Обеспечение экологической безопасности

Литература Основная

  1. Меньшиков, В. В., Швыряев А. А. Опасные химические объекты и техногенный риск: Учебное пособие. — М. : Изд-во Химич.фак. Моск. ун-та, 2003. — 254 с.

  2. Меньшиков, В. В. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность и экологичность технических систем: Учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 265 с.

  3. Меньшиков, В. В. Швыряев И. А. Проблемы анализа риска для населения и окружающей среды при загрязнении атмосферного воздуха — М. : Изд-во МГУ, 2004. — 201 с.

  4. Меньшиков, В. В., Швыряев А. А. Захарова Т.В. Анализ риска при систематическом загрязнении атмосферного воздуха опасными химическими веществами: Учебное пособие. — М. : Изд-во Химич.фак. Моск. ун-та, 2003. — 120 с.

  5. Швыряев, А. А. Меньшиков, В. В. Оценка риска от систематического загрязнения атмосферы в исследуемом регионе: Методические указания к задаче практикума. — М. : Изд-во Моск. ун-та, Хим. фак., 2002. – 40 с.

  6. Родионов, А.И., В.Н. Клушин, Н.С. Торочешников. Техника защиты окружающей среды: учебник для вузов. — М. : Химия, 1989. — 512 с.

  7. Тихомиров Н.П. Потравный И.М., Тихомирова Т.М. Методы анализа и управления эколого-экономическими рисками: Учеб.пособие для вузов / Под ред. Проф. Н.П. Тихомирова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 350 с.

  8. Хоружая Т.А. Оценка экологической опасности.-М.: Книга-сервис, 2002. – 208 с.

  9. Экология: охрана природы и экологическая безопасность: Учеб. пособие: В 2 т. / Под ред. В.И, Данилова-Данильяна. М.: МНЭПУ, 1997. 744 с.

  10. Арский Ю. М. . Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?: Учебное пособие./под ред. В. И. Данилова-Данильяна. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. — 330 с.

  11. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния среды. М.: Гидрометеоиздат, 1984. – 560 с.

  12. Инженерная защита окружающей среды: Учеб. пособие/ Под. Ред. О.Г. Воробьева.- СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 288 с.

  13. Семенов А. В. Техногенные системы и экологический риск: рабочая программа и контрольные задания. — Саранск.: Изд-во Мордовского ун-та, 2004. – 30 с.

Дополнительная

  1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ.вузов / Под общ.ред.С.В.Белова. — М. : Высш. шк., 1999. — 448 с.

  2. Белов С.В. и др. Охрана окружающей среды: учебник для втузов / Под ред.С.В.Белова. — 2-е изд.,испр.и доп. — М. : Высш. шк., 1991. — 318 с.

  3. Стадницкий Г. В. Экология. — СПб. : Химиздат, 1999. — 287 с.

  4. Реймерс Н. Ф. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипотезы. — М.: Россия молодая, 1994. — 366 с.

  5. Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. — М.: Просвещение, 1992. — 320 с.

  6. Реймерс Н. Ф. Природопользование. — М.: Мысль, 1990. — 639 с.

  7. Яблоков А. В. С.А.Остроумов. Охрана живой природы: проблемы и перспективы / под ред.Н.Ф.Реймерса. — М.: Лесная пром-сть, 1983. — 271 с.

  8. Чибисова Н. В. Долгань, Е. К. Экологическая химия: Учебное пособие — Калининград: 1998. — 112 с.

  9. Садовникова, Л. К. Орлов Д. С. , Лозановская И. Н. Экология и охрана окружающей среды при химическом загрязнении: Учебное пособие. — М.: Высш. шк., 2006. — 334 с.

  10. Экологическая химия: Пер.с нем./ Под ред.Ф.Корте.- Мир, 1997.- 396 с.

  11. Гринин А. С., Орехов Н.А., Шмидхейни С. Экологический менеджмент: учеб.пособие для студ.вузов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 206 с.

  12. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003. — 576 с .

  13. Майстренко В. Н. Хамитов Р. З. ,Будников В. Н. Эколого-аналитический мониторинг супертоксикантов — М. : Химия, 1996. — 319 с.

  14. Майстренко В. Н., Клюев. Н. А. Эколого-аналитический мониторинг стойких органических загрязнителей: учеб. пособие для вузов — М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2007. — 323 с.

  15. Фомин Г.С., Фомина О.Н. Воздух. Контроль загрязнений по международным стандартам. Справочник-М.: Протектор, 2002,- 432 с.

  16. Фомин Г.С. Вода, Контроль химической, бактериальной и радиационной безопасности по международным стандартам. Энциклопедический справочник. – М.: Протектор, 2000, — 848 с.

  17. Фомин Г.С., Фомин А.Г. Почва. Контроль качества и экологической безопасности по международным стандартам. Справочник, — М.: Протектор, 2001, — 304 с.

ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

.. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
Содержание принципа экологической безопасности состоит в обязанности государства осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы исключить экологические бедствия и катастрофы на местном, региональном, национальном и глобальном уровнях, не допускать нанесения ущерба другим государствам и всему международному сообществу.
С того момента, как государства в период подъема технического прогресса, роста энерговооруженности, бурного развития экономики при максимальном потреблении природных ресурсов и загрязнении окружающей среды начали сотрудничество по проблемам экологии, перед мировым сообществом встала проблема поиска путей и механизмов обеспечения экологической безопасности. Особенно, это касается принятия соответствующего национального законодательства и международных документов при ведении хозяйственной деятельности, наносящей вред природной среде, строительстве опасных объектов, разрешении военных конфликтов.
В первых международных документах, посвященных вопросу ведения войн, в той или иной мере были предприняты шаги по решению проблемы охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, так как в процессе войны подвергаются разрушению объекты, являющиеся частью природной среды.
Начиная с XIX века международное сообщество пыталось ввести в законодательство запретительные нормы в отношении ведения военных операций, не направленных против военных объектов и наносящих вред природной среде. Например, эти вопросы затронуты в Петербургской декларации 1868 г. Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. предусматривала обязанность государства, занявшего территорию другого государства, сохранять леса и сельскохозяйственные угодья и управлять ими согласно правилам пользования. В первом Дополнительном протоколе (1977г.) к Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны (1949 г.) определено, что при ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Договор об Антарктике 1959 г. предусматривает использование Антарктики только в мирных целях, охрану и сохранение живых ресурсов, удаление радиоактивных отходов.
Вопросы экологической безопасности затронуты и во многих других международных актах. К ним относятся, например, Универсальный кодекс экологически корректного поведения, принятый на общественном симпозиуме в г. Бангкоке (Таиланд) в 1960 г. и призывающий пересмотреть цели жизни и существования человечества; Стокгольмская декларация по окружающей среде (1972 г.); Всемирная хартия природы (1982 г.); Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.) (подготовлена в рамках Международного союза охраны природы и природных ресурсов), наметившая систему долгосрочных экологически безопасных действий, необходимых для устойчивого развития стран мира (в 1991 г. она издана в обновленном виде под названием «Забота о Земле»); Хартия бизнеса относительно устойчивого развития (1990 г.), провозгласившая охрану окружающей среды одной из наиболее приоритетных задач деятельности экономических корпораций и, конечно, Декларация Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию, принятая в Рио-де-Жанейро в 1992 г., и многие другие резолюции международных организаций и конференций.
Эти документы не предназначены для прямого регулирования поведения членов международного сообщества, но имеют огромную значимость, создают нравственную атмосферу, а также служат своего рода нормативным резервом для дальнейшего развития международного и внутреннего законодательства в области экологической безопасности.
В период существования СССР были подписаны международные документы и договоры, так или иначе касающиеся вопроса обеспечения экологической безопасности, положено начало развитию государственной экологической политики и внутреннему экологическому законодательству. Был принят целый ряд законодательных актов в области использования и охраны природных ресурсов, так или иначе направленных на решение вопросов обеспечения экологической безопасности.
В постсоветский период перед государствами–участниками СНГ, ведущими интеграционные процессы как внутри Содружества, так и в рамках мирового сообщества, и решающими общие стратегические задачи долгосрочного социально-экономического развития и перехода к устойчивому развитию, также встала задача развития законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности окружающей среды как среды обитания человека. Через приоритет норм экологической направленности в законодательстве государства должна реализовываться национальная экологическая политика.
Для ориентации согласованной законодательной деятельности в области экологической безопасности государствами–участниками СНГ в 1992 году постановлением Межпарламентской Ассамблеи был принят рекомендательный законодательный акт «О принципах экологической безопасности в государствах Содружества». Цель его принятия – предотвращение угроз экологической безопасности населению, обществу и природной среде на территориях стран Содружества.
Активному развитию российского экологического законодательства послужила Декларация (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), одно из требований которой к государствам – принимать «эффективные законодательные акты в области охраны окружающей среды».
Наша страна в последние годы сделала значительные шаги в этом направлении. С 1994 г. ратифицированы 4 конвенции ООН: рамочная Конвенция ООН об изменении климата (от 4 ноября 1994 г.); Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (от 25 ноября 1994 г.); Конвенция о биологическом разнообразии (от 17 февраля 1995 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (подписана СССР в Лондоне 2 марта 1988 г., ратифицирована 6 марта 2001 г.).
Российская Федерация занимает особое место в глобальных экологических процессах и является главной стабилизирующей силой в охране и восстановлении окружающей природной среды на планете. Больше половины ее территорий, еще не тронутых хозяйственной деятельностью (Арктика, Восточная Сибирь, север Дальнего Востока и высокогорье страны), представляют чрезвычайную ценность не только для России, но и для всего человечества. Животный и растительный мир этих территорий – один из немногих оставшихся на Земле особо значимых природных ресурсов, поддерживающих существование развитых стран Европы, Азии и Америки. Неосвоенные территории страны с ее природными богатствами – сдерживающий фактор глобального экологического кризиса. Поэтому стратегически важно сохранить эти регионы, чтобы обеспечить благоприятные условия жизнедеятельности нынешнему и будущим поколениям.
Россия, ориентируясь на общемировые тенденции в деле обеспечения экологической безопасности, активно ведет законодательный процесс и осуществляет работу по гармонизации внутреннего и международного законодательства в этой области, учитывая положения принятых международных соглашений, конвенций и договоров.
В 2000 – 2001 годах Российская Федерация присоединилась к Протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (1988 г.), к Протоколу 1992 г. об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. и денонсировании Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., а также к Международной конвенции об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г.
С учетом определяющей роли России в глобальных экологических процессах ее дальнейшее развитие нереально без решения экологических проблем, которые в последние годы, с нарастанием загрязнения окружающей среды, имеют первостепенное значение для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Экологический кризис в России, как оборотная сторона научно-технического прогресса, – результат более чем полувековой интенсивной, экологически несбалансированной хозяйственной деятельности. Он характеризуется снижением иммунитета, ростом заболеваемости и ухудшением здоровья людей, появлением новых болезней, снижением рождаемости, увеличением за последние 10 лет естественной убыли населения Российской Федерации более чем в 4 раза, обострением социально-экономических проблем. Практически две трети населения России проживает на территориях с уровнем загрязнения атмосферного воздуха, не соответствующим гигиеническим нормативам.
Экологическая напряженность практически во всех регионах Российской Федерации вызвана серьезными причинами: радиационное и химическое загрязнение ряда территорий, в том числе негативные последствия гонки вооружений (нерешенные проблемы утилизации оружейного плутония, радиоактивные отходы отслуживших свой срок подводных лодок, уничтожение химического оружия и др.); неконтролируемый рост количества вредных промышленных и бытовых отходов; невосполнимые издержки в организации землепользования и лесного хозяйства; повседневный выброс в атмосферный воздух и сброс в водные объекты огромного количества вредных для здоровья людей веществ, иные техногенные воздействия на природу; остаточный принцип финансирования природоохранных мероприятий; несовершенство экологического законодательства; бездействие властных структур всех уровней в деле охраны окружающей среды.
Бедственное положение технических фондов страны, выработка ресурсов оборудования большинства опасных производственных объектов, отток квалифицированных кадров и катастрофическая нехватка финансовых средств на закупку современного оборудования создают реальную угрозу для населения и окружающей природной среды.
Ориентируясь на экологическое законодательство советского периода, Российская Федерация начиная с 1991 г., когда был принят базовый Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», проводит через законы и иные нормативные правовые акты соответствующую экологическую политику, улучшает организационные и экономические механизмы обеспечения экологической безопасности.
Учитывая изменившуюся экономическую и политическую обстановку как на международной арене, так и внутри страны, Комитетом по экологии Государственной Думы в течение всего периода перехода страны к рыночным отношениям велась активная работа над новой редакцией данного Закона и многими другими законодательными актами в сфере экологии.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. сделан шаг по доработке и приведению в соответствие с действующим законодательством экономического механизма охраны окружающей природной среды, с помощью которого реализуется принцип «загрязнитель платит», а также предоставлена возможность «загрязнителю» привлекать необходимые средства на строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и проведение иных мероприятий по охране окружающей природной среды и осуществление превентивных мер по обеспечению экологической безопасности. Кроме того, впервые законодательно определено понятие «экологическая безопасность», что позволяет в дальнейшем развивать и реализовывать ее принципы, механизмы, разграничить полномочия в данной области между органами государственной власти на уровне Федерации, ее субъектов и местного самоуправления в самостоятельном законодательном акте, над концепцией которого работа в Комитете по экологии уже начата.
Действующее, а также вновь разрабатываемое природоохранное законодательство ориентировано на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы для активизации всех правовых механизмов в интересах сохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений.
Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции РФ, а также критериев оценки качества окружающей среды.
Эти аспекты были учтены в 25 федеральных законах в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, принятых и введенных в действие в период работы Государственной Думы трех созывов. Это – федеральные законы «Об особо охраняемых природных территориях» (от 14 марта 1995 г.), «Об экологической экспертизе» (от 23 ноября 1995 г.), «О радиационной безопасности населения» (от 9 января 1996 г.), «О геодезии и картографии» (от 26 декабря 1995 г.), «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (от 19 июля 1997 г.), «О гидрометеорологической службе» (от 19 июля 1998 г.), «Об отходах производства и потребления» (от 24 июня 1998 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30 марта 1999 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (от 4 мая 1999 г.), «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территорий» (от 10 июля 2001 г.). В 2001–2002 годах внесены дополнения в федеральные законы в области использования атомной энергии, уничтожения химического оружия и многие другие.
Отметим, что все названные законодательные акты в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности разработаны Комитетом Государственной Думы по экологии, выполняющим важнейшие государственные задачи по развитию и совершенствованию законодательства и реализации государственной политики в области обеспечения экологической безопасности при поддержке научных кругов и общественных экологических организаций.
Не достигнуто понимания между президентскими и правительственными структурами и Комитетом по экологии по ряду разработанных и принятых Государственной Думой федеральных законов, в частности, «Об экологической безопасности», «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», «Об обращении с радиоактивными отходами», «О государственном регулировании образования в области экологии».
Отсутствие соответствующих законов негативно сказывается на экологической безопасности.
В современной политической ситуации, когда Президент РФ акцентирует внимание на проблеме обеспечения экологической безопасности, необходима поддержка исполнительной власти в области развития и совершенствования природоохранного законодательства.
Принятое экологическое законодательство и в первую очередь новая редакция Закона об охране окружающей среды – фактически «генеральная подготовка» к разработке Экологического кодекса Российской Федерации, который будет представлять собой кодификацию всего законодательства в области охраны окружающей природной среды и природопользования. В Кодексе могли бы быть урегулированы не только природоохранные проблемы, но и скорректированы все законы, касающиеся природопользования. Это задача на перспективу, к решению которой надо стремиться.
Многие вопросы, необходимые для решения экологических проблем, остаются нерешенными, в экологическом праве есть существенные пробелы.
Какими видятся основные направления дальнейших действий по законодательному обеспечению экологической безопасности в стране? В настоящее время около 30 законопроектов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности проходят различные стадии законодательного процесса в Государственной Думе.
Приданию рассматриваемой законотворческой работе упорядоченности и системности способствовало создание Экологической доктрины Российской Федерации, в которой учтены решения Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (1992 г.), основные положения Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (утв. Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г.), основные установки, содержащиеся в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утв. Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г.).
Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду – вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе формирования российского экологического законодательства. Необходимо раскрыть и нормативно закрепить в законодательстве правовое понятие «экологическая безопасность», поскольку до сих пор среди юристов и специалистов нет единого мнения по этому вопросу. Надо более четко определить это понятие. Раскрыть его возможно в разрабатываемом в настоящее время федеральном законе «Об обеспечении экологической безопасности».
Доработан с учетом мнения согласительной комиссии и Правительства РФ проект федерального закона «О питьевой воде и питьевом водоснабжении». Принятие этого закона необходимо, так как половина населения страны потребляют питьевую воду, которая не соответствует гигиеническим нормам и требованиям. По данным ВОЗ, 80% всех болезней возникает в результате потребления некачественной питьевой воды. В стране 40% подаваемой в сеть питьевой воды не соответствует санитарным правилам и нормам, 30% мощностей водопроводов требуют срочной модернизации, 60% эксплуатируемых канализационных очистных сооружений сверхнормативно перегружены, 400 гидротехнических сооружений находятся в аварийном либо в предаварийном состоянии. Закон установит жесткие требования по охране источников питьевого водоснабжения, создаст правовые механизмы рационального использования питьевой воды, установит государственные гарантии питьевого водоснабжения в Российской Федерации, обязательность контроля качества воды на кране потребителя и информирования граждан о качестве потребляемой ими питьевой воды.
Также с учетом замечаний Президента РФ и Правительства РФ разрабатывается новая редакция проекта федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами». Накопление радиоактивных отходов при развитии атомной энергетики все возрастает. В законодательном порядке необходимо решить вопрос об очистке радиационно загрязненных территорий. Гонка вооружений и несовершенство технологии оставили нам такое наследство, знакомство с которым заставляет думать о том, как очистить территорию страны от радиоактивных отходов (РАО) прошлых лет: это атомные подводные лодки (АПЛ), последствия челябинской и чернобыльской аварий, огромное количество РАО во всех городах, в том числе и в Москве. Для решения этих проблем предприняты законодательные шаги, и законодательное поле пополнилось тремя законами атомной тематики. Нужно искать источники финансирования реализации экологических программ, и этому может послужить нормальный оборот ядерного топлива, производимого у нас в стране.
Наиболее важной и актуальной остается проблема ликвидации химического оружия. Правовая база создана – принят Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия» от 2 мая 1997 г., Россия стала участницей соответствующей Конвенции, однако встает вопрос финансирования всех таких мероприятий.
Еще одна очень важная проблема – катастрофический (более 60%) уровень износа основных фондов промышленных предприятий – основная причина возникновения техногенных аварий.
Продолжается работа по подготовке законопроектов «О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда», «Об обеспечении экологической безопасности автотранспорта», «О почвах».
Существует ряд серьезных проблем, требующих законодательного решения и в области защиты от шума, вибрации и иных физических воздействий, регламентации энергоинформационного обмена и др.
Но все перечисленные проблемы останутся нерешенными, если мы не создадим надежный эколого-экономический механизм охраны окружающей среды и не будет достаточного бюджетного финансирования.
Сейчас крайне недостаточен сбор платежей. Надо решать проблему экологического налога и платежей через Налоговый кодекс. Нужно провести «экологизацию» налогового, бюджетного, административного, уголовного законодательства.
Загрязнение окружающей среды в стране, несмотря на резкий промышленный спад, продолжается, а расходы на предотвращение и ликвидацию последствий экологических нарушений уменьшаются как шагреневая кожа.
Еще хуже дело обстоит с аварийными выбросами и сбросами вредных веществ. Практически прекратились компенсации пострадавшим от аварийного загрязнения окружающей среды. Система платежей за загрязнение, насчитывающая уже почти 10 лет, не решает проблемы. Наряду с бюджетными необходимо помнить и о внебюджетных механизмах ее решения.
Политика в сфере пользования природными ресурсами не стимулирует их сбережение и рациональное использование. Наоборот, в экономике наблюдается хищническая эксплуатация природно-ресурного потенциала, а плата за ресурсы – смехотворная. Экологический налог как экономический стимулятор, с одной стороны, конечно, может ограничивать опасные формы природопользования, но, с другой стороны, он должен стимулировать деятельность по охране окружающей среды.
Интересным и перспективным может быть введение экологической ренты, в основу которой могут быть положены расчеты ущерба, нанесенного России при трансграничном перемещении отходов за период либерализации торговли со странами мирового сообщества, а также «вклада» отдельных государств и регионов в выбросы парниковых газов, озоноразрушающих веществ и т.п. Это могло бы стать основанием для пересмотра внешних долговых обязательств России с учетом принятой в мировой практике процедуры экологического зачета и получения компенсации, адекватной величине экологического ущерба. Россия также может востребовать компенсацию за вклад в сохранение устойчивости биосферы Земли.
Одним из эффективных экономических внебюджетных рычагов механизма обеспечения экологической безопасности страны является экологическое страхование, которое, выполняя превентивную, контролирующую, социальную, компенсационную и инвестиционную функции, может создать реальную защиту территорий и населения от угроз его жизненно важным интересам.
Страхование гражданской ответственности известно с конца XIX века. Экологическое страхование в обязательной форме не имеет законодательной базы нигде в мире. Отсюда трудности разработки закона. В настоящее время в Комитете по экологии начата работа над законопроектом «Об экологическом страховании». Экологическое страхование может обеспечить не только защиту жизненно важных интересов граждан, но и позволит сформировать ресурсосберегающую стратегию рационального природопользования – новую доминанту в обществе, когда экономически невыгодно станет загрязнять экологически чистое и стабильное производство, ресурсосбережение начнет приносить прибыль.
Продолжается разработка законопроекта «Об экологической культуре». Экологическое воспитание, образование, просвещение – основа формирования экологического мировоззрения, активной жизненной позиции и чувства ответственности у человека для решения экологических проблем, задач устойчивого развития биосферы и общества. Только экологически грамотный государственный деятель любого ранга сможет грамотно управлять в порученной ему соответствующей сфере, грамотно скорректирует правовое поле страны, только экологически грамотное общество не допустит экологической катастрофы любого масштаба в залог выживания и процветания будущих поколений. Нужно сознательно перевести вектор общественного и личностного мировоззрения на выживание в окружающей среде: улучшая ее – улучшать качество собственной жизни, ведь обеспечить личное спасение от экологической опасности – значит обеспечить экологическую безопасность страны.
Наши усилия должны быть направлены не только на развитие, но и совершенствование правовой базы путем заполнения пробелов в законодательстве, ликвидации противоречий и обеспечения реализации законодательных норм федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации в необходимом объеме подзаконными актами.
В последние два года активизировалась законодательная инициатива ряда субъектов Федерации, которыми внесены законопроекты, касающиеся вопроса разграничения полномочий органов государственной власти, определенных федеральными законами «Об охране атмосферного воздуха» и «Об особо охраняемых природных территориях».
При поддержке Президента РФ и Правительства РФ в подготовке перечисленных законопроектов природоохранной направленности будет создана система правового регулирования экологической безопасности страны и ее граждан, что будет способствовать устойчивому развитию и позволит держать экологическую ситуацию в стране под эффективным контролем государства и общества.

Правовые основы обеспечения экологической безопасности

Согласно пункту «е» ст. 71 Конституции РФ установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития находятся в ведении России. При этом Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии (пункт «в» ст. 114 Конституции РФ) Конституция Российской Федерации. М., 1993..

Обеспечение экологической безопасности следует рассматривать в неразрывной связи с правом каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ), а также с обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Субъективное право на благоприятную окружающую среду принято относить к социальным правам. Такого рода уменьшение значения рассматриваемого права, на наш взгляд, является необоснованным, поскольку благоприятная окружающая среда является необходимым условием развития жизни.

В связи с этим полагаем, что право на благоприятную окружающую среду является первичным по отношению к праву на жизнь, поскольку последнее может и не наступить, если возможные родители будут проживать в неблагоприятной окружающей среде.

Право на благоприятную окружающую среду должно быть признано особым правом, требующим первоочередного внимания со стороны общества и защиты государства. Оно не относится ни к личным, ни к социальным правам.

Статья 42 Конституции РФ провозглашает право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Это обязывает государство периодически публиковать в средствах массовой информации доклады, подготовленные компетентным] органами, о состоянии окружающей среды.

Реализация права на возмещение ущерба, причин нанесенного здоровью или имуществу вследствие ухудшения состояния окружающей среды, на практике затруднена, поскольку необходимо доказать состав экологического правонарушения, что сделать весьма сложно. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно было бы предусмотреть особый порядок привлечения к ответственности за экологические правонарушения.

Экологическая безопасность означает не только охрану окружающей среды, но и определение национальных интересов в этой сфере, выработку и проведение государственной политики по предупреждению возможности угроз и минимизации их последствий. Обеспечение экологической безопасности предполагает выход за рамки правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу охраны окружающей среды. Реализация ее интересов потребует внесения корректив в экономическое развитие страны, установления научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого его развития Чертова Н.А. Экологическая безопасность. Правовые основы обеспечения // Закон и право. 2006, № 3. — с. 6-10.

Современное состояние экологического законодательства характеризуется наличием довольно широкого круга федеральных законов прямого действия, регулирующих отношения по обеспечению экологической безопасности и образующих юридическую основу перечисленных выше направлений деятельности в области обеспечения экологической безопасности, на базе и согласно которым субъекты Российской Федерации будут развивать свое законодательство. Основополагающим законом в области обеспечения экологической безопасности является ФЗ «Об охране окружающей среды» от 12 января 2002 г.

На предотвращение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности направлены сформулированные в Законе основные положения об экономическом механизме охраны окружающей среды, о нормировании качества окружающей среды, об экологической экспертизе, о чрезвычайных экологических ситуациях, об экологическом контроле, а также экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов.

К конституционно-правовым гарантиям права на экологическую безопасность и благоприятную окружающую природную среду относятся:

· закрепление понятия «экологическая безопасность» как сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

· закрепление конституционного права на благоприятную окружающую среду конституционных механизмов защиты прав человека и гражданина, права на предоставление достоверной информации о состоянии окружающей среды;

· деятельность специально уполномоченных органов как гарантов экологической безопасности человека по таким направлениям, как экологически обоснованное размещение производительных сил, экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта, коммунального хозяйства, сельского хозяйства;

· определение перечня наиболее экологически опасных объектов, организация их безаварийного функционирования и охраны;

· установление пределов и конкретизация случаев ответственности за экологические результаты хозяйственной деятельности;

· оценка хозяйственной емкости локальных и региональных систем; ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф.

Важно отметить, что обеспечение экологической безопасности невозможно только внутренними мерами. Для достижения этой цели требуется организация широкого сотрудничества с другими государствами.

В науке прочно утвердился термин «глобальная экологическая безопасность». На наш взгляд, целесообразно считать принцип экологической безопасности новым принципом международного права.

Правовые нормы, содержащиеся в международно-правовых актах, оказывают все большее влияние на обеспечение экологической безопасности России, так как Конституция РФ в ст. 15 определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Российская Федерация, даже не являясь участницей международного соглашения, при создании своего закона, тем не менее, должна учитывать принципы и нормы, сформулированные в таких соглашениях. Подобная заинтересованность, обусловлена перспективами вхождения России в европейское и глобальное правовое пространство по вопросам технической и экологической безопасности.

Экологическая безопасность является значимым элементом национальной безопасности и занимает в ее системе одно из ключевых мест. Однако, как справедливо подчеркивает Ф.Г. Мышко, «системной концепции государственного управления сферой обеспечения экологической безопасности до сих пор не существует» Мышко Ф.Г. Экологическая безопасность. — М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003. — с. 23.. В правоведении и юридической практике за истекшее десятилетие предлагались и реализовывались более 50 различных концепций. Между тем ни одна из них не была посвящена сугубо экологической отрасли, тем более ее безопасности.

По мнению некоторых отечественных учёных, многие фундаментальные составляющие экологической безопасности, элементы ее функционального содержания, а также структуры обеспечения до сих пор не имеют четкого научно-доктринального и законодательного статуса Гайкович Е.К. Экологическая политика / Е.К. Гайкович, Н.В. Медянцев, С.В. Устинкин. — Н. Новгород, 2003. — с 12.. Отметим, что при этом понятийное поле означенной области изобилует и постоянно пополняется терминологическими конструкциями, которые не содержат достаточно исчерпывающей полноты знания о соответствующих явлениях, таких как: глобальная экология, социальная экология, политическая экология, экология человека, экологическая угроза, экологический риск, экологический терроризм, экологическая информация, экологическая открытость и многих других.