Название произведения охраняться авторским правом

Что охраняется авторским правом?

Эта колонка на «kadis.ru» будет посвящена авторскому праву, а также «интеллектуальной собственности» вообще: базам данных, товарным знакам, изобретениям, и прочим вещам, описанным в четвертой части Гражданского кодекса. Эта часть, или, как ее называют, «ГК4Ч» – наиболее «молодая» из всего Кодекса. Однако, те же самые отношения регулировались и до этого несколькими разными законами. Принципиально с принятием ГК4Ч это регулирование изменилось очень мало. А начнем мы с разбора вопроса о том, что же охраняется авторским правом, а что – нет. Несмотря на кажущуюся легкость, он порождает большое количество заблуждений, и некоторым из них подвержены даже юристы. Согласно первому пункту статьи 1259 Гражданского кодекса, объектами авторских прав являются:

  • «литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения».

Как мы видим, этот перечень – не исчерпывающий, то есть, возможно существование и других их видов. Вновь появившееся произведение, прямо не предусмотренное ГК, должно соответствовать другим пунктам статьи 1259, чтобы быть причисленным к объектам авторских прав. Кроме этого, согласно седьмому пункту той же статьи, охрана может предоставляться и частям произведений: 7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи. Пункт 3, в свою очередь, требует, чтобы произведение объективно существовало: 3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. Нельзя получить охрану «неизвестно на что»: до тех пор, пока произведение не создано, его «идея» не может охраняться авторским правом. Периодически делаются попытки защитить копирайтом «идеи», «образы», «форматы телепередач», и прочие эфемерные сущности, не все из которых могут охраняться. Однако, их можно попробовать запатентовать, распространить на них режим коммерческой тайны или охранять как другой вид «интеллектуальной собственности» – главное правильно определить, что в «идее» можно рассматривать как охраняемые части. Но перед тем, как попытаться заняться чем-то подобным, стоит внимательно перечитать ту же 1259 статью: в ней (п. 6) говорится и о том, что не подлежит охране: «6. Не являются объектами авторских прав: 1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; 3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; 4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное)». Отечественными судами неоднократно выносились решения, которыми отказывалось в охране гербам и информационным сообщениям. Что же касается официальных документов и народного творчества, то предметом судебных споров они становятся крайне редко. Определения официальных документов в законе не дано. На практике под ними понимается любой документ, составленный каким-либо государственным учреждением при исполнении своих функций. Видимо, по аналогии с такими документами иногда ошибочно считается, что копирайтом не охраняются и обычные договоры, составленные самыми обычными юристами. Разумеется, это не так: даже если документ и подается официально в суд, «официальным» это его не делает. Что касается «информационных сообщений», то сейчас крупнейшими информагенствами развернута кампания, направленная на то, чтобы все-таки их «закопирайтить». Для этого предлагается принять изменения в Гражданский кодекс, внеся в перечень «объектов гражданских прав» информацию. Она уже была в этом перечне, но пропала из него после вступления в силу четвертой части ГК. Кроме этого, инициаторами поправок планируется ввести для информационных сообщений особый правовой режим, с правом предоставления их по «лицензионному договору», в общем, приблизить их к обычным произведениям, охраняемым авторским правом . Хотя целесообразность таких изменений – под большим сомнением. Кроме этого, пятый пункт статьи выводит из-под охраны идеи, концепции и прочие фундаментальные понятия: 5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Возможность «застолбить» за кем-то одним «права на идею» была бы просто губительной для культуры. К тому же, авторское право охраняет форму произведения, но не его содержание. Поэтому создать на основе одной и той же идеи какие угодно произведения никому не возбраняется. Во втором пункте 1259 статьи к объектам авторских прав причисляются также: «1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; 2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда». «Производными произведениями» называются работы, в которых было использовано в той или иной форме другое произведение. Слова «в той или иной форме» – в данном случае не просто фигура речи: под «переработку» попадают именно такие случаи, когда используется «форма произведения». А вот если используется содержание – это не переработка, и авторских прав такие действия не нарушают. Однако, вопрос о том, где же пролегает граница между «формой» и «содержанием», должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально. Существует мнение о том, что при переработке текста достаточно переписать в нем тридцать процентов для того, чтобы получить «новый текст». Никаких оснований в законе эта точка зрения не имеет. Откуда она появилась, трудно сказать – возможно, это «калька» с какого-нибудь зарубежного правового обычая. От переработки следует отличать так называемое «нарушение права на неприкосновенность произведения». Право это закреплено в статье 1266 ГК: 1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения). … 2. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти. Представляют ли собой действия переработку произведения, или это просто «нарушение неприкосновенности» – также определяется индивидуально в каждом конкретном случае. По мнению высших судов, высказанному в одном из недавних постановлений, посвященных четвертой части ГК, основным критерием, по которому переработка отделяется от нарушения права на неприкосновенность, является то, создается ли при изменениях новое произведение. А основным критерием, которому должно удовлетворять произведение для того, чтобы попасть под охрану авторским правом, является его творческий характер. Это закреплено в статье 1257 ГК. И здесь мы подходим к одному из самых важных вопросов авторского права, вопросу творчества. Под «творческой» традиционно понимается деятельность, порождающая нечто, качественно новое, оригинальное. Если два разных человека выполняют одну и ту же работу, предполагающую творчество, то получат они, скорее всего, разные результаты. Это – один из косвенных критериев, позволяющих судить о творческом характере. Первая часть 1259 статьи устанавливает, что объекты авторских прав охраняются «независимо от достоинств и назначения произведения». То есть, что творческий характер произведения предполагается, пока не доказано обратное. Еще одно широко распространенное неверное мнение – будто бы копирайтом охраняются только те произведения, которые зарегистрированы. Это не так: в законе говорится о регистрации только программ для ЭВМ, причем регистрация эта не имеет обязательного характера. Это отдельно отмечено в той же статье 1259: 4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Однако, благодаря широкому распространению представлений о «необходимости регистрации», многие организации предоставляют такую услугу, не бесплатно, естественно. Ее полезность – под большим сомнением: все, что подтверждает факт такой регистрации – то, что у зарегистрировавшего на ее момент был экземпляр произведения. Авторства она не подтверждает и подтвердить не может. А наиболее действенным способом подтвердить свое авторское право является обычная публикация произведения под своим именем. Еще одна из необязательных «формальностей» – это знак охраны авторского права, всем известная буква «с», обведенная окружностью. Ее отсутствие не означает, что произведение не охраняется, а использование ее – право, а не обязанность автора.

Литературные произведения, как объект авторского права

Авторское право является одним из институтов права интеллектуальной собственности. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач эфирного и кабельного вещания (смежные права).

Авторское право является одним из четырех институтов права, входящих в подотрасль «право интеллектуальной собственности». Кроме него в эту подотрасль входят следующие институты:

смежных прав;

патентного права;

средств индивидуализации участников гражданского оборота и правового регулирования производимой ими продукции (работ, услуг) Гражданское право (Кушнир И.В.).

Объекты этих институтов являются результатами интеллектуальной деятельности.

Объекты авторского права — произведения науки, литературы и искусства, обладающие двумя необходимыми признаками:

а) являющиеся результатом творческой деятельности;

б) существующие в какой-либо объективной форме (в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме).

Остановимся более подробно на литературных произведениях, как объекте авторского права.

Литературное произведение — это совокупность идей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора выражение в доступной для восприятия форме, допускающей возможность воспроизведения. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. — М., 1956. — С. 32

Термин «литературные и художественные произведения» охватывает любую продукцию в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения, включая: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, гравирования и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам. «Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений» от 9 сентября 1886 г.

Условия, необходимые для признания определенного творческого труда произведением, охраняемым авторским правом:

произведение непременно должно быть предметом искусства, науки либо литературы.

произведение должно быть результатом именно творческой деятельности. В контексте данного положения наиболее важным вопросом представляется разграничение новых произведений, являющихся творческим трудом, и переработок уже существующих произведений. В случае отсутствия у заинтересованной стороны авторского лицензионного договора, заключения экспертов или иного подтверждения заимствования материалов из произведения-оригинала, решение суда по данному вопросу становится наименее предсказуемым.

наличие факта обнародования произведения либо нахождение в какой-либо объективной форме. При этом, в связи с присоединением Российской Федерации к ключевым международным договорам в области авторского права гражданство автора (правопреемника), а также территория обнародования почти не имеют значения.

Согласно законодательству, действующему в настоящее время, назначение и достоинство произведения, а также способ выражения произведения также не имеют значения при квалификации творческого труда как произведения, охраняемого авторским правом.

Некоторые из частей произведения являются самостоятельным объектом авторского права в случае соответствия вышеуказанным требованиям. Законодатель также распространяет охрану на такие произведения как сборники и производные произведения. Интеллектуальная собственность Авторское право и смежные права Патентное право Регистрация прав — www.copyright.ru

На правовой режим произведения также влияет способ его создания. Гражданским кодексом РФ предусмотрены особенности реализации авторских прав на произведения, созданные:

— в рамках трудовых обязанностей работника (служебные произведения, ст. 1295);

— по заказу (ст. 1296);

— при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту (ст. 1298);

— при выполнении работ по иному договору (ст. 1297). Гражданское право (Кушнир И.В.)

Под творчеством в науке авторского права понимается интеллектуальная деятельность, в результате которой создается качественно новый, ранее не существовавший результат, обеспечиваемый индивидуальностью автора.

В рамках произведения различают охраняемые (образы и язык произведения) и неохраняемые (тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание) элементы.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. п. 5 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ

Авторское право охраняет произведения независимо от их назначения и достоинств, а также от способа их выражения.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Специальное правовое регулирование предусмотрено Гражданским кодексом РФ для следующих видов произведений:

производные произведения (ст. 1260);

составные произведения (ст. 1260);

программы для ЭВМ и базы данных (ст. 1261-1262);

аудиовизуальные произведения (ст. 1263);

проекты официальных документов, символов и знаков (ст. 1264);

служебные произведения (ст.1295).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками: творческий характер произведения и объективная форма его выражения. В числе объектов авторского права законодатель в качестве отдельной группы выделил литературные произведения. В данном случае этот термин используется в широком смысле и охватывает весьма значительный круг творческих произведений, в которых посредством слова в письменной или иной объективной форме, а также и в публичной устной речи выражены мысли и чувства автора. В их числе могут быть:

— художественно-литературные, учебные, публицистические научные и иные работы;

— дневники, письма;

— лекции, доклады, проповеди и иные устные публичные выступления;

— переводы и другие произведения.

Всем указанным и некоторым иным видам литературных произведений, являющихся объектами авторского права, присущи творческий характер их создания, оригинальность содержания и изложения.

  • Понятие произведения
  • Качество произведения
  • Форма выражения произведения
  • Произведения, охраняемые авторским правом
  • Произведения, не охраняемые авторским правом
  • Охрана идей
  • Охрана официальных документов
  • Охрана произведений народного творчества
  • Охрана названий и иных частей произведений
  • Охрана персонажей
  • Соотношение прав на произведение и прав на товарный знак
  • ОХРАНЯЕМЫЕ И НЕОХРАНЯЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    Понятие произведения

    В законодательстве понятие «произведение» не определяется, указывается лишь, что авторское право распространяется на произведения, являющиеся результатами творческой деятельности (ст. 6 Закона об авторском праве).

    Предполагается, что любое произведение – это результат творческой деятельности, однако понятие творческой деятельности также является неоднозначным. Обычно поясняется, что имеется в виду не всякая творческая деятельность, а которая приводит к возникновению произведения. Таким образом, круг замыкается: произведение определяется как результат творческой деятельности, a творческая деятельность – как деятельность, приводящая к созданию произведения.

    Иногда отмечается, что в качестве произведений должны рассматриваться только оригинальные результаты творческой деятельности, но при этом не исключается возможность самостоятельного и независимого создания разными авторами одинаковых произведений. Разумеется, для книг и иных больших произведений такое совпадение невозможно.

    Проблема состоит в том, что в качестве произведения может рассматриваться любая его часть, представляющая результат творческой деятельности, вплоть до отдельных предложений, фраз, названий и даже отдельных оригинальных слов. Бывает очень трудно определить ту грань, за которой часть произведения перестает признаваться произведением.

    На практике большое значение имеет судебное усмотрение, которое пока не выработало каких-либо единых подходов. Интересно отметить, что складывающаяся судебная практика все же идет по пути признания авторских прав не только на отдельные создаваемые авторами слова, но и на названия персонажей, особенно если они стали широко известными в России и ассоциируются именно с произведениями данного автора.

    Охрана должна предоставляться независимо от назначения и достоинства произведения. Для получения охраны произведение должно быть выражено в объективной форме (устной, письменной и т. д.).

    В Законе специально указаны также произведения, не охраняемые авторским правом (законы, судебные решения и т. д.).

    Качество произведения

    Закон не предусматривает какой-либо зависимости между предоставлением охраны произведению и его «качеством». Авторское право распространяется на любые произведения, независимо от их назначения и достоинства.

    Автора, написавшего безнравственное или клеветническое произведение, можно критиковать, не публиковать, преследовать в гражданском или уголовном порядке, однако авторское право на его произведение все равно признается. С точки зрения авторского права произведениями могут быть признаны даже протоколы допросов, если их содержание в достаточной степени оригинально, творчески самостоятельно.

    Форма выражения произведения

    Для предоставления охраны произведение должно быть выражено в объективной форме. Это вовсе не означает, что оно обязательно должно быть закреплено на каком-либо долговечном материальном носителе.

    Объективной формой признается не только письменная форма, звукозапись, видеозапись, рисунок или фотография, но даже устная форма – произнесение произведения в присутствии публики. Исполнение на музыкальном инструменте произведения также будет считаться его выражением в объективной форме.

    Формально охрана не зависит от способа выражения произведения, хотя, разумеется, обеспечить защиту авторских прав для устных произведений может оказаться весьма затруднительно.

    Произведения, охраняемые авторским правом

    В ст. 7 Закона об авторском праве перечислены виды охраняемых авторским правом произведений, однако их перечень является незамкнутым (неисчерпывающим) и служит только для примерной классификации встречающихся на практике произведений. Вопрос о целесообразности закрепления подобного перечня в законе является дискуссионным.

    Следует также упомянуть, что в Законе часто используется выражение «произведения науки, литературы и искусства» – в тех случаях, когда речь идет о любых возможных произведениях. Деление на «произведения науки», «произведения литературы» и «произведения искусства» реального практического значения не имеет.

    Иллюстрации к положенной на музыку сказке о Золушке. Рисунок Шарля Франсуа Добиньи. 1843

    Произведения, не охраняемые авторским правом

    Некоторые результаты творческой деятельности не охраняются авторским правом, на что специально указывается в Законе.

    Во-первых, это относится к таким достижениям, как идеи, открытия, поскольку считается, что они могут возникать в результате творческой деятельности разных авторов совершенно независимо друг от друга, в отличие от случаев копирования оригинальной формы их выражения. Не охраняются авторским правом также факты, хотя их оригинальное изложение может претендовать на авторско-право-вую охрану.

    Во-вторых, в отношении ряда объектов закон специально оговаривает, что авторское право на них не распространяется, хотя они являются произведениями. К числу таких объектов относятся законы, судебные решения, государственные символы и т. д. Считается, что введение их охраны создало бы препятствия для широкого использования, доступа к ним граждан, нормального функционирования институтов гражданского общества.

    Охрана идей

    В п. 4 ст. 6 Закона специально оговаривается, что «авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты». Теоретически данное положение объясняется тем, что авторское право охраняет форму произведения, а не его содержание. Предполагается, что одну и ту же идею можно выразить в разных формах, и авторское право не должно этому препятствовать. Так, на один и тот же сюжет может быть создано неограниченное количество творчески самостоятельных произведений.

    И все-таки утверждение об охране авторским правом только формы произведения является не совсем верным. Например, для произведений скульптуры и многих других произведений изобразительного искусства содержание по существу неотделимо от формы. Иногда предпочитают говорить о том, что авторское право охраняет «содержание произведения через его форму» или «форму, отражающую определенным образом конкретное содержание».

    Интерес к возможности охраны идей с помощью авторского права часто проявляют научные работники, в том числе в связи с прекращением в России государственной регистрации открытий. На самом деле их чаще интересует не обеспечение охраны идей, а закрепление доказательств первенства, приоритета в их выражении. Для этого желательно иметь такой экземпляр произведения, дату создания которого можно доказать (см.: Доказательства принадлежности авторских прав).

    Охрана официальных документов

    Законы, судебные решения и иные официальные документы исключены из сферы авторско-правовой охраны, что объясняется прежде всего необходимостью обеспечения наиболее свободного доступа к ним для всех заинтересованных граждан. Данное исключение не следует толковать расширительно, под его действие не подпадают официальные документы организаций, и в их отношении формально должны соблюдаться все требования закона об авторском праве.

    Слово имеет подсудимый. Рисунок Оноре Домье. 1835

    Охрана произведений народного творчества

    Охрана произведений народного творчества или выражений фольклора российским Законом об авторском праве не предусмотрена. Обычно это объясняют тем, что у таких произведений отсутствует конкретный автор, что в большинстве случаев не соответствует действительности.

    Утверждения о неизвестности автора произведения или существование у него множества авторов также нельзя использовать в качестве универсального критерия, поскольку и то и другое не делает его неохраняемым.

    Многие широко известные в России произведения ошибочно считаются неохраняемыми из-за недостатка имеющейся информации или в силу привычки к их свободному использованию. Особенности развития российского авторского права таковы, что охрана многих произведений неоднократно продлевалась либо даже восстанавливалась уже по истечении первоначально предоставленного срока действия прав на них. Например, текст известной в России новогодней песенки «В лесу родилась елочка» был написан Р.А. Кудашевой и опубликован в 1903 г. Кудашева умерла в 1964 г., но авторские права на ее произведения будут действовать в России как минимум 70 лет после ее смерти, т. е. до 2034 г. включительно. Кроме того, многие произведения народного творчества (сказки, былины и т. д.) часто используются в «авторском пересказе» Алексея Николаевича Толстого, Эдуарда Николаевича Успенского и других известных российских авторов, у которых возникают собственные авторские права на созданные ими переработки таких произведений.

    Охрана названий и иных частей произведений

    В соответствии с российским Законом авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, которая сама по себе может рассматриваться в качестве произведения или, как указывается в Законе, является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно. Так, в качестве произведения будет рассматриваться как пьеса или книга в целом, так и любой авторский афоризм из нее. Однако в отношении отдельных слов или словосочетаний подобная определенность отсутствует, что затрудняет, в частности, охрану названий произведений.

    Формально название произведения считается одной из его частей и на него должны распространяться все положения, связанные с обеспечением их охраны. Так, чтобы название произведения охранялось авторским правом, оно само должно быть произведением, понятие которого также однозначно не определено в Законе.

    В условиях отсутствия четких критериев судебные решения оказываются совершенно непредсказуемыми. Нередко судьи учитывают степень известности названия произведения, особенности создания произведения и его названия или даже уровень оригинальности, хотя российским законодательством не предусматривается ни один из этих подходов.

    Охрана персонажей

    В настоящее время в России сложилась довольно парадоксальная ситуация.

    Закон об авторском праве не упоминает о персонажах, зато об охране авторских прав на них говорится в российском законодательстве о товарных знаках (в Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).

    В российской деловой практике самое широкое распространение получили приобретение и передача именно авторских прав на персонажи, однако в ряде случаев их охрана может быть надежно обеспечена только при условии регистрации в качестве товарных знаков их названий и (или) изображений. Для осуществления такой регистрации требуется получение согласия от авторов персонажей, в противном случае регистрация товарного знака может быть признана недействительной.

    Как свидетельствует весьма немногочисленная судебная практика, решения по делам, связанным с использованием персонажей, во многом зависят от конкретных обстоятельств. Зачастую суды пытаются путем расширительных толкований закона обеспечить защиту авторских прав известнейших российских авторов в условиях отсутствия развитых законодательных положений о недобросовестной конкуренции или авторско-правовой охране персонажей.

    Оформление приобретения у российских авторов прав на использование на территории Российской Федерации их персонажей либо их названий, образов, внешнего вида является очень непростой задачей. Наиболее надежным в настоящее время представляется заключение одновременно двух договоров:

    1) о предоставлении авторских прав;

    2) предоставлении прав на товарный знак (лицензионного соглашения или договора об уступке товарного знака), который подлежит обязательной государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по патентам и товарным знакам.

    Следует отметить, что в России в настоящее время под персонажем чаще всего понимают наименование, образ или внешний вид вымышленного героя литературного или аудиовизуального произведения, в то время как за рубежом к числу персонажей иногда относят не только вымышленных героев, но и актеров, исполняющих те или иные роли, а также известных спортсменов, моделей и т. д., в результате чего права на персонаж в таком широком понимании тесно связаны с правами артистов-исполнителей, а также правами граждан на использование их изображений.

    Соотношение прав на произведение и прав на товарный знак

    Согласно российскому законодательству о товарных знаках регистрация в качестве товарного знака произведения, фрагмента произведения, цитаты или персонажа из них является незаконной, если она осуществляется без согласия «обладателя авторского права или его правопреемника» (ст. 7 Закона Российской Федерации «О товарных знаках и знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»). Таким образом, законодательство о товарных знаках отдает приоритет авторским правам перед правами на товарный знак, регистрация которого всегда может быть оспорена обладателями авторских прав, не дававшими согласие на ее осуществление.