Объединение в один лот разных товаров

Объединение лотов на закупку канцелярских товаров

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Узнать больше

Правительство РФ определит требования к формированию лотов в закупках. Такое право ему предоставит поправка, которую внесут в Закон № 44-ФЗ. Минэкономразвития России разработало и вынесло на общественное обсуждение соответствующий законопроект.

Заказчики зачастую намеренно укрупняют несколько закупок в одном лоте. Поправка исключит эту возможность.

Идентификационный код закупки (далее – ИКЗ) представляет собой цифровой машиночитаемый код, который указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Ключевая задача ИКЗ заключается в обеспечении взаимосвязи указанных документов (ч. 2 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).

ИКЗ формируется с использованием кода бюджетной классификации (далее – КБК), определенного в соответствии с бюджетным законодательством России, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Одной закупке (а в том случае, если закупка осуществляется путем формирования нескольких лотов, то одному лоту) соответствует один ИКЗ.

Исключение составляют:

  • закупки лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии, если такие закупки осуществляются путем проведения запроса предложений (п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
  • «малые» закупки (п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий на основании приглашений на посещение указанных мероприятий (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки преподавательских услуг, услуг экскурсовода (гида) у физических лиц (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Каким нормативным документом регламентирован порядок формирования идентификационного кода закупки

Правила формирования ИКЗ, его состав и структура утверждены приказом Минэкономразвития России от 29 июня 2015 г. № 422 (далее – Порядок формирования ИКЗ).

Что входит в состав идентификационного кода закупки

Структура и состав ИКЗ представляют собой 36-значный цифровой код, в котором (п. 5 Порядка формирования ИКЗ):

  • 1–2 разряды – последние две цифры года размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика, а в случае, если в соответствии с Законом № 44-ФЗ не предусмотрено размещения извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика, – последние две цифры года заключения контракта с единственным поставщиком;
  • 3–22 разряды – идентификационный код заказчика, осуществляющего формирование, утверждение и ведение плана, плана-графика закупок;
  • 23–26 разряды – номер закупки, включенной в план закупок. Номер закупки в плане закупок принимает значения от 0001 до 9999, которые присваиваются в порядке возрастания в пределах года, в котором планируется начать осуществлять закупку;
  • 27–29 разряды – номер закупки, включенной в план-график закупок. Номер закупки в плане-графике принимает значения от 001 до 999, которые присваиваются в порядке возрастания в пределах соответствующего порядкового номера закупки в плане закупок;
  • 30–33 разряды – информация о коде объекта закупки по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, формируемому на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, с детализацией до группы товаров (работ, услуг):
    30–31 разряды – класс, 32 разряд – подкласс, 33 разряд – группа;
  • 34–36 разряды – код вида расходов по бюджетной классификации РФ, определенный в соответствии с бюджетным законодательством РФ. В соответствии с частью 5 статьи 21 Бюджетного кодекса РФ, указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, код вида расходов состоит из трех разрядов: 18, 19, 20 – и включает группу, подгруппу, элемент вида расходов. Код вида расходов закупки необходимо уточнить в бухгалтерии заказчика.

Таким образом, структура ИКЗ представляет собой данные о годе осуществления закупки (00), идентификационном коде заказчика (00000000000000000000), номере закупки в плане закупок (0000), номере закупки в плане-графике (000), коде объекта закупки (0000), коде вида расходов (000).

Следует отметить, что:

  • на этапе формирования и утверждения плана закупок в 27–29 разрядах ИКЗ указываются значения «0» (п. 6 Порядка формирования ИКЗ);
  • на этапе формирования и утверждения плана-графика закупок в 27–29 разрядах ИКЗ указывается порядковый номер записи о такой закупке, сформированный в пределах номера укрупненной закупки согласно утвержденному плану закупок (п. 7 Порядка формирования ИКЗ).

Внимание: после того как заказчик указал в ИКЗ информацию о порядковом номере записи о данной закупке в плане-графике, ИКЗ должен оставаться неизменным вплоть до завершения периода хранения информации и документов о такой закупке, установленного законодательством России об архивном деле.

Ситуация: как правильно сформировать идентификационный код закупки в плане закупок, плане-графике, если планируется укрупненная (многолотовая) закупка

В случае планирования укрупненной (многолотовой) закупки заказчику в плане закупок в разрядах 27–29 ИКЗ необходимо указать «000», а уже в плане-графике в отношении каждого лота закупки ИКЗ будет конкретизирован в порядке возрастания.

В соответствии с пунктами 6, 7 Порядка формирования ИКЗ на этапе формирования и утверждения плана закупок в 27–29 разрядах ИКЗ указываются значения «0», а на этапе формирования и утверждения плана-графика закупок в 27–29 разрядах ИКЗ указывается порядковый номер записи о такой закупке, сформированный в пределах номера укрупненной закупки согласно утвержденному плану закупок.

Пример:

В отношении укрупненной (многолотовой) закупки, которая значится в плане закупок под номером 1, необходимо указать в 23–26 разрядах ИКЗ «0000», а в 27–29 разрядах ИКЗ – «000».

В плане-графике такую закупку, предусматривающую, например, три лота, следует отобразить следующим образом:

  1. в 23–26 разрядах ИКЗ – «0001», в 27–29 разрядах ИКЗ – «001» (где 27–29 разряды ИКЗ – это значения для первого лота);
  2. в 23–26 разрядах ИКЗ – «0001», в 27–29 разрядах ИКЗ – «002» (где 27–29 разряды ИКЗ – это значения для второго лота);
  3. в 23–26 разрядах ИКЗ – «0001», в 27–29 разрядах ИКЗ – «003» (где 27–29 разряды ИКЗ – это значения для третьего лота).

Ситуация: как сформировать идентификационный код закупки при подготовке плана закупок на 2017 год и плановый период

До 1 января 2017 года идентификационный код закупки формируется на основе кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов (ч. 12 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

При формировании плана закупок в 2016 году на 2017 год и плановый период:

  • разделы 30–33 ИКЗ (код объекта закупки) формируются на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности с детализацией до группы товаров (работ, услуг) (т. е. ОКПД2: 30–31 разряды – класс, 32 разряд – подкласс, 33 разряд – группа);
  • разделы 34–36 ИКЗ формируются на основе кода видов расходов соответствующего КБК.

Таким образом, для того, чтобы сформировать код объекта закупки при формировании ИКЗ в 2016 году (в ходе планирования в 2016 году на 2017 год и плановый период), заказчик должен найти необходимый ему товар, работу, услугу в классификаторе ОКПД2 и определить код группы, к которой относится этот товар, работа. Установленные заказчиком четыре разряда кода группы, к которой относится закупаемый товар, работа, услуга, и будут кодом объекта закупки.

Пример:

Если заказчик планирует закупить принтеры, то код объекта закупки будет выглядеть следующим образом: 26.20.

Ситуация: как заполняются 23–26 разряды ИКЗ на 2017, 2018, 2019 годы? Каждый год начинается заново – с 01 или нумерация переходит из года в год

Нумерация для закупок следующего года присваивается заново. Значения номера закупки указываются в порядке возрастания в пределах года, в котором планируется осуществить размещение извещения (п. 5 приказа Минэкономразвития России от 29 июня 2015 г. № 422).

Ситуация: чем отличается идентификационный код закупки от кода ОКПД2

Идентификационный код закупки (далее – ИКЗ) представляет собой код, содержащий более обширную информацию о закупке. ИКЗ включает в себя в том числе код ОКПД2.

Частью 2 статьи 23 Закона № 44-ФЗ установлены требования к формированию ИКЗ.

Так, указанный код формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством РФ, кодов общероссийских классификаторов и каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Также предусмотрено, что ИКЗ может включать в себя иную информацию в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом Минэкономразвития России и Минфина России.

Следует отметить, что согласно части 13 статьи 112 Закона № 44-ФЗ до 1 января 2017 года ИКЗ формируется на основе кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов.

Таким образом, ИКЗ представляет собой код, содержащий более обширную информацию об объекте закупки и включающий в себя в том числе код ОКПД2.

Порядок формирования ИКЗ установлен приказом Минэкономразвития России от 29 июня 2015 г. № 422.

Как сформировать идентификационный код заказчика

Идентификационный код заказчика формируется в порядке, утвержденном приказом Минфина России от 18 декабря 2013 г. № 127н «О порядках присвоения, применения, а также изменения идентификационных кодов банков и заказчиков в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, и реестра банковских гарантий» (далее – Порядок формирования ИК заказчика).

Структура идентификационного кода заказчика представляет собой 20-значный цифровой код, в котором (п. 2.1 Порядка формирования ИК заказчика):

  • 1 разряд – код формы собственности учредителя и собственника имущества заказчика, принимающий следующие значения:1 – федеральная собственность, 2 – собственность субъекта РФ, 3 – муниципальная собственность, 4 – иная;
  • 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 разряды – идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный заказчику в установленном порядке;
  • 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 разряды – код причины постановки на учет в налоговом органе, присвоенный заказчику в установленном порядке. При формировании идентификационного кода заказчика обособленного структурного подразделения заказчика применяется код причины постановки на учет в налоговом органе заказчика по местонахождению обособленного структурного подразделения заказчика.

Пример:

Идентификационный код заказчика – Минэкономразвития России – 17710349494771001001.

Ситуация: как правильно сформировать идентификационный код заказчика, если планирование осуществляется уполномоченным органом

В таком случае идентификационный код заказчика формируется на основании данных уполномоченного органа или учреждения.

В соответствии с частью 10 статьи 26 Закона № 44-ФЗ порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с указанной статьей.

Таким образом, полномочия заказчика и уполномоченного органа, учреждения закрепляются единым документом – решением о создании таких органов, учреждений либо решением о наделении их соответствующими полномочиями.

Согласно части 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления обязаны принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений) следующими способами:

  1. осуществление данными органами полномочий:
    а) на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;
    б) на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков;
  2. наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или нескольких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;
  3. наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или нескольких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и соответствующих муниципальных заказчиков;
  4. осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно.

В соответствии с частью 11 статьи 26 Закона № 44-ФЗ к деятельности уполномоченных органов в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона № 44-ФЗ, применяются положения Закона № 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика.

Если заказчик принял решение о передаче функций по планированию и осуществлению закупок уполномоченному органу или учреждению, то такой орган или учреждение по сути становится заказчиком.

Таким образом, в случае принятия заказчиком решения о передаче функций по планированию и осуществлению закупок уполномоченному органу или учреждению такой орган или учреждение осуществляют формирование и ведение плана закупок и плана-графика за соответствующих заказчиков.

Ввиду изложенного ИКЗ в такой ситуации должен быть сформирован на основе идентификационного кода уполномоченного органа или учреждения (как идентификационного кода заказчика).

Что представляет собой каталог товаров, работ, услуг

Частью 4 статьи 23 Закона № 44-ФЗ предусмотрено формирование каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Каталог).

После введения такого Каталога, а точнее с 1 января 2017 года, отпадет необходимость подробного описания объекта закупки (ч. 3 ст. 114 Закона № 44-ФЗ).

Данный вывод основан на позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 7 августа 2015 г. № ОГ-Д28-10636.

Формирование и ведение Каталога в ЕИС обеспечивается Минэкономразвития России (ч. 5 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).

Порядок формирования и ведения Каталога в ЕИС, а также правила его использования устанавливаются Правительством РФ.

В настоящий момент порядок формирования и ведения Каталога в ЕИС не утвержден, а сам Каталог не сформирован.

Вместе с тем, Правительством РФ разработан проект Положения о Каталоге, который в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте для размещения информации о подготовке проектов нормативных правовых актов, уже прошел стадии общественного обсуждения, независимой антикоррупционной экспертизы и находится на стадии формирования окончательного варианта текста проекта.

Согласно указанному проекту постановления Правительства РФ Каталог будет самостоятельной подсистемой ЕИС, включающей информационные базы данных (в т. ч. сведения о товарах, работах, услугах, объектах закупки) и обеспечивающей всех участников контрактной системы информацией о товарах, работах, услугах, ценовых предложениях. Используя Каталог, заказчики смогут формировать объект закупки с использованием размещенной в нем информации, а также проводить расчет начальной (максимальной) цены контракта на основании актуальных ценовых предложений поставщиков и производителей.

Таким образом, Каталог будет представлять собой систематизированный перечень всех закупаемых заказчиками товаров, работ, услуг. Каталог позволит сделать закупки более прозрачными и исключит возможность для недобросовестных заказчиков скрывать информацию о закупках посредством использования некорректных наименований.

В данном случае, решать заказчику можно или нельзя объединить в один Лот, так как пока отсутствует документ, раскрывающий возможность объединения в один Лот тех или иных товаров. Можно лишь отметить, что в ИКЗ включается ОКПД2, детализированный до группы товаров, а в ЕИС технически возможно указать для одной закупки только один ИКЗ.

Журнал «Госзакупки.ру» — единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >> Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» — уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Из рекомендации «Как подготовить план-график: пошаговая инструкция»

Задайте вопрос эксперту Системы Госзаказ