Оборотный штраф

Статья 228. Сговор об изменении либо фиксировании цен или принуждении к их изменению либо фиксированию

1. Сговор об искусственном повышении или поддержании монопольных цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок с целью устранения конкуренции между

субъектами предпринимательской деятельности вопреки требованиям антимонопольного законодательства, наказывается штрафом от ста до трехсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет.

Насилие, причинение ущерба или угроза ими с целью искусственного изменения или искусственного фиксирования цен, наказываются штрафом от сорока до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок до трех лет.

3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или

лицом, ранее судимым за преступления, предусмотрен-]

ные настоящей статьей, наказываются лишением свободы на срок от двух до|

пяти лет.

1. Это преступление посягает на институт свободной

конкуренции, как один из основных институтов рыночного развития системы хозяйствования.

2. Объективная сторона этого преступления заключается в совместном сговоре об искусственном повышении

или поддержании монопольных цен и тарифов, с целью

устранения конкуренции между предпринимателями, вопреки антимонопольному законодательству.

3. Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной виной, прямым умыслом и специальной целью — целью устранения конкуренции.

4. Субъектом данного преступления может быть лицо,

осуществляющее предпринимательскую деятельность.

5. В части 2 предусмотрена ответственность за причинение насилия, вреда или угрозы насилия или причинения вреда с целью искусственного изменения или искусственного фиксирования цен.

Субъектом в этом преступлении может быть и физическое вменяемое лицо с 16 лет.

В части 3 предусмотрена ответственность за деяния, предусмотренные в части 2, совершенные организованной преступной группой или лицом, ранее судимым за такое же

преступление.

Понятие -организованная преступная группа- — см. в

>Антимонопольное регулирование>Расчет штрафа за нарушение антимонопольного законодательства

Расчет штрафа за нарушение антимонопольного законодательства

Расчет штрафа за нарушение антимонопольного законодательства по ст.14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением): механизм и проблемы применения

Одним из наиболее распространенных видов нарушений антимонопольного законодательства является злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административные санкции, предусмотренные статьей 14.31 КоАП РФ, являются весьма значимыми и предусматривают применение для нарушителя так называемого «оборотного штрафа», исчисляемого долей от оборота компании за определенный период.

Федеральным законом от 06.12.2011г. №404-ФЗ применение «оборотного штрафа» было упразднено для хозяйствующих субъектов, результатом действий которых не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции (за исключением субъектов естественных монополий, для которых «оборотный штраф» должен применяться вне зависимости от последствий правонарушения).

В части 2 статьи 14.31 КоАП РФ все нарушители, подпадающие под «оборотный» штраф, разделены на две группы: так называемые «монокомпании», сумма выручки которых от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг), и компании, сумма «специальной» выручки которых не превышает указанный предел от общей выручки.

Данный критерий позволяет применять дифференцированный подход для определения размера штрафных санкций, налагаемых на хозяйствующие субъекты, различные с точки зрения масштабов экономической деятельности. Для более крупных участников хозяйственных отношений установлен пониженный предел штрафных санкций.

При этом порядок расчета штрафа является одинаковым для всех вне зависимости от категории субъекта и его имущественных возможностей.

Порядок расчета административного штрафа по статьей 14.31 КоАП РФ является достаточно сложным даже для правоприменителя, ни говоря уже о субъектах, привлекаемых к ответственности, которые вправе оспорить рассчитанный для них штраф в судебном порядке.

Штрафная санкция для организации, не являющейся «монокомпанией», предусматривает установление нижнего и верхнего предела штрафа, в рамках которых уполномоченное должностное лицо вправе вести расчет — от одной сотой (0,01 или 1%) до пятнадцати сотых (0,15 или 15%) размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой (=0,02 или 2%) совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Как мы видим, законодатель несколько двояко определяет пределы допустимого штрафа. С одной стороны, точно указано, что штраф может быть рассчитан в пределах от 1% до 15%. С другой стороны, нормативный акт прописывает как бы дополнительные (вторые) пределы (не менее 100 тысяч рублей и не более одной пятидесятой), которые выполняют подстраховочную функцию и определяют гарантированные границы штрафа, за которые правоприменитель не может выйти ни при каких обстоятельствах.

На первый взгляд складывается впечатление, что государство этой двойственностью демонстрирует некоторую неуверенность, неопределенность с точными размерами штрафа. С другой стороны можно отметить, что установление двойных пределов штрафа носит и практическое значение, так как корректирует процесс расчета базовой штрафной ставки, с учетом которой выполняется окончательный расчет.

Это можно продемонстрировать на следующем реальном примере (для условности название компании сократим до начальной буквы «Р…», которая совершила нарушение на рынке оказания услуг телефонной связи).

Как подтверждается представленной ОАО «Р…» документированной информацией, совокупный размер суммы выручки ОАО «Р…» от реализации всех товаров (работ, услуг) потребителям К… области (юридическим и физическим лицам) в году составил 1 237 405 200 (один миллиард двести тридцать семь миллионов четыреста пять тысяч двести) рублей; размер суммы выручки ОАО «Р…» от оказания услуг телефонной связи потребителям К… области (юридическим и физическим лицам) в году составил 631 787 700 (шестьсот тридцать один миллион семьсот восемьдесят семь тысяч семьсот) рублей, то есть сумма выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, не превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.31 КоАП РФ, в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одной сотой (1%) до пятнадцати сотых (15%) размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, для выполнения расчета штрафа для компании ОАО «Р…» необходимо определиться с минимальным и максимальным размером штрафа, который будет учитываться для определения базового штрафа.

Существует несколько вариантов минимального штрафа – 1% (как нижний предел специальной санкции) и 100 000 рублей (минимальная ставка, ниже которого штраф не может быть назначен ни при каких обстоятельствах).

Полагаю правильным, что минимальным размером штрафа является 100 тысяч рублей, поскольку меньше данного размера штраф составлять не может, а меньше 1% штраф может быть назначен в случае, например, учета смягчающих обстоятельств, снижающих штраф до 100 тысяч рублей.

Таким образом, минимальный размер штрафа, предусмотренный за совершение правонарушения по ст.14.31 КоАП РФ, составляет 100 000 рублей.

Расчет максимального штрафа выполняется путем соотношения между собой двух величин – 15% размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, и одной пятидесятой (или 2%) совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), выше которой штраф не может составлять, даже если он не превышает 15% размера. То есть, вторая величина является определяющей, выше которой штраф не может составлять ни при каких обстоятельствах. В тоже время 15% размер «специальной» выручки также является пресекательной величиной, определяющей верхний предел допустимого размера штрафа.

Следовательно, вышеуказанные величины являются фактически взаимоисключающими и самостоятельно ограничивают рост штрафной санкции. В связи с чем необходимо сравнение результатов расчета максимального штрафа и применение меньшего из двух значений в качестве предельной величины.

Максимальный размер штрафа для ОАО «Р…» будет равен одной пятидесятой (двум сотым) совокупного размера суммы выручки (1 237 405 200 рублей) от реализации всех товаров (работ, услуг) в году, то есть 24 748 104 рубля (1 237 405 200 рублей х 0,02), так как пятнадцать сотых размера суммы выручки от оказания услуг телефонной связи потребителям К… области (юридическим и физическим лицам) в году – 94 768 155 рубля (631 787 700 рублей х 0,15) больше чем 24 748 104 рубля (одна пятидесятая совокупного размера суммы выручки).

В соответствии с п.4 примечания к ст.14.31 КоАП РФ административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера штрафа, предусмотренного за совершение правонарушения по ст.14.31 КоАП РФ, и половины разности максимального размера штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Таким образом, размер базового штрафа, подлежащего наложению на ОАО «Р…», составит: (сумма минимального размера штрафа и половины разницы максимального размера штрафа и минимального размера штрафа) 100 000 рублей + ( 24 748 104 рубля – 100 000 рублей) : 2 = 12 424 052 рубля.

В соответствии с пунктами 2, 3 примечания к ст.14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 — 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ и указанные в пункте 3 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ.

Согласно п.4 примечания к ст.14.31 КоАП РФ при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Одна восьмая разности максимального размера штрафа и минимального размера штрафа, предусмотренного за совершение настоящего административного правонарушения, составит для ОАО «Р…» 3 081 013 рублей (( 24 748 104 рубля – 100 000 рублей) : 8).

На основании ст.4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, могут быть признаны:

  1. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  2. добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
  3. добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
  4. оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  5. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
  6. добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  7. добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
  8. совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  9. совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  10. совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Кроме того, в силу части 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, смягчающими обстоятельствами, уменьшающими размер административного штрафа, могут являться любые обстоятельства, которые признаются уполномоченным лицом или органом в качестве смягчающих и свидетельствуют о добросовестности действий нарушителя и (или) отсутствия прямого умысла на совершение нарушения.

Таким образом, у лица, привлекаемого к административной ответственности, имеется возможность существенного снижения налагаемого штрафа до 100 000 рублей. Если административный органа или уполномоченное должностное лицо не примут во внимание доводы привлекаемого лица, то можно доказать возможность снижения штрафных санкций с учетом смягчающих обстоятельств в судебном порядке.

В рассмотренной ситуации размер административного штрафа, налагаемого на ОАО «Р…» (12 424 052 рубля), с учетом смягчающих обстоятельств подлежит уменьшению на 3 081 013 рублей (одна восьмая разности максимального размера штрафа и минимального размера штрафа, предусмотренного за совершение настоящего административного правонарушения) за каждое смягчающее обстоятельство.

Если предположить о наличии 4 и более смягчающих обстоятельств, то большой размер базового штрафа может быть снижен до 100 тысяч рублей, что является, безусловно, благоприятным результатом рассмотрения дела об административным правонарушении и свидетельствует о достижении важного успеха в правоотношениях с контролирующим органом. Следует также отметить важность точного определения границ товарного рынка, на котором совершено административное правонарушение, так как это влияет на определение суммы выручки нарушителя, учитываемой при расчете базового штрафа и определении максимальных и минимальных пределов штрафа, а в итоге – на размер реального штрафа, подлежащего назначению нарушителю.

Анализ положений, определяющих порядок расчета штрафа за нарушения, предусмотренные статьей 14.31 КоАП РФ, позволяет сделать следующие выводы.

  • Необходимо правильно определить минимальные и максимальные размеры штрафной санкции в рамках установленных статьей 14.31 КоАП РФ пределов. Поскольку от этого зависит правильность расчета базовой ставки, которая определяет с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств подлежащий применению штраф.
  • Большое значение имеет доказывание смягчающих обстоятельств, предоставляющих возможность уменьшения налагаемого штрафа даже до 100 тысяч рублей, что требует квалифицированной юридической работы по доказыванию определенных обстоятельств, имеющих существенное значение для расчета штрафа.
  • Необходимо точно установить границы товарного рынка, на котором совершено административное правонарушение, для точного расчета размера реального штрафа, подлежащего назначению нарушителю.

В тюрьму за коммерческий сговор: ФАС и МВД ужесточат уголовную ответственность бизнесменов

Коммерческий сговор, ограничение конкуренции, злоупотребление доминирующим положением грозят уголовной ответственностью. Недобросовестных бизнесменов возьмут в «ежовые рукавицы». Небезызвестная в предпринимательских кругах статья 178 уголовного кодекса России видоизменится, стращают антимонопольщики.

За серьезные нарушения антимонопольного законодательства предприниматели до сих пор отделывались в основном штрафами, сетуют в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Статистика раскрываемости подобных экономических преступлений удручает, говорят там.

Специалисты ФАС в интервью Bigness.ru приводят цифры: до принятия в 2003 году поправок в УК РФ за 6 лет следственным органам совместно с антимонопольной службой удалось выявить порядка 300 преступлений. 31 бизнесмена осудили. С принятием поправок уголовное законодательство перестало работать. С 2004 года до 2006 было возбуждено лишь 18 дел, а вынести обвинительный приговор удалось только по одному.

Это вовсе не значит, что преступлений стало меньше. По данным ФАС, с 2000 года их стало в среднем раза в три больше. В числе серьезных нарушений: картельные сговоры, установление высоких монопольных цен, создание искусственного дефицита.

«Это ни в какие ворота не лезет», — возмущаются антимонопольщики. В таких условиях не работает ни сам закон о конкуренции, ни уголовный кодекс. По словам представителей ФАС, «нечистым на руку» бизнесменам потворствуют чиновники. Они создают более выгодные условия в основном крупным игрокам.

Проблема последствий согласованных действий монополистов и власти недавно поднималась при обсуждении нового закона о торговле. «Крупные торговые сети просто обнаглели. Кроме того, что они продавливают минимальные цены поставок, они придумали «входные бонусы». Основная масса сетей давно перестали продавать продукцию, они продают торговые места на полках», — с возмущением высказывались лоббисты нового закона.

По новым нормам законодательного акта систематическое нарушение условий конкуренции грозит компании штрафом до 15% от всего ее оборота.

За 178 статью взялись серьезно, в том числе, и для того, чтобы усилить действие готовящегося закона, заявил в интервью Bigness.ru начальник правового управления ФАС России Анатолий Аверкин.

Естественно, те же ритейлеры высказывались против поправок. Сейчас дела не доводят «до ума», говорят в ФАС. Их закрывают из-за отсутствия состава преступления.

Что же каксается статьи 178 УК РФ, она плохо работает из-за формулировки «причинение крупного ущерба». «Дело в том, что посчитать этот ущерб чрезвычайно сложно, если вообще возможно. Не всегда ясно, кому конкретно был причинен ущерб согласованными действиями, Все эти деяния в конечном итоге отражаются на неопределенном круге лиц. А раз круг лиц не определен, как мы можем посчитать, кому причинен ущерб», — поясняет Аверкин.

Согласно исправленной статье правоохранительные органы будут доказывать не ущерб, причиненный организации, а факт и размер незаконного обогащения. В новой редакции статья будет работать куда эффективнее, считает эксперт. «Если путем согласованных действий бизнесмены ограничили конкуренцию, то посчитают их доход, полученный на этом», — пояснил представитель ФАС.

Под уголовную ответственность попадут те юридические лица, чей доход, полученный в результате сговора, превышает сумму в 10 млн. рублей. «Санкции станут жестче. За сговор коммерсантов будет ждать лишение свободы сроком до трех лет. А если эти деяния будут сопряжены с повреждением имущества, если они совершены группой лиц, то сесть за решетку «виновники» могут и лет на шесть», — констатирует Аверкин.

Строже статья будет действовать и в отношении чиновников. Речь идет о принятии актов, которые ограничивают конкуренцию. Если высокопоставленное лицо уличат в потворстве отдельным хозяйствующим субъектам, его ждет штраф от 300-500 тысяч рублей или в размере зарплаты за период от одного до двух лет, лишение права занимать должность или лишение свободы на срок до 3 лет.

Но все это в будущем. Пока поправки к УК РФ находятся на доработке. Чтобы они вступили в законную силу, новые нормы нужно согласовать с правительством, и их должен одобрить Верховный суд.

По некоторым оценкам ждать своего часа обновленной статье придется весь следующий год. Так что пока у игроков российского рынка есть все шансы безнаказанно зарабатывать нечестным путем.

Наталья Трефилова