Нормы дефиниции примеры

КП / Конституционные нормы

Конституционные нормы: их особенности и виды.

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Понятие «конституционно-правовые нормы» охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права.

Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права.

От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:

1) своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, — в Конституции РФ;

3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, — гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция.

Обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны.

Их принято классифицировать по следующим основаниям:

1) по содержанию. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие — с основами правового статуса человека и гражданина, третьи — с федеративным устройством, четвертые — с органами государства, органами местного самоуправления

2) по юридической силе. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты.

3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования).

4) по характеру предписания. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. (например, ст. 71, 72, 73, 83 — 90, 102, 103 Конституции). Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям.

5) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы — такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.

деятельность Конституционного Суда РФ осуществляется в форме конституционного судопроизводства, в котором обеспечивается соблюдение всех конституционных принципов судопроизводства.

Рассмотренные основания классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими.

6.3. Нормы-принципы и нормы-дефиниции в налоговом праве

В механизме правового регулирования налоговых отношений нормы-принципы и нормы-дефиниции выступают нормами общего содержания. Они устанавливают общие определения для налогового права либо исходные начала (принципы) налогообложения соответственно.

Нормы-дефиниции и нормы-принципы не формулируют деталей налогово-правового регулирования, а содержащиеся в них правила поведения не находят четкого выражения в налогово-правовом акте. Это нормы, которые определяют правовые принципы, понятия, категории, имеющие юридическое значение. Поэтому их обязательно следует учитывать при применении любых соответствующих им конкретных норм налогового права. Правило поведения в такой норме выражено в самых общих чертах и может быть выведено лишь после соответствующего анализа.

Принцип построения системы налогов и сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой системы государства, предопределяющее возможность норм налогового права и формирующее различные подходы к их толкованию, разрешению коллизий и восполнению пробелов.

Нормы принципы обладают значительной спецификой в структуре механизма налогово-правового регулирования. Им присущ базовый характер, поскольку, являясь предписаниями основополагающего характера, нормы-принципы определяют цели и функциональную направленность всех иных налогово-правовых норм.

Нормы-принципы носят абстрактно-обобщающий характер. Они регулируют ключевые аспекты налоговой сферы и представляют собой обобщающие правовые категории. Также они конкретизируются посредством иных правовых норм. Именно эта особенность норм-принципов налогового права делает их незаменимыми при толковании иных правовых норм законодательства о налогах и сборах и разрешении коллизионных ситуаций в сфере налогообложения.

Нормы-принципы имеют стабильный характер, обладают устойчивостью, что позволяет им выполнять роль долговременных правовых ориентиров в системе налогового законодательства.

В НК РФ нормы-дефиниции содержатся в основном в ст. 11, однако используемые в законодательстве о налогах и сборах понятия и термины не ограничиваются приведенными в указанной статье. Одной из задач части 1 НК РФ является формирование понятийного аппарата налогового законодательства, поэтому термины и понятия определены и в соответствующих статьях первой части.

Статья 11 НК РФ предусматривает следующие способы формирования понятийно-терминологического аппарата:

– использование в НК РФ понятий и терминов, ранее определенных в других отраслях законодательства в том значении, в каком они применяются в этих отраслях. Часть 1 ст. 11 НК РФ содержит положение о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено в НК РФ.

– использование специфических понятий и терминов законодательства о налогах и сборах в значениях, определяемых в НК РФ. Такие понятия, как «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налогооблагаемая база» и др., должны иметь единообразное определение, которое следует закреплять именно в НК РФ и распространять на все принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые правоотношения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

>Нормы дефиниции примеры в конституции рф

Конституционно-правовые нормы, институты и отношения

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные пра­вила, установленные или санкционированные государством, обеспе­ченные государственным принуждением или его угрозой и регулирую­щие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся прежде всего в конституции как высшем и основном законе страны, а также в конституционных и иных законах и других правовых актах.

Конституционно-правовые отношения — это такой вид правоот­ношений, который базируется на нормах конституционного права и обеспечивает их реализацию. Хотя большинство конституционно-пра­вовых норм порождают соответствующие конкретные правоотноше­ния, тем не менее нельзя не учитывать, что в конституционном праве, как уже отмечалось, имеются и такие очень общие по характеру и со­держанию нормы (нормы-принципы, нормы-декларации и др.), кото­рые непосредственно не порождают таких правоотношений. Напомним также из курса общей теории права, что для возникновения конкретно­го правоотношения недостаточно наличия лишь нормы права, посколь­ку для этого необходимо еще наступление определенного юридическо­го факта (события, действия и др.), приводящего нормы права в дейст­вие, а также наличие субъектов этих правоотношений, наделенных со­ответствующими правами и обязанностями.

Нормы дефиниции: понятие и принципы

Правовая норма рассматривается как определенное правило поведения. Оно считается обязательным для всех лиц. Невыполнение правила влечет ответственность. В переводе с латинского норма означает «точное предписание», «образец». После опубликования (обнародования) она наделяется государственно-властным характером. Круг лиц, на которых распространяется ее действие, не определен. В него входят все граждане, организации, госорганы. Исходя от государства, норма охраняется им же.

Анализируя вышесказанное, можно заключить следующее. Нормы дефиниции представляют собой такие положения, в которых разъясняются основные понятия, используемые в законодательных актах, для которых недопустимо двоякое толкование. Это означает, что ключевой их задачей выступает точное и четкое определение той или иной категории либо события. Любое неоднозначное толкование понятий может привести к нарушениям при применении законов на практике. Это, в свою очередь, может повлечь ущемление интересов граждан, юрлиц, государства, госорганов и прочих субъектов, участвующих в тех или иных отношениях. Нормы дефиниции должны быть понятны не только законодателю или институтам власти, но и населению. В этой связи формулировки определений должны содержать по возможности простые слова, значение которых не нужно объяснять дополнительно. Вместе с этим дефиниции должны давать максимально полное определение той или иной категории. В разъяснении не может быть пробелов или недосказанности.

Нормы дефиниции в конституции рф примеры

  • Определяет единые границы, единый характер деятельности для всех входящих в нее субъектов. Это свойство права закреплено термином «нормативность».
  • Абстрактность, то есть она не задевает интересы какого-то конкретного круга лиц, объектов.
  • Ее представительно-обязывающий характер. Предоставляя право одному человеку поступать каким-то образом, она дает право другому человеку поступать аналогично или воздержаться от действий.
  • Общеобязательность правовой нормы для всего круга лиц, попадающий под ее область влияния, а не конкретно определенное лицо.

Суд состоит из двенадцати судей. Судебные заседания проводятся в присутствии минимум двух третей всего судейского состава. Однако судебные слушанья проводятся не по всем поступающим жалобам. Нередки случаи, когда суду достаточно тех материалов, которые были направлены с жалобой, а также высказанных ранее правовых позиций органов судебной власти, чтобы разрешить дело без проведения судебного слушанья. Принятие таких решений происходит без вызова сторон в суд.

Нормы дефиниции в конституции рф примеры статей

Вместе с тем в силу требований норм международного права некоторые социально-экономические права и свободы человека поставлены в один ряд с гражданскими и политическими правами, что означает необходимость обеспечения их равной доступности и эффективной правовой защиты во всех странах мирового сообщества безотносительно к имеющимся у них экономическим и финансовым ресурсам (ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах). К правам такого рода относятся:

ДЕЛО НИКИТИНА (оспаривание положений Приказа Министерства обороны РФ № 055)
1. Жалоба А. К. Никитина в Верховный Суд РФ от 17.07.2001;
2. Объяснение Министерства обороны РФ на жалобу А. К. Никитина;
3. Возражения Министерства обороны РФ на жалобу А. К. Никитина, сентябрь 2001;
4. Решение Верховного Суда РФ от 12.09.2001;
5. Кассационная жалоба Министерства обороны РФ на решение Верховного суда от 25.09.2001;
6. Объяснения на жалобу А. К. Никитина в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ от 28.09.2001;
7. Кассационная жалоба А. К. Никитина в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ, 28.09.2001;
8. Определение Верховного Суда РФ от 06.11.2001;
9. Протест Заместителя Генерального прокурора РФ в Президиум Верховного Суда РФ от 15.02.2002;
10. Объяснения на протест от 26.03.2002;
11. Возражения на протест от 26.03.2002;
12. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27.03.2002;
13. Определение Верховного Суда РФ от 31.05.2002;
14. Частная жалоба в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ от 09.07.2002;
15. Определение Верховного Суда РФ от 05.09.2002.
ДЕЛО ПАСЬКО (оспаривание Приказа Министерства обороны РФ № 055)
16. Жалоба Г. М. Пасько в Верховный Суд РФ от 9.01.2002;
17. Возражение Министерства обороны РФ на жалобу Г. М. Пасько от12.02.2002;
18. Письмо Министерства юстиции РФ от 11.02.2002;
19. Решение Верховного суда РФ от 12.02.2002;
20. Кассационная жалоба Министерства обороны РФ от 18.02.2002;
21. Дополнение к кассационной жалобе Министерства обороны РФ от 19.03.2002;
22. Кассационная жалоба Г. М. Пасько от 28.02.2002;
23. Объяснение Г. М. Пасько на кассационную жалобу Министерства обороны РФ от 26.03.2002;
24. Определение Верховного суда РФ от 7.05.2002;
25. Определение Верховного суда РФ от 31.05.2002;
26. Частная жалоба Г. М. Пасько от 01.07.2002;
27. Определение Верховного суда РФ от 24.09.2002.
ДЕЛО НИКИТИНА (оспаривание положений Указа Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 года и ГПК РСФСР)
28. Жалоба А. К. Никитина в Конституционный Суд РФ, ноябрь 2001
29. Письмо Секретариата Конституционного суда РФ от 26.12.2001;
30. Жалоба А. К. Никитина в Верховный Суд РФ от 4.01.2002;
31. Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2001;
32. Частная жалоба в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ, 21.02.2002
33. Определение Верховного Суда РФ от 02.04.2002;
34. Жалоба А. К. Никитина в Конституционный Суд РФ, апрель 2002;
35. Письмо Секретариата Конституционного Суда РФ от 28.06.2002.
ДЕЛО НИКИТИНА (оспаривание положений УПК РСФСР)
36. Жалоба А. К. Никитина в Конституционный Суд РФ от 05.09.2000;
37. Письмо Советника Управления Конституционных основ уголовной юстиции от 29.09.2000;
38. Заявление А. К. Никитина в Конституционный Суд РФ от 05.01.2001;
39. Письмо начальника управления Конституционных основ уголовной юстиции от 22.06.2001;
40. Ответы на вопросы, поставленные судьей Конституционного суда РФ Г. А. Жилиным;
41. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.2002.
ДЕЛО НИКИТИНА (оспаривание положений Закона РФ «О государственной тайне»)
42. Жалоба А. К. Никитина в Конституционный Суд РФ, январь 2002;
43. Заявление А. К. Никитина в Конституционный Суд РФ;
44. Определение Конституционного Суда РФ от 13.06.2002.
ДЕЛО ПАСЬКО (оспаривание положений Приказа Министерства обороны № 010)
45. Жалоба Г. М. Пасько в Верховный суд РФ от 9.01.2002;
46. Возражения на жалобу Г. М. Пасько от 12.02.2002;
47. Решение Верховного суда РФ от 13.02.2002;
48. Кассационная жалоба Министерства обороны РФ от 26.02.2002;
49. Определение Верховного суда РФ от 07.05.2002.
История дела Никитина
Александр Константинович Никитин — бывший офицер-подводник и инспектор ядерной безопасности, позднее ставший работать с экологическими проблемами, начал работать в объединении «Беллона» в 1994 году. В феврале 1996 года он был арестован и обвинен в шпионаже за участие в написание доклада «Беллоны» о ядерной безопасности на Северном флоте.

Нормы дефиниции пример в конституции рф

Норма права – понятие, принятое и узаконенное государством, обязательное к исполнению всеми, определяющее действия всех членов общества, затрагивающее неконкретное число одинаковых случаев, и обращено ко всем, кто оказался в области деятельности данного права.

Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», который закрепляет в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами, отвечающими нормативно установленным требованиям (статьи 9-13, 14-15 и др.). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 июня 2012 года № 16-П, такой порядок направлен на то, чтобы не допустить обладания оружием лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и использование.

Конституционно-правовые нормы в РФ

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83-90, 102, 103 Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ

Назначение в механизме правового регулирования является основанием для классификации норм на материальные и процессуальные. Материальные нормы предусматривают правила поведения, определяют правовое положение субъектов. Например, ч. 1 ст. 104 Конституции РФ устанавливает право законодательной инициативы определенных субъектов. Процессуальные нормы устанавливают способы и формы реализации материальных норм. Так, нормами Регламента Государственной Думы устанавливается, в частности, порядок реализации права законодательной инициативы.

По степени определенности предписаний выделяют императивные и диспозитивные нормы. В императивных нормах однозначно определен вариант поведения субъекта в определенных обстоятельствах. Например, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ (ч. 1 ст. 75). Диспозитивные нормы предусматривают возможность выбора варианта поведения. Так, в соответствии с п. «б» ст. 83 Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

Это общее положение о юридической силе решений Конституционного Суда РФ уточняется и дополняется рядом других. Установлено, в частности (см. ч. 6 ст. 125 Конституции РФ), что акты либо их отдельные части, признанные противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу и не могут применяться. Если какой-то суд либо иной орган все же вынесет решение, ссылаясь на правовой акт, признанный неконституционным, то это решение исполнению не подлежит и должно быть пересмотрено в установленном законом порядке. Подчеркивая юридическую силу решений, принимаемых Конституционным Судом РФ, ч. 2 ст. 79 Закона предусматривает: “Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта”.

Данное обстоятельство может сказать многое о юридической силе решений Конституционного Суда РФ. О ней же может многое сказать и предписание ст. 6 Закона о Конституционном Суде, где сказано, что решения этого Суда “обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений”.