Объекты интеллектуальных прав

Вопрос. Понятие, виды и объекты интеллектуальных прав. Исключительное право. Защита интеллектуальных прав.

В соответствии со ст. 1226 ГК на результаты интел­лектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права. (то есть интеллектуальным называется любое право, объектом которого является результат интеллектуальной деятельности или приравненное к нему средство индивидуализации).

Интеллектуальные права включают:

Ø исключительное право, являющееся иму­щественным правом

Ø личные неимуще­ственные права

Ø иные права (право следования, право доступа и другие).

Исключительное право — является имущественным, но представляет собой право на нематериальное благо, и этим оно отличается от прав на вещи, деньги и ценные бумаги. Его объединяет с последними товарно-денежный (стоимостный) характер.

Личными неимущественными правами принято считать права, связанные с личностью правообладателя, объектом которых являются нематери­альные блага. К ним относят право авторства, право на имя, право на защиту

Остальные интеллектуальные права авторов и иных лиц могут быть как иму­щественными, так и неимущественными, или сочетать эти признаки, вследствие чего относятся к «иным правам», например, право следования (см. ст. 1293), право прежде­пользования (ст. 1361), право использования результата интеллектуальной деятельности в соста­ве единой технологии (см. ст. 1542), право на созданную технологию (см. ст. 1544) и т. д.

Особенности интеллектуальный прав.

►1) являются абсолютными и в этом отношении сходны с правом собственности.

►2) распространяются на нематериальные объекты — резуль­таты интеллектуальной деятельности как творческого, так и нетворческого харак­тера.

В ст. 1227 ГК прямо указывается: интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности и средство индиви­дуализации.

интеллек­туального права включает в себя юридические возможности пользования, распо­ряжения (кроме личных неимущественных прав, изъятых из оборота) и защиты.

Способами передачи интеллектуальных прав выступают, прежде всего, лицензии, но наряду с ними возможны иные способы, совпадающие почти целиком с таки­ми конструкциями, как купля-продажа, аренда и даже наследование

Сроки существования прав интеллектуальной собственности ограничены за­коном, если не считать тех, которые имеют бессрочный характер. После истечения установленного срока данные права становятся свободно ис­пользуемым общественным достоянием.


Классификация (виды) интеллектуальных прав.

В структуре интеллектуальных прав обычно выделяют две составляющие:

Øлитературную (художественную)

Ø промышленную собственность (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и т. д.).

Так же интеллектуальные права делятся на: (классификация спорная, но есть у Камышанского)

Ø исключительные

Ø неисключительные.

Так же выделяют:

Ø первоначальные

Ø производные интеллектуальные права.

Первоначальным счи­тается право лица, не связанное с правами какого-либо предшественника (даже если он был). Первоначальные интеллектуальные права — это права автора ин­теллектуального результата. Обладатель произ­водного права является правопреемником обладателя первоначального права, ав­тора.

Интеллектуальные права могут классифицироваться и по иным основаниям. Их можно подразделять, в частности, на имущественные и неимущественные в за­висимости от того, удовлетворению какого интереса призвано служить то или иное субъективное право. По субъектном признаку различаются авторские, слу­жебные, договорные интеллектуальные права.

Объекты интеллектуальный прав.

В зависимости от вида творческой и иной интеллектуальной деятельности в качестве объектов интеллектуальной собственности выступают:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования

14) товарные знаки и знаки обслуживания;


15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

В зависимости от степени уникальности, оригинальности и неповторимости различают творческие и нетворческие результаты интеллектуальной деятельности.

Творческие результаты составляют основную массу охраняемых интеллекту­альных продуктов и характеризуются новизной, ори­гинальностью и неповторимостью.

К нетворческим результатам относятся, в частности, средства индивидуализа­ции (фирменное наименование, товарный знак, наименование места происхож­дения товара), секреты промысла (ноу-хау).

Не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца или средства индивидуализации объектам, включающим, воспроизводящим или имитирующим официальные символы, наименования и отличительные знаки либо их узнаваемые части:

1) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);

2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки;

3) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия.

Указанные официальные символы и знаки могут быть включены в промышленный образец или средство индивидуализации в качестве неохраняемого элемента, если на это имеется согласие соответствующего компетентного гос. органа или международной организации.

Исул права это га­рантированная законом юридическая возможность использовать интеллектуаль­ный результат каким бы ни было способом и в какой бы то ни было форме. Исключительным интеллектуальным правом является имущест­венное право на использование результата интеллектуальной деятельности в любой форме и любым способом.

Действие исключительного права ограничено сроком, за ис­ключением прав на секреты производства, фирменное наименование, общеизвест­ные товарные знаки и коммерческое обозначение.

В случаях, предусмотренных ГК, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии гос. регистрации такого результата или такого средства.

Признаки исключительного права:

Ø всеобъемлюще. Его объектами выступают все разновидности интеллектуальной собственности.

Ø универсально. Его обладателями могут быть как граж­дане, так и юр. лица и публичные образования.

Ø абсолютно. Его обладателю гарантируется возмож­ность требовать от всех других лиц прекращения действий, нарушающих его пра­во, и возмещения убытков, вызванных этими действиями.

Øявляется имущественным(ст. 1226 ГК), а следователь­но, способным к переходу от одного лица к другому как в результате гражданско-правовых сделок, так и по другим основаниям.

Содержание исключительного права. Гражданин или юридическое лицо, обладающие исклю­чительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону спосо­бом.

Правомочие использования любые «действия по практическому при­менению интеллектуального продукта, сведений, воплощенных в материальных носителях или в иной объективной форме. Выбор способа использования также входит в содержание исключительного права. Способ использования или практического применения предопределяется особенностями объекта интеллектуальной собственности. Для произведений — это воспроизведение, распространение, публичный по­каз, демонстрация, импорт, прокат, публичное исполнение, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, перевод и другая переработка, доведение до всеобщего сведения (ст. 1270 ГК).

Правомочие распоряжения – это возможность, в том числе передавать его по договору отчуждения другим лицам, отдавать в залог, передавать в порядке оплаты доли участия в хо­зяйственных товариществах и обществах, передавать другим лицам отдельные полномочия по использованию «интеллектуального продукта» по лицензионному договору. Это самостоятельное правомочие, при­надлежащее всякому обладателю исключительного права, следующее за исключи­тельным правом, неотделимое от исключительного права, обращенная поэтому к самому исключитель­ному праву, но не к его объекту, представляет собой «удвоенное» правомочие (право на право). Если распоряжение правами на вещи юридически выражает акты распоряжения вещами, первичные по отношению к распоряжению этими правами, то распоряжение объектами исключительного права имеет практиче­ский смысл только как распоряжение самими исключительными правами. Право распоряжения исключительным правом

Правомочие воспрещать использование интеллектуального объекта другим лицам. Разрешение правообладателя, именуемое предоставлением права использова­ния, может даваться в рамках специальных лицензионных договоров. Принцип — все, что прямо не запрещено автором, разрешено лицензиату, здесь не действует. Последний может использо­вать интеллектуальный продукт только в пределах, прямо обозначенных облада­телем исключительного права.

Обязанность воздерживаться от нарушения исключительного права. Другие лица не могут использовать результат интел­лектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правооб­ладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК. К числу случаев использования без согласия относятся, например,

принудительная лицензия — ст. 1239, 1362, 1423;

свободное использование произведения — ст. 1274, 1275, 1276;

использование служебных произведений — ст. 1295;

право преждепользования — ст. 1361 и др.

Ис­пользование «интеллектуального продукта» без согласия правообладателя квалифицируется как незаконное действие (правонарушение). Они должны влечь за собой наступление для нарушителя ответственности, установленной ГК и другими законами — УК, КоАП, ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О рекламе», ФЗ «О защите конкуренции» и другие.

Ограничения действия исключительного права. К их числу относятся:

• ограничение исключительных прав сроком действия;

• ограничение исключительных прав определенной территорией действия;

• установление перечня случаев свободного (без согласия правообладателя и без дополнительного вознаграждения) использования конкретных объ­ектов исключительных прав;

• закрепление оснований выдачи принудительных лицензий.

Разрешая другим лицам использовать результат интеллектуальной деятельно­сти, ГК сохраняет за правообладателями право на вознаграждение.

Защита интеллектуальных прав —

— это совокупность мер, на­правленных на устранение реальной угрозы нарушения, восстановление или при­знание прав авторов и правообладателей. Важное значение имеет и возможность компенсации всех имуществен­ных и связанных с ними личных неимущественных потерь, вызванных наруше­нием конкретного субъективного права.

Под формой защиты следует понимать совокупность внутренне согласован­ных мер, направленных на восстановление нарушенного субъективного права и охраняемого законом интереса.

Формы защиты делятся на две группы — судебные и внесудебные. Первая группа предусматривает защиту интеллектуальных прав в судах; вторая группа предполагает применение самозащиты прав, мер оперативного воздействия, предусмотренных законом, а также административно-правовых форм защиты.

Субъектами права на защиту являются авторы и их правопреемники, в том числе их наследники, иные правообладатели, орга­низации, осуществляющие коллективное управление интеллектуальными правами.

Меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав подлежат применению при наличии вины нарушителя, если иное не установлено ГК. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим интеллектуальные права. Возмещение убытков или выплата компенсации за нарушение интеллектуальных прав, допущенное нарушителем при осуществлении им предпринимательской деятельности, подлежат применению независимо от вины нарушителя, если такое лицо не докажет, что нарушение интеллектуальных прав произошло вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Лицо, к которому при отсутствии его виныприменены предусмотренные ГК меры защиты интеллектуальных прав в виде возмещения убытков, изъятия материального носителя или выплаты компенсации за нарушение интеллектуальных прав, вправе предъявить регрессное требование о возмещении понесенных убытков, включая суммы, выплаченные третьим лицам.

Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя таких мер, как публикация решения суда о допущенном нарушении, пресечение действий, нарушающих исключительное право либо создающих угрозу нарушения такого права, изъятие и уничтожение контрафактных материальных носителей. Указанные действия осуществляются за счет нарушителя.

Интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными ГК с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.

Защита личных неимущественных прав осуществляется:

· путем признания права,

· восстановления положения, существовавшего до нарушения права,

· пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения,

· компенсации морального вреда,

· публикации решения суда о допущенном нарушении.

Защита чести, достоинства и деловой репутации автора осуществляется в соответствии с правилами ст. 152 ГК.

Защита исключительных прав осуществляется путем предъявления требования:

1) о признании права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия;

3) о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб, в том числе нарушившему его право на вознаграждение;

4) об изъятии материального носителя (для контрафактных) — к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя — к нарушителю исключительного права.

В порядке обеспечения иска по делу о нарушении исключительного права могут быть приняты соразмерные объему и характеру правонарушения обеспечительные меры, установленные процессуальным законодательством, в том числе может быть наложен арест на материальные носители, оборудование и материалы, запрет на осуществление соответствующих действий в информационно-телекоммуникационных сетях, если в отношении таких материальных носителей, оборудования и материалов или в отношении таких действий выдвинуто предположение о нарушении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

В случаях, предусмотренных ГК для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Размер компенсации определяется судом.

Если одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, размер компенсации определяется судом за каждый неправомерно используемый результат. При этом в случае, если права на соответствующие объекты принадлежат одному правообладателю, общий размер компенсации за нарушение прав на них может быть снижен судом ниже пределов, установленных ГК, но не может составлять менее пятидесяти процентов суммы минимальных размеров всех компенсаций за допущенные нарушения.

Когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.

В соответствии с КоАП РФ (п. 3 ст. 32.4) по просьбе обладателя авторских прав или смежных прав ему могут быть переданы конфискованные экземпляры произведений и фонограмм

Орудия, оборудование или иные средства, используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации.

Если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение), а также промышленный образец оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждениепотребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее, либо в случаях установления конвенционного или выставочного приоритета средство индивидуализации, которое имеет более ранний приоритет. Обладатель такого исключительного права может требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку, знаку обслуживания, признания недействительным патента на промышленный образец либо полного или частичного запрета использования фирменного наименования или коммерческого обозначения.

Под частичным запретом использования понимается:

· в отношении фирменного наименования запрет его использования в определенных видах деятельности;

· в отношении коммерческого обозначения запрет его использования в пределах определенной территории и (или) в определенных видах деятельности.

Если одно нарушение исключительного права совершено действиями нескольких лиц совместно, такие лица отвечают перед правообладателем солидарно.

В случае, если юр. лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права, суд при наличии вины такого юр. лица в нарушении исключительных прав может принять решение о его ликвидации по требованию прокурора. Если такие нарушения допущены гражданином при осуществлении им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность гражданина в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена при наличии его вины в нарушении исключительных прав по решению или приговору суда.

Субъекты интеллектуальных прав на сложные объекты (Амбарян А.Г.)


Таким образом, лицо, организовавшее создание сложного объекта, можно определить как физическое или юридическое лицо, которое организует процесс создания (производства) сложного объекта авторских прав и является обладателем интеллектуальных прав на сложный объект в целом. Постараемся разобраться, о каких интеллектуальных правах идет речь.
В соответствии со ст. 1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие). Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, базы данных), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1240 ГК РФ). Как видно, закон говорит о некоем приобретаемом праве использования. В литературе верно указывалось, что такое право носит имущественный характер, но не всегда является исключительным правом . При этом ГК РФ содержит частный случай, когда изготовителю принадлежит именно исключительное право — в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 1263 ГК РФ изготовителю аудиовизуального произведения принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом. Важно заметить, что уточняющая формулировка «в целом» не случайна — произведения, вошедшие в состав сложного объекта, продолжают оставаться самостоятельными объектами авторских прав, на каждый из которых существует система интеллектуальных прав, в том числе исключительное право.
В чем суть приобретаемого организатором создания сложного объекта права использования? Корректнее говорить не об одном праве, а о совокупности прав на каждый элемент сложного объекта. Такие права делятся на два вида: право использования результата интеллектуальной деятельности, получаемое изготовителем по лицензионному договору, и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, которое переходит к изготовителю по договору об отчуждении этого права. Таким образом, приобретаемые изготовителем права (права использования и (или) исключительные права) на первоначальные произведения носят производный характер, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 1228 ГК РФ первоначально они возникли у создавших их авторов.
Исключительные права на составные элементы сложного объекта могут принадлежать авторам или иным правообладателям таких произведений, а также могут быть сосредоточены у лица, организовавшего создание сложного объекта. В последнем случае права не «сливаются воедино», образуя единое исключительное право. Такие исключительные права продолжают действовать, поскольку каждый элемент сложного объекта является самостоятельным объектом авторских прав и не может прекратить свое действие по факту его включения в состав сложного объекта. Кроме того, составные элементы сложного объекта создаются, как правило, не одновременно, поэтому исключительные права на них имеют разные сроки действия. Таким образом, приобретаемые права на результаты интеллектуальной деятельности, образующие единый сложный объект, составляют некий «пакет прав» организатора, который только условно можно назвать исключительным правом.

Исключительное право распространяется на сложный объект в целом и позволяет правообладателю реализовывать все предусмотренные ст. 1270 ГК РФ правомочия имущественного характера, составляющие исключительное право на объект авторских прав, то есть использовать сложный объект. При этом под использованием сложного объекта в целом понимается одновременное использование абсолютно всех его составных элементов вместе.
В литературе указывалось, что исключительное право или право использования входящего в состав сложного объекта результата интеллектуальной деятельности, приобретаемое лицом, организовавшим создание сложного объекта, не следует отождествлять с правом, которое приобретает указанное лицо в отношении такого объекта в целом (правом на сложный объект). По своему содержанию право на сложный объект будет преимущественно совпадать с правомочиями, полученными от правообладателей соответствующих результатов интеллектуальной деятельности, которые распространяются, однако, не на весь объект в целом, а только на те входящие в его состав элементы, которые являются результатами интеллектуальной деятельности .
Помимо имущественного исключительного права на сложный объект ГК РФ закрепляет за организатором и особое право неимущественного характера. В соответствии с п. 4 ст. 1240 ГК РФ при использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта лицо, организовавшее создание этого объекта, вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. В целях исключения неоднозначного толкования данная норма нуждается в уточнении: лицо, организовавшее создание сложного объекта, наделяется этим правом только в отношении сложного объекта в целом, а не в отношении результатов интеллектуальной деятельности, которые используются в составе сложного объекта.
Представляется, что право организатора указывать при использовании сложного объекта свое имя или наименование нельзя признать правом на имя. Право на имя возникает только у физических лиц — авторов произведений, в том числе сложных произведений. В отношении такого права изготовителя базы данных Е.А. Войниканис пишет, что такое право не является ни исключительным, поскольку не относится к имущественным правам, ни личным неимущественным, ведь такое право не обязательно привязано к личности, т.е. не обязательно принадлежит физическому лицу. Используя термин «квазиправо» автор заключает, что право изготовителя базы данных представляет собой механизм адаптации классической модели права автора на имя к отношениям, связанным с созданием базы данных ее изготовителем . Е.А. Павлова также считает, что это право не относится к личным неимущественным, так как возникает не у автора и может принадлежать юридическому лицу .
Невозможно согласиться с мнением, отрицающим личный неимущественный характер такого права только лишь на том основании, что его обладателем является юридическое лицо, то есть образование фиктивного характера, не способное к творчеству и поэтому не могущее быть автором произведения. Как справедливо писал о фильме как о сложном многослойном произведении В.А. Дозорцев, юридическое лицо как субъект авторского права подставлено на место физического лица, замещает его, природу и характер их прав закон конструирует совершенно аналогично . Такой же позиции придерживается В.О. Калятин, по мнению которого фактически речь идет о формировании личного неимущественного права, принадлежащего юридическому лицу .

В силу своего неимущественного характера такое право, как и право на имя автора произведения, является неотчуждаемым — оно не может перейти к другому лицу по договору или иному основанию. Закон не содержит положений, устанавливающих срок действия такого права. На наш взгляд, срок действия такого права должен быть ограничен сроком действия права на сложный объект в целом.
В одном из недавно защищенных диссертационных исследований предлагается наряду с личными неимущественными правами физического лица — автора признавать в качестве объекта защиты право на идентификацию, под которым понимается личное неимущественное интеллектуальное право юридического либо физического лица (организатора создания сложного объекта) на идентификацию своим наименованием результата интеллектуальной деятельности, созданного организационным трудом такого лица . Может ли такое право иметь самостоятельное значение? Данная позиция вызывает по меньшей мере вопросы. Во-первых, не ясно, чем предлагаемое автором право на идентификацию отличается от уже предусмотренного п. 4 ст. 1240 ГК РФ права организатора указывать при использовании сложного объекта свое имя или наименование. Во-вторых, предлагаемое автором определение права на идентификацию, на наш взгляд, сформулировано неточно: идентификации должен подлежать не результат интеллектуальной деятельности, а сам организатор.
III
Другой уровень взаимодействия имеет место между авторами первоначальных произведений, вошедших в состав сложного объекта. Именно благодаря наличию множества лиц, результаты интеллектуальной деятельности которых образуют сложный объект, конечный продукт приобретает высокую коммерческую ценность.
Например, в процессе создания интернет-сайта участвуют различные специалисты: дизайнер, верстальщик, программист — при создании базового элемента сайта; художники, фотографы, авторы текстовых произведений — при создании элементов содержания интернет-сайта .
Авторы первоначальных произведений делятся на две категории: лица, специально участвующие в создании объектов исключительных прав для их последующего включения в состав сложного произведения, и лица, обладающие интеллектуальными правами на уже созданные объекты исключительных прав.
Субъекты, специально участвующие в создании объектов исключительных прав для их последующего включения в состав сложного произведения, признаются авторами сложного объекта в целом. Круг авторов аудиовизуальных произведений, являющихся разновидностью сложных объектов, определен законом. В соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.
Авторы первоначальных произведений, вошедших в состав сложного объекта и не являющиеся авторами сложного объекта, имеют несколько другое положение в системе отношений по поводу сложного объекта. Во-первых, на них не распространяются положения ГК РФ о сложных объектах (ст. 1240). Во-вторых, произведения таких авторов уже созданы к моменту, когда началось создание сложного объекта, поэтому они не участвуют в самом процессе создания сложного объекта, а всего лишь разрешают использовать свое произведение продюсеру способами, предусмотренными лицензионным договором.

Поскольку в процессе создания сложных объектов принимает участие множество лиц, заслуживает внимания вопрос о характере взаимоотношений между ними, а именно наличие или отсутствие соавторства.
В соответствии с п. 1 ст. 1258 ГК РФ граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Таким образом, определяющее значение имеет не сам результат интеллектуальной деятельности, а характер процесса его создания (совместно). Авторы первоначальных произведений, вошедших в состав сложного объекта, участвуют в создании сложного объекта только «в своей части», их работа ограничивается созданием своего произведения (сценария, саундтрека и т.д.).
В советский период развития авторского права М.В. Гордон (применительно к сложным объектам в целом) и Н.А. Райгородский (применительно к кинофильмам) говорили именно о соавторстве . Иной точки зрения придерживался В.И. Серебровский, который отмечал, что от соавторства надо отличать сотрудничество, под которым понимается участие нескольких авторов в составлении коллективного труда, объединяющего ряд самостоятельных произведений, причем каждый из авторов сохраняет авторское право только на написанную им часть такого коллективного труда, не приобретая авторского права на весь труд .
По мнению С.А. Чернышевой, кинофильм создается в результате творческой деятельности различных лиц и представляет собой коллективное произведение, поэтому лица, работавшие над фильмом, признаются соавторами . В данном утверждении — логическая ошибка. Действительно, в соответствии со ст. 482 ГК РСФСР 1964 г. авторское право на произведение, созданное совместным трудом двух или более лиц (коллективное произведение), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение.
Однако кинофильм в целом не является коллективным произведением. Кинофильм — сложное произведение, состоящее из нескольких других самостоятельных произведений, у каждого из которых есть свой автор или соавторы. Только отдельные элементы фильма могут быть признаны коллективным произведением, например саундтрек (музыка), написанный для фильма несколькими композиторами.
В отношении сложного (комплексного) результата В.А. Дозорцев писал, что специфический статус такого объекта находит свое выражение в том, что участники его создания не могут с точки зрения традиционного авторского права рассматриваться как соавторы. Такое «соучастие» есть сотрудничество, категория, неизвестная авторскому праву, а не соавторство.
По его мнению, одна только совместная деятельность тоже не создает классического соавторства, которое предполагает по крайней мере однородную деятельность соавторов. Авторы, чей вклад наиболее существенен, признаются авторами сложного объекта в целом и образуют своего рода «сборное» авторство, отличающееся от соавторства .

В англо-американской литературе в отношении сложных объектов, преимущественно кинематографических произведений, отмечается, что лица, участвующие в создании совместного (коллективного) произведения (joint work), признаются только лишь соправообладателями (co-owners) .
На наш взгляд, несмотря на коллективный характер сложных объектов, авторы сложных объектов в целом и авторы произведений, вошедших в состав сложного объекта, не являются соавторами. Соавторство в отношениях по поводу создания сложных объектов имеет место только на уровне первоначальных произведений, поскольку только там может быть соблюден критерий однородности, предлагаемый В.А. Дозорцевым. Например, киносценарий может быть написан двумя или более лицами, которые признаются соавторами киносценария и вступают в отношения с организатором создания сложного объекта сообща (в качестве соправообладателей).
Отсутствие статуса соавтора позволяет автору произведения, являющегося частью сложного объекта, реализовывать свои права самостоятельно, без заключения специального соглашения с другими соавторами.
Таким образом, в отношении сложных объектов интеллектуальных прав существуют определенные вопросы, не нашедшие четкого решения в законодательстве, в том числе такие важные и дискуссионные вопросы, как возможность обладания юридическим лицом личными неимущественными правами на такие объекты. Вместе с тем активное развитие доктрины авторского права в настоящее время позволяет надеяться, что решение указанных вопросов в доктрине и законодательстве в скором времени будет найдено.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей / Исследовательский центр частного права при Президенте РФ. М.: Статут, 2003.
2. Амбарян А.Г. Сложные объекты авторских прав // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2017. N 4.
3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 29 от 26.03.2009.
4. Copyright, Design and Patents Act: 1988 // Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1988/48/section/9.
5. Aplin T. Copyright Law in the digital society. The Challenges of Multimedia. Hart Publishing. Oxford and Portland, Oregon. 2005. P. 85.
6. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части четвертой) (постатейный): В 2 т. Т. 1 / С.А. Горленко, В.О. Калятин, Л.Л. Кирий ; Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2016. С. 154 (автор комментария — Е.А. Павлова).
7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Авторское право. Права, смежные с авторскими. Постатейный комментарий к главам 69 — 71 под редакцией П.В. Крашенинникова (автор комментария к статье 1240 — О.Ю. Шилохвост) // СПС «КонсультантПлюс».
8. Войниканис Е.А., Калятин В.О. База данных как объект правового регулирования: Учебное пособие для вузов / Исследовательский центр частного права при Президенте РФ. М.: Статут, 2011.
9. Калятин В.О. Личные неимущественные права автора объекта интеллектуальной деятельности. М.: ИНИЦ Роспатента, 2006.
10. Полозова Д.В. Гражданско-правовые способы защиты интеллектуальных прав в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2017.
11. Басманова Е.С. Интернет-сайт как объект имущественных прав: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2010.
12. Гордон М.В. Советское авторское право. М.: Госюриздат, 1955. С. 45.
13. Райгородский Н.А. Авторское право на кинематографическое произведение. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1958.
14. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.: Изд-во АН СССР, 1956.
15. Чернышева С.А. Правоотношения в сфере художественного творчества. М.: Изд-во «Наука», 1979.
16. Roger E. Schechter, John R. Thomas. Principles of Copyright Law (Concise Hornbook Series). 2010. P. 156.