Неприкосновенность президента РФ

Дипломатический иммунитет

Дипломати́ческий иммуните́т (от лат. immunitas «независимость; неподверженность») — это изъятие его бенефициара (носителя) из-под юрисдикции государства пребывания. В первую очередь носителями такого иммунитета являются глава дипломатического представительства и другие сотрудники из числа дипломатического персонала. Вместе с тем есть случаи, когда таким иммунитетом обладают лица, не входящие в дипломатический состав посольств.

Дипломатический иммунитет следует отличать от дипломати́ческих привиле́гий, которые представляют собой преференции (льготы), которыми наделяется соответствующее лицо при вступлении в некоторые правоотношения с государством пребывания: прежде всего, в налоговой, таможенной, миграционной сферах.

Источником дипломатического иммунитета является международный обычай, кодифицированный Венской конвенцией о дипломатических сношениях. В развитие её положений национальное (главным образом, процессуальное) законодательство государств также регулирует вопросы дипломатического иммунитета. Так, в России положения о дипломатическом иммунитете содержатся в ст.401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ в редакции от 6 февраля 2012 г., ст.11 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ в редакции от 7 декабря 2011 г. В СССР вопросы дипломатического иммунитета регулировались Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР.

История института дипломатического иммунитета

В зачаточном состоянии данный институт существовал еще в древности. В Древнем Китае, древнегреческих полисах и древнеиндийских государствах личность послов считалась неприкосновенной. В Древней Индии пользовались неприкосновенностью также и посольские помещения. В тот период это было обусловлено, прежде всего, религиозными верованиями. Кроме того, в указанных государствах царила стойкая убеждённость в том, что обеспечить мирные международные отношения и взаимодействие друг с другом по различным вопросам невозможно без предоставления иностранным послам и посредникам права безопасно передвигаться по территориям государств пребывания. Вместе с тем принцип личной неприкосновенности послов утратил былое значение в период расцвета Римской Империи, а позднее Византии — оба эти государства больше полагались на захватническую политику, нежели мирное сосуществование.

В современном смысле слова дипломатия возродилась лишь в конце средневековья, на заре Ренессанса. С появлением в XV веке постоянных посольских учреждений укрепился принцип неприкосновенности их помещений. С учетом особой роли церкви в рассматриваемый исторический период послы, продолжая пользоваться неприкосновенностью, стали считаться находящимися под её особым покровительством. В XVI веке — период ожесточённой религиозной розни — в практику государств вошли особая защита и иммунитет от уголовной юрисдикции послов, включая даже тех, которые подозревались в заговоре против аккредитовавших их суверенов. В данном контексте уместно сослаться на такой дипломатический казус. Испанский посол Мендоса в 1584 году был обвинён английским правительством в заговоре, имевшем целью свергнуть английскую королеву Елизавету. При этом возник вопрос, можно ли судить испанского посла в английском суде. Совет Королевы обратился за консультацией к известному итальянскому дипломату, правоведу, знатоку дипломатического права Альберико Джентили (автор трактата «Три книги о посольствах» 1585 г.). Тот дал заключение, что Мендоса должен быть подвергнут наказанию испанским сувереном, а следовательно, должен быть выслан из Англии. В результате провинившийся посол получил от английских властей приказ покинуть пределы Королевства.

В вестфальский период (1648—1815 гг.) развития международного права окончательное закрепление в форме международного обычая получили правила об иммунитете послов, сопровождающих их членов семей и персонала от гражданской и уголовной юрисдикции государств пребывания, равно как и правила о неприкосновенности посольских помещений. В рассматриваемый период повышенное внимание тематике дипломатического иммунитета уделяется в научных международно-правовых разработках (Г. Гроций, 1625 г., К. Бинкершок, 1721 г., Э. Ваттель, 1758 г.).

Версальский (1919—1945 гг.) период международного права ознаменовался попытками кодификации сложившихся к тому времени норм о дипломатическом иммунитете. Впервые такая кодификация была предпринята на региональном уровне — Гаванская конвенция о дипломатических служащих от 1928 г., участниками которой были государства Панамериканского союза. Вместе с тем эта Конвенция всё же не вполне адекватно отражала существующую на тот момент практику в области дипломатического права. Более продуманным в этом отношении является Гарвардский проект конвенции о дипломатических привилегиях и иммунитетах 1932 года.

Первая универсальная кодификация обычных норм дипломатического права была предпринята уже в период современного международного права вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН — Комиссией международного права, результатом работы которой стала Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. В ней зафиксированы не только сложившиеся к тому времени в дипломатической практике государств единообразные правила, но и новые правила, насчет которых у государств прежде не было единого понимания (речь, прежде всего, идет о привилегиях и иммунитетах младшего персонала посольств, исключений из иммунитета, а также статуса дипломатов, являющихся гражданами государства пребывания). Именно Венская конвенция стала тем универсальным инструментом, регулирующим отношения в области дипломатического права, в том числе и вопросы дипломатического иммунитета.

Содержание дипломатического иммунитета

Теоретической основой такого иммунитета является комбинированная функционально-представительская теория, нашедшая своё отражение в преамбуле Венской конвенции 1961 года. Согласно ей, в частности, «привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства». В равной мере сказанное относится и к дипломатическим представителям, а также иным лицам, которые в силу договора или обычая также являются носителями дипломатического иммунитета.

Венская конвенция регулирует также вопросы иммунитета применительно к дипломатическим представительствам (посольствам) и дипломатическим представителям (агентам)

Дипломатические представительства

Одной из составляющих их иммунитета является неприкосновенность. В соответствии со статьёй 22 Венской конвенции помещения дипломатического представительства неприкосновенны. При этом к помещениям представительства, согласно статье 1 Венской конвенции, относятся здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок. Таким образом, помещения представительства неприкосновенны независимо от того, находятся ли они в собственности аккредитующего государства или на праве аренды (либо ином вещном/обязательственном праве), а также от того, представляют ли эти помещения обособленное здание, комплекс зданий или только часть здания (в последнем случае в целях обеспечения неприкосновенности эта часть должна быть оборудована отдельным входом). Соответственно власти государства пребывания, во-первых, не могут вступать в помещения представительства иначе, как с согласия его главы. Во-вторых, на государстве пребывания лежит специальная обязанность предпринимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Иногда для обеспечения охраны посольств выделяются силы местных правоохранительных органов.

Неприкосновенность помещений дипломатического представительства предполагает невозможность вручения судебных повесток и передачи судебных приказов как внутри самих помещений, так и, что называется, на пороге. Передача таких документов должна осуществляться иным способом (посредством почтовой связи, через местное министерство иностранных дел). Кроме того, неприкосновенность помещений подразумевает иммунитет от обыска, ареста, реквизиции и исполнительных мер. Данный иммунитет распространяется и на предметы обстановки и мебель внутри помещений.

В случае с помещениями иммунитет и неприкосновенность совпадают.

Примечания

  1. ↑ Иммунитет дипломатический // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  2. ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., № 46, ст. 4532.
  3. ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г ., № 25, ст. 2954.
  4. ↑ Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. № 4961-VI.
  5. ↑ Международное право: учебник/под ред. А. Н. Вылегжанина.-М.: Юрайт, 2011. -С.50-54.
  6. ↑ Зонова Т. В. Настольная книга дипломатов//Дипломатический вестник. — 2001. #8. -С.24-25
  7. ↑ Е.Denza, Introduction to the Vienna Convention on Diplomatic Relatins, 18 April 1961
  8. ↑ Венская конвенция о дипломатических сношениях (неопр.). www.un.org (Принята 18 апреля 1961 года). Проверено 21 декабря 2016.
  9. ↑ Report of the Commission to the General Assembly. Yearbook of the International Law Commission, 1958, vol.II.-P.95.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Викифицировать статью.
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Добавить иллюстрации.
Источники
Представительства
Классы

Посол • Посланник • Поверенный в делах • Консул (генеральный • вице • консульский агент)

Правовой статус

Президентский иммунитет: правовое обеспечение неприкосновенности Президента РФ (Савченко Н.А.)

Как следует из содержания ст. 80 и 91 Основного Закона России, Президент РФ, являясь главой государства и в связи с этим гарантом Конституции Российской Федерации, обладает неприкосновенностью, т.е. специальной правосубъектностью.

При этом сама действующая Конституция не дает конкретного и точного определения неприкосновенности Президента РФ. Расшифровки сущности президентского иммунитета также не содержится в отечественном законодательстве.

Наличие данного законодательного пробела является неоправданным и нецелесообразным, так как отсутствие указанной дефиниции и ее детальной конкретизации содержит в себе потенциал возникновения проблем в будущем в случае совершения различных правонарушений Президентом РФ. Дело в том, что такая «купюра» не предоставляет возможности конституционного осуществления технологии привлечения главы государства к юридической ответственности во всех случаях его противоправного поведения, за исключением совершения «государственной измены или иного тяжкого преступления», за что ст. 92 Основного Закона предусматривается инициирование Государственной Думой процедуры импичмента. Получается, что глава государства будет отвечать за свои действия (или бездействие) перед законом и народом только в случае совершения тяжкого преступления. В отношении иных видов преступлений или деликтов в законе ничего не говорится. Тем самым создается возможность изъятия действий одного человека, даже обладающего высоким статусом и большими полномочиями, из принципа законности и равенства всех перед законом (ч. 4 ст. 15 и ст. 19 Конституции РФ) <1>. Это же выделяет Президента РФ среди других представителей политической элиты страны, специальная правосубъектность которых четко регламентирована.

<1> Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ). М., 2011.

Кроме того, тот факт, что содержание неприкосновенности главы государства до сих пор не раскрыто правовыми нормами, а также то, что по настоящее время не был принят специальный федеральный закон о статусе Президента РФ, и то, что в Конституции РФ отсутствует указание на вид ее республики (президентская или смешанная?), в совокупности обусловливает возможность некоторой эволюции президентской власти в автократическую в рамках действующего законодательства.

Для того чтобы разрешить данную коллизию, исходя из имеющегося законодательства, специалисты предлагают использовать аналогию закона, исходя из принципа о том, что «объем неприкосновенности президента не может быть уже депутатской». Рассмотрим базовые положения сущности «депутатского» иммунитета.

Согласно ст. 19 ФЗ от 08.05.1994 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» российские парламентарии обладают неприкосновенностью «в течение всего срока своих полномочий». При этом ст. 91 Конституции РФ в отношении сроков реализации гарантий Президенту РФ ничего не говорит. Возможно, это связано с тем, что существует ФЗ от 12.02.2001 «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Помимо этого, первый из обозначенных ФЗ раскрывает содержание неприкосновенности парламентариев. В частности, они «не могут быть: а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу; в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей». Иммунитет членов Совета Федерации и депутата Государственной Думы также включает в себя неприкосновенность их личного и служебного жилья и помещений, используемых ими транспортных средств, средств связи, недопустимости ознакомления с принадлежащими им документами и досмотра багажа, их перепиской.

В случае применения аналогии закона в отношении содержания неприкосновенности Президента РФ можно заключить, что последняя непременно должна включать в себя характеристики первой, так как это обусловливается более высоким статусом главы государства по сравнению с парламентариями. Между тем следует учесть, что такие важные полномочия и прерогативы президента должны тесно увязываться с его ответственностью перед непосредственным сувереном — народом. От действия или бездействия главы государства в той или иной внутриполитической или внешнеполитической обстановке будет зависеть будущее целой страны. Поэтому и ответственность Президента РФ должна быть шире ответственности еще одних представителей народа — членов и депутатов Федерального Собрания. А это значит, что такая степень властных полномочий, прерогатив и ответственности требует и четкого определения неприкосновенности президента с тем, чтобы, с одной стороны, на него нельзя было оказать давление, а с другой — чтобы он не выходил за рамки законности, справедливости и равенства, ответственности за совершенные противоправные деяния.

Возвращаясь к ФЗ от 08.05.1994, укажем, что он также описывает условия и технологию привлечения парламентариев к юридической ответственности даже при обладании ими иммунитетом, а также процедуры его лишения. Так, ч. 4 ст. 19 акта гласит, что «в случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору РФ. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении… начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор… в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности». Законом предусматривается, что при такой ситуации дело передается в суд, только если парламентарий лишается иммунитета, обязательно при согласии на это той палаты Федерального Собрания, которую он представляет, — соответствующей (ч. 4 ст. 19, ст. 20) <2>. Такое условие для лишения депутата или сенатора неприкосновенности представляется оправданным, поскольку этим подчеркивается сама правовая сущность специальной правосубъектности данных лиц и их неприкосновенности. Законодатель также подробно описывает условия и сроки лишения парламентария неприкосновенности и оговаривает, что «отказ соответствующей палаты Федерального Собрания… дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении». Однако по вновь открывшимся обстоятельствам уголовный процесс может возобновиться.

<2> О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон N 3-ФЗ от 08.05.1994, в ред. ФЗ от 23.07.2013 N 209-ФЗ, с изм., внесенными ФЗ от 02.12.2013 N 350-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

Что же касается возможности применения аналогии закона в случае юридически не урегулированной процедуры лишения президента неприкосновенности (за исключением наличия условия, позволяющего досрочно отрешить его от должности), то в этом плане она вряд ли может быть использована. Дело в том, что Президент РФ официально не относится ни к одной из ветвей власти, а значит, не представляет какой-либо из высших государственных органов. В связи с этим даже при действующей системе сдержек и противовесов они не могут, как в случае с парламентариями, лишать главу государства его неприкосновенности по различным основания, кроме предусмотренных для осуществления импичмента. Между тем Конституция РФ даже в последнем случае напрямую не говорит об утрате Президентом РФ своего иммунитета в случае досрочного прекращения осуществления его полномочий, в том числе при импичменте.

В то же время глава государства представляет интересы народа и его суверенную волю, является выбранным лицом путем прямых всенародных выборов. При этом народ, безусловно, не имеет юридической, а значит, легальной возможности лишить своего гаранта неприкосновенности. Народ в случае осуществления права на референдум (проведение которых в нашей стране россиянами практически не инициируется) может выразить недоверие выбранному президентом курсу в вопросах внутренней политики и т.п., но даже в случае такого массового «недоверия» к политике президента решение данного референдума законодательно также не является звеном цепочки утраты последним своей неприкосновенности с дальнейшим привлечением главы государства к ответственности при возникновении, например, системного или политического кризиса в стране.

С другой стороны, как указывает ряд исследователей, статус президента предполагает, что любое административное или уголовно-процессуальное действие в отношении его могло бы привести к лоббированию интересов тех или иных лиц и в целом к политической нестабильности. Поэтому в отличие от других лиц с иммунитетом глава государства вообще не должен быть подвергаем производству подобных мер, в связи с чем нет нормы, предусматривающей чьего-либо согласия на их применение, так как последнее может рассматриваться как попытка государственного переворота и присвоения полномочий президента <3>.

<3> Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2013. С. 345.

Обобщая, можно указать, что в данном случае при применении аналогии закона неизбежно возникает вопрос: если президентский иммунитет не может быть уже иммунитета парламентариев, значит, он должен быть шире, но насколько, в каких рамках и пределах?

При этом даже такая неопределенность границ президентского иммунитета не может подразумевать вообще отсутствие таковых границ. Неприкосновенность президента нельзя трактовать как абсолютную, так как, как ранее было указано, Основной Закон предусматривает возможность отрешения его от должности при наличии фактов, доказывающих совершение им тяжкого преступления. Получается, что из текста самой Конституции следует мысль о том, что у действующего президента нет иммунитета от уголовной ответственности вообще. Однако что же делать с другими видами ответственности, налагаемыми в случае совершения президентом деликтов или преступлений средней степени тяжести, которые тоже могут привести к большим негативным последствиям? Об этом Конституция умалчивает.

Рассматривая особенности гарантированности неприкосновенности Президента РФ, укажем на еще один интересный момент. Если в отношении действующего главы государства ее содержание законодательно не прописывается, то в отношении бывшего президента и членов его семьи существует профильный Федеральный закон от 12.02.2001 «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Однако эти правовые, социальные и иные гарантии неприкосновенности бывшего главы государства распространяются только на тех президентов, которые перестали исполнять свои функции в связи с истечением сроков полномочий, отставкой, стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Как видно, данные гарантии не касаются бывших глав государств, которые были отрешены от занимаемой должности посредством импичмента; что представляется рациональным и целесообразным.

Согласно ч. 1 ст. 3 данного ФЗ «Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью». Это значит, что он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период своего президентства, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий главы государства. ФЗ также оговаривает, что неприкосновенность президента, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку. Во-первых, данная норма очень близка по своему содержанию с нормой ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». А во-вторых, остается только гадать, чем обусловлена позиция законодателя, конкретно прописавшего содержание неприкосновенности бывшего президента и оставившего без регламентации более значимый иммунитет действующего главы государства.

ФЗ также четко устанавливает условия и порядок лишения Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, его иммунитета. Так, ч. 2 ст. 3 отмечает, что это возможно «в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления» в период исполнения полномочий Президента РФ. В процедуре лишения бывшего главы государства его неприкосновенности участвуют: Следственный комитет РФ, Государственная Дума, Совет Федерации. В частности, председатель Следственного комитета РФ направляет представление в Государственную Думу, которая должна дать согласие на лишение неприкосновенности бывшего президента, затем такое согласие дает Совет Федерации. Если обе или одна из палат Федерального Собрания не дают такого согласия, то это влечет прекращение уголовного дела; в случае согласия палат на лишение неприкосновенности бывшего президента производство по делу происходит в порядке, установленном УПК <4>.

<4> О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи: Федеральный закон от 12.02.2001 N 12-ФЗ, в ред. ФЗ от 28.12.2010 N 404-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

Такой состав уполномоченных действующих лиц свидетельствует о том, что, во-первых, если какой-либо государственный орган РФ и может лишить бывшего президента неприкосновенности, то это избранный народом парламент; во-вторых, такая норма может рассматриваться как вариант по отношению к лишению иммунитета действующего президента в случае еще одного применения аналогии закона. Однако представляется, что если такой состав достаточен для лишения неприкосновенности главы государства, прекратившего исполнение своих полномочий, то в отношении Президента РФ он должен быть подвергнут расширению с учетом разных статусов, ролей и ответственности бывшего и нынешнего президентов.

Подводя итоги, заметим, что, безусловно, Президент РФ как глава государства, получающий власть от народа при демократическом режиме и сам являясь гарантом, также нуждается в дополнительных гарантиях осуществления своих полномочий и высокой степени защиты в силу той огромной ответственности, которая ему принадлежит. Однако даже глава государства не может стать выше закона, права при конституционном строе. В связи с этим необходима разработка понятия неприкосновенности президента, а также выработка порядка ее реализации в совокупности с процедурой привлечения президента к различным видам юридической ответственности при совершении им противоправных деяний.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ). М., 2011.

2. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон N 3-ФЗ от 08.05.1994, в ред. ФЗ от 23.07.2013 N 209-ФЗ, с изм., внесенными ФЗ от 02.12.2013 N 350-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

3. О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи: Федеральный закон от 12.02.2001 N 12-ФЗ, в ред. ФЗ от 28.12.2010 N 404-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2013. С. 345.

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — иммунитет главы государства от юрисдикции, означающий невозможность по действующему российскому законодательству привлечь Президента к юридической ответственности. Как глава государства Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля, подвергнуть иным мерам принудительного воздействия. Любое ограничение его свободы и действий до отрешения от должности в установленном порядке является неконституционным. Иммунитет Президента РФ по действующему законодательству не исключает возможности предъявления к нему гражданско-правового иска.

Режим неприкосновенности распространяется не только на действующего главу государства, но и на Президента, прекратившего исполнение полномочий. В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» прекративший исполнение своих полномочий Президент РФ обладает неприкосновенностью: он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий главы государства. Н.П. РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. Генеральный прокурор в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента РФ направляет представление в Государственную Думу. Принятое Государственной Думой постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности прекратившего исполнение своих полномочий Президента с представлением Генерального прокурора направляется в трехдневный срок в Совет Федерации, который в трехмесячный срок рассматривает вопрос о лишении неприкосновенности прекратившего исполнение своих полномочий Президента с учетом представления Генерального прокурора, принимает по данному вопросу постановление и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора. Отказ Государственной Думы дать согласие на лишение неприкосновенности бывшего Президента, а равно решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу, и влечет за собой прекращение такого дела.

(В.Ч.)

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература. В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец. 2002.

143. В чем проявляется неприкосновенность Президента Российской Федерации?

Согласно Конституции РФ (ст. 91) Президент РФ обладает иммунитетом, т.е. неприкосновенностью. Это означает, что он не может быть привлечен ни к уголовной, ни к административной ответственности. Президент не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру.

Ни один орган государства — ни парламент, ни Генеральный прокурор РФ, ни Следственный комитет РФ, ни Верховный Суд РФ, ни Конституционный Суд РФ, ни Общественная палата РФ — не могут дать согласие на привлечение Президента РФ к ответственности. Неприкосновенность снимается с Президента РФ парламентом России только в случае отрешения его от должности (импичмента).

Иммунитет Президента РФ является условием защиты публичных интересов от вмешательств, связанных с характером выполняемых главой государства профессиональных функций.

Неприкосновенность Президента РФ распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы, багаж, переписку.

Президент РФ без его согласия не может быть доставлен в суд в качестве свидетеля, подвергнут иным мерам принудительного воздействия.

Президент России обладает иммунитетом против привлечения его к ответственности за принимаемые решения. Исключение касается действий и решений, совершение которых является основанием для отрешения главы государства от должности.

Неприкосновенность сохраняется за Президентом РФ и после прекращения им должностных полномочий (за исключением ситуации импичмента).

Еще по теме 143. В чем проявляется неприкосновенность Президента Российской Федерации?:

  1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О Разъяснениях порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации и об удостоверении иностранного (международного) наблюдателя
  2. § 4. Кандидат на пост Президента Российской Федерации
  3. § 3. Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента Российской Федерации
  4. 17. Основные полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти.
  5. ЗАЯВЛЕНИЕ Миссии наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества на выборах Президента Российской Федерации
  6. ЗАЯВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА» (проект)
  7. 121. Как Президент Российской Федерации обеспечивает права и свободы человека и гражданина?
  8. 82. В каких случаях и кем назначаются повторные выборы Президента Российской Федерации?
  9. 163. Есть ли ситуации, когда Президент Российской Федерации не вправе распустить Государственную Думу?
  10. 140. А имеются ли представители Президента Российской Федерации в других государственных органах и международных организациях?
  11. 137. Насколько эффективна деятельность консультативно-совещательных органов при Президенте Российской Федерации?
  12. 151. Что собой представляют Центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий?
  13. ЗАЯВЛЕНИЕ Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации
  14. Приложение 2. Положение «О Совете по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с молодежными общественными объединениями Российской Федерации (Молодежной парламентской ассамблеей)»
  15. § 1. Изменение юрисдикционных полномочий Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации
  16. Приложение 1. Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. № 2 «О развитии молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации»
  17. I. Цели и задачи Правительства Российской Федерации и Банка России по развитию банковского сектора Российской Федерации
  18. § 3. Гражданско-правовая ответственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований