Незаконная добыча песка

Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов

СТ 8.13 КоАП РФ

1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

5. Загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 8.13 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны водных объектов.

Предметом правонарушения являются правила охраны водных объектов. Указанные правила регламентированы ВК РФ.

2. Объективная сторона правонарушения представляет собой нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления (ч. 1 комментируемой статьи).

3. Объективная сторона правонарушения представляет собой невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования (ч. 2 комментируемой статьи).

4. Объективная сторона правонарушения представляет собой незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов (ч. 3 комментируемой статьи).

5. Объективная сторона правонарушения представляет собой нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.45 КоАП РФ (ч. 4 комментируемой статьи).

6. Объективная сторона правонарушения представляет собой загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах (ч. 5 ст. 8.13 КоАП РФ).

7. Субъекты правонарушений перечислены в санкциях данной статьи.

8. Субъективная сторона по всем составам — умышленная вина.

9. Протоколы о правонарушениях (по ч. ч. 1 и 3 — 5 комментируемой статьи) составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

10. Дела об административных правонарушениях по анализируемой статье рассматривают должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов; а в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному надзору, — соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. ст. 23.23 и 23.23.1 КоАП РФ); по ч. 1 комментируемой статьи — также должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. 23.22 КоАП РФ). Если возникнет необходимость применения по ч. 2 данной статьи более строгого наказания в виде административного приостановления деятельности, дело подлежит передаче на рассмотрение судье (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Уголовная ответственность

Уголовным преступлением как вообще, так и в сфере недропользования, признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Не является преступлением действие, равно и бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу своей малозначительности не представляющие общественной опасности.

Именно общественная опасность является критерием, с помощью которого законодатель дифференцирует деликты (проступки) на преступления, административные и гражданско-правовые правонарушения и дисциплинарные проступки.

УК РФ предусматривает следующие виды наказания : —

штраф; —

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; —

лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; —

обязательные работы; —

исправительные работы; —

ограничения по воинской службе; —

конфискация имущества; —

ограничение свободы; —

арест; —

содержание в дисциплинарной воинской части; —

лишение свободы на определенный срок; —

пожизненное лишение свободы; —

смертная казнь.

УК РФ предусматривает наказание за следующие виды преступлений, связанных с пользованием недрами : 1.

Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, наказываются штрафом (ст. 255 УК РФ).

Цель данной нормы — подкрепление уголовно-правовыми средствами правопорядка в сфере охраны и использования недр при создании и эксплуатации горнодобывающих предприятий и подземных сооружений, а также уголовно-правовая защита площадей залегания полезных ископаемых от самовольной застройки.

Правила охраны недр при проведении указанных видов работ регламентируются горным и экологическим законодательством. Они содержатся в нормативно-правовых актах, являются правовыми нормами и устанавливают основания, условия, порядок и иные требования к проектированию, размещению, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Эти правила являются обязательными к исполнению при осуществлении указанных работ. Их значение и необходимость учета (применения, исполнения, реализации) определяются предметом осуществляемых процессов, т.е. горнодобывающими предприятиями или подземными сооружениями.

Действия по нарушению правил охраны недр состоят в затоплении, обводнении, пожарах, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; в загрязнении недр (в частности, при подземном хранении нефти, газа), иных веществ и материалов, размещении отходов производства, сбросе сточных вод; нарушении порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; накоплении промышленных отходов в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения, и др.

Бездействие может состоять в непринятии мер по обеспечению наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, несоблюдении условий лицензии на добычу полезных ископаемых, непроведении надлежащего и полного геологического изучения недр, предваряющего принятие решений о строительстве горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, и т.п.

И действия, и бездействие нарушают требования по обеспечению возможности извлечения полезных ископаемых из недр; охраны объектов строительства, технологического оборудования, подземных сооружений и т.п. от вредного влияния горных работ; охраны горных выработок от проникновения в них вредных веществ; охраны месторождений полезных ископаемых от затопления и других вредных факторов, осложняющих их разработку; охраны окружающей среды от строительства и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Под самовольной застройкой площадей залегания полезных ископаемых понимается возведение любых сооружений, включая непроизводственные, без получения соответствующего разрешения специально уполномоченных органов, если обязательность получения такого разрешения установлена Законом «О недрах» и иными нормативноправовыми актами.

Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления Государственным фондом недр или его территориального подразделения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения указанных органов и органов Государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки. При отсутствии полезных ископаемых, подтвержденном соответствующим заключением, разрешения на застройку не требуется.

Соблюдение правил собственно застройки площадей залегания полезных ископаемых при отсутствии указанного разрешения не устраняет незаконности застройки. Как незаконная (самовольная) застройка могут быть квалифицированы действия, совершаемые с несоблюдением условий, на которых разрешена застройка. 2.

Нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне (ст. 253 УК РФ).

УК РФ устанавливает ответственность за: —

незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне зон безопасности; —

нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства; —

исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа или исключительной экономической зоны, проводимые без соответствующего разрешения.

Целью статьи является охрана континентального шельфа и исключительной экономической зоны как важнейшего элемента окружающей среды от незаконного воздействия и обеспечение суверенитета России.

Данная статья включает несколько деяний, содержащих признаки предусмотренных ею составов преступления и разграничивающихся по характеру действий и бездействия, а также по предмету посягательства.

Под незаконным возведением сооружений на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне понимается строительство любых сооружений, независимо от целей такого строительства, если на это не было получено разрешение, предусмотренное действующими нормативно-правовыми актами, выданное в надлежащем порядке управомоченными на то органами, либо строительство сооружений с отступлением от условий полученного разрешения. Разрешение предоставляется на осуществление указанного в нем вида деятельности в течение определенного срока и устанавливает условия деятельности.

Разрешения выдаются в соответствии с целями использования, т.е. для регионального изучения, поиска, разведки, разработки минеральных ресурсов континентального шельфа, и иными законными целями.

Вокруг искусственных островов, установок и сооружений устанавливаются зоны безопасности для проведения исследований, разведки и разработки богатств континентального шельфа на расстоянии не более 500 м от каждой точки их внешнего края.

Нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства может совершаться путем как действия, так и бездействия и состоять в выборе, например, порядка эксплуатации законно возведенного сооружения, противоречащего действующим правилам, в невыполнении действий, прямо предписанных правилами либо условиями разрешения.

Необходимо отметить, что перечисленные деяния совершаются умышленно. Лицо осознает общественную опасность своих действий или бездействия и совершает их по собственному желанию. Ссылки на возможность совершения данного преступления по неосторожности в законе не содержится.

Составы преступлений, предусмотренных комментируемой статьей, следует разграничивать с составами административных правонарушений, предусмотренных КоАП, ст. 561 «Незаконная выдача лицензии (разрешения), а равно произвольное изменение условий выданной лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на континентальном шельфе» (ч. 3 и 4); ст. 562 «Нарушение действующих стандартов (норм, правил) и условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе»; ст. 563 «Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе» КоАП. Разграничение осуществляется по объективной стороне деяния и с учетом степени его общественной опасности.

В случае захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе с нарушением установленных правил уголовная ответственность в зависимости от видов и опасности отходов, веществ и других материалов наступает либо по ст. 247 УК РФ, либо по ст. 252 УК РФ, либо по ст. 571 КоАП «Нарушение правил захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации». 3.

Загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ).

Применительно к освоению полезных ископаемых данная статья предусматривает ответственность за загрязнение морской среды вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды.

Цель данной статьи состоит в уголовно-правовой охране от загрязнения морской среды, обеспечении правомерного использования моря и ряде других охраняемых законом интересов.

Сферой действия нормы является охрана окружающей среды при разведке и добыче полезных ископаемых, использовании морской среды.

Охрана морской среды от загрязнения регламентируется многочисленными международно-правовыми актами, нормами внутреннего законодательства, подзаконными нормативными актами.

Правила захоронения и сброса в морскую среду различных веществ, материалов и отходов, правила эксплуатации искусственно возведенных в море сооружений (платформ, искусственных островов и т.п.) устанавливаются законом «О континентальном шельфе», постановлениями Правительства РФ и ведомственными нормативными актами. 4.

Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ).

Применительно к недропользованию данная статья предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

Объектом данного преступления является общественная безопасность при ведении горных, строительных и иных работ, а в отдельных случаях — жизнь людей и собственность.

Нарушение правил возможно как действием вопреки правилам, так и путем бездействия, когда правила предписывают действовать определенным образом. 5.

Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, а также нарушение правил сдачи их государству (ст.ст. 191, 192 УК РФ).

Данные статьи предусматривают ответственность за уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья или поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней, если это деяние совершено в крупном размере, а также совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством РФ, а равно их незаконные хранение, перевозка или пересылка.

Целью статьи является охрана установленного в законе порядка оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и сделок с ними.

Деятельность по совершению операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями регулируется Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», постановлениями Правительства РФ и другими актами.

Аффинаж — это процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, либо международным стандартам.

Действия, состоящие в обязательной сдаче на аффинаж добытых и произведенных драгоценных металлов, должны осуществляться в строгом соответствии с установленными правилами с тем, чтобы обязательная сдача на аффинаж не влекла за собой сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам (ст. 168 УК РФ). При этом правовой оценке подлежит сохранение либо переход права собственности на драгоценные металлы после аффинажа, соблюдение технологического процесса, обеспечивающего качество, определенное в нормативно-правовом порядке.

Обязанность сдачи минерального сырья на переработку, включая аффинаж, возложена на пользователя недр, который обязан заключить договор только с предприятием-переработчиком и аффинажным заводом, причем транспортировка минерального сырья должна осуществляться только специализированными предприятиями, которым это сырье передается.

Добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ. Право собственности на драгоценные металлы после аффинажа сохраняется за их первоначальными собственниками, если иное не оговорено условиями сделок. Порядок работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, а также порядок оплаты предоставляемых этими организациями услуг и предельные сроки проведения аффинажа устанавливаются Правительством РФ.

Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа определяется Правительством РФ. 12.4.4.

Природоохранная прокуратура разъясняет: ответственность за незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых.

Самовольное пользование недрами на территории Приморского края в последнее время приобрело угрожающие масштабы.

В этой связи Приморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что в силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Статьей 11 Закона РФ «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Таким образом, действующее законодательство в области недропользования однозначно предписывает, что использование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, в частности песчано-гравийных смесей, гранита, песчаника и прочего камня для памятников и строительства, осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке.

Любое иное пользование участками недр влечет административную и даже уголовную ответственность.

Так, частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 158 (за тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью) и ст. 171 Уголовного кодекса РФ (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).

Максимальное наказание, предусмотренное ст. 158 УК РФ, – лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Статьёй 171 УК РФ также предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Ситуация с самовольным пользованием участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, находится на постоянном контроле Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры.

Так, в мае – сентябре текущего года Приморской природоохранной прокуратурой проведены проверки соблюдения законодательства о недропользовании, по результатам которых выявлены факты самовольной добычи общераспространенных полезных ископаемых (категории гранит, песчаник и прочий камень для памятников и строительства). Указанные факты зафиксированы на карьерах, расположенных в районе пос. Филино Дальнереченского муниципального района с объемом выработки около 42 700 куб. м, а также на территории Арсеньевского городского округа с объемом выработки около 17 500 куб. м.

По результатам произведенных совместно с сотрудниками департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края осмотров незаконных карьеров подсчитан размер причиненного Российской Федерации ущерба в результате производства добычных работ, который в общей сложности составил порядка 63 млн. рублей.

Материалы проверки направлены природоохранным прокурором в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

По итогам их рассмотрения по факту незаконного изъятия и обращения в чужую собственность полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью, возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража в особо крупном размере), а также ч. 2 ст. 171 УК РФ (осуществление предпринимательской деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода в особо крупном размере).

В настоящее время по уголовным делам производится предварительное расследование.

Приморская межрайонная природоохранная прокуратура

>Публикации

Не дать разграбить природные богатства

Майор полиции Илья МИЩЕРИН, начальник 10-го отдела Управления «Р» Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Однако вопрос нахождения природных богатств в частной собственности является исключительно теоретическим. Согласно действующей редакции Закона «О недрах» недра и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью.

В настоящее время единственной формой реализации прав недропользования на разработку месторождений является лицензирование.

Процесс лицензирования реализуется в форме предоставления права на геологическое изучение и разработку участков недр федерального значения (право на осуществление хозяйственной деятельности предоставляется Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными подразделениями), а также геологическое изучение и добычу полезных ископаемых на участках недр местного значения, находящихся в ведении региональных органов исполнительной власти. Соответственно, на федеральном уровне регулируется добыча таких полезных ископаемых, как нефть, газ, уголь, драгоценные камни, драгметаллы и прочие ископаемые. К зоне регулирования местных органов исполнительной власти относятся общераспространённые полезные ископаемые – песок, гравий, торф, глина и прочие.

Министерством внутренних дел Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями на постоянной основе проводятся организационные и практические мероприятия, направленные на выявление, предупреждение и пресечение деятельности организованных групп и преступных сообществ, участники которых специализируются на незаконной добыче, перевозке и обороте природных ископаемых, в том числе – драгоценных металлов и драгоценных камней.

Так, территориальными органами МВД России в 2017 году проведено более 1060 мероприятий в отношении добывающих компаний, предприятий-производителей, оптовых организаций, организаций розничной торговой сети в сфере драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, за текущий период 2018 года – более 873, в результате которых выявлен ряд значимых преступлений.

Например, СЧ СУ УМВД России по Костромской области, по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 191 УК РФ (Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга), возбуждено уголовное дело в отношении генерального директора коммерческой организации, который совершил сделку по незаконной продаже золота в виде гранул и слитков на сумму 6,7 миллиона рублей. По той же статье СЧ СУ МУ МВД России «Красноярское» возбуждено уголовное дело в отношении заместителя директора и учредителя другой фирмы по факту незаконного хранения и перевозки драгоценных металлов, рыночная стоимость которых составила более 5,5 миллиона рублей.

Также МВД России на постоянной основе принимаются меры, направленные на выявление и перекрытие каналов вывоза с территории страны незаконно добытых драгоценного металла и драгоценных камней. Так, в начале этого года возбуждено уголовное дело в отношении гражданки, которая при прохождении зоны таможенного контроля Домодедовской таможни АВК Домодедово не указала в таможенной декларации и не предъявила свёрток с природными огранёнными алмазами (бриллиантами), отнесёнными законодательством к стратегически важным ресурсам и подлежащими контролю на территории Российской Федерации. Рыночная стоимость драгоценных камней составила более 8 миллионов рублей.

Кроме того, в рамках декриминализации рассматриваемой отрасли в регионах, на территории которых активно осуществляется добыча драгоценных металлов, запланировано проведение дополнительных оперативно-разыскных и профилактических мероприятий в летний период 2018 года. Такие мероприятия направлены на пресечение деятельности как лицензированных организаций, ведущих добычу золота за пределами границ выданных им лицензий, так и артелей нелегальных старателей. Кстати, последние на профессиональном лексиконе золотодобытчиков называются «хищниками» и ведут себя соответствующим образом. Они осуществляют незаконную деятельность на территории заповедников, взрывают горную породу. В результате их варварских действий уничтожаются нерестилища, загрязняются реки, разрушаются места обитания редких животных и растений.

Помимо обнаружения стоянок «хищников» перед оперативниками стоит задача установить и места складирования добытого драгоценного металла, так как сам факт наличия у старателей оборудования для золотодобычи никакого криминала не составляет.

Такие мероприятия имеют, скорее, профилактический эффект, так как возбудить в отношении нелегальных золотодобытчиков уголовные дела зачастую оказывается проблематично. Законодатель установил, что для наступления уголовной ответственности незаконный оборот должен быть совершён в крупном размере – на сумму свыше 2250 тысяч рублей, что соответствует стоимости примерно 1 килограмма золота. А поскольку старатели обычно выносят из тайги значительно более мелкие партии, по 200–300 граммов, то наказание им ограничивается административной ответственностью, предусмотренной ст. 19.14 (Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учёта и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих) Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Помимо деятельности по пресечению незаконного оборота драгметаллов и драгоценных камней сотрудниками полиции проводится работа по декриминализации янтарной и нефритодобывающей отраслей. Данные минералы относятся к полудрагоценным камням и на их оборот не распространяются ни ограничения, предусмотренные Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», ни, соответственно, уголовная ответственность по ст. 191 УК РФ. Но в отношении лиц, занимающихся их незаконной добычей, действуют другие статьи Уголовного кодекса РФ.

В настоящее время уголовно-правовая практика квалификации действий по незаконному извлечению полезных ископаемых из недр квалифицируется по нескольким статьям УК РФ, как то: 171 (Незаконное предпринимательство), 158 (Кража), 254 (Порча земли), 255 (Нарушение правил охраны и использования недр). Также в некоторых случаях лица, совершившие аналогичные противоправные деяния, привлекаются к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, например, по ч. 3 ст. 8.13 (Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространённых полезных ископаемых) либо по ч. 1 ст. 7.3 (Пользование недрами без лицензии).

Так, уголовное дело по п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ возбуждено в отношении генерального директора коммерческой организации, который, не имея лицензии на пользование недрами, осуществил в районе Горлыкгольского месторождения в Республике Бурятия незаконную добычу нефрита общей массой 112 тонн и стоимостью более 103 миллионов рублей.

Также в настоящее время нарабатывается практика возбуждения уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ (Контрабанда стратегически важных товаров). Это связано с тем, что значительные объёмы нефрита вывозятся из России в Казахстан, а оттуда – в КНР.

Так, в январе этого года сотрудниками ФСБ России по Новосибирской области совместно с сотрудниками Новосибирской таможни обнаружен и изъят необработанный природный минерал нефрит массой около 3 тонн, рыночная стоимость которого составляет около 13 миллионов рублей. Гражданин Казахстана с неустановленным соучастником пытались переместить его через Государственную границу Российской Федерации в Республику Казахстан под видом строительного камня.

Следует отметить, что неоднозначность трактования используемых в Федеральном законе «О недрах» терминов, а также сама специфика недропользования порождают множество правовых коллизий, не позволяющих органам внутренних дел эффективно противостоять противоправным посягательствам на государственную собственность. По причинам, связанным в том числе с несовершенством законодательства РФ за преступления против собственности, во многих случаях лица, самовольно добывающие полезные ископаемые, вообще не привлекаются ни к одному из видов юридической ответственности.

Так, сложности возникают при квалификации незаконной добычи полезных ископаемых на разведанных месторождениях как хищения. Принципиальным является сам вопрос правомерности применения понятия хищения к объектам недвижимости – участкам недр, содержащим полезные ископаемые. По мнению ряда правоприменителей, предметом хищения может быть исключительно результат общественного труда – добытое полезное ископаемое, оприходованное надлежащим образом, имеющее точную стоимостную и количественные характеристики. Но подобное толкование предмета хищения неоправданно сужает сферу применения уголовного закона. Представляется разумным, что разведанные запасы и учтённые месторождения полезных ископаемых являются обособленными от окружающей природной среды, поскольку обособление (выделение) из окружающей среды происходило в результате приложения человеческого труда, их запасы предположительно определены и оценены.

Тем не менее имеющая место практика порождает необходимость квалификации преступления по другой статье – ст. 171 УК РФ (Незаконное предпринимательство). Однако условием для её применения является либо причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству, либо извлечение дохода в крупном (особо крупном) размере. И то и другое составляет сумму, превышающую 1,5 миллиона рублей.

При том что стоимостные критерии отнесения противоправного деяния в уголовно-правовую плоскость кажутся не очень значительными, следует учитывать незначительную стоимость извлекаемых полезных ископаемых. Так, стоимость кубического метра карьерного песка составляет примерно 300 рублей. С учётом грузоподъёмности самой распространённой карьерной техники – автомобиля КамАЗ, которая составляет 6 кубометров, для квалификации действий по ч. 1 ст. 171 УК РФ следует зафиксировать добычу песка в объеме 833 КамАЗа. А чтобы преступление потянуло на вторую часть – свыше трёх тысяч. Документально зафиксировать загрузку и перемещение такого количества автомобилей крайне проблематично.

Также головной болью сотрудников органов внутренних дел являются изменения, внесённые в Закон Российской Федерации «О недрах», касающиеся расширения прав собственников земельных участков, землепользователей и арендаторов в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространённых полезных ископаемых. Ведь далеко не все используют предоставленные землепользователю права по прямому назначению, а в большинстве случаев сопоставить объём добытого полезного ископаемого и фактически израсходованного для собственных нужд не представляется возможным.

Тем не менее в ряде случаев всё же удаётся возбудить уголовные дела в отношении «самостийных» копателей. Так, в ходе проведённых 10-м отделом Управления «Р» ГУЭБиПК МВД России и Министерством экологии и природопользования Московской области в Дмитровском районе Подмосковья мероприятий установлен факт промышленной разработки торфяных пластов мощностью около двух метров на площади свыше 34 гектаров. С целью конспирации работа по незаконной добыче торфа проводилась исключительно в ночное время с помощью четырёх экскаваторов с последующей погрузкой в крупнотоннажные машины. Осмотром участка незаконной торфоразработки установлено, что добыча торфа осуществляется в течение нескольких лет, отработанные карьерные выемки обводнены и заболочены на площади свыше 100 гектаров. Предварительно рассчитанный ущерб, нанесённый недрам в результате незаконной торфоразработки, составил свыше 200 миллионов рублей.

По имеющейся информации, незаконно добытый торф в последующем проходил переработку в почвогрунт, в дальнейшем используемый для выполнения программы озеленения г. Москвы.

Неудивительно, что в непосредственной близости от строительства крупнейших объектов инфраструктуры в Подмосковье как грибы после дождя начинают появляться рыбонагульные пруды, создание которых оканчивается сразу же после извлечения из земли полезного ископаемого. В дальнейшем несостоявшийся пруд заболачивается и становится пристанищем для лягушек и комаров. А в случае проведения проверок землепользователи предоставляют документы, что извлечённые в целях обустройства пруда торф, песок или щебень находятся на хранении в фирме «Рога и копыта». (Естественно, никаких полезных ископаемых ООО «Рога и копыта» не хранит, поскольку существует только на бумаге.)

Получается, что на первый взгляд такой простой вопрос, как охрана подземных богатств, на самом деле сопряжён с рядом трудностей, не позволяющих в полной мере органам внутренних дел реализовывать возложенные на них обязанности.

С целью исправления ситуации представляется целесообразной выработка Верховным Судом РФ своей позиции по данной проблеме и дополнение текста Постановления Пленума от 27.12.2002 № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» соответствующими разъяснениями, согласно которым незаконную добычу полезных ископаемых, в том числе общедоступных, суды должны рассматривать как хищение, вне зависимости от способа его совершения, либо в дальнейшем устанавливать уголовную ответственность за незаконные разработку участков недр и добычу полезных ископаемых путём дополнения УК РФ специальной нормой.

Фото предоставлены ГУЭБиПК МВД России