Общеизвестный товарный знак

Особенности правовой охраны общеизвестного товарного знака

Статья 1508. Общеизвестный товарный знак

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1508 ГК РФ

1. По заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть признаны общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.

Товарный знак и обозначение, используемое в качестве товарного знака, не могут быть признаны общеизвестными товарными знаками, если они стали широко известны после даты приоритета тождественного или сходного с ними до степени смешения товарного знака другого лица, который предназначен для использования в отношении однородных товаров.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, утвержденные приказом Роспатента от 31 декабря 2009 г. N 197

2. Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная настоящим Кодексом для товарного знака.

Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку означает признание исключительного права на общеизвестный товарный знак.

Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.

3. Правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя.

Статья 1509. Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1509 ГК РФ

1. Правовая охрана предоставляется общеизвестному товарному знаку на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, принятого в соответствии с пунктом 1 статьи 1508 настоящего Кодекса.

2. Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков (Перечень общеизвестных товарных знаков).

3. Свидетельство на общеизвестный товарный знак выдается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение месяца со дня внесения товарного знака в Перечень общеизвестных товарных знаков.

Форма свидетельства на общеизвестный товарный знак и перечень указываемых в этом свидетельстве сведений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

4. Сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку, публикуются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в официальном бюллетене незамедлительно после их внесения в Перечень общеизвестных товарных знаков.

ГАРАНТ:

О порядке внесения изменений в Перечень общеизвестных товарных знаков и свидетельства на общеизвестный товарный знак см. приказ Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. N 704

Особенности правовой охраны коллективного знака

Статья 1510. Право на коллективный знак

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1510 ГК РФ

1. Объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано, вправе зарегистрировать в Российской Федерации коллективный знак.

Коллективный знак является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками.

Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц.

2. Право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора.

3. Лицо, входящее в объединение, которое зарегистрировало коллективный знак, вправе пользоваться своим товарным знаком наряду с коллективным знаком.

Статья 1511. Государственная регистрация коллективного знака

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1511 ГК РФ

1. К заявке на регистрацию коллективного знака (заявке на коллективный знак), подаваемой в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, прилагается устав коллективного знака, который должен содержать:

1) наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое наименование (правообладателя);

2) перечень лиц, имеющих право использования этого коллективного знака;

3) цель регистрации коллективного знака;

4) перечень и единые характеристики качества или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком;

5) условия использования коллективного знака;

6) положения о порядке контроля за использованием коллективного знака;

7) положения об ответственности за нарушение устава коллективного знака.

2. В Государственный реестр товарных знаков и свидетельство на коллективный знак в дополнение к сведениям, предусмотренным статьями 1503 и 1504 настоящего Кодекса, вносятся сведения о лицах, имеющих право использования коллективного знака. Эти сведения, а также выписка из устава коллективного знака о единых характеристиках качества и об иных общих характеристиках товаров, в отношении которых этот знак зарегистрирован, публикуется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в официальном бюллетене.

Правообладатель уведомляет федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности об изменениях в уставе коллективного знака.

3. В случае использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками, правовая охрана коллективного знака может быть прекращена досрочно полностью или частично на основании решения суда, принятого по заявлению любого заинтересованного лица.

4. Коллективный знак и заявка на коллективный знак могут быть преобразованы соответственно в товарный знак и в заявку на товарный знак и наоборот. Порядок такого преобразования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

Товарные знаки

Услуги

Защита товарного знака

Продление регистрации товарного знака

Внесение изменений в зарегистрированный товарный знак

ЧТО ТАКОЕ ТОВАРНЫЙ ЗНАК

Товарный знак — это обозначение, которое поможет выделить Ваш товар (или услугу) на рынке среди конкурентов.

Таким обозначением может быть логотип, название компании или товара, форма бутылки, мелодия или звуки, запах, оригинальные анимационные сюжеты (движущиеся объекты) и т.д. Главное, чтобы это обозначение позволяло потребителю увидеть и выбирать на рынке именно Ваш товар среди массы однородных товаров других лиц.
Выбрав яркое, запоминающееся обозначение — позаботьтесь о его регистрации в качестве товарного знака.

Товарный знак — это актив Вашей компании, который тесно связан с товаром. Помните, что его ценность растет пропорционально средствам инвестируемым Вами в продвижение товара на рынок.
Как любая ценность, ТЗ требует защиты. Но, сначала об этом должны позаботиться Вы! А в будущем, будьте уверенны, товарный знак сослужит Вам добрую службу!

Товарный знак — это щит для Вашего бизнеса! Только его владелец получает право пользоваться им по своему усмотрению, в том числе продавать, использовать в качестве залога, вносить в уставной капитал, разрешать или запрещать другим лицам его использование. Более того, ТЗ – это эффективный инструмент в борьбе с недобросовестными конкурентами, а также явлениями «паразитического маркетинга», когда на рынке используется сходный с Вашим товарный знак.

Товарный знак может быть зарегистрирован на юридическое лицо либо на индивидуального предпринимателя. На физическое лицо товарные знаки не регистрируется.
На знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается Свидетельство, которое удостоверяет его приоритет (дату подачи) и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в Свидетельстве.
Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет со дня подачи заявки на регистрацию в Федеральную службу по интеллектуальной собственности. Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на 10 лет неограниченное число раз.

P.S. БОЛЕЕ ТОГО — ТОВАРНЫЙ ЗНАК:

  • ЭТО ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА — помогает Потребителю выбрать именно Ваш товар на рынке однородных товаров;
  • ЭТО ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ТОВАРА — позволяет определить его происхождение товарного знака и судить о качестве. К тому же, Потребитель обычно предпочитает купить товар знакомой марки, чем приобрести товар сомнительного производства.
  • ЭТО РЕКЛАМА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ — отражает информацию о качестве товара и его производителе, используется в рекламе, что привлекает внимание Потребителей и способствует в последующем неоднократному и осознанному выбору покупателем именно Вашего товара. ТЗ помогает ориентироваться среди однородных товаров и услуг различных компаний, узнавать и приобретать Ваши товары, которые соответствуют их вкусам, предпочтениям, желаниям, представлениям, потребностям.
  • ЭТО СОБСТВЕННОСТЬ — представляет собой собственность компании или ИП, так как ТЗ имеет свою стоимость в денежном выражении (подчас очень высокую), он может входить в нематериальные активы предприятия, может быть продан или предоставлен в пользование.

ЧТО ТАКОЕ МКТУ И ОБЪЕМ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

МКТУ расшифровывается как Международный классификатор товаров и услуг. В настоящее время действует 10-я редакция МКТУ. Международный классификатор товаров и услуг распределяет все имеющиеся в нашей жизни товары на 34 класса, а услуги – на 11 классов. Всего МКТУ выделяет 45 классов. Поскольку товарный знак призван отличать однородные товары разных производителей, то и охрану он получает в отношении определенных товаров. Очень важно перед подачей заявки на регистрацию товарного знака, грамотно определить, для каких товаров (или услуг) Вы хотите “занять” товарный знак. Мало выбрать только необходимое количество классов, потому что каждый класс включает в себя множество рубрик. Составляя перечень товаров и услуг, из этих рубрик необходимо выбирать рубрики, которые смогут описать в полной мере сферу Вашей деятельности.

Правильно выбранные классы и рубрики из этих классов определяют объем правовой охраны Вашего товарного знака. И даже больше — степень защищенности и безопасности Вашего бизнеса.

ЧТО МОЖНО ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ В КАЧЕСТВЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА?

  • Наименование компании (фирменные наименования), коммерческие обозначения
    Например: Балтика, Талосто, Балтимор
  • Название радиостанций
    Например: Радио Рекорд, RADIO ROKS
  • Наименование товара
    Например: пельмени «ШЕФ-ПОВАР», молочные продукты «Веселый молочник»
  • Дизайн этикетки
    Например:
  • Дизайн и форма оригинальной упаковки или ее части
    Например:

ВИДЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

Словесные товарные знаки — представляет собой слово или группу слов (например, слоган). Словесные товарные знаки, как правило, выполняются стандартным шрифтом, что позволяет в дальнейшем варьировать написание и расположение элементов товарного знака. В случае защиты слоганов необходимо учитывать, что охрана предоставляется на весь слоган целиком; это означает, что на добавленные впоследствии в слоган слова охрана не распространяется. Удаление какого-либо слова из слогана изменяет сущность товарного знака, таким образом, охрана товарного знака не распространяется на новый вариант слогана.

ПРИМЕРЫ

  • LUPPA; AQUAREL; ЛАРЧИК; СНЕГУРОЧКА; РОЗОЧКА; КИСЛЫЕ ЧЕРВЯЧКИ
  • Без дворников в проливной дождь
  • Попутного ветра! Не дай себе засохнуть! (Sprite)
  • Свободу настоящему мужику! (пиво Толстяк)
  • Пришло время Даниссимо. Danissimo time has come

Изобразительные товарные знаки — представляют собой рисунки, фотографии и прочие изображения.

ПРИМЕРЫ изобразительных ТЗ

Комбинированные товарные знаки — представляет собой комбинацию словесной и изобразительной части.

ПРИМЕРЫ комбинированных товарных знаков

Звуковые товарные знаки — это звуковые отбивки радиостанций, музыкальный ряд рекламы и другие. Соответственно, если на короткий музыкальный фрагмент положен словесный ряд, знак становится комбинированным. В настоящее время поток регистрации подобных товарных знаков увеличивается.

ПРИМЕРЫ звуковых ТЗ

Объемные товарные знаки — представляют собой трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур.

ПРИМЕРЫ объемных ТЗ

Наиболее распространенными являются словесные, изобразительные, комбинированные, объемные и звуковые товарные знаки.

Кроме вышеперечисленных достаточно распространенных товарных знаков для нашей страны, существуют товарные знаки, которые можно назвать “экзотическими”, тем не менее, за рубежом существует большая практика регистрации подобных знаков.

К этой категории можно отнести запаховые товарные знаки. Регистрация запахов в качестве товарных знаков — явление в нашей стране достаточно редкое. Движущиеся товарные знаки (ролики, мультики и др.) также для нашей страны можно считать экзотическими.