Международные перевозки НДС

Очень часто у транспортных компаний возникает вопрос о правильном применении ставки 0% по международным перевозкам. Еще один немаловажный вопрос, выделять ли НДС 0% или 18% при перевозке от границы по территории РФ до места назначения? Давайте разбираться.

Налоговый Кодекс в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ предусматривает применение ставки 0% для:

Услуг по международной перевозке товаров различным транспортом, при которых пункт назначения или отправления расположен за пределами РФ.

Транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых россиийскими организациями и ИП на основании договора транспортной экспедиции.

Полный перечень услуг подробно перечислен в вышеупомянутой статье НК . Также желательно заглянуть в Национальный стандарт ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования», утв. приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 № 148-ст.

Если Ваша организация оказывает услуги не перечисленные в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ и не поименованные в п.1 ст.164, то они облагаются по ставке 18%. Подробнее .

Таким образом, если Вы хотите применять ставку 0% , необходимо заключать договор именно на транспортно-экспедиционные услуги и услуги по международной перевозке. В таком случае, вся перевозка в совокупности будет облагаться 0%НДС, как до границы РФ, так и после.
Для применения нулевой ставки НДС не важно, сколько исполнителей участвуют в перевозке и оказании услуг, принципиальное значении имеет лишь вид договора.

Также хотим обратить Ваше внимание на то, что при оказании услуг, облагаемых по ставке НДС 0%, необходимо предоставлять в налоговую инспекцию документы подтверждающие правомерность применения данной ставки, а именно контракт (договор), товарно-сопроводительные документы, с отметками таможенных органов о ввозе и вывозе товара (исчерпывающий перечень указан в п.3 ст.165 НК РФ). Данные документы предоставляются в срок не позднее 180 календарных дней с даты оформления документа, либо отметки таможенного органа.

Удачных Вам перевозок!

С уважением,
Людмила Рябинина
Член МОО «Федерация налоговых консультантов» и ИПБ России

Р.S. Подробнее по теме читайте в свежем Письме Минфина от 04.06.2015 №03-07-08/32497, а также См. п. 2 письма Минфина России от 02.08.2011 № 03-07-15/72, письма ФНС России от 05.04.2012 № ЕД-4-3/5719, от 20.03.2012 № ЕД-4-3/4588@, письма Минфина России от 14.02.2012 № 03-07-08/37, от 22.12.2011 № 03-07-08/361, от 29.07.2011 № 03-07-08/244, от 13.05.2011 № 03-07-08/148, от 19.04.2011 № 03-07-08/117, от 20.01.2011 № 03-07-08/15, от 17.01.2011 № 03-07-08/10, от 12.01.2011 № 03-07-08/05, ФНС России от 20.03.2012 № ЕД-4-3/4588@).

Налогообложение услуг по транспортировке импортного товара

С. Гаврилова, ведущий юрист

ООО «РосКо — Консалтинг и аудит»

Опубликовано в «Финансовой газете. Региональный выпуск», 2011, N 30

С 1 января 2011 г. установлен новый порядок обложения НДС услуг по международной перевозке товаров.

Международная транспортировка товара может осуществляться как иностранными компаниями, так и российскими компаниями и индивидуальными предпринимателями.

Для целей обложения НДС транспортировка товара является услугой. В соответствии с п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Следовательно, услуги по перевозке и (или) транспортировке импортного товара подлежат налогообложению в ситуации, когда местом их реализации признается территория Российской Федерации. Применительно к услугам по перевозке и (или) транспортировке место реализации определяется по правилам ст. 148 НК РФ. Согласно данной норме местом реализации данных услуг признается территория Российской Федерации при соблюдении следующих условий:

— услуги оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями;

— пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

Единовременное выполнение данных условий приводит к возникновению объекта обложения НДС. Следовательно, если услуги по транспортировке оказывает иностранная компания, то местом реализации услуг территория Российской Федерации не признается. Российская организация — заказчик услуг в данном случае не приобретает обязанности налогового агента в силу отсутствия объекта налогообложения.

В соответствии с п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

— контракт, заключенный с иностранным перевозчиком;

— документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Налогообложение услуг по международной перевозке товаров производится по налоговой ставке — 0 процентов (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Под международными перевозками товаров для целей применения ставки 0% пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ понимает перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположены за пределами территории Российской Федерации.

Положения пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:

— услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок;

— транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

К транспортно-экспедиционным услугам относятся:

— участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов;

— завоз-вывоз грузов;

— погрузочно-разгрузочные и складские услуги;

— информационные услуги;

— подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов;

— платежно-финансовые услуги;

— таможенное оформление грузов и транспортных средств;

— разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;

— розыск груза после истечения срока доставки;

— контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;

— перемаркировка грузов;

— обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;

— обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.

До 1 января 2011 г. при оказании транспортно-экспедиционных услуг по ставке НДС 0% облагались услуги по организации перевозок грузов между пунктом отправления, расположенным на территории иностранного государства, и пунктом назначения, расположенным на территории Российской Федерации. Транспортно-экспедиционные услуги, связанные с организацией перевозок ввезенных на территорию Российской Федерации грузов между двумя пунктами, находящимися на территории Российской Федерации, а также иные транспортно-экспедиционные услуги, связанные с перевозкой грузов, как между пунктом отправления, расположенным на территории иностранного государства, так и пунктом назначения, расположенным на территории Российской Федерации, и между двумя пунктами, находящимися на территории Российской Федерации, не предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, облагались НДС по ставке 18%.

При этом транспортно-экспедиционные услуги, предусмотренные пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, оказываемые российской организацией на основании договора транспортной экспедиции при организации перевозки товаров между пунктом отправления, расположенным на территории иностранного государства, и пунктом назначения, расположенным на территории Российской Федерации, подлежат обложению НДС по ставке 0% независимо от вида таможенной процедуры, под которую помещаются товары. Условием для применения ставки 0% является представление в налоговые органы документов, предусмотренных НК РФ (Письмо Минфина России от 18.03.2011 N 03-07-08/73).

В случае оказания данных услуг в отношении товаров, перемещаемых между двумя пунктами, расположенными на территории, такие услуги подлежат обложению НДС по ставке в размере 18%. Например, от морского порта, через который товары ввезены на территорию Российской Федерации, до места назначения, расположенного на территории РФ, либо от места отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до морского порта, через который товары вывозятся за пределы территории Российской Федерации (Письмо Минфина России от 14.02.2011 N 03-07-08/41).

Порядок документального подтверждения права на применение ставки 0% изложен в п. 3.1. ст. 165 НК РФ. В частности, в данной норме установлено, что при реализации услуг, предусмотренных пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;

2) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица — покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке.

В случае если незачисление валютной выручки от реализации работ (услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным валютным законодательством Российской Федерации, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации;

3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации.

При ввозе товаров воздушным транспортом с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства — члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия грузовой накладной с указанием аэропорта погрузки (перегрузки), находящегося за пределами таможенной территории Таможенного союза.

При ввозе товаров железнодорожным транспортом с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства — члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой таможенного органа, подтверждающего ввоз товара на территорию Российской Федерации.

Указанные документы, представляются одновременно с налоговой декларацией (п. 10 ст. 165 НК РФ). Если налогоплательщик в течение 180 календарных дней не представит указанные документы в налоговый орган, то услуги международной перевозки товара будут облагаться по ставке 18%. Днем, начиная с которого отсчитываются 180 календарных дней, является дата проставления таможенными органами отметки на копиях транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации.

Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.

С 2018 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

  • копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
  • копии таможенных деклараций или их реестр.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 18%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться.

Читайте подробнее .

Применение ставки 18% по транспортным услугам

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 18%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 18%.

Еще один случай применения 18% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 18% и перечислить его в бюджет.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Освобождение от начисления НДС

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, у них нет обязанности начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.

Кроме того, гл. 26.3 НК РФ предусматривает использование системы ЕНВД по деятельности, связанной с перевозкой грузов и пассажиров. Переход на данную систему налогообложения по указанному виду деятельности возможен при соблюдении (помимо общих требований перехода на ЕНВД) условия подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ: налогоплательщик должен иметь в собственности не более 20 транспортных средств. Таким образом, на основании п. 4 ст. 346.26 НК РФ данный перевозчик будет освобожден от начисления НДС при реализации транспортных услуг.

Итоги

Нормами НК РФ предусмотрено, что при оказании транспортных услуг возможно как применение всех установленных ставок, так и освобождение от НДС транспортных услуг. Если налогоплательщик применяет ставку 0%, то ему нужно обосновать возможность ее применения в течение 180 дней, в противном случае необходимо уплатить НДС в бюджет по ставке 18%. По большинству транспортных услуг, оказываемых на территории РФ, перевозчик, применяющий ОСНО, обязан начислять НДС по ставке 18%. Применение ставки 10% должно быть обосновано документально. Если же услуги перевозки осуществляются за пределы РФ, НДС уплачивать не нужно.

НДС — транспортные услуги облагаются им в зависимости от места их оказания и категории поставщика. Исходя из условий договора, может отличаться и процент удержания. Иногда с транспортных услуг НДС не взимается вообще. Обо всем этом расскажем в нашей статье.

Перечень работ со ставкой 0%

Когда нужно платить 10% от стоимости транспортных работ

Случаи применения стандартной ставки в 18%

Какие транспортные услуги освобождены от НДС

Перечень работ со ставкой 0%

Транспортные услуги НДС облагаются по ставке 0% по основаниям, перечисленным в п. 1 ст. 164 НК РФ:

  • расположение пунктов погрузки/разгрузки за пределами территории России (это условие распространяется на все виды транспорта: морской, речной, воздушный, железнодорожный и автомобильный);

  • перевозка природных ресурсов (нефти, газа) в России и за рубежом;

  • транспортные услуги в отношении грузов, находящихся в режиме транзита;

  • грузопассажирские перевозки с пунктами отправления и назначения за пределами страны;

  • оборот с электричек пригородного сообщения (до декабря 2016 года);

  • авиаперевозки с территории Крыма и Севастополя в срок до 31.12.2015.

По услугам, оказанным за пределами территории России, законодательством установлены требования о представлении документов (копий), подтверждающих право на нулевую ставку:

  • контрактов, удостоверяющих условия сделки;

  • заверенного списка или самих товарно-транспортных документов;

  • таможенных документов или их подписанного перечня.

Указанный пакет должен быть подан в налоговые органы не позднее 180 суток со дня прохождения транспортных документов через таможню, об этом говорится в п. 9 ст. 165 НК РФ. При отсутствии подтверждения права на нулевую ставку налогоплательщику придется заплатить НДС по обычной ставке 18%.

Случаи применения стандартной ставки в 18%

За исключением приведенных выше ситуаций, п. 3 ст. 164 НК РФ обязывает всех налогоплательщиков при использовании основной системы взимания налогов облагать НДС транспортные услуги в размере 18%.

В отношении перевозок для иностранных компаний, не имеющих филиалов в России, но транспортирующих грузы из пунктов отправления и назначения на ее территории, отечественные перевозчики обязаны уплачивать налог по обычной ставке 18% (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ). На тех же условиях уплачивают налог зарубежные перевозчики, оказывающие услуги отечественным компаниям внутри страны.

ВАЖНО! В подобных ситуациях предприятие, пользующееся услугами зарубежных компаний, выполняет функции налогового агента. Основанием для этого служит то, что место оказания услуги будет определяться по заказчику, соответственно, налоги должны быть переведены в бюджет РФ.

Перевозка может осуществляться как в рамках обычного договора купли-продажи, так и выступать объектом отдельной сделки для посреднической компании. Тонкость состоит в невозможности принять НДС к вычету с подобных операций, если он уплачивается в полном объеме покупателем продукции. В качестве обоснования этой точки зрения можно привести письмо Минфина России от 06.02.2013 № 03-07-11/2568. Посредник использует в роли базы для налогообложения только размер своего вознаграждения (письмо Минфина России от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

При осуществлении посреднических операций в области грузовых и пассажирских перевозок продавец является и поставщиком услуг, в связи с чем он должен выставить отдельный счет-фактуру не только на реализуемый собственный продукт, но и на выполненные транспортные работы. Более того, в строке 2 указанного документа он должен записать в качестве поставщика услуги транспортную компанию, фактически ее оказывающую, а не наименование своей фирмы. Об этом четко говорится в правилах заполнения счетов-фактур.

Даже если при выполнении посреднического контракта в роли агента выступает предприятие на упрощенной системе налогообложения, на него все равно возлагается обязанность рассчитать и перевести НДС в бюджет.