Общественный совет РФ

Общественные советы при органах исполнительной власти края: какими они будут?

26 августа в Красноярске состоялось заседание Совета Гражданской ассамблеи Красноярского края. Главный вопрос — об образовании и деятельности общественных Советов при органах исполнительной власти края.

Общественный совет — о чем речь?

Общественный совет — новая форма участия граждан в процессе управления. В рамках деятельности общественного совета представители общества могут вместе с чиновниками обсуждать вопросы, находящиеся в компетенции данного органа, выражать свою точку зрения. Общественный совет является постоянно действующим совещательным органом и не является юридическим лицом.

В Красноярском крае в настоящее время созданы общественные советы при территориальных органах федеральных министерств и ведомств, таких как Прокуратура Красноярского края, ГУВД по Красноярскому краю, управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.

Общественный совет создается с целью организации взаимодействия между государственным органом и общественными объединениями, общественностью. К его работе привлекаются граждане и общественные объединения, другие институты гражданского общества. Некоммерческие и общественные организации работают в социально-значимых сферах: помощь малоимущим, защита окружающей среды, культура, спорт, образование и другое.

Предполагается, что общественные советы будут наделены рядом полномочий, так члены советов смогут:

1) Привлекать граждан и общественные объединения к реализации государственной политики;

2) Давать заключения о нарушениях законодательства органами исполнительной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления, а также о нарушениях свободы слова в СМИ и направлять указанные заключения в компетентные государственные органы или должностным лицам;

3) Проводить экспертизу проектов законов субъекта РФ и нормативных правовых актов государственной власти субъекта РФ, проектов правовых актов органов местного самоуправления;

4) Приглашать руководителей органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления на пленарные заседания общественного совета;

5) Направлять членов общественного совета для участия в работе комитетов и комиссий органов исполнительной власти в порядке, определяемом правительством субъекта РФ;

6) Участвовать в соответствии с законодательством РФ в формировании общественных наблюдательных комиссий.

Общественные советы также смогут выступать своеобразными неформальными арбитрами в спорах между государственными органами и гражданами. Общественный совет может проводить мониторинг государственных инициатив, поддерживать эти инициативы.

При каких органах планируется создавать общественные советы?

В ходе обсуждения прозвучало предложение создать общественные советы при министерствах края, в первую очередь речь идет о министерствах экономического блока — сельского хозяйства, лесного комплекса, экономики, агентстве госзаказа.

Как пояснил председатель Общественной палаты экономического развития, конкурентоспособности и предпринимательства Александр Нестеров, в этих структурах сосредоточено распределение внушительных бюджетных сумм — субсидии, льготы предприятиям, работа данных ведомств имеет огромное значение для экономики края, затрагивает интересы каждого жителя. Как расходуются бюджетные средства, на какие цели направляются — эти вопросы представители общественности вправе задать руководителям ведомств, а также рассказать о тех проблемах, которые существуют в данных областях в городах и районах края, предлагать свои идеи по их решению. Общественный совет — это возможность диалога с исполнительной и законодательной властью.

Что и как обсуждалось?

На заседание были приглашены министр сельского хозяйства и продовольственной политики края Леонид Шорохов, министр природных ресурсов и лесного комплекса Елена Вавилова, руководитель агентства госзаказа Дмитрий Кипнис. В ходе полуторачасового обсуждения на заседании ими был поднят ряд острых вопросов, связанных с созданием общественных советов. Чем будет заниматься этот совет? Какие функции выполнять? Что станет входить в компетенцию членов совета? Какие требования к профессиональному образованию членов совета следует предъявлять? Обязательно ли это должен быть узкий специалист или сфера деятельности здесь особой роли не играет? Каков должен быть возраст претендента? В проекте документа изначально предполагалось — с 14 лет (то есть это человек, уже получивший паспорт гражданина РФ), но это не нашло поддержки у участников дискуссии. Если, например, на выборы допускается гражданин, достигший 18 лет, почему в данном случае нельзя придерживаться этого же возрастного ценза, «а не звать в общественный совет детей», тем более, что речь идет о важных секторах экономики, а не, например, о молодежной политике?

Мнения участников заседания были практически единогласны — человек, входящий в состав общественного совета при определенном министерстве должен являться специалистом в данной области, иметь представление о круге задач и работе этого ведомства, а не быть «человеком с улицы». Только в этом случае можно будет говорить о конструктивной работе, а сама структура — общественный совет — не станет формальной организацией, вся деятельность которой в конечном результате сведется к отправке и запросов и получению на них ответов. Общественный совет не должен на деле стать бюрократической машиной, нужны эффективные идеи «снизу», совместный поиск решения существующих проблем.

В результате заседания было принято следующее решение: качество формирования общественных советов — это задача Гражданской Ассамблеи Красноярского края. Требуется более четко определить требования к кандидатам в члены общественного совета (возраст, образование, сфера деятельности, общественные заслуги и т.д.), его персональный состав обязательном порядке станет согласовываться с министерствами.

Что не прозвучало на совещании по общественным советам

Так, до конца не ясен правовой статус общественных советов и их членов с точки зрения организации процесса государственного управления: кто они: сообщество экспертов, агенты влияния от общества или пиарщики ведомства? Пока складывается впечатление, что все три несовместимые функции хотят объединить в одном.

Далее. Кто будет вести диалог с властью? Пока нет четких критериев отбора в члены советов, м не можем говорить об их прозрачности.

Конечно, идея общественного совета как консультативного «экспертно-народного» органа весьма привлекательна и в какой-то мере может позволить сгладить кризис доверия граждан к органам исполнительной власти. Однако это будет, в первую очередь, зависеть от масштаба и «раскрученности» личностей, которые будут входить в состав советов, а не от их профессиональных качеств. С другой стороны, приглашение в члены советов известных общественных деятелей, не «обремененных» профессиональными знаниями, может подорвать реальных экспертный потенциал этих органов.

Непонятны правовые последствия проведенных экспертиз нормативных правовых актов и их проектов. Скажем, выявил член совета коррупционные нормы в акте, сообщил об этом в ведомство, а там: «молодец, спасибо — мы знаем — до свидания». А дальше?

Далее, чтобы гора не родила мышонка, должна быть, как минимум, широкая дискуссия: зачем нужны общественные советы и как они должны формироваться и работать.

Уважаемые коллеги, руководство Совета информирует, что Общественной палатой Российской Федерации в установленном порядке на основе Стандарта деятельности общественных советов при федеральном органе исполнительной власти, одобренного протоколом заочного заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 24.06.2015 № 3, формирован новый состав Общественного совета при Рослесхозе (http://os.oprf.ru).

Общественной палатой Российской Федерации и Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации проводился конкурс. С 23 октября 2017 г. по 13 ноября 2017 г. Общественная палата Российской Федерации принимала заявления от граждан в состав Общественного совета при Рослесхозе (далее – Совет).

26 февраля 2018 г. в Общественной палате Российской Федерации глава Комиссии по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами В.В. Гриб провел встречи с кандидатами в состав Совета. В.В. Гриб сообщил, что общее число кандидатов в члены Совета составляет около шестидесяти человек и несколько человек должны войти в Совет по квоте открытого правительства. (https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/44231).

В соответствии с п. 3.22.5. указанного Стандарта по результатам конкурса Общественная палата и Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации утвердили списки из 16 кандидатов в члены Совета.

28 мая 2018 г. начал работу новый состав Совета, утверждённый Приказом Рослесхоза № 380 от 26 апреля 2018 года (http://rosleshoz.gov.ru/doc/%D0%BF%D1%80_%E2%84%96380_2018.04.26).

На первом заседании Совета, состоявшемся 28 мая 2018 г. (https://www.oprf.ru/1449/2202/newsitem/45436), в результате открытого голосования были избраны: председатель Совета – Морозов Владимир Евгеньевич (Приветственное слово Председателя Общественного совета) и три его заместителя – Андросов Николай Николаевич, Патлавский Виктор Михайлович, Романченко Александр Александрович.

28 июня 2018 года состоялось второе заседание Совета, на котором принят план работы органа общественного контроля и рассмотрен вопрос создания постоянных комиссий и рабочих групп.

Руководство Совета также сообщает, что все документы и информационные материалы о работе Совета будут публиковаться на официальном сайте Рослесхоза в разделе «Общественный совет».

По вопросам деятельности Совета и его дальнейшей работе обращайтесь:

  • к Романченко Александру Александровичу – заместителю председателя Совета.
  • Контактный телефон: + 7 (985) 444-77-77
  • Электронная почта Совета: lesobsovet@yandex.ru

и в Рослесхозе:

  • к Нефедовой Светлане Васильевне – заместителю начальника Управления науки и перспективного лесного развития Рослесхоза.
  • Контактный телефон: + 7 499 230-87-91
  • Электронная почта: Nefedova.SV@rosleshoz.ru

Порядок создания общественных советов при органах исполнительной власти Красноярского края

Приложение

к постановлению Правительства

Красноярского края

-п

Порядок создания общественных советов при органах исполнительной власти Красноярского края (далее – Порядок)

1. Общественные советы при органах исполнительной власти Красноярского края (далее – Общественный совет) создаются органами исполнительной власти Красноярского края (далее – край) по предложению Совета Гражданской ассамблеи края (далее – Совет ассамблеи).

2. Предложение Совета ассамблеи о создании Общественного совета, направленное руководителю органа исполнительной власти края, подлежит обязательному рассмотрению.

Руководитель органа исполнительной власти края в течение 7 дней со дня поступления указанного предложения направляет Совету ассамблеи уведомление о согласии образовать Общественный совет, а в случае, когда Общественный совет уже создан, – уведомление о том, что Общественный совет уже создан.

3. Орган исполнительной власти края в течение 7 дней со дня направления Совету ассамблеи уведомления о согласии образовать Общественный совет либо за 120 дней до истечения срока полномочий Общественного совета обеспечивает размещение на официальном сайте Красноярского края – едином краевом портале «Красноярский край»
в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сайт) объявление о создании Общественного совета или формировании нового состава Общественного совета с указанием информации о количестве членов Общественного совета, лицах, имеющих право участвовать в Общественном совете в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, сроках и месте подачи заявления на участие в Общественном совете.

4. Общественный совет формируется на основе добровольного участия
в его деятельности граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет. При этом учитываются их профессиональные качества, в том числе образование, опыт работы в сфере (области) государственного управления,
в которой осуществляет полномочия орган исполнительной власти края.

5. Членами Общественного совета не могут быть лица:

1) не являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства или двойное гражданство;

2) не достигшие возраста 18 лет;

3) замещающие государственные должности Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации, должности государственной службы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и должности муниципальной службы;

4) признанные недееспособными на основании решения суда;

5) имеющие непогашенную или неснятую судимость.

6. Общественный совет формируется в составе не менее 7 человек
и не более 25 человек. При этом в состав Общественного совета включается не менее одной кандидатуры, предложенной Советом ассамблеи.

Кандидатуры членов Общественного совета согласовываются Советом ассамблеи и Губернатором края в порядке, предусмотренном пунктами
13, 15 настоящего Порядка. Состав Общественного совета утверждается руководителем органа исполнительной власти края.

Срок полномочий Общественного совета истекает через три года со дня первого заседания Общественного совета.

7. Граждане Российской Федерации, представители общественных объединений, религиозных конфессий и иных организаций, желающие стать членами Общественного совета (далее – заявители), в течение 30 дней со дня размещения на сайте объявления о создании Общественного совета или формировании нового состава Общественного совета представляют лично либо направляют по почте или в форме электронного документа в орган исполнительной власти края заявление об участии в Общественном совете
с указанием фамилии, имени, отчества заявителя и адреса для обратной корреспонденции (далее – заявление) с приложением следующих документов:

1) копии паспорта заявителя;

2) копии трудовой книжки заявителя, заверенной кадровой службой
по месту работы (службы) заявителя либо с предъявлением оригинала
(при наличии);

3) копии документа об образовании заявителя, заверенного образовательным учреждением, выдавшим документ, либо с предъявлением оригинала;

4) согласия заявителя на обработку персональных данных.

8. Совет ассамблеи направляет в орган исполнительной власти края
в сроки, установленные пунктом 7 настоящего Порядка, сведения
о кандидатуре (кандидатурах) членов Общественного совета с приложением документов, указанных в подпунктах 1–4 пункта 7 настоящего Порядка.

9. Орган исполнительной власти края в течение 10 дней со дня окончания срока подачи заявлений:

1) принимает решение о включении либо об отказе от включения заявителей (кандидатур) в сводный перечень кандидатур членов Общественного совета (далее – Сводный перечень кандидатур), о чем письменно информирует заявителей, а в случае представления кандидатур Советом ассамблеи – Совет ассамблеи;

2) принимает решение о формировании Сводного перечня кандидатур
с указанием предложений органа исполнительной власти о включении конкретных кандидатур в состав Общественного совета.

10. Решение об отказе от включения заявителей (кандидатур) в Сводный перечень кандидатур принимается по одному из следующих оснований:

1) заявитель (кандидат) является лицом, указанным в пункте 5 настоящего Порядка;

2) пропущен срок подачи заявления, указанный в пункте 7 настоящего Порядка;

3) на момент окончания срока подачи заявлений общее количество заявителей (кандидатур), в отношении которых не может быть принято решение об отказе от включения в Сводный перечень кандидатур
по основаниям, указанным в подпунктах 1, 2 настоящего пункта, меньше минимального количества состава Общественного совета, указанного
в пункте 6 настоящего Порядка.

11. В случае когда на момент окончания срока подачи заявлений общее количество заявителей (кандидатур), в отношении которых не может быть принято решение об отказе от включения заявителей (кандидатур) в состав Общественного совета по основаниям, указанным в подпунктах 1, 2 пункта 10 настоящего Порядка, меньше минимального количества состава Общественного совета, указанного в пункте 6 настоящего Порядка, Общественный совет не создается (не формируется новый состав Общественного совета).

В случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, орган исполнительной власти края в течение 10 дней со дня окончания срока подачи заявлений информирует Совет ассамблеи о том, что Общественный совет
не создается (не формируется новый состав Общественного совета),
и размещает на сайте объявление о создании Общественного совета или формировании нового состава Общественного совета с указанием информации о лицах, имеющих право участвовать в Общественном совете в соответствии
с пунктом 4 настоящего Порядка, сроках и месте подачи заявления на участие
в Общественном совете.

12. Орган исполнительной власти края в течение 5 дней со дня принятия решения о формировании Сводного перечня кандидатур направляет его
в Совет ассамблеи.

13. Совет ассамблеи в течение 30 дней со дня поступления решения органа исполнительной власти края о формировании Сводного перечня кандидатур принимает мотивированное решение о согласовании и (или) отказе в согласовании кандидатур членов Общественного совета и направляет его
в орган исполнительной власти края.

14. Орган исполнительной власти края в течение 7 дней со дня поступления решения Совета ассамблеи о согласовании и (или) отказе
в согласовании кандидатур членов Общественного совета:

1) в случае если соблюдены требования к составу Общественного совета, предусмотренные в пункте 6 настоящего Порядка, формирует перечень кандидатур членов Общественного совета, согласованный Советом ассамблеи (далее – Перечень кандидатур), и вносит его на рассмотрение Губернатору края;

2) в случае если требования к составу Общественного совета, предусмотренные в пункте 6 настоящего Порядка, не соблюдены, информирует Совет ассамблеи о том, что Общественный совет не создается (не формируется новый состав Общественного совета), и размещает на сайте объявление
о создании Общественного совета или формировании нового состава Общественного совета с указанием информации о лицах, имеющих право участвовать в Общественном совете в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, сроках и месте подачи заявления на участие в Общественном совете.

15. Губернатор края в течение 30 дней со дня поступления Перечня кандидатур принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) кандидатур членов Общественного совета путем оформления резолюции
на Перечне кандидатур и направляет его органу исполнительной власти края.

Губернатор края вправе по результатам устных консультаций с Советом ассамблеи и органом исполнительной власти края исключить кандидатуру(ы) из Перечня кандидатур и (или) предложить новую(ые) кандидатуру(ы) члена(ов) Общественного совета.

Согласованный Губернатором края Перечень кандидатур должен соответствовать требованиям, предусмотренным в пунктах 5, 6 настоящего Порядка.

16. Орган исполнительной власти края:

1) в течение 7 дней со дня согласования Губернатором края Перечня кандидатур принимает правовой акт о создании Общественного совета, предусматривающий утверждение состава Общественного совета и положения об Общественном совете, либо о формировании нового состава Общественного совета и в течение 3 рабочих дней со дня подписания указанного правового акта размещает его на сайте;

2) в течение 10 дней со дня согласования Губернатором края Перечня кандидатур информирует заявителя о включении его в состав Общественного совета, а в случае принятия Советом ассамблеи и (или) Губернатором края решения об отказе в согласовании кандидатуры члена Общественного совета – о мотивированном отказе от включения в состав Общественного совета.

17. Полномочия члена Общественного совета прекращаются в случае:

1) истечения срока полномочий Общественного совета;

2) подачи им заявления о выходе из состава Общественного совета;

3) неявки на три и более заседания Общественного совета без уважительных причин;

4) назначения его на государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, должность государственной службы Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, муниципальную должность или должность муниципальной службы;

5) вступления в законную силу вынесенного в отношении него обвинительного приговора суда;

6) признания его недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

7) наличие у члена Общественного совета конфликта интересов;

8) его смерти.

18. Наступление событий, указанных в пункте 17 настоящего Порядка, является основанием для принятия органом исполнительной власти края правового акта о внесении изменений в состав Общественного совета.

В случае если персональный состав Общественного совета стал меньше минимального количества состава, установленного в пункте 6 настоящего Порядка, либо в случае принятия органом исполнительной власти решения
о дополнительном наборе (включении новых) членов Общественного совета орган исполнительной власти края в течение 10 дней со дня издания правового акта о внесении изменений в состав Общественного совета либо принятия решения о дополнительном наборе (включении новых) членов Общественного совета размещает на сайте объявление о дополнительном наборе (включении новых) членов в состав Общественного совета.

19. Порядок дополнительного набора (включения новых) членов Общественного совета аналогичен порядку создания Общественного совета, предусмотренному в пунктах 4–16 настоящего Порядка.