Охрана озера байкал

Содержание

Повышение оригинальности

Содержание
Введение………………………………………………………………………3
1.Правовые проблемы охраны озера Байкал………………………………..5
2.Экологический аудит………………………………………………………17
3.Меры по защите окружающей среды Байкальского региона……………22
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………..
Введение
Обратившись к современному состоянию организационно-правового регулирования охраны и защиты водных биоресурсов Байкальского бассейна, в первую очередь следует рассматривать оз. Байкал как экологическую систему. Во вторую ? современное состояние законодательства об оз. Байкал, о водных биоресурсах, в третью — организационное обеспечение исполнения действующего законодательства. И наконец, юридическую ответственность за правонарушения в указанной сфере.
Озеро Байкал вошло в состав мирового природного наследия ЮНЕСКО с 1996 г. С тех пор вопросы охраны озера как объекта природного наследия мирового значения вошли составной частью новых научных исследований, стали объектом особого правового регулирования отношений, связанных с его использованием и охраной, организационных мероприятий различных уровней публичной власти, также объектом международного правового регулирования.
Изменения, происходящие в различных сферах жизнедеятельности, вызвали изменения в отношениях государства и природопользования, которое проявляется в изменении экологической функции государства, изменении состояния экологической системы, в частности оз. Байкал. Известно, что компонентами окружающей природной среды признаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В сложившихся условиях государство вынужденно предпринимать серьезные шаги в стратегическом планировании осуществления административно-правовой охраны окружающей среды в Российской Федерации.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная экологическая обстановка в России признается в научной и специальной литературе неблагополучной. Характеризуя ее современное состояние как напряженное, Р.А. Тюлин выделяет в качестве основных экологических проблем: загрязнение водных объектов (Поволжье, Урал, Северный Кавказ); загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышленных предприятий (Норильск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Новокузнецк, Череповец и др.): постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления, в том числе токсинных (Московская, Кемеровская, Тюменская области); загрязнение почв, опустынивание и деградация растительного покрова в ряде регионов, сокращение видового состава флоры и фауны. Особенно неблагополучно состояние окружающей среды в бассейне р. Волги. Не меньшего внимания заслуживает Байкальский регион.
В связи с изложенным, считаю необходимым сформулировать следующие задачи исследования:
— рассмотреть правовые проблемы охраны озера Байкал;

— изучить экологический аудит и меры по защите окружающей среды Байкальского региона.
1. Правовые проблемы охраны озера Байкал
Законодательство об охране озера Байкал формирует особый правовой режим природопользования и охраны окружающей среды на Байкальской природной территории. Вместе с тем эффективность правовой охраны озера Байкал может оказаться сниженной при решении некоторых текущих вопросов. Один из них связан с интенсификацией деятельности по развитию туризма и отдыха на Байкале, в том числе посредством создания особых экономических зон. Другой обусловлен неполнотой правового регулирования в части оперативного реагирования на возникшую проблему размыва берегов острова Ярки в северной части Байкала.
Озеро Байкал — объект, в отношении которого и национальными, и международными нормами права предусмотрен ряд обособленных правил и требований в области охраны окружающей среды и ограничений по природопользованию. Так, Федеральным законом «Об охране озера Байкал» в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности на Байкальской природной территории. Правовая охрана озера Байкал основывается также на положениях законодательства об охране окружающей среды в целом, водного законодательства. Решение экологических проблем Байкальской природной территории намечено в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.
Такой подход полностью соответствует правилу, закрепленному Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия (г. Париж, 16 ноября 1972 г.), одним из объектов которого является озеро Байкал, о возложении обязательства обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям природного наследия, которое расположено на территории государства — стороны Конвенции, прежде всего на это государство (ст. 4) . В том числе государство должно стремиться принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для возможно более эффективной охраны и сохранения и возможно более активной популяризации природного наследия (ст. 5d) .
Однако эффективная правовая охрана озера Байкал может быть затруднена при появлении определенных текущих вопросов. Задача правового регулирования в таких случаях связана с оперативным реагированием на развивающиеся общественные отношения, равно как и на возникающие практические проблемы. Последние преимущественно формируются на Байкале под воздействием двух факторов — при повышении интенсивности хозяйственной и иной деятельности и при том или ином изменении природных условий в регионе. Учет первого фактора предполагает тесное увязывание законодательства об охране окружающей среды, и конкретно об охране озера Байкал, с законодательством о хозяйственной деятельности, учет второго обусловливает развитие законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, повышение его способности адекватно и быстро реагировать на изменяющиеся исходные условия охраны озера Байкал.

В настоящее время в ряде документов программного характера определилось такое направление развития Байкальской природной территории, как туристская деятельность. Правовая основа данного направления во многом заложена Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», согласно которому особая экономическая зона может быть создана в числе прочих целей для развития туризма (ст. 1 , ). С 2006 г. в данном Федеральном законе выделен специально такой тип особых экономических зон, как туристско-рекреационные особые экономические зоны (ст. 4) (далее также — ТРОЭЗ). На фоне законодательства, формирующего привлекательные экономические условия для предпринимательской деятельности в области туризма, территории, потенциально или реально пользующиеся большим туристическим спросом, рассматриваются в аспекте создания ТРОЭЗ. К числу таких территорий, несомненно, относится Байкальская природная территория.
В этом случае законодатель не акцентировал внимание на очевидной сложности наслоения одного особого правового режима на другой не менее особый в своем роде: в самом деле, «особый режим хозяйственной и иной деятельности» на Байкальской природной территории (ст. 5 Федерального закона «Об охране озера Байкал») должен каким-то образом соотнестись с «особым режимом осуществления предпринимательской деятельности» (ст. 2 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»). Несомненно, что цели этих «особенностей» различны, хотя используемая терминология во многом сходна.
Формально основы для определения приоритетности заложены в актах о создании соответствующих зон:
— Постановлении Правительства Российской Федерации «О создании на территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа,
— Постановлении Правительства Российской Федерации «О создании на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа».
В обоих случаях использована стандартная для аналогичных актов о создании ТРОЭЗ формулировка: на территории соответствующей особой экономической зоны осуществляются любые виды деятельности, за исключением видов деятельности, запрещенных Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Вопрос лишь в том, что во всех остальных случаях, когда правительство подобным образом отдало приоритет регулированию этим законодательным актом, ТРОЭЗ создавались не на территории ……..

«Об охране озера Байкал», закон Российской Федерации и проблемы его реализации

Принятие данного закона явилось результатом многолетней работы ученых, специалистов различного профиля, производственников, управленцев и представителей самых широких кругов общественности. Однако содержание закона определяет самые общие принципы и требования к охране уникального природного объекта и хозяйственной деятельности в пределах его природной территории, которая включает акваторию озера, его бассейн и земли за пределами бассейна – до 200 км на северо-запад от него. Поэтому рамочный характер закона предопределяет разработку и реализацию целого ряда нормативно-правовых актов, которые должны конкретизировать содержание общих статей.

Со времени принятия закона прошло около девяти лет. Однако упомянутые нормативно-правовые акты по реализации закона в полной мере до сих пор еще не приняты. Причем эти акты должны быть разных уровней – Правительства РФ, министерств и ведомств федерального уровня, Правительства Республики Бурятия, администраций Иркутской и Читинской областей. Более того, принятые акты по реализации статей закона требуют постоянной корректировки и уточнения в связи с изменениями экологической и социально-экономической ситуации на Байкальской природной территории (БПТ).

Закон состоит из 4-х глав и 26 статей. В главу I «Основные положения» входят 4 статьи, определяющие правовое регулирование в области охраны озера Байкал, экологическое зонирование БПТ и ее границы, а также договоры о разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны озера Байкал.

В главе II «Режим охраны Байкальской природной территории», включающей 8 статей, изложены основные принципы охраны БПТ, виды деятельности, запрещенные или ограниченные на этой территории, требования к водному режиму озера Байкал, особенности охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений, порядок определения территорий традиционного природопользования на БПТ, особенности пользования земельными ресурсами в Центральной экологической и Буферной экологической зонах, особенности лесопользования, порядок организации туризма и отдыха в Центральной экологической зоне.

В главу III «Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал» включены две статьи, определяющие порядок установления нормативов предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и предельно допустимый объем сбросов и выбросов, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал.

Глава IV «Государственное регулирование в области охраны озера Байкал» состоит из 12 статей, в которых изложены основные положения государственного регулирования охраны озера Байкал, включающие определение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал, необходимость разработки комплексных схем охраны и использования природных ресурсов БПТ. В этой же главе определены порядок проведения экологической паспортизации хозяйственных объектов на БПТ, особенности ликвидации или перепрофилирования экологически опасных хозяйственных объектов, осуществления государственного экологического контроля в области охраны озера Байкал, государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал.

В настоящее время приняты следующие нормативно-правовые акты по реализации статей закона:

  1. Статья 2. Экологическое зонирование БПТ. Это зонирование осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. В соответствии с этим порядком принято распоряжение Правительства РФ № 1641-р от 27.11.2006 г. «Об утверждении границ БПТ и ее экологических зон». Утверждение границ Центральной экологической зоны в границах Участка Всемирного природного наследия требует внесения изменений в принятое ранее постановление Правительства РФ № 643 от 30.08.2001 г. «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ)».
  2. Статья 3. Границы БПТ. Во исполнение данной статьи принято постановление Правительства РФ от 06.09.2000 г. № 661 «Об экологическом зонировании БПТ и информации населения о границах БПТ, ее экологических зон и об особенностях режима экологических зон».
  3. Статья 6. Виды деятельности, запрещенные или ограниченные на БПТ. Перечень видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ, утверждается Правительством РФ. По данной статье принято упомянутое выше постановление Правительства РФ № 643. Однако утверждение границ ЦЭЗ в границах участка Всемирного природного наследия, который охватывает хозяйственно освоенные и экономически активные территории, требует внесения изменений в указанное постановление Правительства РФ и разработки системы регламентации хозяйственной деятельности в Центральной, Буферной зонах и зоне атмосферного влияния, а также на особо охраняемых природных территориях (ООПТ).
  4. Статья 7. Водный режим озера Байкал. Режим наполнения и сработки озера Байкал определяется федеральным органом исполнительной власти в области использования и охраны водного фонда в порядке, установленном законодательством РФ. По данной статье принято постановление Правительства РФ от 26.03.2001 г. № 234 «О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности», которые установлены в интервале 456 и 457 м тихоокеанской отметки (ТО).
  5. Статья 8. Особенности охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора водных растений. Данные особенности устанавливаются Правительством РФ.

Во исполнение этой статьи принято постановление Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 67 «Об особенностях охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений озера Байкал». Принятое постановление требует разработки Россельхознадзором «Правил рыболовства в бассейне озера Байкал». 6. Статья 15. Федеральные органы исполнительной власти в области охраны озера Байкал. Правительство РФ определяет федеральные органы исполнительной власти в области охраны озера Байкал, их функции и полномочия, а также координационный орган для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти. Для реализации данной статьи принято постановление Правительства РФ № 1298 от 25.11.1999 г., согласно которому Министерство природных ресурсов (МПР) РФ уполномочено на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал. В развитие данного Постановления Росприроднадзор МПР РФ, в соответствии с пунктом 5.2.2. своего Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 400 от 30.07.2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал. Для координации действий по рациональному природопользованию на Байкальской природной территории распоряжением Правительства РФ № 1205-р от 29.08.2006 г. создана Межведомственная Комиссия по вопросам охраны озера Байкал при МПР РФ.

Наряду с принятыми нормативно-правовыми актами различного уровня по реализации закона РФ «Об охране озера Байкал», целый ряд статей закона остаются нереализованными из-за отсутствия соответствующих нормативно-правовых актов. В первую очередь это касается следующих статей закона:

  1. Статья 9. Территории традиционного природопользования на БПТ. Для их установления необходима разработка «Порядка организации территорий традиционного природопользования».
  2. Статья 11. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в ЦЭЗ. В соответствии с данной статьей, в ЦЭЗ запрещаются: – сплошные рубки; – перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий. Во исполнение данной статьи необходимо разработать зонирование территории лесного фонда БПТ, «Правила рубок главного пользования в лесах БПТ», «Наставления по рубкам ухода в лесах БПТ», а также внести изменения в ст.11 закона для того, чтобы предусмотреть возможность перевода лесных земель в земли особо охраняемых территорий для их использования в туристско-рекреационных целях.
  3. Статья 12. Организация туризма и отдыха в ЦЭЗ. Для реализации указанной статьи необходимо разработать предельно допустимые нормы нагрузок на окружающую среду в ЦЭЗ и «Правила организации туризма и отдыха в ЦЭЗ».
  4. Статья 13. Порядок установления нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДВВ) на уникальную экологическую систему озера Байкал. Для выполнения данной статьи следует определить нормативы ПДВВ и перечень вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высоко опасных и умеренно опасных, для уникальной экологической системы озера Байкал.
  5. Статья 14. Предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной системы озера Байкал. Для выполнения данной статьи закона необходимо определить предельно допустимый объем вредных воздействий на экосистемы БПТ, а также нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ для каждой из экологических зон.
  6. Статья 16. Комплексные схемы охраны и использования природных ресурсов БПТ. Общая схема для всей территории БПТ была разработана, но не утверждена. Кроме этого, требуется разработка данных схем для каждой из зон БПТ и административных районов.
  7. Статья 17. Экологическая паспортизация хозяйственных объектов на БПТ. Для выполнения данной статьи необходима разработка порядка ведения экологических паспортов хозяйственных объектов на БПТ.
  8. Статья 18. Ликвидация и перепрофилирование экологически опасных хозяйственных объектов. Для выполнения этой статьи необходимо определить перечень экологически опасных хозяйственных объектов на БПТ и порядок их ликвидации или перепрофилирования.
  9. Статья 20. Государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал. Для выполнения статьи необходимо определить «Порядок осуществления государственного экологического мониторинга на БПТ в рамках Единой Государственной Системы Мониторинга (ЕГСМ)».
  10. Статья 21. Финансирование деятельности по охране озера Байкал. Реализация данной статьи в настоящее время не осуществляется в связи с тем, что не установлены порядок и методика компенсирования из средств бюджетов различных уровней экологических затрат, направленных на мероприятия по охране озера Байкал. Указанную статью предлагается дополнить пунктом 21.1. «О финансово-экономической ответственности Российской Федерации перед субъектами БПТ за ограничения хозяйственной деятельности, социально-экономического развития, связанных с реализацией настоящего закона». Для выполнения данного пункта необходимо определить и утвердить порядок и методику компенсирования из средств федерального бюджета прямых потерь и упущенной выгоды хозяйствующими субъектами и административно-территориальными образованиями на БПТ в результате введения ограничений на БПТ.
  11. Статья 25. Международное сотрудничество РФ в области охраны озера Байкал. Для выполнения данной статьи необходимо разработать и принять Рамочную Конвенцию «Об экологической безопасности Байкальской природной территории», которая может быть согласована Россией, Монголией и специализированными организациями ЮНЕСКО.

Международное сотрудничество в области охраны озера Байкал осуществляется в разных областях государственной и духовной жизни: нормативно-правовой, научной, культурной. Согласно статье 25 Федерального закона «Об охране оз. Байкал», международное сотрудничество регулируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Помимо Закона «Об охране оз. Байкал», нормативно-правовое обеспечение природоохранной деятельности бассейна оз. Байкал осуществляют также следующие законы: Федеральные: «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Закон принят Государственной Думой 27 января 1995 года; «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Закон принят Государственной Думой 4 октября 1996 года. Одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 года; «Об особо охраняемых природных территориях». Закон принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года; «Об экологической экспертизе». Закон принят Государственной Думой 19 июля 1995 года; «Об охране окружающей среды». Закон принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года.

Субъектов Российской Федерации:

  1. «Об охране окружающей среды в Республике Бурятия». Закон принят Народным Хуралом Республики Бурятия 17 ноября 2005 года;
  2. «О лечебно-оздоровительных местностях, курортах и иных категориях особо охраняемых природных территорий в Республике Бурятия». Закон принят Народным Хуралом Республики Бурятия 16 сентября 1997 года.

Закон РФ «Об охране оз. Байкал» стал первым опытом решения экологических проблем с помощью ограничения хозяйственной деятельности. Кроме действующих запретов на территории национальных парков и заповедников, в природоохранной практике появилась новая категория особо охраняемых природных объектов – Центральная экологическая зона БПТ.

Однако если первые две категории имеют право на существование в соответствии с Законом РФ «Об особо охраняемых природных территориях», то последнее понятие там отсутствует.

Определенные правовые коллизии с действующим законодательством возникают при создании особых экономических зон туристского типа, при изменении уровня оз. Байкал в интересах энергетики. Нет механизма реализации федерального закона, действующего только на половине муниципального образования.

Особые проблемы возникают в связи с тем, что крупные города на побережье оз. Байкал (Слюдянка, Култук, Бабушкин, Северобайкальск и Байкальск) исключены из территории Участка Всемирного наследия. В таком случае они получают право неограниченного загрязнения окружающей среды со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Анализируя сложившуюся ситуацию, можно утверждать, что экологическое законодательство должно быть основано на принципах устойчивого развития. Равным образом необходимо развивать экологобезопасную экономику и сохранять окружающую среду. Любой производитель должен иметь гарантии собственности и механизм стимулирования в ограничении промышленных сбросов и выбросов.

Проецируя данный закон на экономически развитые страны, можно видеть разнообразие металлургических и химических предприятий на берегах Великих американских озер, на Бодензее, на Женевском озере. Никто не пытается зонировать территорию прилегающих стран на предмет запрета хозяйственной деятельности.

Производитель отвечает за экологическую безопасность своего предприятия, а устойчивое развитие любого региона есть разумное сочетание задачи сохранения окружающей среды и использования природных ресурсов в интересах населения и будущих поколений.

Источник: Байкал: природа и люди : энциклопедический справочник / Байкальский институт природопользования СО РАН ; – Улан-Удэ : ЭКОС : Издательство БНЦ СО РАН, 2009. – 608 с.: цв. ил.

  1. Государственный мониторинг
  2. Река Селенга
  3. Река Баргузин
  4. Река Турка
  5. Реки Верхняя Ангара и Тыя
  6. Научный мониторинг
  7. Проблемы сохранения экосистемы Байкала
  8. Система экологического образования, воспитания и культуры
  9. Антропогенное влияние на Байкале
  10. Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (антропогенное влияние)
  1. Лесохозяйственно-экологический комплекс
  2. Экологические проблемы Иркутской области
  3. Министрество природных ресурсов и экологии
  4. Государственные меры по защите экологии Байкала
  5. Экономика и экология
  6. Систематика и экология байкальской фауны и флоры
  7. Принципы экологической социализации
  1. Е.В. Дубенцова Геоэкологическое обеспечение регионального природоохранного законодательства (на примере Федерального Закона «Об охране озера Байкал») Дис. на соискание науч. степ. канд. географ, наук. Улан-Удэ 2005.
  2. И.И. Максимова Формирование системы управления сохранением озера Байкал. Иркутск: Издательство Института географии СО РАН, 2004. 155с.
  3. В.В. Попов Политика сохранения биоразнообразия в Байкальском регионе Иркутск. 2002.
  4. А.К. Тулохонов Байкальский регион: Проблемы устойчивого развития. — Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма Российской Академии наук, 1996. 208с.
  5. Федеральный закон от 1 мая 1999г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»// СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2220.
  6. Воронин В.И., Морозова Т.И. Комплексная оценка в условиях техногенного загрязнения // Экологические проблемы урбанизированных территорий. Иркутск: Изд-во ИГ СО РАН, 1998. — С. 81 — 100.
  7. Калеп Л.Л., Михеев B.C. Система природопользования // Человек у Байкала: экологический анализ среды обитания. Новосибирск: ВО Наука. Сиб. издат. фирма, 1993. — С. 86 — 117 с.
  8. Наумов П.П. Эколого-экономическая оценка ресурсного потенциала и ущерба животному миру // Настольная книга по экономике сохранения биоразнообразия Байкальского региона. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2002.-C.33-38.
  1. Закон РФ «Об охране озера Байкал» // libbabr.com: сайт
  2. Организационно-правовой механизм охраны экосистемы озера Байкал //law.edu.ru
  3. Экологический мониторинг озера Байкал // baikalake.ru
  4. Экологический контроль оз. Байкал // otherreferats.allbest.ru
  5. Экологический мониторинг // Байкал-Lake: сайт
  6. Экологический мониторинг озера Байкал // Google plus

В разделе Другое на вопрос Помогите пожалуйста сделать доклад об охране озере Байкал к завтрешнему дню заданный автором Кроссворд лучший ответ это Байкал – одно из величайших и красивейших озер мира!
Оно самое глубокое (1620м) , самое большое по объему чистейшей пресной воды (20 % мировых запасов) , самое неповторимое по уникальности животного мира озеро. Байкал является классическим примером тектонического озера- водоема, образовавшегося в результате тектонических процессов. Байкал лежит в глубокой впадине, окруженной горными хребтами. Байкал – одно из древнейших озер мира: ему 25 млн. лет. Берега озера расходятся со скоростью 2 см в год, и в дальнейшим будущим оно может превратиться в настоящий океан. В Байкал впадает более 300 рек. Наиболее крупная из них Селенга. Вытекает из Байкала только 1 река – Ангара. В 1959 г. на Ангаре была построена плотина Иркутской гидроэлектростанции, и озеро соединилось с вновь созданным водохранилищем. Уровень воды в озере повысился примерно на один метр. Берга Байкала высокие и крутые. Низкие берега встречаются лишь в устьях притоков, которые при впадении образуют обширные дельты. Среди немногочисленных заливов самым крупным считается Баргузинский и Чывыркуйский. Почти заливом считается пролив Малое Море, отделенный от основной акватории (Большого Моря) самым большим на Байкале островом – Оль хон (площадь около 730 кв. км) Есть около 20 островов, но они небольшие и скалистые. Вода в Байкале темно синего цвета, ярко-синие оттенки наблюдаются в июне; прозрачность в отдельных местах достигает 40 м. Интересен такой факт: в Байкале вода более пресная чем в реках впадающих в нее, и минерализация ее убывает с глубиной. Ученые считают, что на дне Байкале существует мощный постоянный источник сверх пресных вод .Но достоверность этой гипотезы надо еще доказать. Средне годовая температура воды Байкала 4,5 градусов на юге и 3 в средней части. В августе-сентябре вода прогревается до 12 градусов, у берегов- иногда 20. Температура воды в глубинных слоях постоянно держится на отметке 3, 2 градуса. Зимой озеро замерзает. Лед становится прозрачным через него достаточно хорошо видно на глубину 8-10 метров. По бурному нраву Байкал занимает одно из первых мест среди озер мира высота волн во время шторма достигает 4 метров. Уникальная флора и фауна создали Байкалу мировую славу своеобразного природного музея. В озере обитает более 2,6 тыс. видов растений и животных. Почти 2/3 из них обитают только в этом водоеме. Среди них- байкальная нерпа и живородящая рыба голомянка. Уникальный животный и растительный мир способствует сохранению чистоты вод Байкала. Однако если нарушить хотя бы одно из звеньев очень сложного и строго сбалансированного экологической системы, то вся она будет разрушена. Из всего выше сказанного можно смело утверждать что Байкал это жемчужина России.
Источник: убери *

>Об охране озера Байкал (с изменениями на 28 июня 2014 года)

Об охране озера Байкал

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об охране озера Байкал

(с изменениями на 28 июня 2014 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ (Российская газета, N 245-246, 28.12.2000, N 247, 29.12.2000, N 248, 30.12.2000, N 1, 04.01.2001, N 3, 06.01.2001, N 4, 10.01.2001);
Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ (Российская газета, N 256, 31.12.2001);

Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ (Парламентская газета, N 246-247, 28.12.2002, N 248-249, 31.12.2002, N 3, 9.01.2003);
Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ (Парламентская газета, N 239, 27.12.2003, Парламентская газета, N 240-241, 30.12.2003, Парламентская газета, N 242-243, 31.12.2003, Парламентская газета, N 1, 06.01.2004);
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);
Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ (Российская газета, N 277, 08.12.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 40 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ);
Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ (Парламентская газета, N 214-215, 21.12.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 38 Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ);
Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 240-ФЗ (Российская газета, N 248, 07.11.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 9 Федерального закона от 30 октября 2007 года N 240-ФЗ);
Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ (Российская газета, N 153, 18.07.2008) (о порядке вступления в силу см. статью 33 Федерального закона от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ);
Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ (Российская газета, N 267, 31.12.2008) (о порядке вступления в силу см. статью 49 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ);
Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 215-ФЗ (Российская газета, N 159, 22.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 11 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 215-ФЗ);
Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ (Российская газета, N 160, 25.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 71 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ);
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 331-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.11.2011) (вступил в силу с 1 января 2012 года);
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2013);
Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2014).

Принят
Государственной Думой
2 апреля 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
22 апреля 1999 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ.

Глава I. Основные положения (статьи 1 — 4)

Статья 1. Правовое регулирование в области охраны озера Байкал

1. Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 2. Экологическое зонирование Байкальской природной территории

1. Байкальская природная территория — территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.

2. На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны:
центральная экологическая зона — территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал;
буферная экологическая зона — территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации;
экологическая зона атмосферного влияния — территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.

3. Экологическое зонирование Байкальской природной территории осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 3. Границы Байкальской природной территории, границы водоохранной зоны и границы рыбоохранной зоны озера Байкал

(Наименование в редакции, введенной в действие с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ.

1. Правительство Российской Федерации по представлениям органов государственной власти Республики Бурятия, органов государственной власти Иркутской области, органов государственной власти &nbspЗабайкальского края&nbsp утверждает границы Байкальской природной территории и экологических зон — центральной экологической зоны, буферной экологической зоны, экологической зоны атмосферного влияния.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ.
Границы водоохранной зоны и границы рыбоохранной зоны озера Байкал утверждаются Правительством Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ)

2. Органы исполнительной власти Республики Бурятия, органы исполнительной власти Иркутской области, органы исполнительной власти &nbspЗабайкальского края&nbsp в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обеспечивают информирование населения Байкальской природной территории о границах Байкальской природной территории, в том числе о границах экологических зон, и об особенностях режима экологических зон.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ.

(статья утратила силу с 1 января 2005 года —

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. —

См. предыдущую редакцию)

Глава II. Режим охраны Байкальской природной территории (статьи 5 — 12)

Статья 5. Основные принципы охраны Байкальской природной территории

В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами:
приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны;
учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал;
сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития;
обязательности государственной экологической экспертизы.

Статья 6. Виды деятельности, запрещенные или ограниченные на Байкальской природной территории

1. На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал:
химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления;
физическое изменение состояния озера Байкал или его части (изменение температурных режимов воды, колебание показателей уровня воды за пределами допустимых значений, изменение стоков в озеро Байкал);
биологическое загрязнение озера Байкал, связанное с использованием, разведением или акклиматизацией водных биологических объектов, не свойственных экологической системе озера Байкал, в озере Байкал и водных объектах, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал.

2. На Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 215-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ.

3. Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Водный режим озера Байкал

В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал и предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ее состояние устанавливаются следующие требования к водному режиму озера Байкал:
режим наполнения и сработки озера Байкал определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ;
запрет на повышение уровня воды в озере Байкал выше максимальных значений и снижение уровня воды в озере Байкал ниже минимальных значений, установленных Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Особенности охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений

В целях охраны байкальских омуля, нерпы и других видов водных животных, а также видов водных растений, распространенных только в озере Байкал (далее также — эндемичные виды водных животных и растений), за исключением водных животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти определяются допустимый объем вылова (добычи) байкальских омуля, нерпы и других эндемичных видов водных животных, сбора эндемичных видов водных растений, сроки вылова байкальского омуля и перечень орудий его вылова, сроки добычи байкальской нерпы и перечень орудий ее добычи, а также сроки сбора эндемичных видов водных растений (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Особенности охраны, вылова (добычи) байкальских омуля, нерпы и других эндемичных видов водных животных, а также сбора эндемичных видов водных растений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Территории традиционного природопользования на Байкальской природной территории

1. На Байкальской природной территории в установленном законодательством Российской Федерации порядке определяются территории традиционного природопользования.

2. Отношения, возникающие в связи с использованием земель и других природных ресурсов на территориях традиционного природопользования на Байкальской природной территории, регулируются законодательством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 10. Особенности пользования земельными ресурсами в центральной экологической и буферной экологической зонах

Пользование земельными ресурсами в центральной экологической и буферной экологической зонах гражданами и юридическими лицами осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона.

Статья 11. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в центральной экологической зоне

1. В центральной экологической зоне запрещаются:

1) сплошные рубки;

2) перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ.

2. При воспроизводстве лесов в центральной экологической зоне воспроизводство ценных лесов обеспечивается в приоритетном порядке.

3. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в центральной экологической зоне, осуществляются в соответствии с лесным законодательством (пункт дополнительно включен с 8 декабря 2007 года Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 240-ФЗ).
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ.

Статья 12. Организация туризма и отдыха в центральной экологической зоне

1. Организация туризма и отдыха в центральной экологической зоне осуществляется в соответствии с правилами, обеспечивающими соблюдение предельно допустимых норм нагрузок на окружающую среду в центральной экологической зоне (пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ.

2. Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне утверждаются органами государственной власти Республики Бурятия, органами государственной власти Иркутской области.

Глава III. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал (статьи 13 — 14)

Статья 13. Порядок установления нормативов предельнодопустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал

1. Для Байкальской природной территории устанавливаются нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал в порядке, определенном законодательством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал, а также методы их определения утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и совершенствуются на основании данных научных исследований (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

3. Перечень вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, утверждается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Статья 14. Предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления,опасных для уникальной экологической системы озера Байкал

1. Предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, устанавливается с учетом результатов научных исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации и ежегодно подлежит обязательному пересмотру в целях его уменьшения с учетом состояния окружающей среды Байкальской территории.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ.
В центральной экологической зоне запрещается размещение отходов производства и потребления I-III классов опасности.
(Абзац дополнительно включен с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ)

2. Количество относящихся к категориям особо опасных и высокоопасных для уникальной экологической системы озера Байкал вредных веществ в сбросах хозяйственных и иных объектов, расположенных в центральной экологической и буферной экологической зонах, не должно превышать такое количество при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов (абзац в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ.
Концентрации вредных веществ всех категорий опасности для уникальной экологической системы озера Байкал в сбросах и выбросах не должны превышать нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, установленных для каждой из экологических зон.

Глава IV. Государственное регулирование в области охраны озера Байкал (статьи 15 — 26)

Статья 15. Федеральные органы исполнительной власти в области охраны озера Байкал

Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области охраны озера Байкал, их функции и полномочия, а также координационный орган для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Статья 16. Комплексные схемы охраны и использования природных ресурсов Байкальской природной территории

Основой для осуществления хозяйственной и иной деятельности на Байкальской природной территории являются комплексные схемы охраны и использования ее природных ресурсов, разрабатываемые и утверждаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 17. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории, осуществляется для каждой экологической зоны уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ.

Статья 18. Ликвидация или перепрофилирование экологически опасных хозяйственных объектов

Ликвидация или перепрофилирование экологически опасных хозяйственных объектов на Байкальской природной территории осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал

Государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, осуществляющими соответственно федеральный государственный экологический надзор и региональный государственный экологический надзор, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством указанных субъектов Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.

Статья 20. Государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал

1. Государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

2. Государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти &nbspв порядке, установленном Правительством Российской Федерации&nbsp.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 331-ФЗ.

Статья 21. Финансирование деятельности по охране озера Байкал

1. Финансирование деятельности по охране озера Байкал осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ..

Статья 22. Целевые программы в области охраны озера Байкал

Федеральные целевые программы в области охраны озера Байкал формируются Правительством Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации осуществляют разработку и реализацию межмуниципальных целевых программ в области охраны озера Байкал, а также участвуют в разработке и выполнении федеральных целевых программ в области охраны озера Байкал.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ

Статья 23. Информация в области охраны озера Байкал

В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, гражданам и юридическим лицам обеспечивается доступ к информации в области охраны озера Байкал.

Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с гражданским, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны озера Байкал

Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны озера Байкал регулируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль
1 мая 1999 года
N 94-ФЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Вопросы о сохранении озера Байкал озвучивались на международном и государственном уровне неоднократно.

Для защиты природного комплекса бассейна озера в 2011 году Федеральной целевой программой Российской федерации было выделено 1 млрд рублей.

Данная Федеральная программа рассчитана на 10 лет, до 2020 года и включает в себя ликвидацию влияния действия Джидинского вольфрамо-молибденового завода, проектирование мероприятий по защите Озера Байкал от разлива нефти, а также постройку очистных сооружений.

Охрана озера Байкал — тема, обсуждаемая не только в России.

Про охрану реликтового озера недавно заговорили в ЮНЕСКО, потребовавши показать отчёты проделанной работы по сохранению озера и меры, приложенные для прекращения загрязнений, поскольку данная территория является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Охрана озера Байкал

Для защиты природной территории установили нормы предельно допустимых показателей вредных воздействий, предельно допустимый объём выбросов вредных веществ и отходов производства, а также комплексные мероприятия по охране и защите природных ресурсов территории Байкала.

В Иркутской области планируется законопроект, который позволит развивать туризм и инфраструктуру региона таким образом, чтобы избежать превышения экологических нагрузок на природный комплекс озера Байкал и природу Сибири.

Особенно острой стоит проблема скапливания мусора на берегах озера из-за массового наплыва туристов и отдыхающих.

Главной целью защиты озера и охраны прилегающих природных территорий является сохранение экосистемы Байкала в целостности, как уникального комплекса для будущих поколений, ведь байкальский регион — один из самых богатых уникальными и неповторимыми климатическими и геологическими условиями для жизни редких видов флоры и фауны.

По этой причине в регионе количество заповедников и национальных парков с каждым годом увеличивается. На данный момент их насчитывается более 200. Практически вся территория Прибайкалья, за исключением промышленных районов, охраняется законом.

Охрана озера Байкал позволит на многие десятилетия затормозить, а возможно, и остановить разрушение целой природной экосистемы, сохранить до 90% тайги и дикой природы Сибирского края и на основе Байкальского региона продемонстрировать всему миру необходимость защиты экологически чистых районов планеты от антропогенного вмешательства.