Международное налоговое право

Глава 15 ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГОВОГО ПРАВА

Большинство соглашений об избежании двойного налогообложения содержит положения о согласительной процедуре. К ней прибегают, в частности, в тех случаях, когда налогоплательщик или группа налогоплательщиков считают, что подвергаются дополнительному налогообложению из-за несоответствия национальных законов положениям международного договора. Договаривающиеся государства могут в этом случае согласиться на определенные действия в целях разрешения конфликтных ситуаций.

15.4.4. Международные отношения и налоговое бремя

Особый интерес представляет вопрос о соотношении международных налоговых соглашений и национального законодательства по налоговому бремени. В одних государствах принята концепция, согласно которой нормы международного налогового соглашения могут увеличивать налоговое бремя по сравнению с национальным законодательством. В других государствах, наоборот, международные налоговые соглашения могут только уменьшать обязательства налогоплательщиков по сравнению с национальным законодательством. Та или иная концепция в одних странах определена законодательством (Дания), в других — решениями высших судебных органов. Концепция ослабления налогового бремени международным договором была, в частности, сформулирована Верховным Налоговым Судом ФРГ в решениях от 12 марта 1980 г. и от 12 января 1981 г.1: «Международный договор не предусматривает оснований для увеличения размера налоговых обязательств, если национальное законодательство этого не предусматривает». Иную позицию занял Верховный Суд Нидерландов в решении от 12 марта 1980 г.2. По рассмотренному делу налогоплательщик квалифицировался как резидент Нидерландов по национальному законодательству, но как нерезидент Нидерландов по соглашению Нидерландов с Бельгией. На этом основании, по мнению нидерландского налогового органа, налогоплательщик лишился права уменьшать базу налога

1 См.: Федеральный налоговый вестник соответственно 1980/531 и 1981/517.

2 Налоговые вести Нидерландов, 1980/170.

15.4. Источники международного налогового права 353

на доходы на сумму процентов по кредиту (mortgage), полученному на приобретение недвижимости на территории Бельгии.

Согласно национальному законодательству налогоплательщик имел право уменьшать базу налога на доходы на эти проценты. Однако в соответствии с международным договором доходы от недвижимого имущества, расположенного на территории Бельгии, могли облагаться только в Бельгии. Налогоплательщик в обоснование своей позиции утверждал, что его налоговые обязательства были бы меньше, если бы международного договора вообще не существовало, и что международный договор не может увеличивать налоговое бремя. Тем не менее Верховный Суд Нидерландов отверг эти доводы и установил, что «нет никаких оснований для того, чтобы международный договор не мог увеличивать налоговое бремя, так как на основании статьи 60 Конституции он является частью правовой системы Нидерландов».

В Российской Федерации данный вопрос не решен ни законодательством, ни судебной практикой. Так, неопределенность в вопросе о налоговом бремени может возникать в тех случаях, когда соглашение об избежании двойного налогообложения предусматривает максимальный размер ставки налога, которую соответствующая сторона соглашения может применить к тому или иному доходу. Например, Соглашение от 15 февраля 1980 г. между Союзом ССР и Королевством Норвегии об избежании двойного налогообложения доходов и имущества’ устанавливает, что дивиденды, выплачиваемые юридическим лицом —- резидентом одного договаривающегося государства резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в первом государстве, а начисляемый налог в этих случаях не должен превышать 20% от валового размера дивидендов.

По национальному законодательству России дивиденды, получаемые иностранными юридическими лицами, облагаются по ставке 15%. В одном из писем Госналогслужба России довела до сведения налогоплательщиков ставку в размере 20% среди «действующих ставок налогообложения отдельных видов доходов», установленных в международных соглашениях2. Представляется, что в данном конкретном случае международное соглашение истолковано Госналогслужбой России неправильно. Указанная выше норма соглашения с Норвегией как по своему буквальному смыслу, так и по смыслу, оцениваемому во взаи-

1 Действующие межправительственные и межгосударственные соглашения СССР с

Другими странами по вопросам налогообложения. М., 1984. Вып. 1.

2 Письмо Госналогслужбы России от 31 мая 1995 г. № ЮУ-6-06/308 «О ставках на

логообложения, установленных в соглашениях об избежании двойного налогообложе

ния» // Налоговый вестник. 1995. № 9.

Глава 15. Понятие международного налогового права

мосвязи с иными его положениями, состоит из двух частей: коллизионной и материально-правовой. Коллизионная часть данной нормы отсылает к национальному законодательству облагающего государства, а материально-правовая устанавливает предельную ставку налога на тот случай, если национальным законодательством облагающего государства предусмотрена ставка, превышающая предел, установленный соглашением.

Очевидно, что во избежание подобных ситуаций целесообразно установить в НК РФ правило о презумпции уменьшения налогового бремени налогоплательщика в соответствии с международным договором.

15.5. Режимы налогообложения субъектов иностранного права

К субъектам иностранного права в налоговых отношениях применяются следующие основные режимы налогообложения:

национальный режим;

режим недискриминации;

режим наибольшего благоприятствования;

режим взаимности.

Рассмотрим эти режимы на примере налогообложения субъектов иностранного права в Российской Федерации.

15.5.1. Национальный режим

Национальный режим применяется наиболее широко, предполагает равенство субъектов иностранного и национального права в области налогообложения. Равенство проявляется в двух аспектах: непосредственно в налоговом статусе субъектов иностранного права, т.е. в их правах и обязанностях как налогоплательщиков, и в наиболее важных элементах конкретных налоговых обязательств.

Концепция равенства субъектов иностранного и национального права в налоговом статусе отражена в части первой НК РФ. Так, в ст. 21 и 23 при перечислении прав и обязанностей налогоплательщиков не делается различия между субъектами национального и иностранного права. Это означает, что субъекты иностранного права всех категорий (нерезиденты и ненациональные лица) имеют те же права и несут те же обязанности, что и субъекты национального права всех категорий (резиденты и национальные лица). Данное правило распространяется на права и обязанности налогоплательщиков как в сфере материально-правовых, так и в сфере процессуальных налоговых отношений. Например, и российские, и иностранные субъекты имеют одинаковое

15.5. Режимы налогообложения субъектов иностранного права 355

материальное право использовать налоговые льготы и обязаны встать на учет в налоговых органах.

Одним из наиболее важных проявлений национального режима в налоговом статусе является то, что субъекты иностранного права могут использовать те же способы защиты своих прав и интересов, что и субъекты национального права, а именно: не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, обжаловать решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц, требовать соблюдения налоговой тайны и возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Национальный режим налогообложения субъектов иностранного права проявляется и в наиболее важных элементах конкретных налоговых обязательств. Это прежде всего такие элементы юридического состава налогов, как объект и предмет налогообложения (естественно, с учетом принципа территориальности), налоговая база и масштаб налога, единица налогообложения, ставка налога, методы налогообложения и учета налоговой базы, налоговые льготы.

Дело в том, что именно эти элементы в наибольшей мере определяют степень налогового бремени. Так, применительно к налогу на прибыль организаций все указанные элементы налогового обязательства одинаковы как для российских организаций, так и для иностранных юридических лиц, ведущих деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства.

В зависимости от национальной принадлежности налогоплательщика различаются такие элементы налогового обязательства, как порядок и сроки уплаты налога, порядок исчисления налога, а также налоговый период, т.е. те элементы, которые меньше всего определяют степень налогового бремени. Зачастую такие различия в некоторых элементах налоговых обязательств обусловлены организационно-техническими и контрольными возможностями налоговых органов. Так, если физические лица, проживающие в России, уплачивают налог с имущества, переходящего в порядке наследования, после получения у нотариуса свидетельства о праве на наследство, то физические лица, проживающие за пределами России, — до получения этого документа.

15.5.2. Режим недискриминации

Этот режим предполагает, что каждое государство обладает правом на предоставление субъектам его национального права со стороны государства-партнера таких условий налогообложения, которые не хуже

356 Глава 15. Понятие международного налогового права

условий, предоставляемых этим государством субъектам национального права других стран. Нормы о недискриминации содержатся как в национальных налоговых законодательствах, так и в международных соглашениях.

Российское законодательство закрепляет принцип недискриминации как общий принцип налогового права, который в равной степени применим ко всем категориям налогоплательщиков независимо от государственной принадлежности. Так, НК РФ устанавливает, что «налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев» (абз. 1 п. 2 ст. 3), а также запрещает «устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала» (абз. 2 п. 2 ст. 3).

Более конкретные нормы о недискриминации в налоговых отношениях с иностранным элементом устанавливаются в соглашениях об избежании двойного налогообложения. Наиболее общий и самый распространенный вид запрещаемой дискриминации формулируется в соглашениях как возложение одним Договаривающимся Государством на национальных лиц (или резидентов) другого Договаривающегося Государства налоговых и связанных с ними обязательств, иных или более обременительных, чем налоговые и связанные с ними обязательства, которые возлагаются или могу т возлагаться на национальных лиц (или резидентов) первого Договаривающегося Государства или третьего государства при тех же условиях.

Соглашения устанавливают и иные виды запрещаемой налоговой дискриминации. При этом отдельные соглашения запрещают дискриминацию не только субъектов иностранного права, но и субъектов национального права, состоящих в определенных гражданско-правовых отношениях с субъектами иностранного права. Например, многие со-глашения.запрещают дискриминацию национальных компаний (компаний-резидентов), в уставном капитале которых участвуют субъекты иностранного права.

Также следует отметить, что применяемые в Российской Федерации режим недискриминации и национальный режим налогообложения субъектов иностранного права находятся в тесной взаимосвязи. Во-первых, и тот, и другой являются, по сути, отраслевым выражением, с одной стороны, конституционно-правовых принципов равного налогового бремени и равенства в налоговой сфере, а с другой стороны — ряда принципов международного публичного права. Во-вторых, данные режимы фактически предопределяют друг друга. Так, нормы, составляющие содержание национального режима, фактически создают

15.5. Режимы налогообложения субъектов иностранного права 357

условия для режима недискриминации путем установления равных прав и обязанностей налогоплательщиков независимо от государственной принадлежности и унификации наиболее существенных элементов налоговых обязательств. Нормы же, составляющие содержание режима недискриминации, в свою очередь создают условия для национального режима путем запрета дискриминации не только относительно субъектов права других стран, но и относительно субъектов собственного (национального) права.

15.5.3. Режим наибольшего благоприятствования

Режим наибольшего благоприятствования предполагает обязательство государства предоставлять государству-партнеру и субъектам его права льготные (наиболее благоприятные) условия по сравнению с теми, которые действуют или могут быть введены для любой третьей страны.

15.5.4. Режим взаимности

Режим взаимности предполагает предоставление субъектам иностранного права благоприятных условий налогообложения, если субъекты права предоставляющего государства пользуются аналогичными благоприятными условиями в данном иностранном государстве. Некоторые элементы этого режима прослеживаются и в законодательстве Российской Федерации. Так, в соответствии с ранее действовавшим Законом «О подоходном налоге с физических лиц» взимание подоходного налога с иностранных физических лиц в Российской Федерации могло быть прекращено или ограничено на основе принципа взаимности в случае, если в соответствующем иностранном государстве то же самое предпринято по отношению к гражданам Российской Федерации1.

Кроме национального законодательства, возможность применения режима взаимности предусматривается некоторыми международными соглашениями об избежании двойного налогообложения. В частности, это предусмотрено в Конвенции между Правительством СССР и Правительством Японии от 18 января 1986 г. об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы.

Таким образом, налоговые отношения с участием субъектов иностранного права регулируются с учетом элементов нескольких экономических режимов (схема VI—6).

1 См.: п. 5 ст. 16 Закона РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 12. Ст. 591 (ныне утратил силу).

Основы международного налогового права

Дисциплина: Юриспруденция
Тип работы: Диплом
Тема: Основы международного налогового права

Министерство образования Республики Беларусь
Частное Учреждение образования
БЕЛОРУССКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ
Кафедра
Финансового права
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине «
налоговое право»
на тему:
Основы международного налогового права».
Подготовил:
студент 5 курса,
юридического факультета
специализация: «хозяйственное право»
Кузьменок Павел Валерьевич
Научный руководитель:
доцент, кандидат юридических наук
Говзич Валерий Георгиевич
Минск, 2005
ПЛАН
Введение………………………………………………………..………….….3
Глава
. Международное сотрудничество и международное
налогообложение…………………………………………………..…6
1.1. Понятие международное сотрудничество
и международного налогообложения…………………………………..6
1.2. Правила международного налогообложения
физических лиц………………………………………………………… 9
1.3. Определение налогового статуса юридических лиц……………….12
1.4. Цели международного сотрудничества
………………………..15
Глава
. Международные договоры и соглашения……………………………16
2.1. Происхождение и типы налоговых соглашений………………….. 16
2.2. Национальное законодательства и международное право…………20
2.3. Международное налоговое право и
международные договоры (соглашения)………………………………22
Глава
. Двойное налогообложение и уклонение от уплаты налогов…..….28
3.1. Понятие двойного налогообложения………………………………..28
3.2. Методы устранения двойного налогообложения…………………..34
3.3. Особенности при определении статуса представительства……….37
3.4. Борьба с уклонением от уплаты налогов………………………….. 43
Заключение………………………………..……………………………………. 46
Список используемых источников………………………………………….. 49
ВВЕДЕНИЕ
Прогрессирующая интернационализация экономических, производственных и культурных процессов, происходящих в жизни человеческого общества, является характерной чертой современного
исторического развития. В настоящее время существует общее стремление стран и народов к взаимовыгодному сотрудничеству на основе уважения интересов и прав друг друга, к осознанной
защите общих целей в деле сохранения мира и недопущения новой мировой войны.
Среди основных барьеров, препятствующих такому сотрудничеству, в дипломной работе будет раскрыта проблема двойного налогообложения, возникающая в отношении лиц и организаций,
осуществляющих свою деятельность в двух или более странах. В настоящее время особое внимание уделяется этой проблеме и рекомендуемый путь ее решения – заключение межгосударственных
(или межправительственных) налоговых соглашений.
Налоги – сложный социальный институт, имеющий длительную историю. Они непосредственно отражают уровень культурного, экономического, политического развития общества. Кроме того,
налоги оказывают мощное обратное воздействие прежде всего на состояние политической и экономической системы. В частности, значение налогов как политического инструмента нередко
связывают с феноменом государственной власти, с проблемой государственного суверенитета. «Налог был всегда важнейшим проявлением государственного суверенитета. Обладать властью облагать
налогом значит управлять государством».[18,
Налоги как предмет межгосударственного регулирования – явление уже доказавшее свою важность и особую значимость для международного экономического сотрудничества, широкое
развитие которого остается постоянным, неизменным направлением в налоговой политике на международной арене. Действительно, если до второй мировой войны насчитывались лишь десятки
налоговых соглашений (в основном между странами Западной Европы), то к девяностым годам в СССР их было заключено уже более 650, а к настоящему времени это число составляет гораздо
более тысячи. Среди участников таких соглашений кроме развитых стран мира и многие развивающиеся государства. Проблемы международных налоговых отношений обсуждаются на многих
международных форумах (например, ООН, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНК.ТАД).
Чем же вызван такой стремительный рост интереса к этой проблеме? Какие противоречия скрываются за ней?
Однозначного ответа на эти вопросы дать нельзя….

Предмет, метод и система международного налогового права

Согласно господствующему в мировой юридической науке пониманию, международное налоговое право (как сложный нормативный комплекс) не принадлежит полностью ни к национальной системе права, ни к международной системе правового регулирования. Вместе с тем оно стремится сформировать единый механизм регулирования, обеспечивающий устранение налоговых преград для трансграничных экономических отношений. Практические потребности регулирования и реальное состояние правил международного налогообложения таково, что пока они не позволяют ставить вопрос о международном налоговом праве как об элементе некой формирующейся глобальной правовой системы мирового сообщества.

Однако нельзя не отметить, что в сфере международного налогообложения интенсивно развиваются инструменты регулирования, характеризуемые как «мягкое право» (soft law), которые обладают признаками универсальности и выступают как проводники становления так называемого транснационального налогового права (Transnationales Steurrecht). Напомним также, что сходные явления наблюдаются и в иных сферах трансграничного регулирования (в том числе в областях, связанных с международным частным правом).

В перспективе в области международного налогообложения заметны тенденции к зарождению универсальной (глобальной) системы правого регулирования, понимаемой как новый формирующийся правовой порядок, переплавляющий и соединяющий в единое целое международную (наднациональную) и национальные системы права. При этом очевидно, что как и существующая в современных условиях система международного права, она (глобальная система регулирования) могла бы быть сегментирована не только по отраслевому критерию, но и по регионально-территориальному. Это позволяет уже сейчас выделить не только некие ростки универсального (глобального) международного налогового права (проявляющиеся на первом этапе в развитии положений транснационального права), но и его региональные компоненты – европейское международное налоговое право, международное налоговое право региональных интеграционных образований в Латинской Америки, международное (интеграционное) на’юговое Евразийского экономического сообщества и т.п., а также международное налоговое право применительно к отдельному государству, например, международное налоговое право России. Региональные компоненты международного налогового права, воспроизводят некие намечающиеся черты универсального (глобального) международного налогового права, непосредственное формирование которого пока воспринимается, если и не как утопия, но как относительно отдаленная историко-юридическая перспектива.

В юридико-техническом отношении международное налоговое право представляет собой сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и международными организациями, в том числе посредством заключения международных налоговых соглашений и принятия правовых актов в рамках национального правопорядка, предметом регулирования которого являются межгосударственные и иные налоговые отношения с иностранным элементом (или трансграничные налоговые отношения).

С точки зрения общих структурных моделей международных налоговых отношений, можно выделить следующие их разновидности:

  • 1) между государствами о разграничении налоговых юрисдикций при заключении соответствующих налоговых отношений;
  • 2) между государствами и международными организациями о порядке осуществления международно-правового регулирования (например, отношения, возникающие в этой сфере между государствами – членами ОЭСР и непосредственно институтами ОЭСР, ответственными за выработку общих инструментов реализации налоговой политики в сфере международного налогообложения);
  • 3) между компетентными налоговыми (финансовыми) органами различных государств, например, по оказанию правовой помощи по налоговым делам и по осуществлению исполнения иностранных налоговых требований;
  • 4) между государствами и физическими лицами (организациями) – налогоплательщиками, в тех случаях, когда в соответствующем налоговом правоотношении присутствует иностранный элемент на стороне субъекта (налоговая обязанность исполняется нерезидентом либо резидентом, но перед иностранным государством) либо объекта (налоговое правоотношение возникло в связи с объектом налогообложения, относящимся к территории иностранного государства);
  • 5) между специально формируемыми международными налоговыми арбитражами и участниками арбитражного разбирательства в тех случаях, когда их создание предусматривается налоговым договором, иным соглашением заинтересованных государств или при создании международной организации.

Перечень разновидностей международных налоговых отношений, перечисленных выше, не является исчерпывающим, однако показывает ключевые структурные элементы, важные для характеристики предмета международного налогового права.

Отметим, что иногда в составе международного налогового права отдельно выделяется право соглашений об избежании двойного налогообложения (Law of Double Taxation Conventions). Однако сам термин «международное налоговое право» традиционно используется применительно как к собственно международным, так и внутригосударственным (по источнику закрепления) налоговым правилам, регулирующим ситуации, затрагивающие территорию более чем одного государства, т.е. так называемые трансграничные ситуации.

Метод международного налогового права отражает дуализм этого комплекса правовых норм, объединяющих собственно международный и «внутригосударственно-трансграничный» компоненты налогово-правового регулирования. Соответственно в рамках отношений между государствами о разграничении налоговых юрисдикций, между государственными органами различных государств об оказании правовой помощи по налоговым делам и в иных подобных отношениях применяется метод согласований, концептуально основанный на регламентации отношений «равного с равным». Речь идет об отношениях с участием субъектов со сходной или идентичной правосубъектностью, обладающих в качестве участников международного общения одинаковым (или однопорядковым) объемом прав и обязанностей. Именно в свете отмеченного для регулирования подобных отношений традиционно применяется метод согласований: субъекты должны договариваться о формах своего взаимодействия, закреплять их в достигаемых соглашениях и затем руководствоваться ими.

Для налоговых отношений с иностранным элементом, возникающих между определенными государствами и физическими лицами (организациями) – налогоплательщиками, характерно воздействие императивного метода правового регулирования, который в целом отражает черты метода регулирования национального налогового нрава соответствующего государства.

Международное налоговое право обладает необходимыми признаками целостной юридической системы, предназначенной для правового регулирования определенной сферы отношений. Его юридическое единство и системная автономия выражаются в единстве используемой терминологии и применяемых юридических конструкциях, единых принципах, целостной системе источников правового регулировании, достаточно четко очерченном предмете регулирующего воздействия. Можно выделить следующие структурные элементы в составе международного налогового права:

  • 1. Общую часть (общие положения), которая охватывает основные понятия, конструкции и принципы международного налогового права, включая понятие налогового резидентства и принципы его определения, понятие постоянного представительства и правила о международной налоговой правосубъектности, нормы, направленные на разграничение налоговых юрисдикций государств, установление специального налогового режима определенных территорий и т.д.
  • 2. Институт трансграничного налогообложения прямыми налогами. Он включает нормы о взимании в трансграничных ситуациях налогов на доход (прибыль) физических лиц и компаний, а также налогов на имущество и наследство. В частности, традиционно отдельно выделяются правила о налогообложении:
  • 1) доходов от использования недвижимого имущества (income from immovable property);
  • 2) прибыли от активной предпринимательской деятельности (business profits)•,
  • 3) доходов от международных перевозок – обычно морских, речных и воздушных (shipping, inland waterways transport and air transport);
  • 4) дивидендов (dividends);
  • 5) процентов (interest);
  • 6) роялти, т.е. авторских вознаграждений и лицензионных платежей (royalties);
  • 7) доходов от отчуждения имущества/от прироста капитала (capital gains);
  • 8) доходов от работы по найму (income from employment);
  • 9) вознаграждений членам советов директоров (directors’ fees);
  • 10) доходов от деятельности артистов и спортсменов {artists and sportsmen);
  • И) пенсий {pensions);
  • 12) доходов от государственной службы {government services);
  • 13) доходов студентов и некоторых иных доходов, связанных с реализацией научных и образовательных программ;
  • 14) иных категорий доходов (other income).

Правила взимания налогов с имущества в трансграничных ситуациях не требуют столь детальной классификации.

Особыми правилами (и обычно – отдельно заключаемыми конвенциями) регламентируются вопросы взимания налогов с наследств в трансграничных ситуациях. Однако для Российской Федерации этот вопрос не столь актуален ввиду отмены соответствующего налога.

Для устранения двойного (множественного) налогообложения вводятся процедуры применения метода освобождения и (или) метода зачета.

В целом рассматриваемый институт в настоящее время представляет собой наиболее разработанную и детально регламентированную часть международного налогового нрава. Во многом этому способствовало широкое применение модельных налоговых конвенций, которые позволили сформировать единые подходы к решению вопросов трансграничного налогообложения именно по упомянутым прямым налогам.

3. Институт трансграничного налогообложения косвенными налогами. Он включает правила об определении места реализации товаров, услуг, работ в трансграничных ситуациях, а также о применении принципа страны назначения и возмещении налога при экспорте товаров, а иногда и услуг (работ).

В виду существенных различий в области косвенного налогообложения в разных странах систематизация правил трансграничного косвенного налогообложения встречает существенные преграды. На сегодняшний день указанная систематизация осуществляется, как правило, в рамках отдельных региональных интеграционных образований – ЕС, МЕРКОСУР, ЕврАзЭС (Таможенный союз). При этом обеспечивается гармонизация, а иногда и унификация косвенного налогообложения государств-членов и тем самым создается необходимая основа для введения единых правил устранения двойного (множественного) налогообложения по косвенным налогам.

4. Институт международной правовой помощи по налоговым делам включает правила о достижении соглашений в спорных случаях международного налогообложения (mutual agreement procedure), правила об обмене информацией по налоговым делам (exchange of information), правила о помощи при взимании налогов по требованиям другого государства (assistance in the collection of taxes). Перечисленные группы норм (правила) наиболее подробно разработаны применительно к прямым налогам и систематизированы, в частности, в модельных конвенциях ОЭСР и ООН.

Вместе с тем вопросы финансового мониторинга и обмена оперативной информацией, как правило, не относятся к данному институту международного налогового права.

5. Институт противодействия уклонению и обходу налогового закона в трансграничных ситуациях. Он объединяет совокупность специализированных норм и правил, закрепляемых как в нормах национального налогового права, так и в международных налоговых договорах. К ним прежде всего относятся следующие правила: об ассоциированных предприятиях (associated enterprises); о трансфертном ценообразовании (transfer pricing)•, о недостаточной капитализации (thin capitalization); о зарубежных контролируемых корпорациях (controlled foreign corporations); об ограничении преимуществ по налоговому договору (limitation on benefits) и некоторые др.

В заключение необходимо отметить, что международное налоговое право находится еще на ранних этапах своего развития. В свете этого, хотя рассмотренная система принципиально отражает его фактически сложившееся содержание, нельзя говорить о том, что она позволяет выявить глубокие свойства юридических норм и регулируемых отношений. В частности, группировка многих норм международного налогового права отражает лишь традиционное деление доходов по шедулам (schedule), т.е. классификацию доходов в зависимости от источника их получения, практикуемую в странах англосаксонской системы права.

  • См.: Reimer E. Transnationales Steurrecht, Internationales Verwaltung srecht. Miinchen, 2007. S. 181–205.
  • См.: Берандзе Μ. P. Концепция транснационального права в международном праве: дис. … канд. юрид. наук. М., 2010.
  • См.: Pistorie Р. Towards European international tax law // EC Tax Review. 2005. № 1. P. 4. В частности, П. Пистоне отмечает, что в ЕС отчетливо наблюдается движение «…по направлению к Европейскому международному налоговому праву, некой правой системе, в которой государства-члены будут в значительной степени лишены своего национального налогового суверенитета; европейские граждане, тем временем, будут иметь доступ к полной и непосредственной защите своих индивидуальных прав в юрисдикции Суда Европейского Союза …» (Р. 4).
  • См.: Mazz A., Pistorie P. Reflexiones en torno a un modelo latinoamericano de convenio de doble imposicion. Montevideo, 2010.
  • См.: Налоговое право Евразийского экономического сообщества: правовой режим НДС / под ред. Д. В. Винницкого. М., 2010.
  • См., например: Mattsson N. Op. cit.; Ryser W. Introduction au Droit Fiscal International de la Suisse, Miinchen, 1980; Hohn E. Handbuch des Internationalen Steuerrechts der Schweiz. Miinchen, 1993; Xavier A. Op. cit. 1994.
  • См.: Lang М. Introduction to the Law of Double Taxation Conventions. Vienna, 2010.
  • Cm.: Vogel K. Klaus Vogel on Double Taxation Conventions: a Commentary to the OECD, UN- and US Model Conventions for the avoidance of double taxation on income and capital with particular reference to German Treaty practice by Klaus Vogel. L., 1997. P. 10–11. Буквально в оригинале: «The law of double taxation is a branch of what is commonly called “international tax law”. Traditionally, this term has been used to refer to all international as well as domestic tax provisions relating specifically to situations involving the territory of more than one State, co-called “cross-border situations”».
  • Рубрикация базируется на структуре модельных конвенций ООН и ОЭСР. См., в частности: ст. 6–8, 10–13, 15–21, 22 данных конвенций.
  • Существенные точки соприкосновения могут быть также выявлены при анализе институтов оказания правовой помощи (соответственно – но уголовным делам и по налоговым делам), которые обеспечивают функционирование положений названных отраслей права. См. по данной проблематике применительно к международному уголовному праву: Лазутин Л. А. Правовая помощь по уголовным делам как межотраслевой нормативный комплекс. Екатеринбург, 2008.
  • Сопоставление соответствующих регулирующих механизмов позволяет предположить, что финансовый мониторинг и иные средства противодействия легализации противоправных доходов целесообразно относить к международному уголовному праву. См. также: Прошунин Μ. М. Финансовый мониторинг в системе противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (российский и зарубежный опыт): дис. … д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 46–123.