Нравственные принципы и нормы в материальном праве

Нравственные принципы и нормы в материальном праве

  1. A) представляет собой соотношение нормы резервирования депозитов к коэффициенту депонирования
  2. I. Нормы литературного языка
  3. I. Стилистические нормы современного русского литературного языка
  4. II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих
  5. II. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
  6. Административно-процессуальные нормы в системе норм права.
  7. Акты (нормы), определяющие порядок осуществления позитивного управления.
  8. Акцизы. Принципы и особенность налогообложения
  9. Анализ нормы прибавочной стоимости.
  10. Апластические анемии: этиология, патогенез, клиника, классификация, диагностика, принципы лечения.
  11. Аттестация гражданских служащих: понятие, цель, задачи, система, функции и принципы аттестации. Квалификационный экзамен.
  12. Базовые концепции и принципы менеджмента качества: «Кайдзен», TQM, TPS, ISO 9001-2008 и их применение в индустрии гостеприимства

При производстве по уголовным делам суд, органы следствия, дознания, прокуратуры применяют нормы различных отраслей права. Однако по любому уголовному делу центральное место занимает применение уголовного права.

Уголовное право служит задаче охраны человека и общества от общественно опасных деяний, определяя, что является преступлением, устанавливая уголовные наказания и правила их применения к лицам, виновным в преступлении. История уголовного права в прошлом — история кровавых, мучительных, унижающих человека наказаний. Двигаясь по пути прогресса, человечество постепенно избавляется от смертной казни и гуманизирует уголовное право.

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. относит к числу принципов, на которых основывается Кодекс, законность, равенство граждан перед законом, принцип вины, справедливость и гуманизм. Принципы уголовного права выражают основополагающие идеи, в соответствии с которыми создается и функционирует эта отрасль права.

В уголовном праве принципиальное значение имеет определение понятия преступления, а одну из сложных и важных для общества проблем составляет криминализация и декриминализация тех или иных деяний. При решении этой проблемы мы наблюдаем неразрывную связь уголовного права и нравственности.

Преступление, посягающее на права и свободы человека, на интересы общества, представляет собой нарушение не только правовых, но и нравственных норм. Поэтому отнесение тех или иных деяний к числу преступлений, установление за них уголовной ответственности опирается на их нравственное осуждение обществом, признание их злом в общественном сознании. «В принципе всякое деяние, прежде чем стать преступлением в глазах населения, во всяком случае подавляющей его части, рассматривается как безнравственное. В тех случаях, когда законодатель устанавливает уголовную ответственность за то или иное деяние, не осуждаемое нравственностью, создание соответствующего уголовного закона является ошибочным или преждевременным» *.

С другой стороны, исключение из числа преступлений тех или иных деяний, противоречащих общественной нравственности, глубоко безнравственных, должно производиться осмотрительно с учетом последствий как правового, так и нравственного характера.

Целый комплекс нравственных проблем связан с уголовном наказанием. Среди них заслуживают внимания прежде всего цели наказания. Исторически цели и нравственное обоснование уголовного наказания получали разную трактовку.

Признание целью уголовного наказания устрашения, возникшее, видимо, вместе с уголовным правом и бытующее до настоящего времени в обыденном общественном сознании, влечет за собой ужесточение уголовной ответственности, дегуманизацию уголовного права. Опыт средневековых государств с их поражающей воображение изобретательностью в мучительстве человека, разнообразии видов смертной казни и предшествовавших ей пыток свидетельствует о том, что наказание, целью которого является устрашение, не только антигуманно, но и не достигает целей, которые преследует законодатель.

Разработка нового уголовного законодательства актуализировала проблему нравственного обоснования системы уголовных наказаний. Здесь наибольшие сложности вызывает оправдание сохранения института смертной казни в национальном законодательстве. Не вдаваясь в аргументы активных противников и сторонников смертной казни, отметим лишь, что смертная казнь представляет собой убийство человека по воле государства на основании решения других людей, которым доверяется судебная власть. Смертная казнь никогда не может быть гуманной. Но в то же время в конкретных обстоятельствах при наличии законных оснований она может считаться в отношении отдельного человека справедливым наказанием. При этом надо иметь в виду, что судебная ошибка здесь непоправима: судебное убийство — самая крайняя и жестокая несправедливость в отношении человека, которую может допустить государство.

Система уголовных наказаний в России подверглась изменениям и, надо полагать, претерпит новые серьезные преобразования. Важно, чтобы эти изменения не вели к ужесточению системы наказаний, а сами наказания не унижали человеческое достоинство осужденных.

‡агрузка…

Статья по теме: Формирование духовно-нравственных ценностей как основа гражданского общества.

Формирование духовно-нравственных ценностей как основа гражданского общества.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско — пионерско-комсомольские традиции. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной темы не был случайным.

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. А что такое общество?

Общество — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

Понятие «гражданское общество» сегодня является одним из наиболее распространенных общественно- политических терминов, широко используемых при анализе социальных процессов в прошлом и настоящем.

Но мы знаем, что у гражданского общества существует потребность в духовно-нравственном становлении.

Потребность и понимание того, что духовное – это первооснова любого общества и любой личности, всё больше приходит в нашу жизнь. Мы начинаем понимать, ценить и выстраивать приоритеты, не иначе как для развития духовно-нравственной сферы личности, основы современного воспитания. Актуальность этой проблемы определяется, прежде всего, противоречием между потребностью общества в духовно-здоровой, саморазвивающейся и самовоспитывающейся личности, и отсутствием системы, программы духовного развития.

Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспитания совестливости, честности, правдивости, ответственности, милосердия, отзывчивости, тактичности, добропорядочности, сострадающей и сочувствующей личности.

Опираясь на актуальность этой проблемы в современном обществе и на возраст воспитуемых и обучаемых нами детей, мы стали ближе заниматься этой проблемой.

Следует, однако, заметить, что многие вопросы духовно-нравственного воспитания требуют не изобретения новых приёмов, методов, а разумного использования и системного применения старых, общепринятых. Ибо, как сказал классик, и устарела истина, и стариною бредит новизна.

Для начала мы начали работать над повышением духовности в повседневной работе воспитателя, учителя. Сегодня каждый из нас стремится, чтобы на каждом занятии или уроке присутствовали добро, истина, красота.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с универсальными ценностями, признанными человечеством, обретение ребенком своего «Я», активная реализация потребности в проявлении индивидуальности, а также период, в котором формируется детское сообщество как первый институт социализации ребенка.

В современных условиях родители заняты обеспечением материальной стороной жизни ребенка, постоянная нехватка времени, возникающие вопросы по воспитанию и взаимодействию с ребенком все это побудило к созданию новой формы работы с детьми, создание детско-родительских проектов.

Сотворчество родителей и детей, проведение совместных исследований, наблюдений, оформление своего творческого исследовательского проекта учит их совместному общению, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к познанию нового и экспериментированию, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что помогает при достижении поставленных целей и решении задач развивающего процесса.

Целью детско-родительского проекта — помочь ребенку в его физическом и духовном становлении

Задачи:

  • ознакомление с универсальными ценностями, признанными человечеством;
  • обретение ребенком своего «Я», активная реализация потребности в проявлении индивидуальности активное, заинтересованное, творческое участие семей в реализации проекта;
  • психологическую готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей.
  • развитие педагогической компетентности родителей.
  • расширение словарного запаса детей.
  • развитие мышления, памяти, воображения, креативности.
  • развитие коммуникативных способностей.

Работа основывается на общих принципах воздействия, разработанных в отечественной педагогике.

Ведущими из них являются следующие:

1. Опора на развитие познавательных процессов в онтогенезе, с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства.

2. Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей, как основы повышения поликультурной компетентности дошкольника.

3.Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений.

21. Этапы реализации проектной деятельности

Первый («мотивационный»)

Его главной целью служит формирование мотивационной готовности ребенка к участию в познавательно – исследовательской деятельности с использованием ИКТ.

Второй этап («содержательно-формирующий»)

Основная цель этого этапа состоит в практической разработке и проведению наблюдений и экспериментов.

Третий этап («саморазвивающий»)

Цель этого этапа заключается в совместном анализе родителей и детей результатов наблюдений и исследований, сборе фото и видео материалов, составления медиа- ресурса для презентации своих «Маленьких открытий» в детском саду.

Я вас познакомлю с тремя проектами, которые выстроены по данному принципу. Первый проект «От древних царств до Новейших времён»- защитили Арутюнян Зарина с мамой Кариной Сергеевной, данный проект исследовалось на малой исторической Родине, где посещались известные архитектурные места, научно-исследовательский центр «Матенадаран», изучались исторические материалы и летописи армянского народа. Результатом данного проекта стало: сплочение членов семьи, эмоциональный комфорт, развитие монологической речи у ребенка, творческих данных, а также поисковой грамотности.

Второй проект «Женский головной убор Киргизии»- защитили Бакыева Гулсун с мамой Чинарой Ибрагимжановной, где были представлены разные виды головных уборов у женщин. В процессе этого проекта посещались Музей Кочевой культуры, выставочный зал Киргизской культуры в ВВЦ, были найдены исторические и культурные материалы по данной теме, был передан ритмичность узора и орнамента головного убора в детском рисунке, были прочтены киргизские народные сказки.

Третий проект «Колокол – голос России» защитили Иванова Ксения с мамой Светланой Николаевной, где рассказывалось о чудотворной силе колокола на Руси, как в быту , предупреждая людей об опасности, сопровождал жизнь русского человека от рождения до его смерти через все церковные праздники, торжества и обряды, говорили, что колокол несет в себе силу, способную помогать больным детям, исцеляя их, так и о его духовном , культурном составляющем, в качестве музыкального инструмента. Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов. В данном проекте были изучены исторические материалы, а также были использованы художественные материалы, рассказывание легендарной истории о городе Китеже, была посещена церковь с целью ознакомления ребенка с колоколом и его звоном, также семья посетила Кремль – Царь- колокол и самое главное, как педагог выявила приятную для себя информацию о папе – художнике, он показал Ксении как нужно правильно рисовать колокольный набат.

Все проекты были насыщены полезной информацией даже для взрослых людей.

Результаты психолого-педагогического исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Поэтому в своей работе я хотела сблизить членов данных семей, чтоб они сплоченней взаимодействовали друг с другом. Благодаря детско-родительскому проекту , мне удалось достичь эмоционально комфортного микроклимата в многонациональной группе, где осваивались ценностно-смысловые представления и ориентиры, развивались умения и навыки позитивного общения для взаимодействия с окружающими его людьми, развивались такие духовно-нравственные качества как незлобивость, дружелюбие и миролюбие, сочувствие и милосердие, доброта и взаимопомощь.

И в завершении, хотелось бы подчеркнуть , что развиваемая нами идея формирования культурной идентичности детей старшего дошкольного возраста, обусловливается стойкой убежденностью в своей полной сопричастности нормам и требованиям данной социальной общности .

Нравственные принципы гражданского права (в свете изменений Гражданского кодекса Российской Федерации) (Романец Ю.В.)

Нравственные функции и сущность гражданского права
Фундаментом права вообще и гражданского права в частности является нравственный закон, свыше заложенный в человеческую природу. Подчинение ему — непременное условие жизни. Предназначение права состоит в утверждении этого закона юридическими средствами. Игнорирование нравственной природы права приводит к тому, что юридический закон перестает быть правом и усугубляет нравственный регресс. Жизнь по юридическому закону, не имеющему нравственного содержания, духовно убивает человека и общество. Как известно, государство не может быть благополучным, если стены его будут стоять, а нравы падут.
Одна из нравственных функций права заключается в утверждении нравственного порядка в обществе. Без соблюдения элементарных нравственных норм (не убивать, не красть, не наживаться за счет ближнего) безопасная и цивилизованная жизнь невозможна. Нарушение общепризнанных нравственных норм в отношениях с другими людьми не может считаться личным делом нарушителя, так как нарушает нравственные интересы окружающих и соответственно разрушает нравственный порядок.
Последние изменения Гражданского кодекса РФ сделали закон более нравственно ориентированным. Несмотря на то что принцип утверждения нравственных начал не сформулирован как принцип гражданского права, он находит выражение в иных гражданско-правовых принципах.

Для реализации нравственного предназначения права чрезвычайно важным представляется введение в Кодекс принципа добросовестности, который прямо предписывает необходимость соблюдения нравственных норм при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей. Принцип добросовестности конкретизирован во многих институтах нового ГК.
Однако некоторые изменения ГК дают повод для критических размышлений. Один из постулатов нравственно ориентированной юриспруденции заключается в прямой зависимости жесткости правового регулирования от степени безнравственности поведения правонарушителя. С этой точки зрения в прежней редакции ГК была очень удачная конструкция ст. 169 ГК, предусматривавшая изъятие в доход государства имущества, принадлежащего или причитающегося стороне, умышленно заключившей сделку с целью, заведомо противной основам нравственности. В новом ГК эта норма принципиально изменена: для сделок, совершенных с целью, заведомо противной основам нравственности, предусмотрена двусторонняя реституция, а изъятие в доход государства возможно только в случаях, предусмотренных законом. Такой подход, на мой взгляд, не будет способствовать эффективной борьбе со сделками, грубо нарушающими нравственные нормы.

Аналогичной оценки заслуживает изменение ст. 179 ГК. С точки зрения обеспечения нравственного порядка применение к лицу, допустившему при заключении сделки обман (насилие или угрозу), карательных санкций, выходящих за рамки двусторонней реституции или возмещения убытков, вполне естественно. Однако в новом ГК неблагоприятные последствия такого поведения ограничены двусторонней реституцией и взысканием убытков.
Уровень нравственности современного гражданского права
Несмотря на безусловную «единокровность» нравственного и юридического законов, право по определению имеет ограниченное нравственное содержание. Абсолютные нравственные установления даны человечеству как цель — соединение с Богом, а юридические нормы должны содержать лишь определенный минимум этических предписаний. Содержание нравственных установлений бесконечно, но в этих бесконечных установлениях есть определенный уровень, который все люди обязаны выполнять. Это тот уровень, преступление которого нарушает признаваемые обществом права окружающих. Именно этот уровень нравственности должен обеспечиваться юридическим законом. Например, заповедь о любви к ближнему подразумевает абсолютное самопожертвование вплоть до отдания собственной жизни; но есть определенный уровень этой заповеди, который выражается в недопустимости причинения вреда другому человеку.
Уровень нравственности права зависит от степени нравственности общества. Определяя уровень нравственности закона, следует исходить из того, что право должно утверждать те нравственные ценности, которые общество считает неприкосновенными. К таким ценностям в современном обществе относятся физическая, имущественная и нравственная безопасность, под которой понимается пресечение безнравственных соблазнов.
Можно выделить три уровня поведения в имущественных отношениях и соответствующие им духовно-нравственные характеристики: брать чужое — от сатаны, защищать свое — по-человечески, а отдавать свое — по-божески. Первые два аспекта обязательно должны охватываться юридическим регулированием, так как они связаны с общественной безопасностью и порядком. Закон должен запрещать причинение вреда другому и разрешать защиту против таких посягательств. Если бы удалось правовыми средствами обеспечить хотя бы тот нравственный уровень, при котором исключается посягательство на чужое, предназначение гражданского права можно было бы считать в значительной степени выполненным.
Новый ГК сделал большой шаг в этом направлении. Многие нормы сориентированы на предотвращение нарушения имущественных и личных неимущественных прав и на повышение эффективности защиты от таких нарушений. Как уже было отмечено, законодательно реализован принцип добросовестности. Изменено понятие злоупотребления правом: акцент сделан не на действиях, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а на получении необоснованных выгод за счет другого лица. Установлен запрет на обход закона с противоправной целью. Усовершенствовано публично-правовое регулирование, направленное на пресечение злоупотреблений.
Таким образом, в новом ГК последовательно реализован нравственный уровень, при котором запрещается брать чужое и разрешается защищать свое. А как быть с более высоким нравственным уровнем, предписывающим отдавать свое? Должно ли такое поведение охватываться гражданско-правовым регулированием?
Одна из главных евангельских заповедей предписывает: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас… Отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» <1>. Это то нравственное состояние, к которому должен стремиться человек. Безусловно, право не должно обязывать к такому поведению. Однако это не означает, что закон должен запрещать или ограничивать его. Не понуждая к нравственно совершенному поведению, закон должен создавать для него правовые возможности.
———————————
<1> Евангелие от Луки. 6. 27 — 30.
Более того, в некоторых случаях закон должен ограничивать право на защиту нарушенных интересов. Обеспечивая нравственное право на защиту, закон не должен предоставлять такого права, когда стремление защитить свое становится безнравственным. В правовом регулировании защиты нарушенных прав должна соблюдаться мера, исключающая воспитание в людях безнравственного стремления к беспощадной защите от малейшего нарушения. Закон, поддерживающий сутяжничество, становится средством утверждения безнравственности. Право не должно понуждать к нравственно совершенному всепрощению, но в то же время оно не должно создавать условий и для абсолютного непрощения. Закон, создающий условия для проявления жестокости и немилосердия, нельзя назвать нравственным.
Защита нарушенного права теряет нравственную доброкачественность, когда имущественным иском защищаются права, которые в силу своей природы не могут быть восстановлены имущественным взысканием. В этом аспекте особого анализа заслуживает вопрос о гражданской ответственности за моральный вред. Гражданское законодательство предусматривает денежное возмещение морального вреда. Однако имущественное возмещение морального вреда не соответствует восстановительной природе гражданской ответственности. Денежная компенсация как вид ответственности допустима, когда она восстанавливает нарушенное право, в то время как моральный вред не может быть возмещен в имущественной форме. Оценка физических и нравственных страданий имущественным эквивалентом способствует воспитанию безнравственного сутяжничества.
Общие вопросы реализации в Гражданском кодексе принципа справедливости
Применительно к гражданскому праву справедливость выражается в обеспечении нравственно обоснованного равновесия правовых статусов субъектов путем формирования для каждого вида правоотношений такой совокупности взаимных прав, обязанностей и запретов, взаимодействие которых обеспечивает нравственно должное отношение ко всем его участникам, основанное на нравственных началах добросовестности, справедливого равенства, ответственности, милосердия, соблюдения естественных прав. В контексте гражданских отношений справедливость представляет собой прежде всего нравственно обоснованное равновесие имущественных выгод и обременений.
Справедливое равновесие имущественных выгод и обременений, как правило, обеспечивается путем соблюдения эквивалентности <2>. В новом ГК немало новелл, реализующих принцип эквивалентности. Так, принципиально изменилось регулирование судьбы плодов и доходов, полученных в результате использования вещи, в пользу собственника вещи (ст. 136). Новый ГК более полно регламентировал право на возмещение убытков. В частности, право на возмещение убытков предоставлено лицу, потерпевшему от злоупотребления правом (п. 4 ст. 10). Если недействительная сделка совершена под влиянием обмана, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств, потерпевший вправе требовать возмещения полной суммы убытков, а не только реального ущерба, как было предусмотрено в предыдущей редакции ГК (п. 4 ст. 179).
———————————
<2> Подробнее о гражданско-правовом принципе эквивалентности как выражении принципа справедливости см.: Романец Ю.В. Этические основы права и правоприменения. М.: Зерцало-М, 2012. С 184 — 224.
Принцип эквивалентности выражается не только в тех нормах, которые непосредственно устанавливают соразмерность обмениваемых имущественных благ или возмещаемых потерь. Он охватывает огромный пласт прав, обязанностей и запретов, прямо не касающихся установления цен и определения размера убытков, но являющихся средством обеспечения эквивалентности. Законодатель уделил большое внимание совершенствованию регулирования в этом аспекте. В качестве примера приведу лишь нормы, регламентирующие исковую давность. В ст. 200 ГК, регулирующую начало течения срока исковой давности, внесено существенное изменение, определяющее, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало не только о нарушении своего права, но и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Для исключения несправедливых (неэквивалентных) судебных решений по крайне задавненным требованиям законодатель установил, что по обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности, во всяком случае, не может превышать десяти лет со дня возникновения обязательства.
Признавая принцип эквивалентности важнейшим принципом гражданского права, следует учитывать, что в силу своей нравственной ограниченности он нетождественен принципу справедливости. Применительно к гражданским правоотношениям справедливость выражается не просто в равновесии имущественных выгод и обременении, а в их нравственно обоснованном равновесии, обеспечивающем естественные права, реализуемые в гражданских правоотношениях. Формальная эквивалентность не всегда обеспечивает нравственно обоснованное равновесие. Примером безнравственной абсолютизации формальной эквивалентности может быть законодательная практика одной из стран, в которой тарифы на воздушные перевозки были дифференцированы в зависимости от веса пассажира.
Эквивалентность теряет нравственное качество справедливости, когда становится проявлением жестокости и немилосердия. Кроме того, нравственно обоснованное имущественное равновесие выражается в таком положении, при котором ни на одного из субъектов не возлагается чрезмерное бремя, имущественно уничтожающее человека и фактически лишающее его естественных прав. В некоторых ситуациях такого справедливого равновесия невозможно добиться, руководствуясь формальной эквивалентностью и не принимая во внимание имущественное положение сторон. С нравственной точки зрения справедливая неэквивалентность важнее несправедливой эквивалентности. Поэтому когда отступление от эквивалентности в большей степени способствует утверждению справедливого равновесия, чем ее соблюдение, право должно допускать неэквивалентное регулирование.
К сожалению, этому аспекту реализации принципа справедливости в новом ГК не уделено должного внимания. Можно надеяться, что при дальнейшем совершенствовании гражданского законодательства этот пробел будет восполнен.
Духовно-спасительная цель права
У права есть не только общественно необходимая нравственная цель (обеспечение порядка в обществе), но и духовно-спасительная цель. Право должно помогать человеку в решении главной жизненной задачи — спасение души путем нравственного совершенствования.
Безусловно, принудительно обеспечивая соблюдение нравственных норм, закон воспитывает человека. Но этого воспитания недостаточно для спасительного перерождения человеческого сердца. Иисус Христос предупредил всех нас: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» <3>. Книжники и фарисеи формально очень тщательно исполняли суровые нравственные иудейские законы. Христос сказал, что этого недостаточно для спасения. Следовательно, ревностное соблюдение гражданских законов (какими бы они ни были нравственными) не дает человеку спасения. Для спасения необходима гораздо более глубокая нравственность, суть которой выражена в заповеди Христа о любви к врагам. Воспитание этой нравственности не под силу человеку. Мы не можем сами воспитать в себе способность благотворить ненавидящим нас, любить плюющих нам в лицо и убивающих нас. Эта нравственность — не от мира сего, поэтому человек может обрести ее только Божественной благодатью через веру.
———————————
<3> Евангелие от Матфея. 5. 20.
Государство и закон должны помогать обретению и укреплению веры. Да, нельзя понуждать человека к спасению и вере. Но можно помогать встать на путь спасения. Именно помогать, а не навязывать. Закон не должен препятствовать развитию религиозного мировоззрения. Там, где закон способствует укреплению веры, не навязывая ее, общество нравственно развивается, что, в свою очередь, положительно сказывается на всех сферах жизни, в том числе на общественном порядке. И наоборот: там, где поощряется безбожие, люди теряют нравственность, а общество — юридический порядок.
Это имеет прямое значение для гражданского права. В европейском праве и правоприменительной практике секуляризация общества приобрела такие масштабы, что антирелигиозное воспитание проникло и в сферу гражданского регулирования. В некоторых европейских странах складывается судебная практика привлечения к гражданской ответственности в связи с исповеданием христианских ценностей. Если мы не сделаем правильных выводов из чужого негативного опыта, то и российское гражданское право может потерять нравственную ценность.
Литература
1. Евангелие от Луки. 6. 27 — 30.
2. Евангелие от Матфея. 5. 20.
3. Романец Ю.В. Этические основы права и правоприменения. М.: Зерцало-М, 2012. С. 184 — 224.