Ограничение коммунальных услуг

Изменен порядок ограничения (приостановления) коммунальных услуг

С 01.01.2017 вступили в силу изменения, которыми существенно упрощена процедура ограничения (приостановления) предоставления коммунальных услуг при наличии задолженности потребителя.

Так, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги (то есть при наличии у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.

При этом предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем:

— вручения потребителю-должнику под расписку,

— направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении),

— включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления),

— иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя (иными словами sms-сообщение), телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.

Обращаем внимание, что вне зависимости от выбранного исполнителем коммунальных услуг способа уведомления он в обязательном порядке должен подтверждать факт и дату его получения потребителем.

При непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока (20 дней) исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;

При непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги либо при невозможности введения ограничения исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.

Также обращаем внимание, что предоставление коммунальных услуг возобновляется при соблюдении двух условий:

— полного погашения задолженности либо заключения соглашения о порядке погашения задолженности;

— оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством Российской Федерации либо заключения соглашения о порядке оплаты таких расходов.

Таким образом, порядок и размер расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги будут установлены Правительством Российской Федерации. В настоящее время такого нормативного правового акта нет.

Назад к списку

Приостановление предоставления коммунальных услуг должнику

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а согласно ст. 155 того же кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Вполне справедливые нормы закона. Получил коммунальные услуги – обязан заплатить. То обстоятельство, что коммунальные услуги предоставлялись ненадлежащего качества уже совершенно другой вопрос, для этого у потребителя имеется возможность своевременного направления соответствующих претензий исполнителю коммунальных услуг (юридическому лицу независимо от организационно-правовой формы или индивидуальному предпринимателю, предоставляющих потребителю коммунальные услуги).

Образец заявления о ненадлежащем качестве холодной воды

Образец заявления о подрезке или сносе деревьев под окнами

Но, в данной статье речь не будет идти о злостных неплательщиках, имеющих возможность оплаты коммунальных услуг. Речь пойдет а о потребителях, которые в силу разных жизненных ситуаций накопили долг за ЖКУ.

В каких случаях возможно приостановление предоставления коммунальных услуг?

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее Правила) установлено, что при приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

При этом, в соответствии с п. 117 Правил, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в том числе в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.

Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу (п. 118 Правил).

Приостановление предоставления коммунальных услуг. Порядок

Прежде чем осуществить приостановление предоставления коммунальных услуг при неполной оплате исполнитель обязан предупредить потребителя за 20 дней до предполагаемой даты приостановления, при этом исполнитель обязан иметь подтверждение того, что потребитель уведомлен о предстоящем приостановлении предоставления коммунальных услуг. Данное требование закреплено в п. 119 Правил.

Следует отметить, что Пленум Верховного суда РФ дал свою оценку указанной выше норме закона.

Так, Верховный суд РФ в п. 40 своего Постановления от 27 июня 2017 года № 22 указал, что ненадлежащее исполнение нанимателями (собственниками) и членами их семьи обязанности по оплате коммунальной услуги может служить основанием для приостановления или ограничения предоставления этой коммунальной услуги.

Предоставление коммунальной услуги может быть приостановлено или ограничено только после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника, в сроки и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Следует учитывать, что само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги. Действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.

Т.е. Верховный суд РФ признал, что наличие задолженности не является безусловным основанием для приостановления предоставления коммунальных услуг. Действия исполнителя должны быть разумными и не выходить за пределы предоставленных прав. Приостановление предоставления коммунальных услуг является крайней мерой, для реализации которой исполнитель обязан исчерпать все другие возможности, направленные на уплату долга.

Такими мерами могут быть предоставление рассрочки уплаты образовавшегося долга, при наличии заявления собственника или нанимателя, а также обращение исполнителя в суд о взыскании долга.

В какой срок после погашения долга возобновляется предоставление коммунальных услуг?

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах “а”, “б” и “д” пункта 115 и пункте 117 настоящих Правил, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством Российской Федерации, или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.

После погашения задолженности, заключения соглашения о рассрочке долга и оплате расходов исполнителя по введению ограничения, предоставлению и возобновлении предоставления коммунальной услуги Исполнитель обязан в течение 2 календарных дней возобновить предоставление коммунальной услуги.

Расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия (п. 121.1 Правил).

При наличии долга не может быть приостановлено предоставление коммунальных услуг в частном доме – отопления, а в многоквартирных домах – отопления и холодного водоснабжения (п.п. «в» п. 119 Правил).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Печать

Коммунальные услуги (отопление, водоснабжение, электричество) созданы чтобы сделать нашу жизнь комфортней. Существуют различные тарифы, которые устанавливает компания обслуживающая конкретный дом.

Собственник должен ежемесячно вносит сумму, чтобы предотвратить появление задолженности. Причем сумма может разнится в зависимости о типа жилплощади: частный или многоэтажный дом. При появление задолженности у компании есть полное право прекратить или ограничить подачу услуг.

Возникновение задолженности

Задолженность может возникнуть по разным причинам:

  • Уменьшение дохода гражданина;
  • Некачественная услуга (к примеру, ржавая вода, слабый напор);
  • Рост тарифов;
  • Несвоевременная подача услуги (к примеру, длительные ремонтные работы);
  • Нежелание платить по личным причинам.

Насколько законно отключение? После задолженности в течении 3-х месяцев гражданин получает статус «должник». С этого момента коммунальные службы пристальней следят за данной категорией граждан.

ВНИМАНИЕ! Если внести небольшую сумму, хотя бы в первые 6 месяцев с момента получение статуса «должник», по закону, с собственника снимается статус неплательщика.

Между владельцем жилья и компанией, предоставляющей коммунальные услуги подписывается договор, еще раз дополнительно прописывается количество услуг, порядок оплаты и штрафные санкции. Основным документом же остается Жилищный Кодекс РФ, где прописано, что собственник обязан оплачивать коммунальные услуги.

Следовательно, наличие и неуплата долга — прямое нарушение договора. В свою очередь управляющая компания не имеет законного права расторгнуть его с собственником и в будущем не оказывать услуги. Но может вводить ограничения и штрафы.

Со второго месяца просрочки начисляются пени. Выплата неустоек и штрафных санкций предусмотрена Жилищным Кодексом РФ, статья 115, пункт 14. Пенни начисляют за каждый день, исходя из количества неоплаченных месяцев.

Следует учесть, что размер пенни увеличивается: на третий месяц сумма составляет 1/300 от ставки Центробанка, на четвертый уже — 1/130. Законом предусмотрены случаи, когда владелец не может быть наказан отключением коммунальных услуг:

  1. аварийная ситуация;
  2. стихийные бедствия;
  3. проведение экстренных ремонтных работ.

Если причина неоплаты в ненадлежащем качестве услуг, специалисты рекомендуют оплатить задолженность, зафиксировать факт нарушения со стороны коммунальных служб и обратиться в суд. Можно заказать экспертизу, где каждый пункт будет подробно расписан. Через суд так же можно добиться возмещение убытков и перерасчета.

ВНИМАНИЕ! Но если собственник продолжить накапливать долг, то сумма может стать огромной, без какой либо компенсации со стороны поставщика услуг.

Уведомление

Ограничение или приостановка коммунальных услуг происходит согласно 118 Статье Постановления Правительства РФ №354 от 6.05.2011 года.

Поставщик услуги обязан в письменном виде уведомить собственника о отключении услуг. Уведомление вручается под расписку или направляется заказным письмом.

После уведомления поставщик ожидает 30 календарных дней, давая должнику последнюю возможность внести средства. Если этого не происходит ограничивает коммунальные услуги, а затем вовсе их отключает. Возможно ли отключение одной коммунальной услуги, если есть задолженность за другие? Да, возможно.

Все инженерные сети внутри дома входят в сферу обслуживания управляющей компанией, а не поставщика конкретной услуги (ГорСвет, ГорВодоканал). Следует учесть, что отключить электричество в щитке проще, чем опломбировать подачу воды т.к в первом случае нет вторжения в частную собственность.

ВАЖНО! По действующему законодательству невозможно ограничить или отключить отопление зимой.

Электричество

Поставщик направляет уведомление о задолженности по электроэнергии, предупреждая о штрафных санкциях. Ожидает 20 дней. Если от собственника нет никаких извещений, делает повторное уведомление. Ожидает 3 дня. И только после этого может отключить подачу услуги.

Важно иметь ввиду, что если хотя бы один пункт не был соблюден, суд, чаще всего, встает на сторону собственника и квалифицирует действия поставщика услуг самостоятельное урегулирование вопроса. Возмещение ущерба жильцу произойдет в полном объеме.

Водоснабжение

Должника оповещают о долге и возможности в течении 30 дней погасить его. Если денежные средства не поступают на счет направляет повторное письмо. Поставщик ожидает 3 дня и, в противном случае, блокирует поставку воды сроком на 30 дней. За это время управляющая компания готовит документы в суд.

Канализация

Согласно статье 21 Федерального Закона №416 от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении» поставщик может использовать «заглушки». Она помещается в канализационные трубы должника и жидкие отходы из квартиры не выводятся. Не будет работать стиральная машина, невозможно принять ванну или сходить в туалет.