Непредоставление статистической отчетности

Базовые сведения ↑

Разберемся, для чего сдается отчетность в органы статистики. Стоит также выяснить, какие именно формы стоит предоставлять представителям уполномоченного органа.

Что нужно знать?

Статистическая отчетность – документы, которые обязаны предоставлять индивидуальные предприниматели и компании со статусом юрлица, что ведут предпринимательскую деятельность на территории России.

Такие отчеты отличаются от тех, что подаются в налоговый орган и во внебюджетные фонды страны. Компания должна предоставлять в Росстрат:

  • бухгалтерские формы отчетов;
  • статистические отчеты.

В общем предприятия используют около 300 форм статистических отчетов. Благодаря такому выбору фирма может подобрать индивидуальные формы, которые будет использовать постоянно.

При выборе обращают внимание на вид деятельности и масштаб производства. Все компании без исключения обязуются сдавать отчеты в орган Росстата.

Отчитываются все, но в разное время и сдают различные формы. Компании, которые относятся к категории малых и средних, сдают отчетность по упрощенному порядку.

К примеру, каждый месяц и каждый квартал отчитаются только те предприятия, что попали в выборку. Опишем основные требования по сдаче документации, установленные законодательными положениями.

Все бухгалтерские отчеты сдают единожды в году Но не позже марта следующего года после отчетного
Если крайний срок для предоставления документов Выходной или праздничный день, отчетность можно сдать в следующий рабочий день
Крайним сроком для подачи всех бланков Является 1 апреля

Есть 3 способа подачи отчетности:

  • лично передавая представителями уполномоченного органа;
  • направив ее по почте;
  • отправив по коммуникационному каналу связи (в таком случае стоит позаботиться о получении электронной цифровой подписи).

Правила подачи обязательных бланков утверждены Приказом Росстата от 31 марта 2019 № 220.

Итак, у вас есть 2 варианта предоставления отчетности – на бумажном или электронном носителе. Выбор остается за вами, ведь в законодательстве относительно этого требования не устанавливались.

Предприятие направляет статистические данные по установленным формам безвозмездно после того, как будет получен письменный запрос об их подаче (часть 2 ст. 6, 8 Федерального закона, что был принят чиновниками России 29.11.2007 № 282).

Многие предприниматели-новички не сразу могут разобраться, как правильно заполнить статистический отчет, да и рекомендаций в законодательстве РФ не так уж много. Именно поэтому часто бизнесмены действуют наугад.

Отчеты в Росстат должны подавать:

  • каждый государственный орган власти, орган местного самоуправления;
  • юридическое лицо, которое ведет деятельность в пределах Российской Федерации;
  • представительство России, что расположено за рамками государства (№ 224-ФЗ);
  • филиал заграничного предприятия, что имеет бизнес в пределах Российской Федерации;
  • индивидуальный предприниматель.

Компании, что работают на упрощенной налоговой системе, обязаны подавать отчетность на тех же основаниях, что и остальные предприятия.

Документы, что требует статистический комитет:

  • сведения бухгалтерского баланса компании;
  • отчетность о финансовых показателях фирмы;
  • приложения, которыми дополняется бухотчет – сведения о том, какие изменения собственного капитала произошли, информация о движении материальных средств и т. д.

С какой целью сдается?

Чтобы понять, для чего подают отчетность, рассмотрим, в чем заключается суть работы Росстата. Что это за служба?

Она создана для того, чтобы можно было формировать официальную статистику в разных отраслях жизнедеятельности.

Как заполнить отчет в Росстат для ИП смотрите в статье: образец отчета в Росстат для ИП.

Как отправить отчет в статистику в электронном виде, .

Это орган исполнительных властей, что имеет полномочия контролировать статистическую деятельность в Российской Федерации.

Главная задача Росстата – удовлетворять потребности в сведениях органа власти и разных компаний – средств массовой информации, коммерческих предприятий, научного общества.

И для этого служба собирает достоверные и объективные сведения о политике, социальной сфере, демографической ситуации, экономике.

Основные функции:

  • собирать статистические сведения и формировать отчеты на их базе;
  • разрабатывать методы ведения статистического учета согласно международным стандартам;
  • предоставлять данные президенту и властям России, гражданам РФ, СМИ и иным компаниям;
  • создавать и развивать статистическую информационную систему, что должна совмещаться с иными системами;
  • хранить статистические данные;
  • контролировать, выполняются ли гражданами и компаниями законы, что касаются государственной статистики.

Одно из обязательств Росстата – вести учет деятельности предпринимателей и юридических лиц, составлять статистические коды, что отражаются при регистрации фирмы.

А такие коды помогут налоговой службе осуществлять контроль за работой предприятий. Они нужны и при открытии счетов в банковском учреждении.

Правовое регулирование

О необходимости ведения статистических документов говорится в Федеральном законе № 282, что был принят правительством Российской Федерации 29.11.2007.

Порядок ведения такой документации, ее подачи, рассмотрен в Постановлении властей № 620. Стоит также опираться на закон О бухгалтерском учете.

Какой штраф, если не сдал отчет в Росстат? ↑

Ранее штрафы за опоздание с предоставлением отчетности был небольшим. С 2019 года он значительно увеличен.

Уполномоченные структуры проверяют все представленные сведения, и если будет обнаружено, что лицо подает неверные данные, то также придется понести ответственность.

Установленные сроки

Обязательными являются такие отчеты:

Данные по форме 1 Предоставляются до 1 апреля (пункт 2 ст. 18 ФЗ № 402 от 6 декабря 2011)
Форма П-3 Подается до конца января (сведения о материальном положении предприятия)
форма П-4 Представляют до 15 числа следующего месяца после окончания отчетного квартала (обязательна для всех предпринимателей)
П-4 (НЗ) Подают до 8 числа в том месяце, что следует после отчетного квартала (о движении кадров)
Форму ПМ (результат деятельности) Подают до 29 числа в следующем месяце после окончания квартала
ПМ-пром (о товаре, что производится) Сдается предпринимателями, которые имеют 16 – 100 сотрудников до 4 числа в следующем месяце после окончания отчетного периода
1-ИП (например, для сельхозпроизводителей) Сдают раз в году – до 2 марта в следующем году

Работник Росстата предоставляет сведения о том, какие отчеты стоит подготовить и когда сдать. Он же уведомляет об особенности заполнения форм.

Можно посмотреть информацию о штрафах за отчет в Росстат на официальном сайте комитета статистики.

Сумма за несвоевременную сдачу отчета

Если компания не подаст отчет в Росстат, ее ожидает штраф. Попробуйте сдать его с опозданием, хотя вам могут отказать в принятии.

Как показывает практика, органы статистики редко штрафуют за такие нарушения, если только речь идет не о злостном нарушителе.

Видео: отчетность в Росстат

Именно поэтому не спешите самостоятельно платить штраф – ждите, когда вам выставят о перечислении определенной суммы. Каков размер штрафа?

В ст. 13.19 Кодекса об административных правонарушениях говорится, что при нарушении должностными лицами правил подачи отчетности назначается штраф в размере 3-5 тыс. рублей.

Согласно ст. 3 нормативного документа России от 13 мая 1992 № 2761-1 компания, что нанесла ущерб статистической службе несет ответственность.

Имеется в виду ущерб, что возник вследствие необходимости корректировки итога сводной отчетности или предоставления искаженных сведения, нарушения срока подачи отчетов.

В независимости от того, когда обнаружено нарушение, Росстатом может быть истребована необходимая статистическая отчетность. Предприятию также придется возмещать ущерб.

Но в законодательстве нет правил, которых стоило бы придерживаться при расчете суммы ущерба. А это значит, что любое решение Росстата можно обжаловать в судебном органе.

Итак, поговорим о размерах штрафа. При нарушении правил подачи статистической отчетности:

Должностное лицо заплатит 10-20 тыс. рублей
Компания перечислит 20-70 тыс. рублей

При повторном нарушении размер штрафа увеличится в разы:

Для должностного лица сумма составит 30-50 тыс.
Для юридического лица 100-150 тыс.

Если не предоставлен документ вообще

Изменено размер штрафа и в ситуации, когда лицо вовсе не предоставит статистические данные (согласно Федеральному закону, принятому правительством РФ 30.12.2015 № 442).

Компании точно также придется заплатить 20-70 тыс., а должностному лицу – 10-20 тыс. За повторное правонарушение с должностного лица взимается 30-50 тыс., а с юридического лица – 100-150 тыс.

Индивидуальные предприниматели могут привлекаться к ответственности по тому же порядку, что и должностное лицо, о чем говорится в ст. 2.4 КоАП России.

Кстати, ждет при неподаче сведений о деятельности штраф за отчет Росстата от упрощенцев такой же, как и в остальных ситуациях. Пока не были внесены поправки, штраф составлял всего лишь 3-5 тыс.

Указаны неверные данные

Представители органов статистики вправе выписывать штраф руководителю компании не только за неподачу отчетности или предоставление документов с опозданием, но и за сдачу недостоверных сведений (пункт 6, 14 Положения, что было утверждено Постановлением Российской Федерации № 620 от 18.08.2008).

Это касается поданных отчетов с наличием арифметических или логических ошибок. Если в отчетах будет выявлено ошибки, их можно будет исправлять. Этим будет заниматься представитель органа статистики.

Но только вот придется все равно заплатить штраф, а также ущерб, нанесенный Росстату при необходимости исправлять искаженные сведения сводных отчетов.

Величина штрафа в таком случае составит 10-150 тыс. (ст. 13.19 КоАП России). Причем, штраф выписывается за каждое допущенное нарушение.

На какой адрес отправить отчет в Росстат узнайте из статьи: как отправить отчет в Росстат почтой.

НА какой адрес Росстата в Москве отправляют отчеты, .

Как формируют запрос на выписку из ЕГРИП, .

Должностные лица, что несут ответственность за подачу статистической отчетности, назначаются приказами руководства предприятия (пункт 5 Положения, что утверждено Постановлением властей России № 620).

В том случае, когда такой приказ не издавался, административная ответственность ожидается руководителя компании.

Рассмотрением всех дел о нарушениях занимается региональное отделение Росстата (ст. 23.53 КоАП Российской Федерации от 7.02.2003 № 36).

Помните о том, что вам в обязательном порядке нужно отчитываться не только перед федеральным налоговым органом и внебюджетным фондом, но и перед Росстатом.

Следите за сроками предоставления каждой формы – уточняйте данную информацию у представителя уполномоченной инстанции или заходите на официальный сайт Росстата.

Но также пересматривайте, чтобы в заполненных бланках не было допущено ошибку. Ведь в противном случае придется заплатить немалый штраф, который с 2019 года значительно вырос.

К чему вам такие незапланированные расходы, что негативно отражаются на бизнесе?

Предыдущая статья: Образец отчета в Росстат для ИП Следующая статья: Выписка из Пенсионного фонда

Суть законодательных новаций

Законом № 442-ФЗ были заново переписаны положения ст. 13.9 КоАП РФ. Чтобы оценить характер изменений, вначале сравним прежнюю и новую редакцию данной статьи.

Понятие

Прежняя редакция

Новая редакция

Название статьи

Нарушение порядка представления статистической информации

Непредставление первичных статистических данных

Субъекты административного правонарушения

Должностное лицо, ответственное за представление статистической информации

Респонденты

Объект административного правонарушения

Статистическая информация, необходимая для проведения государственных статистических наблюдений

Первичные статистические данные

Состав административного правонарушения

Нарушение порядка представления статистической информации;

представление недостоверной такой информации

Непредставление первичных статистических данных в установленном порядке;

несвоевременное предоставление этих данных;

предоставление недостоверных данных

Размер административного штрафа

Штраф, налагаемый на должностное лицо, в размере от 3 000 до 5 000 руб.

Штрафы:

– на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб.;

– на юридических лиц – от 20 000 до 70 000 руб.

При повторном правонарушении налагаются штрафы:

– на должностных лиц – в размере от 30 000 до 50 000 руб.;

– на юридических лиц – от 100 000 до 150 000 руб.

Итак, мы показали характер изменений, внесенных в положения ст. 13.19 КоАП РФ. Далее поясним некоторые понятия, используемые в обозначенной норме.

Первичные статистические данные – документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пп. 7 ст. 2 Закона № 282-ФЗ).

Респондентами в силу п. 2 ст. 6 Закона № 282-ФЗ признаются:

  • созданные на территории РФ юридические лица;
  • органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций;
  • граждане РФ;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ;
  • граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории РФ (то есть индивидуальные предприниматели).

Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели предоставляют первичные статистические данные субъектам официального статистического учета в обязательном порядке и безвозмездно. При этом субъектам малого и среднего предпринимательства разрешено представлять эти данные в упрощенном порядке в соответствии с Законом № 209-ФЗ (п. 1, 3, 4 ст. 8 Закона № 282-ФЗ).

Касательно недостоверности первичных статистических данных необходимо пояснить следующее. В пункте 6 Положения сказано: предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками.

Недостоверность первичных статистических данных может вы­явить как субъект официального статистического учета (то есть орган статистики) – об этом факте он должен уведомить респондента, направив ему в течение трех дней письменное сообщение (почтовой, факсимильной, электронной связью), так и респондент – в течение трех дней со дня самостоятельного обнаружения «недостоверности» он должен представить исправленные статистические данные (аналогичный срок отводится респонденту на исправление при получении уведомления от органа статистики) (абз. 2 п. 6 Положения).

Далее предлагаем детально проанализировать, за что и при каких обстоятельствах санкция, установленная ст. 13.19 КоАП РФ, может быть применена в отношении хозяйствующих субъектов. Это важно, если учитывать размер штрафных санкций, предусмотренных обозначенной нормой.

Анализ положений статьи 13.19 КоАП РФ

Данная норма новая, поэтому вопросов по ее применению возникает много. Например, следующие.

Как узнать, какие формы статистической отчетности должен подать в орган статистики тот или иной хозяйствующий субъект?

В настоящее время утверждено большое количество форм статистической отчетности (сейчас их более 200). При этом нет ни одного нормативного или ведомственного документа, в котором бы содержались сведения о том, какие именно формы должны подавать те или иные предприятия (например, в разрезе по отраслям: перерабатывающая, пищевая, машиностроительная и т. д.).

По данному вопросу следует обратить внимание на п. 4 Положения. В нем сказано, что:

1) органы статистики бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в их отношении федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления;

2) органы статистики на своих официальных сайтах в Интернете размещают формы статистической отчетности и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении;

3) бланки утвержденных в установленном порядке форм статистической отчетности и указаний по их заполнению предоставляются органами статистики по запросу респондентов безвозмездно.

Иными словами, чтобы определить, какие именно формы статистической отчетности являются обязательными для представления тем или иным предприятием, последнему нужно направить в адрес органа статистики соответствующий запрос. Лучше направить его в письменной форме, соответственно, ответ в таком случае должен быть тоже письменным. Кстати, подобная переписка, по сути, будет служить своеобразной «охранной грамотой» для предприятия в случае возникновения претензий о неисполнении обязанности по предоставлению форм статистической отчетности.

Добавим: санкция, предусмотренная ст. 13.19 КоАП РФ, подлежит применению в отношении каждой формы. Поэтому, если респонденту вменено в обязанность представить сразу несколько форм статистической отчетности, величина штрафа за их непредставление, соответственно, может увеличиться в разы.

В какие сроки и с какой периодичностью представляются формы статистической отчетности?

Ответ на данный вопрос содержится в вышеупомянутом п. 4 Положения: формы статистической отчетности предоставляются по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

К примеру, на титульном листе формы 1-предприятие указано, что данная форма является годовой и представляется 1 апреля после отчетного года. А вот из формы ПМ следует, что малые предприятия должны представлять ее ежеквартально – 29-го числа после отчетного периода.

Добавим, что формы статистической отчетности респонденты могут подать (п. 7 Положения):

  • на бумажных носителях;
  • в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Какие штрафные санкции могут быть применены в отношении индивидуальных предпринимателей?

Индивидуальные предприниматели поименованы в перечне респондентов (ст. 6, 8 Закона № 282-ФЗ). В отношении них применяется санкция, предусмотренная ст. 13.19 КоАП РФ для должностных лиц. Иными словами, на основании указанной статьи они могут быть оштрафованы на 10 000 – 20 000 руб., а при повторном нарушении – на 30 000 – 50 000 руб.

Данный вывод обусловлен примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, согласно которому лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если названным кодексом не установлено иное.

В каких случаях административное правонарушение будет считаться повторным?

Административное правонарушение является повторным, если оно совершено в период, когда нарушитель считается подвергнутым административному наказанию за однородное административное правонарушение (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). Период административного наказания – это период со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6 КоАП РФ). Постановление о назначении административного наказания вступает в законную силу через 10 дней, если оно не было обжаловано (ч. 1 ст. 30.3, п. 1 ст. 31.1 КоАП РФ). Окончанием исполнения постановления о наложении административного штрафа является его уплата, которая по общему правилу должна быть произведена лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

Таким образом, если с момента окончания исполнения постановления о привлечении респондента к ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ прошло более года, то совершенное респондентом новое правонарушение не следует квалифицировать как повторное. В этом случае применяются санкции в обычном, а не увеличенном размере.

И еще. Повторность правонарушения в анализируемой ситуации не означает, что штраф в увеличенном размере будет применяться, если респондент систематически не представляет лишь одну и ту же форму статистической отчетности. В связи с тем, что критерий повторности применяется в контексте с однородным административным правонарушением, полагаем, что применение ужесточенной санкции зависит от самого факта непредставления какой-либо формы статистической отчетности, а не от ее конкретного вида.

Применяется ли данная санкция в отношении обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности?

Согласно ст. 18 Закона № 402-ФЗ экономические субъекты, обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. Названный экземпляр представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, она (вместе с аудиторским заключением) представляется не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Аналогичные положения содержатся в Приказе Росстата № 220.

Несмотря на то что экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в обязательном порядке представляется в органы статистики, обозначенный документ не подпадает под понятие первичных статистических данных. Первичные статистические данные, напомним, в силу ст. 7 Закона № 282-ФЗ представляют собой информацию, документированную в специальных формах статистической отчетности, утвержденных в установленном порядке Росстатом, тогда как годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность – это документы (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним), содержащие систематизированную в соответствии с требованиями Закона № 402-ФЗ информацию о финансовом положении экономического субъекта на 31 декабря, о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за год (пп. 1 ст. 3, п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ).

С учетом вышесказанного считаем, что применение ст. 13.19 КоАП РФ в отношении экономического субъекта, не представившего в орган статистики обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, является неправомерным.

Обратите внимание

Непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган статистики влечет ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.; на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 руб. (см. Письмо Росстата от 16.12.2013 № 1578/ОГ, Постановление Красноярского краевого суда от 06.05.2015 по делу № 4а-200/2015).

В связи с тем, что экономическому субъекту вменена обязанность представить в орган статистики экземпляр отчетности (который состоит из нескольких форм – бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, приложений к ним), применение санкции, установленной ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении каждой из упомянутых форм, по мнению автора, является неправомерным.

* * *

В целях реализации задач официального статистического учета в настоящее время применяется порядка 200 форм статистической отчетности, утвержденных Росстатом в установленном порядке. При этом ни одно предприятие не освобождено полностью от обязанности представлять в органы статистики формы статистического наблюдения.

Между тем до недавнего времени некоторые предприятия не уделяли должного внимания данной обязанности. Теперь им, видимо, придется изменить свое отношение к подобному виду отчетности – и чем скорее, тем лучше. Ведь начиная с 30.12.2015 за непредставление первичных статистических данных в установленном порядке, либо несвоевременное представление этих данных, либо представление недостоверных данных ст. 13.19 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание. Для должностных лиц размер штрафа составит от 10 000 до 20 000 руб., а для юридических лиц – от 20 000 до 70 000 руб. При повторном правонарушении будут взиматься повышенные штрафы: с должностных лиц – от 30 000 до 50 000 руб., с юридических лиц – от 100 000 до 150 000 руб.

Федеральный закон от 30.12.2015 № 442-ФЗ «О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30.12.2015, действует с этой же даты.

Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учет, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620.

Утверждена Приказом Росстата от 15.07.2015 № 320.

Утверждена Приказом Росстата от 04.09.2014 № 547.

Порядок предоставления первичных статистических данных в форме электронного документа, определяющий стандарты на программное обеспечение, технические средства, включая носители информации, каналы связи, средства защиты, а также форматы предоставления данных в электронной форме устанавливаются субъектами официального статистического учета исходя из возможности применения совместимых программно-технических средств, обеспечивающих необходимый уровень безопасности для целей обеспечения информационного обмена.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Приказ Росстата от 31.03.2014 № 220 «Об утверждении Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности».