Обязательность судебных решений

Власть как социально-политический феномен

Контрольная работа по дисциплине: Политология

По теме: Власть как социально-политический феномен

г. Екатеринбург, 2013

Раздел I. Политическая власть: принципы организации и функционирования.

1. Введение

2. Политическая власть: принципы организации и функционирования.

3. Заключение

Раздел II Тесты.

Список использованной литературы

  1. Введение

Исторически сложилось так, что отношения в государстве складываются между разнообразными субъектами по принципу власти и подчинения, одних субъектов более высокого социального статуса над субъектами низких социальных статусов, объединяющим понятием таких отношений в рамках государства является понятие «политическая власть».

Определение понятия «политическая власть» имеет чрезвычайно важное значение для понимания политики, политических отношении, политических учреждений, институтов, организаций, политического процесса и т. д.

Понятие политическая власть имеет множество определений. Однако в этих определениях не в полной мере отражены существенные стороны политической власти.

Цель настоящей работы направлена на раскрытие понятия политическая власть. Уяснения сущности политической власти, а также принципов организации и функционирования политической власти.

  1. Политическая власть: принципы организации и функционирования.

Одним из наиболее важных видов власти является политическая власть. Это власть появилась вместе с утверждением социального неравенства людей. В отличие от общественной власти, господствовавшей в первобытном обществе и основывающейся на силе морального авторитета, политическая власть представляет собой отделившуюся от общества и стоящую над ним публичную власть. Источником политической «власти могут быть богатство, занимаемое положение и владение информацией, а также знание, опыт, особые навыки, нередко и организация»1.

Понятие политической власти является одним из центральных в политологии. В анализе политических систем оно занимает, совершенно правильно отмечает Т. Парсонс, место «во многих отношениях сходное с тем, которое занимают деньги в экономических системах»2.

Политологи дают разные определения политической власти. При этом один из них политическую власть отождествляют с властью государства, другие под политической властью понимают управление общественными делами. Третьи, определяя политическую власть, понимают ее как принуждение. «Власть, — пишет, к примеру, один из сторонников такой точки зрения, — безотносительно от форм своего внешнего проявления в сущности всегда принудительна, ибо так или иначе направлена на подчинение воли членов данного коллектива, господствующей или руководящей в нем единой воле»3. Четвертые исследователи подчеркивают, что политическая власть — это способность класса, социального слоя, партии и т. д. осуществлять свою волю по отношению к другим лицам и их общностям. «В общем смысле, — пишет, например, В.Д. Попов, власть — это способность и возможность осуществлять свою волю (классом, группой, личностью или партией, государством и т.д.), оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств»4. Пятые ученые, определяя политическую власть, сводят ее к способности и возможности оказывать лишь воздействие на поведение и деятельность людей. Такую позицию, в частности, занимает Б.И. Краснов. Ссылаясь на Советский энциклопедический словарь, он пишет: «Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия»5.

Свободная энциклопедия Википедия определяет политическую власть как способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач6.

В последних из указанных определений раскрываются важные стороны политической власти. В целом с этими определениями политической власти можно согласиться.

Основные черты политической власти:

— наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:

первичные — крупные социальные группы со своими интересами;

вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита;

— закрепление в законах полномочий субъекта правления;

— чёткий механизм реализации решений политической власти на практике;

— принцип (функционального) разделения власти;

— легитимность власти;

легальность (законное основание для власти);

легитимность (поддержка власти обществом).

Политическая власть в обществе проявляется во всех сферах его жизнедеятельности, во всех видах отношений. Она имеет универсальный характер и проявляется на всех уровнях социальной структуры общества: общественном, включающим наиболее сложные социальные и политические отношения; публичном или ассоциативном, объединяющем коллективы и отношения в них (общественные организации, союзы, производственные и иные коллективы) и личном (частном, приватном), в малых социальных группах и т. д. на всех уровнях власть оформляется в специализированных учреждениях (аппаратах власти) и должностях, в иерархиях правящих и управляющих сил и лиц (лидеров, работников управления и т. д.) 7

Функции политической власти:

-управленческая;

-интегрирующая (интеграция общественных интересов);

-мотивационная;

-мобилизационная;

-контролирующая (обеспечение правопорядка);

-культурная.

Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.

Ядром политической власти является государственная власть, которая обладает рядом признаков:

— возможностью законного использования силы в решении актуальных проблем;

— ее решения обладают обязательностью для всех и имеют высшую юридическую силу,

— опирается на систему специальных институтов и нормы права.

Политическая власть осуществляется специфическими методами с помощью особых механизмов. В основе функционирования политической власти лежат принцип суверенитета и принцип легитимности.

Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти.

Сосредоточение политической власти у государства означает его верховенство по сравнению с другими политическими институтами (партиями, движениями и т. д.).

Верховенство государственной власти проявляется в:

— общеобязательности ее решений для населения;

— возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций;

— обладании рядом исключительных прав;

— наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций; — наделении правами и обязанностями граждан.

Независимость госвласти предусматривает ее самостоятельность и равноправие.

Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Термин «легитимность» (legtmte) отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан. Легитимность — это осознание гражданами законности власти. Данное представление проистекает из убеждения, что власть законна, сформирована самим народом и служит его интересам. Теория легитимности М.Вебера включает два момента: признание власти правителей и обязанности управляемых подчиняться ей. Принцип легитимности власти обеспечивает добровольное согласие граждан подчиняться ее решениям и правомочность применения властью принуждения. Легитимность является важнейшим признаком демократической власти, потому что власть опирается на ценности, традиции, предпочтения и устремления большинства общества.

Значение принципа легитимности, позволяет отличать законно установленную власть от узурпированной, то есть насильственно захваченной; определяет границы правомерности использования властью насильственных мер; способствует признанию международным сообществом неправомерности насильственного изменения госграниц и соблюдении режимом страны норм международного права.

Убежденность населения в правомерности и справедливости существующих институтов власти, согласие подчиняться их решениям могут достигаться различными способами. М.Вебер выделил три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный. В основу своей классификации он положил мотив подчинения:

— традиционный тип легитимности основан на привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия; харизматический тип легитимности основывается на вере населения в исключительные качества политического деятеля;

— рационально-легальная легитимность основана на вере участников политической жизни в справедливость тех правил, на основе которых формируется власть. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера;

— идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету (образу, характеру) народа. Возможности власти заметно возрастают, если она использует господствующие в обществе идеалы.

В чистом виде названные идеальные типы легитимности на практике не существуют. Они дополняют друг друга, поэтому говорят о смешанном типе легитимности.

Заключение

В данной работе была сделана попытка раскрыть понятие политической власти в некоторых ее основных проявлениях. Власть и есть та снова, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.

Классическая постановка вопроса о власти исходит из того, что она представляет собою совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными общегосударственными) интересами. Центральною место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство — необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Более того, сущностное определение государства, по Веберу, состоит в том, что это единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории8.

Политическая власть, которая как видно из предыдущего текста, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения предает им статус политических является источником и основой этой политики, т.е власть-первооснова политики.

II. Тесты.

  1. В соответствии с названными сферами жизнедеятельности определите основания и ресурсы политической власти:

Сфера жизнедеятельности

Основания

Ресурсы

Экономическая

Господствующая форма собственности, объем валового национального продукта и т.д.

Материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые

Социальная

Социальные группы и слои, на которые опирается власть

Различные привилегии, которыми пользуется власть; кадровая политика

Административно-силовые

Совокупность властных учреждений

Оружие, аппарат физического принуждения

Юридическая

Совокупность законов, на которые опирается власть в практической деятельности

Конституция, законы, программные документы политических партий

Культурно-информационная

Система организаций

Средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через учебные учреждения

2. Какой из перечисленных методов является демократическим в осуществлении политической власти?

а) демагогия, популистские заявления;

б) развитие плюрализма, многопартийности, наличие оппозиции;

в) принуждение, насилие, террор;

г) формирование стереотипов поведения.

3. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу:

а) политическая власть;

1) власть, основывающаяся на воздействии средств массовой информации;

б) государственная власть;

2) форма общественной власти, опирающаяся на специальный аппарат принуждения;

в) власть;

3) форма правления, при которой политическая власть находится в руках главы церкви, духовенства;

г) медиакратия;

4) социально-политическое течение, провозглашающее замену любых форм принудительной власти добровольной ассоциацией граждан;

д) теократия;

5) реальная способность данного класса, группы, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах;

е) анархизм.

6) способность одних людей оказывать воздействие на деятельность других.

Ответы:

А-5

Б-2

В-6

Г-1

Д-3

Е-4

Законная сила решения суда

Законная сила решения суда – это его общеобязательность, т.е. обязательность и для суда, и для участников процесса, и для лиц и органов, которым оно адресуется или которых оно касается.

Момент вступления решения суда в законную силу решается неоднозначно:

  • – по общему правилу решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование – одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме, если они не были обжалованы;
  • – в случае подачи апелляционной жалобы (принесения представления) и неотмены решения суда судом второй инстанции оно вступает в законную силу после рассмотрения судом второй инстанции;
  • – в случае отмены или изменения судом второй инстанции решения суда первой инстанции и принятия собственного решения оно вступает в законную силу немедленно.

Вступление решения суда как акта органа государственной власти в законную силу наделяет его определенными свойствами, к которым относятся:

  • – обязательность;
  • – неопровержимость;
  • – исключительность;
  • – преюдициальность;
  • – исполнимость;
  • – неизменность.

Свойство обязательности решения суда представляет собой распространение его действия на всех лиц вне зависимости от того, были или нет их права и интересы предметом судебного разбирательства (ст. 13 ГПК).

По кругу лиц вступившие в законную силу судебные решения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан и организаций. Однако обязательность решений суда не лишает заинтересованных лиц, не участвовавших в деле, права обратиться в суд, если принятым судебным решением нарушаются их права и законные интересы.

Территориально вступившие в законную силу решения суда в силу свойства обязательности подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Свойство неопровержимости решения суда состоит в том, что вступившее в законную силу судебное решение не может быть обжаловано в суд второй инстанции и им пересмотрено.

Вступившее в законную силу решение суда может явиться объектом пересмотра только в исключительных случаях и по экстраординарным основаниям в кассационной, надзорной инстанции либо по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

Свойство исключительности решения суда проявляется двояко: во-первых, в силу ч. 2 ст. 209 ГПК после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения; во-вторых, суд отказывает в принятии искового заявления (п. 2 ч. 1 ст. 134 ГПК) или прекращает производство по делу (абз. 2 ст. 220 ГПК), если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.

Свойство преюдициальности решения суда заключается в том, что в силу указания гражданского процессуального законодательства (ч. 2 ст. 61 ГПК) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением но ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Как разъясняется Пленумом Верховного Суда РФ, исходя из смысла ч. 4 ст. 13, ч. 2 и 3 ст. 61, ч. 2 ст. 209 ГПК лица, не участвовавшие в деле, по которому судом общей юрисдикции или арбитражным судом вынесено соответствующее судебное постановление, вправе при рассмотрении другого гражданского дела с их участием оспаривать обстоятельства, установленные этими судебными актами. В указанном случае суд выносит решение по общим правилам на основе исследованных в судебном заседании доказательств.

Свойство преюдициальности решения суда проявляется и в том, что оно является обязательным для суда при производстве по уголовному делу относительно вопроса о том, имело ли место событие или действие. В то же время решение вопроса о виновности подсудимого решением суда по гражданскому делу не предрешается и находится в исключительной компетенции суда, рассматривающего уголовное дело.

Вступившие в законную силу решения судов общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу в силу ст. 69 АПК также обязательны для арбитражного суда, рассматривающего дело по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Свойство исполнимости – возможность принудительного, помимо воли обязанного лица, осуществления решения суда.

По общему правилу вступившие в законную силу решения могут быть исполнены принудительно. Кроме того, в соответствии со ст. 211 ГПК ряд постановлений суда первой инстанции подлежит в силу прямого указания закона немедленному исполнению без соблюдения условия о вступлении их в законную силу. К ним относятся судебные приказы или решения суда:

  • – о взыскании алиментов;
  • – выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев;
  • – восстановлении на работе;
  • – включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.

Следует также учитывать и то обстоятельство, что суд по просьбе истца может обратить к немедленному исполнению фактически любое решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным (ст. 212 ГПК).

Как указано в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23, в тех случаях, когда решение подлежит немедленному исполнению или суд придет к выводу о необходимости этого (ст. 210–212 ГПК), в решении необходимо сделать соответствующее указание. Решения, перечисленные в ст. 211 ГПК, подлежат немедленному исполнению в силу императивного предписания закона, в связи с чем указание в решении об обращении их к немедленному исполнению не зависит от позиции истца и усмотрения суда. Обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в ст. 212 ГПК, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения. Суд также вправе установить определенный срок, в течение которого решение должно быть исполнено (ст. 204 ГПК), либо отсрочить его исполнение (ст. 203 ГПК).

Свойство неизменности возникает автоматически с момента принятия решения и обусловливает невозможность в дальнейшем для судьи (суда) самому изменять или отменять принятое им решение.

Исключение из данного правила предусматривается нормами гражданского процессуального законодательства для случаев пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений, вступивших в законную силу (гл. 42 ГПК).

Существуют объективные и субъективные пределы действия законной силы судебного решения.

Под объективным пределом действия законной силы судебного решения следует понимать его распространение на установленные судом при разрешении дела правоотношения и юридические факты. Как отмечала Н. И. Масленникова, единственная возможность для суда скорректировать уже обозначенный в принятом решении предел предусмотрена гражданским процессуальным законодательством в виде правила о принятии дополнительного решения.

Субъективный предел действия законной силы судебного решения определяется указанным в нем кругом лиц и их правопреемников, т.е. лиц, права и обязанности которых были предметом судебного разбирательства и получили закрепление в принятом решении.

  • Под судебным постановлением, указанным в ч. 2 ст. 61 ГПК, Пленумом Верховного Суда РФ понимается любое судебное постановление, которое согласно ч. 1 ст. 13 ГПК принимает суд (судебный приказ, решение суда, определение суда) (см. п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23).

О судебном решении

В связи с введением в действие с 1 февраля 2003 г. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и в целях выполнения содержащихся в нем требований к судебному решению Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. В соответствии со статьей 194 ГПК РФ решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.

Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).

2. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Если имеются противоречия между нормами процессуального или материального права, подлежащими применению при рассмотрении и разрешении данного дела, то решение является законным в случае применения судом в соответствии с частью 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и частью 2 статьи 11 ГПК РФ нормы, имеющей наибольшую юридическую силу. При установлении противоречий между нормами права, подлежащими применению при рассмотрении и разрешении дела, судам также необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в Постановлениях от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

3. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 — 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

4. Поскольку в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ в решении суда должен быть указан закон, которым руководствовался суд, необходимо указать в мотивировочной части материальный закон, примененный судом к данным правоотношениям, и процессуальные нормы, которыми руководствовался суд.

Суду также следует учитывать:

а) постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании положений Конституции Российской Федерации, подлежащих применению в данном деле, и о признании соответствующими либо не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов, перечисленных в пунктах «а», «б», «в» части 2 и в части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, на которых стороны основывают свои требования или возражения;

б) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принятые на основании статьи 126 Конституции Российской Федерации и содержащие разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм материального или процессуального права, подлежащих применению в данном деле;

в) постановления Европейского Суда по правам человека, в которых дано толкование положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подлежащих применению в данном деле.

5. Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.

Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Абзац утратил силу. — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25.

Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.

При этом следует иметь в виду, что при рассмотрении и разрешении дел, возникших из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, т.е. обстоятельствами, на которых заявитель основывает свои требования (часть 3 статьи 246 ГПК РФ).

6. Учитывая, что в силу статьи 157 ГПК РФ одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании. Если собирание доказательств производилось не тем судом, который рассматривает дело (статьи 62 — 65, 68 — 71, пункт 11 части 1 статьи 150, статья 170 ГПК РФ), суд вправе обосновать решение этими доказательствами лишь при том условии, что они получены в установленном ГПК РФ порядке (например, с соблюдением установленного статьей 63 ГПК РФ порядка выполнения судебного поручения), были оглашены в судебном заседании и предъявлены лицам, участвующим в деле, их представителям, а в необходимых случаях экспертам и свидетелям и исследованы в совокупности с другими доказательствами. При вынесении судебного решения недопустимо основываться на доказательствах, которые не были исследованы судом в соответствии с нормами ГПК РФ, а также на доказательствах, полученных с нарушением норм федеральных законов (часть 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации, статьи 181, 183, 195 ГПК РФ).

7. Судам следует иметь в виду, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 ГПК РФ). Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ.

Если экспертиза поручена нескольким экспертам, давшим отдельные заключения, мотивы согласия или несогласия с ними должны быть приведены в судебном решении отдельно по каждому заключению.

8. В силу части 4 статьи 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом.

Исходя из этого суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.

В решении суда об удовлетворении иска, помимо ссылки на приговор по уголовному делу, следует также приводить имеющиеся в гражданском деле доказательства, обосновывающие размер присужденной суммы (например, учет имущественного положения ответчика или вины потерпевшего).

На основании части 4 статьи 1 ГПК РФ, по аналогии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ, следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).

9. Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Такое же значение имеют для суда, рассматривающего гражданское дело, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда (часть 3 статьи 61 ГПК РФ).

Под судебным постановлением, указанным в части 2 статьи 61 ГПК РФ, понимается любое судебное постановление, которое согласно части 1 статьи 13 ГПК РФ принимает суд (судебный приказ, решение суда, определение суда), а под решением арбитражного суда — судебный акт, предусмотренный статьей 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исходя из смысла части 4 статьи 13, частей 2 и 3 статьи 61, части 2 статьи 209 ГПК РФ лица, не участвовавшие в деле, по которому судом общей юрисдикции или арбитражным судом вынесено соответствующее судебное постановление, вправе при рассмотрении другого гражданского дела с их участием оспаривать обстоятельства, установленные этими судебными актами. В указанном случае суд выносит решение на основе исследованных в судебном заседании доказательств.

10. Судам необходимо соблюдать последовательность в изложении решения, установленную статьей 198 ГПК РФ.

Содержание исковых требований должно быть отражено в его описательной части в соответствии с исковым заявлением.

Если истец изменил основание или предмет иска, увеличил или уменьшил его размер, ответчик признал иск полностью или частично, об этом следует также указать в описательной части решения.

О признании стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения (часть 2 статьи 68 ГПК РФ), указывается в мотивировочной части решения одновременно с выводами суда об установлении этих обстоятельств, если не имеется предусмотренных частью 3 статьи 68 ГПК РФ оснований, по которым принятие признания обстоятельств не допускается.

При вынесении решения судам необходимо иметь в виду, что право признания обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принадлежит и представителю стороны, участвующему в деле в ее отсутствие, если это не влечет за собой полного или частичного отказа от исковых требований, уменьшения их размера, полного или частичного признания иска, поскольку статья 54 ГПК РФ, определяющая полномочия представителя, не требует, чтобы указанное право было специально оговорено в доверенности.

Суд не вправе при вынесении решения принять признание иска или признание обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, совершенные адвокатом, назначенным судом в качестве представителя ответчика на основании статьи 50 ГПК РФ, поскольку это помимо воли ответчика может привести к нарушению его прав.

Адвокат, назначенный судом в качестве представителя ответчика на основании статьи 50 ГПК РФ, вправе обжаловать решение суда в кассационном (апелляционном) порядке и в порядке надзора, поскольку он имеет полномочия не по соглашению с ответчиком, а в силу закона и указанное право объективно необходимо для защиты прав ответчика, место жительства которого неизвестно.

11. Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 — 207 ГПК РФ). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.

В тех случаях, когда решение подлежит немедленному исполнению или суд придет к выводу о необходимости этого (статьи 210 — 212 ГПК РФ), в решении необходимо сделать соответствующее указание.

Решения, перечисленные в статье 211 ГПК РФ, подлежат немедленному исполнению в силу императивного предписания закона, в связи с чем указание в решении об обращении их к немедленному исполнению не зависит от позиции истца и усмотрения суда.

Обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

Обращая по просьбе истца решение к немедленному исполнению, суд вправе в необходимых случаях требовать от истца обеспечения поворота исполнения решения на случай его отмены.

12. Поскольку по искам о признании разрешается вопрос о наличии или отсутствии того или иного правоотношения либо отдельных прав и обязанностей участвующих в деле лиц, суд при удовлетворении иска обязан в необходимых случаях указать в резолютивной части решения на те правовые последствия, которые влечет за собой такое признание (например, об аннулировании актовой записи о регистрации брака в случае признания его недействительным).

13. В силу статьи 194 ГПК РФ в форме решения принимаются лишь те постановления суда первой инстанции, которыми дело разрешается по существу, а круг вопросов, составляющих содержание решения, определен статьями 198, 204 — 207 ГПК РФ.

Поэтому недопустимо включение в резолютивную часть решения выводов суда по той части исковых требований, по которым не принимается постановление по существу (статьи 215, 216, 220 — 223 ГПК РФ). Эти выводы излагаются в форме определений (статья 224 ГПК РФ), которые должны выноситься отдельно от решений. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что включение указанных выводов в решение само по себе не является существенным нарушением норм процессуального права и не влечет по этому основанию его отмену в кассационном (апелляционном) и надзорном порядке.

14. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения установленного статьей 199 ГПК РФ срока составления мотивированного решения.

15. Исходя из требований статьи 201 ГПК РФ вопрос о принятии дополнительного решения может быть поставлен лишь до вступления в законную силу решения суда по данному делу и такое решение вправе вынести только тот состав суда, которым было принято решение по этому делу.

В случае отказа в вынесении дополнительного решения заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с теми же требованиями на общих основаниях. Вопрос о судебных расходах может быть разрешен определением суда (статья 104 ГПК РФ).

Предусматривая право суда принимать дополнительные решения, статья 201 ГПК РФ вместе с тем ограничивает это право вопросами, которые были предметом судебного разбирательства, но не получили отражения в резолютивной части решения, или теми случаями, когда, разрешив вопрос о праве, суд не указал размера присужденной суммы либо не разрешил вопрос о судебных расходах.

Поэтому суд не вправе выйти за пределы требований статьи 201 ГПК РФ, а может исходить лишь из обстоятельств, рассмотренных в судебном заседании, восполнив недостатки решения.

16. Поскольку статья 202 ГПК РФ предоставляет суду возможность разъяснить решение, не изменяя его содержания, суд не может под видом разъяснения изменить, хотя бы частично, существо решения, а должен только изложить его же в более полной и ясной форме.

17. Учитывая, что ГПК РФ, устанавливая различный порядок рассмотрения дел по отдельным видам производств (исковое, особое, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений), предусматривает для всех единую форму окончания разбирательства дела по существу путем принятия решения, судам следует иметь в виду, что требования статьи 198 ГПК РФ о порядке изложения решений обязательны для всех видов производств.

18. Признать утратившим силу Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 сентября 1973 г. № 9 «О судебном решении» с изменениями, внесенными Постановлением Пленума от 20 декабря 1983 г. № 11, в редакции Постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11, с изменениями, внесенными Постановлением Пленума от 26 декабря 1995 г. № 9.

Председатель
Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ

Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.ДЕМИДОВ