Ограничение водоотведения должникам

Законность ограничения водоотведения — «заглушки» в канализацию (Ситников Г.)

Проблема злоупотребления правом пользования коммунальными услугами стоит достаточно остро как для управляющих организаций, так и для поставщиков ресурсов.
Значительные затруднения вызывает определение подхода к стимулированию должников к оплате потребленных ресурсов: предоставляющая услугу организация имеет возможность обратиться в суд с целью восстановления своих нарушенных прав, но не всегда существует возможность получить оплату в судебном порядке.
Законодатель предусмотрел возможность ограничения или прекращения предоставления коммунальной услуги, за некоторыми исключениями, при этом до 1 сентября 2012 года в число «неприкосновенных» услуг входило водоотведение.
В настоящее время прямого запрета на ограничение или прекращение водоотведения в случае неоплаты услуг по его предоставлению не существует.
Данная ситуация позволила правоприменителям — управляющим организациям при помощи специальных технических средств ограничивать водоотведение в квартирах отдельных потребителей. Более того, на рынке ЖКХ появились компании, предлагающие свои услуги по установке так называемых заглушек в квартирах должников.
Может ли такой способ затронуть права и законные интересы других собственников дома, как оценивают установку «заглушек» надзорные инстанции и какова позиция судебных органов по этому вопросу, мы рассмотрим в данной статье.
ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
Общее основание приостановления или отключения услуг водоотведения предусмотрено п. 8 ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» — при наличии у абонента задолженности по оплате договора водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более организация, оказывающая данную услугу, вправе прекратить или ограничить водоотведение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента, органы местного самоуправления поселения, городского округа, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Однако специальные условия устанавливаются для многоквартирных домов с учетом их особого правового положения и специфики пользования имуществом. Согласно п. 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Согласно пп. «а» п. 117 указанных Правил, управляющая организация ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в установленном порядке.
Вместе с тем, согласно п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47), жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами, в том числе системами водоотведения, которые, согласно п. 14 того же Положения, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Такие требования установлены СП 30.13330.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и иными правовыми актами.
В силу пп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, за нарушением правил в соответствии с п. 39 Правил осуществляется государственный контроль.
Возможность государственного контроля в первую очередь повлияла на формирование судебной практики по вопросу законности ограничения водоотведения, поскольку должники, как правило, не склонны отстаивать свои интересы в судебном порядке.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2015 г. по делу N А56-19200/2014:
Жилищно-строительный кооператив осуществил ограничение водоотведения, поскольку собственники отдельных квартир многоквартирного жилого дома в течение длительного времени не погашали задолженность по оплате коммунальных платежей, оборудование устанавливалось непосредственно на индивидуальные стояки должников. В результате данных действий отдельные квартиры были полностью отключены от системы водоотведения.
По результатам внеплановой проверки в адрес кооператива направлено предписание Государственной жилищной инспекции, в котором указано, что кооператив осуществил действия по умышленному вмешательству в общее санитарно-техническое оборудование многоквартирного дома, установив дополнительное оборудование, не предусмотренное его проектом и Правилами и нормами содержания жилья, Жилищным кодексом РФ и п. 1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Кооператив обратился в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания.
Суд в удовлетворении требований отказал по следующим основаниям:
1) во-первых, кооператив должен был отдельно рассчитать задолженность по каждому виду коммунальных услуг и перед ограничением какой-либо из них направить уведомление с требованием погасить имеющуюся задолженность (п. 118 Правил N 354). В нарушение данного требования кооперативом в претензиях к должникам указана общая задолженность, а не задолженность по данному виду услуг;
2) во-вторых, суд указал, что инженерные системы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
В соответствии с пунктом 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 при эксплуатации жилых помещений требуется своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания.
Таким образом, умышленное прекращение работы системы канализации вследствие произведенных кооперативом работ по установлению «заглушек» делает жилое помещение непригодным для проживания и не соответствующим нормам санитарно-эпидемиологической безопасности.
Оценка степени вмешательства в общее имущество и законность собственно ограничения отведения исследованы в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2015 г. по делу N А56-27564/2014 (фабула аналогична предыдущему делу).
Суд приходит к выводу, что действующие Правила N 354 при соблюдении определенного порядка допускают возможность ограничения и приостановления исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах, за исключением коммунальных услуг — отопления и холодного водоснабжения; не допускают принятия мер воздействия без предупреждения (уведомления) об этом должника.
Судом установлено, что, согласно заключению специалистов центра судебной экспертизы, действия кооператива по установке комплекта оборудования для ограничения водоотведения на инженерные системы многоквартирного жилого дома не изменяют параметры жилого дома и его инженерной оснащенности и не являются реконструкцией или переустройством общего имущества жилого дома; не ведут к порче личного имущества неплательщика; используемые технологии ограничивают водоотведение и не приводят к прекращению предоставления коммунальной услуги — водоотведения.
Вместе с тем в направленных в адрес должника уведомлениях была указана общая сумма задолженности по оплате коммунальных услуг, расходов на содержание общего имущества и дополнительных услуг, в то время как основанием для отключения (ограничения) конкретного вида коммунальной услуги является неполная оплата именно этого вида коммунальной услуги.
Таким образом, необходимо уведомлять должника именно об отключении конкретной коммунальной услуги с указанием задолженности по данной коммунальной услуге.
Аналогичная логика присутствует в Апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 1 декабря 2014 г. N 33-19111/2014.
Истец обратилась в суд с иском к ТСЖ о компенсации морального вреда, причиненного нарушением правил предоставления коммунальных услуг, поскольку в канализационном стоке из квартиры истца ввиду задолженности по коммунальным платежам установлено запорное устройство, ограничивающее водоотведение.
Суд, проанализировав положения Правил N 354, установил, что исполнитель, оказывающий коммунальные услуги жильцам многоквартирного дома, вправе ограничить предоставление указанных услуг жильцам отдельной квартиры при наличии у них значительной задолженности по оплате соответствующих услуг в порядке, установленном указанными Правилами, с обязательным соблюдением процедуры уведомления.
Порядок уведомления следующий:
исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) (пп. «а»);
при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку (пп. «б»);
при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» пункта 119 либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения — с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку (пп. «в»).
Суд пришел к выводу, что ограничение водоотведения в квартире истца произведено с нарушением порядка, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг, а именно истец не извещен предварительно (за 3 суток) письменным извещением путем вручения под расписку.
Таким образом, уведомление об ограничении либо прекращении предоставления коммунальных услуг должно вручаться под расписку, либо при отказе от получения уведомления такой отказ должен быть удостоверен соответствующим актом.
При этом суд в качестве обоснованности требования компенсации морального вреда сослался на Закон о защите прав потребителей.
В связи с чем лицо, которому водоотведение ограничено с нарушением установленного законодательством порядка, вправе требовать возмещения морального вреда.
ВЫВОД
Ограничение водоотведения как одного из видов коммунальных услуг предусмотрено действующим законодательством. Одним из основных требований к процедуре ограничения служит надлежащее уведомление должника об отключении — в срок, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с обязательным указанием задолженности именно по данной коммунальной услуге, с вручением уведомления должнику под роспись либо при условии составления соответствующего акта.
Обращаем внимание, что установку технических средств, ограничивающих водоотведение, согласно отдельным судебным решениям, можно производить только на участках коммуникаций, не относящихся к общему имуществу, но и без повреждения имущества индивидуального, т.е. имущества должника.
Как мы отметили, судебная практика свидетельствует о том, что в случае, если прекращение работы системы канализации делает жилое помещение непригодным для проживания и не соответствующим нормам санитарно-эпидемиологической безопасности, действия по прекращению водоотведения могут быть признаны незаконными.
Вместе с тем суды признают соответствующими закону ограничения в предоставлении коммунальной услуги, что означает не полное прекращение водоотведения.
Следует также отметить, что в случае, если будет установлена незаконность прекращения или ограничения водоотведения, лицо, пострадавшее от этих действий, может требовать компенсации морального вреда.
Остается открытым вопрос о возложении на должника расходов по установке и демонтажу устройств для ограничения водоотведения, поскольку законодательство прямо этого не предусматривает, однако в отношении прекращения и возобновления оказания других видов коммунальных услуг расходы по осуществлению их прекращения и возобновления возлагаются на должника (при условии правомерности действий организации, оказывающей услуги). Представляется, что данный вопрос может быть разрешен при дальнейшем формировании судебной практики.
Дискуссионным вопросом также является правомерность ограничения водоотведения в свете установленных для систем бытовой канализации требований технических регламентов, которые устанавливают допустимые диаметры труб, особенности конструктивных элементов и т.п., вместе с тем соответствие канализационных систем указанным Правилам не было предметом исследования судов, в связи с чем можно ожидать изменения подходов при определении законности ограничения водоотведения.
В заключение хотелось бы выразить мнение, что предъявление должникам требований в судебном порядке является гораздо менее рискованным для организаций, оказывающих коммунальные услуги, как с точки зрения соблюдения прав и законных интересов других жильцов многоквартирного дома, так и с точки зрения отсутствия возможных рисков по претензиям надзорных органов и самих должников.

428000, Чувашская Республика, г.Чебоксары, Президентский б-р, д.31, тел: (8352) 37 04 17

ОГРН 1112130009331 ИНН/КПП 2130090961/213001001

Утверждена

генеральным директором

Приказ №68/1 от «13» июля 2017 г.

ПОЛИТИКА

защиты и обработки персональных данных

(в ред. от 13.07.2017г.)

г.Чебоксары

Общие положения

1.1. Политика защиты и обработки персональных данных в ООО «НПП «Коммунал-Сервис» (далее — Политика) разработана в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» а также в соответствии с иными федеральными законами и подзаконными актами Российской Федерации, определяющими условия и особенности обработки персональных данных и обеспечения безопасности и конфиденциальности такой информации (далее — Законодательство о персональных данных).

1.2. Политика разработана в целях реализации требований законодательства в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных и направлена на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных.

1.3. Положения Политики является основой для разработки локальных нормативных актов, регламентирующих в ООО «НПП «Коммунал-Сервис» вопросы обработки персональных данных работников ООО «НПП «Коммунал-Сервис» и других субъектов персональных данных.

1.4. Политика устанавливает:

— Цели обработки персональных данных;

— Принципы обработки персональных данных;

— Классификацию персональных данных и Субъектов персональных данных;

— Защиту персональных данных;

1.5. Политика защиты и обработки персональных данных определяется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

— Конституция Российской Федерации;

— Трудовой кодекс Российской Федерации;

— Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»,

-Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»;

— Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;

— Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»

— Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21″Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»

— иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и нормативные документы уполномоченных органов государственной власти.

1.6. В целях реализации положений Политики в ООО «НПП «Коммунал-Сервис» разрабатываются локальные нормативные акты и иные документы, в том числе:

— Положение о защите персональных данных работников ООО «НПП «Коммунал-Сервис»;

— Политика защиты и обработки персональных данных;

— Положение о порядке хранения и защиты персональных данных пользователей;

— иные локальные нормативные акты и документы, регламентирующие в ООО «НПП «Коммунал-Сервис» вопросы обработки и защиты персональных данных.

1.7. Положения настоящей Политики являются обязательными для исполнения всеми всеми работниками ООО «НПП «Коммунал-Сервис», имеющими доступ к персональным данным.

1.8. Получение персональных данных осуществляется путем представления субъектом персональных данных письменного согласия, за исключением случаев прямо предусмотренных действующим законодательством РФ.

2.Термины и определения

1) персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

2) оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

4) автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

5) распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

6) предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

7) блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

8) уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

9) информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

10) субъект персональных данных — физическое лицо, которое прямо или косвенно определено с помощью персональных данных.

11) информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

12) конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

3. Цели обработки персональных данных

-обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, локальных нормативных актов ООО «НПП «Коммунал-Сервис»;

— осуществление функций, полномочий и обязанностей, возложенных законодательством Российской Федерации на ООО «НПП «Коммунал-Сервис», в том числе по предоставлению персональных данных в органы государственной власти, в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, ИФНС, а также в иные государственные органы;

— регулирование трудовых отношений с работниками ООО «НПП «Коммунал-Сервис» (трудоустройство, обучение и продвижение по службе, контроль качества выполняемой работы, ведение кадровой работы и организации учета, привлечение и отбор Кандидатов на работу);

— защита жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъектов персональных данных;

— обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну;

— предоставление Субъекту персональных данных информации об оказываемых услугах, производимых товаров;

— информирование Субъекта персональных данных о предложениях по товарам и услугам;

— подготовка, заключение, исполнение и прекращение договоров с контрагентами;

— исполнение судебных актов, актов других органов или должностных лиц, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

— осуществление прав и законных интересов ООО «НПП «Коммунал-Сервис» в рамках осуществления видов деятельности, предусмотренных Уставом;

— в иных законных целях.

4. Принципы обработки персональных данных

4.1. Обработка персональных данных в ООО «НПП «Коммунал-Сервис» осуществляется на основе следующих принципов:

— обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе;

— обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;

— не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных;

— не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

— обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки;

— содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки;

— обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;

— при обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных;

— оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.

— хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных;

— обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

5. Классификация персональных данных и Субъектов персональных данных

5.1. К персональным данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (Субъекту персональных данных), обрабатываемая ООО «НПП «Коммунал-Сервис» для достижения заранее определенных целей.

5.2. ООО «НПП «Коммунал-Сервис» не осуществляет обработку специальных категорий персональных данных, касающихся расовой и национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, интимной жизни, судимости физических лиц, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

5.3. ООО «НПП «Коммунал-Сервис» осуществляет обработку персональных данных следующих категорий Субъектов персональных данных:

 физические лица, являющиеся Кандидатами на должность;

 физические лица, являющиеся Работниками ООО «НПП «Коммунал-Сервис»;

 физические лица, уволившиеся из Организации;

 физические лица, осуществляющие выполнение работ, оказание услуг и заключившие с ООО «НПП «Коммунал-Сервис» договор гражданско-правового характера;

 физические лица, входящие в органы управления ООО «НПП «Коммунал-Сервис»;

 физические лица, представляющие интересы ООО «НПП «Коммунал-Сервис».

 физические лица, приобретшие или намеревающиеся приобрести продукцию, товары, услуги ООО «НПП «Коммунал-Сервис», услуги третьих лиц при посредничестве ООО «НПП «Коммунал-Сервис»;

 физические лица, персональные данные которых сделаны ими общедоступными, а их обработка не нарушает их прав и соответствует требованиям, установленным Законодательством о персональных данных;

6. Защита персональных данных

6.1. Основными мерами защиты персональных данных, используемыми Оператором, являются:

6.1.1. Разработаны локальные акты по вопросам обработки персональных данных.

6.1.2. Назначение лица, ответственного за организацию обработки персональных данных.

6.1.3. Ограничивается доступ в помещения, где обрабатываются персональные данные.

6.1.4.Работники, непосредственно осуществляющие обработку персональных данных ознакомляются с положениями законодательства РФ о персональных данных, локальными актами.

6.1.5. Персональные данные доступны для строго определенного круга сотрудников.

6.1.6. Осуществляется внутренний контроль соответствия обработки персональных данных Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

6.1.7. Оценивается вред, который может быть причинен субъектам персональных данных.

6.1.8. Определяется соотношение применяемых мер требованиям законодательства.

6.1.9. Оценивается эффективность принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных.

6.1.10 Ведется учет машинных носителей персональных данных.

6.1.11. Обнаруживаются факты несанкционированного доступа к персональным данным и принимаются меры для исключения несанкционированного доступа.

6.1.12. Осуществляется контроль за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровнем защищенности информационных систем персональных данных.

6.1.13. Обеспечивается восстановление персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

7. Основные права Субъекта персональных данных и обязанности Оператора

7.1. Субъект имеет право на

7.1.1. доступ к его персональным данным и следующим сведениям:

— подтверждение факта обработки персональных данных оператором;

— правовые основания и цели обработки персональных данных;

— цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;

-наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;

— обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;

— сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

-порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

-информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;

-наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

— иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

7.1.2. требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

7.1.3. обращаться к Оператору и направлять ему запросы, касаемые обработки его персональных данных.

7.1.4 иные права, предусмотренные законодательством РФ.

7.1.5. обжаловать действия или бездействия оператора.

7.2. Обязанности Оператора:

7.2.1. предоставить субъекту персональных данных по его просьбе информацию об обработке персональных данных.

7.2.2. если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с федеральным законом, оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить его персональные данные.

7.2.3. если персональные данные получены не от субъекта персональных данных, оператор, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 ст.18 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» , до начала обработки таких персональных данных обязан предоставить субъекту персональных данных следующую информацию:

-наименование либо фамилия, имя, отчество и адрес оператора или его представителя;

-цель обработки персональных данных и ее правовое основание;

— предполагаемые пользователи персональных данных;

— установленные настоящим Федеральным законом права субъекта персональных данных;

— источник получения персональных данных.

7.2.4. Оператор обязан сообщить в порядке, предусмотренном статьей 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», субъекту персональных данных или его представителю информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с этими персональными данными при обращении субъекта персональных данных или его представителя либо в течение тридцати дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его представителя.

7.2.5. Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных.

7.2.6. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.

7.2.7. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

7.2.8. иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ

8.Заключительные положения

8.1 Настоящая Политика вступает в силу с даты её утверждения на основании приказа генерального директора.

8.2 При необходимости приведения настоящей Политики в соответствие со вновь принятыми законодательными актами, изменения вносятся на основании Приказа генерального директора.

8.3 Настоящая Политика распространяется на всех граждан и работников Оператора, имеющих доступ и осуществляющих перечень действий с персональными данными граждан и работников.

8.4 Документы, определяющие политику в отношении обработки персональных данных граждан и работников, должны быть размещены на официальном сайте и информационном стенде Управления в течение 10 дней после их утверждения.