Обеспечение пожарной безопасности в образовательных учреждениях

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

Афанасьев Е.С. Московский педагогический государственный университет

В статье рассматриваются основы организации документационного обеспечения пожарной безопасности в образовательных организациях. Представлен перечень локальных документов по пожарной безопасности, оформляемых в обязательном порядке.

Эффективность деятельности по обеспечению пожарной безопасности в любой организации во многом зависит от качества документации и организации делопроизводства в этой сфере. Разработка, утверждение и своевременная актуализация локальных нормативно-правовых актов по пожарной безопасности, а также ведение соответствующей учетно-отчетной документации – это не просто пожелание, а требование закона. Все направления деятельности по пожарной безопасности подлежат документированию.

Кроме того, не секрет, что любая проверка состояния пожарной безопасности начинается с проверки документации. Итак, какие организационно-распорядительные документы и формы учетно-отчетной документации по пожарной безопасности в обязательном порядке должны быть в образовательной организации и как организовать их делопроизводство?

Работа по обеспечению пожарной безопасности в учебном заведении начинается с формирования комплекта нормативно-правовых актов в этой области. На их основе разрабатываются локальные документы с учетом особенностей пожарной опасности конкретных зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, учебного и иного оборудования.

В настоящее время практически все мероприятия по обеспечению пожарной безопасности четко регламентированы действующими нормативно-правовыми актами, поэтому не нужно придумывать что-то особенное. Задачей должностных лиц, отвечающих за пожарную безопасность в своих организациях, является грамотное применение действующих законодательных и нормативных документов в своих организациях с учетом специфики их деятельности, что и должно быть отражено в локальных нормативных актах.

К локальным организационно-распорядительным документам в области пожарной безопасности относятся приказы, распоряжения, положения, инструкции, программы обучения и т.д. Их подготовка является трудоемким процессом, поэтому в целях экономии времени и повышения качества документации рекомендуется пользоваться уже разработанными и апробированными образцами документов. Часть из них можно найти в нормативно-правовых и методических документах по пожарной безопасности федерального, регионального и муниципального уровней.

Формы учетно-отчетной документации, как правило, утверждены соответствующими нормативно-правовыми актами. Например, при эксплуатации огнетушителей рекомендуемые образцы документов по их техническому обслуживанию представлены в приложении Г к Своду правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», форма журнала учета инструктажей по пожарной безопасности содержится в Нормах пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» и т.д.

Ответственность за разработку, актуализацию, оформление документов и ведение делопроизводства по пожарной безопасности возлагается на должностное лицо, отвечающее за пожарную безопасность в организации.

Начинать работу по формированию локальной документации следует с разработки номенклатуры (перечня) дел. Целью ее разработки является систематизация документов, обеспечивающая их быстрый поиск и удобство использования.

Номенклатура дел – это систематизированный перечень заголовков (наименований) дел, заводимых в организации с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке. Под делом понимают документ или совокупность документов, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку. Например, дело (папка, скоросшиватель) «Деятельность пожарно-технической комиссии образовательной организации» будет содержать: приказ об утверждении Положения о пожарно-технической комиссии (ПТК) и ее состава; планы работы ПТК; отчеты о проделанной работе; протоколы заседаний ПТК; акты проверок противопожарного состояния объекта; акты по проверке причин пожаров и другие документы, относящиеся к деятельности ПТК. Аналогично формируются дела по другим направлениям работы: обучению работников, материально-техническому противопожарному оснащению, выполнению предписаний представителей государственного пожарного надзора и ответы на них, деятельности объектовой добровольной пожарной дружины и т.д.

Дела располагаются в вертикальном положении корешками наружу в запираемых шкафах, обеспечивающих их полную сохранность, предохраняющих документы от пыли и воздействия солнечного света. В целях повышения оперативного поиска документов дела располагаются в соответствии с номенклатурой дел. Номенклатура дел или выписка из нее помещается на внутренней стороне шкафа. На корешках обложек дел указываются индексы по номенклатуре.

При оформлении документов рекомендуется использовать ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Стандарт устанавливает состав и порядок оформления реквизитов документов и требования к бланкам документов. Хотя требования ГОСТ Р 6.30-2003 не являются строго обязательными для применения и носят рекомендательный характер, единые подходы к оформлению документации не только упрощают процесс подготовки документов, но и значительно улучшают их восприятие и понимание работниками организации и внешними получателями.

В настоящее время официально утвержденной номенклатуры дел по пожарной безопасности в образовательной организации не существует. За основу при ее разработке можно взять направления деятельности по обеспечению пожарной безопасности в образовательных организациях (табл. 1). В некоторых субъектах РФ, например в Томской области, региональным органом управления образованием утверждены перечни организационно-распорядительной документации, обязательной к оформлению в подведомственных учреждениях (табл. 2).

Таблица 1

Основные направления деятельности по обеспечению пожарной безопасности (ПБ)

в образовательных организациях, требующие документационного обеспечения

Направление деятельности

Содержание деятельности

Цели и задачи

1. Формирование и обеспечение функционирования системы управления ПБ в организации.

Назначение ответственных лиц за ПБ в организации и ее структурных подразделениях. Распределение обязанностей, полномочий и ответственности в области ПБ среди руководящего состава и других специалистов организации. Документационное обеспечение управления ПБ в организации (формирование комплекта нормативно-правовых и методических документов федерального, регионального и муниципального уровней по ПБ; разработка, утверждение и своевременная актуализация локальных нормативно-правовых актов по ПБ; ведение учетно-отчетной документации). Организация деятельности пожарно-технической комиссии. Формирование и обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны.

Повышение эффективности управления ПБ на основе: документально закрепленного распределения обязанностей, полномочий и ответственности в области ПБ среди работников организации; повышения их ответственности; улучшения координации деятельности в области ПБ; совершенствования документационного и информационного обеспечения; привлечения инженерно-технических и иных работников для решения технических вопросов обеспечения ПБ через участие в работе пожарно-технической комиссии; участия работников организации в добровольной пожарной охране объекта.

2. Организация контроля соблюдения требований противопожарного режима в зданиях и сооружениях организации и прилегающей территории.

Контроль соблюдения правил противопожарного режима во всех структурных подразделениях организации. При его осуществлении особое внимание необходимо обращать на: выполнение предписаний представителей государственного пожарного надзора; состояние эвакуационных путей; наличие, правильное размещение и проведение технического обслуживания огнетушителей; соблюдение правил эксплуатации и технического обслуживания систем пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией; состояние сетей наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения; проведение пожароопасных работ; хранение огнеопасных веществ; подготовку персонала к действиям в условиях чрезвычайной ситуации, особенно в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к маломобильным группам населения; противопожарное состояние чердаков, подвалов и т.д.

Своевременное выявление нарушений требований ПБ и принятие незамедлительных мер по их устранению.

3. Обучение работников мерам ПБ и отработка действий при возникновении пожара.

Проведение противопожарных инструктажей и обучение пожарно-техническому минимуму. Проведение тренировок по эвакуации персонала, учащихся и посетителей образовательной организации и тушению условного пожара.

Повышение уровня противопожарной подготовки работников организации. Подготовка персонала образовательных организаций к действиям в условиях возникновения пожароопасных ситуаций за счет тренировок, максимально приближенных к возможным реальным ситуациям, приобретения устойчивых навыков, необходимых для принятия быстрых и четких решений и выполнения действий, необходимых для предупреждения опасных последствий, которые могут иметь место при возникновении пожара.

4. Противопожарное оснащение и содержание зданий, сооружений и прилегающей территории.

Установка и техническое обслуживание систем и средств противопожарной защиты (систем пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), включая первичные средства тушения пожаров. Устройство и содержание в должном порядке эвакуационных путей в соответствии с требованиями ПБ. Содержание сетей наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения (пожарные краны, пожарные гидранты). Содержание в исправном состоянии электропроводки и электроустановок. При необходимости обработка деревянных конструкций огнезащитными составами и т.д.

Профилактика пожаров. Ликвидация пожаров на ранней стадии. Обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

О применении КОСГУ для отражения расходов на противопожарные мероприятия

Компания «КонсультантПлюс Смоленск» » Правовая поддержка » Новости законодательства » О применении КОСГУ для отражения расходов на противопожарные мероприятия

Вопрос: По каким статьям КОСГУ отражаются расходы на противопожарные мероприятия?

Ответ: Это зависит от вида противопожарного мероприятия и предмета заключенного договора.

Расходы на приобретение огнетушителей отразите (п. 3 разд. V Приказа Минфина России от 01.07.2013 N 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», далее -Указания N 65н):

• по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. Это связано с тем, что срок службы (полезного использования) огнетушителей, как правило, превышает 12 месяцев (п. 5.53 ГОСТ Р 51057-2001). Поэтому огнетушители могут быть отнесены к основным средствам (п. 38 Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», далее — Инструкция N 157н);

• по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, если огнетушители используются год или менее года (например, для обучения) (п. 99 Инструкции N 157н).

Расходы, связанные с техническим обслуживанием, включая периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку (зарядку) огнетушителей, отнесите на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, так как они относятся к противопожарным мероприятиям (п. 3 разд. V Указаний N 65н).

Расходы на изготовление плана эвакуации отразите (п. 3 разд. V Указаний N 65н):

• по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, если принимаете его к учету в составе основных средств и будете использовать более года (п. 38 Инструкции N 157н);

• по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, если принимаете его к учету в составе материальных запасов и планируете использовать план эвакуации год или менее года (п. 99 Инструкции N 157н);

• по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, если заключен договор на изготовление плана эвакуации из ваших материалов (по вашим эскизам).

Пожарная безопасность в образовательных учреждениях

Данный раздел курируется ресурсным центром Санкт-Петербургского Пожарно-спасательного колледжа

Материал носит справочно-информационный характер. Разработанные Вами документы по пожарной безопасности необходимо согласовывать с региональными органами Госпожнадзора МЧС РФ

Пожарная безопасность — состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно — техническими мероприятиями.

Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства, порядок содержания помещений и территорий, обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.

Меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Образовательные учреждения, объединяющие обучающихся и учителей, придают обучению социальный характер, оказывая наиболее глубокое влияние на обучаемых. Привитию учащимся основных навыков пожарной безопасности должно уделяться пристальное внимание, а раздел «Пожарная безопасность в образовательном учреждении» должен изучаться со всей ответственностью, наравне с остальными предметами.

Занятия на пожарную тематику призваны воспитывать у обучающихся чувство ответственности, учить их осторожному обращению с огнем, различными электрическими приборами и средствами бытовой химии.

Пожарная безопасность в учебном заведении должна быть объектом пристального внимания, разъяснительная работа помимо занятий с обучающимися, включает в себя беседы с их родителями, изготовление плакатов на противопожарные темы, организацию тематических викторин, встречи с работниками МЧС, знакомство с пожарной техникой и т.д.

Пожарная безопасность в учебном заведении должна строго соблюдаться всеми обучающимися, руководителями, учителями, обслуживающим персоналом и прочими работниками.

Руководители учебного заведения и ответственные за пожарную безопасность лица, должны пройти обучение в образовательных учреждениях, которые входят в структуру МЧС или в организациях, имеющих лицензии МЧС.

Организация пожарной безопасности

— соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;

— обеспечение образовательного учреждения первичными средствами пожаротушения;

— проведение учебных эвакуаций людей при пожаре;

— перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;

— защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;

— поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;

— содержание подвальных и чердачных помещений в противопожарном состоянии.

Нормативные документы
по организации пожарной безопасности
в образовательном учреждении

Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются:

  1. Приказ «Об установлении противопожарного режима в образовательном учреждении»
  2. Приказ «О назначении ответственных лиц за пожарную безопасность».
  3. План противопожарных мероприятий на год.
  4. Инструкция о мерах пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
  5. Инструкция к плану эвакуации людей при возникновении пожара.
  6. Инструкция о порядке действия администрации на случай возникновения пожара.
  7. Инструкция о порядке действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре.
  8. Инструкция ответственного за противопожарное состояние в помещении.
  9. Приказ «Об утверждении добровольной пожарной дружины».
  10. Положение о пожарно-технических комиссиях.
  11. Приказ «О назначении лица, ответственного за средства пожаротушения».
  12. Журнал учета первичных средств пожаротушения.
  13. Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения.
  14. Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями, передвижными огнетушителями, нормы оснащения зданий (сооружений) и территорий пожарными щитами, нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем.
  15. Акт проведения технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов.
  16. Памятка по эксплуатации пожарной сигнализации для руководителей образовательных учреждений.
  17. Журнал проведения занятий по пожарной безопасности.
  18. Протокол проверки знаний по пожарной безопасности.
  19. Порядок действий при пожаре.
  20. Приказ и план проведения практической тренировки по учебной эвакуации и использованию учебного огнетушителя.
  21. Акт замеров сопротивления изоляции электросети (в сухих помещениях – 1 раз в 3 года, во влажных – ежегодно).
  22. Акт обработки деревянных конструкций огнезащитным составом (по каждому зданию отдельно) с приложением заключения противопожарной лаборатории.

Требования Правил противопожарного режима
для объектов с массовым пребыванием людей

Требования Правил противопожарного режима для объектов с массовым пребыванием людей (на которых может находиться 50 и более человек)

Пункт 5 новых «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее — ППР РФ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, содержит дословно следующее определение: «на … объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей».

При этом пункт 1 ППР РФ под термином «объекты» определяет не только территории, здания, сооружения, но и помещения организаций и другие объекты (далее — объекты).Таким образом, с точки зрения ППР РФ, критерием оценки «массовости» пребывания людей где-либо является норматив 50 и более человек, независимо от площади и функционального назначения самого «объекта».

В соответствии с пунктом 7 ППР РФ «на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре».

Пункт 12 ППР РФ определяет: «на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте».

Пункт 25 ППР РФ запрещает в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек. При этом в зданиях IV и V степени огнестойкости по-прежнему одновременное пребывание более 50 человек допускается только в помещениях 1-го этажа.

В соответствии с пунктом 30 ППР РФ руководитель организации при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей (дискотеки, торжества, представления и др.) обязан обеспечить: а) осмотр помещений перед началом мероприятий в целях определения их готовности в части соблюдения мер пожарной безопасности; б) дежурство ответственных лиц на сцене и в зальных помещениях.

Пункт 31 ППР РФ определяет следующее: «при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях со сгораемыми перекрытиями допускается использовать только помещения, расположенные на 1-м и 2-м этажах. В помещениях без электрического освещения мероприятия с массовым участием людей проводятся только в светлое время суток. На мероприятиях могут применяться электрические гирлянды и иллюминация, имеющие соответствующий сертификат соответствия. При обнаружении неисправности в иллюминации или гирляндах (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и др.) они должны быть немедленно обесточены. Новогодняя елка должна устанавливаться на устойчивом основании и не загромождать выход из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков».

Кроме того, в соответствии с пунктом 32 ППР РФ «при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в помещениях запрещается: а) применять пиротехнические изделия, дуговые прожекторы и свечи; б) украшать елку марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами; в) проводить перед началом или во время представлений огневые, покрасочные и другие пожароопасные и пожаровзрывоопасные работы; г) уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и др.; д) полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений; е) допускать нарушения установленных норм заполнения помещений людьми».

Пункт 38 ППР РФ определяет, что «на объектах с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек». Не смотря на всю кажущуюся простоту исполнения требования пункта 38 ППР РФ, все же могут возникнуть трудности с определением максимально возможного числа людей (посетителей) на объекте (теперь на каждые 50 человек требуется фонарь), так как проектная и фактическая наполняемость объекта может отличаться. Конечно же, не все объекты с массовым пребыванием людей готовы установить системы и приборы учета посетителей с целью ограничения посещаемости ниже пороговых значений.

Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов на объектах с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации должны надежно крепиться к полу (п. 39 ППР РФ).

Пункт 61 ППР РФ определяют, что в зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.

Пункт 107 ППР РФ требует в зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений кресла и стулья соединять между собой в ряды и прочно крепить к полу. Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи к путям эвакуации. В зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200 крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряду между собой.

Пункт 9 ППР РФ гласит: «На объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения».

Капитальные затраты и текущие расходы на обеспечение пожарной безопасности

Размещено на http://www.allbest.ru/

МЧС РОССИИ

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «ЭКОНОМИКА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Выполнил слушатель

4-А курса 444 группы ФЗО

капитан внутренней службы

Орехов А.С.

Екатеринбург 2012

1. Капитальные затраты и текущие расходы на обеспечение пожарной безопасности

Капитальными затратами на обеспечение пожарной безопасности называются средства, используемые для строительства объектов Государственной противопожарной службы, устройство средств противопожарной и противовзрывной защиты, обеспечение автотранспортом, пожарно-технической продукцией и так далее. Финансирование данных затрат осуществляется в соответствии с целевыми программами обеспечения пожарной безопасности и на основании действующих нормативных актов министерства.

Снабжение подразделений Государственной противопожарной службы автотранспортом, пожарно-технической продукцией, предназначенной для обеспечения пожарной безопасности, осуществляется ГУГПС МВД России, а вооружением, боеприпасами, боевой и другой техникой, ГСМ, средствами связи, вычислительной техникой, вещевым имуществом и другими положенными по штатам, табелям и нормам довольствия (положенности) материальными средствами, а также продукцией производственно-технического назначения — ГУРО МВД России.

ГУРО МВД России непосредственно обеспечивает заводы противопожарного оборудования и противопожарного машиностроения

Главные управления, управления МВД России, государственные учреждения распределяют (с предоставлением планов распределения в ГУРО МВД России для разработки единого плана снабжения и организации поставок) следующие виды материальных средств:

ГУГПС МВД России — средства связи, вычислительная техника, автомобили, мотоциклы, автоприцепы, плавсредства, ГСМ, машины и оборудование производственно-технического назначения, положенные по штатам, табелям и нормам довольствия (положенности), в соответствии с перечисленными в ГУРО МВД России ассигнованиями, — для УГПС (ОГПС) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также пожарно-техническую продукцию — для ОУМТиВС МВД России, УГПС (ОГПС) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Подразделениями МВД России, прикрепленными на снабжение материальными средствами к ОУМТиВС МВД России, являются: УГПС (ОГПС).

Подразделения МВД России, прикрепленные на снабжение к довольствующим ОУМТиВС МВД России, обеспечивают материальными средствами УГПС (ОГПС)

Заявки на материальные средства оформляются в сроки и по формам, установленным ГУРО МВД России, и представляются в Главное управление ресурсного обеспечения МВД России Главными управлениями, управлениями МВД России, — на распределяемые ими виды материальных средств, а также пожарно-технической продукции, заявки на которые представляются в ГУ НПО «СТиС», ГУ «ЭКЦ МВД России», ГУГПС МВД России.

Кроме того заявки представляются ГУГПС МВД России — в Министерство экономики Российской Федерации и предприятиям-изготовителям на распределяемую им пожарно-техническую продукцию. Подразделениями МВД России — на пожарно-техническую продукцию для текущей потребности в ОУМТиВС МВД России, с последующим представлением заявок в ГУГПС МВД России.

Прикрепленным на снабжение потребителям, содержащимся за счет федерального бюджета по штатам, табелям и нормам довольствия (положенности) и пределах выделенных ассигнований — бесплатно, с указанием в нарядах стоимости за единицу отпущенного имущества, продовольствия и общей суммы, на которую выданы материальные средства, для последующего проведения взаиморасчетов с ГКВВ, ГУГПС и другими главными управлениями (управлениями) МВД России, которым выделяются денежные средства отдельной строкой. Отпуск материальных средств сверх норм и табелей положенности потребителям, указанным в первом абзаце настоящего подпункта осуществляется на платной основе.

ГУГПС МВД России пожарно-технической продукцией обеспечивает УВДТ, УРО МВД России, УГПС (ОГПС) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, пожарно-технические научно-исследовательские учреждения, пожарно-технические образовательные учреждения, а также ОУМТиВС МВД России по их заявкам и при наличии целевого финансирования.

Текущими расходами на обеспечение пожарной безопасности называют расходы на выплату денежного довольствия, различных пособий, льготных выплат, премий и т. д. личному составу подразделений, аппаратов управлений и других категорий сотрудников. Данные выплаты предусматриваются на основании действующих нормативных актов министерства по делам ГО и ЧС.

Так, к примеру, военнослужащим войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы МЧС России, проходящим военную службу по контракту (далее — военнослужащие), за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, с 1 января 2005 г. производится выплата (в виде единовременного пособия) на обзаведение имуществом первой необходимости (далее именуется — выплата) в размере до 12 окладов месячного денежного содержания в одном из следующих случаев:

в течение 3 месяцев со дня назначения на воинскую должность после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания;

в течение 3 месяцев со дня назначения на воинскую должность при заключении военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, или гражданами, поступающими на военную службу по контракту, первого контракта о прохождении военной службы на срок 5 лет и более;

в течение 3 месяцев со дня заключения первого брака.

При возникновении у военнослужащего права на получение выплаты по нескольким основаниям выплата производится по одному основанию и один раз за период прохождения военной службы.

Офицерам, призванным на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также военнослужащим — иностранным гражданам выплата не производится.

Для получения выплаты военнослужащие подают по команде рапорт не позднее установленного срока. К рапорту прилагаются копии документов, подтверждающих право военнослужащего на получение выплаты, и справка кадрового органа о неполучении выплаты по другим основаниям согласно его личному делу.

Выплата осуществляется на основании приказа командира (начальника) воинской части.

Выписка из приказа о производстве выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости приобщается к личному делу.

Здесь под воинскими частями подразумеваются региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, соединения и воинские части войск гражданской обороны, а также органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы и организации МЧС России, в которых предусмотрена военная служба.

Расходы по выплате относить на статью сметы расходов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «Денежное довольствие военнослужащих» по коду расходов 239212 «Прочие выплаты» на соответствующие разделы, подразделы и целевые статьи бюджетной классификации Российской Федерации.

При убытии военнослужащего, получившего выплату, к новому месту военной службы или в связи с его переводом в другие федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравниваемая к ней служба, до истечения срока военной службы, согласно заключенному контракту о прохождении военной службы, в период действия которого была получена указанная выплата, в денежном аттестате производится соответствующая запись.

При досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в случаях, предусмотренных подпунктами «д» и «е» пункта 1 и подпунктами «в» и «д» пункта 2 статьи 51 выплата подлежит взысканию в сумме, исчисленной пропорционально времени, оставшемуся до окончания срока военной службы согласно заключенному контракту о прохождении военной службы, в период действия которого была получена указанная выплата.

Удержание денежных средств в счет погашения остатков непогашенных выплат в виде беспроцентной ссуды на обзаведение имуществом первой необходимости, выданных военнослужащим до 1 января 2005 г., производится в ранее установленном порядке .

Сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС России и военнослужащим МЧС России, проходящим военную службу по контракту в гг. Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, для возмещения фактических затрат по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) (далее — надбавка) производится в увеличенных размерах:

рядовому и младшему начальствующему составу, солдатам, сержантам, старшинам, прапорщикам и мичманам — до 200 процентов оклада по должности (воинской должности);

среднему и старшему начальствующему составу, младшим и старшим офицерам — до 160 процентов оклада по должности (воинской должности);

высшему начальствующему составу и высшим офицерам — до 130 процентов оклада по должности (воинской должности).

Размер надбавки в увеличенных размерах определяется дифференцировано, в зависимости от среднемесячной суммы расходов конкретного сотрудника (военнослужащего) на проезд в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а также затрат по уплате налогов на землю и имущество физических лиц, на основании мотивированного рапорта сотрудника (военнослужащего) с обоснованием указанной суммы.

Увеличенный размер надбавки устанавливается с учетом размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) установленной:

сотруднику в соответствии с приказом МЧС России от 31.12.2004 №642 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 февраля 2005 г., регистрационный №6322);

военнослужащему в соответствии с приказом МЧС России от 31.12.2004 №635 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 февраля 2005 г., регистрационный №6323).

Увеличенный размер надбавки устанавливается приказом командира (начальника) воинской части* с указанием ее конкретного размера для каждого сотрудника и военнослужащего.

Надбавка устанавливается на определенный период, как правило, не более чем на один год. Приказ командира (начальника) воинской части об установлении надбавки (для командира (начальника) воинской части — приказ вышестоящего командира (начальника)) издается в начале календарного года с указанием конкретного размера надбавки и периода, на который она устанавливается.

Увеличенный размер надбавки может быть изменен ранее периода, на который она установлена, при изменении размеров затрат на эти цели. Надбавка в новых размерах выплачивается со дня, указанного в приказе командира (начальника) воинской части.

Сотрудникам, вновь принятым на службу в Государственную противопожарную службу МЧС России, надбавка может быть установлена со дня присвоения первого специального звания (зачисления в кадры Государственной противопожарной службы МЧС России).

Военнослужащим надбавка выплачивается со дня, указанного в приказе командира (начальника) воинской части, но не ранее дня вступления военнослужащего в исполнение воинской должности.

Увеличенный размер надбавки выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц .

2. Финансовое планирование деятельности подразделений Государственной противопожарной службы

Финансовое обеспечение в области пожарной безопасности, в том числе по федеральным и региональным целевым программам в области пожарной безопасности, планируется и осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции целевым назначением с указанием отдельной строкой в соответствующих бюджетах.

Финансирование органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы (за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров), пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений осуществляется за счет средств федерального бюджета. Распределение указанных средств производит федеральный орган управления Государственной противопожарной службы. В случае необходимости могут привлекаться дополнительные средства из других источников финансирования.

Объектовые подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с предприятиями, содержатся за счет средств этих предприятий, а в случае необходимости также и за счет дополнительных средств других источников финансирования.

Специальные подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с предприятиями, содержатся на долевых началах за счет средств федерального бюджета и средств этих предприятий. Перечень и порядок содержания этих подразделений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

По вопросу, касающемуся уплаты обязательных отчислений на содержание территориальных подразделений противопожарной службы, см. статью 8 части первой Налогового кодекса РФ, статью 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ.

Территориальные подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, финансируются за счет средств соответствующих бюджетов. Минимальная численность указанных подразделений устанавливается из расчета одна единица личного состава Государственной противопожарной службы на каждые 650 человек населения.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе увеличивать в пределах имеющихся в их распоряжении средств расходы на содержание Государственной противопожарной службы.

О разъяснении части седьмой статьи 10 см. письмо Госстроя РФ N НЗ-4352/10, МВД РФ от 09.12.1999.

Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности части седьмой статьи 10 см. Определение Конституционного Суда РФ от 13.11.2001 N 239-О.

Определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 82-О разъяснено Определение Конституционного Суда РФ от 13.11.2001 N 239-О и указано, что положение части седьмой статьи 10, предусматривающее обязательные отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местного бюджета, как являющееся, по существу, таким же, какое было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации и признано им не соответствующим Конституции Российской Федерации в сохраняющем свою силу решении, не подлежит применению и утрачивает силу с 1 января 2003 года.

Для выполнения возложенных на пожарную охрану задач органами местного самоуправления устанавливаются обязательные отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов.

Материально-техническое обеспечение органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы осуществляется ими самостоятельно, а также в порядке и по нормам, которые определяются Правительством Российской Федерации, через систему материально-технического и военного снабжения, систему специальных поставок Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)

Материально-техническое обеспечение ведомственной и добровольной пожарной охраны осуществляется их собственниками.

Разработку планов основных мероприятий осуществляют:

плана основных мероприятий органа управления ГПС на год, плана основных мероприятий органа управления ГПС на квартал — структурные подразделения органа управления ГПС, осуществляющие планирование основных мероприятий;

плана основных мероприятий подразделения ГПС на год, плана основных мероприятий подразделения ГПС на месяц — должностные лица по решению начальника подразделения ГПС.

Методическое руководство организацией планирования основных мероприятий осуществляет МЧС России .

Планируемые мероприятия должны основываться на приоритетных направлениях деятельности Министерства, требованиях законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся задач и функций МЧС России, быть реально выполнимыми и обеспечены финансовыми, материально-техническими, кадровыми и другими ресурсами.

С этой целью к планам основных мероприятий оперативно-служебной деятельности в специальных подразделениях ФПС, непосредственно подчинённых Управлению организации пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России в обязательном порядке прилагается расчёт финансовых затрат на подготовку и проведение мероприятий плана. В данном расчёте указываются наименования расходов, раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов, предметная статья экономической классификации, суммы в рублях бюджетных или внебюджетных средств, пользователь финансирования (ответственный исполнитель) и ответственный за статью финансирования.

Разработка плана на очередной период должна исходить из результатов выполнения предыдущих планов и иных, ранее принятых решений соответствующих руководителей, учитывать незавершенные или перенесенные по срокам исполнения мероприятия. В планы должны включаться мероприятия, проводимые вышестоящим органом управления .

Мероприятия планов должны иметь ясную, четкую формулировку, предусматривать конкретные сроки выполнения (число, месяц) и ответственных исполнителей. При длительном сроке (более трех месяцев) исполнения мероприятия устанавливается ежемесячный (ежеквартальный) срок промежуточного отчета о ходе выполнения мероприятия .

Ответственным исполнителем является тот, кто указан первым в графе «Исполнители». Ответственный исполнитель организует, координирует работу соисполнителей и готовит обобщенные итоговые документы о результатах выполнения планового мероприятия.

Работа по разработке планов основных мероприятий на всех уровнях включает в себя три основных этапа:

I этап — организационно-подготовительный. На данном этапе определяются исполнители, осуществляется их подготовка к работе, а также сбор, обобщение и изучение исходных данных, необходимых для разработки плана, определяется общий объем работ по разработке плана, делается расчет времени, распределяются обязанности, назначаются ответственные исполнители;

II этап — практическая разработка плана. На данном этапе осуществляется практическая разработка и оформление проекта плана, уточняются пункты плана, уточняются решения по отдельным вопросам, осуществляется взаимодействие с организациями, совместно с которыми планируется проведение мероприятий;

III этап — согласование и утверждение плана. На данном этапе проект плана проходит согласование в привлекаемых организациях, подписывается и представляется на утверждение соответствующему должностному лицу.

Начало работы по планированию основных мероприятий в органе управления определяется организационным указанием (приказом), которым определяются основные разработчики плана, подразделения (должностные лица), разрабатывающие предложения в проект плана, основные организационные вопросы по подготовке предложений в проект плана, а также срок представления проекта плана на утверждение .

Предложения в проект плана должны содержать конкретные мероприятия, обеспечивающие реализацию в планируемый период приоритетных направлений деятельности органа управления и системы МЧС России в целом и эффективное использование ресурсов .

Предложения в проект плана предоставляются с обоснованиями, согласованными с исполнителями и заинтересованными подразделениями, а также с соответствующими органами исполнительной власти и организациями, привлекаемыми к проведению мероприятий. Сроки разработки и предоставления предложений определяются с учетом времени, необходимого для их проработки и согласования .

Структура и оформление планов должны соответствовать требованиям нормативных документов МЧС. Так, текст плана печатается, как правило, через 1-2 межстрочных интервала (одинарный. Полуторный), а при изготовлении его с помощью средств электронно-вычислительной техники используется шрифт Times New Roman Cyr размером 12 (для оформления табличных материалов), 13, 14, 15 .

Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк должны быть согласованы с заголовками .

Представление планов на утверждение начальнику органа управления ГПС и их регистрация после утверждения осуществляется в установленном порядке.

Планы (выписки из планов) органов управления рассылаются в структурные подразделения не позднее 5 дней после их утверждения. Планы, разработанные в структурных подразделениях, доводятся до их сотрудников в порядке и в сроки, устанавливаемые начальником структурного подразделения.

Организация полной, точной и своевременной реализации планов основных мероприятий возлагается на соответствующего руководителя органа управления (структурного подразделения), который организует контроль исполнения пунктов плана через подразделения, либо назначенных сотрудников.

После выполнения планового мероприятия ответственный исполнитель готовит обобщенные итоговые документы (докладную записку, справку, отчет, акт и т.п.), содержание которых должно отражать сведения о результатах проделанной работы с указанием подготовленных документов и их регистрационных реквизитов. Итоговый документ должен содержать вывод о признании мероприятия выполненным и подлежащим снятию с контроля.

Обобщенный итоговый документ (справка, акт, отчет и т.д.) докладывается руководителю, утвердившему план. После получения соответствующей резолюции на документе его копия передается в подразделение, осуществляющее планирование основных мероприятий, для учета и снятия с контроля.

При возникновении обстоятельств, не позволяющих выполнить (реализовать) плановое мероприятие в установленный срок, ответственный исполнитель не позднее 5 дней до истечения срока письменно докладывает об этом мотивированным рапортом руководителю, утвердившему соответствующий план, для принятия решения.

В подразделении, осуществляющем планирование основных мероприятий, ежемесячно (Планы основных мероприятий специальных подразделений ГПС) и ежеквартально (Планы основных мероприятий органа управления ГПС) проводится анализ работы по выполнению плана основных мероприятий с оформлением справки, подписанной начальником органа управления ГПС.

Задача 1

затрата пожарный безопасность финансовый

Среднесписочная численность работников пожарной части за год составила 60 чел. В течение года уволились по собственному желанию 9 чел., уволено за нарушение служебной дисциплины 3 чел., ушли на пенсию по выслуге лет 5 чел., переведены на другие должности и в другие подразделения 11 человек. Определите: коэффициент выбытия кадров и коэффициент текучести кадров.

Решение.

1. Коэффициент выбытия Кв рассчитывается по формуле :

,

где Nув — уволившиеся и переведённые работники;

Nср — среднесписочная численность персонала.

,

где Nусж — уволившиеся по собственному желанию;

Nун — уволенные за нарушение служебной дисциплины;

Nпенс — уволенные на пенсию;

Nпер — переведенные на другие должности и в другие подразделения.

чел.

2. Коэффициент текучести кадров Ктк рассчитывается по формуле:

Ответ: Коэффициент выбытия Кв составляет 0,47. Коэффициент текучести кадров Ктк составляет 0,2.

Задача 2

Определите какой дополнительный объем услуг может оказать отделение Всероссийского добровольного пожарного общества в следующем году, если число оборотов оборотных средств за год увеличится на один. В текущем году объем услуг по противопожарной безопасности составил 2 млн. руб., а средний размер оборотных средств — 250 тыс. руб.

Решение.

Дополнительный объём услуг, который может оказать отделение Всероссийского добровольного пожарного общества в 2007 году, определим по формуле:

,

где ОУ2006 и ОУ2007 — объем оказанных услуг за 2006 и 2007 года соответственно.

В общем виде зависимость объема услуг и средней суммы оборотных средств будет выглядеть следующим образом :

,

где Коб — коэффициент оборачиваемости или количество оборотов, которое совершают оборотные средства за определенный период;

ОС — средняя сумма оборотных средств за тот же период.

Зная объем оказанных услуг за 2006 и среднюю сумму оборотных средств, определим коэффициент оборачиваемости за тот же период:

По условию число оборотов оборотных средств или коэффициента оборачиваемости в 2007 году увеличится на 1, значит, составит 9, тогда объем оказанных услуг за 2007 год составит:

руб.

Таким образом, дополнительный объём услуг, оказанных отделением Всероссийского добровольного пожарного общества в 2007 году составит:

руб.

Ответ: 250 тыс.руб.

Литература

1. Федеральный Закон №69-ФЗ «О пожарной безопасности».

2. Касымов Б.Э. Организация управления пожарной охраной: (Административно-правовые вопросы). — М.: Стройиздат, 1990.

3. Информационные системы в управлении производством. М., Прогресс, 1973.

4. Системный анализ и проблемы пожарной безопасности народного хозяйства./ Н.Н. Брушлинский и др.; Под общей редакцией Н.Н. Брушлинского. — М.: Стройиздат, 1988.

5. Приказ МЧС России №1027 от 30.12.2005 г, «О дополнительных мероприятиях по формированию Федеральной противопожарной службы».

6. Приказ МЧС России №12 от 16.02.2004 г, «Об утверждении Инструкции по планированию основных мероприятий оперативно-служебной деятельности в специальных подразделениях ГПС и их органах управления».

7. Приказ МЧС России №120 от 07.03.2003 г., «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, соединениях, воинских частях войск гражданской обороны, органах управления и подразделениях государственной противопожарной службы и организациях МЧС России».

8. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620; N 7, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029; N 30, ст. 3030, N 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27 (ч. I), ст. 2700; N 46 (ч. I), ст. 4437; N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212).

9. «Инструкция о размерах и порядке выплаты (в виде единовременного пособия) на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы МЧС России, проходящим военную службу по контракту», утверждённая приказом МЧС от 3.07.2003 г. №422.

10. «Инструкция о размерах и порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) сотрудникам Государственной противопожарной службы МЧС России и военнослужащим МЧС России», утверждённая приказом МЧС от 17.02.2005 г. №83.

Размещено на Allbest.ru