Образовательная организация

Организации, осуществляющие образовательную деятельность: образовательные организации и организации, осуществляющие обучение

Ранее действовавший Закон РФ «Об образовании» де-юре именовал всех субъектов, реализующих образовательные программы, образовательными учреждениями. При этом наряду с ними существовали субъекты, которые были вправе реализовывать образовательные программы, но при этом не являлись образовательными учреждениями. Например, к числу таких субъектов можно отнести научные организации.

Проблемы терминологии

Термин «образовательное учреждение» появился в современном образовательном законодательстве в 1990-е гг., когда образовательных организаций в других организационно-правовых формах фактически нс было. На тот момент данный термин охватывал всю совокупность субъектов образовательной деятельности, однако с развитием образовательного законодательства круг субъектов, реализующих образовательные программы, неуклонно расширялся. Так, например, программы профессиональной подготовки согласно п. 3 ст. 21 Закона РФ «Об образовании» могли реализовываться не только в образовательных учреждениях, но и в образовательных подразделениях любых иных организаций, имеющих соответствующие лицензии, т.е. субъект, реализующий такую программу, не обязательно должен был быть по организационно-правовой форме учреждением.

Таким образом, действовавший в «старом» образовательном законодательстве термин «образовательное учреждение» перестал отвечать реалиям современного положения системы образования, так как не охватывал всю совокупность субъектов, к которым он относился.

При этом в ранее действовавшем законодательстве отсутствоват единый термин, обозначавший организации, реализующие образовательные программы, но не являющиеся при этом образовательными учреждениями.

Указанные выше терминологические проблемы были решены в понятийном аппарате действующего Закона об образовании. С одной стороны, данный Закон ввел общий собирательный термин для любого субъекта, реализующего образовательные программы, — «организация, осуществляющая образовательную деятельность», а с другой стороны, уточнил термины для субъектов, входящих в данную совокупность: «образовательная организация» и «организация, осуществляющая обучение».

Согласно п. 20 ст. 2 Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, включают в себя как образовательные организации, так и организации, осуществляющие обучение. К их числу также приравнены индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность. Если учесть, что образовательная деятельность — это деятельность по реализации образовательных программ (п. 17 ст. 2), то можно сделать вывод, что данным термином охватывается любой субъект независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и других обстоятельств, реализующий одну или несколько образовательных программ.

Следует отметить, что согласно ранее действовавшему Закону РФ «Об образовании» де-факто к образовательным учреждениям могли относиться и организации, не реализующие образовательных программ, например учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), которые могли оказывать своим воспитанникам только услугу но присмотру и уходу.

В п. 18 ст. 2 Закона об образовании образовательная организация определяется как некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Исходя из данного определения можно выделить четыре обязательных признака, которые характеризуют образовательную организацию:

  • 1) статус некоммерческой организации;
  • 2) осуществление образовательной деятельности в качестве основного вида деятельности;
  • 3) создание в целях, имеющих непосредственное отношение к образованию;
  • 4) наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Согласно и. 1 ст. 50 ГК РФ одним из существенных признаков некоммерческих организаций является отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности. С некоммерческим характером образовательной организации тесно связан и основной вид ее деятельности — образовательная деятельность, которая традиционно считается деятельностью некоммерческого характера. В связи с этим образовательная организация может быть создана только в организационно-правовой форме, предусмотренной п. 3 ст. 50 ГК РФ, для некоммерческих организаций, и ни при каких обстоятельствах не может быть коммерческой организацией, например обществом с ограниченной ответственностью.

Согласно п. 1 ст. 91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности. Соответственно, последний признак тоже последовательно вытекает из действующего законодательства.

В отличие от образовательной организации Закон об образовании в п. 19 ст. 2 определяет организацию, осуществляющую обучение, как юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. Согласно п. 1 ст. 31 данного Закона к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

Пожалуй, наиболее существенным отличием от образовательной организации здесь является отсутствие требований по спектру организационно-правовых форм, в которых может быть создана организация, осуществляющая обучение. Она может быть создана как в форме, предусмотренной для некоммерческих организаций, так и в форме, предусмотренной для коммерческих организаций.

Мнение специалиста

Оригинальную точку зрения на критерии отнесения к образовательным организациям спортивных школ и условиям их отнесения к организациям, осуществляющим обучение, в случае несоответствия данным критериям высказал И. И. Самсонов: «Спортивные школы являются организациями дополнительного образования, если доля основного персонала, занимающегося образовательной деятельностью, составляет более 50% от всех реализуемых видов деятельности учреждения. И, напротив, если доля основного персонала, занимающегося образовательной деятельностью, составляет менее 50% от всех реализуемых видов деятельности учреждения, то спортивная школа является организацией, осуществляющей обучение». Однако данная точка зрения не может считаться соответствующей требованиям законодательства, так как все-таки основным критерием в данном случае является не соотношение различных частей персонала организации между собой, а то, что рассматривается в качестве основного вида деятельности организации.

  • Самсонов И. И. Об организационно-правовом статусе спортивных школ и продолжительности тренировочных занятий по реализуемым ими программам // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2014. Т. 9. С. 146.

Функции администрации образовательной организации

⇐ Предыдущая12

3.1. Директор образовательной организации:

3.1.1. осуществляет контроль за организацией ознакомления всех участников образовательных отношений с локальными актами образовательной организации, регламентирующими организацию работы в актированные дни, период карантина;

3.1.2. контролирует соблюдение работниками образовательной организации режима работы, организацию питания обучающихся, пришедших на занятия в актированные дни;

3.1.3. осуществляет контроль за реализацией мероприятий, направленных на обеспечение выполнения образовательных программ;

3.1.4. принимает управленческие решения, направленные на повышение качества работы образовательной организации в актированные дни.

3.2. Заместители директора по учебно-воспитательной работе образовательной организации:

3.2.1. организуют разработку мероприятий, направленных на обеспечение освоения образовательных программ обучающимися, в том числе не пришедших на занятия в актированный день; определяют совместно с педагогами систему организации учебной деятельности обучающихся в актированные дни: виды, количество работ, форму организации обучения (с использованием дистанционных технологий, самостоятельная работа и т. д.), сроки получения заданий обучающимися и предоставления ими выполненных работ;

3.2.2. размещают в общедоступном месте образовательной организации, а так же на официальном сайте информацию о графике определения погодных условий для установления возможности непосещения занятий обучающимися по усмотрению родителей (законных представителей), о времени объявления актированных дней и номерах телефонов организации, по которым можно получить информацию об отмене учебных занятий по метеоусловиям;

3.2.3. осуществляют информирование всех участников учебно-воспитательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, иных работников) образовательной организации об организации работы в актированные дни и период карантина;

3.2.4. организуют беседы, лектории для родителей (законных представителей), обучающихся о мерах предосторожности в актированные дни с целью обеспечения сохранности жизни и здоровья обучающихся;

3.2.5. осуществляют контроль за корректировкой календарно-тематического планирования рабочих программ учебных предметов, курсов педагогами образовательной организации;

3.2.6. разрабатывают рекомендации для участников учебно-воспитательного процесса по организации работы в актированные дни и период карантина, организуют использование педагогами дистанционных технологий обучения, осуществляют методическое сопровождение и контроль за внедрением современных технологий, методик, направленных на увеличение резервных часов, с целью реализации в полном объеме образовательных программ;

3.2.7. осуществляют контроль за индивидуальной работой с обучающимися, не пришедшими на занятия в актированные дни;

3.2.8. организуют учебно-воспитательную, методическую, организационно-педагогическую деятельность педагогического коллектива в соответствии с планом работы образовательной организации в случае отсутствия обучающихся на учебных занятиях;

3.2.9. анализируют деятельность образовательной организации в актированные дни и период карантина.

3.3. Дежурный администратор:

3.3.1. ведет строгий учет обучающихся, пришедших на занятия в актированный день, доводит информацию о количестве обучающихся до директора образовательной организации, осуществляет контроль за недопустимостью отправки обучающихся домой педагогическими и иными работниками образовательной организации в актированный день;

3.3.2. обеспечивает организованный уход обучающихся начальных классов домой после окончания занятий в сопровождении родителей (законных представителей).

В случае объявления Управлением ГО и ЧС штормового предупреждения организует деятельность педагогического коллектива по обеспечению связи с родителями (законными представителями) обучающихся для принятия мер по сопровождению обучающихся домой.

Деятельность педагогов.

4.1. Продолжительность рабочего времени педагогов в актированный день и период карантина определяется учебной нагрузкой.

4.2. Педагоги своевременно осуществляют корректировку календарно-тематического планирования с целью обеспечения освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме.

4.3. С целью прохождения образовательных программ в полном объеме обучающимися, в том числе не пришедшими на учебные занятия в актированный день, педагоги применяют разнообразные виды работ (самостоятельная работы, дистанционные технологии обучения и др.). Информация о применяемых видах работы доводится педагогами, классными руководителями до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей) заранее, в сроки, устанавливаемые образовательной организацией, в том числе с использованием возможностей сети Интернет

4.4. Объяснение, изучение новой темы, приходящейся согласно календарно-тематическому планированию на дату актированного дня, осуществляется при условии присутствия в классе более 65 % обучающихся (за исключением отсутствующих по болезни).

В случае присутствия на занятиях менее 65 % обучающихся педагоги организуют индивидуальную, групповую, самостоятельную деятельность обучающихся.

4.5. Деятельность обучающихся в актированные дни оценивается в соответствии с Уставом. Оценка может быть дана только в части достижения обучающимся положительных результатов и в этом случае выставляется в журнал.

4.6. В случае отсутствия обучающихся на занятиях педагог согласовывает с заместителем директора по учебно-воспитательной работе виды производимых работ.

4.7. Педагоги, выполняющие функции классных руководителей:

4.7.1. организуют питание обучающихся в актированные дни в соответствии с расписанием режима питания.

4.7.2. информируют родителей (законных представителей) об итогах учебной деятельности их детей в актированные дни, в том числе в условиях применения дистанционных технологий обучения и самостоятельной работы обучающихся;

4.7.3. в случае объявления штормового предупреждения обеспечивают связь с родителями (законными представителями) обучающихся для принятия мер по сопровождению обучающихся домой.