Межтерриториальные расчеты в системе ОМС

География здоровья

По информации пресс-службы Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в 2015 году в «десятку» субъектов с положительным сальдо по межтерриториальным расчетам в сфере ОМС вошли: Москва (на иногородних пациентах заработала более 6,7 млрд руб.), Санкт-Петербург (почти 1,6 млрд), Московская область (более 1,3 млрд), Краснодарский край (около 809 млн). За ними с большим отрывом идут Хабаровский край (более 278 млн), Ямало-Ненецкий АО (198 млн), Ханты-Мансийский АО (более 197 млн), Тюменская область (191 млн), Красноярский край (более 168 млн), Томская область (почти 127 млн).

В 2016 году топ-3 остался прежним: Москва (более 12,8 млрд), Московская область (6,6 млрд), Санкт-Петербург (более 2,9 млрд). Причем прирост по двум столицам составил без малого 2 раза, а по Московской области – почти 5 раз. Далее шли Краснодарский край (888 млн), Хабаровский край (более 287 млн), Чувашская Республика (201 млн), Калужская (более 162 млн), Новосибирская (около 153 млн), Тюменская (более 148 млн), Кировская (более 137 млн) и Ростовская области (124 млн).

Топ-10 субъектов РФ с положительным сальдо по межтерриториальным расчетам в ОМС

млн рублей

млн рублей

Москва

Москва

12 800

Санкт-Петербург

Московская область

Московская обл.

Санкт-Петербург

Краснодарский край

Краснодарский край

Хабаровский край

Хабаровский край

Ямало-Ненецкий АО

Чувашская Республика

Ханты-Мансийский АО

Калужская обл.

Тюменская обл.

Новосибирская обл.

Красноярский край

Тюменская обл.

Томская обл.

Кировская обл.

В ФОМС объясняют высокое положительное сальдо по межтерриториальным расчетам наличием в регионах большого числа подведомственных федеральным органам государственной власти медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь в сфере ОМС, в том числе высокотехнологичную, а также с трудовой (и добавим от себя – студенческой) миграцией застрахованных лиц на эти территории.

«Два года назад расходы по межтерриториальным расчетам Ростовского ТФОМС превышали доходы на 72 миллиона рублей, — вспоминает директор ТФОМС Алексей Решетников. — В 2015-м году сальдо изменилось: количество денег, перечисленных за лечение жителей региона за его пределами, превысило доходы от услуг, оказанных иногородним пациентам, всего на 8 миллионов. Зато в 20016 году область вышла в плюс, заработав 73 миллиона рублей. Этого удалось достичь в первую очередь благодаря расширению видов высокотехнологичной медицинской помощи, которую предоставляют ЛПУ Ростовской области. Хочу выразить надежду, что эта тенденция сохранится и в дальнейшем, не в ущерб жителям Ростовской области, конечно».

Динамика межтерриториальных расчетов Ростовского ТФОМС, млн руб.

Когда с врачом не по пути

Однако не всегда большие расходы на межтерриториальные расчеты объясняются лишь тем, что пациенты нуждаются в специализированной помощи, которую нельзя получить по месту жительства, или с тем, что, оформив страховой полис в одном регионе, учатся или работают в другом. Люди стали активнее пользоваться своим правом на выбор лечащего врача и лечебной организации, потому что не доверяют местной медицине или не удовлетворены условиями пребывания в стационаре ЛПУ «у дома».

«Мы имеем серьезный финансовый дисбаланс в межрегиональных расчетах, — признает директор ТФОМС Республики Адыгея Мариет Хагауджева. — По итогам прошлого года, получив из других регионов порядка 281 млн рублей, мы были вынуждены заплатить за лечение жителей республики порядка 481 млн рублей. На протяжении последних пяти лет Адыгея находится в пятерке лидеров по высокой доле межтерриториальных расчетов в стоимости оплаченной медицинской помощи. Если по России этот показатель за 2015 год был равен 3,9%, то в Адыгее — 18,9%, а в 2016 году — 21,8%. Конечно, с одной стороны, в соседнем Краснодаре действует современный перинатальный центр с очень высоким уровнем сервиса и, естественно, наши женщины желают получать медицинские услуги в более комфортных условиях. Но обращает на себя внимание и тревожная статистика проверок медицинских учреждений: экономические потери вследствие недостижения результатов лечения (прерванные случаи, повторная госпитализация, необоснованная госпитализация) превысили 69 млн рублей. Это не способствует решению проблемы дисбаланса в межтерриториальных расчетах республики».

Онко и кардио бьют рекорды

За какими видами помощи жители чаще всего обращаются в медицинские организации других территорий? Если посмотреть по кодам заболеваний, то во многом они совпадают в различных регионах (и в принципе коррелируют с общей структурой заболеваемости по стране). Хотя, безусловно, существует и местная специфика.

«В 2016 году в медицинских организациях других субъектов РФ медпомощь получили 60 886 жителей Ярославской области, застрахованных по ОМС, на общую сумму 353 млн рублей, — говорит директор ТФОМС Михаил Пушков. — Наиболее затратным является круглосуточный стационар – за лечение в стационарных условиях было перечислено 262 млн, что на 40% больше, чем в 2015 году. Наибольшие суммы направлены по следующим профилям: онкология (средняя стоимость одного случая лечения составила 62 715 рублей), акушерство и гинекология без учета вспомогательных репродуктивных технологий (средняя стоимость одного случая 19 924 рубля), хирургия (27 911 рублей). Далее идут кардиология, травматология и ортопедия, нейрохирургия, сердечно-сосудистая хирургия, неврология, гематология, оториноларингология (кохлеарная имплантация)».

«Если проанализировать динамику расходов на оказание медицинской помощи жителям Кемеровской области в медицинских организациях Москвы по классам заболеваний в 2016 году, то обращают на себя внимание следующие группы: новообразования – увеличение расходов за три года в 4,5 раза, болезни уха – увеличение в 66 раз (связано с направлением детей с территорий Кемеровской области на замену речевого процессора), болезни крови – увеличение расходов в 6,4 раза», — рассказывает руководитель отдела расчетов ТФОМС Ирина Бондарева.

Динамика расходов на оказание медпомощи жителям Кемеровской области в организациях Москвы по классам заболеваний, млн руб.

Впрочем, внушительный поток иногородних пациентов еще не гарантирует такие же ощутимые автоматические финансовые вливания в территориальный фонд ОМС. Сложности возникают те же, что и в случае с «местными» жителями. Есть вопросы по дебиторской задолженности терфондов, ее некоррелируемости с кредиторской задолженностью, по неправильному определению принадлежности застрахованного лица к страховой медицинской организации, по ошибкам при оформлении отчетной документации в ЛПУ, случаются дефекты оказания помощи, что в итоге приводит к отказам по оплате.

Ведение раздельного бухгалтерского учета частной стоматологии по ОМС при одном расчетном счете

ООО НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации по бухучету и налогообложению » Бухучет » Ведение раздельного бухгалтерского учета частной стоматологии по ОМС при одном расчетном счете

Вопрос.

Как правильно вести раздельный бухгалтерский учет частной стоматологии по ОМС, если расчетный счет один.

Ответ специалиста.

Страховые медицинские организации должны вести раздельный учет доходов и расходов по операциям со средствами обязательного медицинского страхования и средствами добровольного медицинского страхования с учетом особенностей, установленных нормативными актами Банка России и Федерального фонда, в пределах своей компетенции (п. 4 ст. 14 Закона N 326-ФЗ).

Также же должен быть обеспечен раздельный учет собственных средств и средств ОМС, предназначенных для оплаты медицинской помощи (п. 5 ст. 14 Закона N 326-ФЗ).

При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Для организации раздельного учета операций с имуществом (в т.ч. денежными средствами), которое было квалифицировано как целевое с точки зрения бухгалтерского и (или) налогового учета необходимо в учетной политике предусмотреть такие инструменты как введение дополнительного цифрового кода в номер аналитического счета, организация дополнительного забалансового учета и т.п.

Конкретная методика ведения раздельного учета является элементом учетной политики организации.

Для более детальной проработки условий учетной политики организации воспользуйтесь «Конструктором учетной политики» в СПС КонсультантПлюс

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по бухгалтерскому учету и налогообложению ООО НТВП «Кедр-Консультант» Рогозневой Марией Павловной в августе 2017 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 февраля 2011 г. N 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» (с изменениями и дополнениями)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минздрава России от 11 января 2017 г. N 2н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минздрава России от 27 октября 2016 г. N 803н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа, за исключением пунктов 3 — 10 изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

Приказ Минздрава России от 28 сентября 2016 г. N 736н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минздрава России от 28 июня 2016 г. N 423н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минздрава России от 25 марта 2016 г. N 192н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минздрава России от 6 августа 2015 г. N 536н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа, за исключением пункта 7 изменений, вступающего в силу с 1 января 2016 г.

Приказ Минздрава России от 20 ноября 2013 г. N 859ан

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минздрава России от 21 июня 2013 г. N 396н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минздрава России от 22 марта 2013 г. N 160н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минздравсоцразвития России от 9 сентября 2011 г. N 1036н

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Приказ Минздравсоцразвития России от 10 августа 2011 г. N 897н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа