Оформление результатов инвентаризации

ФОРМЫ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО УЧЕТУ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

С 1 января 2013 года в связи со вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012). Справочная информация: «Формы первичных учетных документов» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) Инвентаризационная опись основных средств (Унифицированная форма N ИНВ-1) (ОКУД 0317001) Инвентаризационная опись нематериальных активов (Унифицированная форма N ИНВ-1а) (ОКУД 0317002) Инвентаризационный ярлык (Унифицированная форма N ИНВ-2) (ОКУД 0317003) Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (Унифицированная форма N ИНВ-3) (ОКУД 0317004) Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (Унифицированная форма N ИНВ-4) (ОКУД 0317005) Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (Унифицированная форма N ИНВ-5) (ОКУД 0317006) Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути (Унифицированная форма N ИНВ-6) (ОКУД 0317007) Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них (Унифицированная форма N ИНВ-8) (ОКУД 0317008) Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (Унифицированная форма N ИНВ-8а) (ОКУД 0317009) Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них (Унифицированная форма N ИНВ-9) (ОКУД 0317010) Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (Унифицированная форма N ИНВ-10) (ОКУД 0317011) Акт инвентаризации расходов будущих периодов (Унифицированная форма N ИНВ-11) (ОКУД 0317012) Акт инвентаризации наличных денежных средств (Унифицированная форма N ИНВ-15) (ОКУД 0317013) Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (Унифицированная форма N ИНВ-16) (ОКУД 0317014) Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (Унифицированная форма N ИНВ-17) (ОКУД 0317015) Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (Приложение к унифицированной форме N ИНВ-17) Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (Унифицированная форма N ИНВ-18) (ОКУД 0317016) Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (Унифицированная форма N ИНВ-19) (ОКУД 0317017) Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (Унифицированная форма N ИНВ-22) (ОКУД 0317018) Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (Унифицированная форма N ИНВ-23) (ОКУД 0317019) Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей (Унифицированная форма N ИНВ-24) (ОКУД 0317020) Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (Унифицированная форма N ИНВ-25) (ОКУД 0317021) Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (Унифицированная форма N ИНВ-26) (ОКУД 0317022) —————————————-

  • Инвентаризационная опись основных средств (Унифицированная форма N ИНВ-1) (ОКУД 0317001)
  • Инвентаризационная опись нематериальных активов (Унифицированная форма N ИНВ-1а) (ОКУД 0317002)
  • Инвентаризационный ярлык (Унифицированная форма N ИНВ-2) (ОКУД 0317003)
  • Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (Унифицированная форма N ИНВ-3) (ОКУД 0317004)
  • Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (Унифицированная форма N ИНВ-4) (ОКУД 0317005)
  • Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (Унифицированная форма N ИНВ-5) (ОКУД 0317006)
  • Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути (Унифицированная форма N ИНВ-6) (ОКУД 0317007)
  • Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них (Унифицированная форма N ИНВ-8) (ОКУД 0317008)
  • Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (Унифицированная форма N ИНВ-8а) (ОКУД 0317009)
  • Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них (Унифицированная форма N ИНВ-9) (ОКУД 0317010)
  • Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (Унифицированная форма N ИНВ-10) (ОКУД 0317011)
  • Акт инвентаризации расходов будущих периодов (Унифицированная форма N ИНВ-11) (ОКУД 0317012)
  • Акт инвентаризации наличных денежных средств (Унифицированная форма N ИНВ-15) (ОКУД 0317013)
  • Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (Унифицированная форма N ИНВ-16) (ОКУД 0317014)
  • Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (Унифицированная форма N ИНВ-17) (ОКУД 0317015)
  • Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (Приложение к унифицированной форме N ИНВ-17)
  • Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (Унифицированная форма N ИНВ-18) (ОКУД 0317016)
  • Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (Унифицированная форма N ИНВ-19) (ОКУД 0317017)
  • Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (Унифицированная форма N ИНВ-22) (ОКУД 0317018)
  • Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (Унифицированная форма N ИНВ-23) (ОКУД 0317019)
  • Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей (Унифицированная форма N ИНВ-24) (ОКУД 0317020)
  • Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (Унифицированная форма N ИНВ-25) (ОКУД 0317021)
  • Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (Унифицированная форма N ИНВ-26) (ОКУД 0317022)

Открыть полный текст документа

Правила проведения инвентаризации и оформления ее результатов каждая фирма устанавливает в своих локальных актах. Основу для разработки собственного алгоритма действий берут из норм приказа Минфина от 13 июня 1995 г. № 49 и Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011. Систематизированные итоги всех процедур проверки имущества предприятия документально оформляются комиссией и утверждаются руководителем. После этого данные инвентаризации отражаются в учете.

Документальное оформление результатов инвентаризации

Важность оформления всех результатов проверки в первичных инвентаризационных документах подчеркивается необходимостью представления этих бланков при решении споров с выявленными виновными лицами, признанными нарушителями правил хранения активов. Оформление результатов инвентаризации в локальной документации предприятия позволяет привлечь к ответственности материально ответственное лицо, обосновать требование о возмещении ущерба.

Данные по итогам пересчета ценностей вносятся членами комиссии в описи. Материально ответственные лица подтверждают правильность содержащихся в описях сведений своей подписью. Итоги инвентаризации подводятся после сличения полученной информации с нормативными показателями учета, выявления отклонений. Если расхождения между учетными и фактическими значениями были обнаружены, заполняются сличительные ведомости.

Результаты инвентаризации обсуждаются на заседании членов комиссии и выносятся в протокол. Протокольный документ должен содержать блок с информацией о предложениях участников проверки по урегулированию обнаруженных несоответствий. Итоговая документация передается руководству компании для ознакомления, утверждения и принятия решения о дальнейших действиях для устранения недочетов.

Приказ об утверждении результатов инвентаризации: образец

Директор после завершения комплекса инвентаризационных действий просматривает содержание документации, подводящей итоги проверки, которая была получена им от комиссии. После анализа всего спектра информации руководство издает приказ по результатам инвентаризации, образец которого составляется в произвольной форме. В форме приказа должны присутствовать обязательные реквизиты:

  • указывают организационную форму учреждения и его название;
  • дата издания локального акта;
  • аргументация решения руководителя – в этом блоке перечисляются документы, которые послужили основанием для формирования мнения у директора;
  • указание на ответственного исполнителя, который должен проконтролировать исполнение распорядительной части приказа;
  • образец приказа об итогах инвентаризации должен содержать подробный алгоритм действий по устранению выявленных недостатков.

Положения приказа приобретают юридическую силу после проставления в нем подписи руководителя. Главный бухгалтер или лицо, ответственное за организацию бухгалтерского учета, визирует документ для подтверждения факта ознакомления с его содержанием. Результаты инвентаризации оформляются в приказах, которые обязательны для исполнения всеми службами в касающейся их части.

Бухгалтерия, руководствуясь приказом, осуществляет операции по списанию недоимок на убытки организации, при необходимости отражает приходование ресурсов по фиксированным ценам. Как оформить результаты инвентаризации? Образец приказа должен составляться с учетом таких требований:

  • каждое его положение должно быть выполнено;
  • приказ по итогам инвентаризации нужен руководителю для выражения своего требования о приведении учетных данных в соответствие с фактическим наличием;
  • при урегулировании расхождений каждая товарная позиция должна соотноситься со сведениями, отображенными в инвентаризационной документации (ее полный перечень подлежит перечислению в начале приказа);
  • приказ об утверждении результатов инвентаризации приводит схему устранения выявленных недочетов;
  • для каждого типа мероприятий по исправлению ошибочных данных в учете назначается руководителем конкретный сотрудник – ответственность возлагаться может на бухгалтерского работника, кладовщика или другое лицо, имеющее отношение к учету активов;
  • приказ по результатам инвентаризации определяет должностное лицо или несколько сотрудников, которым поручается производить мониторинг исполнения всех этапов устранения ошибок в учете – в роли надзирателей могут быть начальники отделов, рядовые сотрудники или директор предприятия.

Как в любой компании, в учреждениях государственного сектора периодически осуществляются инвентаризации. Для оформления полученных итогов используют специализированные формы документов, применяемые в соответствии с приказом Минфина № 52н от 30 марта 2015. Об особенностях одной из них – формы 0504835 «Акт о результатах инвентаризации» узнаем из настоящей публикации.

Акт о результатах инвентаризации: образец заполнения

Инвентаризационные описи составляются по подотчетным лицам, участкам и счетам бухучета. Т. е., если один сотрудник, являясь материально-ответственным лицом, отвечает, например, за сохранность нефинансовых активов (инвентаря и материалов) на складе и в эксплуатации, то инвентаризационные описи составляют отдельно по каждому участку, а результаты проверки объединяют в акте по итогам инвентаризации, пример заполнения которого, мы представляем вниманию читателя. Если расхождений между учетными данными и реальным наличием проведенной проверкой не установлено, то акт формы 0504835 составляется на основе описей.

Если же в ходе проверки были обнаружены несоответствия между наличием имущества и данными бухгалтерского учета, то к акту о результатах инвентаризации прилагается ведомость расхождений (ф-ма 0504092), прилагаемая к соответствующей описи. Она демонстрирует выявленные расхождения по каждой позиции, устанавливая излишки и недостачи в количественно-денежном выражении. И в этом случае кроме описей в акт обязательно включаются итоги ведомости. Предлагаем пример заполнения документа:

Оформленный акт подписывается членами комиссии, и утверждается руководством. По фактам расхождений ответственное лицо пишет объяснительную записку, которую также прикладывают к акту. В зависимости от установленных результатов руководитель принимает решение: излишки приходуются, а недостачи, как правило, взыскиваются с виновных лиц.

Документальное оформление инвентаризации

Основными нормативными актами, регулирующими порядок проведения инвентаризации, являются:

— Федеральный закон от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (статья 11)

— Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина от 29.07.1998 №34 (пункты 26-28)

— Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 года №49

Основной формой первичной документации для учета результатов вещественной инвентаризации является инвентаризационная опись, а для учета документальной инвентаризации — акт инвентаризации.

Акт инвентаризации является одним из самых главных документов, составляемый инвентаризационной комиссией по специальной установленной форме, утверждённой соответствующим постановлением, и представляет собой ни что иное, как документированное подтверждение фактического наличия всех материальных ценностей компании, её денежных средств и бланков имеющимся записям в соответствующих регистрах ведущегося на предприятии бухгалтерского учета.

При этом акты инвентаризации вполне могут иметь отличающиеся друг от друга формы и содержание, например различными по формату являются следующие документы: акт инвентаризации кассы, акт проверки задолженности по недостачам и хищениям, акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, а также другими кредиторами и дебиторами, акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути, или, например, акт инвентаризации расходов будущих периодов. Каждому из таких актов соответствует свой собственный, утверждённый бланк установленной формы.

Бланки инвентаризации — это то, без чего не может обойтись ни одна инвентаризация, проводимая по правилам и современным стандартам, причём каждому этапу её проведения соответствует свой бланк со своей собственной утверждённой формой документа.

Таким образом, инвентаризация — это кропотливый, но необходимый процесс, который позволяет руководству предприятия оценить материально-ресурсную базу организации и вовремя предотвратить факты хищения имущества.

Для оформления результатов инвентаризации комиссией используются унифицированные формы документации, которые утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» .

На текущий момент Постановление содержит 22 формы документов, применяющихся для отражения полноты и достоверности бухгалтерского учета в ходе полной или частичной инвентаризации имущества и финансовых активов предприятия.

Формы №ИНВ-1 — ИНВ-19 используются для отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете и являются обязательными первичными документами. Формы №ИНВ-22 — ИНВ-26 применяются для организации процесса инвентаризации и для контроля правильности ее проведения.

В таблице 1 представлен перечень форм первичной учетной документации.

Таблица 1 — Перечень форм первичной учетной документации

Наименование документа

Номер формы

1. по учету кассовых операций:

«Приходный кассовый ордер»

КО-1

«Расходный кассовый ордер»

КО-2

«Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов»

КО- 3

«Кассовая книга»

КО-4

«Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств»

КО-5

2. по учету результатов инвентаризации:

«Инвентаризационная опись основных средств»

№ ИНВ-1

«Инвентаризационная опись нематериальных активов»

№ ИНВ-1а

«Инвентаризационный ярлык»

№ ИНВ-2

«Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей»

№ ИНВ-3

«Акт инвентаризации товарно — материальных ценностей отгруженных»

№ ИНВ-4

«Инвентаризационная опись товарно — материальных ценностей, принятых на ответственное хранение»

№ ИНВ-5

«Акт инвентаризации товарно — материальных ценностей, находящихся в пути»

№ ИНВ-6

«Акт инвентаризации расходов будущих периодов»

№ ИНВ-11

«Акт инвентаризации денежных средств»

№ ИНВ-15

Продолжение таблицы 1

«Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности»

№ ИНВ-16

«Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»

№ ИНВ-17

«Сличительная ведомость инвентаризации основных средств»

№ ИНВ-18

«Сличительная ведомость инвентаризации товарно-материальных ценностей»

№ ИНВ-19

«Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации»

№ ИНВ-22

«Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации»

№ ИНВ-23

«Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей»

№ ИНВ-24

«Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций»

№ ИНВ-25

«Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией»

№ ИНВ-26

Инвентаризуемые ценности и объекты учета записываются в указанные регистры в натуральных и денежных измерителях, в которых ведется их учет на дату инвентаризации.

В период проведения инвентаризации материально — ответственные лица могут обнаружить ошибки в описях. В этом случае они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия должна проверить этот факт и в случае его подтверждения устранить выявленные ошибки.

Ошибочные записи исправляются во всех экземплярах описи в соответствии с правилами бухгалтерского учета — неправильные записи зачеркиваются, а над ними проставляется правильная запись. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально — ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строчки. На последних страницах они прочеркиваются.

Рассмотрим порядок заполнения унифицированных форм инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей и сличительной инвентаризационной ведомости.

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма №ИНВ-3) — применяется для отражения данных фактического наличия товарно-материальных ценностей (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы и др.) в местах хранения и на всех этапах их движения в организации.

Товарно-материальные ценности заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикул, сорт и т.д.). Инвентаризация ценностей должна проводиться в порядке их расположения в данном помещении. Если инвентаризационная опись или акт составляется на нескольких страницах, то они должны быть пронумерованы и скреплены таким образом, чтобы исключить возможность замены одной или нескольких из них. В конце каждой страницы описи следует прописью указать:

— число порядковых номеров материальных ценностей;

— общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, второй — остается у материально ответственного лица.

До начала инвентаризации от каждого материально ответственного лица или группы лиц берется расписка, которая включена в заголовочную часть формы.

На выявленные при инвентаризации негодные или испорченные материалы и готовые изделия составляются соответствующие акты.

При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации форма №ИНВ-3 выдается комиссии на бумажных или машинных носителях информации с заполненными графами с 1 по 9. В описи ответственные лица комиссии заполняют графу 10 о фактическом наличии товарно-материальных ценностей в количественном выражении. При выявлении материальных ценностей, не отраженных в учете, комиссия должна включить их в инвентаризационную опись.

В сличительной инвентаризационной ведомости результатов учета товаров (ИНВ-19), материальных и нематериальных ценностей отражаются сведения об итогах инвентаризации всего имущества, остатков сырья и готовых изделий, поставленных на бухгалтерский учет предприятия.

То есть, ведомость должна содержать информацию об обнаруженных в процессе инвентаризации расхождениях и несоответствиях данных счетов учета составленным описям. Документ оформляется в соответствии с кодом ОКУД №0317017.

Данные о фактическом наличии имущества сличают с данными аналитического учета; выявленные при этом результаты инвентаризации (расхождения между ними) оформляются в специальных документах — сличительных ведомостях типовой формы.

Сличительные ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных.

В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную.

Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах, и должна содержать подписи членов комиссии, бухгалтера, материально-ответственного лица.

Когда предприятие проводит инвентаризацию, пересчитанные ТМЦ заносят в инвентаризационную опись по форме ИНВ-3. В случае, если обнаружены излишки материальных ценностей или их недостача, составляется сличительная ведомость по форме ИНВ-19.

Ведомость заполняет сотрудник бухгалтерии.

На первой странице формы указываются общие данные: наименование организации и подразделения (если инвентаризация проводилась в нем), основание для составления сличительной ведомости, его номер и дата; номер и дата самой ведомости; ФИО материально ответственного лица, на территории которого обнаружена недостача или излишки на текущую дату (аналогичную дате составления документа).

Вторая и третья страницы содержат полную информацию о товаре и обнаруженных проведённой инвентаризацией расхождениях. Заполняются все необходимые графы. В конце второй страницы подводится итог найденных расхождений, бухгалтер, который заполняет ведомость, ставит свою подпись и расшифровку ФИО.

Третья страница содержит итоговые показатели по расхождениям. Все оставшиеся пустыми строки перечеркиваются.

Заполненную форму сличительной ведомости подписывает материально ответственное лицо, признавая, таким образом, правдивость приведённых данных.

Рассмотрим инвентаризацию денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности.

Цель проведения инвентаризации кассы — проверка правильности и реальности текущего учета кассовых операций, выявление ошибок в расчетах, контроль над сохранностью денежных средств и денежных документов в кассе, соблюдение принципа материальной ответственности должностных лиц.

Порядок проведения инвентаризации денежных средств в кассе и на счетах в банке установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России № 49, кроме этого дополнительно регулируется Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации № 40 и сообщенным Письмом Банка России № 18. Сроки и порядок проведения инвентаризации кассы и денежных средств, хранящихся на расчетных и других счетах в банках, устанавливаются руководителем организации и закрепляются в приказе об учетной политике. Материальную ответственность за сохранность всех денежных средств и документов, имеющихся в кассе организации, несет кассир.

Инвентаризация кассовой наличности проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя организации комиссией в составе представителя администрации, главного бухгалтера, кассира (как материально-ответственного лица).

Также в составе инвентаризационной комиссии могут быть представители службы внутреннего аудита и независимых аудиторских организаций.

В случае если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы один член комиссии, проверку можно считать недействительной.

Результаты проверок и правильность проведения инвентаризаций оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.

Инвентаризация кассы может проводиться в соответствии с установленным графиком, то есть планово или внезапно (внепланово). Обязательными случаями проведения контроля являются:

— перед сроком составления бухгалтерской годовой отчетности;

— при ликвидации, реорганизации или преобразовании предприятия;

— при смене кассового работника;

— в случае обнаружения хищения или недостачи.

Помимо ежегодной проверки, обязательны внезапные инвентаризации с пересчетом всей наличности и других ценностей. Количество ревизий не ограничено. Как правило, число их определяется соответствующей отметкой в учетной политике предприятия.

При инвентаризации кассы необходимо также проверить:

— установлен ли лимит остатка наличных денежных средств в кассе;

— есть ли факты несоответствия даты в расходных кассовых ордерах и даты фактической выдачи денежных средств;

— правильность корреспонденции счетов по кассовым документам;

— своевременность депонирования невыплаченных сумм заработной платы.

Подсчет фактического наличия денежных знаков и других ценностей производится по наличным деньгам, ценным бумагам и денежным документам.

Непосредственно перед началом проведения инвентаризации все кассовые операции прекращаются, комиссии предоставляются последние приходные и расходные кассовые документы. Материально ответственные лица подтверждают, что все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, все выбывшие средства списаны в расход.

Далее проводится сама инвентаризация кассы, которая включает в себя полный подсчет имеющейся наличности в кассе.

Денежные средства и другие ценности кассир пересчитывает в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Деньги пересчитываются по каждой купюре в отдельности. При наличии значительного количества денежных средств необходимо составить опись, в которой указывается достоинство купюр, их количество и сумма. Опись подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии. Путем сравнения фактических и учетных остатков выявляется результат инвентаризации: излишек или недостача. В случае обнаружения недостачи, та величина, которой нет в наличии, подлежит взысканию с кассового работника.

Результаты инвентаризации наличных денежных средств и документов в кассе оформляются актом инвентаризации наличных денежных средств по форме № ИНВ-15, в котором приводятся объяснения кассира о выявленных нарушениях и резолюция руководителя о дальнейшем решении по результатам инвентаризации.

Акт инвентаризации кассы составляется в двух экземплярах (при смене кассира — в трех экземплярах), подписывается инвентаризационной комиссией и материально-ответственным лицом и доводится до сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, а второй остается у материально-ответственного лица.

Так же хочется сказать о том, что своевременно проведенная инвентаризация денежных средств в кассе — это прежде всего залог сохранности денежных средств компании, поэтому к процедуре инвентаризации кассы всегда стоит подходить со всей серьезностью и должной основательностью.

Рассмотрим статью 266 Налогового кодекса РФ «Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам».

Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

а) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

б) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;

в) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового Кодекса Российской Федерации. Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов.

Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов .