘script’, ‘facebook-jssdk’));</script>

Суд между «The New Times» и ВЦИОМ

ВЦИОМ также обвиняют в «особых» отношениях с Кремлём. Например, Наталья Морарь, один из авторов журнала «The New Times» осенью 2007 года опубликовала серию материалов о коррумпированности ВЦИОМа и манипуляциях, применяемых в исследованиях центра в угоду Администрации Президента РФ. В декабре 2007 года стало известно, что Наталье Морарь запрещён въезд на территорию России. Также ВЦИОМ обратился в суд с иском к журналу «The New Times», и после десятимесячного рассмотрения в сентябре 2008 года арбитражный суд Москвы признал «несоответствующими действительности» опубликованные сведения о том, что центр имеет «специальные коммерческие отношения» с Кремлем, и обязал журнал опубликовать опровержение и выплатить штраф в размере 10000 рублей, а журналистку, писавшую статьи, суд обязал выплатить штраф в размере 100 рублей.

Однако, что касается обвинений в том, что «при проведении опросов социологи из ВЦИОМ по заданию различных партий используют так называемые формирующие вопросы, то есть вопросы, которые наводят на строго определённые ответы», суд отказался удовлетворить претензии ВЦИОМа. Суд решил: «Довод заявителя, что проведенные ВЦИОМ опросы не имели формирующего характера, неоснователен», и «пресс-выпуск ВЦИОМ № 771 от 18.09.2007 года, на который имеется ссылка в исковом заявлении, свидетельствует об обратном», — говорится в постановлении Арбитражного суда Москвы. Судебное решение в этой связи было оспорено заявителем, и расследование по делу продолжается.

Однако в августе 2013 года директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров отметил, что главным заказчиком ВЦИОМ является «Кремль» и партия «Единая Россия» и что результаты опросов, проведённых по их заказам, могут публиковаться только после разрешения заказчика.

Заказной опрос Башкирской содовой компании

В СМИ появлялась информация о заказных опросах населения ВЦИОМ, выполненных по заказу Башкирской содовой компании.

Примечания

  1. ↑ «Профессиональная сеть ЭСОМАР»
  2. ↑ «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» Архивная копия от 21 июня 2009 на Wayback Machine
  3. ↑ «Медиа-рейтинги социологических центров» Архивная копия от 25 декабря 2015 на Wayback Machine
  4. ↑ О НАС
  5. ↑ Евразийский монитор
  6. ↑ Проекты ВЦИОМ в 2006—2008 годах, информация на сайте центра. Архивная копия от 5 сентября 2009 на Wayback Machine
  7. ↑ «Архив журнала Мониторинг» Архивная копия от 21 июня 2009 на Wayback Machine
  8. ↑ «Библиотека ВЦИОМ»
  9. ↑ «База данных Архивариус» Архивная копия от 7 июля 2009 на Wayback Machine
  10. ↑ «Расширенный тематический архив» Архивная копия от 21 декабря 2008 на Wayback Machine
  11. ↑ 1 2 Грушин Б. На дальних и ближних подступах к созданию ВЦИОМа / Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет мониторинга. — М.: Новое издательство, 2008. — С. 18—22.
  12. ↑ Заславская Т. Как рождался ВЦИОМ / Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет мониторинга. — С. 11—17.
  13. ↑ Левада Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки 1993—2000. СС. 391—548.
  14. ↑ Левада Ю. Ищем человека. Социологические очерки 2000—2005 годов. СС. 263—379.
  15. ↑ Страницы Алексея Левинсона
  16. ↑ История компании Архивная копия от 24 октября 2007 на Wayback Machine
  17. ↑ Интервью с Валерием Федоровым / Независимая газета от 11.09.2003
  18. ↑ Заславская Т. ВЦИОМ/Левада-центр: 20 лет в первопроходцах — интервью радио Свобода, февраль 2007 года.
  19. ↑ ВЦИОМ: Клиенты и партнёры Архивная копия от 20 июня 2009 на Wayback Machine
  20. ↑ ВЦИОМ: Индексы социального настроения Архивная копия от 25 октября 2008 на Wayback Machine
  21. ↑ ВЦИОМ: Работа по направлению «Евразийский монитор» Архивная копия от 20 февраля 2009 на Wayback Machine
  22. ↑ ВЦИОМ договорился о покупке TNS «Meduza», 22.07.2016
  23. ↑ Зюганов об итогах опроса правительственного ВЦИОМ по Ленину
  24. ↑ Морарь Н. Плата за лояльность / The New Times № 39 от 03.12.2007
  25. ↑ 1 2 Редакционная статья / The New Times № 38(84) от 22.09.2008
  26. ↑ 1 2 Директор ВЦИОМ Валерий Федоров: Наш основной заказчик — Кремль и «Единая Россия» // ВЦИОМ, 21.08.2013: «Наши основные заказчики — это Кремль и „Единая Россия“. … Поэтому, конечно же, мы публикуем только то, что разрешить сделать гласностью заказчик исследования.»
  27. ↑ Культура