Обязательность печати для юридических лиц

Содержание

Требования к печати организации (ИП)

Вы уже получили свидетельство о государственной регистрации ООО (ЗАО, ОАО) или ИП и (в случае необходимости) зарегистрировали новую единицу бизнеса в Росстате и внебюджетных фондах.

Гражданский кодекс РФ (ГК) не содержит требований об обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц иметь печать, поэтому положениями ГК порядок изготовления, использования, замены печатей не установлен.

Вместе с тем законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливают для этих организационно-правовых форм организаций обязанность иметь печать.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ООО должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Аналогичные нормы установлены пункте 7 статьи 2 Закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Дополнительные печати организации должны (в дополнение к общим реквизитам) включать соответствующие надписи («отдел кадров», «архив», для накладных, «для счет-фактур», «канцелярия» и др.).

В настоящее время для изготовления печати организация не должна получать какие-либо разрешительные документы или уведомлять какой-либо орган.

Ранее в отдельных регионах существовали правила изготовления и регистрации печатей. Например, в Москве до 2002 г. существовала процедура обязательной регистрации печатей при создании юридического лица. При регистрации юридического лица требовалось утверждение эскиза печати в Московской регистрационной палате (Распоряжение Мэра Москвы от 25.08.1998 № 843-РМ).

В настоящее время регистрация осуществляется налоговыми органами в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Указанный Закон не содержат норм, которые обязывают регистрировать печать юридического лица и индивидуального предпринимателя, поэтому ни при регистрации ИП, ни при регистрации организаций не требуется представлять в налоговую инспекцию ни эскиз печати организации, ни иные сведения о ней.

Поэтому вопросы, связанные с изготовлением, заменой, уничтожением печати, решаются организацией и предпринимателем самостоятельно.

Закон № 82-ФЗ об отмене использования печатей организации

06.04.2015 Президент РФ подписал Федеральный закон № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ», который продолжает начатую реформу гражданского законодательства об отмене печатей, которым определено, что:

  • использование (наличие) печати является правом, а не обязанностью хозяйственных обществ;

  • сведения о наличии печати должны содержаться в уставе хозяйственного общества.

Напомню, что уже принятыми в Гражданский кодекс РФ изменениями в статью 1851 ГК из делового оборота исключено положение об обязательном приложении печати организации на доверенности.

Как работать с 07.04.2015

Из Закона № 82-ФЗ следует, что отказ от печати – это право, а не обязанность организации. Поэтому уполномоченному лицу (директор, совет диреторов и др.) надо решить, использовать печать в работе дальше или отказаться от нее. Если принято решение работать с использованием печати, то организации, зарегистрированной до 07.04.2015, ничего менять не надо. Если принято решение работать без использования печати, то организации, зарегистрированной до 07.04.2015, необходимо:

  • внести изменения в устав (исключить из устава норму о наличии у организации печати);

  • уведомить об этом уполномоченные государственные органы (ФНС, ФСС, ПФР).

При этом надо иметь в виду, что в некоторых нормативных актах еще предусмотрено обазательное использование печати (к примеру, пункт 2.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек (утв. Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).

Печать в налоговой и бухгалтерской отчетности и первичке

До 07.04.2015 печать обычно ставилась на большом количестве документов, в том числе в трудовых договорах и трудовых книжках, на больничных листах, в отчетности, в первичке и т.д. С 7 апреля 2015 года печать в этих документах для всех организаций не обязательна. Ведь ее требуют подзаконные акты (приказы, постановления), а не федеральные законы. Вы можете прекратить ее ставить, даже если в соответствии с уставом ваша организация не отказалась от печати. Данный вывод подтверждают Письма ФНС России от 05.08.2015 № БС-4-17/13706@, Минфина России от 6 августа 2015 г. № 03-01-10/45390, Минфина России от 30 августа 2018 г. № 03-01-10/61983. Теперь можно не ставить печать на следующих документах:

  • налоговые декларации и другие документы, направляемые в ФНС (основание — Письма ФНС России от 06.09.2016 № ОА-4-17/16629, от 05.08.2015 № БС-4-17/13706, где указано, что , что документы, представляемые (направляемые) в налоговые органы, принимаются вне зависимости от наличия (отсутствия) в них печати);

  • бухгалтерская отчетность;

  • счет-фактура (п. 2 ст. 169 НК РФ);

  • товарная накладная, акт приемки работ, акт приемки услуг, путевой лист (п. 2 ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете);

  • трудовой договор;

  • штатное расписание, табель учета рабочего времени, другие первичные кадровые документы;

  • гражданско-правовой договор.

Нужна ли печать на договоре

По закону печать на договорах не требуется, однако стороны могут взять на себя такое обязательство сами. В этом случае возможны следующие последствия:

  • если в тексте договора сказано, что он, а также изменения к нему должны быть скреплены печатями сторон, то отсутствие печати в соответсвтии с пунктом 1 статьи 160 ГК РФ может повлечь признание письменной формы сделки несоблюденной. В случае спора по договору в этом случае организация не сможет ссылаться на показания свидетелей;

  • если в тексте договора сказано, что без печатей он недействителен, то отсутствие печати может повлечь признание его недействительным. В таком случае обе стороны должны будут вернуть друг другу все полученное по сделке. Этого может и не произойдет, но лучше не рисковать. Поэтому:

    • надо просмотреть все ваши действующие договоры и продолжать использовать печать там, где этого требует договор. Либо можно подписать с контрагентами изменения (если согласятся);

    • если вы не будете использовать печать в дальнейшем, то при заключении договоров надо акцентировать на этом внимание контрагентов и следить, чтобы в договор не попало условие о скреплении его печатью.

Нужна ли печать на доверенности на представление интересов юридического лица в суде?

Верховный Суд РФ в своем обзоре судебной практики № 2 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015) разъяснил, что:

  • Согласно ч. 3 ст. 53 ГПК РФ, ч. 5 ст. 61 АПК РФ в редакции Федерального закона от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» доверенность на представление интересов в суде от имени организации должна быть подписана руководителем организации или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при наличии печати).
    Тем же законом в отношении акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью отменено требование об обязательности печати. Указанные хозяйственные общества вправе самостоятельно принимать решение использовать или не использовать печать при осуществлении деятельности.
  • Частью 6 ст. 57 КАС РФ установлено, что доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации.
  • В силу п. 4 ст. 185.1 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
  • Вместе с тем, поскольку в процессуальном законодательстве содержатся специальные требования к удостоверению доверенности на представление интересов в суде, то судам при проверке формы доверенности, удостоверяющей полномочия представителей юридических лиц, участвующих в деле, следует руководствоваться положениями ч. 3 ст. 53 ГПК РФ, ч. 5 ст. 61 АПК РФ, ч. 6 ст. 57 КАС РФ.
    Если федеральный закон содержит требование о наличии печати для организаций определенной организационно-правовой формы (например, пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлена обязанность унитарного предприятия иметь печать), то доверенность на представление интересов такой организации в суде должна быть удостоверена как подписью ее руководителя, так и печатью.
    Когда федеральным законом такая обязанность не предусмотрена и указано, что организация вправе иметь печать (в частности, пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»), представитель организации должен предоставить суду ее учредительные документы или их надлежащим образом заверенные копии. Если в них содержатся сведения о наличии печати, то доверенность на представление интересов указанной организации в суде должна быть удостоверена подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица и одновременно печатью организации. При отсутствии таких сведений удостоверение доверенности на представление интересов в суде печатью не требуется.

Законом № 82-ФЗ внесены изменения в:

  1. Подпункт 5 пункта 1 статьи 102 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» после слов «организации и» дополнен словами «(при наличии печати)»;

  2. Пункт 7 статьи 2 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», изложитв его в следующей редакции: «Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать.

  3. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.»;

  4. Абзац девятый пункта 1 статьи 913 части второй Гражданского кодекса РФ дополнив его словами «(при наличии печатей)»;

  5. Федеральный закон № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг»:

  • абзац четырнадцатый пункта 1 статьи 17 и абзац одиннадцатый части четвертой статьи 18 после слов «печать эмитента» дополнить словами «(при наличии печати)»;

  • абзац одиннадцатый части четвертой статьи 18 дополнить словами «(при наличии печати)»;

  • пункт 10 статьи 275-3 после слов «печатью эмитента» дополнить словами «(при наличии печати)»;

  • Пункт 4 статьи 16 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:

    • абзац пятый после слов «и печатью юридического лица» дополнить словами «(при наличии печати)»;

    • абзац шестой после слов «и печатью юридического лица» дополнить словами «(при наличии печати)»;

  • Пункт 5 статьи 2 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», изложив его в следующей редакции: «Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать.

  • Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.»;

  • Федеральный закон № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»:

    • абзац пятый пункта 3 статьи 16 после слов «и печатью депозитария, указанного в закладной» дополнить словами «(при наличии печати)»;

    • абзац пятый пункта 1 статьи 17 дополнить словами «(при наличии печати)»;

    • пункт 2 статьи 25 после слова «печатью» дополнить словами «(при наличии печати)».

  • Статью 16 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

    • абзац четвертый пункта 1 после слов «печатью юридического лица» дополнить словами » (при наличии печати)»;

    • абзац первый пункта 2 после слов «печатью претендента» дополнить словами » (при наличии печати)»;

  • Часть пятую статьи 230 Трудового кодекса РФ, дополнив ее после слов «заверяется печатью» словами «(при наличии)»;

  • Часть 5 статьи 61 Арбитражного процессуального кодекса РФ, дополнив ее после слов «печатью организации» словами «(при наличии печати)»;

  • Часть 3 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса РФ, дополнив ее после слов «печатью этой организации» словами «(при наличии печати)»;

  • Часть 2 статьи 54 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» дополнить словами «(при наличии печати)»;

  • Часть 10 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» дополнить словами «(при наличии печати)»;

  • Федеральный закон № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»:

    • часть 6 статьи 39 после слов «печатью организации» дополнить словами «(при наличии печати)»;

    • в пункте 6 части 3 статьи 90 после слов «печатью» дополнить словами «(при наличии)»;

    • в части 5 статьи 177 после слов «печатью» дополнить словами «(при наличии)»;

    • в пункте 1 статьи 184 после слов «печатью» дополнить словами»(при наличии)»;

  • Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

    • подпункт «в» пункта 1 части 2 и часть 4 статьи 51 после слов»печатью участника открытого конкурса» дополнить словами «(при наличии печати)»;

    • пункты 4 и 5 части 2 статьи 61, подпункт «в» пункта 1 части 2 статьи 88 после слов «его печатью» дополнить словами «(при наличии)»;

    • подпункт «в» пункта 1 части 2 и часть 4 статьи 88 после слов «печатью участника закрытого аукциона» дополнить словами «(при наличии печати)»

    Статья написана в 2010 году. Дополнена: 21.07.2012, 30.10.2014, 07.04.2015, 17.04.2015, 26.08.2015, 22.04.2017, 19.10.2018.

    ВНИМАНИЕ!

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2019

    Полезные ссылки по теме «Регистрация ООО — печать организации»

    1. Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц

    2. Выписка из ЕГРЮЛ

    3. Адреса, телефоны, интернет-сайты, реквизиты налоговых инспекций Санкт-Петербурга

    4. Адреса, телефоны, интернет-сайты, реквизиты налоговых инспекций Москвы

    5. Адреса налоговых инспекций (другие города России)

    6. Как платить налоги и сдавать отчетность?

    7. Налоговая отчетность для общего режима налогообложения

    8. Налоговая отчетность для упрощенной системы налогообложения

    9. Налоговая отчетность для системы налогообложения в виде ЕНВД

    10. Налоговая ответственность за не сданную налоговую декларацию

    11. Налоговая ответственность за не уплаченные налоги

    12. Налоговая ответственность за неявку по вызову в налоговиков

    Тэги: регистрация, печать ИП, изготовление печати, изготовление печати ООО, изготовление печати организации, изготовление печати ИП

    Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция)

    19 мая 1995 года N 82-ФЗ
    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ Принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года

    Список изменяющих документов

    (в ред. Федеральных законов от 17.05.1997 N 78-ФЗ, от 19.07.1998 N 112-ФЗ, от 12.03.2002 N 26-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 10.01.2006 N 18-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 19.05.2010 N 88-ФЗ, от 22.07.2010 N 164-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 20.07.2012 N 121-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 21.07.2014 N 236-ФЗ, от 31.12.2014 N 505-ФЗ, от 08.03.2015 N 43-ФЗ, от 31.01.2016 N 7-ФЗ, от 02.06.2016 N 179-ФЗ, от 20.12.2017 N 404-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

    • Глава I. Общие положения
      • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
      • Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона
      • Статья 3. Содержание права граждан на объединение
      • Статья 4. Законы об общественных объединениях
      • Статья 5. Понятие общественного объединения
      • Статья 6. Учредители, члены и участники общественного объединения
      • Статья 7. Организационно-правовые формы общественных объединений
      • Статья 8. Общественная организация
      • Статья 9. Общественное движение
      • Статья 10. Общественный фонд
      • Статья 11. Общественное учреждение
      • Статья 12. Орган общественной самодеятельности
      • Статья 12.1. Исключена
      • Статья 12.2. Политические партии
      • Статья 13. Союзы (ассоциации) общественных объединений
      • Статья 14. Территориальная сфера деятельности российских общественных объединений
      • Статья 15. Принципы создания и деятельности общественных объединений
      • Статья 16. Ограничения на создание и деятельность общественных объединений
      • Статья 17. Государство и общественные объединения
    • Глава II. Создание общественных объединений, их реорганизация и (или) ликвидация
      • Статья 18. Создание общественных объединений
      • Статья 19. Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений
      • Статья 20. Устав общественного объединения
      • Статья 21. Государственная регистрация общественных объединений
      • Статья 22. Утратила силу
      • Статья 23. Отказ в государственной регистрации общественного объединения и порядок его обжалования
      • Статья 24. Символика общественных объединений
      • Статья 25. Реорганизация общественного объединения
      • Статья 26. Ликвидация общественного объединения
    • Глава III. Права и обязанности общественного объединения
      • Статья 27. Права общественного объединения
      • Статья 28. Права и обязанности общественного объединения при использовании своего наименования
      • Статья 29. Обязанности общественного объединения
    • Глава IV. Собственность общественного объединения. Управление имуществом общественного объединения
      • Статья 30. Собственность общественного объединения
      • Статья 31. Источники формирования имущества общественного объединения
      • Статья 32. Субъекты права собственности в общественных организациях
      • Статья 33. Субъекты права собственности в общественных движениях
      • Статья 34. Субъекты права собственности в общественных фондах
      • Статья 35. Управление имуществом в общественных учреждениях
      • Статья 36. Субъекты права собственности в органах общественной самодеятельности
      • Статья 37. Предпринимательская деятельность общественных объединений
      • Статья 38. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений
    • Глава V. Ответственность за нарушение законов об общественных объединениях
      • Статья 39. Равенство оснований ответственности всех субъектов, действующих в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом
      • Статья 40. Ответственность за нарушение законов об общественных объединениях
      • Статья 41. Ответственность общественных объединений за нарушение законодательства Российской Федерации
      • Статья 42. Приостановление деятельности общественных объединений
      • Статья 43. Последствия приостановления деятельности общественного объединения
      • Статья 44. Ликвидация общественного объединения и запрет на его деятельность в случаях нарушения им законодательства Российской Федерации
      • Статья 45. Обжалование решения о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения и последствия признания такого решения незаконным
    • Глава VI. Международные связи общественных объединений. Международные общественные объединения
      • Статья 46. Международные связи общественных объединений
      • Статья 47. Международное общественное объединение
    • Глава VII. Заключительные положения
      • Статья 48. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
      • Статья 49. О признании нормативных правовых актов в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона не действующими в Российской Федерации или утратившими силу
      • Статья 50. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона
      • Статья 51. Об общественных объединениях, созданных с участием государства
      • Статья 52. О государственной регистрации общественных объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона
      • Статья 53. Международные договоры с участием Российской Федерации
      • Статья 54. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

    Открыть полный текст документа

    Отмена круглой печати. Алгоритм действий юрлиц после 7 апреля 2015 г.

    Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт
    RosCo — Consulting & audit

    Федеральным законом от 6.04.15 г. № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» (далее — Закон № 82-ФЗ) внесены изменения в части обязательности печати для юридических лиц. Закон № 82-ФЗ вступил в силу 7 апреля 2015 г. (за исключением отдельных положений). Проанализируем последствия отмены круглой печати для юридических лиц.

    Принятому Закону № 82-ФЗ предшествовали дебаты относительно степени защиты документа без печати, поскольку подписи должностных лиц легко подделать.

    Как отметил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, «…круглая печать — это наследие прошлого, и сейчас она не имеет того значения, которое придавалось ей в дореволюционный и постсоветский период и советский период. При современном развитии техники наличие печати не гарантирует подлинности документа, использовать круглую печать не запрещается, но допускается использование и других способов идентификации, таких как электронная подпись, специальные бланки компаний, голографические печати» (http://ria.ru/politics/).

    Отмена печати призвана облегчить процедуру регистрации юридических лиц.

    Перед тем как рассмотреть последствия отмены круглой печати, давайте проанализируем степень значимости печатей у организаций. В практике хозяйствующих субъектов документ без печати не воспринимался как юридически значимый документ. Однако так ли это на самом деле? Функция печати состоит в заверении подлинности подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на других документах, предусматривающих заверение подлинной подписи (п. 3.25 ГОСТа Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», принятого постановлением Госстандарта России от 3.03.03 г. № 65-ст).

    Для каких участников гражданского оборота требовалось иметь печать? Систематизируем перечень таких хозяйствующих субъектов в табл. 1.

    Таблица 1. Для каких участников гражданского оборота требовалось иметь печать?

    Перечень хозяйствующих субъектов

    Основание

    Норма закона (до 6.04.15 г.)

    Акционерные общества

    Пункт 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.95 г. № 208-ФЗ

    Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов РФ Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации

    Общества с ограниченной ответственностью

    Пункт 5 ст. 2 Федерального закона от 8.02.98 г. № 14-ФЗ

    Некоммерческие организации

    Пункт 4 ст. 3 Федерального закона от 12.01.96 г. № 7-ФЗ

    Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке и вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием

    Унитарные предприятия

    Пункт 3 ст. 2 Федерального закона от 14.11.02 г. № 161-ФЗ

    Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия

    Начиная с 7 апреля 2015 г. юридическое лицо вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать. При этом сведения о наличии печати должны содержаться в Уставе общества. Такие изменения внесены в отношении акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Правда, в части некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий норма о наличии печати осталась неизменной.

    Отметим, что внесенные изменения не касаются индивидуальных предпринимателей, поскольку предприниматели и сейчас вправе работать без печати (Федеральный закон от 8.08.01 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

    «Договорная» печать

    Традиционно к договору без печати мало доверия. Однако по смыслу абзаца 3 п. 1 ст. 160 ГК РФ скрепление печатью договоров необходимо, если это установлено законом, иными правовыми актами либо соглашением сторон. То есть печать на договоре относится к дополнительным требованиям и проставляется в том случае, если это установлено законодательными требованиями либо условиями договора. Например, в договоре между хозяйствующими субъектами может быть предусмотрено, что текст договора скрепляется печатями обеих сторон.

    И только в этом случае отсутствие печати на договоре может привести к последствиям, предусмотренным для несоблюдения простой письменной формы сделки, если такие последствия прописаны в договоре. А последствиями могут быть лишение возможности сторон в случае спора ссылаться на свидетельские показания (п. 1 ст. 162 ГК РФ), а также недействительность сделки (п. 2 ст. 162 ГК РФ).

    В остальных же ситуациях печать на договоре необязательна, что подтверждается многочисленной арбитражной практикой. В постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.15 г. № А76-22079/2014 и решении арбитражного суда Алтайского края от 24.06.14 г. № А03-4194/2014 подчеркнуто, что факт отсутствия на договоре печати не свидетельствует о несоблюдении письменной формы сделки, так как скрепление договора печатью в соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 160 ГК РФ является дополнительным требованием, которое может быть установлено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, что в данном случае не имеет места.

    И отсутствие в договоре печати само по себе не свидетельствует о подложности договора (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.14 г. № А60-37054/2014).

    Таким образом, печать не является обязательным реквизитом при заключении договора, обязательное скрепление заключаемых договоров печатью законом не предусмотрено (решение арбитражного суда Алтайского края от 19.03.13 г. № А03-675/2013, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.08.12 г. № А29-1921/2012).

    Печать на первичных документах

    Рассмотрим необходимость проставления печати на первичных учетных документах. Напомним, что такой документ в силу п. 2 ст. 9 Федерального закона от 6.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) должен содержать перечень обязательных реквизитов. Такими реквизитами являются:

    • наименование документа;

    • дата составления документа;

    • наименование экономического субъекта, составившего документ;

    • содержание факта хозяйственной жизни;

    • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

    • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

    • подписи ответственных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

    Перечень реквизитов закрыт, и печать среди них не значится. Это подтверждается и письмом ФНС России от 21.10.13 г. № ММВ-20-3/96@.

    Тем не менее на практике налоговыми органами пристальное внимание уделяется тем первичным документам, в которых отсутствует печать. Излюбленным документом налоговых органов является товарная накладная.

    Следует отметить, что до 2013 г. у налогоплательщиков не было выбора, по какой форме составлять товарную накладную. Унифицированная форма № ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.98 г. № 132, была обязательна к применению. Начиная с 2013 г. унифицированные формы документов применять необязательно, можно разработать собственные (ст. 9 Закона № 402-ФЗ). В большинстве унифицированных форм содержалась аббревиатура «М.П.».

    На этом основании налоговые органы делали вывод, что если в товарных накладных отсутствует печать продавца, то у покупателя вычет НДС неправомерен, а также расходы на приобретение товара не должны признаваться в целях исчисления налога на прибыль.

    Но, как свидетельствует арбитражная практика, отсутствие в первичных документах таких реквизитов, как оттиск печати, не лишает покупателя права на налоговый вычет (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.10.14 г. № A70-13797/2013, ФАС Дальневосточного округа от 29.01.14 г. № Ф03-6588/2013, ФАС Московского округа от 20.02.13 г. № А40-46820/12-115-275, от 4.05.12 г. № А40-87365/11-75-372, от 30.01.08 г. № КА-А40/14769-07).

    Таким образом, отсутствие печати (даже на унифицированных документах, если налогоплательщик продолжает их применять после 2013 г.) на первичных учетных документах не лишает возможности налогоплательщиков подтверждать факт хозяйственной операции и соответственно принимать НДС к вычету и учитывать в налоговом учете расходы на приобретение товаров.

    При проведении проверки обоснованности возмещения расходов за счет средств ФСС РФ контролирующими органами не признается малозначительным нарушением не заверенные печатью медицинского учреждения листки временной нетрудоспособности. И на этом основании Фонд не принимает к зачету «больничные» расходы (решение арбитражного суда Ростовской области от 2.10.12 г. № А53-25090/2012, постановления ФАС Дальневосточного округа от 19.04.06 г., 12.04.06 г. № Ф03-А51/06-2/778). А в некоторых случаях поводом для отказа в возмещении пособий по временной нетрудоспособности являлись неполные реквизиты печати медицинского учреждения. И только в судебном порядке такой больничный лист признавался действительным. Так, в решении арбитражного суда Тюменской области от 12.07.13 г. № А70-3325/2013 судьями отмечено, что порядок выдачи листков нетрудоспособности (п. 56 приказа Минздравсоцразвития России от 29.06.11 г. № 624н «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности») не содержит требований относительно реквизитов печати, кроме того, что печать должна быть круглой и принадлежать медицинской организации, выдавшей листок нетрудоспособности.

    Варианты действий после 7 апреля 2015 г.

    В связи с вступлением в силу Закона № 82-ФЗ у юридических лиц есть два варианта действий: отказаться от использования печати либо продолжать использовать ее. Какие шаги необходимо предпринять юридическому лицу и в том, и другом случае? Систематизируем алгоритм действий юридических лиц в табл. 2.

    Таблица 2. Алгоритм действий юридических лиц после 7 апреля 2015 г.

    Варианты

    Алгоритм действий

    АО и ООО отказались от печати

    Для действующих предприятий:
    1) внести в установленном порядке изменения в устав организации (при наличии упоминания о круглой печати организации), заполнив заявление по форме P13001;
    2) не вносить никаких изменений (при отсутствии упоминания о круглой печати организации)
    Для вновь созданных предприятий сведения о печати не указывать в уставе организации

    АО и ООО продолжают использовать печать

    Для действующих предприятий:
    1) внести в установленном порядке изменения в устав организации (при отсутствии упоминания о круглой печати организации);
    2) не вносить никаких изменений (при наличии упоминания о круглой печати организации)
    Для вновь созданных предприятий сведения о наличии печати внести в устав организации

    Следует отметить, что наиболее защищенными от подделок являются электронная подпись, голографические печати, специальные бланки. Для признания электронного документа равнозначным бумажному документу, на котором проставлена подпись, заверенная печатью, используется усиленная электронная подпись (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 6.04.11 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).

    В случае если организация откажется от круглой печати, то проставлять ее в документах не требуется. Однако если организация поставит печать на документе, то никаких негативных последствий не будет.

    Традиционно письма и запросы в адрес контролирующих органов скреплялись печатью организации (ФНС России, ПФР, ФСС РФ, Росстат, ФТС и пр.). Кроме того, копии документов, запрашиваемых налоговыми органами при проведении налоговых проверок, должны быть заверены надлежащим образом. Заверение надлежащим образом означает, что документы должны быть заверены подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 7.1 Рекомендаций по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками, утвержденных письмом ФНС России от 17.07.13 г. № АС-4-2/12837).

    Если организация отказалась от использования печати, то в адрес контролирующих органов целесообразно направить сопроводительное письмо о принятии такого решения. Уведомление об отказе использования печати следует также направить в адрес постоянных контрагентов, поскольку на первичных документах печати не будет.

    Для тех организаций, которые по-прежнему собираются использовать печать, ничего не меняется. В этой ситуации необходимо иметь в виду, что существует перечень документов, на которых проставление печати обязательно. Например, такими документами являются:

    • трудовая книжка (п. 2.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Правительства РФ от 10.10.03 г. № 69);

    • акт о несчастном случае на производстве (ст. 230 ТК РФ);

    • бланки строгой отчетности (пп. 3 и 13 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6.05.08 г. № 359);

    • двойное складское свидетельство (ст. 338, 913 ГК РФ);

    • выписки по счету депо и закладные об исполнении обеспеченного ипотекой обязательств (Федеральный закон от 16.07.98 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);

    • учредительные документы, представляемые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество (Федеральный закон от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»);

    • документы, предоставляемые в таможенные органы (Федеральный закон от 27.11.10 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»);

    • платежные документы на перечисление денежных средств (п. 5.1 Указания ЦБ РФ от 11.03.14 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций»).

    И в этом случае нелишнем будет напомнить о существовании административной ответственности. Так, ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены санкции за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. К такому правонарушению приравнивается отсутствие печати на титульном листе трудовой книжки. Такое деяние влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

    • на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    Итак, после 7 апреля 2015 г. круглая печать для АО и ООО станет необязательной. Но, думается, что крупные компании будут по-прежнему продолжать использовать ее наряду со вспомогательными печатями.

    Статья актуальна на 04.06.15

    >Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017)

    19 мая 1995 года N 82-ФЗ

    style=»text-align: center»>ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

    Принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года