Нецелевое использование бюджетных средств

Что такое нецелевое использование бюджетных средств?

Один из принципов бюджетной системы – принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38 БК РФ). Он гласит, что бюджетные средства выделяются только с указанием цели их использования. Следовательно, их нужно использовать на расходы в соответствии с бюджетной сметой или другим документом.

Средства из бюджета получают органы государственной власти, органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств и казенные учреждения, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета (статья 6 БК РФ). Какие же расходы учреждения будут считаться нецелевым использованием бюджетных средств?

Вы преступите закон, если нарушите условия предоставления субвенций и субсидий, неправильно определите код бюджетной классификации или используете средства:

  • на цели, не предусмотренные бюджетной сметой казенного учреждения (или предусмотренные, но в больших суммах);
  • чтобы оплатить работы и услуги, не связанные с деятельностью вашего учреждения.

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

За нецелевое использование бюджетных средств предусмотрены три вида ответственности.

Самое легкое наказание – бюджетные меры принуждения (статья 306.4 БК РФ): у нарушителя либо забирают неправильно использованные средства, либо прекращают все межбюджетные трансферты, кроме субвенций.

Административная ответственность (ст. 15.14 КоАП РФ) — должностных лиц ожидает штраф от 20000 до 50000 рублей или дисквалификация до трех лет. Штраф для юридических лиц составляет от 5% до 25% средств, использованных не по назначению.

Если размер потраченных не по назначению бюджетных средств больше полутора миллиона рублей, наступает уголовная ответственность (ст. 285.1. УК РФ). Нарушителей ждет штраф от 100 до 300 тысяч рублей или равный зарплате или иному доходу от одного до двух лет.

Также осужденного могут приговорить к двум годам принудительных работ и на три года лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Самых грубых нарушителей ждет арест до полугода или лишение свободы до двух лет.

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? Мы ежедневно отвечаем на 400-450 вопросов наших клиентов. МЫ ЗНАЕМ ВСЕ ОТВЕТЫ! ЗВОНИТЕ на нашу Линию консультаций 8-800-250-88-37

Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ).

Непосредственным объектом данного преступления являются отношения по поводу контроля за расходованием бюджетных средств.

Объективная сторона деяния выражается в действиях, которые включают в себя расходование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере.

Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Одним из принципов бюджетной системы РФ является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Бюджетные средства выделяются конкретным адресатам под осуществление конкретных целей и задач. Расходование выделяемых бюджетных средств помимо их прямого назначения, при отсутствии признаков крайней необходимости, является нарушением.

Так, например, нецелевым расходованием бюджетных средств являются расходы на приобретение различных активов (валюта, ценные бумаги); расходование сверх норм, установленных Минфином России и т.п.

Деяние превращается в преступление, если нецелевое расходование бюджетных средств совершено в крупном размере, под которым, в примечании к ст. 285.1 понимается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн 500 тыс. рублей.

Субъект преступления — должностное лицо-получатель бюджетных средств.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.

В качестве квалифицированных видов деяния ч. 2 ст. 285.1 выделяет совершение того же деяния:

  • — группой лиц по предварительному сговору (и. «а»);
  • — в особо крупном размере (п. «б»). Согласно примечанию к данной статье он составляет 7 млн 500 тыс. рублей.

Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ). Непосредственный объект рассматриваемого преступления — отношения по поводу правильного (установленного нормативными актами) расходования средств государственных внебюджетных фондов.

Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает следующие виды государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Объективная сторона деяния заключается в расходовании средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетом указанных фондов, совершенное в крупном размере. Особенности объективной стороны данного деяния и определение размера ущерба соответствует признакам преступления ст. 285.1 УК РФ.

Субъект преступления — специальный: должностное лицо, полномочное осуществлять расходование государственных внебюджетных фондов.

Субъективную сторону данного деяния образует умысел.

Квалифицированные признаки (ч. 2 ст. 285.2) деяния аналогичны соответствующим признакам сг. 285.1 УК РФ.

Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ).

Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) — федеральный информационный ресурс, содержащий общие систематизированные сведения о юридических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории РФ.

По требованию юридического лица предоставляется выписка из ЕГРЮЛ.

Выписка из ЕГРЮЛ — официальный документ, содержащий всю необходимую информацию о юридическом лице. Заверенная выписка из ЕГРЮЛ может быть получена для предоставления в суд, банк, нотариусу, а также использована для получения лицензии, для участия в тендере, торгах или конкурсах. Необходима для совершения сделок, получения нотариально заверенной доверенности. Чаще всего выписка необходима для подтверждения полномочий руководителя — директора, генерального директора, президента и т.п.

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения по поводу контроля и учета юридических лиц, их собственности, сделок с имуществом и т.п.

Объективная сторона преступления включает в себя внесение в один из государственных реестров, предусмотренных законодательством РФ, заведомо недостоверных сведений, а также уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством РФ. В Российской Федерации существует два вида государственных реестров: Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Сведения, которые вносятся в единый государственный реестр, согласно и. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», должны содержать:

  • — полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;
  • — организационно-правовая форма;
  • — адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;
  • — способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
  • — сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью — сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;

подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

  • — сведения о правопреемстве — для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
  • — дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
  • — способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса РФ и в случаях, предусмотренных законодательством РФ);
  • — сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
  • — размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или др.);
  • — фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
  • — сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;
  • — сведения о филиалах и представительствах юридического лица;
  • — идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;
  • — коды но Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
  • — номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя: в территориальном органе Пенсионного фонда РФ; в исполнительном органе Фонда социального страхования РФ;
  • — сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации;
  • — сведения о том, что юридическое лицо, являющееся хозяйственным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала.

Согласно п. 2 ст. 5 указанного Закона в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе:

  • — фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством РФ);
  • — пол;
  • — дата и место рождения;
  • — гражданство (при отсутствии у индивидуального предпринимателя гражданства указывается: «лицо без гражданства»);
  • — место жительства в Российской Федерации (указывается адрес — наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, — по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством РФ порядке);
  • — данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории РФ (в случае, если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации);
  • — вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином);
  • — вид и данные документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (в случае, если индивидуальный предприниматель является лицом без гражданства);
  • — вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
  • — дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;
  • — дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа);
  • — сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем;
  • — идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе;
  • — коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
  • — номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:

в территориальном органе Пенсионного фонда РФ;

в исполнительном органе Фонда социального страхования РФ.

Искажение хотя бы одного из указанных сведений влечет уголовную ответственность.

Сведения, необходимые для единого государственного реестра, включаются в него на основании документов, предоставляемых полномочными лицами. Если такие документы фальсифицированы (подлог), тогда будут фальсифицированы и сведения единого государственного реестра, что недопустимо. Но возможна и такая ситуация, когда документы, на основании которых необходимые сведения включены в единый государственный реестр, уничтожены либо для того, чтобы внести нужные субъекту иные сведения на основании вновь представленных документов, либо для того, чтобы скрыть первоначальный подлог. Это является не только нарушением ведения документарной отчетности, требующей определенного временного периода хранения таких документов, но и уголовно-наказуемым деянием.

Субъектом указанного преступления является должностное лицо, полномочное вносить сведения в единый государственный реестр или должностное лицо, предоставляющее сведения для включения их в единый государственный реестр.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

В качестве квалифицированных видов деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 285.3, признается совершение рассмотренного выше деяния (ч. 1) группой лиц по предварительному сговору, а ч. 3 — деяния, предусмотренного ч. 1 или 2, повлекшего тяжкие последствия. В последнем случае состав преступления материальный — деяние считается оконченным в случае наступления указанных последствий.

Тяжкие последствия — признак оценочный. Таковыми могут быть дезорганизация работы юридического лица, срыв коммерческой сделки и т.п.

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Объект преступления аналогичен видовому объекту (см. параграф 2Л). Дополнительный объект — интересы граждан, организаций, общества, государства.

Объективная сторона выражается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Действиями, явно выходящими за пределы полномочий должностного лица, являются такие действия, которые:

  • 1) не вправе совершить ни одно должностное лицо (побои во время проверки документов);
  • 2) входят в компетенцию вышестоящего лица (проведение следственных действий постовым милиционером);
  • 3) могут быть совершены лишь коллегиально (вынесение приговора судьей единолично без присяжных заседателей, когда их присутствие необходимо);
  • 4) предполагают наличие специальных полномочий, отсутствующих у лица (применение оружия лицом, которому ношение оружия не было доверено). При этом действия виновного должны вытекать из его должностных полномочий, пределы которых он превышает.

Обязательный признак объективной стороны — последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства. Этот признак аналогичен соответствующему признаку, указанному в ст. 285 УК РФ.

Состав преступления — материальный: деяние окончено с момента наступления последствий.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, о чем свидетельствует признак явности превышения должностных полномочий: субъект сознает, что выходит за пределы должностных полномочий и что своими действиями может причинить существенный вред, предвидит наступление последствий и желает этого.

Субъект — должностное лицо (см. примечание к ст. 285 УК РФ и параграф 2.1 данной главы).

Квалифицированным видом деяния по ч. 2 ст. 286 признается совершение его лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (см. примечание к ст. 285 УК РФ и параграф 2.1 данной главы).

К особо квалифицированной разновидности деяния ч. 3 ст. 286 относит его совершение с применением:

  • — насилия или угрозой его применения (п. «а»);
  • — оружия или специальных средств (п. «б»);
  • — тяжких последствий (п. «в»).

Под применением насилия понимаются побои, истязание, причинение вреда здоровью любой тяжести, кроме тяжкого.

Применение оружия означает его фактическое использование для оказания давления на потерпевшего. Например, угроза пистолетом.

К спецсредствам относятся устройства для отражения нападения: «Черемуха», дубинки и т.п.

Тяжкими последствиями могут считаться самоубийство потерпевшего, причинение тяжкого вреда здоровью, дезорганизация работы учреждения и т.п.

Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 286.1 УК РФ). Федеральный закон от 7 января 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» предусматривает в подп. 3 п. 1 ст. 27 («Основные обязанности сотрудника полиции») такую обязанность сотрудника полиции, как выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральным законам. Именно, в частности, благодаря такому императиву в работе полиции и органов внутренних дел в целом поддерживается нормальная деятельность, что, собственно, и является основным объектом рассматриваемого преступления.

Объективная сторона деяния включает в себя неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, причинившее существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Сотрудник органа внутренних дел обязан исполнять только такие приказы, которые отданы: а) в установленном порядке и б) не противоречат федеральным законам. Следовательно, в иных случаях сотрудник не обязан исполнять приказы, как не являющиеся законными и, в данной связи, не являющиеся для него обязательными. Если все же сотрудник не выполнил отданный по всем правилам приказ, тогда он, в зависимости от последствий, несет ответственность от дисциплинарной до уголовной. К уголовной ответственности сотрудник привлекается только в том случае, если в результате его пассивного поведения был причинен существенный вред перечисленным в законе интересам.

Признак существенного вреда относится к числу оценочных, определяемых правоприменителем, исходя из всех обстоятельств дела. Таким вредом может быть, например, срыв оперативного задания, материальный ущерб, причиненный гражданину и т.п.

Субъективная сторона деяния характеризуется прямым или косвенным умыслом. В том случае, если сотрудник не сознавал противоправность приказа, тогда к ответственности как исполнитель (посредственный причинитель) привлекается лицо, издавшее такой приказ, на основании ст. 42 УК РФ. Исполнение сотрудником заведомо для него незаконного приказа образует так называемое «сложное соучастие». В таком случае к уголовной ответственности привлекается лицо, издавшее приказ, как подстрекатель и сотрудник, его исполнивший, как исполнитель.

Субъект преступления — специальный: сотрудник органа внутренних дел, исполнивший приказ и (или) сотрудник органа внутренних дел, приказ издавший.

Квалифицированный вид деяния (ч. 2 ст. 286.1) состоит в совершении такого же преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия. К тяжким последствиям могут быть отнесены, например, смерть человека, причинение его здоровью тяжкого вреда, срыв работы предприятия и т.п.

Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ). Непосредственный объект преступления аналогичен видовому объекту (см. параграф 2.1 данной главы).

Объективная сторона заключается в неправомерном отказе в предоставлении или уклонении от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставлении заведомо неполной информации либо ложной информации Совету Федерации, Государственной Думе или Счетной палате РФ.

Сведения, о которых идет речь в диспозиции ст. 287, могут представлять собой отчетность, относящуюся к определенной отрасли или сфере деятельности, данные бюджетно-финансового характера и т.п.

Уклонение представляет собой пассивное поведение, направленное на непредставление необходимой для соответствующих органов информации. Такое поведение может быть выражено в различной форме (ссылка на забывчивость, отсутствие необходимых работников и т.п.).

Отказ означает прямо выраженное нежелание предоставить необходимую информацию.

Отказ или уклонение от предоставления информации должны быть связаны с правомерностью требований о ее предоставлении. Наказуемым являются только такие отказ или уклонение, которые посягают на правомерность запроса о необходимости информации.

Состав преступления — формальный: деяние считается оконченным с момента совершения хотя бы одного, указанного в диспозиции, действия (бездействия).

Преступление с субъективной стороны характеризуется прямым умыслом.

Субъект — должностное лицо, в обязанности которого входит предоставление указанной информации.

Квалифицированным видом деяния согласно ч. 2 ст. 287 признается его совершение лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ (см. параграф 2.1).

Особо квалифицированным видом ч. 3 ст. 287 называет совершение деяния, предусмотренного ч. 1 или 2 данной статьи, если оно:

  • — сопряжено с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти (и. «а»);
  • — совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (и. «б»);
  • — повлекло тяжкие последствия (и. «в»), К таковым может быть отнесено нарушение конституционных прав граждан, значительный материальный ущерб.

Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ). Непосредственный объект преступления аналогичен видовому (см. параграф 2А). Дополнительный объект — нрава и законные интересы граждан или организаций.

Объективная сторона деяния включает в себя присвоение государственным служащим или служащим органов местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Присвоение полномочий может выражаться, например, в использовании форменной одежды, поддельного документа и т.п.

Понятие «существенное нарушение прав и законных интересов» аналогично соответствующему понятию состава преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ.

Состав преступления — материальный: деяние окончено с момента наступления указанных последствий.

Субъективная сторона характеризуется умыслом.

Субъект данного преступления — лицо, входящее в круг государственных служащих или служащих органов местного самоуправления, но не относящиеся к категории должностных лиц (см. примечание к ст. 285 УК РФ и параграф 2.1 данной главы).

Источник: Журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»

Что подразумевается под нецелевым использованием бюджетных средств? Может ли бюджетное учреждение совершить нецелевое использование средств и быть привлечено к ответственности за данное правонарушение? Как оспорить выводы проверяющих о нецелевом использовании средств? Ответы на эти и другие вопросы читайте в консультации.

Понятие нецелевого использования средств

В силу ст. 38 БК РФ целевой характер использования бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.

Согласно ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого гл. 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Согласно ст. 6 БК РФ получатель бюджетных средств (средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право принимать и (или) исполнять бюджетные обязательства от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, поскольку бюджетное учреждение получателем бюджетных средств не является, положения ч. 1 ст. 306.1 БК РФ на него не распространяются. Однако следует учитывать, что в силу ч. 2ст. 306.1 БК РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ. С учетом данного факта бюджетные учреждения в случае допущения ими фактов нецелевого использования средств будут нести за это ответственность наряду с участниками бюджетного процесса.

Исходя из анализа материалов контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля к нецелевому использованию средств можно отнести:

  • использование средств на оплату расходов, не предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности на соответствующий финансовый год;
  • несанкционированное перемещение средств по статьям бюджетной классификации, когда средства, выделенные на цели, установленные одной конкретной позицией бюджетной классификации (вид расходов, статья и подстатья), направляются и используются на цели, предусмотренные другой позицией бюджетной классификации;
  • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет средств, поступающих из бюджетов других уровней;
  • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет средств из внебюджетных источников;
  • использование средств на оплату работ и услуг, не связанных с деятельностью бюджетного учреждения, на оказание финансовой помощи коммерческим организациям или на их создание, оплату расходов другого юридического лица;
  • использование средств на оплату коммунальных услуг, оказанных сторонним потребителям (арендаторами и др.), без соответствующего возмещения данных расходов;
  • использование средств на финансирование объектов и строек, по которым финансирование в установленном порядке не предусмотрено и которые не включены в перечни строек и объектов, а также на затраты, не предусмотренные проектно-сметной документацией;
  • использование субвенций и субсидий с нарушением условий их предоставления;
  • использование средств целевых бюджетных фондов, резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций), средств на реализацию целевых программ, на цели, предусмотренные иными разделами соответствующего бюджета;
  • расходование средств, полученных от приносящей доход деятельности, на цели, не предусмотренные планом финансово-хозяйственной деятельности.

И все-таки, наверное, самыми распространенными случаями нецелевого использования средств являются случаи неверного отнесения расходов на те или иные статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления (далее – КОСГУ).

Согласно п. 1 ст. 18 БК РФ для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ используется бюджетная классификация РФ, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ. В состав бюджетной классификации РФ в том числе входит КОСГУ. Порядок применения КОСГУ устанавливается Минфином (п. 4 ст. 23.1 БК РФ). В частности, финансовым ведомством утверждаются перечни расходов бюджетов бюджетной системы РФ, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи КОСГУ.

Напомним, что КОСГУ является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. При этом каждая из статей (подстатей) классификации содержит краткое описание отражаемых по ней операций. В рамках статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, эти описания (в большинстве случаев) представляют собой перечни направлений расходования средств государственными (муниципальными) учреждениями. Указанные перечни с учетом положений ГК РФ, предусматривающих заключение договоров гражданско-правового характера (государственных (муниципальных) контрактов) в произвольной форме, а также наличие отраслевых особенностей функционирования единиц сектора государственного управления, не являются закрытыми (содержат абзац «другие аналогичные расходы» или приведены после слов «в том числе»).

В связи с этим в целях эффективного планирования и исполнения бюджета вопросы отражения по статьям (подстатьям) КОСГУ кассовых расходов, осуществляемых в секторе государственного управления, обусловленных указанными договорами и аналогичных по экономическому содержанию операциям, перечни которых содержат Указания о порядке применения бюджетной классификации, могут быть урегулированы бюджетной сметой, государственным заданием на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам, методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.

Кроме того, следует учитывать, что отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относится к компетенции бюджетного учреждения, принимающего решение по рассматриваемому вопросу в соответствии с положениями Инструкции № 157н исходя из предназначения материальных ценностей и порядка их использования.

По мнению Минфина, высказанному в Письме от 27.02.2012 № 02‑07‑10/534, рассматривая нарушения, выявленные контрольными органами, необходимо всесторонне, полно и объективно выяснить все обстоятельства в совокупности, а также выявить причины и условия, способствовавшие отнесению расходов на статьи и подстатьи КОСГУ в каждом конкретном случае. При установлении неправильного отнесения получателем бюджетных средств расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ после проведения указанного комплексного анализа нарушение не может рассматриваться в качестве нецелевого использования средств в случаях, если:

  • такие расходы обусловлены бюджетной сметой (обоснованиями к ней), документами о доведении лимитов бюджетных обязательств, а также плановыми документами, иными документами главного распорядителя бюджетных средств с применением данных КОСГУ;
  • установлено, что получателем бюджетных средств ошибочные действия совершены неумышленно.

Отметим, если кассовые расходы проведены по статьям КОСГУ в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности (но при этом, по мнению контрольных органов, их отражение по КОСГУ не соответствует методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями о применении бюджетной классификации) или порядок их проведения по кодам КОСГУ отсутствует в указанных документах, являющихся правовым основанием получения бюджетных средств, такие факты должны квалифицироваться контрольными органами как нарушение методологии применения КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 18.12.2009 № 02‑07‑10/5856 «О вопросах квалификации нарушений, связанных с отражением кассовых операций по кодам классификации операций сектора государственного управления»).

При этом в случае выявления таких фактов Росфиннадзором названный орган должен направить главным распорядителям средств федерального бюджета предписания о необходимости внесения соответствующих уточнений (дополнений) в методические рекомендации (указания) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, госзадания, иные документы, являющиеся правовыми основаниями использования бюджетных средств.

Ответственность за нецелевое использование средств

В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, а на юридических лиц – от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Напомним, что ранее ст. 15.14 КоАП РФ предусматривала ответственность за использование бюджетных средств их получателем на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно ч. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ для бюджетных учреждений предусматриваются субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Кроме того, из бюджетов бюджетной системы РФ бюджетным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели. Порядок их предоставления устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Так, например, субсидии на иные цели из федерального бюджета (за исключением субсидий, направляемых на осуществление капитальных вложений) предоставляются учреждениям в порядке, установленном по согласованию с Минфином органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Этот порядок, в частности, должен содержать положения о целевом назначении, условиях, размере, сроках и порядке предоставления субсидии.

Таким образом, заключаемое между бюджетным учреждением и учредителем соглашение и будет являться документом, служащим правовым основанием для предоставления средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ.

Кроме того, финансовая деятельность бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД). Общие требования к этому плану установлены Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения». Согласно указанным требованиям ПФХД состоит из следующих разделов:

  1. «Сведения о деятельности государственного (муниципального) учреждения (в том числе цели и виды деятельности, перечень услуг (работ), осуществляемых на платной основе)»;
  2. «Показатели финансового состояния государственного (муниципального) учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана)»;
  3. «Показатели по поступлениям и выплатам государственного (муниципального) учреждения (плановые)»;
  4. «Мероприятия стратегического развития государственного (муниципального) учреждения (планируемые)».

Помимо административной ответственности, за совершение нецелевого использования средств предусмотрена уголовная ответственность. Так, согласно ч. 1 ст. 285.1 УК РФ расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Необходимо отметить, что крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1,5 млн руб., а особо крупным размером – 7,5 млн руб.

При этом то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 50 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Оспаривание выводов проверяющих о нецелевом использовании средств

Итак, мы выяснили, что бюджетное учреждение может допустить нецелевое использование средств и быть привлечено к ответственности за совершение данного нарушения. Вместе с тем зачастую позиция учреждения по факту нецелевого использования не совпадает с позиций проверяющих. По общему правилу оспорить выводы проверяющих можно как в досудебном, так и в судебном порядке. Право государственных (муниципальных) учреждений на судебную защиту установлено ч. 1 ст. 198 АПК РФ. Оно реализуется путем подачи заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Досудебный порядок обжалования, как правило, прописывается в нормативных актах, определяющих порядок осуществления органами финансового контроля своей деятельности. Так, например, в соответствии с нормами Административного регламента исполнения Росфиннадзором государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Приказом Минфина РФ от 20.03.2014 № 18н, проверяемое учреждение вправе представить письменные возражения на акт контрольного мероприятия в течение пяти рабочих дней со дня получения такого акта. В подготовленных возражениях рекомендуем указывать конкретную страницу акта и его положения, с которыми не согласно учреждение, а также его аргументы и нормы законодательства, подтверждающие позицию. Замечания можно оформить, например, в виде таблицы, где в левой части будут указаны выводы проверяющих, а в правой – изложена позиция учреждения.

Кроме того, оспорить решения должностных лиц Росфиннадзора можно в порядке, установленном разд. V указанного регламента.

Однако зачастую указанные возражения Росфиннадзором не принимаются и в отношении учреждения (должностного лица учреждения) выносится постановление по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена ст. 15.14 КоАП РФ. Обжалование постановлений по делу об административных правонарушениях должно осуществляться в порядке, установленном гл. 30 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

  • вынесенное судьей – в вышестоящем суде;
  • вынесенное коллегиальным органом – в районном суде по месту нахождения коллегиального органа;
  • вынесенное должностным лицом – в вышестоящем органе, вышестоящему должностному лицу либо в районном суде по месту рассмотрения дела;
  • вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, – в районный суд по месту рассмотрения дела.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Вместе с тем указанное правило не запрещает подавать жалобу непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В соответствии со ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Если же рассматривать жалобу будет суд, то срок ее рассмотрения составит два месяца.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений (ст. 30.7 КоАП РФ):

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9,24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Целевое использование средств бюджета – это обязательный пункт в проверке финансово-хозяйственной деятельности каждого муниципального (государственного) учреждения в 2019 году.

Практика проведения проверок различными контролирующими органами показывает, что на объектах контроля часто обнаруживается нарушения использования бюджетных средств.

Поэтому в данной статье мы рассмотрим, что под собой подразумевает нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ) и меры наказания, предусмотренные за такое нарушение.

Нецелевое расходование бюджетных средств

Что такое нецелевое использование бюджетных средств? Нецелевое расходование бюджетных средств – это, прежде всего, нарушение бюджета.

Пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ определил, что нецелевое использование бюджетных средств – это такое направление средств бюджета в бюджетной системе России и оплата денежных обязательств, цель которых не соответствуют частично или полностью целям, которые определены законом и отображены в следующих документах:

  • решение о бюджете;
  • сводная бюджетная роспись;
  • бюджетная роспись;
  • бюджетная смета;
  • договор (соглашение) или другой документ, являющийся правовым основанием для предоставления вышеуказанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).

Каждая статья расходов, которая входит в состав бюджетной росписи, имеет конкретное предметно-целевое назначение, называемое «классификацией расходов бюджетов».

Все статьи расходов имеют строго обязательный характер, они не подлежат произвольному изменению (требования сметно-бюджетной дисциплины, которую определило бюджетное законодательство).

Учреждение, которое получило финансирование из бюджета, должно использовать поступающие средства в строгом соответствии как с их размером, так и с их целевым назначением.

Ответственной за надзор и постоянный контроль за расходованием средств государственных внебюджетных фондов, средств федерального бюджета, материальных ценностей, которые находятся в федеральной собственности, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Анализ материалов контрольных мероприятий данной службы позволил различать всевозможные методы нецелевого использования бюджетных средств:

  • расходование бюджетных средств для оплаты расходов, которые не предусмотрены в плане финансово-хозяйственной деятельности на данный финансовый год;
  • использование бюджетных средств для оплаты расходов, которые должны покрывать средства, поступающие из других бюджетов;
  • расходование бюджетных средств для оплаты расходов, которые должны оплачиваться за счет денег из внебюджетных источников;
  • использование бюджетных средств для оплаты работ и услуг, которые не связаны с основной деятельностью бюджетного учреждения — для оказания финансовой помощи другим коммерческим организациям либо на их создание, для оплаты расходов иного юридического лица;
  • расходование бюджетных средств для оплаты коммунальных услуг, которые были осуществлены сторонними потребителям (например, арендаторами) без должного возмещения этих расходов;
  • использование бюджетных средств для финансирования различных строительных объектов, по которым в установленном порядке финансирование не предусмотрено, поскольку они не включены в перечень строек и объектов, указанных в проектно-сметной документации;
  • использование субсидий и субвенций с нарушением условия их предоставления.

Кто должен быть получателем?

Статья 38 БК РФ закрепила принцип целевого характера и конкретной адресности бюджетных средств.

Поэтому любые действия, которые приводят к нарушению адресности средств, предусмотренных бюджетом, или же к направлению их на те цели, которые не обозначены в бюджете выделения конкретных сумм, являются ни чем иным, как нарушением бюджетного законодательства.

Таким образом, получателем могут выступать:

  • управление внебюджетных государственных фондов;
  • органы государственной власти;
  • органы местного управления;
  • муниципальные администрации, находящиеся в ведении распорядителя;
  • казенные учреждения.

Все они могут принимать или же исполнять финансовые обязательства от представителей публично-правовой организации.

При каждом случае нецелевого расходования бюджетных средств должна применяться административная (статья 15.14 КоАП РФ) или же уголовная (статья 285.1 УК РФ) ответственность.

При этом также выдается предписание органа муниципального (государственного) финансового контроля о возмещении ущерба, причиненного РФ, которое обязательно для исполнения в обозначенное время. Далее рассмотрим, что грозит нарушителю бюджета.

Наказание

Проанализируем, какую ответственность в различных кодексах несут лица за нецелевое использование бюджетных средств.

Административная ответственность

В прежней редакции статьи 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование денег из бюджета предусматривалась смешная ответственность должностных лиц в размере «большого» штрафа от 4 000 до 5 000 руб., что, естественно, никак не способствовало правильному распределению средств.

Почему именно такой небольшой размер штрафа за нецелевое использование бюджетных средств и такое наказание прокуратура считала оптимальной на протяжении 12 лет (от принятия КоАП), трудно объяснить.

Такое, по сути, формальное наказание выглядит нелогичным как по экономическим, так и по юридическим соображениям.

Также не было четко прописано, чем должно принципиально отличаться нарушение по статье 15.14 КоАП, за которое предусмотрен штраф в размере 4 000 руб., от нарушения по этой же статье закона только с так называемой «суровой» санкцией в 5 000 руб.

Эффективность и экономические мотивы подобного регулирования странны и сомнительны, учитывая постоянную нехватку денег в бюджете и состояние экономики, балансирующей на грани финансового кризиса.

Судебная практика показывает, что даже такой вид ответственности руководителя, как подобные смехотворные штрафы, зачастую отменялись на основании жалоб от должностных лиц, привлеченных к данному административному наказанию по статье 15.14 КоАП, ссылаясь на статью 2.9 КоАП по незначительности правонарушения. В таких случаях частым итогом работы органа финансового контроля ранее являлись устные замечания правонарушителям.

Сегодня же в новой редакции статьи 15.14 КоАП РФ наказанием при нецелевом использовании полученных бюджетных средств является наложение административного штрафа:

  • для должностных лиц – размером от 20 тысяч до 50 тысяч руб. (или же дисквалификация на период от 1 года до 3 лет);
  • для юридических лиц – штраф, размером 5 — 25% от суммы средств, которые были получены из бюджета бюджетной системы страны, но использованы не по своему целевому назначению.

Постановление о назначении административного штрафа за нарушение бюджетного законодательства выносят не позже, чем спустя 1 год со времени его совершения (статья 4.5 КоАП РФ).

Позже производство по делу невозможно, поэтому проверяющие не смогут вынести наказание виновному учреждению (статья 24.5 КоАП РФ). Однако вынесенное постановление о наложении административного штрафа можно оспорить в суде.

Примечательно, что критерием разграничения между административной и уголовной ответственностью за нецелевое расходование бюджетных средств по-прежнему является сам размер нецелевого использования – от 1,5 млн. рублей и выше (статья 285.1 УК РФ).

Уголовная ответственность

Кроме административной, возможно также и привлечение к уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

В случае, если сумма нецелевого расходования средств из бюджета превышает 1,5 млн. рублей, то виновнику грозит уголовная ответственность.

В такой ситуации мерой наказания для виновника будет не только лишь выплата штрафа, размером от 100 000 до 300 000 рублей, но также и:

  • арест на срок до 6 месяцев;
  • принудительные работы, сроком до 2 лет;
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

В случае, если нецелевое расходование средств из бюджета совершила по предварительному сговору группа лиц или же в особо крупном размере, то наказание будет более серьезнее:

  • штраф от 200 000 до 500 000 рублей или же в размере заработной платы либо иного дохода за последние 1–3 года;
  • осуждение, сроком до 5 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет.

Дополнительно ко всему суд может запретить должностному лицу (или группе лиц) заниматься определенным видом деятельности на период до 3 лет или же пребывать на своем посту на протяжении 3 лет.

Данные санкции применяют и в случае нецелевого использования средств в крупном размере (более 1,5 миллиона рублей). При этом особо крупным считается сумма денежных средств от 7,5 миллионов рублей.

Таким образом, Бюджетный кодекс РФ дал точное определение нецелевого использования средств из бюджета, а ответственность за совершение данного нарушения предусмотрена в КоАП и в УК РФ.

Профессиональная дисквалификация, штрафные санкции и даже тюремный срок – это лишь некоторые виды ответственности, которые вправе назначить государство виновным лицам.