Насилие в отношении представителя власти

Комментарий к Ст. 318 УК РФ

1. Общественная опасность предусмотренного комментируемой статьей преступления состоит в том, что оно посягает на нормальную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в лице представителей власти и на здоровье и телесную неприкосновенность представителей власти и их близких.

Потерпевшими от преступления являются представители власти или их близкие. В примечании к комментируемой статье дано определение представителя власти. Таковым является должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Из этого определения следует, что представитель власти: а) является должностным лицом (см. комментарий к ст. 285); б) наделен распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости; в) представляет правоохранительный (МВД России, ФСБ России, таможенные органы, службу внешней разведки РФ и т.п.), контролирующий (органы рыбоохраны, санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля и т.п.) или иной орган (различные звенья государственных органов и органов местного самоуправления, которые выполняют функции власти) (ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (в ред. от 25.12.2012) ). Отсутствие названных признаков исключает ответственность по комментируемой статье .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 238; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2009. N 29. Ст. 3601; 2011. N 1. Ст. 16; N 7. Ст. 901; N 50. Ст. 7366; РГ. 2012. N 301.

БВС РФ. 2000. N 7. С. 14.

О понимании близких представителя власти см. комментарий к ст. 317 УК.

Ответственность за применение насилия в отношении представителя власти наступает только в случаях противодействия его законной деятельности.

Если насилие или угроза насилием применяются в отношении представителей власти, участвующих в отправлении правосудия или в производстве предварительного расследования, ответственность наступает по ст. 296 УК.

2. Объективная сторона преступления характеризуется применением физического или психического насилия. В ч. 1 комментируемой статьи говорится о насилии, не опасном для жизни или здоровья. Его понимание аналогично пониманию насилия в ст. 161 УК (см. комментарий к этой статье). Дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК в таком случае не требуется. Психическое насилие может выражаться в угрозах применения насилия. Вид угрозы в УК не конкретизирован. Диапазон угроз в рассматриваемом преступлении значительно шире, чем, например, в ст. 161 УК, вплоть до угроз убийством , и дополнительно квалифицировать такую угрозу по ст. 119 УК не требуется.
———————————
БВС РФ. 2001. N 1. С. 12.

БВС РФ. 2000. N 9. С. 8.

Способы применения насилия могут быть самыми различными. Между наступившими последствиями и применением насилия должна существовать причинная связь.

Применение насилия или угроз применения насилия осуществляется в связи с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей (а не только при их исполнении). Имеется в виду любая законная служебная деятельность, в том числе связанная с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности.

Оконченным преступление считается с момента применения насилия соответствующей тяжести либо угрозы его применения.

Действия лица, угрожавшего нескольким представителям власти в связи с осуществлением ими своих служебных обязанностей, обусловленные одним мотивом, совершенные одновременно, в одном месте, образуют единое преступление и квалифицируются по одной комментируемой статье .
———————————
БВС РФ. 2009. N 5. С. 11.

Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, превращает данный состав в его квалифицированный вид (ч. 2 комментируемой статьи). Опасным для жизни или здоровья является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни. При применении насилия, опасного для жизни или здоровья, потерпевшему может быть причинен вред любой тяжести: тяжкий, средней тяжести и легкий. Дополнительной квалификации по ст. ст. 111 — 113 УК в таких случаях не требуется. О понимании данных видов насилия см. п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2002 N 29 .
———————————
См. также: БВС РФ. 2000. N 7. С. 14.

В. осужден по ч. 2 ст. 318 УК. При доставлении его инспектором дорожно-патрульной службы для медицинского освидетельствования за управление автомашиной в состоянии алкогольного опьянения В. самовольно вытащил ключи из замка зажигания автомашины, затем стал руками душить инспектора, вытолкнул его из автомашины, ударял по голове и другим частям тела руками и булыжником, причинив потерпевшему легкий вред с кратковременным расстройством здоровья .
———————————
БВС РФ. 2002. N 4. С. 8.

По ч. 2 комментируемой статьи квалифицируется также применение насилия, опасного для жизни или здоровья, которое хотя и не причинило вреда, но в момент применения создавало реальную опасность для жизни или здоровья потерпевшего (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2002 N 29). Фактическое наступление смерти не охватывается данным составом и образует совокупность преступлений. В зависимости от статуса потерпевшего причинение ему смерти следует квалифицировать по ст. ст. 105, 295 либо 317 УК.

Если насилие применялось в связи с осуществлением потерпевшим правосудия или производством предварительного расследования, содеянное надо квалифицировать по ст. 296 УК.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественно опасный характер и диапазон применяемого им насилия или угроз, осознает, что они направлены против представителя власти (его близких) именно в связи с выполнением им своих должностных обязанностей, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает их наступления .
———————————
БВС РФ. 2001. N 7. С. 25.

4. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица в возрасте 14 — 16 лет несут ответственность за такое преступление по ст. ст. 111 — 113 УК.

> Практика применения ст. 318 УК РФ, квалифицирующие обстоятельства

Ошибки в практике применения ст. 318 УК РФ

На первый взгляд, Уголовный кодекс РФ устанавливает общее понятие «представитель власти » однако, если сравнивать содержание примечаний к ст. 285 У К РФ и примечания к ст. 318 УК РФ, то можно заметить, что законодатель в одном случае расширяет понятие представитель власти (примичание к ст. 285 УК РФ) в другом случае данное понятие сужает (прим. к ст. 318 УК РФ), что вносит определенные затруднения и в некоторых случаях путаницу для правоприменителя, т.к. в том и ином случае указанные понятия входят в общее понятие «должностное лицо».

Так, в примечаниях к ст.318 УК РФ представитель власти должен быть наделен распорядительными полномочиями только законом, и ничем более. В отличие от этого, в примечаниях к ст.285 УК РФ такое указание отсутствует. Однако, Пленум Верховного Суда РФ в § 2 п.1 Постановления от 10.02.2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» применительно к примечаниям к данной статье дал разъяснения, что представитель власти может быть наделен полномочиями, как законом, так и нормативными актами, приказами или распоряжениями вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом.

Кроме того, в примечаниях к ст. 318 УК РФ представитель власти наделен распорядительными полномочиями, только в отношении физических лиц не находящихся от него в служебной зависимости. В примечаниях же к ст. 285 УК РФ представитель власти наделен распорядительными полномочиями как в отношении физических лиц, так и юридических лиц. Более того, возможен вариант, когда распорядительные функции представителя власти будут распространяться только в отношении юридических лиц.

Как видно из выше изложенного, понятие «представитель власти» в примечаниях к ст.285 УК РФ шире, чем тоже понятие в примечаниях к ст.318 УК РФ. При этом законодатель указывает, что примечания к ст.285 УК РФ распространяются только на главу 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Примечания же к ст.318 УК РФ распространяются на ст.318 и другие статьи Уголовного кодекса РФ, хотя представляется, что было бы правильнее, чтобы более общее понятие главенствовало над частным.

Как уже было сказано выше, отсутствие единого понятия «представитель власти» в законе и как следствие отсутствие его единообразного толкования, на практике ведет к ошибкам в применении уголовного закона.

Так, спорным примером применения материального права на практике является уголовное дело по обвинению Алимусалова М.М. рассмотренное Верховным судом Республики Мордовии. Потерпевшим по этому делу был признан П., который в момент насилия в отношении него состоял на должности «кандидат в стажеры милиционера ППС» и был назначен на эту должность приказом командира полка ППС. При квалификации действий виновного по ч.1 ст.318 УК РФ, перед судом встал вопрос, является ли гражданин Н. представителем власти? С одной стороны, гражданин Н. назначен на должность приказом, получал денежное довольствие, патрулировал с сотрудниками милиции улицы города. Однако, такой должности как «кандидат в стажеры милиционера» в законе «О милиции» нет, и гражданин Н. сотрудником милиции по закону не являлся. Суд все же признал гражданина Н. представителем власти, что является, достаточно сомнительным и спорным.

Приведенный пример указывает на то, что в УК РФ должно быть единое понятие «представитель власти», чтобы исключить разночтение и установить единообразие толкования закона.

Хотелось бы предложить один из вариантов общетеоретического определения понятия «представитель власти»: Представитель власти — это работник органов государственной власти, которое осуществляет функции власти не внутри какой — либо отдельной системы или ведомства, а по отношению ко всем гражданам, т.е. правомочен в соответствии с законом совершать действия распорядительного и контролирующего порядка, имеющие юридическое значение и устанавливающие или изменяющие права и обязанности лиц не находящихся от него в служебной зависимости.

На практике большие сложности возникают при отграничении рассматриваемого преступления от уголовно наказуемого хулиганства, связанного с сопротивлением представителю власти, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка. По моему мнению, это в немалой степени обусловлено нарушением принципа системности формулирования уголовно-правовых запретов. В данном случае просматривается необходимость исключения п. «б» ч. 2 ст. 213 из УК РФ, а при наличии таких действий предлагается квалифицировать их по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 213 и 318 УК. Аналогичное решение рекомендуется принять и относительно п. «в» ч. 3 ст. 188 УК.

Квалифицирующие обстоятельства

Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, превращает данный состав в его квалифицированный вид (ч. 2 ст. 318 УК РФ). Опасным для жизни является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни. При применении насилия, опасного для жизни или здоровья, потерпевшему может быть причинен вред любой тяжести: тяжкий, средней тяжести и легкий. Дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК в таких случаях не требуется. Санкция ч. 2 ст. 318 УК РФ более строгая, чем даже за причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 2 ст. 111 УК). О понимании данных видов насилия см. п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2002 № 29.

В. осужден по ч. 2 ст. 318 УК При доставлении его инспектором дорожно-патрульной службы для медицинского освидетельствования за управление автомашиной в состоянии алкогольного опьянения В. самовольно вытащил ключи из замка зажигания автомашины, затем стал руками душить инспектора, вытолкнул его из автомашины, ударял по голове и другим частям тела руками и булыжником, причинив потерпевшему легкий вред с кратковременным расстройством здоровья.

По ч. 2 ст. 318 УК квалифицируется также применение насилия, опасного для жизни или здоровья, которое хотя и не причинило реального вреда, но в момент применения создавало опасность для жизни или здоровья потерпевшего (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2002 № 29). Фактическое наступление смерти не охватывается данным составом и квалифицируется по совокупности преступлений.

Способы применения насилия могут быть самыми различными. Между наступившими последствиями и применением насилия в отношении представителя власти (его близкого) в связи с выполнением им своих должностных обязанностей должна существовать причинная связь.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Отграничение от убийства. Применение насилия в отношении представителя власти.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. (ст.317 УК РФ)

Видовым объектом преступления являются общественные отношения по обеспечению управленческой деятельности государственных органов — порядок управления.

В качестве группового объекта выступает нормальная управленческая деятельность правоохранительных органов. Основной непосредственный объект данного преступления — нормальная деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Анализируемое преступление является многообъектным и при его совершении наряду с основным объектом ставится под угрозу жизнь сотрудников правоохранительных органов и их близких. Поскольку посягательство на указанные блага является лишь способом посягательства на основной объект, жизнь потерпевшего выступает в качестве дополнительного объекта данного преступления.

Потерпевшими при совершении данного преступления могут быть: сотрудник правоохранительного органа, военнослужащий, а также их близкие.

Под правоохранительными органами понимается совокупность государственных органов, специальной функцией которых является борьба с правонарушениями и обеспечение законности. Традиционно к их числу относили суд, прокуратуру, органы юстиции, внутренних дел, государственной безопасности. Категории должностных лиц правоохранительных органов перечислены Федеральным законом о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Это: лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, исполнение приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники органов контрразведки; сотрудники федеральных органов налоговой полиции; судебные исполнители; работники контрольных органов Президента России, глав администраций субъектов Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных актов, выявление и пресечение преступлений; сотрудники федеральных органов государственной охраны; работники таможенных органов, работники органов государственной налоговой службы, работники органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, работники органов санитарно-эпидемиологического надзора, работники контрольно-ревизионных подразделений Минфина России и финансовых органов субъектов России, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов, иных нормативно-правовых актов, выявление и пресечение правонарушений.

Представляется, что категории лиц, которые могут выступать в качестве потерпевших при совершении анализируемого преступления, определяет не только принадлежность лица к тому или иному органу, но и характер исполняемых обязанностей. Статья 317 УК ставит под защиту деятельность потерпевших по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Таким образом, все лица, указанные в Законе о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, которые постоянно или временно исполняют обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, могут быть потерпевшими по ст. 317 УК.

Понятие деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности закреплено в п.5 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 22 сентября 1989 г. «О применении судами законодательства об ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка».

Согласно указанному постановлению под укреплением общественного порядка и обеспечением общественной безопасности следует понимать: несение постовой и патрульной службы на улицах и общественных местах; поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых мероприятий; поддерживание порядка при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий.

Работники прокуратуры не могут быть потерпевшими по анализируемой нами статье, а посягательство на них образует состав ст. 295 УК.

Следователи и лица, производящие дознание, исключены из числа потерпевших по ст. 317 УК.

Согласно Федеральному закону об оперативно-розыскной деятельности ее задачи в числе других — выявлять, пресекать, раскрывать преступления, а также устанавливать виновных. Потому оперативно-розыскная деятельность в этой части служит охране общественного порядка, а лица, ее осуществляющие, могут быть потерпевшими по ст. 317 УК.

К числу потерпевших по ст. 317 УК относятся также сотрудники органов внутренних дел, охраняющих общественный порядок и обеспечивающих общественную безопасность.

Работники криминальной милиции и милиции общественной безопасности могут выступать в качестве потерпевших по ст. 317 УК.

Работники других (не милицейских) служб МВД могут быть потерпевшими по ст. 317 УК лишь в том случае, если они привлечены к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (например, следователи, дознаватели, работники паспортных столов, государственного пожарного надзора, других служб МВД привлекаются к охране порядка во время массовых мероприятий, стихийных бедствий и т. п.).

Сотрудники ФСБ, деятельность которых связана с пресечением преступности, также охраняют общественный порядок и обеспечивают общественную безопасность и могут быть признаны потерпевшими при совершении данного преступления.

Посягательство на работников федеральных органов налоговой службы будет квалифицироваться по п. «б» ч.2 ст.105 УК, т.к. их деятельность является контролирующей, они не осуществляют деятельность по охране общественного порядка или поддержанию общественной безопасности.

Работники таможенных органов могут быть потерпевшими по ст. 317 УК РФ, если их деятельность связана с пресечением правонарушений и проведением ОРД.

Таким образом, работниками правоохранительных органов следует считать лиц, служащих в правоохранительных и контролирующих органах, осуществляющих деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Деятельность по охране общественного порядка осуществляют военнослужащие внутренних войск МВД.

Согласно ФЗ от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ» они входят в систему МВД и призваны защищать интересы личности, общества, государства, конституционные права и свободы граждан от преступных и иных посягательств. При осуществлении указанных в законе задач они могут быть потерпевшими по ст. 317 УК.

Военнослужащие других войск не могут, согласно закону, привлекаться к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Практика, однако, свидетельствует об обратном. В подобных случаях они также могут выступать в качестве потерпевших по ст. 317 УК.

Близкими признаются две категории лиц:

а) близкие родственники сотрудника правоохранительного органа по прямой нисходящей или по прямой восходящей линии, супруги и другие лица, признаваемые близкими родственниками в соответствии в семейным законодательством;

б) лица, состоящие в иных близких отношениях, в чьей судьбе они заинтересованы.

Объективная сторона данного преступления определяется в законе как посягательство на жизнь. Посягательство на жизнь включает в себя убийство или покушение на убийство лиц, указанных в диспозиции ст. 317 УК.

Под убийством понимается умышленное противоправное лишение жизни другого лица. Покушение на убийство работников правоохранительных органов следует отграничивать от причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни в момент причинения. Согласно судебной практике по делам об убийствах при этом необходимо исходить из совокупности всех обстоятельств совершенного посягательства и учитывать, в частности, способ и орудия преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений (например, ранение жизненно важных органов), причины прекращения виновным преступных действий, предшествующее преступлению, и последующее поведение виновного и потерпевшего, характер их взаимоотношений.

Угрозы убийством или неосторожное лишение жизни не могут квалифицироваться по ст. 317 УК.

Субъективная сторона преступления выражается в умышленной форме вины в виде прямого умысла. Умысел при убийстве может быть как заранее обдуманным, так и внезапно возникшим, как конкретизированным, так и неконкретизированным. Покушение на убийство возможно только с простым конкретизированным умыслом, при котором лицо осознает опасность своих действий для жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления их смерти и желает наступления именно смерти потерпевшего.

Обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является специальная цель: воспрепятствовать законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; отомстить за такую деятельность.

Воспрепятствование означает попытки предотвратить, прекратить, видоизменить ее в настоящем или предотвратить, не допустить выполнения этой деятельности в будущем.

Деятельность указанных лиц должна носить законный характер; в противном случае посягательство на жизнь не может быть квалифицировано по ст. 317 УК. Уголовно-правовая оценка такого рода посягательств может быть различной.

Посягательство из мести может быть совершено как при исполнении указанными лицами своих обязанностей, так и за уже выполненные действия (например, лицо находится в отпуске, на отдыхе, на пенсии). Потерпевшими в данном случае могут быть лица, уже не являющиеся сотрудниками правоохранительных органов. Главное при этом установить, что посягательство на жизнь субъективно было связано с прошлой деятельностью потерпевшего и осуществляется в целях мести за эту деятельность.

Посягательство на указанных лиц, совершенное хотя и в момент исполнения ими обязанностей по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности, но не в целях воспрепятствования указанной деятельности или мести за нее, а по другим мотивам (ревность, месть на бытовой почве, личные неприязненные отношения), не может быть квалифицировано по ст. 317 УК.

При определении субъективной стороны состава очень важно установить: осознание виновным того обстоятельства, что потерпевший является именно работником правоохранительных органов, военнослужащим (или их близким) и что он (виновный) посягает на них именно в связи с их законной деятельностью по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Доказательством этого могут служить форма, удостоверение личности, предшествующее знакомство и т. п.

Изменение формулировки ст. 317 УК, по сравнению с редакцией аналогичной нормы УК РСФСР 1960 г., позволяет сделать вывод, что по этой статье не могут быть квалифицированы посягательства на жизнь работников правоохранительных органов, совершенные не в связи с конкретной деятельностью этих лиц, а по злобе вообще, только в связи с фактом принадлежности данного человека к тем или иным правоохранительным органам (например, убийство первого попавшегося работника милиции только потому, что он в форме). Такого рода преступные посягательства надлежит квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Виновный в возрасте от 14 до 16 лет несет ответственность по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

С объективной стороны состав является усеченным; законодатель искусственно переносит момент окончания данного преступления на более раннюю стадию — покушение; оно полностью охватывается ст. 317 УК и дополнительной ссылки на ст. 30 не требует.

Комментарий к статье 318 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения в сфере государственной власти и порядка управления; дополнительный — отношения в сфере охраны жизни и здоровья представителей власти, а также его близких. Потерпевшими могут быть:
— должностное лицо правоохранительного органа, например сотрудники полиции, министерства внутренних дел, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотиков и др.;
— должностное лицо контролирующего органа, например Роспотребнадзора, Росприроднадзора и др.;
— иное должное лицо, наделенное распорядительными полномочиями (не по служебной зависимости), например по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии);
2) объективная сторона: применение насилия, не опасного для жизни и здоровья (в частности побоев или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы, например, связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др., а равно угроза применения такого насилия в связи с исполнением лицом своих должностных обязанностей. Угроза — это устное, письменное или с использование средств связи сообщение, доведенное до сведения представителя власти и содержащее намерение применить насилие в отношении него или его близких;
3) субъект: вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет;
4) субъективная сторона: характеризуется только умышленной формой вины, когда лицо совершает активные действия, желая причинить потерпевшему вред, или активно угрожает его причинить. Одним из обязательных элементов субъективной стороны является мотив — применение насилия в связи с осуществлением лицом своих должностных обязанностей.

Квалифицированный состав данного преступления (ч.2 ст. 318 УК РФ) — применение насилия, опасного для жизни (под которым понимается такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2. Применимое законодательство:
1) ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (гл.2 — состав Правительства РФ и порядок его формирования);
2) ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (гл.2 — основы статуса судей в РФ);
3) ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (раздел 2 — система и организация Прокуратуры РФ);
4) ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 2 — член Совета Федерации, депутат Государственной Думы в системе государственных должностей РФ);
5) ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ст. 4 понятие должностного лица);
6) ФЗ «О полиции» (гл.6 — правовое положение сотрудника полиции, гл.7 — служба в полиции);
7) ФЗ «О федеральной службе безопасности» (ст. 16 — сотрудники органов ФСБ, ст. 16.1 — служба в органах ФСБ);
8) ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ст. 1 — служба в таможенных органах, ст. 3 — должностные лица таможенных органов, ст. 4 — работники таможенных органов);
9) ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (гл.2 — должности в органах внутренних дел, специальные звания);
10) ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 42 — воинские должности);
11) УПК РФ (п.3 ст. 5 — определение близких лиц, п.4 ст. 5 — определение близких родственников, п.37 ст. 5 — определение родственников);
12) акты Президента РФ:
— указ от 15.01.2013 N 30 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы»;
— указ от 13.06.2012 N 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу»;
— указ от 13.10.2004 N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»;
— указ от 28.07.2004 N 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»;
13) акты Правительства РФ:
— постановление от 22.11.2012 N 1207 «Об осуществлении контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета»;
— постановление от 13.11.2012 N 1162 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции»;
— постановление от 31.05.2012 N 533 «О некоторых вопросах организации деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства»;
— постановление от 25.04.2011 N 318 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
— постановление от 11.03.2011 N 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования»;
— постановление от 27.01.2009 N 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)»;
— постановление от 31.10.98 N 1272 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок»;
14) иные подзаконные акты:
— приказ МВД РФ от 15.08.2011 N 942 «О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию»;
— приказ МВД РФ от 30.12.2005 N 1167 «Об утверждении Регламента внутренней организации Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
— приказ МЧС РФ от 03.11.2011 N 668 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
— приказ Минюста РФ от 06.06.2005 N 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»;
— приказ МВД РФ от 29.01.2008 N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции».

3. Судебная практика. Приговором Краснослободского районного суда от 22.12.2011 установлено, что гр.М., совершая противоправные действий в магазине «Птица» не отреагировал на законные требования сотрудника вневедомственной охраны проследовать для составления административного протокола, а позже словесно высказал угрозу применения насилия в адрес другого сотрудника полиции, с демонстрацией ножа. Гражданин М. признан виновным в совершении преступления, ему было назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года.

________________
URL: http://rospravosudie.com/court-krasnoslobodskij-rajonnyj-sud-respublika-mordoviya-s/act-101785236/

Консультации и комментарии юристов по ст 318 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 318 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.