Общественное мнение о полиции

— Хасан Владимирович, полиция РСО-А постоянно находится в поле зрения социологов. Было бы интересно узнать, вы проводили в последнее время опрос населения по данной тематике?
— В апреле — мае 2016 года кафедрой социологии и социальной работы СОГУ был проведен опрос, в ходе которого опрошено 73 человека. В качестве экспертов выступили: госслужащие, ученые, журналисты, юристы, полицейские, предприниматели, депутаты республиканского и городского законодательного собрания.
— Хасан Владимирович, полиция РСО-А постоянно находится в поле зрения социологов. Было бы интересно узнать, вы проводили в последнее время опрос населения по данной тематике?
— В апреле — мае 2016 года кафедрой социологии и социальной работы СОГУ был проведен опрос, в ходе которого опрошено 73 человека. В качестве экспертов выступили: госслужащие, ученые, журналисты, юристы, полицейские, предприниматели, депутаты республиканского и городского законодательного собрания.
— Мы живем в глобальном мире, вы бы могли дать характеристику работе полиции западных стран?
— Полицейские службы и ведомства Евросоюза выполняют большое количество функций помимо охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Они охраняют границы государства, занимаются обеспечением государственной безопасности и защитой конституционного строя. Свои полицейские структуры есть не только у Министерства внутренних дел, но и у транспорта, финансов, ведомств почты, радио и телеграфа. У германского бундесвера, к примеру, собственная военная полиция. Рядом полицейских полномочий обладают сотрудники лесничеств, организаций здравоохранения, страховых товариществ. Наиболее сложными и важными проблемами занимаются федеральные полицейские ведомства. Они же — главное связующее звено между полицейскими учреждениями, поддерживающее единое информационное поле во всей стране и оказывающее организационно-методическую поддержку территориальным подразделениям. Недаром одной из главных задач федерального ведомства по охране Конституции является борьба с правым и левым политическим радикализмом.
Печальные события, произошедшие в 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене, стали причиной образования одного из лучших в мире подразделений по борьбе с терроризмом — GSG-9 (Grenzschutzgruppe). Федеральная полиция, в состав которой входит это специальное подразделение, была преобразована в 2005 году из службы федеральной пограничной охраны. В этой структуре работают 40 тысяч человек, из них 6 800 — гражданские служащие. Федеральная полиция располагает одним из крупнейших авиапарков в Европе. В него входят 5 эскадрилий и вертолетная группа. Есть своя авиация и у полицейских структур многих федеральных земель. Федеральное ведомство криминальной полиции организует отношения, возникающие между полицейскими службами и органами правосудия, активно сотрудничает с Интерполом.

Полицейские в Евросоюзе получают достойную заработную плату: от 2 до 4 тысяч евро в месяц. Как и в России, размер денежного содержания сотрудника зависит от его звания и выслуги лет. Полицейский является государственным служащим, обладающим особым статусом. Существует иерархия из трех классов. В полиции работают также лица, не являющиеся государственными служащими. Как правило, это персонал, обеспечивающий деятельность ведомства.
— А если сравнить с европейскими полицейскими, какая картина у нас получится?
— В Российской Федерации на март 2011 года штатная численность органов внутренних дел составляла около 1 280 000 человек. К 1 января 2012 года, согласно Указу Президента РФ от 01.03.2011 № 252, предельная штатная численность органов внутренних дел, которые финансируются за счет бюджета, сократилась до 1 106 472 человек. Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 года установил предельную численность органов внутренних дел, финансируемую за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в количестве 1 113 172 единиц.
Указом Президента Российской Федерации от 13 июля 2015 года численность была установлена в 1 003 172 единицы личного состава. Планируется сокращение численности подразделений вневедомственной охраны и аппарата управления. После включения в 2016 году в систему МВД ФМС и ФСКН численность сотрудников увеличена в среднем на 76 000 человек.
Месячная зарплата руководителей различных подразделений полиции по России составляет примерно 100 000 рублей. Сотрудники, занимающие более низкие должности, получают около 30 000. Полицейские с пятилетним стажем работы имеют зарплату в среднем 25 000 рублей, с десятилетним — 28 000. Если выслуга не менее 15 лет — не менее 30 000. Сотрудники, имеющие офицерские звания и опыт работы не менее пяти лет, получают жалованье в размере 36 000 рублей, с десятилетним стажем — 41 000, за 15 лет службы — 42 000.
Постановлением правительства в 2011 году был определен размер максимального оклада полицейского (без учета всяких надбавок и социальных льгот) — 45 тысяч рублей. Это уровень заместителя министра. Минимальный оклад — 6,5 тысячи (у курсанта).
— В общественном сознании полиция ассоциируется с властными структурами?
— Население РСО–А не связывает полицию и власть. Приведенные данные подтверждают эту мысль. Уровень доверия:
— к Путину — 72%;
— к правительству — 38%;
— к Госдуме — 22%;
— к полиции — 29%.
При достаточно высоком уровне доверия граждан к Президенту РФ количество голосов, выражающих степень доверия к органам власти, не превышает 40%. При этом количество голосов, выражающих доверие к органам правопорядка, не превышает 30%. Эксперты считают, что низкое доверие связано не с работой полиции как таковой. Оно зависит от грубого, непрофессионального взаимоотношения полиции к населению и коррупции в ее рядах.
Большинство граждан, у которых есть автомобили, повседневно сталкиваются с ГАИ и уровнем чудовищной коррупции в ее рядах. И это вызывает большое недовольство. Участились случаи незаконного оборота наркотиков в полицейской среде. Злоумышленников арестовывают, наркотические вещества забирают и отдают на перепродажу. Проблем много, население сейчас не воспринимает полицию как орган, от которого можно ждать защиты. Обращаются, конечно, когда необходимо и уже некуда деваться, но сейчас в большей степени боятся полиции, чем видят в ней защитника.
Несмотря на существенную критику работы полиции, ответов экспертов «скорее, доверяю» было немногим больше, чем «скорее, не доверяю» (42,5 против 34,2%), «полностью доверяю» — пренебрежительно мало (1,4%), «полностью не доверяю» — 16,4%. 5,5% экспертов предпочли вариант «затрудняюсь ответить».
Доводами о том, что общество полиции не доверяет, послужили следующие высказывания:
• наша полиция не работает с обществом, т. е. нет профилактики правонарушений;
• я не могу утверждать, что полностью доверяю, т. к. люди, занимающие такие высокие посты, редко задумываются о чужом благе;
• главная задача — защита населения, но, наблюдая за ними, можно заметить, что они ориентированы на устройство собственной жизни;
• полностью отсутствует уважение к среднему классу, превалирует незнание правовых аспектов и законов;
• полиции население не доверяет, потому что произошло уже много резонансных преступлений, участниками которых становились сами полицейские, т. е. нарушали закон и превышали свои полномочия;
• например, в Грузии обращаешь внимание на то, что к полицейскому очень большое уважение, доверие со стороны людей, что можно объяснить, скорее всего, низкой коррумпированностью грузинской полиции. Если кто-то предлагает полицейскому взятку, его арестовывают.
Более половины (53,4%) опрошенных экспертов считают, что граждане не чувствуют себя защищенными благодаря деятельности республиканской полиции.
Примерно в два раза меньше ответов было в пользу версии «граждане чувствуют себя защищенными», 16,4% опрошенных затруднились ответить, 1,4% уклонились от ответа.
— Эксперты называют, какие факторы мешают качественно работать нашей полиции?
— Основной причиной, мешающей полиции РСО-А обеспечивать защиту граждан, эксперты назвали взяточничество, коррупцию (с оговоркой «отдельных сотрудников полиции») — 73,2%. В пользу версии «низкий уровень профессионализма» склонились 63,4%. Более половины (58,5%) считают, что причина неэффективной работы полиции РСО-А кроется в отсутствии достаточного контроля за ее деятельностью со стороны государства. Другая половина ответов экспертов (53,7%) была в пользу версии «полиция — один из элементов развитой и укоренившейся коррумпированной системы». 41,5% опрошенных считают, что причиной незащищенности граждан является низкая правовая культура работников полиции, треть экспертов (31,7%) — что причина неэффективности деятельности органов полиции кроется в «низкой правовой культуре населения республики», и лишь незначительное число (7,3%) — низкий уровень трудовых доходов полицейских.
Ниже приведено развернутое мнение экспертов о возможностях повышения эффективности работы полиции в республике.
Вопросы доверия или недоверия к ней — классические и извечные. Утвердительный ответ может быть только на уровне одного подхода — респондентами социологических опросов должны быть люди, пострадавшие от преступных посягательств. Их оценка в плане раскрытия или нераскрытия уголовного деяния должна стать отправной точкой для выводов о том, насколько полиция противостоит уголовной преступности. Есть смысл рассматривать защищенность через призму того, как государство наказывает тех, кто посягнул на эту защищенность. Кроме того, крайне слабо просматривается социальная ответственность офицеров полиции, специализирующихся на выявлении, а затем и расследовании преступлений экономической направленности. Методика определения эффективности должна выглядеть просто: какой ущерб нанесен государству, к примеру, через криминальный уход от налогов, какая сумма возвращена в бюджет в ходе следственных мероприятий? Ущерб и его возмещение должны стать главными критериями. Недопустимо тратить из бюджета деньги на содержание структур, которые своим существованием его не пополняют!
Увеличение федеральных структур в национальных республиках, как показывает практика, приводит не к положительному эффекту, а к ухудшению социально-политической ситуации в регионе.
Экспертами были предложены следующие идеи по улучшению и повышению качества республиканской полиции:
— в полиции должны работать люди с высшим образованием, знающие и соблюдающие закон;
— жесткий контроль за деятельностью полиции, провести чистку органов;
— кадровые перестановки на всех уровнях с учетом мнения общества;
— на работу принимать честных и работоспособных людей;
— образованность и культура поведения полицейских должны быть нормой;
— полностью ликвидировать в полиции личностные и родственные отношения;
— научить полицейских грамотно разговаривать с нарушителями на основе закона;
— каждый полицейский должен понимать, что его главная задача — безопасность законопослушных граждан;
— при отборе принимать на работу качественных работников, квалифицированных, а не взяточников, правильно мыслящих, а не по знакомству;
— провести замену кадров в высших чинах, органах МВД, все беды от них;
— усиление контроля в связи с коррупцией с учетом мнения общества о каждом сотруднике;
— полная информированность общества о работе этой системы. Мы не знаем, умеют ли полицейские стрелять, в каком физическом состоянии находятся рядовой и офицерский составы. Если на Западе, например, полковник не в состоянии отжаться 20 раз, его увольняют;
— ужесточить контроль государства за системой МВД, включая и местные государственные органы;
— искоренить клановость;
— для работы в полиции нужно отбирать лучших из лучших, а не по родственным связям или кто даст больше;
— провести чистку и поставить людей, знающих правовые основы и не страдающих желанием получить выгоду;
— за любую обоснованную жалобу принимать строгие меры, а не покрывать.
— Какие выводы вы сделали из вашего исследования?
— Материалы исследования позволяют сделать следующие выводы. При высоком уровне доверия граждан к Президенту РФ количество голосов, выражающих доверие к органам власти, не превышает 40%. При этом количество голосов, выражающих доверие к органам правопорядка, — не более 30%. Несмотря на существенную критику работы полиции, вариантов ответа экспертов «скорее, доверяю» было немногим больше, чем «скорее, не доверяю» (42,5 против 34,2%). Более половины (53,4%) опрошенных считают, что граждане не чувствуют себя защищенными благодаря деятельности республиканской полиции.
Основной причиной, мешающей полиции РСО-А обеспечивать защиту граждан, эксперты назвали взяточничество, коррупцию (с оговоркой на «отдельных сотрудников полиции») — 73,2%. В пользу версии «низкий уровень профессионализма» склонились 63,4%. Более половины (58,5%) считают, что причина неэффективной работы полиции РСО-А кроется в отсутствии достаточного контроля за ее деятельностью со стороны государства.

Беседу вел Петр САФРОНОВ

«Пульс Осетии»

Общественные связи органов внутренних дел

Размещено на http://allbest.ru

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Общественные связи органов внутренних дел

1. Теоретические задания

1.1 Использование мониторинга СМИ о деятельности ОВД в системе управления МВД

1.2 Основные этапы подготовки и проведения пресс-конференций по актуальным проблемам деятельности ОВД

2. Практические задания

2.1 Особенности механизма формирования имиджа органа внутренних дел или руководителя

2.2 Основные этапы подготовки и проведения пресс-конференции с участием средств массовой информации

3. Тестовые задания

Список используемой литературы

1. Теоретические задания

1.1 Использование мониторинга СМИ о деятельности ОВД в системе управления МВД

Инновационными формами и методами выявления и изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел являются многоступенчатый мониторинг материалов СМИ и данных опросов независимых социологических центров, анализ результатов вышеназванного мониторинга, прогнозирование изменений информационного пространства, влияющего на состояние и динамику общественного мнения. Использование данных форм и методов подчинено получению социально значимой информации о проблемах правопорядка, состоянии взаимоотношений ОВД с населением и должно отражать разнообразные мнения граждан, представителей разных групп, слоев, общностей, объединений, в том числе людей различного возраста, социального статуса, носителей различных ценностей. Недопустимо применение различных «черных» приемов и технологий, искажающих реальное положение дел в сфере обеспечения правопорядка и общественной безопасности.

Решающую роль в изучении общественного мнения посредством мониторинга в СМИ играет качество применяемых методик. Качественно подготовленная методика включает в себя цель и задачи исследования, предмет и объект изучения, методические приемы, способы, процедуры сбора, обработки и анализа информации.

Применительно к деятельности органов внутренних дел, касающейся взаимодействия со СМИ предметом выступает информационная или знаковая сторона коммуникативного процесса, оказывающего положительное или отрицательное влияние на формирование и функционирование общественного мнения о деятельности милиции.

К основным элементам информационного или знакового процесса можно отнести:

— общественные потребности и интересы различных социальных групп, слоев, организаций граждан в обеспечении общественного порядка и их взгляды на правоохранительную деятельность посредством СМИ;

— информированность различных социальных групп и слоев общества о деятельность милиции, событиях общественной жизни, имеющих отношение к охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности посредством СМИ; понимание населением проблем и фактов социальной действительности, управленческих решений и инициатив в сфере правоохранительной деятельности;

— взгляды на возможные пути решения конкретных проблем деятельности милиции;

— готовность и возможность населения и СМИ участвовать в обеспечении общественного порядка.

Принципиальным положением во взаимоотношениях милиции со средствами массовой информации является то, что отношения между ними должны строиться на основе добровольного, заинтересованного и ответственного сотрудничества, что их конечные цели единые, что целью любых сообщений о деятельности ОВД должно быть совершенствование ее деятельности и профилактический эффект в борьбе с преступностью, вооружение знаниями населения, его организация и мобилизация в помощь правоохранительным органам, создание атмосферы доверия к милиции.

Кроме того, необходимо учитывать, что развернутая система мониторинга деятельности органов внутренних дел сама нуждается в обеспечении объективными исходными данными о состоянии и факторах формирования и функционирования общественного мнения (социально-экономические условия жизнедеятельности населения, показатели криминальной ситуации, эффективность деятельности органов внутренних дел, показатели информационно-пропагандистской работы). Основная часть такой информации должна являться самостоятельной системой мониторинга, и от эффективности ее функционирования в определенной степени зависит прикладное значение результатов изучения общественного мнения о деятельности ОВД.

Изучение общественного мнения как фактора социальной среды преследует целью расширить информационную базу деятельности органов управления ОВД (источники сведений об обстановке, условиях и участниках общественных процессов, их интересах и потребностях в правоохранительной сфере). От достоверности и точности этой информации во многом зависит правильность выбора из имеющихся альтернатив требуемого направления развития правоохранительной системы, надежность определения стратегических и тактических задач. Важным средством изучения общественного мнения являются опросы на правоохранительную тематику, проводимые независимыми социологическими центрами, что позволяет объективно оценивать деятельность ОВД гражданами. Кроме того, не менее важным каналом изучения общественного мнения являются СМИ. Работа с материалами СМИ позволяет проанализировать состояние общественного мнения в конкретный временной интервал, спрогнозировать его изменение и принять своевременные управленческие решения.

1.2 Основные этапы подготовки и проведения пресс-конференций по актуальным проблемам деятельности ОВД

Пресс-конференция посвящается подробному обсуждению 1-2 вопросов и, в среднем, проводится в течение 1,5 часов.

Проведение пресс-конференции оправдано только в том случае, если:

— есть «горячие» новости и необходимо сделать важное сообщение, по которому у журналистов могут возникнуть вопросы, или необходимо срочно отреагировать на определенное событие;

— в город приезжает известный специалист, интересный человек, готовый выступить перед представителями СМИ;

— журналисты предпочитают личные информационные контакты с официальными лицами. В других случаях информация передается в СМИ пресс-релизом и необходимости в проведении пресс-конференции нет.

Подготовка и проведение пресс-конференции Пресс-конференция — важнейшее средство ПР , требующее тщательной подготовки, состоящей из следующих этапов.

1. Выбор даты и времени проведения конференции Специалисты рекомендуют проводить пресс-конференцию во вторник, среду или четверг не ранее 10:00 и не позже 15:00. Как правило, ее назначают на 11:00 или 14:00.

2. Выбор подходящего помещения. Оно не должно быть слишком большим, чтобы зал не выглядел полупустым, и не должно быть чьим-либо офисом. Пресс-конференции могут быть организованы в местных пресс-клубах, общественных зданиях, расположенных в неотдаленных от представителей СМИ районах.

3. Извещение представителей СМИ о предстоящей пресс-конференции. Приглашения высылаются так, чтобы достичь адресата хотя бы за 7 дней до пресс-конференции.

4. Подготовка текстов докладов. Тексты всех докладов отпечатываются заранее. Во время конференции они доступны для присутствующих журналистов, а после нее рассылаются в СМИ, представители которых не присутствовали. Для каждого представителя прессы также готовится пресс-кит, содержащий соответствующую информацию.

5. Накануне пресс-конференции:

— проговаривается ход пресс-конференции с основными участниками;

— уточняются порядок и содержание выступлений;

— делаются телефонные звонки — напоминания представителям СМИ, чье присутствие предполагается;

— составляется и тиражируется список участников конференции для раздачи представителям прессы.

Ведет пресс-конференцию назначенный ответственный. Он призывает присутствующих соблюдать тишину и представляет председательствующего. Им может быть руководитель организации. Председательствующий делает вступление, представляет участников в начале пресс-конференции, а затем предоставляет слово выступающим.

После выступлений докладчики отвечают на вопросы представителей СМИ. По просьбе представителей прессы возможна организация индивидуальных интервью. По окончании пресс-конференции как правило, для ее участников организуется неофициальная часть.

2. Практические задания

2.1 Особенности механизма формирования имиджа органов внутренних дел или руководителя

Имидж (англ. — образ) — внешняя, визуальная привлекательность личности. Симпатии людей приобретаются благодаря искусству самопрезентации. Имидж играет важную роль в достижении успехов в той или иной профессиональной деятельности.

Имидж сотрудника ОВД связывается с высоким профессионализмом, культурным уровнем, интеллигентностью, развитостью моральных личностных качеств. Этот перечень дополняется широким кругозором, свободой и креативностью мышления, высокими организаторскими качествами, способностью предвидеть. Этим умениям и навыкам не учат в специализированных вузах системы МВД — они вырабатываются жизненным опытом, в том числе и профессиональным, посредством саморазвития и самовоспитания.

Дополняет профессиональный имидж личное обаяние. Оно позволяет душевно быть расположенным к вам, более полно доверять.

Чтобы решить проблему имиджа, надо располагать рядом приоритетных качеств. Они группируются в три группы.

Качества, позволяющие нравиться людям (природные дарования):

— коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми);

— эмпатичность (способность к сопереживанию);

— рефлексивность (способность понять другого);

— красноречивость (способность воздействовать словом).

Характеристики личности, являющиеся результатом образования и воспитания.

К ним относятся нравственные ценности (доброжелательность, справедливость, совестливость, чувство собственного достоинства, порядочность, вежливость, гражданская смелость и т.п.) и способность к межличностному общению.

Характеристики, связанные с жизненным и профессиональным опытом (мудрость, компетентность, дисциплинированность, самоотдача, сдержанность, соответствие данному слову, профессионализм и проч.).

Если быть самоуверенным, вести себя стандартно, стереотипно, то это не «прибавит» имиджа. Наоборот, умение ориентироваться в конкретной ситуации, выбор правильной модели поведения, отход от безапелляционных суждений, категоричности тона, характерной жестикуляции поднимут ваш авторитет.

Издание в каждом регионе небольшой брошюры или буклета. В этом издании желательно отразить основное содержание деятельности правоохранительного органа, обозначить наименование отделов, представить короткие справки о том, какие вопросы решает каждое подразделение, назвать руководителей. Можно дать краткую историческую справку. Схематически показать систему связей с различными структурами власти и другими правоохранительными органами. Такие буклеты должны быть компактными, доступными и регулярно обновляться. Аналогичную по форме, структуре и содержанию информацию возможно разместить на специально созданных сайтах в Интернете.

Активнее использовать печатные СМИ. Здесь важно «перехватить» инициативу у журналистов и противостоять стихийному распространению информации о правоохранительных органах. Создать свой информационный цикл выступлений в СМИ: о результатах реагирования на факты нарушения законности и правопорядка, о возбуждении уголовных дел, имеющих общественный резонанс, о прокурорских проверках, об актуальных проблемах и т.д.

Регулярное информирование общественности о своей деятельности (еженедельное или ежемесячное) может быть организовано в специальных блоках теле-, радио-, пресс-сообщениях. В цикле подобных передач важно продумывать самые, казалось бы, незначительные детали. Это стиль музыкального сопровождения, цветовое оформление, форма подачи информации, государственная и профессиональная символика, внешний вид участвующих сотрудников правоохранительных органов. В таких передачах необходимо обратить внимание на следующие смысловые аспекты создаваемого образа: независимость, государственная ответственность, компетентность, профессионализм, высокие моральные принципы, спокойная сила и уверенность в эффективности правоохранительной деятельности, правозащитная направленность деятельности сотрудников силовых ведомств.

Создание цикла передач на телевидении в виде круглых столов, живого эфира, вопросно-ответной формы проведения встреч, телевизионных репортажей, документальных лент, в которых освещается повседневная деятельность по защите прав и свобод граждан. При этом следует обращать внимание, что такие передачи должны готовиться при тесном сотрудничестве с журналистами (организация работы сотрудников, ответственных за связь с общественностью и СМИ).

Планируя телевизионные передачи о рядовых сотрудниках правоохранительной системы, их жизни и деятельности, следует учитывать пожелания, высказанные респондентами в ходе социологических опросов. Люди единодушны в своих ожиданиях.

Популяризация символики. Ее целесообразно широко использовать в качестве фона в публичных мероприятиях, выступлениях, телепередачах, конкурсах.

В целях формирования имиджа сотрудников правоохранительных органов необходимо проводить публичные конкурсы проектов, к участию в которых допускаются все организации теле- и радиовещания.

Активнее использовать PR- технологии при формирования имиджа руководителя ведомства и подразделений. Кроме высоких профессиональных качеств образ сотрудника должен воплощать и социальные ценности, понятные и важные для других людей: мужественность, ответственность, семейные отношения, современность, инновационность мышления, патриотизм и т.д.

Мероприятия по формированию имиджа сотрудников правоохранительных органов через разработку специальных образовательных курсов по использованию PR-технологий в деятельности правоохранительных органов.

правоохранительный общественность конференция массовый

2.2 Основные этапы подготовки и проведения пресс-конференции с участием средств массовой информации

Пресс-конференция — один из важнейших инструментов PR, один из наиболее распространенных и эффективных способов организации связей с общественностью и передачи ей необходимой информации через посредника, роль которого в данном случае выполняют пресса и другие средства массовой информации (СМИ).

Пресс-конференции целесообразны в тех случаях, когда организации, необходимо: сообщить общественности о каком-либо важном и неординарном событии в своей жизни; продемонстрировать достижения фирмы или ее новую продукцию; представить новую концепцию развития, вызывающую массовый общественный интерес; решить спорные вопросы, давно обсуждаемые общественностью; наладить личные контакты руководства организации с представителями СМИ.

Цель пресс-конференции — наиболее полное информирование общественности о своей работе или конкретной акции через СМИ.

Пресс-конференция не может состояться без:

1. информационного повода — того, по поводу чего вопросы будут задаваться,

2. извещения — сообщения о том, что вопросы будут задаваться,

3. журналистов — тех, кто будет задавать на вопросы,

4. участников — тех, кто будет отвечать на вопросы.

Информационный повод — такого рода событие или факт, которые несут в себе нечто новое и одновременно не исчерпываются краткой новостью. При выборе информационного повода опасайтесь двух крайностей: слишком большой широты и слишком большой узости. В некоторых случаях «золотое правило» организатора пресс-конференций таково: если информационного повода нет, его нужно выдумать.

Извещение о пресс-конференции имеет несколько этапов:

1. определение круга СМИ, которые интересуют вас. Адресность — вот что крайне важно;

2. удаление из этого списка СМИ, которых явно не будет интересовать тема пресс-конференции или с которыми у организации, или у вас уже безнадежно испорчены отношения,

3. назначение даты пресс-конференции, стараясь, чтобы она не попадала на праздничные и выходные дни,

4. назначение времени проведения пресс-конференции, помня о том, что она должна начаться не раньше 11.00 и закончиться не позже 15.00 (за исключением специфически вечерних мероприятий),

5. подготовка пресс-релиза,

6. за неделю до намеченной даты пресс-конференции разошлите по факсу, e-mail именные пресс-релизы в редакции СМИ,

7. за 1-2 дня до пресс-конференции обзвоните приглашенных журналистов и корректно напомните им о приглашении.

«Серебряное правило» организатора пресс-конференций: тема пресс-конференции или хотя бы способ сообщения о ней должны, нести в себе какую-то «изюминку».

При подготовке пресс-конференции подберите ее президиум — тех людей, которые будут отвечать на вопросы журналистов.

Участники должны соответствовать следующим требованиям:

1. быть компетентными в теме,

2. уметь спокойно реагировать на любые вопросы,

3. уметь говорить,

4. не иметь ярко выраженных конфликтов между собой.

У пресс-конференции обязательно должен быть ведущий, который координирует действия участников, очередность вопросов со стороны журналистов и контролирует временной регламент.

Семь советов по проведению пресс-конференция:

1. Заранее определите, что именно вам важнее всего донести до общественности через СМИ.

2. Предупредите об этом участников и не постесняйтесь сказать об этом журналистам во вводном слове.

3. Тратьте больше времени на ответы на важные для вас вопросы и меньше — на неважные.

4. Не прерывайте вопрос журналиста, даже если его «понесло» — лучше дать уклончивый ответ или ответ типа «No comments».

5. Обязательно прерывайте ответ участника, если «понесло» его — попросите журналистов задавать следующие вопросы.

6. Самостоятельно назначайте отвечающего на тот или иной вопрос, даже если он обращен к другому участнику.

7. Не давайте одному и тому же журналисту то и дело задавать вопросы, если есть журналисты, которым это еще не удалось сделать.

Существуют некоторые особенности проведения пресс-конференций, влияющие на ее результативность. Так, по прибытии на пресс-конференцию все приглашенные журналисты должны получить список участников, содержащий их ФИО, должность и регалии. В ином случае ошибки в сообщениях СМИ более, чем вероятны. Желательно также продублировать список табличками перед каждым участником (особенно, если вы приглашаете ТВ) и представить их перед началом пресс-конференции (особенно, если вы приглашаете радио).

Обычно время проведения данного мероприятия планируется в течение 30 — 60 минут. Причем 1/3 на выступление участников, остальное время — на вопросы и ответы. Целесообразно записывать пресс-конференцию на магнитофон, чтобы иметь документальное свидетельство о ней и точно зафиксировать все, что было сказано.

Необходимо позаботиться, чтобы во время пресс-конференции работал свой профессиональный фотограф, потому что некоторые участники встречи могут попросить вас снабдить их фотографиями об этом событии.

«Бронзовое правило» организатора пресс-конференций: не стремитесь дать больше информации, чем человек способен воспринять.

Не гонитесь за количеством приглашенных журналистов, гонитесь за качеством. Присутствие большого числа непрофессиональных журналистов из мелких и нерегулярно выходящих изданий может привести к срыву пресс-конференции и затруднит контроль за ее ходом с вашей стороны.

Прежде, чем приглашать ТВ, подумайте о том, насколько красивой будет картинка — будет ли ТВ что снимать, кроме «говорящих голов». В ином случае приезд съемочной группы возможен только, если среди участников будет эксклюзивный или очень высокопоставленный гость. Прежде, чем приглашать радио, подумайте об акустике — аудиозапись невозможна в зашумленной аудитории.

Уделите особое внимание журналистам из информационных агентств — их сообщения могут быть растиражированы даже теми СМИ, чьи представители не пришли на пресс-конференцию.

Перед началом пресс-конференции раздайте журналистам список участников, пресс-релиз и расширенную информацию, если таковая имеется.

Разделите время на сообщения участников и время на вопросы в соотношении 1:2 (идеально соотношение 20 минут: 40 минут). Заранее сообщите о регламенте как участникам, так и журналистам. По окончании времени, отведенного заранее на пресс-конференцию, предложите тем, у кого еще остались вопросы, задать их участникам в частном порядке.

«Железное правило» организатора пресс-конференций: лучше «кормить» журналистов ценной информацией, чем дорогими бутербродами.

Пресс-релиз. По-английски release означает «делиться». Пресс-релиз — это инструмент, с помощью которого организация, лица, в т.ч. пресс-секретарь, PR-менеджер делятся со средствами массовой информации (СМИ) той или иной информацией, сообщением, идеей. Пресс-релиз может существовать сам по себе или быть приуроченным к пресс-конференции. В первом случае его цель — привлечь внимание и информировать, во втором — еще и пригласить журналистов и, возможно, иных лиц. В этом случае объем пресс-релиза не должен превышать одной страницы.

Пресс-релиз состоит из 6 основных частей:

1. адрес,

2. заголовок,

3. суть сообщения (что),

4. детализация,

5. подпись,

6. координаты.

Адрес содержит указание на того, к кому вы обращаетесь. Здесь желательна максимальная персонификация.

Заголовок не обязан отражать основную идею пресс-релиза. Его задача — привлечь внимание к дальнейшему тексту, а потому он должен быть оригинальным и содержать в себе «изюминку».

Суть («ЛИД») несет основную смысловую нагрузку. Он должен отвечать на шесть основных вопросов: что/где/когда/каким образом, благодаря кому и почему произошло или произойдет.

Детализация содержит более подробный рассказ о событии или факте, об организации, человеке или событии, о которых упоминается в релизе. В нем также не исключены и эмоции, оценки, мнения автора текста.

Подпись под пресс-релизом должна принадлежать главе организации либо человеку, ответственному за связь с прессой, и содержать максимум регалий.

Координаты — это телефон, факс. E-mail, адрес и т.п. автора пресс-релиза и ссылка на возможность обращаться к нему за более подробной информацией.

Самый лучший пресс-релиз — это почти готовая заметка, а то и статья, написанная по канонам конкретного СМИ, материал об интересном событии, от которого не несет рекламным духом. В этом случае журналист будет просто счастлив, поменяв в тексте кое-что и подписав его своей фамилией, отправить его редактору или прямо на верстку.

Проведение пресс конференции. «Здравствуйте, я готов отвечать на ваши вопросы» — такое начало вряд ли удачно. Нужен и полезен предварительный «разогрев» журналистов вступительной речью. Вступлением вы как бы задаете свои правила информационной игры, а отказываясь от него, заведомо ввязываетесь в игру по чужим. Но и утомлять журналистов длинным вступлением не стоит, его нормальная продолжительность — 10-15 мин.

Порядок вопросов регулируется обычно очередностью поднятых журналистами рук или поступивших записок.

Как быть, если вопросов нет совсем? Никаких оснований для паники! Можно заранее попросить знакомых журналистов задать какие-нибудь вопросы. Можно то же самое поручить сотрудникам вашей организации. Наконец, можно произнести фразу типа: «Перед пресс-конференцией нам было передано несколько записок (поступило несколько звонков) с вопросами» и т.д.

Главный критерий успешного выступления на пресс-конференции — информативность. Если уж вы вышли к микрофону, то обязаны выдавать информацию. Ее никогда не заменят ни «рассуждения на тему», ни даже самый высокий уровень компетентности.

Молчание при ответе на нежелательный вопрос — вовсе не худший вариант, поскольку молчание трудно комментировать. Вариант ответа «у меня сейчас нет данных» или «не знаю» значительно лучше, чем «без комментариев» или «не хочу отвечать».

Если все же ошиблись — сразу признавайте ошибки и приносите извинения, в противном случае ошибки будут на все лады «смаковаться» журналистами.

Но, удовлетворяя журналистов, организаторы пресс-конференции одновременно могут использовать встречу с ними для решения дополнительных задач: собрать с пришедших информацию для включения в медиакарту, провести среди них социологический опрос по интересующей организатора и общество теме и т.д.

Цикл мероприятий вокруг пресс-конференции завершает контроль и анализ вышедших в СМИ материалов, которые крайне необходимы как для определения степени эффективности акции, так и для формирования планов на будущее.

3. Тестовые задания

1. Как называется метод сбора социальной информации, предусматривающий устное или письменное обращение к респондентам с целью фиксации их мнений по изучаемой проблеме:

а) Социологический опрос

б) Наблюдение

в) Эксперимент

г) Анализ документов

2. Как называется функция общественного мнения, которая выражает эмоционально-чувственного отношения социальной группы, к проблеме, явлению или процессу:

а) Оценочная

б) Экспрессивная

в) Директивная

г) Ориентирующая

3. Методология социологического исследования это:

а) Способ сбора, отработки и анализа данных

б) Совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода

в) Совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных

г) Методы системного подхода к организации и проведению социологического исследования

4. С санкции какого органа государственной власти разрешается проведение социального мониторинга о деятельности органов внутренних дел независимым организациям:

а) Комитета государственной безопасности

б) Министерства информации

в) Министерства внутренних дел

г) Совета безопасности

5. Коммуникации, связанные с деятельностью организации и осуществляемые в ее интересах относятся к:

а) Личным коммуникациям

б) Корпоративным коммуникациям

в) Общенациональным коммуникациям

г) Международным коммуникациям

Список используемой литературы

1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. — Мн., 2006.

2 Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. «Об органах внутренних дел Республики Беларусь».

3 Закон Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. «О средствах массовой информации».

4 Указ Президента Республики Беларусь от 5 декабря 1997 г. № 630 «О реагировании должностных лиц на критические выступления в государственных средствах массовой информации».

5 Общественное мнение о работе милиции: мониторинг в системе МВД Республики Беларусь: метод. рек. / Под общ. ред. министра внутрен. дел Респ. Беларусь, генерал-лейтенанта милиции В.В. Наумова. — Мн., 2007.

6 Вардомацкий А.П. Некоторые особенности постсоветского общественного мнения.// Социологические исследования. — №9. — 1998.

7 Горшков М.С. Общественное мнение. — М., 1988.

8 Елсуков А.Н. Социология. — Мн.2003.

9 Лапаев В.В. Обнародование результатов исследования общественного мнения, как объект правового регулирования.// Социологические исследования, 1998.

10 Невирко Д.Д., Шинкевич В.Е., Горбач Н.А. Деятельность милиции в зеркале общественного мнения.// Социологические исследования. № 4, 2006.

11 Общественное мнение: методологические рекомендации для проведения социологических опросов/Под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 1980.

12 О некоторых вопросах оценки эффективности оперативно — служебной деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь // Нац.реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004. — № 155.

13 О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных органов государственного управления. — Мн., 2003.

14 Татаринова Г.Н. Управление общественными отношениями. — М., 2004.

15 Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие. — М., 2003.

16 Чумиков А.Н. Связи с общественностью. Учебное пособие. — М. 2000.

17 Черкасов Р.В. СМИ и общественное мнение о милиции // Социологические исследования, 2006.

Размещено на Allbest.ru