Об использовании дистанционных образовательных технологий

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17
имени Героя Советского Союза
Серафима Ивановича Землянова»

Использование

дистанционных образовательных технологий в обучении МОУ «СОШ №17»

Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому(Жан-Жак Руссо).

Какой ученик поспорит с великим французским философом? Правда нам, жителям XXI века, можно только позавидовать: компьютерные технологии дают столько возможностей провести урок еще интереснее и продуктивнее! Покажите своим ученикам, что учёба может быть не менее увлекательной, чем игра на смартфоне, и они обязательно захотят читать и узнавать ещё больше!

Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.

Успешное обучение сложно представить без грамотного и энергичного учителя, который может предложить детям нечто большее, чем заурядный урок. А задача учителя заинтересовать познанием.

Выявление и развитие способностей каждого ученика – это важнейшая задача школы. Новый образовательный стандарт ориентируют нас на выявление и развитие природной одаренности ребенка с целью его успешной социализации в будущем. При этом новом векторе развития образования выстроить образовательный процесс возможно только на основе максимальной индивидуализации обучения, в том числе с использованием технологий дистанционного обучения. В последнее время дистанционное образование стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры.

Дистанционное обучение — широкий спектр образовательных услуг, в рамках которых ученики обучаются на расстоянии, а не располагаясь в учебном классе. Оно решает задачи, которые традиционное обучение решить не может, это, прежде всего:

  • усиление активной роли школьников в собственном образовании, использование доступных образовательных ресурсов
  • повышение мотивации к обучению
  • применение интерактивных форм занятий
  • усиление творческой составляющей образования, наличие условий для самовыражения, насыщенность и интенсивность обучения
  • возможность получения экспертного заключения результатов своей учебной деятельности без широкой огласки

Модель организации обучения школьников с использованием дистанционных технологий рассчитана:

  1. на школьников, желающих приобрести новые знания, увлеченных конкретным предметом, участников олимпиад и конкурсов;
  2. на учащихся, испытывающих затруднения при обучении;
  3. на тех, кто не имеет возможности получить образовательные услуги на уроке (отсутствующие в школе по причине болезни);
  4. для работы при форс-мажорных обстоятельствах (отмена занятий в школе по причине погодных условий, карантина и т.д.)

Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий являются:

— принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе электронная почта, видеосвязь, Интернет-конференции, on-line — тесты);

— принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса;

— принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; позволяющий использовать ученику необходимые учебные ресурсы для реализации индивидуальных учебных интересов;

— принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.

Необходимая часть системы дистанционного обучения — самообучение. ДО носит более индивидуальный характер обучения. Учащийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным заданиям, пропускать какие-то. Дистанционное обучение делает процесс обучения творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения учащегося.

При дистанционном обучении используется широкий диапазон инструментов — интерактивных компьютерных технологий: электронная почта, телефон.. Сейчас в своей работе в качестве инструментов дистанционного обучения для учащихся обычной школы учителя используют электронную почту, Skype.

Хочется отметить, что возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем либо уменьшается их значимость. К примеру, большая часть детей, отвечая на уроке в школе, испытывают стресс: страх и подавленность из-за неуверенности при публичном ответе, «нездоровом» соперничестве при сравнении себя с другими.

У ребенка, активно использующего возможности дистанционного обучения, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие. Дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам учащийся может выбирать время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы. А также при использовании ДТ повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам проверки.

Очевидно, что дистанционное обучение предоставляет большие возможности для учащихся.

Исходя из выше сказанного можно сделать несколько выводов:

  1. Для образования в любой форме нужен мотив. Дистанционное образование поначалу может привлекать некоторой новизной. Но оказывается, что дальше требуются такие нешуточные качества как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека.
  2. Значит, для детей школьного возраста дистанционное образование нужно осуществлять в особой среде, например, игровой. Такую среду создают олимпиады и конкурсы с одной стороны, и серьезные игры, тесты – с другой.
  3. Родители или другие значимые для ребенка взрослые обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причём участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность деятельностью школьника, говорить с ним о его занятиях, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам.

Дистанционное обучение позволяет повысить качество образования за счёт широкого использования электронных образовательных ресурсов и увеличение доли самостоятельного освоения материала, что обеспечит выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать сои силы и принимать взвешенные решения.

Использование дистанционных образовательных технологий в обучении школьников позволит индивидуализировать обучение. Роль педагога заключается в организации индивидуальной и коллективной работы учащихся, в определении и оперативном решении проблем в обучении, в рецензировании работ учащихся.

Преимущества модели обучения с применением технологий дистанционного обучения:

  • нет пространственных и временных ограничений;
  • это домашнее обучение, оно обеспечивает здоровьесберегающую обстановку при обучении в удобное время и посильном режиме;
  • это дополнительное образование: углубляет и расширяет знания при подготовке к участию в олимпиадах;
  • это опережающее обучение;
  • это демократичное образование: нет жёсткого регламента, поддерживается мотивация учащихся к самообразованию.

Применение дистанционных технологий в образовательном процессе

Применение дистанционных технологий в образовательном процессе

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Элементами электронного обучения являются:

  • Системы электронного обучения;

  • Средства разработки дистанционных курсов;

  • Инструменты для Web-конференций и вебинаров;

  • Электронный контент и курсы.

Выделяют следующие основные функции среды обучения с применением дистанционных технологий

В Западно-сибирском государственном колледже для организации электронного обучения и обучения с использованием дистанционных технологий используются система электронного обучения и средство разработки дистанционных курсов – СДО MOODLE, для организации Web-конференций и вебинаров — Skype, электронный контент и курсы — Офисные пакеты, издательские системы, специализированные программно-технологические средства.

В колледже дистанционные технологии используются в следующих программах подготовки:

Программы подготовки специалистов среднего звена:

  • Физическая культура

  • Педагогика дополнительного образования

  • Программирование в компьютерных системах

Программы подготовки квалифицированных рабочих:

  • Повар, кондитер

Продавец, контролер-кассир.

С использование системы дистанционного обучения MOODLE разработанно 8 курсов для студентов, указанных программ подготовки и 4 курса для многофункционального центра прикладных квалификаций (МФЦПК).

Moodle — модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. Moodle — это пакет, который обычно определяют как CMS или LMS. Эти абревиатуры можно расшифровать следующим образом:

  • CMS — coursemanagmentsystem — система управления курсами

  • LMS — learningmanagmentsystem — система управления обучением

Основной учебной единицей Moodle являются учебные курсы. В рамках такого курса можно организовать:

  1. Взаимодействие учеников между собой и с учителем. Для этого могут использоваться такие элементы как: форумы, чаты

  2. Передачу знаний в электронном виде с помощью файлов, архивов, веб-страниц, лекций.

  3. Проверку знаний и обучение с помощью тестов и заданий. Результаты работы ученики могут отправлять в текстовом виде или в виде файлов.

  4. Совместную работу учебную и исследовательскую работу учеников по определенной теме, с помощью встроенных механизмов wiki, семинаров, форумов и пр.

Преимущества системы дистанционного обучения Moodle.

Основным преимуществом системы дистанционного обучения Moodle является возможность ее бесплатного использования. При этом функциональность системы дистанционного обучения Moodle не уступает коммерческим аналогам.

Еще одним важным преимуществом системы дистанционного обучения Moodle является то, что она распространяется в открытом исходном коде, что позволяет адаптировать ее под специфику задач, которые должны быть решены с ее помощью.

Встроенные в систему дистанционного обучения Moodle средства разработки дистанционных курсов позволяют снизить стоимость разработки учебного контента и решить проблемы совместимости разработанных дистанционных курсов с СДО.

Основные возможности Moodle:

  • система реализует философию «Педагогики социального конструкционизма» (сотрудничество, действия, критическое осмысление и т.д.);

  • на 100% подходит для организации online-классов, а также подходит для организации традиционного обучения;

  • система дистанционного обучения Moodle является: простой, легкой, эффективной, совместимой с различными продуктами, предъявляя невысокие требования к браузеру;

  • система легко устанавливается на большинство платформ, поддерживающих PHP;

  • система требует только одну базу данных;

  • список курсов, размещенных в системе дистанционного обучения Moodle, содержится описание для каждого курса;

  • дистанционные курсы могут быть категаризированы;

  • возможен поиск по дистанционным курсам;

  • особое внимание уделено высокому уровню безопасности системы;

  • большинство страниц могут быть отредактированы с помощью встроенного редактора.

Основные функциональные возможности Moodle.

Управление сайтом.

  • управление сайтом осуществляет администратор;

  • конфигурация сайта осуществляется, как во время установки, так и уже когда система дистанционного обучения Moodle развернута;

  • при необхъодимости можно настроить цвета, шрифты, расположение объектов на страницах сайта;

  • при необходимости можно расширить функциональные возможности системы дистанционного обучения Moodle с помощью дополнительных модулей;

  • использование языковых пакетов позволяет осществить локализацию системы дистанционного обучения Moodle для любой страны и любого языка;

  • использование открытого кода позволяет внести любые необходимые изменения в функционал системы.

Управление пользователями.

  • допускается несколько способов регистрации пользователей: саморегистрация, ручная регистрация администратором, использование LDAP и т.д.

  • система дистанционного обучения Moodle обеспечивает возможность автоматического напоминания паролей пользователям (пароль направляется пользователю посредством электронной почты);

  • в рамках системы дистанционного обучения Moodle реализованы все необходимые механизмы защиты от несанкционированного доступа;

  • информация о слушателях хранится в профайлах. Слушатели могут наполнять свой профайл информацией по своему усмотрению;

  • для назначения слушателям курсов в системе дистанционного обучения Moodle используется гирокийдиапозон инструментов: ключ назначения дистанционного курса, ручное назначение, и т.д.;

  • для управления правами пользователей в системе дистанционного обучения Moodle используются роли;

  • права пользователей могут назначаться на разлибные объекты, например на дистанционные курсы.

Управление курсами.

  • по умолчанию преподаватель имеет полный контроль над свойствами курса (возможности преподавателя могут быть ограничены администратором);

  • для организации курсов могут быть использованы различные форматы. Например, SCORM-формат, формат на основе топиков и т.д.;

  • для каждого курса могут быть созданы индивидуальные настройки;

  • система дистанционного обучения Moodle предлагает большой набор интерактивных элементов: форумы, тесты, глоссарии, ресурсы, чаты и т.д.

  • в обязательно порядке сохраняются последние изменения в курсе с момента последней авторизации пользователя;

  • для каждого курса отслеживается полная информация по успеваемости слушателя;

  • система дистанционного обучения Moodle интегрирована с почтовыми системами. В результате информация от преподавателя к слушателям и наоборот может передаваться по электронной почте;

  • дистанционные курсы могут быть запакованы в один ZIP-пакет с использованием функции Backup;

  • элементы дистанционных курсов, размещенных в системе дистанционного обучения Moodle, могут быть импортированы из других курсов.

Взаимодействие пользователей.

  • чат;

  • блог;

  • форум;

  • вики.