Обязательные работы административное наказание

03.10.2013_ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ О НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем.

Постановление судьи о назначении обязательных работ вступает в законную силу и подлежит принудительному исполнению по истечении сроков, установленных ст. 31.1. КоАП РФ.

Возбуждение исполнительного производства до истечения срока на обжалование постановления судьи о назначении обязательных работ не допускается.

В связи с этим особое внимание необходимо уделять наличию на постановлении судьи о назначении обязательных работ отметки о вступлении его в законную силу.

Предъявленный для исполнения исполнительный документ в отношении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, должен соответствовать требованиям, установленным ст. 13 Закона.

Постановление о назначении обязательных работ предъявляется по месту жительства или месту пребывания должника. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника – по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника.

Судебный пристав-исполнитель принимает решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства в соответствии со ст.ст. 30, 31 Закона.

Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в постановлении о возбуждении исполнительного производства не устанавливается.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель определяет вид работ и организацию, в которой лицо должно отбывать обязательные работы, разъясняет порядок и условия их отбывания, а также ответственность за уклонение от отбывания данного вида наказания.

Кроме того, в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель разъясняет лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, право обратиться с мотивированным ходатайством об изменении вида обязательных работ и (или) объекта, определенного для их отбывания, а также об уменьшении количества часов, которые необходимо отработать в течение недели.

Копии постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются должнику, взыскателю, в суд, выдавший исполнительный документ, и орган местного самоуправления.

Постановление о возбуждении исполнительного производства вручается должнику лично не позднее дня, следующего за днем его вынесения, путем выхода по адресу регистрации, проживания, пребывания должника судебным приставом-исполнителем или судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Одновременно с вручением копии постановления о возбуждении исполнительного производства судебному приставу-исполнителю необходимо истребовать у должника сведения о месте его регистрации и жительства, месте его работы, учебы, а также контактные телефоны.

Одновременно с вручением копии постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель вручает должнику памятку, в которой разъясняются порядок и условия отбывания обязательных работ, а также предупреждает его об административной ответственности за уклонение от отбывания обязательных работ (ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ).

Также судебному приставу-исполнителю необходимо составить анкету должника, в которой отразить сведения о месте регистрации и жительства, работы, учебы, контактные телефоны.

Кроме того, должнику рекомендуется предложить сообщить о наличии заболеваний, затрудняющих отбывание административного наказания в виде обязательных работ, а также иные сведения, имеющие значение при отбывании обязательных работ.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются в суд, выдавший исполнительный документ, а также в орган, инициировавший привлечение лица к административной ответственности.

В случае отсутствия сведений о местонахождении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, судебный пристав-исполнитель объявляет его в розыск в соответствии со ст. 65 Закона.

При возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель заводит учетную карточку на лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, в которой ведет суммарный учет отработанного должником времени и отражает нарушения порядка и условий отбывания наказания, принятые меры воздействия и другие сведения.

В рамках исполнительного производства судебный пристав-исполнитель не позднее десяти дней со дня возбуждения исполнительного производства организует взаимодействие с органом местного самоуправления путем направления письма в орган местного самоуправления о необходимости определения вида и места работы для должника (шаблон письма прилагается).

Судебный пристав-исполнитель согласовывает с органом местного самоуправления вид обязательных работ и организацию, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, будет отбывать обязательные работы. Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

При определении должнику вида обязательных работ и организации учитывается его место жительства, график основной работы или учебы, состояние здоровья и иные обстоятельства.

После определения организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, будет отбывать обязательные работы, судебный пристав-исполнитель направляет в данную организацию копии исполнительного документа, постановления о возбуждении исполнительного производства, направления для отбытия обязательных работ, предварительно уведомив администрацию организации о данных должника и согласовав дату приступления к работе.

В срок не позднее десяти дней со дня возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, письменно разъясняет порядок и условия отбытия обязательных работ, ответственность за уклонение от обязательных работ, вручает направление в организацию, в которой данное лицо будет отбывать обязательные работы, а также требование о явке в данную организацию для отбытия обязательных работ.

Судебный пристав-исполнитель приобщает к материалам исполнительного производства копию приказа о приеме лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, на работу. Контроль за явкой данного лица в организацию, в которой будет отбывать обязательные работы, осуществляется судебным приставом-исполнителем в день, установленный для приступления к работе, путем выезда в данную организацию и составления акта совершения исполнительных действий, который приобщается к материалам исполнительного производства.

Лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых такие лица отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по вызову судебного пристава-исполнителя.

Судебный пристав-исполнитель осуществляет контроль за отбытием обязательных работ лицом, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, в том числе за поведением таких лиц, а также ведет суммарный учет отработанного ими времени.

Судебный пристав-исполнитель контролирует своевременное поступление информации от администрации организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, о поведении должника, соблюдении им правил внутреннего распорядка организации, уклонении от отбывания обязательных работ, количестве отработанных часов.

При этом администрация организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, осуществляет контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ. Администрация организации ежемесячно уведомляет судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов путем направления судебному приставу-исполнителю табеля учета рабочего времени, еженедельно – о поведении должника, соблюдении им правил внутреннего распорядка и незамедлительно – об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.

В целях контроля за поведением лица, отбывающего обязательные работы в нерабочие дни, исполнительные действия в рамках исполнения указанной категории исполнительных производств могут совершаться также и в нерабочие дни.

Для совершения исполнительных действий в нерабочие дни судебный пристав-исполнитель должен получить в письменной форме разрешение старшего судебного пристава или его заместителя, которые незамедлительно уведомляют об этом главного судебного пристава.

В структурных подразделениях судебных приставов составляется график проверок организаций, в которых должники отбывают обязательные работы, который в обязательном порядке утверждается старшим судебным приставом.

Судебный пристав-исполнитель осуществляет не реже двух раза в месяц посещение организации для проверки поведения должников по месту работы с составлением акта совершения исполнительных действий. В акте совершения исполнительных действий отражается информация о виде выполняемой должником работы и иные сведения, имеющие отношение к исполнению исполнительного документа.

Учет отработанного должником времени осуществляется судебным приставом-исполнителем в соответствии с табелем учета рабочего времени, поступившим из администрации организации, в которой должник отбывает обязательные работы. Табель учета рабочего времени приобщается к материалам исполнительного производства. При необходимости дополнительная информация может быть получена посредством телефонной связи.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательные работы.

Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни – двух часов после окончания работы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, – четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов.

Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ.

В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ.

Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа о назначении обязательных работ судебным приставом-исполнителем не устанавливается, исполнительский сбор не взыскивается.

В случае наступления психического расстройства или иной тяжелой болезни, препятствующих отбыванию наказания, признания должника инвалидом I или II группы, а также наступления беременности судебный пристав-исполнитель разъясняет должнику либо его законному представителю право обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ. Об удовлетворении данного ходатайства суд выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ.

Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона после отбытия должником установленного времени обязательных работ в полном объеме, что подтверждается табелем учета рабочего времени или справкой организации, в которой он отбывал обязательные работы.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется должнику, в суд, выдавший исполнительный документ, а также в орган, инициировавший привлечение лица к административной ответственности.

Время создания документа: 03 октября 2013 15:18

Версия для печати

55.Административный арест, административное выдворение, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы как меры административного наказания.

Административный арест (Ст. 3.9)- это одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения. Право назначения административного наказания принадлежит только судье.

Исполнение постановления об административном аресте (Ст. 32.8)

1. Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

2. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту.

3. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

Назначаться это наказание может на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима проведения контртеррористической операции — до 30 суток. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательно.

Административный арест связан с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, а также права на свободу передвижения, такое ограничение согласуется с содержанием ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Административный арест устанавливается лишь в исключительных случаях:

  1. если лицо нарушает установленные в суде правила поведения (ст. 17.3);

  2. если лицо захотело пересечь границу РФ, его попросил военнослужащий остановится, а он не выполнил это требование (ст. 18.7);

  3. неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3);

  4. мелкое хулиганство (ст. 20.1).

Перечень лиц, к которым не может применяться административный арест:

  1. беременная женщина,

  2. женщина, имеющая детей в возрасте до 14 лет

  3. несовершеннолетний подросток

  4. инвалиды I или II группы,

  5. военнослужащие,

  6. граждане, призванные на военные сборы,

  7. граждане, имеющие специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (Ст. 3.10) заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации.

Административное выдворение может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства установлен ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Ст. 34 ФЗ № 115. Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации:

  1. Административное выдворение осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, если денег нет, то за счет консульства, если консульства нет, то за счет РФ.

  2. Выдворяют его органы внутренних дел

  3. Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.

За что могут выдворить из страны:

  1. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.1)

  2. Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.4)

  3. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8)

  4. Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (18.10)

  5. Нарушение иммиграционных правил (ч. 1 ст. 18.11)

Решение вопроса о применении административного выдворения отнесено к компетенции судей районных судов (см. ч. 2 и 3 ст. 23.1)

Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3), органов, уполномоченных в области миграции населения (п. 15 ч. 2 ст. 28.3).

Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится пограничными органами и органами внутренних дел (ст. 32.9).

После того, как их выдворили, они не могут въезжать на территорию РФ в течении 5 лет.

Административное выдворение не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам. В данном случае имеются в виду граждане стран СНГ, которые могут служить в Вооруженных Силах РФ на контрактной основе (см. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Дисквалификация (Ст. 3.11)- заключается в лишении физического лица права замещать должностифедеральной государственной гражданской службы,должностигосударственной гражданской службы субъекта Российской Федерации,должностимуниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Административное приостановление деятельности (Ст.3.12)- заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Цели:

обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, имея в виду экологическую безопасность;

борьба с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма.

Применение административного приостановления деятельности при рассмотрении дел об административных правонарушениях Кодекс возложил на судей федеральных районных судов общей юрисдикции и арбитражных судей.

Административное приостановление деятельности назначается должностными лицами:

  1. руководителями территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, их заместители;

  2. руководителями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, его заместители;

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Почему могут приостановить деятельность:

в случаях угрозы жизни или здоровью людей,

возникновения эпидемии,

эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами,

наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы,

причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

из-за административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,

в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

в области обеспечения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и градостроительной деятельности. 5.

Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности возлагается на судебного пристава-исполнителя и должно осуществляться немедленно (ст. 32.12).

Предусматривается возможность досрочного прекращения судьей рассматриваемого наказания по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности, и при наличии заключения должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 на составление протокола об административном правонарушении, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.

Обязательные работы (Ст. 3.13)- заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

Обязательные работы не применяются:

  1. к беременным женщинам

  2. женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет

  3. инвалидам I и II групп, военнослужащим,

  4. к гражданам, призванным на военные сборы

  5. к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Обязательные работы как вид административного наказания Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК 342.9 ББК 67.401.04 Г 14

И.Н. Гайдарева,

кандидат социологических наук, доцент кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, тел.: +79184275252, e-mail: alay_1968@mail.ru

А.О. Поддубный,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, тел.: 8-918-429-00-64, e-mail: alay_1968@mail.ru

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ КАК ВИД АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

( Рецензирована )

Аннотация. В данной статье анализируются правовые проблемы, связанные с введением в российское административное право института обязательных работ. Обосновывается тезис о том, что введение этого вида наказания в административное законодательство не было случайным. Исходя из этого, делается вывод о том, что обязательные работы — это не требующие специальных познаний и квалификации работы на различных объектах. Это реальная помощь по уходу за территорией улиц, парковых зон, аллей, мемориальных комплексов, кладбищ и других объектов. Кроме того, обязательные работы связаны с выполнением подсобных работ по уходу за больными и престарелыми.

Ключевые слова: обязательные работы, административное право, административная ответственность, административное наказание.

I.N. Gaydareva,

A.O. Poddubny,

OBLIGATORY WORKS AS A TYPE OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT

Keywords: obligatory works, administrative law, administrative liability, administrative punishment.

Административная ответственность является видом юридической ответственности и представляет собой негативную реакцию государства на противоправное поведение другого лица, выраженное в применении санкций против нарушителя, установленных соответствующими законами. Этот вид юридической ответственности предусматривает использование наказания к нарушителю в виде обязательных работ.

Административная ответственность как средство принуждения применяется к большому количеству субъектов. Административный кодекс и законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях определяют круг юрисдикционных полномочий судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, в том числе мировых судей и судей военных судов, коллегиальных органов и должностных лиц, почти всех органов исполнительной власти, других государственных органов и даже некоторых правительственных учреждений.

Административные наказания как мера административной ответственности предусматривают использование различных средств принудительного воздействия на поведение людей — от морального предупреждения до ареста на срок до 15 дней и административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации, а затем пятилетнего запрета на въезд в Российскую Федерацию.

Одновременно наблюдается «инфляция» административных наказаний, выражающаяся в перманентном увеличении административных штрафов, сроков лишения специального права, во внедрении новых видов административных наказаний .

Для действующего законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях

такой вид наказания как обязательные работы представляет собой определенное новшество и применяется только лишь с 1 января 2013 г. , тогда как вид уголовного наказания применяется в Российской Федерации с 2005 года.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет правовые основы административной ответственности в виде обязательных работ. Фактическое основание применения административной ответственности возникает при наличии в деянии (действия, бездействия) лица и всех признаков административного правонарушения, в отношении которых лиц ведется производство по делу об административном правонарушении. Процессуальным основанием наступления административной ответственности в виде обязательных работ является вступившее в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении.

Обязательные работы, согласно ст. 3.13 КоАП РФ, заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей и устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. К определенной категории обязательные работы не применяются: к беременным Ж6Нв щинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов .

Исполнение постановления о назначении обязательных работ регламентируется ст. 32.13 КоАП РФ. Судебным приставом-исполнителем исполняется постановление судьи о назначении обязательных работ в порядке, установленном федеральным законодательством.

По согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, органы местного самоуправления определяют виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы. Виды обязательных работ не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания.

Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию обязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.

Учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъяснение таким лицам порядка и условий отбывания обязательных работ, согласование с органами местного самоуправления перечня организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени, ведут судебные приставы-исполнители.

Лица, которым назначено административное наказание в виде

обязательных работ, выполняют его на безвозмездной основе.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательные работы, при этом время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, — четырех часов. Как правило, время обязательных работ в течение недели не может быть менее двенадцати часов. Судебный пристав-исполнитель при наличии уважительных причин вправе разрешить лицу, отбывающему административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов.

На администрацию организации возлагаются контроль за выполнением лица определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.

В случае уклонения лица от отбывания административного наказания в виде обязательных работ судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса. Уклонение выражается в неоднократном отказе от выполнения работ и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных

документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы. По результатам 2013 года, к ответственности в Республике Адыгея за неуплату административного штрафа привлечено 2354 лица, из них 649 гражданам назначено наказание в виде административного ареста, 125 — в виде обязательных работ . Так, например, за административное правонарушение, совершенное в июле 2013 года, житель г. Майкопа был обязан к выплате штрафа в размере 100 рублей. Длительное уклонение от уплаты данного штрафа повлекло за собой применение в отношении должника ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Судьей назначено наказание в виде 50 часов обязательных работ. Требование о прохождении наказания и предупреждение об ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ, мужчина лично получил от судебного пристава.

Однако данное наказание так-Ж6 не было исполнено, несмотря на неоднократные предупреждения судебного пристава-исполнителя. Очередной акт, подтверждающий факт невыхода должника для прохождения обязательных работ, составлен 5 марта 2014 г. Либо безответственность должника стала принципиальной, либо он попросту не осознал всей серьезности ситуации, но, в конце концов, он дорого поплатился.

6 марта 2014 г. в отношении должника был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ и направлен в суд. Теперь, помимо обязательных работ, от которых должника никто не освобождал, он обязан судом к выплате административного штрафа в размере 150 тысяч рублей за уклонение от исполнения административного наказания .

Основным аспектом, определяющим общественную значимость данного вида наказания, является

предотвращение преступлений и других правонарушений (так называемые предупредительные меры). Этот вопрос не первый год находится в центре внимания исполнительных органов государственной власти. Однако Адыгея, как и другие субъекты РФ, столкнулась с определенными трудностями, связанными с организацией и контролем исполнения наказания в виде обязательных работ .

За 2014 год в Адыгее наказание за административные нарушения в виде обязательных работ назначено мировыми судьями почти двум тысячам человек, из которых только 43% имеют отметки об отбытии наказания .

В каждом муниципальном образовании республики имеется утвержденный перечень объектов, на которых отбываются обязательные работы. В этот перечень по необходимости ежегодно вносятся изменения.

Главами некоторых муниципальных образований в перечень включены частные и коммерческие предприятия, на которых обязательные работы не должны отбываться в соответствии с законодательством.

Помимо объектов, на которых отбываются обязательные работы, администрации муниципальных образований утверждают и виды работ. Причем эти виды обязательных работ должны быть конкретизированы с указанием места и вида работы, например: очистка территории детского сада от снега, колка дров у ветеранов, доставка почтовой корреспонденции в определенный населенный пункт и т.п.

Зачастую перечень работ очень мал, а сами обязательные работы -бесплатные общественно-полезные работы — смешиваются с общественными оплачиваемыми работами либо имеется единый перечень видов обязательных и исправительных работ, что недопустимо.

Нужно отметить, что в сельских поселениях возникают трудности

с определением вида обязательных работ. В основном сюда включают благоустройство и санитарную уборку территории, это при том, что законодатель дает возможность администрации самостоятельно определять и изменять вид обязательных работ, исходя из финансового и ресурсного обеспечения. Есть возможность привлекать бесплатный труд и в социальной сфере.

Таким образом, в настоящее время активно обсуждается расширение применения обязательных работ как административного наказания. В частности, сторонники этого вида ответственности ратуют за введение выполнения общественно полезных работ вместо назначения административного ареста, в частности, за неуплату штрафов, назначенных за нарушение Правил дорожного движения.

Примечания:

1. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»: фе-дер. закон от 08.06.2012 № 65-ФЗ: принят Гос. Думой РФ 5 июня 2012 г.: ред. от 14.02.2013 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 24. Ст. 3082.

2. В Адыгее в 2013 году к административной ответственности привлечено более 2 тысяч человек. URL: http://01.mvd.ru/news/item/1963713.

3. Зырянов С.М. Административная ответственность в системе публично-правовой ответственности // Журнал российского права. 2014. № 1. URL: http://home.garant.ru/document?id=57530359&byPara=l&sub=l.

4. Пресс-служба УФССП России по Республики Адыгея. URL: http://r01.fssprus. ru/news.

5. Чич И. Исправление трудом. URL: Ьир://советская-адыгея.рфД^ех.р11р/ obshchestvo/3715-2.