Научное открытие

01. Показать кузькину мать

Что запрещено

Испытания ядерного оружия.

В чем интерес науки

Атомную бомбу многие считают триумфом физики. Еще в начале XX века теоретики на салфетках писали свои формулы. А 16 июля 1945 года в штате Нью-Мексико был произведен первый взрыв атомной бомбы. Страшное оружие стало проверкой для многих научных теорий — термоядерный синтез, распад ядра и так далее. Собственно, каждый взрыв бомбы — это своего рода эксперимент: взорвется данная конструкция или нет.

Рис. 1. 25 июля 1946 года. Испытания атомной бомбы в районе Маршалловых островов Фото: Bettmann/Corbis/Fotosa.ru.

Свою выгоду от ядерных испытаний имели не только физики-ядерщики. Например, геологи анализировали, как распространяется ударная волна в толщах земли, и на основе этого строили модель устройства планеты. Кстати, среди экспериментальных взрывов ядерного заряда, сделанных СССР, примерно десяток производился специально для нужд сейсмозондирования.

Причины запрета

Выпадают радиоактивные осадки. Подземный взрыв менее опасен, но он, к примеру, может спровоцировать землетрясения. Но самое главное — запрет на испытание бомбы должен сдерживать страны от соблазна разрабатывать ядерное оружие.

В 1996 году на 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был принят Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, который подписали ведущие страны мира.

Способы обойти запрет

Самый гуманный способ — моделировать ядерный взрыв на суперкомпьютерах. Но можно просто не подписывать и не ратифицировать договор. Так, например, сделали Индия, Пакистан и КНДР. В Индии и Пакистане последние испытания атомных бомб прошли в 1998 году, а Северная Корея что-то взрывала три года назад. Впрочем, есть ли на самом деле у северокорейцев атомная бомба, до сих пор непонятно.

Отражение в культуре

Книги — Курт Воннегут «Колыбель для кошки», Дэн Браун «Цифровая крепость».

02. Смоделировать палача

Рис. 2. Фрагмент эксперимента Стэнли Милгрэма. Фото: Apic/Getty Images/Fotobank.

Что запрещено

Психологические эксперименты, которые могут нанести моральный ущерб их участникам.

В чем интерес науки

По идее социальная психология нужна для того, чтобы понимать, откуда берутся жестокость, ксенофобия, тоталитаризм, фашизм и прочие гадости. Но если ученые хотят что-то понять, им надо это смоделировать. Точно так же, как биологам нужно разводить в пробирках вирусы болезней, социальным психологам необходимо устраивать фашизм в лабораторных масштабах.

Серия таких опытов прогремела на весь мир в 60–70-х годах XX века. Самым знаменитым был эксперимент Стэнли Милгрэма. Он предложил испытуемым поучаствовать якобы в исследовании механизмов памяти.

«Итак, вы учитель. Ваш ученик должен выучить пары слов. При каждой ошибке вы его наказываете ударом тока. При каждой следующей ошибке силу тока следует увеличить» — так звучали указания, которые давали добровольцам. По мере нарастания силы разряда «ученик» кричал все отчаяннее, а потом вообще замолкал. Несмотря на это, большинство испытуемых дошли до последнего рубильника с надписью «450 вольт».

Конечно, в реальности никто никаких ударов током не получал, «ученик» был сообщником экспериментатора, а крики были записаны на магнитофон. Но испытуемый всерьез думал, что он, повинуясь приказам, по-настоящему убил человека.

Из той же серии Стэнфордский тюремный эксперимент, проведенный социальным психологом Филиппом Зимбардо. В подвале университета была смоделирована тюрьма, в которую поместили «надзирателей» и «заключенных», набранных из студентов-добровольцев. Хотя все понимали, что это всего лишь игра, очень скоро подвал стал напоминать настоящую тюрьму со всей ее жестокостью и унижением. Эксперимент пришлось прервать через пять дней, хотя он был рассчитан на неделю.

Причины запрета

Сразу же после публикации результатов этих экспериментов на их авторов обрушился шквал критики.

— Ученые вводили в заблуждение участников, те не знали о настоящих целях исследования, — комментирует Михаил Дебольский, завкафедрой пенитенциарной психологии Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ). — Кроме того, например, эксперимент Милгрэма заканчивался как минимум нервным срывом у испытуемых.

То, что психолог заведомо обманывает испытуемого, — это еще терпимо. Часто иначе поступать нельзя, ведь если человек узнает об истинных целях исследования, он будет стремиться показать социально одобряемое поведение, а не естественную реакцию. Но в экспериментах Милгрэма и Зимбардо участникам фактически сообщалось, что они могли бы запросто стать палачами. Согласитесь, жить с этим нелегко.

Сейчас подобные эксперименты находятся под запретом. Когда Зимбардо предложил провести новое моделирование тюрьмы, чтобы опробовать методики гуманизации надзирателей, ему тут же было отказано. Точно так же сейчас невозможно воспроизвести эксперимент Милгрэма. В 90-х это пытался сделать в России психолог Александр Воронов, но ему однозначно сказали, что ни один фонд не рискнет финансировать подобный проект.

Часто ключевую роль играет саморегуляция научного сообщества. Психологи из МГППУ рассказали нам такую историю. В 70-х годах один из преподавателей решил провести эксперимент, показывающий, как развивается конфликт в студенческой группе. На экзамене он поставил всем незаслуженно высокие оценки, а потом сообщил, что в одной из парт нашел шпаргалки. Если студенты разберутся, кто же списывал, он не будет снижать оценки всем, а снизит оценку только этому человеку. Естественно, студенты начали бурное расследование и поиск «предателя». В итоге одна из студенток, затравленная своими одногруппниками, пыталась покончить с собой, бросившись с пятого этажа.

— Когда мы узнали об этом эксперименте, то этого преподавателя, конечно, не уволили, но руки ему больше никто не подавал, — комментирует Михаил Кондратьев, декан факультета социальной психологии МГППУ.

Способы обойти запрет

В психологии нормы весьма расплывчаты, как и сама эта наука. Этический кодекс Американской психологической ассоциации предписывает: «Психологи не должны подвергать испытуемых воздействиям, приводящим к постоянному вреду или риску в физическом или психологическом отношении…»

Принципиального запрета на обман испытуемых нет, есть только пожелание не совершать обман «без должных оснований». То же самое и с моделированием агрессии и эгоизма. Решение в каждом конкретном случае принимает университетская этическая комиссия.

Отражение в культуре

Художественные фильмы «Эксперимент», «Эксперимент 2: Волна», «Куб ноль», документальные — «Повинуемость», «Скрытая ярость».

03. Гены для идеального человека

Рис. 3. Фрагмент расшифровки генома человека. Фото: Gamma-Rapho via Getty Images/Fotobank.

Что запрещено

Улучшать человеческие гены.

В чем интерес науки

Достижения в спорте, науке и искусстве во многом зависят от наследственности человека. Теоретически можно создать геном, владелец которого будет иметь мускулатуру Шварценеггера, обаяние Брэда Питта и интеллект Григория Перельмана. При этом ему будут не страшны алкоголизм, депрессия и наркомания.

«Прогресс вряд ли остановится на исправлении недостатков. Излечив болезни и остановив старение, человек примется за улучшение собственного организма, за его перестройку по собственным планам и желаниям. Люди смогут произвольным образом лепить свое собственное тело и мозг, добавлять себе новые способности — возможность жить под водой, летать, питаться энергией солнечного света, — добавлять новые отделы мозга, новые органы тела», — прогнозируют сторонники так называемого трансгуманистического движения.

— Геном человека расшифрован, но не понят, — комментирует Вячеслав Тарантул, заместитель директора по науке Института молекулярной генетики РАН. — И сейчас ученые пытаются понять, за что отвечают гены в последовательностях ДНК.

Причины запрета

Если найденные гены имеют отношение к болезням, их можно спокойно изучать и пытаться заменить на более «здоровые». Но вторгаться в геном ради улучшения человеческой породы пока что запрещено.

«Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диагностических целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение генома наследников данного человека», — гласит международная Конвенция о правах человека и биомедицине.

Любая манипуляция с генами — это определенный риск. И риск этот оправдан только в том случае, когда человеку грозит смертельная болезнь. С другой стороны, если функции всех генов наконец-то станут понятны, желание создать себя идеального возникнет у каждого человека. И тогда талант, рождающийся на столе генетического хирурга, утратит свою ценность.

Способы обойти запрет

Не всегда можно определить грань, где кончаются терапевтические цели и начинается «улучшение породы».

Отражение в культуре

Книги — Олдос Хаксли «О дивный новый мир», Сергей Лукьяненко «Геном»; сериал «Секретные материалы».

04. Поработать с «черной смертью»

Рис. 4. Тренировка. Актера, изображающего пациента больного оспой, перемещают в бокс. Фото: AP.

Что запрещено

Работать с вирусом натуральной оспы и другими опасными инфекциями.

В чем интерес науки

Оспа — один из примеров тотальной победы медицины. Благодаря прививкам болезнь, которая еще сто лет назад выкашивала миллионы, оказалась полностью ликвидированной. Еще в 1980 году Всемирная организация здравоохранения официально объявила об искоренении натуральной оспы на планете Земля.

Однако ученым очень хочется продолжить работы с этим вирусом. Во-первых, неизвестно, не появится ли он вновь, и нужно на всякий случай совершенствовать вакцину. Во-вторых, дополнительные знания о нем полезны для борьбы с другими вирусами. В-третьих, это просто интересно.

Причины запрета

Тема биологического терроризма в последние десятилетия стала одной из самых популярных. Если какому-то злодею удастся завладеть вирусом оспы, это будет пострашнее любой атомной бомбы, учитывая, что летальность при этой болезни доходит до 90%, а прививки перестали делать еще в начале 80-х. Даже если не принимать в расчет злой умысел, нельзя исключить риск случайного заражения.

Сегодня никто не имеет права работать с образцами вируса натуральной оспы. Исключение сделано лишь для двух лабораторий: одна принадлежит Центру контроля и профилактики заболеваний США, а другая — научному центру «Вектор», расположенному под Новосибирском.

Способы обойти запрет

Единственная возможность — обратиться в американскую или российскую лабораторию. Но нужно поторопиться: согласно решению ВОЗ, последние образцы вируса оспы должны уничтожить в 2014 году.

Отражение в культуре

Существуют сотни, если не тысячи, фильмов, в которых главный герой — смертельный вирус, вырвавшийся из стен лаборатории. Взять хотя бы «Эпидемию» с Дастином Хоффманом.

05. Клетки из ребенка

Рис. 1. Гринпис протестует против использования эмбриональных клеток. Фото: AP.

Что запрещено

Проводить эксперименты со стволовыми клетками, взятыми у эмбрионов человека.

В чем интерес науки

Стволовые клетки можно образно назвать клетками без специализации: по мере роста они превращаются в нервные, кровеносные, мышечные и т. д. Ученые планируют научиться управлять этим механизмом, что позволит лечить многие заболевания — например, выращивать ткани и органы для пересадки.

Стволовые клетки есть у каждого взрослого человека, но встречаются они редко и разрозненно. Удобнее брать их из эмбриона, где они находятся в концентрированном состоянии — правда, зародыш при этом погибает.

Обычно ученые для таких экспериментов используют эмбрионы, оставшиеся неиспользованными при лечении бесплодия методом ЭКО.

— При такой процедуре выращивают семь-восемь эмбрионов, а подсаживают женщине, как правило, один-два, — комментирует Роман Деев, медицинский директор Института стволовых клеток человека. — В любом случае оставшиеся после ЭКО эмбрионы были бы умерщвлены.

Затем на основе стволовых клеток ученые пытаются создавать лекарства для лечения, а также проводят более сложные эксперименты, пытаясь вырастить из этих клеток печень или почки.

Причины запрета

Погибает эмбрион — читай, маленький человек. И даже благая цель — излечение десятка смертельных заболеваний, а значит, сохранение сотен уже живущих людей — пока не оправдывает умерщвление эмбрионов.

В России запрет появится с принятием закона «О биомедицинских клеточных технологиях», который разрабатывается с 2010 года и уже вызвал бурю негодования среди специалистов. Так, сообщество трансгуманистов собирает подписи с требованием изменить текст документа. В частности, они просят отменить запрет на эксперименты со стволовыми клетками. Законопроект не изменен до сих пор, но и не принят. Борьба продолжается.

Аналогичные запреты существуют в некоторых странах ЕС. Например, в Италии с 2004 года действует закон, запрещающий использование эмбрионов для получения стволовых клеток и даже донорство яйцеклеток.

Способы обойти запрет

Пока закон не вступил в силу, специалисты пытаются лоббировать свои интересы. Что из этого выйдет, пока неясно. Прецедентный случай есть в истории науки США. Так, в 2010 году Федеральный суд округа Колумбия признал незаконным установленный ранее запрет на проведение экспериментов со стволовыми клетками — этот запрет возник после того, как группа религиозных граждан подала в суд на ученых. Ученые этот суд выиграли и добились права на проведение таких экспериментов.

Отражение в культуре

Тема в науке новая, и мы не нашли каких-либо широко известных фильмов или книг. Сценаристам и писателям есть над чем поработать.

Значение слова открытие

  • Определения слова открытие

    • , открыть, открываться, открыться; раскрытие, возникновение прохода, проёма.
      • открывать (действие)
    • начало какого-либо мероприятия, начало работы предприятия, организации и т. п.
    • то, что установлено, найдено, стало известным
    • «Запуск» нового магазина
    • для ученых — это обнаружение нового явления, а для всех остальных время начала работы вино-водочного отдела
    • за него могут дать Нобелевскую премию
    • мечта всякого ученого
    • новое слово в науке
    • о нем мечтает всякий ученоый
    • о нем мечтает всякий ученый
    • обнаружение нового
    • первый день работы выставки
    • первый момент работы магазина
    • прорыв в какой-нибудь области знаний
    • прорыв в науке
    • распахивание дверей
    • свершение революции в науке
    • у них discovery, а что у нас
    • левый верхний угол газеты
    • установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания
    • вновь открытая истина
    • то, что установлено, открыто исследованием, изысканиями
    • новое достижение в познании природы, общества
    • произведение А. Чехова
    • (разговорное) то, что постигнуто, раскрыто, обнаружено кем-либо
    • торжественное разрезание ленточки перед дверью
    • у них discovery, а что у нас?
    • «запуск» нового магазина
    • произв. А.Чехова
    • то, что установлено, открыто исследованием, изысканиями; вновь открытая истина; разг. то, что постигнуто, раскрыто, обнаружено кем-л.
    • Прорыв в науке.
    • Торжественное разрезание ленточки перед дверью.
    • Установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания.
    • Левый верхний угол газеты.
    • Свершение революции в науке.
    • Прорыв в какой-нибудь области знаний.
    • Для ученых — это обнаружение нового явления, а для всех остальных время начала работы вино-водочного отдела.

>Синонимы к слову открытие

    • находка
    • начало
    • раскрытие

>Антонимы к слову открытие

    • закрытие

Понятие и условия правовой охраны научного открытия

Человечество всегда стремилось к познанию окружающего мира, исследование его законов и свойств, изучение природы явлений объективной действительности. Познание закономерностей окружающего мира, что приводит к появлению принципиально новых знаний осуществляется в форме научных открытий. Они являются результатом фундаментальных теоретических и экспериментальных исследований в любой сфере жизнедеятельности общества и предоставляют качественно новую информацию об объективно существующих, но ранее неизвестные свойства, законы и явления материального мира. Научные открытия являются следствием проявления высокого уровня интеллектуальной, творческой деятельности человека и могут быть основанием для формирования новых направлений научных исследований и изобретательской деятельности ученых многих стран.

В отличие от изобретений, научные открытия не только направлены на улучшение функционирования отдельных объектов техники, усовершенствование существующих технологий производства, модернизацию оборудования, процессов изготовления веществ и материалов, они воплощают новый уровень научно-технического развития, формируют новые этапы познания человеком окружающего мира. При этих условиях значение научных открытий для дальнейшего развития научных исследований является, как правило, значительно выше результатов изобретательской деятельности.

Законодательство не может ограничить доступ общества к результатам научного открытия. На такие результаты не может быть распространена конструкция монопольного (исключительного) права одного субъекта, поскольку тем самым другие лица будут лишены возможности изучать, исследовать и углублять знания, полученные в результате осуществления открытия. Как следствие, право на научное открытие по своему характеру не является исключительным. Автор открытия не может запретить другим лицам использовать результат своей творческой деятельности или передать или предоставить это право третьему лицу на основании лицензионного или иного договора. С момента обнародования результатов научных исследований открытие становится достоянием всего человечества. Однако его автор вправе получить достойное материальное вознаграждение за свою деятельность, присвоить открытию свое имя или специальное название и реализовать другие неимущественные права, возникающие в результате осуществления научного открытия.

В связи с невозможностью установления правового режима исключительных прав на научные открытия в ряде государств такие результаты творчества не подпадают под сферу охраны права интеллектуальной собственности. Однако по своему характеру открытие является результатом интеллектуальной, творческой деятельности, а его автору должна быть обеспечена надежная правовая охрана имущественных и личных неимущественных прав. Поэтому отечественный законодатель при формировании положений Книги 4 ГК Украины, посвященных праву интеллектуальной собственности закрепил нормы об охране научных открытий (глава 38) как объектов интеллектуальной собственности.

Следует также отметить, что согласно положениям международно-правовых документов, в частности ст. Из Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967 г. научные открытия также отнесены к сфере интеллектуальной власності1.

Нормы ГК Украины, касающиеся правовой охраны научных открытий сформированы лишь в двух статьях Кодекса (статьи 457-458), что, безусловно, не могут обеспечить надлежащую охрану таких объектов. Специальных законов, которые осуществляли 6 правовую регламентацию отношений в связи с созданием и охраной научных открытий в Украине, пока не принято. Однако, следует отметить разработку проекта Закона Украины «Об охране прав на научные открытия», который может в будущем определить процедуру предоставления охраны таким объектам, закрепить права авторов научных открытий, определить механизмы защиты их субъективных прав.

Согласно ст. 457 ГК Украины научным открытием признается установление неизвестных раньше, но объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящее коренные изменения в уровень научного познания.

Из нормы Кодекса можно установить, что объектами научных открытий могут быть неизвестные ранее закономерности, свойства и явления материального мира.

Закономерность материального мира указывает на объективно существующую связь между явлениями или свойствами материального мира, установление которой вносит коренные изменения в уровень познания.

Свойство материального мира представляет собой объективно существующую качественную определенность объекта материального мира, установление которой вносит коренные изменения в уровень познания.

Явление материального мира — это объективно существующая форма проявления сущности объекта материального мира, коренным образом меняет уровень познания объективной действительности. Явление тесно связано с сущностью объекта окружающего мира и представляет собой внешнее выражение его сущности.

Охрана научных открытий возможна при условии, что открытие не противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали и отвечает условиям охраноспособности, то есть » новым, достоверным и вносит коренные изменения в уровень научного познания.

Новизна научного открытия » означает установление неизвестных раньше, но объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира. Сведения о научное открытие должны быть неизвестными до даты его опубликования обществу. При этом новизна научных открытий имеет абсолютный характер, что означает, что не может быть предоставлена правовая охрана открытию, информация о сущности которого была опубликована в Украине или за рубежом, или иным образом доведено до сведения неопределенного круга лиц.

Достоверность научного открытия предусматривает его соответствие законам, свойствам и явлениям объективной действительности. Достоверность выдвинутых в качестве открытия научных положений подлежит доведению его автором теоретически или экспериментально.

Внесение коренных изменений в уровень научного познания означает, что открытие представляет собой существенный, фундаментальный вклад в существующее научное восприятие объективной действительности. Открытие вносит коренные изменения в уровень научного восприятия, если оно может быть основой новых направлений в развитии науки и техники, принципиально меняет существующие теоретические представления, дает объяснение и экспериментальное подтверждение ранее неизвестным фактам, явлениям или свойствам материального мира.

Не все результаты научных исследований могут признаваться научными открытиями. Не могут получить правовую охрану в качестве научных открытий:

— гипотезы, догадки, не получили надлежащего подтверждения;

— открытие месторождений полезных ископаемых, географические, археологические, палеонтологические открытия;

— создание новых технологических процессов, конструкций приборов и оборудования, новых материалов, методов диагностики и лечения болезней и других подобных решений, которые могут получить правовую охрану как объекты патентного права.