Международные стандарты прав человека

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Термин «международные стандарты прав человека» является устоявшимся в науке международного права. Под международными стандартами прав человека понимается определенный комплекс международно-правовых норм, касающихся регламентации, обеспечения, реализации и защиты прав и свобод человека. Большая часть таких норм содержится в международных договорах. Общее значение международного стандарта прав человека состоит в том, что он является нормативным минимумом, стартовой планкой для государств.

Международные стандарты прав человека не являются однородными и делятся на группы.

Первую группу составляют нормы, закрепляющие определенные права и свободы. Например, ст. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности».

Вторая группа — нормы, конкретизирующие те или иные права и свободы, раскрывающие их содержание. Например, ст. 7 Международного пакта о гражданских и политически правах 1966 г.: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам». А также ст. 1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.: «Для целей настоящей Конвенции определение “пытка” означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно».

Конкретизация прав и свобод человека имеет важное значение для их обеспечения, реализации и защиты. К сожалению, в международных договорах редко раскрывается содержание того или иного права.

Этот вакуум в определенной степени заполняют международные механизмы, созданные в целях обеспечения выполнения положений того или иного международного договора. Например, Комитет по правам человека может давать общие комментарии в отношении норм, содержащихся в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.

Особое значение приобрели постановления Европейского Суда по правам человека. Применяя при рассмотрении индивидуальных жалоб положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколов к ней, он осуществляет конкретизацию через толкование.

В третью группу входят нормы, содержащие обязательства государств уважать, обеспечивать закрепленные в том или ином международном документе права и свободы всех лиц. Так, в ст. 4 Конвенции о правах ребенка 1989 г. государства-участники «принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции». Такое обязательство, безусловно, носит общий характер, и государство самостоятельно в выборе мер.

Иным образом сформулирован стандарт, закрепленный в ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер». Это обусловлено особенностями реализации прав, закрепленных в данном договоре.

Некоторые стандарты данной группы сформулированы весьма конкретно. В ст. 4 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. достаточно четко определено, какие меры должны быть предприняты:

«1. Каждое Государство-участник обеспечивает, чтобы все акты пыток рассматривались в соответствии с его уголовным законодательством. То же относится к попытке подвергнуть пытке и к действиям любого лица, представляющим собой соучастие или участие в пытке.

2. Каждое Государство-участник устанавливает соответствующие наказания за такие преступления с учетом их тяжкого характера».

Четвертую группу составляют нормы, закрепляющие условия реализации прав и свобод человека, в том числе через ограничения. Еще Всеобщая декларация прав человека 1948 г. предусмотрела, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности», в связи с чем обозначила возможность устанавливать на основе закона ограничения при осуществлении прав и свобод «в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Данная формулировка с некоторыми изменениями воспроизводится во всех международных договорах по правам человека.

Так, в ряде положений Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. предусматривается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Часть 3 ст. 55 Конституции РФ демонстрирует выполнение данного стандарта.

От ограничений прав и свобод следует отличать дерогацию (отступление от обязательств). В ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. указывается, что во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участники Пакта могут принимать при соблюдении определенных условий меры в отступление от своих обязательств по данному договору. Однако в ст. 4 закреплен ряд прав, отступление от которых недопустимо: право на жизнь, право на защиту от пыток, рабства.

Международные стандарты прав и свобод человека

Дуалистическая теория соотношения внутригосударственного и международного права является в настоящее время господствующей в мире. Если следовать ее буквальному толкованию, то государство предоставляет права и свободы отдельным лицам и их коллективам посредством своего национального права. Напрямую от международного сообщества индивид не может получить никаких прав.

В настоящее время подобное толкование дуалистической теории не соответствует действительности, поскольку всеми признается верховенство международного права над национальным. Принцип уважения прав и основных свобод человека является одним из общепризнанных принципов международного права; его нарушение представляет собой международное преступление государства; этот принцип наряду с другими принципами и нормами международного права входит в правовую систему большинства государств в соответствии с установлениями их национального права (ст. 15 Конституции РФ). Международные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты прав и свобод человека, могут быть адресованы не только государствам, но и непосредственно индивидам.

Международно-правовые обязательства государств по развитию, реализации и конкретизации принципа защиты и уважения прав человека представляют собой универсальные стандарты в области прав человека (Хартия прав человека и другие конвенции в области гуманитарного права). Эти стандарты конституируются как нормативный минимум. Именно такой смысл стандартов выражен в ст. 19 Устава МОТ: конвенции и рекомендации МОТ не затрагивают «какой-либо закон, судебное решение, обычай или соглашение, которые обеспечивают трудящимся более благоприятные условия, чем те, которые установлены в конвенции или рекомендации». В одном из официальных изданий МОТ 1995 г. ее конвенции и рекомендации квалифицируются как минимальные нормы.

До сих пор в доктрине встречается высказывание, что права и свободы приобретают качество элементов правового статуса человека, только если они закреплены в национальном законодательстве. Права, сформулированные только в международных документах, не признаются субъективными правами граждан тех государств, во внутреннем законодательстве которых эти права отсутствуют.

Комплексный правовой статус индивида включает в себя права и свободы независимо от юридических форм и средств их закрепления. В равной степени достоянием личности являются и те права, которые зафиксированы в национальном законе, и те, которые закреплены в международных документах. При отсутствии национальной регламентации либо при несовпадении нормативных формулировок на внутригосударственном и международном уровнях международные стандарты могут выступать самостоятельным и непосредственным регулятором правового статуса личности.

В доктрине международного права стандарты в области прав человека понимаются прежде всего как параметры «человеческого измерения», т.е. перечень основных прав и свобод, минимум которых должен быть обеспечен на территории любого государства. Параметры общечеловеческих стандартов прав и свобод личности установлены в Международных пактах о правах человека 1966 г. Международно-правовые стандарты в области прав человека – это одновременно и перечень основных прав и свобод личности, и механизм их реализации, и обязанности государств по их обеспечению. Международно-правовые стандарты прав и свобод личности могут иметь как универсальный, так и региональный характер, и региональные стандарты зачастую шире универсальных (европейский «хельсинский» процесс). Функции международно-правовых стандартов по правам человека:

  • – определить перечень прав и свобод личности, относящихся к категории основных и обязательных для государств;
  • – сформулировать содержание каждого права, которое должно получить воплощение в национальном законодательстве;
  • – установить обязанность государств по признанию и обеспечению провозглашенных прав, необходимые гарантии для их реализации;
  • – зафиксировать условия пользования правами и свободами, сопряженные с законными ограничениями и запретами.

Основа защиты общих нрав человека заложена во Всеобщей декларации нрав человека 1948 г., которая закрепляет принципы равенства и недискримипации; право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; запрет рабства и работорговли, пыток или жестокого обращения; право на правосубъектность; равенство всех перед законом; право на обращение в суд; презумпцию невиновности; запрет произвольных арестов и обратной силы действия уголовного закона; право на свободу передвижения и выбор места жительства; право на гражданство, вступление в брак и владение имуществом; право на свободу убеждений; право на мирные собрания и участие в управлении общественными и государственными делами; право на труд.

Пакт об экономических, социальных и культурных правах гарантирует индивиду право на труд, включая право на место работы, справедливые и благоприятные условия труда, право на отдых; право па участие в профсоюзах, право на социальное обеспечение и социальное страхование, охрану семьи; право на образование и участие в культурной жизни.

Пакт о гражданских и политических правах провозглашает право на свободу и личную неприкосновенность; гуманное обращение; свободу передвижения и выбор места жительства; равенство граждан перед судом и презумпцию невиновности; защиту личной жизни; свободное выражение мнения, мирные собрания. В Пакте установлены неотъемлемые права и свободы личности, отступать от которых государство не вправе ни при каких обстоятельствах: право на жизнь; запрет пыток, рабства и работорговли; запрет лишать человека свободы только на основании невыполнения каких-либо договорных обязательств; запрет обратной силы действия уголовного закона; право на правосубъектность, свободу мысли, совести и религии. Эти неотъемлемые права образуют минимальные стандарты прав человека.

В Итоговом документе Венской встречи СБСЕ 1989 г. подчеркивается, что все права и свободы существуют для свободного и полного развития личности, имеют первостепенное значение и должны осуществляться полностью всеми надлежащими способами. В Венской декларации и Программе действий, принятых на Всемирной конференции по правам человека 1993 г., установлено, что все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны, объективны и неизбирательны.

Всеобщая декларация прав человека закрепила, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. В связи с этим допускается возможность установления по закону ограничений при осуществлении прав и свобод. Формулировка мотива ограничений («с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе») с некоторыми изменениями была перенесена в Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 12, 18–22), в Европейскую конвенцию о защите прав человека (ст. 9–11, ст. 2 Протокола № 4).

Пакт о гражданских и политических правах (ст. 20) содержит обращенное к государствам требование запрещать пропаганду войны и выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти как подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. закрепляет конкретные меры, которые должны принимать государства по запрету, пресечению и преследованию актов расовой дискриминации и ее устранению.

В обоих Пактах о правах человека закреплена связь между правовым статусом личности и правом народа на самоопределение, в силу которого каждый народ свободен устанавливать свой политический статус, обеспечивать свое свободное развитие. Права народа (коллективные права) можно рассматривать как права человека (индивидуальные права); сочетание различных индивидуальных прав образует новое синтетическое право, принадлежащее уже не отдельной личности, а целому коллективу (народу).

Положения международных документов (Декларация о праве народов на мир 1984 г., Декларация о праве на развитие 1986 г.) свидетельствуют о том, что перечень прав человека имеет открытый, неисчерпывающий характер и может быть продолжен.

Примечательно отношение международного гуманитарного права к праву частной собственности и свободе предпринимательской деятельности (ст. 34, 35 Конституции РФ). Всеобщая декларация прав человека ограничивается закреплением права каждого человека владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. Протокол № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека фиксирует право каждого физического или юридического лица беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Лишение имущества возможно только в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. В Парижской хартии СБСЕ для новой Европы 1990 г. государства подтвердили, что каждый человек имеет право владеть собственностью единолично или совместно с другими и заниматься предпринимательством.