Муниципальная власть

145. Система государственного управления определяется:

  1. формой государственно-территориального устройства государства

  2. политико-административным устройством государства

  3. формой политической и территориальной организации государства

  4. политическим устройством

    1. Государственный Совет РФ образован:

а) 1993

б) 2001

в) 1999

г) 2000

147. Институт Полномочных Представителей Президента РФ в федеральных округах образован:

а) 1995;

б) 1999

в) 2000

г) 2002

148. На выборах Президента РФ используется избирательная система:

  1. мажоритарная

  2. пропорциональная

  3. смешанная

  4. комбинированная

149. На выборах депутатов Государственной Думы используется избирательная система:

  1. мажоритарная

  2. пропорциональная

  3. смешанная

  4. комбинированная

150. Что не входит в полномочия Совета Федерации РФ:

  1. назначение выборов Президента РФ

  2. отрешение Президента РФ от должности

  3. назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ

  4. назначение на должность и освобождение от должности предсе­дателя Центрального Банка РФ

151. Что не входит в полномочия Государственной Думы РФ:

  1. назначение на должность и освобождение от должности предсе­дателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов

  2. утверждение изменения границ между субъектами РФ

  3. назначение на должность и освобождение от должности Упол­номоченного по правам человека

  4. объявление амнистии

152. Какой из органов исполнительной власти не имеет статуса министерства:

  1. иностранных дел;

  2. внутренних дел;

  3. исполнения наказаний

  4. природных ресурсов

153. Кому подчиняется Счетная палата Российской Федерации:

  1. Совету Федерации

  2. Государственной Думе

  3. Президенту РФ

  4. Правительству РФ

154. Какой орган государственной власти непосредственно уча­ствует в утверждении Генерального прокурора РФ:

  1. Совет Федерации

  2. Государственная Дума

  3. Совет Безопасности

  4. Верховный Суд

155. Какую ветвь власти представляет Президент РФ:

  1. законодательную

  2. исполнительную

  3. судебную

  4. ни одну из них

156. Президент, какой страны обладает правом роспуска нижней палаты парламента:

  1. России

  2. США

  3. Франции

  4. Германии

157. Какому ведомству в Российской Федерации подчинена сис­тема исполнения наказания:

  1. МВД

  2. ФСБ

  3. Министерству юстиции

  4. Администрации Президента РФ

158. Президент Российской Федерации:

  1. является главой государства

  2. является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина

  3. руководит исполнительной властью в Российской Федерации;

  4. принимает меры по охране суверенитета Российской Федера­ции, ее независимости и государственной целостности

159. Президент Российской Федерации:

  1. назначает с согласия Государственной Думы Председателя Пра­вительства РФ

  2. назначает Председателя Центрального Банка РФ

  3. назначает на должность и освобождает от должности заместите­лей Председателя Правительства РФ, федеральных министров

  4. назначает на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ

160. Назначение выборов Президента РФ осуществляется:

  1. Председателем Правительства РФ

  2. Председателем Центральной избирательной комиссии РФ

  3. Советом Федерации

  4. Государственной Думой

161. Республика в составе РФ имеет право:

  1. на свою конституцию

  2. свое законодательство

  3. свой устав

  4. собственные органы власти

162. Федеративное устройство Российской Федерации в соот­ветствии с Конституцией РФ основано:

  1. на государственной целостности

  2. единстве системы государственной власти

  3. разграничении предметов ведения и полномочий между органа­ми государственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти субъектов РФ

  4. обязательности заключения договоров между Российской Феде­рацией и субъектами РФ

163. Федеративное государство — это:

  1. союз государств, обладающих суверенитетом

  2. союзное государство, состоящее из относительно самостоятель­ных государственных образований

  3. единое централизованное государство, не разделенное на само­управляющиеся единицы

  4. государственное образование, территориальные единицы, кото­рого обладают определенной политической и юридической самостоя­тельностью

164. Основными принципами федерализма являются:

  1. право субъектов РФ на сецессию

  2. свобода построения собственных органов власти

  3. асимметричность федерации

  4. равноправие субъектов РФ

165. К органам государственной власти особой компетенции относятся:

  1. Уполномоченный по правам человека в РФ

  2. Федеральная Служба Безопасности

  3. Федеральная налоговая служба

  4. Российское космическое агентство

Муниципальная власть

Муниципальная власть — это система властных отношений, в рамках которой реализуются функции и полномочия местного самоуправления. Муниципальная власть является разновидностью не только социальной, но и публичной (одновременно с государственной) власти, которая действует в границах местного сообщества (территориального коллектива), реализуется от его имени непосредственно или органами и должностными лицами местного самоуправления и основывается на нормах права. Муниципальная власть может быть определена и как форма общественных отношений, в которых, в соответствии с социальными и правовыми нормами, формируемыми местным сообществом, деятельность одних субъектов, влияя на деятельность других, изменяет или стабилизирует ее в соответствии со своими целями в рамках общенациональной политики.

Главная цель деятельности органов местного самоуправления (ОМСУ) — повышение уровня и качества жизни населения. Достижение данной цели требует от ОМСУ обеспечения населения соответствующими муниципальными услугами высокого качества.

Муниципальная власть направлена в основном на реализацию определенных интересов жителей, решение собственными силами определенных проблем местного сообщества, которые возникают на локально-определенных территориях. Именно ориентация на решение вопросов местного значения — основных проблем жизнедеятельности местных жителей, их общностей, а через это — на решение отдельных проблем общества в целом, свидетельствует о социальной направленности деятельности и функционального назначения муниципальной власти.

Муниципальная власть — многофункциональное явление. Будучи самостоятельным видом публичной власти, по своему субъектно-объектному составу, своей природе и сущности, диапазону осуществляемых ею функций она является наиболее социально ориентированной формой осуществления публичной власти. Это мощный катализатор формирования гражданского общества, поскольку сознательное участие жителей в процессе создания достойных условий жизни на определенной территории содействует формированию у них чувства ответственности за решение местных проблем, повышая их общую социальную и гражданскую активность.

Во-первых, носителем муниципальной власти является территориальное сообщество — первичный субъект местного самоуправления, основной носитель его функций и полномочий.

Во-вторых, местные интересы и детерминированные ими вопросы местного значения, которые конституированы в виде предметов ведения местного самоуправления, носят локально-территориальный характер — пределы их осуществления ограничены территорией, на которую распространяется юрисдикция соответствующего территориального сообщества.

В-третьих, в организационном плане муниципальная власть воплощается в системе институтов местного самоуправления, что позволяет констатировать: муниципальная власть есть власть местного самоуправления.

В-четвертых, в функциональном плане муниципальная власть является наиболее динамическим и приближенным к каждому жителю инструментом предоставления социальных услуг.

Классификация муниципальных функций

На основе определения функций муниципальной власти можно представить, какую роль она играет в процессе решения вопросов местного значения и предоставления публичных услуг населению, в гражданском обществе, политической системе общества, государственном механизме. Функции муниципальной власти определяются национальными традициями, законодательством государства, а также достижениями научной мысли в области местного самоуправления. Функции муниципальной власти характеризуют главным образом деятельность территориальных сообществ и других субъектов системы местного самоуправления. Функции как основные направления и виды осуществления муниципальной власти наиболее полно характеризуют деятельность территориальных сообществ и других субъектов системы местного самоуправления, ее содержание, наиболее рельефно выражают сущность и назначение муниципальной власти.

Существуют различные классификации муниципальных функций, каждая из которых обладает определенными достоинствами и недостатками. Можно разделить муниципальные функции на следующие группы (табл. 14.1).

Таблица 14.1

Классификация муниципальных функций

Группа муниципальных функций

Политические

Выработка программных целей и задач развития муниципального образования; определение перспективных направлений и путей их реализации; деятельность, связанная с межмуниципальными отношениями, отношениями с органами государственной власти, политическими партиями, общественным и объединениями

Правоустанавливающие

(регулятивные)

Издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации обязательных для исполнения органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения (муниципальных нормативных правовых актов), распространяющихся на неопределенный круг лиц

Правоприменительные

(исполнительно-распорядительные)

Издание индивидуальных муниципальных правовых актов, осуществление действий во исполнение законодательства и муниципальных правовых актов

Контрольно-надзорные

Осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных муниципальными правовыми актами общеобязательных правил поведения

Выдача органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений на осуществление конкретных действий юридическим лицам и гражданам, проведение экспертиз, исследований, замеров и т.н., проведение аттестаций Регистрация актов, документов, прав, объектов, а также ведение реестров, выдача на их основе справок и информации; мониторинг

Функции по управлению муниципальным имуществом

Осуществление полномочий собственника в отношении муниципального имущества, в том числе переданного муниципальным унитарным предприятиям и муниципальным учреждениям, а также управление находящимися в муниципальной собственности акциями открытых акционерных обществ, акциями (долями) межмуниципальных хозяйственных обществ

Функции по оказанию муниципальных услуг

Предоставление исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления, их органами и/или структурными подразделениями непосредственно или через подведомственные им муниципальные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, культуры и в других областях, установленных федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами

Обращаясь непосредственно к функциям местного самоуправления, следует понимать, что сама его сущность кроется в активности населения, осуществляющего самостоятельно и под свою ответственность управление экономическими, социальными и политическими процессами на определенной территории в пределах границ поселения или нескольких поселений. Главная цель организации местного самоуправления — повышение качества жизни, совершенствование отношений, возникающих между различными «этажами» государственной управленческой иерархии. Для ее достижения необходимо найти решение сложных организационных, экономических, правовых задач. В этом заинтересовано прежде всего население муниципальных образований, а также не в меньшей степени и государство, призванное создать законодательную основу функционирования одного из важнейших конституционных институтов — местного самоуправления.

Одно из важных проявлений социальной функции местного самоуправления — муниципальные услуги, которые наряду с государственными входят в состав особого института публичных услуг населению. Публичные услуги на уровне местного самоуправления в институциональном плане проявляются, главным образом, через разветвленную систему муниципальных услуг, регламентация которой обеспечивается на различных уровнях правового регулирования.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. подробно отрегулированы полномочия органов местной власти. Так, в ст. 14, 15, 16 в исчерпывающем порядке изложен перечень вопросов местного значения, за которые отвечает муниципалитет. Среди них значительное внимание уделено вопросам жилищно-коммунального комплекса, в числе которых организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом; обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории муниципального образования и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства и др.

Сам перечень муниципальных услуг закреплен в реестре, в который включены сведения об услугах различных категорий: обо всех муниципальных услугах; об услугах, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещаются муниципальные задания (заказы), выполняемые за счет средств местного бюджета. Доступность информации из реестра муниципальных услуг обеспечивается функционированием Сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций) и Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет»).

Рассмотрим вопрос правового регулирования оказания муниципальных услуг.

Президентом РФ 27 июля 2010 г. был подписан Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ). В объекты правового регулирования в Законе № 210-ФЗ включены правоотношения, складывающиеся по поводу реализации общих требований к данным услугам, их административной регламентации, организации деятельности многофункциональных центров, использования информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Правовое регулирование организации муниципальных услуг, несмотря на то, что оно осуществляется согласно Закону № 210-ФЗ, наряду с государственными услугами на общих началах, однако обладает своими особенностями, поскольку муниципальные образования имеют строго определенный объем компетенции, закрепленный Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. К тому же статус муниципальных образований неравен; он дифференцирован в Законе № 131-ФЗ для поселений, городских округов, муниципальных районов. Компетенция внутригородских территорий городов федерального значения определяется законами о местном самоуправлении Москвы и Санкт-Петербурга. Следует учитывать и так называемое цифровое неравенство: информационный потенциал городского округа или крупного городского поселения несопоставим с возможностями сельского поселения.

В Законе № 210-ФЗ законодатель игнорирует фактическое информационное различие муниципальных образований и закрепляет порядок организации муниципальных услуг как таковых. И наконец, органы местного самоуправления ограничены в нормотворчестве по сравнению с органами государственной власти федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации — это тоже определяет специфику статуса муниципальных услуг.

Услуги, которые оказывают органы местного самоуправления, могут быть не только муниципальными, но и государственными, если они делегируются федеральными законами или законами субъектов РФ, что закреплено в ст. 2 Закона № 210-ФЗ. Данная норма корреспондирует с положениями гл. 4 Закона № 131-ФЗ.

Определение понятия «услуга» (государственная или муниципальная) было предметом активных дискуссий в теории административного права в экономических исследованиях. Законодательно закрепленное понятие «услуга» содержится в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ: «Государственные (муниципальные) услуги (работы) — услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами».

С 1 января 2011 г. в БК РФ действует следующее определение: «Государственные (муниципальные) услуги (работы) — услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами» (Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»). Как видно, муниципальное задание теперь не будет являться ключевым признаком муниципальной услуги.

Исходя из общих положений Закона № 210-ФЗ, муниципальная услуга характеризуется следующими признаками:

  • o заключается в реализации функций органа местного самоуправления;
  • o предлагается органами местного самоуправления, обладающими исполнительно-распорядительными полномочиями;
  • o реализовывается в пределах полномочий данного органа по решению вопросов местного значения;
  • o предоставляется по запросам заявителей — физических или юридических лиц (заявителями не являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды);
  • o оказывается на платной или безвозмездной основе;
  • o предоставляется не только органом местного самоуправления, но и организацией, участвующей в ее предоставлении.

Консолидированная информация о предоставляемой муниципальной услуге должна быть закреплена в административном регламенте услуги. Впервые в российском праве на уровне федерального закона дано определение административного регламента. Согласно дефинитивной части Закона № 210-ФЗ применительно к муниципальной услуге это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт ее предоставления.

До принятия Закона № 210-ФЗ структура муниципальных административных регламентов, как правило, была ориентирована на требования федерального законодательства и включала общие положения; требования к порядку исполнения государственной функции; административные процедуры; порядок и формы контроля исполнения государственной функции; порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции.

В связи с принятием Закона № 210-ФЗ структура регламентов меняется и включает согласно ч. 2 ст. 12 общие положения; стандарт предоставления услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме; формы контроля за исполнением административного регламента; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.

Разработанные ранее административные регламенты должны быть приведены в соответствие с требованиями к их структуре до 30 июля 2012 г.

Оказание муниципальных услуг по Закону № 210-ФЗ должно осуществляться в пределах полномочий по решению вопросов местного значения. Однако согласно Закону № 131-ФЗ помимо урегулирования проблем локального характера, у муниципальных образований есть и иные элементы компетенции. Например, органы местного самоуправления имеют право на создание музеев городского округа, муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования; осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 г.; создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа. Услуги, которые могут оказываться в рамках этой деятельности, не попадают в сферу регулирования Закона № 210-ФЗ, что существенно снижает гарантии прав граждан на их предоставление.

Статья 3 Закона № 210-ФЗ закрепляет общее право издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с оказанием услуг. В данном Законе прямо оговорены случаи издания конкретных муниципальных правовых актов:

  • o согласно ст. 9 Закона № 210-ФЗ орган местного самоуправления должен определить перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг. Кроме того, орган местного самоуправления должен установить перечень платных услуг из категории необходимых и обязательных, а также размер платы за данные услуги;
  • o местной администрацией устанавливается порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг (ч. 15 ст. 13 Закона № 210-ФЗ);
  • o муниципальными правовыми актами определяется порядок проведения экспертизы проектов административных регламентов, разработанных органами местного самоуправления (ч. 13 ст. 13);
  • o местная администрация устанавливает порядок формирования и ведения реестра муниципальных услуг (ч. 7 ст. 11).

В общем виде функции муниципальной власти:

  • 1)это основные направления и виды ее осуществления прежде всего относительно реализации естественного права человека и гражданина на местное самоуправление;
  • 2)охватывают основные стороны социальной направленности муниципальной власти и ее назначения относительно реализации задач, которые входят в круг вопросов местного значения;
  • 3)отражают негосударственную природу муниципальной власти (хотя в определенной степени субъекты ее осуществления принимают участие в реализации функций государственной власти);
  • 4)определяют, чем может и должно заниматься местное самоуправление;
  • 5)характеризуют материальное содержание деятельности субъектов системы местного самоуправления.

Таким образом, муниципальная власть отражает волю и интересы местных жителей, обеспечивает взаимодействие субъектов системы местного самоуправления между собой и с государством, его органами в процессе решения вопросов местного значения.

Государственные и муниципальные органы власти, осуществляющие финансовую деятельность

Особенностью финансовой деятельности государства является то, что ее осуществляют практически все органы государственной власти в соответствии с их компетенцией.

Органы общей компетенции — высшие представительные и исполнительные органы государственной власти руководят финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию.

Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы.

Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов РФ рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик, краев и областей, городов федерального значения, входящих в состав РФ.

Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства.

Представительные и исполнительные органы республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления выполняют на соответствующих административно-территориальных образованиях функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти, Президент РФ и Правительство РФ.

Федеральное Собрание принимает законы о налогах, сборах и обязательных платежах, закон о бюджетной классификации, закон о бюджете РФ на текущий год, закон о бюджетном процессе, законы о внебюджетных фондах и др., а также устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

На региональном уровне высшими законодательными органами власти являются представительные структуры (законодательные собрания, верховные или государственные советы, думы и др.), которые рассматривают и утверждают региональные: бюджеты и внебюджетные фонды, налоговое законодательство и другие нормативные акты в области финансов.

Органы специальной компетенции, созданные для осуществления финансовой деятельности государства:

• Счетная палата Российской Федерации и контрольносчетные органы в субъектах РФ и муниципальных образованиях — органы государственного финансового контроля со стороны органов представительной власти.

• Министерство финансов Российской Федерации и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований — осуществляют управление бюджетным процессом (разработка финансовой (бюджетной и налоговой) политики, составление, исполнение и контроль исполнения бюджетов, государственное или муниципальное заимствование и кредитование; управление государственными или муниципальными финансовыми обязательствами (долгом) и финансовыми активами).

Специфические функции Министерства финансов РФ:

• орган валютного контроля (Департамент валютного контроля),

• определение правил бухгалтерского учета и отчетности организаций (Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности),

• определение правил аудиторской деятельности (Департамент организации аудиторской деятельности),

• определение порядка операций с драгоценными металлами и камнями (Управление драгоценных металлов и драгоценных камней),

• контроль за соблюдением законодательства об операциях с драгоценными металлами и камнями, формирование Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (Госфонда РФ) (Гохран России (Государственное учреждение по формированию Госфонда РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов РФ)),

• участие в разработке денежно-кредитной политики (Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности),

• регистрация выпуска государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг

• учет и регистрация государственных заимствований РФ, субъекта РФ и муниципальных заимствований.

Системы органов Министерства финансов РФ:

— Главное управление федерального казначейства Министерства РФ (с территориальными подразделениями — главными управлениями по субъектам РФ, управлениями по районам и городам) — осуществляет исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (и других бюджетов по договору или в кризисных финансовых ситуациях), проводит предварительный и текущий контроль исполнения бюджетов.

— Департамент государственного финансового контроля Министерства финансов РФ (с территориальными подразделениями — контрольно-ревизионными управлениями по субъектам РФ, городам и районам) — осуществляет последующий контроль исполнения бюджетов и контроль финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений всех уровней бюджетной системы.

— Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ (с территориальными подразделениями — инспекциями страхового надзора по субъектам РФ и межрегиональными инспекциями страхового надзора) — осуществляет надзор за страховыми организациями.

• Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (с территориальными подразделениями — управлениями по субъектам РФ, межрайонными инспекциями, инспекциями по районам и городам) — осуществляет контроль за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджеты всех уровней бюджетной системы.

• Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (с территориальными подразделениями — управлениями) — осуществляет выявление и расследование правонарушений и преступлений в области налоговых отношений.

• Государственный таможенный комитет Российской Федерации (с территориальными подразделениями: региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты

Российской Федерации, таможенные лаборатории) — осуществляет контроль за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты таможенных платежей, выявляет правонарушения и преступления в области таможенного законодательства.

• Министерство экономического развития и торговли РФ (с территориальными подразделениями — уполномоченными по субъекту РФ) — разработка экономической (и финансовой) политики, орган экспортного контроля.

• Министерство имущественных отношений Российской Федерации, Российский фонд федерального имущества (с территориальными подразделениями — как правило, фонды имущества субъектов РФ и министерства, управления имущественных отношений субъектов РФ и муниципальных образований) — управление государственным и муниципальным имуществом, финансовыми отношениями, связанными с имуществом.

• Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ (с территориальными подразделениями — управлениями по субъекту РФ) — контроль при переходе прав собственности на финансовые активы (доли в собственности, акции) с целью предотвращения монополизма.

• Федеральная комиссия Российской Федерации по ценным бумагам (с территориальными подразделениями — региональными отделениями по нескольким субъектам РФ) — контроль и регулирование рынка ценных бумаг (по кредитным организациям и ценным бумагам в иностранной валюте — по согласованию с Центральным банком РФ), регистрация выпусков ценных бумаг (кроме акций кредитных организаций, государственных и муниципальных ценных бумаг), лицензирование участников фондового рынка.

• Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству (с территориальными подразделениями — управлениями по субъекту РФ) — государственный финансовый контроль организаций всех форм собственности с целью предупреждения и выявления банкротства.

• Центральный банк Российской Федерации (Банк России) (с территориальными подразделениями — национальными 52

банками или главными управлениями по субъектам РФ) — разрабатывает (совместно с Правительством РФ) денежнокредитную политику, осуществляет денежно-кредитное регулирование, осуществляет банковский надзор (в т.ч., определяет правила бухгалтерского учета и отчетности, аудита кредитных организаций, регистрирует выпуск акций кредитных организаций), участвует в регулировании и контроле деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, осуществляет валютное регулирование и контроль, банковское обслуживание исполнения бюджетов.

• Российское агентство по государственным резервам

(с территориальными подразделениями и учреждениями — складами, хранилищами и т.д.) — формирование и хранение государственных материальных резервов.

• Федеральная энергетическая комиссия РФ и региональные энергетические комиссии — определяет тарифы в топливно-энергетической сфере.

• Комитет РФ по финансовому мониторингу (с территориальными подразделениями) — осуществляет сбор и обработку информации с целью противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Государственные органы управления финансами располагают разветвленной сетью структур как федерального, так и регионального уровней. Федеральные структуры имеют самое широкое представительство, как в субъектах Федерации, так и на местном уровне.

Все рассмотренные структуры, кроме Минфина РФ и Счетной палаты РФ, имеют жесткое административное федеральное подчинение (прежде всего: назначение

руководителей региональных служб, бюджетное финансирование затрат на содержание нижестоящего звена вышестоящей службой). На местах, в субъектах Федерации, отсутствует единый координирующий орган деятельности всех финансовых структур, что затрудняет осуществление единого регионального финансового управления и регулирования.